Решение Евразийского межправительственного совета от 01.10.2024 N 2 "Об Основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года"

ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ
от 1 октября 2024 г. N 2

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
ПРОМЫШЛЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ДО 2030 ГОДА

В целях реализации пункта 6 статьи 92 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года Евразийский межправительственный совет решил:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года.

2. Правительствам государств - членов Евразийского экономического союза совместно с Евразийской экономической комиссией обеспечить реализацию Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года, утвержденных настоящим Решением.

3. Настоящее Решение вступает в силу с даты его официального опубликования.

Члены Евразийского межправительственного совета:

От Республики Армения
От Республики Беларусь
От Республики Казахстан
От Кыргызской Республики
От Российской Федерации

Утверждены
Решением Евразийского
межправительственного совета
от 1 октября 2024 г. N 2

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПРОМЫШЛЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ДО 2030 ГОДА

I. Общие положения

Настоящие Основные направления разработаны в соответствии со статьей 92 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор), являются среднесрочным стратегическим документом и определяют задачи, направления, механизмы, инструменты (мероприятия), приоритетные виды экономической деятельности для промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз) по перечню согласно приложению N 1, относящиеся к обрабатывающей промышленности (за исключением пищевой переработки), и перечень чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества государств - членов Союза (далее - государства-члены).

Настоящие Основные направления не распространяются на добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, производство кокса и продуктов нефтепереработки, производство вооружения и боеприпасов, производство пищевой и табачной продукции, а также снабжение энергетическими ресурсами.

Достижение целей, установленных пунктом 3 статьи 92 Договора, и развитие промышленного сотрудничества в период до 2030 года с учетом полученных результатов и текущего уровня промышленного сотрудничества в рамках Союза, а также национальных приоритетов развития государств-членов потребуют решения следующих задач:

стимулирование опережающего роста промышленного производства в государствах-членах на основе использования потенциала внутреннего рынка Союза;

объединение усилий по локализации на территориях государств-членов совместного производства в приоритетных для них направлениях;

укрепление кооперационного взаимодействия в промышленной сфере;

развитие механизмов поддержки реализации совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности, в том числе совершенствование инструментов финансовой поддержки указанных проектов;

устранение барьеров и максимальное сокращение изъятий и ограничений для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на внутреннем рынке Союза;

содействие вовлечению в промышленную кооперацию субъектов малого и среднего предпринимательства государств-членов;

создание условий для формирования евразийских компетенций по актуальным направлениям технологического развития;

повышение конкурентоспособности совместно произведенной промышленной продукции и содействия ее экспорту на рынки третьих стран;

развитие сотрудничества в сфере:

"зеленых" технологий;

повышения экологичности промышленных производств;

рационального использования природных ресурсов;

инновационного и технологического развития промышленного производства государств-членов;

цифровой трансформации промышленности.

В целях реализации настоящих Основных направлений государства-члены обеспечивают проведение промышленной политики в рамках Союза в соответствии с правом Союза.

Реализация настоящих Основных направлений не должна препятствовать разработке, формированию и реализации политики государств-членов в промышленной сфере.

II. Направления развития промышленного сотрудничества
в рамках Союза

Направления развития промышленного сотрудничества в рамках Союза определяют подходы к проработке вопросов и реализации соответствующих проектов при взаимодействии государств-членов.

Можно выделить следующие основные направления развития промышленного сотрудничества в рамках Союза до 2030 года.

Направление 1. Использование потенциала внутреннего
рынка Союза

Для развития в рамках Союза кооперационных связей, устранения барьеров, локализации совместных производств, вовлечения малых и средних промышленных предприятий в производственные цепочки в рамках Союза будет наиболее полно и эффективно задействован имеющийся потенциал внутреннего рынка Союза с использованием возможностей региональной экономической интеграции.

