ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 декабря 2020 г. N АКПИ20-666
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
судей Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., Назаровой А.М.
при секретаре Б.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Известия. Волга-Каспий" о признании недействующим абзаца второго пункта 1 Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. N 576,
установил:
согласно абзацу второму пункта 1 Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. N 576, в целях данных Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Известия. Волга-Каспий" (далее - ООО "Известия. Волга-Каспий") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 1 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в том числе частям 1, 3 статьи 14, и нарушают его права, поскольку в отличие от других субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих наравне с ООО "Известия. Волга-Каспий" деятельность информационных агентств, включенных в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 434, оно не может получить меры государственной поддержки.
Как указывает административный истец, ООО "Известия. Волга-Каспий" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 1 августа 2016 г. как микропредприятие, в качестве основного вида деятельности которого в Едином государственном реестре юридических лиц с 29 марта 2013 г. зарегистрирован ОКВЭД 58 "Деятельность издательская". При этом он является учредителем информационного агентства "Волга-Каспий", зарегистрированного в качестве средства массовой информации, выпускающего информационно-новостной сайт с зарегистрированным доменным именем: https://volga-kaspiy.ru. Инспекция ФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда отказала организации в предоставлении субсидии по причине того, что отрасль (ОКВЭД 58), в которой ведется деятельность получателя субсидии, не включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
По мнению административного истца, субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 г. в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. При этом абзац первый пункта 1 Правил не устанавливает, что деятельность, осуществляемая субъектом малого и среднего предпринимательства, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, должна быть основной. Подпункт "в" пункта 3 Правил также не содержит запрещающих положений в отношении основного вида деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, желающих получить субсидию.
Административный истец ООО "Известия. Волга-Каспий" извещен о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации (поручение от 7 октября 2020 г. N АБ-П13-12424).
Представители административного ответчика Правительства Российской Федерации Г., Л. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного ответчика Правительства Российской Федерации Г., Л., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
Часть 3 статьи 2 Федерального закона от 8 июня 2020 г. N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" предусматривает, что организации и индивидуальные предприниматели признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, и установленному Правительством Российской Федерации.
Указанный Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования и распространил действие положений статьи 2 данного Федерального закона на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 г. (статья 4).
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации постановлением от 24 апреля 2020 г. N 576 утвердило Правила (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2020 г. N 899).
Оспариваемый нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 27 апреля 2020 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 4 мая 2020 г., N 18.
Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 г. в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (абзац первый пункта 1).
Предусмотренное абзацем вторым пункта 1 Правил определение получателей субсидий по основному виду экономической деятельности (ОКВЭД) не противоречит действующему законодательству, установлено высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах делегированных ему полномочий и не нарушает права административного истца на гарантийную поддержку как субъекта малого и среднего предпринимательства.
Из содержания абзаца третьего пункта 1 Правил следует, что субсидии предоставляются в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей" предусматривает ведение единого государственного реестра юридических лиц, в котором содержатся сведения о юридическом лице, включая коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (подпункт "п" пункта 1 статьи 5).
Для определения основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами, используется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст.
Регулируя вопросы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами, Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части 1 статьи 14 устанавливает основные принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, одним из которых является равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах). В соответствии с частью 2 данной статьи при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Из содержания части 2 статьи 17 названного Федерального закона следует, что средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются государственным фондам поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Следовательно, доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта Федеральному закону "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" являются несостоятельными, поскольку вопросы предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, поименованный Федеральный закон не регулирует.
Ссылки административного истца на отдельные положения оспариваемых Правил не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Доводы ООО "Известия. Волга-Каспий" о получение субсидий субъектами малого и среднего предпринимательства, фактически не являющимися средствами массовой информации, но получившими субсидии по основаниям наличия в ЕГРЮЛ соответствующих кодов ОКВЭД, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку относятся к конкретным фактическим обстоятельствам и не свидетельствуют о незаконности оспариваемых положений нормативного правового акта.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Известия. Волга-Каспий" о признании недействующим абзаца второго пункта 1 Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. N 576, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Л.В.БОРИСОВА
А.М.НАЗАРОВА
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области