ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 октября 2015 г. N АКПИ15-971
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Р. о признании частично недействующим пункта 1 Правил установления, выплаты и возобновления выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, исполнявшим полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 635,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 635 утверждены Правила установления, выплаты и возобновления выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, исполнявшим полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Правила). Нормативный правовой акт размещен 16 июля 2014 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), опубликован 21 июля 2014 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 29, ст. 4141.
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что они в соответствии со статьями 29 и 44 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" определяют порядок установления, выплаты и возобновления выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", гражданам Российской Федерации, не менее одного года исполнявшим полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, полномочия которых в качестве члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы были прекращены досрочно в случае, указанном в пункте "д" части первой статьи 4 Федерального закона), депутата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва, освобожденного от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления им депутатских полномочий, члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, осуществлявшего или продолжающего осуществлять свои полномочия с января 1996 года, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации первого и второго созывов (за исключением депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва, являвшихся одновременно членами Правительства Российской Федерации), а также народного депутата РСФСР созыва 1990 - 1995 годов, являвшегося членом Верховного Совета Российской Федерации или осуществлявшего депутатскую деятельность в Верховном Совете Российской Федерации либо в его органах на постоянной основе.
Р., исполнявший полномочия депутата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва в период с 11 января 1994 г. по 22 января 1996 г., обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 1 Правил в части ограничения круга депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва, имеющих право на получение ежемесячной доплаты к пенсии, депутатами, освобожденными от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления ими депутатских полномочий. Свое требование мотивировал тем, что оспариваемый в части пункт Правил противоречит части второй статьи 2, части второй статьи 29 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", статье 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статье 1 Протокола N 1 от 20 марта 1952 г.). По мнению административного истца, установленное правовое регулирование осуществлено Правительством Российской Федерации за пределами делегированных ему полномочий в сфере регулирования мер социального обеспечения лиц, избираемых всенародным голосованием в состав органа законодательной власти, снижает уровень пенсионного обеспечения депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва, не освобожденных от выполнения производственных или служебных обязанностей на время исполнения ими депутатских полномочий, и при реализации пенсионных прав ставит их в неравное положение с депутатами, освобожденными от таких обязанностей, поэтому носит дискриминационный характер.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России), уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации - административного ответчика по делу, в письменных возражениях на административное исковое заявление указало, что Правила утверждены высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий, оспариваемое нормативное положение соответствует законодательству Российской Федерации, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Р. в судебное заседание, о котором извещен надлежащим образом, не явился.
Обсудив доводы административного истца, выслушав объяснения его представителя Г., возражения представителя административного ответчика Е., пояснения специалиста С., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Согласно части второй статьи 29 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ) право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", имеет гражданин Российской Федерации, не менее одного года исполнявший полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (за исключением гражданина, полномочия которого в качестве члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы были прекращены досрочно в случае, указанном в пункте "д" части первой статьи 4 данного федерального закона).
Действие указанной нормы федеральным законодателем распространено также на депутатов Совета Федерации первого созыва, освобожденных от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления ими депутатских полномочий, на членов Совета Федерации, осуществлявших или продолжающих осуществлять свои полномочия с января 1996 года, на депутатов Государственной Думы первого и второго созывов, за исключением депутатов Государственной Думы первого созыва, являвшихся одновременно членами Правительства Российской Федерации, на народных депутатов РСФСР созыва 1990 - 1995 годов, являвшихся членами Верховного Совета Российской Федерации или осуществлявших свою депутатскую деятельность в Верховном Совете Российской Федерации или в его органах на постоянной основе (части вторая и третья статьи 44 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ).
В части девятой статьи 29 названного федерального закона закреплено, что порядок установления, выплаты и возобновления выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной этим федеральным законом, определяется Правительством Российской Федерации.
Из содержания приведенных законоположений следует, что гражданин, исполнявший обязанности депутата Совета Федерации первого созыва без освобождения от выполнения производственных или служебных обязанностей, не имеет права на подобную ежемесячную доплату к пенсии.
Таким образом, оспариваемое нормативное положение принято Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и во исполнение требований статей 29, 44 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ, которому полностью соответствует.
Поскольку категории лиц, имеющих право на ежемесячную доплату к соответствующей пенсии, установлены не Правительством Российской Федерации, а федеральным законом, утверждения административного истца о том, что оспариваемый пункт Правил по сравнению с нормами Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ (в частности, статьями 2, 29) носит дискриминационный характер, лишены правового основания.
Иных нормативных правовых актов большей юридической силы, которым противоречит пункт 1 Правил, также не имеется.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Р. о признании частично недействующим пункта 1 Правил установления, выплаты и возобновления выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, исполнявшим полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 635, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области