Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21.04.2022 N АКПИ22-106 "Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 24 календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям в части и пункта 14 порядка проведения профилактических прививок, утв. Приказом Минздрава России от 06.12.2021 N 1122н"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 апреля 2022 г. N АКПИ22-106

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре К.Ю.,

с участием прокурора Русакова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям А. и Ш.М. об оспаривании пункта 24 календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям в части и пункта 14 порядка проведения профилактических прививок, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 декабря 2021 г. N 1122н,

установил:

пунктом 1 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 декабря 2021 г. N 1122н (далее - Приказ), 20 декабря 2021 г. зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации, N 66435, и опубликованного 20 декабря 2021 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, утверждены календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (далее - Календарь прививок) и порядок проведения профилактических прививок (далее - Порядок).

Пунктом 24 Календаря прививок установлены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2. К приоритету 1-го уровня относятся: лица в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн и более. К приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг. К приоритету 3-го уровня относятся: государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу. Дети от 12 до 17 лет (включительно) (вакцинация проводится добровольно при наличии письменного заявления одного из родителей (или иного законного представителя).

Согласно пункту 14 Порядка вакцинация детей от 12 до 17 лет (включительно) против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, проводится добровольно по письменному заявлению одного из родителей (или иного законного представителя).

А., на дату рассмотрения дела достигшая совершеннолетия, и Ш.М., <...> года рождения, обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 14 Порядка, как противоречащего пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон N 157-ФЗ) и частям 1, 2 статьи 20, части 2 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), устанавливающим, что наличие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из родителей либо иного законного представителя требуется на проведение профилактических прививок несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет или больному наркоманией несовершеннолетнему в возрасте до 16 лет.

В судебном заседании административный истец Ш.М. в порядке, установленном частью 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изменил (дополнил) предмет административного иска требованием о признании не действующим пункта 24 Календаря прививок в части, предусматривающей наличие письменного заявления одного из родителей (или иного законного представителя) на проведение добровольно вакцинации детей от 12 до 17 лет (включительно) против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, ссылаясь на несоответствие оспариваемого предписания приведенным нормам федеральных законов и нарушение его конституционного права на охрану здоровья.

В обоснование требования административный истец указал, что на основании оспариваемых положений нормативного правового акта ему было отказано в проведении вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, из-за отсутствия заявления от родителей.

Представитель административного истца К.П. поддержал административный иск и просил его удовлетворить.

А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Административный ответчик Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) и заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях на административный иск указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, оспариваемые положения Календаря прививок и Порядка не противоречат нормативным правовым актам большей юридической силы и не нарушают права, свободы и законные интересы административных истцов.

В судебном заседании представители Минздрава России - Ш.А. и Минюста России - М. просили отказать в удовлетворении требования.

Выслушав стороны, заинтересованное лицо, проверив соответствие нормативных правовых актов в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливает Федеральный закон N 157-ФЗ.

Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней. В области иммунопрофилактики государство гарантирует: доступность для граждан профилактических прививок; бесплатное проведение профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях независимо от организационно-правовой формы, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании (пункты 1 и 2 статьи 4 Федерального закона N 157-ФЗ).

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок по эпидемическим показаниям (статья 1 Федерального закона N 157-ФЗ).

Из положений статей 10 и 11 Федерального закона N 157-ФЗ следует, что профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней в соответствии с требованиями санитарных правил и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются также федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Таким органом согласно пункту 1, подпунктам 5.2.93 и 5.2.94.1 пункта 5 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, является Минздрав России, утвердивший оспариваемые в части Календарь прививок и Порядок.

Следовательно, Приказ издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы, порядка принятия и введения в действие.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 157-ФЗ граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях независимо от организационно-правовой формы, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании.

Таким образом, включение профилактической прививки в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям предоставляет гражданам право бесплатной вакцинации.

Статьей 11 Федерального закона N 157-ФЗ установлены требования к проведению профилактических прививок, согласно которым профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, одного из родителей либо иного законного представителя несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, законного представителя лица, признанного недееспособным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2). По смыслу пункта 4 данной статьи, эти прививки проводятся в соответствии с требованиями санитарных правил и в порядке, установленном Минздравом России.

Под медицинским вмешательством в соответствии с Федеральным законом N 323-ФЗ понимается выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 части 1 статьи 2).

Статья 20 названного закона закрепляет, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи (часть 1). В отношении лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 данного федерального закона, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель (пункт 1 части 2).

Несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с Федеральным законом N 323-ФЗ, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с частями 2 и 9 статьи 20 этого закона (часть 2 статьи 54 Федерального закона N 323-ФЗ).

Профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, включена в Календарь прививок (пункт 24). К приоритету 3-го уровня категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации, отнесены дети от 12 до 17 лет (включительно) с указанием, что вакцинация проводится добровольно при наличии письменного заявления одного из родителей (или иного законного представителя).

Пункт 4 Порядка предусматривает, что перед проведением профилактической прививки лицу, подлежащему вакцинации или ревакцинации, или его законному представителю разъясняются необходимость иммунопрофилактики инфекционных болезней, возможные поствакцинальные реакции и осложнения, а также последствия отказа от проведения профилактической прививки и оформляется информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона N 323-ФЗ.

Пункт 14 Порядка указывает на то, что вакцинация детей от 12 до 17 лет (включительно) против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, проводится добровольно по письменному заявлению одного из родителей (или иного законного представителя) с оформлением информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство с соблюдением требований статьи 20 Федерального закона N 323-ФЗ.

Вопреки доводам административных истцов, оспариваемыми положениями нормативного правового акта установлен порядок проведения указанных профилактических прививок, а не ограничения права граждан на бесплатные профилактические прививки, включенные в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Реализация права несовершеннолетних в возрасте старше пятнадцати лет на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с Федеральным законом N 323-ФЗ обеспечивается предписанием пункта 4 Порядка, в связи с чем утверждение административных истцов о несоответствии нормативного правового акта в оспариваемой части пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 157-ФЗ, частям 1 - 2 статьи 20, части 2 статьи 54 Федерального закона N 323-ФЗ является необоснованным.

Какие-либо нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу и устанавливающие иной порядок проведения гражданам профилактических прививок по эпидемическим показаниям, чем указанный в Приказе, отсутствуют.

Принимая во внимание, что Календарь прививок и Порядок в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права, свободы и законные интересы административных истцов, в удовлетворении заявленных требований следует отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административных исковых заявлений А. и Ш.М. об оспаривании пункта 24 календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям в части и пункта 14 порядка проведения профилактических прививок, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 декабря 2021 г. N 1122н, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области