ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 мая 2013 г. N ВАС-2794/13
Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2013 г.
Полный текст решения изготовлен 27 мая 2013 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Александрова В.Н., судей Андреева Е.И., Березия А.Е. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Демо" о признании Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 N 422 недействующими и не соответствующими части 9 статьи 6 и части 13 статьи 17 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" в отношении перевозки и реализации сырого молока.
Протокол вел помощник судьи Болгар П.В.
В заседании приняли участие представители:
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Бондарь А.В. - заместитель директора правового департамента (доверенность от 09.01.2013 N 02), Косарева Н.И. - начальник отдела судебной работы департамента правового обеспечения (доверенность от 09.01.2013 N 04).
Общество с ограниченной ответственностью "Демо" в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд
установил:
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 N 422 утверждены Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов (далее - Правила), которые устанавливают порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов и являются обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы и гражданами, занятыми производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения.
Оспариваемый нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.11.2006 N 8524.
В обоснование своего требования ООО "Демо" ссылается на то, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, необоснованно возлагает на него дополнительные обязанности.
По мнению заявителя, сырое молоко, направляемое на промышленную переработку, должно сопровождаться декларацией о соответствии и товарно-транспортными документами, предусмотренными частями 23 и 24 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2006 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Технический регламент), что исключает необходимость получения при перевозке и реализации сырого молока ветеринарных сопроводительных документов.
В отзыве на заявление Минсельхоз России просит отказать в удовлетворении заявленного требования как необоснованного.
Проверив доводы, содержащиеся в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Технического регламента условия получения от сельскохозяйственных животных молока, перевозки, реализации и утилизации сырого молока, сырого обезжиренного молока и сырых сливок, молочных продуктов непромышленного производства должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
Согласно статьям 15 и 21 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" запрещаются реализация и использование для пищевых целей молока, молочных продуктов, иной продукции животного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутым в установленном законом порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.
Продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.
Частью 12 статьи 17 Технического регламента предусмотрено, что при поставках сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок на молокоприемные пункты или в организации, осуществляющие их промышленную переработку, юридические и физические лица предъявляют документы, выданные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на проведение государственного контроля (надзора) в сфере ветеринарии, и подтверждающие безопасность сырого молока на основании результатов проведения ветеринарно-профилактических мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации о ветеринарии.
Как следует из пункта 1.2 Правил ветеринарно-сопроводительные документы, характеризующие ветеринарно-санитарное состояние, территориальное и видовое происхождение сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды продукции животного происхождения, подлежащие заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.
Пунктом 1.3 Правил предусмотрено, что партии грузов должны сопровождаться ветеринарными свидетельствами формы N N 1, 2, 3 - при перевозке грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации; ветеринарными справками формы N 4 - при перевозке грузов в пределах района (города).
Декларация о соответствии продукции, на которую ссылается заявитель, удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технического регламента, но не свидетельствует о безопасности продукции в ветеринарном отношении.
Документами, подтверждающими безопасность продукции в ветеринарном отношении, в частности то, что сырое молоко, сырые сливки получены от здоровых сельскохозяйственных животных на территории, благополучной в отношении инфекционных и других болезней, общих для человека и животных являются ветеринарные свидетельства и ветеринарные справки.
Таким образом, оспариваемые обществом Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 N 422, приняты в пределах предоставленных полномочий и соответствуют Федеральному закону "Технический регламент на молоко и молочную продукцию и Закону Российской Федерации "О ветеринарии".
При названных обстоятельствах заявление общества не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167, 168, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 N 422, соответствующими части 9 статьи 6 и части 13 статьи 17 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", статьям 15 и 21 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" в отношении перевозки и реализации сырого молока.
Обществу с ограниченной ответственностью "Демо" в удовлетворении заявленного требования отказать.
На решение может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора.
Председательствующий судья
В.Н.АЛЕКСАНДРОВ
Судья
Е.И.АНДРЕЕВ
Судья
А.Е.БЕРЕЗИЙ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области