Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.02.2022 N АКПИ21-1053 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 107 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, пункта 24 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 февраля 2022 г. N АКПИ21-1053

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Назаровой А.М.,

при секретаре Б.,

с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" о признании недействующими пункта 107 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034, пункта 24 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808,

установил:

согласно пункту 107 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034, контролю качества теплоснабжения подлежат следующие параметры, характеризующие тепловой и гидравлический режим системы теплоснабжения теплоснабжающих и теплосетевых организаций:

а) при присоединении теплопотребляющей установки потребителя непосредственно к тепловой сети: давление в подающем и обратном трубопроводах; температура теплоносителя в подающем трубопроводе в соответствии с температурным графиком, указанным в договоре теплоснабжения;

б) при присоединении теплопотребляющей установки потребителя через центральный тепловой пункт или при непосредственном присоединении к тепловым сетям: давление в подающем и обратном трубопроводе; перепад давления на выходе из центрального теплового пункта между давлением в подающем и обратном трубопроводах; соблюдение температурного графика на входе системы отопления в течение всего отопительного периода; давление в подающем и циркуляционном трубопроводе горячего водоснабжения; температура в подающем и циркуляционном трубопроводе горячего водоснабжения;

в) при присоединении теплопотребляющей установки потребителя через индивидуальный тепловой пункт: давление в подающем и обратном трубопроводе; соблюдение температурного графика на входе тепловой сети в течение всего отопительного периода.

В соответствии с пунктом 24 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808, показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения. В ценовых зонах теплоснабжения показатели качества теплоснабжения определяются в соответствии с разделом X(1) названных Правил.

Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (далее - ООО "Городская УК") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 107 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, пункта 24 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативных правовых актов противоречат положениям статей 469, 470 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержат правовую неопределенность, допускают неоднозначное толкование, нарушают его права и законные интересы, а также права собственников помещений в многоквартирных домах, поскольку в отсутствие у потребителя информации о графике температур и о фактической температуре на выходе из центрального теплового пункта лишают возможности контролировать качество тепловой энергии, поставляемой в многоквартирный дом.

Как указывает административный истец, ООО "Городская УК" является управляющей организацией - исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг и приобретает тепловую энергию по договору в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах. Из содержания подпункта "а" пункта 107 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя следует, что качество тепловой энергии определяется на выходе из источника тепловой энергии, и поставщик не отвечает за качество теплоносителя, дошедшего до точки поставки. Если теплоноситель остыл в трубопроводах, проходящих по воздуху без теплоизоляции, поставщик за его качество не отвечает. Из содержания подпунктов "б" и "в" пункта 107 указанных Правил следует, что контролируется соблюдение температурного графика на входе системы отопления, ни одним правовым документом не определено, что такое "температурный график на входе системы отопления", нет порядка его разработки и ответственных лиц. Потребитель тепловой энергии не имеет информации о графике температур и о фактической температуре на выходе из центрального теплового пункта, что не позволяет ему контролировать качество поставляемой в многоквартирный дом тепловой энергии.

По мнению административного истца, исходя из положений пунктов 24, 124(2) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации в ценовых зонах значение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе определяется в точке поставки от наружного воздуха. Таким образом, происходит дискриминация потребителей по региону проживания: в ценовых зонах контроль производится в точке поставки, в неценовых зонах контроль производит поставщик на выходе из источника тепла.

В суде представитель административного истца ООО "Городская УК" Г.Т. поддержала заявленные требования и пояснила суду, что арбитражные суды отклоняют требования ООО "Городская УК" о перерасчете стоимости некачественно поставленной тепловой энергии по тем основаниям, что показателями качества оказываемой коммунальной услуги являются параметры температуры воздуха в жилых помещениях, а не температура теплоносителя в подающем трубопроводе системы теплоснабжения.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству энергетики Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 27 декабря 2021 г. N ДГ-П51-19431).

