Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.07.2025 N АКПИ25-246 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими Правил дорожного движения Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 июля 2025 г. N АКПИ25-246

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Бугакова О.А., Кузьмичева С.И.,

при секретаре Е.,

с участием прокурора Клевцовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т. о признании не действующими в части Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090,

установил:

постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее также - Постановление N 1090) утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации (далее также - Правила). Нормативный правовой акт официально опубликован 22 ноября 1993 г. в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации и действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2025 г. N 394.

Приложением 1 к Правилам установлены дорожные знаки (по ГОСТу Р 52289-2019 и ГОСТу Р 52290-2004).

В разделе 6 приложения 1 к Правилам приведены информационные знаки, которые информируют о расположении населенных пунктов и других объектов, а также об установленных или о рекомендуемых режимах движения (абзац первый).

Абзацем шестым указанного раздела установлен информационный знак 6.4 "Парковка (парковочное место)" и его применение: изображение на знаке символа таблички 8.8 "Платные услуги" указывает на организацию парковки (парковочного места) на платной основе. Изображение на знаке символа таблички 8.17 "Инвалиды" указывает на организацию парковки (парковочного места) только для транспортных средств, на которых установлен опознавательный знак "Инвалид". Действие знака, обозначающего парковку у края проезжей части около тротуара или на нем, распространяется до ближайшего перекрестка либо ограничивается табличкой 8.2.1.

Т., являющаяся инвалидом II группы, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором фактически просит признать не действующим абзац шестой раздела 6 приложения 1 к Правилам в той части, в которой изображение на знаке символа таблички 8.17 "Инвалиды" указывает на организацию парковки (парковочного места) только для таких транспортных средств, управляемых инвалидами, и транспортных средств, перевозящих инвалидов, на которых установлен опознавательный знак "Инвалид", ссылаясь на его несоответствие Федеральному закону от 18 июля 2019 г. N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и признании утратившим силу пункта 16 части 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), которым в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) внесены изменения, предусматривающие, по ее мнению, что с 1 января 2021 г. опознавательный знак "Инвалид" на транспортных средствах размещаться не должен, поскольку право на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств, управляемых инвалидами, и транспортных средств, перевозящих инвалидов, реализуется путем внесения информации об этих транспортных средствах в федеральный реестр инвалидов.

В обоснование своего требования административный истец указала, что ввиду отсутствия опознавательного знака "Инвалид" принадлежащее ей транспортное средство, сведения о котором внесены в федеральную государственную информационную систему "Федеральный реестр инвалидов", припаркованное в месте, предназначенном для стоянки транспортных средств инвалидов, было задержано инспектором дорожно-патрульной службы и перемещено на специализированную стоянку. Лицо, управлявшее данным транспортным средством, привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов.

По мнению административного истца, установленное оспариваемой нормой правовое регулирование лишает ее возможности реализовать право на бесплатное использование мест для парковки транспортного средства, управляемого инвалидом, или транспортного средства, перевозящего инвалида и (или) ребенка-инвалида, поскольку его осуществление поставлено в зависимость от размещения опознавательного знака "Инвалид" на автомобиле и позволяет привлекать к административной ответственности за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, лиц, имеющих право оставлять свой автомобиль на таком месте, а также препятствует возможности пользоваться льготами и привилегиями в процессе дорожного движения.

Административный ответчик Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 7 мая 2025 г. N ТГ-П50-16417), просившему в письменных возражениях на административный иск отказать в удовлетворении заявленного требования и указавшему, что Постановление N 1090 издано в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемые положения Правил соответствуют требованиям федерального законодательства, отвечают общеправовым критериям определенности, ясности, не допускают неоднозначного толкования и не могут рассматриваться как нарушающие права административного истца в указанных им аспектах.

Т. и ее представители, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

В судебном заседании представители Правительства Российской Федерации К. и С. поддержали правовую позицию, изложенную в письменных возражениях, просили отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Нефедова О.Н., изучив доводы административного истца, заслушав пояснения представителей административного ответчика, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Полномочия Правительства Российской Федерации как исполнительного органа государственной власти определены Федеральным конституционным законом от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", статьей 5 которого закреплено, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).

На дату принятия Постановления N 1090 аналогичные положения были закреплены в статье 30 Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. N 4174-I "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" (утратил силу в связи с принятием Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) (статья 1).

Участники дорожного движения обязаны выполнять требования Закона о безопасности дорожного движения и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 4 статьи 24 указанного закона).

Формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения и единой системы технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения согласно статье 6 Закона о безопасности дорожного движения находятся в ведении Российской Федерации.

Единый порядок дорожного движения на территории Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации дорожного движения) устанавливается правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 утверждены Правила, которые устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Абзац шестой раздела 6 приложения 1 к Правилам в оспариваемой административным истцом части был введен пунктом 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2022 г. N 1769, вступившим в силу с 1 марта 2023 г. (данное постановление 7 октября 2022 г. размещено на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru), 10 октября 2022 г. опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации).