В частности, использование потенциала внутреннего рынка Союза будет направлено на:

развитие кооперационных связей промышленных комплексов государств-членов и формирование производственных цепочек в приоритетных видах экономической деятельности для промышленного сотрудничества в рамках Союза;

реализацию механизма взаимного информирования государств-членов о национальных промышленных политиках в отношении чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества в рамках Союза, по перечню согласно приложению N 2 в соответствии с порядком согласно приложению N 3;

развитие и локализацию совместного производства на территориях государств-членов в приоритетных для них направлениях;

развитие механизмов поддержки реализации совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности;

проработку вопросов, касающихся устранения барьеров и максимального сокращения изъятий и ограничений на внутреннем рынке Союза;

содействие вовлечению в промышленную кооперацию субъектов малого и среднего предпринимательства государств-членов.

Направление 2. Развитие промышленно-технологического
сотрудничества в рамках Союза

В сфере промышленно-технологического сотрудничества в рамках Союза будет осуществляться взаимодействие государств-членов по вопросам технологического прогнозирования, внедрения инноваций в технологические процессы промышленного производства, масштабного использования цифровых технологий. Требуется также предпринять совместные усилия по созданию условий для формирования евразийских компетенций по актуальным для государств-членов направлениям технологического развития.

Указанные задачи будут решаться путем:

технологического прогнозирования в рамках Союза;

осуществления сотрудничества в сфере "зеленых" технологий и повышения экологичности промышленных производств;

взаимодействия в сфере:

развития индустриально-инновационной инфраструктуры;

цифровой трансформации промышленности и использования возможностей интегрированной информационной системы Союза.

Направление 3. Развитие сотрудничества на экспортных рынках

Одним из основных ориентиров для создания условий, благоприятствующих созданию новых и диверсификации действующих производств, является расширение рынков сбыта продукции за пределы государств-членов. Данное направление требует задействования инструментов, способствующих позиционированию совместно произведенной продукции на рынках третьих стран, постоянного диалога на международном уровне, а также развития промышленного сотрудничества в рамках торговых соглашений, заключаемых между государствами-членами и третьими странами.

Указанные задачи будут реализованы путем:

взаимодействия по вопросам развития промышленного сотрудничества с третьими странами с учетом Основных направлений международной деятельности Евразийского экономического союза;

взаимодействия в сфере продвижения совместно произведенной промышленной продукции государств-членов на рынки третьих стран.

Аналитическое сопровождение реализации настоящих Основных направлений осуществляется с учетом индикаторов по перечню согласно приложению N 4, а также с учетом плана мероприятий по информационно-аналитическому сопровождению реализации настоящих Основных направлений согласно приложению N 5.

Приложение N 1
к Основным направлениям
промышленного сотрудничества
в рамках Евразийского
экономического союза до 2030 года

ПЕРЕЧЕНЬ
ПРИОРИТЕТНЫХ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

1. Авиастроение.

2. Автомобилестроение.

3. Машиностроение в водородной энергетике.

4. Машиностроение в возобновляемой энергетике и системах накопления энергии.

5. Железнодорожное машиностроение.

6. Космические технологии.

7. Легкая промышленность.

8. Мебельная промышленность.

9. Металлургическая промышленность.

10. Нефтегазовое машиностроение.

11. Обработка древесины и производство изделий из дерева.

12. Производство автомобильного электротранспорта, комплектующих для него и зарядной инфраструктуры.

13. Производство строительных материалов.

14. Производство целлюлозы, бумаги и изделий из бумаги.

15. Специализированное машиностроение (сельскохозяйственное машиностроение; машины и оборудование для производства пищевых продуктов и напитков; строительно-дорожное машиностроение, включая землеройные машины, машины для строительства и содержания дорог, машины для транспортировки строительно-дорожных материалов, подъемно-транспортные машины, машины и оборудование для производства строительных материалов; машины и оборудование для горных работ; лесная техника; аэродромная техника; пожарная техника, коммунальные машины; мусоросортировочная техника, прицепная техника и надстройки на шасси; мотоциклетная техника; техника повышенной проходимости; портовая техника; складская техника, а также другие машины и оборудование, не включенные в вышеперечисленные группы).