Представители административного ответчика Правительства Российской Федерации Г.И., Б.А.В., П. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативных правовых актов изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя административного истца ООО "Городская УК" Г.Т., представителей административного ответчика Правительства Российской Федерации Г.И., Б.А.В., П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"). Аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов содержались в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

Исходя из положений пункта 3.1 части 1 статьи 4, части 7 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" утверждение правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2021 г. N 2033.

Оспариваемый нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 21 ноября 2013 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 25 ноября 2013 г., N 47.

Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и содержат в том числе характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению.

Устанавливая порядок контроля качества теплоснабжения, пункт 107 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя определяет, что контролю качества теплоснабжения подлежат такие параметры, характеризующие тепловой и гидравлический режим системы теплоснабжения теплоснабжающих и теплосетевых организаций, как давление и температура теплоносителя в соответствии с температурным графиком.

Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют законодательству в сфере теплоснабжения и не нарушают права административного истца.

Согласно Федеральному закону "О теплоснабжении" качество теплоснабжения - это совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя (пункт 2 статьи 2).

Регулируя вопросы организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, названный Федеральный закон в пункте 2 части 7 статьи 19 предусматривает, что правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя должны содержать, в частности, характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях их коммерческого учета и контроля качества теплоснабжения.

Федеральный закон "О теплоснабжении" в пункте 1 статьи 2 определяет тепловую энергию как энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1 статьи 13).

Доводы административного истца о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта не определяют понятие температурного графика на входе системы отопления, порядок его разработки, об отсутствии у потребителя информации о графике температур не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку Правительство Российской Федерации содержание Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя определило в соответствии с положениями части 7 статьи 19 Федерального закона "О теплоснабжении". Кроме того, названный Федеральный закон в части 7 статьи 23 предусматривает, что требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона "О теплоснабжении" к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение правил организации теплоснабжения.

Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации постановлением от 8 августа 2012 г. N 808 утвердило Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, действующие в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2021 г. N 2033.

Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 20 августа 2012 г., N 34, а также 21 и 28 августа, 11 и 25 сентября 2012 г. в издании "Российская Бизнес-газета" N 31 (начало), N 32 (продолжение), N 34 (продолжение), N 36 (окончание).

Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации устанавливают порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров (пункт 1).

Пункт 24 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации предусматривает, что в договоре теплоснабжения должны быть указаны параметры качества теплоснабжения в точке поставки, такие как температура и давление теплоносителя в подающем трубопроводе, что соответствует законодательству в сфере теплоснабжения и не нарушает права административного истца.

Договор теплоснабжения, согласно части 7 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении", является публичным для единой теплоснабжающей организации. Условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять как объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем, так и иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункты 1, 7 части 8 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении").

Ссылки административного истца на дискриминацию потребителей по региону проживания являются несостоятельными, поскольку Федеральный закон "О теплоснабжении" в главе 5.1 предусматривает особенности правового регулирования в ценовых зонах теплоснабжения. Раздел X(1) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации содержит особенности исполнения обязательств по обеспечению соблюдения значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в ценовых зонах теплоснабжения.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативных правовых актов статьям 469, 470 Гражданского кодекса Российской Федерации основаны на ошибочном толковании норм материального права и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 главы 30 данного Кодекса применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Регулирование отношений, связанных с договором теплоснабжения, предусмотрено Федеральным законом "О теплоснабжении".

Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Содержание пункта 107 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, пункта 24 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации является ясным и определенным.

Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному определял параметры, характеризующие тепловой и гидравлический режим системы теплоснабжения теплоснабжающих и теплосетевых организаций, подлежащие контролю качества, показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, не имеется.

Представленное ООО "Городская УК" решение арбитражного суда принято по результатам исследования фактических обстоятельств конкретного дела и не лишает административного истца в случае несогласия с ним права на обжалование судебных актов в порядке, установленном законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" о признании недействующими пункта 107 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034, пункта 24 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
А.М.НАЗАРОВА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области