ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 25 августа 2004 г. N 7773/04
Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2004 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего Тумаркина В.М., судей Вышняк Н.Г. и Першутова А.Г. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фаворит 777" о признании не действующим Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 08.01.2004 N ВГ-3-22/7@ "Об утверждении формы заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес" в части, обязывающей налогоплательщиков при регистрации в налоговом органе игровых автоматов указывать в заявлении о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес заводской номер и завод-изготовитель.
Протокол вела помощник судьи Никитина Л.В.
В судебном заседании приняли участие:
от ООО "Фаворит 777" - Горошко Е.О. (доверенность от 05.08.2004), Кирьянов В.В. (доверенность от 08.06.2004);
от Федеральной налоговой службы (ранее - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам) - Брандт Л.А. (доверенность от 05.08.2004 N САЭ-19-14/254), Горбунова В.В. (доверенность от 13.08.2004 N САЭ-19-14/264).
Суд установил:
ООО "Фаворит 777" обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании не действующим Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 08.01.2004 N ВГ-3-22/7@ "Об утверждении формы заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес" (далее - Приказ) в части, обязывающей налогоплательщиков при регистрации в налоговом органе игровых автоматов указывать в заявлении о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес заводской номер и завод-изготовитель.
Заявитель указывает, что оспариваемое им положение Приказа не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - Кодекс), нарушает его права как налогоплательщика, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 366 Кодекса налогоплательщик обязан поставить на учет (зарегистрировать) в налоговом органе по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика каждый объект налогообложения. Форма заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (далее - министерство).
Утвержденная оспариваемым Приказом министерства форма заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес содержит графу 3 в таблице "Игровые автоматы", в которой налогоплательщик указывает заводской номер игровых автоматов и завод-изготовитель.
Объектами налогообложения налогом на игорный бизнес в силу пункта 1 статьи 366 Кодекса признаются игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы.
Под игровым автоматом подразумевается специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения (статья 364 Кодекса).
Из приведенных норм Кодекса не следует, что объект налогообложения - игровой автомат при регистрации в налоговом органе должен быть индивидуализирован по номеру и заводу-изготовителю. Регистрации подлежит лишь общее количество каждых объектов налогообложения, указанных в пункте 1 статьи 366 Кодекса, что необходимо для исчисления налоговой базы в соответствии со статьей 367 Кодекса.
Поэтому, по мнению заявителя, названная графа в оспариваемой части не соответствует статье 4, статье 364, пунктам 1 и 2 статьи 366, статье 367 Кодекса, поскольку министерством возложена на налогоплательщиков дополнительная обязанность, не предусмотренная Кодексом и не влияющая на исчисление налоговой базы и суммы налога. Неисполнение же этой обязанности влечет отказ в регистрации налоговым органом объектов налогообложения и применение к организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, ответственности, установленной пунктом 7 статьи 366 Кодекса. В отношении ООО "Фаворит 777" такая ответственность была применена по результатам осмотра налоговым органом помещений игорного заведения, в ходе которого выявлено, что в них установлены игровые автоматы с иными заводскими номерами, чем заявленные изначально.
Федеральная налоговая служба, возражая против доводов заявителя, указывает, что Приказ от 08.01.2004 N ВГ-3-22/7@ издан в соответствии с пунктом 2 статьи 366 Кодекса. Форма заявления, направляемая налогоплательщиками в налоговый орган, о регистрации каждого объекта налогообложения соответствует требованиям пунктов 1 и 2 статьи 366 Кодекса.
Содержащаяся в заявлении информация необходима для осуществления налогового контроля за своевременной регистрацией налогоплательщиками каждого объекта (объектов) налогообложения в целях последующей проверки соблюдения налогоплательщиками порядка исчисления налога, предусмотренного статьей 370 Кодекса.
В соответствии с Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.07.2002 N 64 "О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, и номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии" игровые автоматы относятся к продукции, подлежащей сертификации. Согласно Приказу Госстандарта России от 24.01.2000 N 22 "О принятии правил проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу", изданным в целях реализации статьи 13 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", игровой автомат должен быть снабжен идентификационной таблицей с данными о производителе, дате изготовления, типе, серийном номере.
Требование министерства об указании налогоплательщиком в заявлении о регистрации объектов налогообложения данных о заводском номере каждого игрового автомата и заводе-изготовителе основано на отраслевом законодательстве Российской Федерации и не противоречит законодательству Российской Федерации о налогах и сборах, в связи с чем Федеральная налоговая служба просит отказать ООО "Фаворит 777" в удовлетворении заявленного требования.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав представленные доказательства, суд считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 365 Кодекса налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются, в частности, организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
ООО "Фаворит 777" имеет лицензию от 25.10.2002 N 000006, выданную Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту, на право осуществления вида деятельности: организация и содержание тотализаторов и игорных заведений.
