ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 декабря 2021 г. N АКПИ21-866
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Назаровой А.М.,
при секретаре Б.А.,
с участием прокурора Власовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СКФ" о признании недействующим пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан",
установил:
пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" (далее также - Постановление) установлено, что в случае вывоза из Российской Федерации в другие государства - члены Евразийского экономического союза товаров, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00, 2710, 2711, 2712 (за исключением кодов 2712 90 110 0, 2712 90 190 0), 2713 11 000 0, 2713 12 000, 2713 20 000 0 - 2713 90 900 0, таможенное декларирование осуществляется в соответствии с правом Евразийского экономического союза и Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без взимания таможенных сборов за таможенные операции.
Общество с ограниченной ответственностью "СКФ" (далее - ООО "СКФ", Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 4 Постановления, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 25 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., статьям 1, 2, 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, статье 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", статье 392 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", незаконно возлагают на него обязанность по осуществлению таможенного декларирования вывозимых им товаров иностранного происхождения в Республику Беларусь, чем нарушают его права, свободы и законные интересы.
Как указывает административный истец, он осуществляет поставку товаров, подпадающих под перечисленные в пункте 4 Постановления коды ТН ВЭД ЕАЭС (смазки пластичные и смазочные масла, классифицируемые в соответствии с кодами 2710 19 9800 и 2710 19 8400 ТН ВЭД ЕАЭС), из Российской Федерации в Республику Беларусь. ООО "СКФ" является дочерней компанией международной промышленной группы SKF, импортирует и продает потребителям на территории России и Евразийского экономического союза (далее также - ЕАЭС, Союз) подшипники для различных отраслей промышленности и сопутствующие товары, в том числе смазочные масла и пластичные смазки на основе минеральных масел для обслуживания подшипниковых узлов. В январе 2019 г. Общество поставило в Республику Беларусь товар - смазки пластичные и смазочные масла. Центральной энергетической таможней в отношении ООО "СКФ" возбуждены три дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за недекларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию. Поводом к возбуждению дел об административном правонарушении послужил тот факт, что при вывозе смазочных масел и пластичных смазок в Республику Беларусь ООО "СКФ" не задекларировало их. По мнению таможенного органа, Общество обязано было декларировать товар на основании пункта 4 Постановления.
По утверждению административного истца, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования требований таможенного декларирования во взаимной торговле между государствами - членами ЕАЭС или возможности установления актами национального законодательства государств - членов ЕАЭС таких требований не предусмотрено. ООО "СКФ" заявило сведения о поставках товаров в Республику Беларусь путем подачи статистической формы учета перемещения товаров по взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС, т.е. исполнило в соответствии с законодательством обязанность по декларированию товаров в целях учета.
Представители административного истца ООО "СКФ" Д., Б.Г. в судебном заседании поддержали заявленные требования, пояснив, что пункт 4 Постановления не может применяться, поскольку Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 321 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", во исполнение которой издан оспариваемый нормативный правовой акт, признана утратившей силу, и у Правительства Российской Федерации не имеется полномочий на регулирование данных отношений.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной таможенной службе, Министерству юстиции Российской Федерации (поручение от 18 октября 2021 г. N ДГ-П4-14708).
Представитель Правительства Российской Федерации Ш. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца ООО "СКФ" Д., Б.Г., административного ответчика Правительства Российской Федерации Ш., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"). Аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации содержались в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Определяя полномочия Правительства Российской Федерации в области экономики, Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" в пункте 9 статьи 18 устанавливает, что Правительство Российской Федерации осуществляет общее руководство таможенным делом в Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на основании и во исполнение федеральных законов и указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в сфере таможенного регулирования.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" Правительство Российской Федерации в пункте 4 Постановления установило правило о декларировании при вывозе из Российской Федерации в другие государства - члены Евразийского экономического союза товаров, относящихся к товарной группе с кодом 27 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), а именно: топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества, воски минеральные, что соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, законодательству Российской Федерации о таможенном регулировании и не нарушает права административного истца.
Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" 13 июля 2011 г., Собрании законодательства Российской Федерации 18 июля 2011 г., N 29 (действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. N 1391).
Одним из принципов функционирования таможенного союза Договор о Евразийском экономическом союзе называет осуществление свободного перемещения товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных названным Договором (подпункт 5 пункта 1 статьи 25).
