Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.10.2019 N АКПИ19-605 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "а" пункта 5 требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 253>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 октября 2019 г. N АКПИ19-605

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,

при секретаре Б.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" о признании недействующим подпункта "а" пункта 5 требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 253,

установил:

согласно подпункту "а" пункта 5 требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг (далее - Требования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 253, размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, и регионального оператора, в общем размере платежей потребителя в отношении платежей потребителя, перечисленных исполнителю за расчетные периоды, следующие за датой вступления в силу данного документа, определяется в следующем порядке:

при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу в полном размере - в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу не в полном размере - в размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.

Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (сокращенно - ООО "Городская УК") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта "а" пункта 5 Требований, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку возлагают на управляющую компанию обязанность покрывать обязательства перед ресурсоснабжающими организациями за объем коммунального ресурса за счет средств, поступивших от потребителей в оплату потребленных коммунальных услуг, исходя из сумм платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу, нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности.

Как указывает административный истец, ООО "Городская управляющая компания" является управляющей организацией - исполнителем коммунальных услуг. Оспариваемые положения нормативного правового акта обязывают ООО "Городская управляющая компания" перечислять все поступившие денежные средства от жителей поставщику тепловой энергии. Арбитражные суды взыскивают с управляющей компании не только поступившие от жителей деньги, а всю сумму, которую управляющая компания начисляет жителям, без учета неплатежей жителей. Это позволяет поставщику тепловой энергии получить неосновательное обогащение за счет оплаты за неоказанную услугу по поставке энергоресурса в случае превышения начисленной жителям суммы над стоимостью фактически поступившей тепловой энергии исходя из показания общедомовых приборов учета. В случае если со следующего года поставщик тепловой энергии поменяется, управляющая компания будет вынуждена за счет своих собственных средств вернуть переплату жителям, а при банкротстве предыдущего поставщика - понесет существенные убытки.

По мнению административного истца, недопустимо возложение на управляющую компанию - исполнителя коммунальных услуг - обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем они были потреблены по показаниям приборов учета.

В суде представитель ООО "Городская управляющая компания" Н. поддержала заявленные требования и пояснила, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат также главе 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормам договорного права, Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральному закону от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", очередности списания денежных средств со счета, являются неопределенными.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 13 августа 2019 г. N КЧ-П9-6915).

Представитель Правительства Российской Федерации П. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца ООО "Городская управляющая компания" Н., административного ответчика Правительства Российской Федерации П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 155 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 6.2, предусматривающей, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Во исполнение предписаний федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 253 утверждены Требования (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. N 897).

Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 2 апреля 2012 г., N 14, "Российской газете" 3 апреля 2012 г.

Документ определяет требования, предъявляемые к управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищно-строительному, жилищному кооперативу и иному специализированному потребительскому кооперативу при осуществлении ими расчетов с ресурсоснабжающими организациями за ресурсы, поставляемые по заключаемым указанными лицами договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), необходимые для предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилых домов коммунальной услуги соответствующего вида.

Предусмотренный подпунктом "а" пункт 5 Требований порядок расчета управляющей организации с ресурсоснабжающими организациями за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, соответствует нормам жилищного законодательства, гражданского права.

Согласно пункту 4 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение данного Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

Обязанность управляющей организации, получающей плату от граждан за коммунальные услуги, осуществить расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, по заключенным договорам холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, определена частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации являются несостоятельными.

Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 157 устанавливает общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них (учет потребленного коммунального ресурса исходя из показаний приборов учета, отсутствие которых восполняется применением расчетного способа определения количества энергетических ресурсов, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг).

Регулируя отношения по договору энергоснабжения, § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации в статье 544 определяет, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок внесения платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, установлен высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий в сфере регулирования жилищных отношений и не может рассматриваться как противоречащий федеральным законам "О теплоснабжении", "О водоснабжении и водоотведении", главе 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормам договорного права, очередности списания денежных средств со счета, установленной статьей 855 названного Кодекса, которые данные отношения не регулируют.

Статья 855 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в порядке очередности.

Оспариваемые положения нормативного правового акта закрепляют требования к порядку расчета за ресурсы с ресурсоснабжающими организациями и не определяют характера поступивших в распоряжение управляющей организации денежных средств.

Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному регулировал порядок осуществления расчетов управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищностроительного кооператива с ресурсоснабжающими организациями и региональными операторами, не имеется.

Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения. Оспариваемые положения пункта 5 Требований по своему содержанию являются ясными и определенными.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" о признании недействующим подпункта "а" пункта 5 требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 253, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области