ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 октября 2022 г. N АКПИ22-700
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Кириллова В.С.,
при секретаре Е.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Д. об оспаривании пункта 2(1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации",
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее также - Постановление N 1050) утверждены особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", приложением N 1 к которым являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее также - Правила).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 31 января 2011 г., N 5.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 г. N 609 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", размещенным на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 26 мая 2017 г. и опубликованным в Собрании законодательства Российской Федерации 29 мая 2017 г., N 22, Правила дополнены пунктом 2(1), согласно которому социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).
Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании пункта 2(1) Правил не действующим с момента принятия, поскольку указанное положение, как исключающее возможность использования молодыми семьями, в частности его семьей, социальной выплаты на приобретение жилого помещения у близких родственников, в том числе полнородных братьев, вводит необоснованные ограничения по заключению договоров купли-продажи жилого помещения между родственниками, нарушает принцип свободы договора, ограничивает круг лиц - получателей социальной выплаты и противоречит статьям 1, 3, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статье 20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В обоснование требований административный истец указал, что его семья снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ввиду утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения, и впоследствии исключена из сводного списка молодых семей - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" со ссылкой на пункт 2(1) Правил в связи с приобретением (с привлечением средств ипотечного кредита) жилого помещения, доля которого принадлежала его родному брату. Тем самым семья утратила право на получение социальной выплаты на погашение ипотечного кредита и процентов.
Административный ответчик Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 12 сентября 2022 г. N ДГ-П49-15279), в письменных возражениях на административный иск указавшему, что Правила приняты полномочным органом, в оспариваемой части соответствуют актам большей юридической силы и прав Д. не нарушают.
Административный истец Д. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Правительства Российской Федерации К. поддержала правовую позицию, изложенную в письменных возражениях, просила отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Нефедова О.Н., обсудив доводы административного искового заявления, заслушав возражения представителя административного ответчика, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Полномочия Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти на момент принятия оспариваемого акта были определены Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (утратил силу в связи с принятием Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"), статьями 13, 23 которого было закреплено, что Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации.
В настоящий момент аналогичные полномочия закреплены в статьях 5, 13 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 г. N 738-О-О, от 19 октября 2010 г. N 1333-О-О, от 14 июля 2011 г. N 988-О-О, от 16 июля 2013 г. N 1195-О и др.).
Во исполнение предписаний части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 г. N 1050 утвердило особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", приложением N 1 к которым являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Положения Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" при издании Постановления N 1050 и постановления Правительства Российской Федерации, вносящего в него в оспариваемой части изменения, соблюдены.
Таким образом, Постановление N 1050 и утвержденные им Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования приняты Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных законом полномочий с соблюдением формы и порядка введения в действие.
Из пункта 1 Правил следует, что данные Правила устанавливают порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.
В соответствии с пунктом 2 Правил социальные выплаты используются в том числе для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
Согласно государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, одним из способов эффективного решения задач в рамках реализации государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере является предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в соответствии с приложениями к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденным Постановлением N 1050.
Социальная выплата, предоставляемая за счет средств бюджетных ассигнований молодым семьям, в том числе имеющим детей, носит строго целевой характер и по своей правовой природе является мерой государственной поддержки молодых семей, направленной на создание условий для осуществления ими конституционного права на жилище.
Правительство Российской Федерации, реализуя в рамках государственных программ возложенные на него полномочия, вправе устанавливать круг получателей социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, ее размер, а также условия предоставления и использования.
К числу таких условий относится оспариваемый административным истцом пункт 2(1) Правил, предусматривающий, что социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников. Введение такого ограничения использования социальной выплаты обусловлено практикой заключения мнимых и притворных сделок с близкими родственниками с целью получения социальной выплаты в отсутствие фактического отчуждения жилого помещения и улучшения жилищных условий молодой семьи. Такое использование социальной выплаты, не направленное на улучшение жилищных условий, противоречит принципу адресности и целевого характера бюджетных средств, закрепленному в статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и препятствует решению задач и целей государственной программы Российской Федерации по обеспечению доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.
Тем самым внесенные Правительством Российской Федерации в Правила дополнения, оспариваемые Д., направлены на реализацию мероприятий названной государственной программы Российской Федерации и обеспечение целевого расходования средств федерального бюджета.
Основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Федерального закона или иного акта, имеющего большую юридическую силу по отношению к Правилам и устанавливающего иные условия, при которых молодая семья вправе получить социальную выплату, не имеется.
Доводы административного истца о противоречии пункта 2(1) Правил статьям 1, 3, 421 ГК РФ и статье 20 НК РФ являются несостоятельными. Названные нормы ГК РФ регулируют основные начала гражданского законодательства (статья 1), вопросы соотношения данного кодекса и иных актов, содержащих нормы гражданского законодательства, способы разрешения возникающих коллизий (статья 3), свободу договора (статья 421).
Оспариваемые в части Правила не содержат ограничений по заключению договоров, в том числе купли-продажи жилого помещения, а регулируют условия предоставления и использования социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.
Пункт 2(1) Правил не противоречит и статье 20 НК РФ, содержащей условия, определяющие взаимозависимых лиц для целей налогообложения, и имеющей, тем самым, иной предмет правового регулирования.
Вопреки утверждениям административного истца оспариваемые в части Правила не содержат предписаний, противоречащих положениям указанных им статей ГК РФ, НК РФ.
При этом пункт 2(1) Правил согласуется с положениями действующего законодательства Российской Федерации в части определения круга близких родственников в соответствии со статьей 14 Семейного кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое нормативное положение соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает и не ограничивает прав административного истца в упоминаемых им аспектах.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Д. об оспаривании пункта 2(1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
И.Д.АБАКУМОВА
В.С.КИРИЛЛОВ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области