16. Радиоэлектронная промышленность (в том числе производство вычислительной, электронной и оптической техники и микроэлектроники).

17. Станкостроение.

18. Судостроительная промышленность.

19. Тяжелое машиностроение.

20. Фармацевтическая промышленность и производство медицинских изделий.

21. Химическая промышленность.

22. Энергетическое машиностроение, электротехническая и кабельная промышленность.

23. Ювелирная промышленность.

24. Машиностроение в сфере ядерных и радиационных технологий.

Приложение N 2
к Основным направлениям
промышленного сотрудничества
в рамках Евразийского
экономического союза до 2030 года

ПЕРЕЧЕНЬ
ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ, ПРИОРИТЕТНЫХ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Наименование позиции
Код
ТН ВЭД <*>
I. Автомобилестроение
Автомобили легковые
из 8703
Автобусы
из 8702
Автомобили грузовые и специальные
из 8704, 8705
Карьерные самосвалы
из 8704
Прицепы и полуприцепы
из 8716
Части и принадлежности моторных транспортных средств, в том числе двигатели внутреннего сгорания, кузова и шасси автотранспортных средств
из 8407, из 8408, 8706 00 - 8708
II. Производство резиновых и пластмассовых изделий
Шины автомобильные
из 4011
III. Легкая промышленность
Пряжа и ткани хлопчатобумажные
5205 - 5212
Пряжа и ткани шерстяные
5106, 5107,
5109, 5111,
5112
Пряжа и ткани шелковые
5004 00,
5005 00
из 5006 00,
5007
Пряжа и ткани льняные
5306, 5309
Нити и волокна химические
5401 -
5406 00 000 0,
5501 - 5504
Ткани из синтетических и искусственных волокон и нитей, в т.ч. комплексных (включая штапельные)
5407 - 5408, 5512 - 5516
Нитки швейные из химических волокон, пряжа из химических волокон (синтетических и искусственных)
5508 - 5511
Одеяла и пледы дорожные
6301
Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное
6302
Ковры и прочие текстильные напольные покрытия
5701 - 5705 00
Трикотажные полотна машинного или ручного вязания
6001 - 6006
Нетканые материалы
5602, 5603
Текстильные материалы пропитанные, в том числе материалы кордные для шин
5902, из 5903,
5906, из
5907 00 000 0
Трикотажные изделия, включая верхнюю одежду, нательное белье, свитеры, джемперы и аналогичные изделия
6101 - 6117
Одежда из текстильных материалов (кроме трикотажных), включая верхнюю одежду, нательное белье и аналогичные изделия, кроме корсетных изделий
6201 - 6217
Головные уборы
6504 00 000 0 -
6506
Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха
4303
Выделанная кожа, в том числе замша
4104 - 4107,
4112 00 000 0 - 4114
Обувь и части обуви
6401 - 6406
Чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия
из 4202
IV. Металлургическая промышленность
Стальной прокат
7208 - 7217,
7219 - 7223 00,
7225 - 7229
Трубы стальные
7303 00 - 7306
V. Промышленность строительных материалов
Стекло
7002 - 7004,
7006 00, 7007
Стекловолокно и стеклоткани
7019
Керамические плиты и плитки
из 6907
Цемент
из 2523
Кирпичи строительные, блоки для полов, камни керамические несущие или для заполнения балочных конструкций и аналогичные изделия из керамики
6904
Санитарно-технические изделия из керамики
6910
Стекло термически полированное и стекло со шлифованной или полированной поверхностью, в листах, имеющее или не имеющее поглощающий, отражающий или неотражающий слой, но не обработанное иным способом
7005
Зеркала стеклянные, в рамах или без рам, включая зеркала заднего обзора
7009
Стеклопакеты
7008 00
VI. Производство электрического оборудования
Холодильники и морозильники бытовые
8418
Машины стиральные бытовые
8450
Лампы накаливания и светодиодные лампы
из 8539
VII. Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства
Тракторы гусеничные и колесные
из 8701
Комбайны зерноуборочные
из 8433
Машины сельскохозяйственные, садовые или лесохозяйственные для подготовки и обработки почвы
из 8432
VIII. Производство прочего транспортного оборудования
Цельнокатаные колеса для железнодорожного подвижного состава
из 8607
IX. Продукция из дерева и бумаги
Плиты древесно-стружечные
4410
Плиты древесно-волокнистые
4411
Фанера
4412
Лесоматериалы
4401, 4403