В соответствии с пунктом 2 статьи 79 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее также - Договор о ЕАЭС) к отношениям хозяйствующих субъектов государств-членов, осуществляющих свою деятельность в сферах электроэнергетики, газа, нефти и нефтепродуктов, не урегулированным разделом XX Договора, применяется законодательство государств-членов.
В целях эффективного использования потенциала топливно-энергетических комплексов государств-членов, а также обеспечения национальных экономик основными видами энергетических ресурсов (электроэнергия, газ, нефть и нефтепродукты), государства-члены развивают долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество в сфере энергетики, проводят скоординированную энергетическую политику, осуществляют поэтапное формирование общих рынков энергетических ресурсов (пункт 1 статьи 79).
Государства - члены ЕАЭС осуществляют поэтапное формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза согласно приложению N 23 к Договору о ЕАЭС с учетом переходных положений, предусмотренных пунктами 6 и 7 статьи 104 указанного Договора (пункт 1 статья 84).
Определяя основы сотрудничества в нефтяной сфере, принципы формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов Союза, а также принципы обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов, Протокол о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов (приложение N 23 к Договору о ЕАЭС) в пункте 3 предусматривает, что при формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза государства-члены исходят из принципа неприменения во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 26 октября 2017 г. N 2497-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Югэнергосистема" на нарушение конституционных прав и свобод частью 8 статьи 321 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" пришел к выводу, что нормы пункта 4 Постановления, допускающие возможность установления Правительством Российской Федерации случаев, когда при вывозе товаров из Российской Федерации в другие государства - члены Евразийского экономического союза осуществляется их таможенное декларирование, предполагают, что такое декларирование производится в соответствии с правилами Евразийского экономического союза, исходят из приоритета международных норм.
Согласно пункту 5 статьи 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее также - Таможенный кодекс ЕАЭС) таможенные правоотношения, не урегулированные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, до урегулирования соответствующих правоотношений такими международными договорами и актами регулируются законодательством государств - членов Союза о таможенном регулировании.
Таможенный кодекс ЕАЭС определяет таможенное декларирование как заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 35 пункта 1 статьи 2).
Сохранение таможенного декларирования товаров 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС при их вывозе из Российской Федерации в государства - члены Евразийского экономического союза обусловлено необходимостью обеспечения энергетической и экономической безопасности Российской Федерации и обеспечения контроля за вывозом энергоресурсов из Российской Федерации в государства - члены Евразийского экономического союза.
В силу части 1 статьи 392 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" таможенные правоотношения, не урегулированные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, до урегулирования соответствующих правоотношений такими международными договорами и актами регулируются законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании и иными правовыми актами Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, если иное не установлено статьей 444 Таможенного кодекса ЕАЭС. Следовательно, ссылки административного истца на отсутствие у Правительства Российской Федерации полномочий по установлению таможенного декларирования товаров 27 группы ТН ВЭД ЕЭАС при их вывозе из Российской Федерации в государства - члены Евразийского экономического союза несостоятельны.
Статья 104 Таможенного кодекса ЕАЭС устанавливает общие положения о таможенном декларировании. Из содержания данной нормы Таможенного кодекса ЕАЭС следует, что обязанность декларировать товары при их помещении под таможенную процедуру, включая случаи, установленные пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 данного Кодекса, установлена Кодексом императивно, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 204, пунктами 3, 14 - 17 статьи 286 и пунктом 7 статьи 301 поименованного Кодекса, когда товары не подлежат таможенному декларированию.
Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено названным Кодексом (пункт 2 статьи 104 Таможенного кодекса ЕАЭС).
Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части 7 статьи 11 предусматривает, что вывоз товаров из Российской Федерации, имеющих статус товаров Союза в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС, из Российской Федерации в государства - члены Союза осуществляется без ограничений, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" основаны на ошибочном толковании норм материального права и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Ссылки административного истца на представление статистической отчетности являются несостоятельными, так как формы статистической отчетности и обязанность по подаче таких сведений в отношении товаров, перемещаемых внутри ЕАЭС, не связаны с обязанностью по декларированию товаров, поскольку указанные отношения регулируются иными положениями Договора о ЕАЭС.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "СКФ" о признании недействующим пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
А.М.НАЗАРОВА
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области