ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 ноября 2020 г. N АКПИ20-644
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., Назаровой А.М.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новые Кредитные Технологии" о признании недействующим подпункта "и" пункта 1 требований, предъявляемых к организациям, включаемым в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 г. N 291,
установил:
согласно подпункту "и" пункта 1 требований, предъявляемых к организациям, включаемым в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов (далее - Требования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 г. N 291, в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов, включаются организации, соответствующие, в том числе, следующим требованиям: организацией осуществлена в течение 3 лет, предшествующих вступлению в силу Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 271-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от своего имени и за свой счет деятельность по предоставлению займов физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, и количество таких договоров, заключенных организацией в течение указанного срока, составляет не менее 200.
Общество с ограниченной ответственностью "Новые Кредитные Технологии" (далее - ООО "Новые Кредитные Технологии") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта "и" пункта 1 Требований, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 2 части 1 статьи 1, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", необоснованно ограничивают конкуренцию на рынке ипотечных займов и закрывают доступ на рынок большинству компаний.
Как указывает административный истец, ООО "Новые Кредитные Технологии" до 1 октября 2019 г. с соблюдением особенностей, установленных статьями 6.1, 6.1-1 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (в редакции, действовавшей до 1 октября 2019 г.), осуществляло деятельность по предоставлению физическим лицам займов, обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, и намеревалось продолжить указанную деятельность в новом правовом поле, вступив в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов. Однако ввиду требований, установленных оспариваемой нормой, лишилось этого права, поскольку у него отсутствуют заключенные договоры в количестве "не менее 200". Кроме того, исходя из установленных ограничений ни одна новая (вновь зарегистрированная) компания не может быть включена в указанный перечень, так как не наберет необходимого количества договоров в силу прямого запрета выдавать ипотечные займы от имени обычных юридических лиц (без специального статуса).
По мнению административного истца, установление запретительного количества договоров "не менее 200" не подтверждено каким-либо финансово-экономическим обоснованием и ограничивает право небольших компаний (преимущественно региональных), желающих осуществлять деятельность на законных основаниях, на включение в названный перечень, а установление требования по сроку "в течение 3 лет, предшествующих вступлению в силу Федерального закона" полностью закрывает доступ на рынок для юридических лиц, созданных (зарегистрированных) после 1 октября 2019 г. (исключает даже теоретическую возможность включения в перечень).
В суде представители ООО "Новые Кредитные Технологии" З., С. поддержали административный иск и пояснили, что Требования введены без предварительного общественного обсуждения, а согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 28 сентября 2020 г. N ДГ-П16-11952).
Представитель Правительства Российской Федерации П. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца ООО "Новые Кредитные Технологии" З., С., административного ответчика Правительства Российской Федерации П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 271-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 6.1 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" дополнена частью 1.1, согласно которой перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов, подлежит опубликованию на официальном сайте единого института развития в жилищной сфере в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок формирования перечня уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов, а также требования, предъявляемые к включаемым в него организациям, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации постановлением от 16 марта 2020 г. N 291 утвердило Правила формирования перечня уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов (далее - Правила), и Требования.
Оспариваемый нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 18 марта 2020 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 23 марта 2020 г., N 12.
Правила устанавливают порядок формирования перечня уполномоченных акционерным обществом "ДОМ.РФ" организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению займов физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой (пункт 1).
Подпункт "и" пункта 1 Требований соответствует законодательству о потребительском кредите (займе), ипотечном жилищном кредитовании, направлен на содействие жилищному строительству и не нарушает права административного истца на осуществление предпринимательской деятельности.
Согласно Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единый институт развития в жилищной сфере - это акционерное общество, учрежденное Российской Федерацией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации об Агентстве ипотечного жилищного кредитования, которое осуществляет свою деятельность в целях содействия проведению государственной жилищной политики, развитию жилищной сферы, в том числе за счет привлечения в нее инвестиций, повышению доступности жилья и созданию комфортных условий для проживания граждан Российской Федерации, одной из основных задач которого является содействие развитию ипотечного жилищного кредитования и развитию рынка ипотечных ценных бумаг, иных финансовых инструментов, повышению их ликвидности (статья 2).
В силу части 1 статьи 6.1 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" (в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 271-ФЗ) деятельность по предоставлению кредитов (займов) физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, может осуществляться кредитными организациями, кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, учреждением, созданным по решению Правительства Российской Федерации для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы военнослужащих, единым институтом развития в жилищной сфере, а также организациями, осуществляющими деятельность по предоставлению ипотечных займов в соответствии с требованиями, установленными единым институтом развития в жилищной сфере, и включенными в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов.
Требование об осуществлении деятельности по предоставлению ипотечных займов физическим лицам в течение 3 лет, предшествующих вступлению в силу Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 271-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также условие о количестве договоров займа, обеспеченных ипотекой, имеют целью подтверждение стабильности осуществления организацией деятельности, наличия у нее достаточного опыта для предоставления качественных услуг на рынке ипотечного кредитования с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, что соответствует задачам ипотечного кредитования.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта пункту 2 части 1 статьи 1, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" являются несостоятельными. Определяя особенности условий кредитного договора, договора займа, которые заключаются с физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и обязательства по которым обеспечены ипотекой, Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" предусматривает установление требований, предъявляемых к организациям, включаемым в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов. Соблюдение требований законодательства о потребительском кредите является обязательным для всех юридических лиц, осуществляющих данную деятельность.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения" информация о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения размещается на официальном сайте (regulation.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Текст проекта "О порядке формирования перечня уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов, а также требованиях, предъявляемых к включаемым в него организациям" был размещен на официальном сайте (regulation.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для публичного обсуждения с 7 октября 2019 г. по 1 ноября 2019 г.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Новые Кредитные Технологии" о признании недействующим подпункта "и" пункта 1 требований, предъявляемых к организациям, включаемым в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 г. N 291, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Л.В.БОРИСОВА
А.М.НАЗАРОВА
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области