--------------------------------

<*> Для целей применения настоящего перечня следует руководствоваться наименованием вида продукции, коды ТН ВЭД ЕАЭС приведены в справочных целях.

Приложение N 3
к Основным направлениям
промышленного сотрудничества
в рамках Евразийского
экономического союза до 2030 года

ПОРЯДОК
ВЗАИМНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ
ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ, ПРИОРИТЕТНЫХ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 8 статьи 92 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в целях взаимного учета позиций государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) перед принятием мер промышленной политики в отношении чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества в рамках Союза (далее - чувствительные товары), и определяет сроки и последовательность действий уполномоченных в области разработки нормативных правовых актов по вопросам реализации национальной промышленной политики органов государственной власти государств-членов (далее - уполномоченные органы) и Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) при проведении консультаций в отношении чувствительных товаров (далее - консультации) и взаимном информировании государств-членов о планируемых направлениях реализации национальной промышленной политики (далее - взаимное информирование).

2. По предложению государства-члена и с согласия остальных государств-членов проведение консультаций и взаимное информирование могут осуществляться в отношении товаров, не включенных в перечень чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 2 к Основным направлениям промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года, утвержденным Решением Евразийского межправительственного совета от __ ___________ 2024 г. N ____).

3. Проведение консультаций и взаимное информирование не препятствуют осуществлению государствами-членами внутригосударственного согласования проектов нормативных правовых актов и принятию ими таких актов.

Для целей настоящего Порядка под нормативными правовыми актами (проектами актов) понимаются нормативные правовые акты государств-членов в сфере промышленности, акты органов государственной власти государств-членов (проекты таких актов), государственные и ведомственные программы (проекты таких программ) по вопросам реализации национальной промышленной политики.

4. При организации проведения консультаций и взаимном информировании государствами-членами и Комиссией при наличии технической возможности используются оперативные каналы связи (электронная почта, факсимильная связь).

II. Проведение консультаций

5. Консультации проводятся по предложениям уполномоченных органов.

Комиссия по согласованию с государствами-членами может инициировать проведение консультаций в случае, если в отношении нормативных правовых актов (проектов актов) государствами-членами не было обеспечено предварительное информирование в соответствии с пунктом 17 настоящего Порядка.

6. Предложения о проведении консультаций направляются в Комиссию уполномоченным органом не позднее 20 рабочих дней до предлагаемой даты проведения консультаций.

7. Комиссия в течение 3 рабочих дней со дня получения предложения о проведении консультаций направляет соответствующую информацию в уполномоченные органы других государств-членов с указанием предлагаемой даты, места и формата проведения консультаций.

8. Уполномоченные органы в течение 7 рабочих дней со дня получения информации от Комиссии информируют Комиссию о согласовании предложения о проведении консультаций либо направляют свои предложения о проведении консультаций, а также информацию об участниках консультаций.

9. Информационное сопровождение консультаций (составление проекта протокола, рассылка информации о позициях государств-членов) осуществляется Комиссией.

10. Консультации могут проводиться в рамках Консультативного комитета по промышленности и (или) на площадке Комиссии.

Проведение консультаций может осуществляться путем проведения заседания как в очном формате, так и в формате видеоконференции.

11. При проведении консультаций в формате видеоконференции организация видео-конференц-связи обеспечивается уполномоченными органами и Комиссией самостоятельно.