Требования о регистрации в налоговом органе каждого объекта налогообложения, изменений количества объектов налогообложения и их выбытия установлены статьей 366 Кодекса "Объекты налогообложения".
Объектами налогообложения признаются игровой автомат, игровой стол, касса тотализатора, касса букмекерской конторы.
Каждый игровой автомат, признаваемый объектом налогообложения, подлежит регистрации не позднее чем за два рабочих дня до даты его установки.
В пункте 4 указанной статьи Кодекса установлены правила о том, что объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения и считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшении) количества объектов налогообложения.
Информация об установке объекта (новых объектов) и выбытии объекта (объектов) налогообложения оказывает влияние на объем налогового обязательства, определяемого налогоплательщиком ежемесячно (налоговый период) в соответствии с порядком исчисления налога, установленного пунктами 3 и 4 статьи 370 Кодекса:
при установке нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения;
при установке нового объекта (новых объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения;
при выбытии объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая выбывший объект (объекты) налогообложения) и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения;
при выбытии объекта (объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая выбывший объект (объекты) налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.
Указанные положения Кодекса учтены в налоговой декларации по налогу на игорный бизнес, утвержденной Приказом министерства от 26.12.2003 N БГ-3-22/719 "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на игорный бизнес и инструкции по ее заполнению", которая содержит расчеты налога по объекту налогообложения "игорные автоматы" с учетом даты их установки и выбытия.
Следовательно, положения статьи 366 Кодекса о необходимости регистрации налогоплательщиком в налоговом органе каждого игрового автомата, признаваемого объектом налогообложения, любых изменений количества объектов налогообложения в связи с установкой или выбытием каждого игрового автомата касаются налоговой базы (статья 367 Кодекса) и непосредственно связаны с порядком исчисления налога (статья 370 Кодекса).
Налоговые органы вправе осуществлять налоговый контроль в формах, предусмотренных главой 14 Кодекса, в частности посредством выездных и камеральных налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверок данных учета и отчетности, осмотра помещений, используемых для извлечения дохода, и в других формах, предусмотренных Кодексом (пункт 1 статьи 82 Кодекса).
Налоговые органы при осуществлении налогового контроля вправе потребовать у налогоплательщика информацию, влияющую на определение объема налогового обязательства, в частности данные об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, документы, служащие основанием для исчисления налога, и иные документы о деятельности налогоплательщика (статья 31, пункт 1 статьи 54, статья 88 Кодекса).
Дата установки и дата выбытия каждого игрового автомата влияют на сумму налога, подлежащую ежемесячной уплате налогоплательщиком. Поэтому в целях налогового контроля Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы вправе потребовать данные о соответствующих изменениях количества игровых автоматов в каждом налоговом периоде.
Данные о номере игрового автомата и заводе-изготовителе служат целям налогового контроля и являются доступными для налогоплательщика сведениями, позволяющими налоговому органу идентифицировать каждый объект налогообложения.
По существу, вопрос о несоответствии Кодексу оспариваемого положения Приказа министерства от 08.01.2004 N ВГ-3-22/7@ заявитель подменяет вопросом о целесообразности истребования необходимой налоговому органу информации, позволяющей идентифицировать объект налогообложения на различных стадиях налогового контроля.
В этих целях министерство сочло необходимым осуществлять налоговый контроль на стадии регистрации объекта налогообложения, допустимость чего усматривается из содержания взаимосвязанных положений пунктов 2 - 6 статьи 366 и пунктов 3 - 4 статьи 370 Кодекса.
Требование министерства об указании налогоплательщиком в заявлении о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес заводского номера игрового автомата и завода-изготовителя в каждом случае установки игрового автомата соответствует смыслу главы 29 Кодекса, поскольку преследует цель осуществления налогового контроля за общим количеством объектов налогообложения и порядком исчисления налога.
Таким образом, оспариваемый Приказ министерства не изменяет и не дополняет главу 26 Кодекса. Основания, приведенные заявителем в своем заявлении, не дают суду оснований сделать вывод о противоречии названного Приказа в оспариваемой части статье 4, статье 364, пунктам 1 и 2 статьи 366 и статье 367 Кодекса.
Руководствуясь статьями 170, 176, 194 и 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
решил:
признать Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 08.01.2004 N ВГ-3-22/7@ "Об утверждении формы заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес" в части, обязывающей налогоплательщиков при регистрации в налоговом органе игровых автоматов указывать в заявлении о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес заводской номер и завод-изготовитель, соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации.
Председательствующий судьи
В.М.ТУМАРКИН
Судьи
Н.Г.ВЫШНЯК
А.Г.ПЕРШУТОВ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области