Полномочия Совета Министров - Правительства Российской Федерации на принятие Правил административным истцом не оспариваются и проверены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации, в том числе решениями от 4 июня 2007 г. N ГКПИ07-372, от 14 июля 2009 г. N ГКПИ09-593, от 17 января 2012 г. N ГКПИ11-1938, от 9 сентября 2020 г. N АКПИ20-555, которыми установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт издан компетентным федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации к форме издания, процедуре его принятия, опубликования и вступления в силу.

Пунктом 1 статьи 21 Закона о безопасности дорожного движения установлено, что мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Законом об организации дорожного движения.

Регулируя общественные отношения, возникающие в процессе организации дорожного движения, а также при организации и осуществлении парковочной деятельности, Закон об организации дорожного движения в статье 3 к техническим средствам организации дорожного движения относит сооружения и устройства, являющиеся элементами обустройства дорог и предназначенные для обеспечения организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофоры, дорожные ограждения, направляющие устройства и иные сооружения и устройства) (пункт 10).

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к элементам обустройства автомобильных дорог относит в том числе дорожные знаки (пункт 5 статьи 3).

Парковка общего пользования согласно пункту 7 статьи 3 Закона об организации дорожного движения - это парковка (парковочное место), предназначенная для использования неограниченным кругом лиц.

Законом о безопасности дорожного движения парковка (парковочное место) определяется как специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения (абзац одиннадцатый части первой статьи 2).

Частью 9 статьи 12 Закона об организации дорожного движения установлено, что на парковках общего пользования должны выделяться места для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами, перевозящих инвалидов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дорожный знак 6.4 "Парковка (парковочное место)" определяет места, предназначенные для стоянки транспортных средств. Знаки дополнительной информации (таблички), приведенные в разделе 8 приложения 1 к Правилам, уточняют или ограничивают действие знаков, с которыми они применены, либо содержат иную информацию для участников дорожного движения. К табличкам, предоставляющим дополнительные права инвалидам в сфере дорожного движения, отнесены табличка 8.17 "Инвалиды", указывающая, что действие знака 6.4 распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак "Инвалид", и табличка 8.18 "Кроме инвалидов", указывающая, что действие знака не распространяется на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак "Инвалид".

Закрепленное в абзаце шестом раздела 6 приложения 1 к Правилам регулирование соответствует приведенным нормам закона и направлено на обеспечение эффективного государственного контроля за соблюдением правил остановки (стоянки) транспортных средств в местах, отведенных для остановки (стоянки) транспортных средств инвалидов, нарушение которых влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 12.19 КоАП РФ.

Довод административного истца о несоответствии установленного в абзаце шестом раздела 6 приложения 1 к Правилам положения о том, что изображение на знаке символа таблички 8.17 "Инвалиды" указывает на организацию парковки (парковочного места) только для транспортных средств, на которых установлен опознавательный знак "Инвалид", Федеральному закону N 184-ФЗ являются несостоятельным.

Закон о социальной защите инвалидов определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Федеральным законом N 184-ФЗ часть девятая статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов, определяющей обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, изложена в новой редакции, согласно которой на всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы данной части в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид" и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.

В настоящее время часть девятая статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов действует в редакции Федерального закона от 10 июля 2023 г. N 293-ФЗ, в соответствии с которой слова "федеральном реестре инвалидов" заменены словами "государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере".

Частью десятой статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов установлено, что в целях реализации права на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств сведения о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, размещаются в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" на основании заявления инвалида (его законного или уполномоченного представителя), поданного в установленном порядке в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" размещаются сведения в отношении одного транспортного средства, управляемого инвалидом, или одного транспортного средства, перевозящего инвалида и (или) ребенка-инвалида, при этом оператор обеспечивает возможность их изменения (часть двенадцатая статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов).

Из приведенных норм Закона о социальной защите инвалидов следует, что федеральный законодатель, определив в статье 15 указанного закона круг лиц, имеющих право на пользование платными городскими парковками на льготных условиях, закрепил требование об обозначении транспортных средств, управляемых инвалидами и перевозящих инвалидов, специальным знаком "Инвалид", а также о внесении соответствующих сведений о таком транспортном средстве в государственную информационную систему "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере".

Следовательно, наличие на транспортных средствах инвалидов опознавательного знака "Инвалид" предусмотрено непосредственно федеральным законом, в связи с чем положение о том, что изображение на знаке символа таблички 8.17 "Инвалиды" указывает на организацию парковки (парковочного места) только для транспортных средств, на которых установлен опознавательный знак "Инвалид", установленное абзацем шестым раздела 6 приложения 1 к Правилам, соответствует закону.

Учитывая, что оспариваемое положение нормативного правового акта не противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы, на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования следует отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Т. о признании не действующими в части Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
О.А.БУГАКОВ
С.И.КУЗЬМИЧЕВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области