12. В консультациях могут принимать участие:

а) от государств-членов - представители уполномоченных органов и иных заинтересованных органов, а также по приглашению уполномоченных органов - представители бизнес-сообществ, организаций-производителей и потребителей промышленной продукции, ассоциаций и иных объединений производителей и потребителей;

б) от Комиссии - представители департамента, к компетенции которого относятся вопросы промышленной политики, а также иных заинтересованных департаментов Комиссии.

13. По итогам проведения консультаций составляется протокол, который направляется государствам-членам в течение 5 рабочих дней с даты проведения консультаций.

14. По предложению государства-члена в ходе консультаций может быть рассмотрен вопрос о разработке и внесении в Комиссию заинтересованным государством-членом соответствующего проекта акта органа Союза.

15. Расходы, связанные с проведением консультаций, осуществляются государствами-членами и Комиссией самостоятельно.

III. Взаимное информирование

16. Государства-члены обеспечивают информирование уполномоченными органами Комиссии о планируемых направлениях реализации национальной промышленной политики в отношении чувствительных товаров путем направления проектов нормативных правовых актов, а также информации о них по форме согласно приложению.

17. Проекты нормативных правовых актов и информация о них направляются уполномоченными органами в Комиссию после согласования этих проектов нормативных правовых актов с заинтересованными органами государственной власти государств-членов, а проекты нормативных правовых актов, не требующих согласования с другими органами государственной власти государств-членов, и информация о них - после проведения внутриведомственного согласования.

18. Комиссия обеспечивает направление поступивших от уполномоченного органа проекта нормативного правового акта и информации о нем в уполномоченные органы других государств-членов в течение 3 рабочих дней со дня поступления в Комиссию указанных проекта и информации, а также вносит поступившие от уполномоченного органа проекты нормативных правовых актов и информацию о них в реестр нормативных правовых актов (проектов актов), принятых (разработанных) государствами-членами в отношении чувствительных товаров, размещенный в закрытом доступе на портале промышленности на официальном сайте Союза.

19. Уполномоченные органы направляют в Комиссию замечания и предложения по поступившему проекту нормативного правового акта (при наличии) не позднее 20 рабочих дней со дня получения ими проекта акта и информации о нем или не позднее 20 рабочих дней со дня внесения проекта нормативного правового акта в реестр, указанный в пункте 18 настоящего Порядка.

20. Комиссия в течение 3 рабочих дней со дня получения от уполномоченных органов замечаний и предложений по поступившему проекту нормативного правового акта представляет их в уполномоченный орган, представивший этот проект, который рассматривает их и не позднее 10 рабочих дней со дня получения замечаний и предложений представляет в Комиссию информацию о результатах их рассмотрения.

21. Комиссия в течение 3 рабочих дней со дня получения информации, указанной в пункте 20 настоящего Порядка, направляет ее в уполномоченные органы других государств-членов.

22. Информирование Комиссии и государств-членов о проектах нормативных правовых актов не препятствует прохождению процедуры внутригосударственного согласования и принятию этих актов государством-членом.

Приложение
к Порядку взаимного информирования
государств - членов Евразийского
экономического союза и проведения
консультаций в отношении чувствительных
товаров, приоритетных для промышленного
сотрудничества в рамках Евразийского
экономического союза

ФОРМА
взаимного информирования государств - членов евразийского
экономического союза в отношении чувствительных товаров,
приоритетных для промышленного сотрудничества в рамках
евразийского экономического союза

Наименование проекта нормативного правового акта
Товары (отрасль), в отношении которых будет применяться нормативный правовой акт
Срок разработки, планируемая дата принятия нормативного правового акта
Цель принятия нормативного правового акта
Описание мер промышленной политики, предусмотренных проектом нормативного правового акта
Срок действия нормативного правового акта
Дополнительная информация <*>
1
2
3
4
5
6
7

--------------------------------

<*> Указываются имеющиеся в распоряжении уполномоченного органа государственной власти государства - члена Евразийского экономического союза статистические данные по товару (отрасли), а также оценка влияния на отрасль мер, предусмотренных проектом нормативного правового акта, и иная информация.

Приложение N 4
к Основным направлениям
промышленного сотрудничества
в рамках Евразийского
экономического союза до 2030 года

ПЕРЕЧЕНЬ
ИНДИКАТОРОВ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
И КООПЕРАЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

I. Индикаторы роста и структуры промышленного производства

1. Темпы роста промышленного производства в целом и в обрабатывающей промышленности в частности в сопоставимых ценах

2. Объемы производства промышленных товаров в целом и товаров обрабатывающей промышленности в частности государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) в отчетном периоде

3. Доля обрабатывающей промышленности в структуре промышленности по валовой добавленной стоимости

4. Доля валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности в валовом внутреннем продукте государств-членов

5. Доля видов экономической деятельности высокого технологичного уровня в объеме производства товаров обрабатывающей промышленности

6. Темпы роста обрабатывающей промышленности государств-членов в сопоставимых ценах в сравнении с динамикой мировой обрабатывающей промышленности

7. Темп роста инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах к предыдущему году

8. Отношение инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности к ВВП

II. Индикаторы эффективности работы обрабатывающей
промышленности государств-членов

1. Производительность труда по валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности государств-членов в сравнении с мировым уровнем производительности труда в обрабатывающей промышленности

2. Темпы роста производительности труда по валовой добавленной стоимости в промышленности в целом и в обрабатывающей промышленности в частности

3. Удельные инвестиции на одного среднесписочного работника

III. Индикаторы использования потенциала рынка промышленных
товаров в рамках Союза

1. Изменение доли товаров обрабатывающей промышленности государств-членов на рынке промышленных товаров в рамках Союза в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом (показатель рассчитывается по обрабатывающей промышленности в целом и в разрезе отдельных видов деятельности)

2. Доля импорта (промежуточного потребления) в стоимости произведенных товаров обрабатывающей промышленности государств-членов в отчетном периоде

IV. Индикаторы внешней торговли

1. Объем и темпы роста экспорта товаров обрабатывающей промышленности государств-членов в третьи страны

2. Отношение экспорта товаров обрабатывающей промышленности в третьи страны к объему производства промышленных товаров в государствах-членах

3. Доля товаров по видам экономической деятельности высокого технологичного уровня в экспорте товаров обрабатывающей промышленности государств-членов в третьи страны

4. Доля экспорта товаров обрабатывающей промышленности государств-членов в третьи страны в общем объеме мирового экспорта

V. Индикаторы кооперационного сотрудничества

1. Объем и темпы роста кооперационных поставок между государствами-членами

2. Объем и темпы роста кооперационных поставок в рамках торговли с третьими странами

3. Индекс производственной кооперации промышленности государств-членов, определенный как отношение объемов кооперационных поставок между государствами-членами к объему промышленного производства в обрабатывающей промышленности государств-членов

4. Объемы накопленных взаимных прямых инвестиций в рамках Союза

5. Индекс вовлеченности в глобальные мировые цепочки, определенный как отношение объема кооперационных поставок в рамках торговли с третьими странами к объему промышленного производства в обрабатывающей промышленности государств-членов

Приложение N 5
к Основным направлениям
промышленного сотрудничества
в рамках Евразийского
экономического союза до 2030 года

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ
РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ДО 2030 ГОДА

Наименование мероприятия
Исполнитель
Срок исполнения
Форма реализации
Направление I. Использование потенциала рынка Евразийского экономического союза
1.1. Развитие кооперационных связей промышленных комплексов государств - членов Евразийского экономического союза и формирование производственных цепочек в приоритетных видах экономической деятельности для промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза
1.1.1. Подготовка отраслевых обзоров в сфере промышленности
Евразийская экономическая комиссия (далее - Комиссия), государства-члены Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз)
ежегодно
информационно-аналитический обзор
1.1.2. Формирование предложений по развитию промышленной кооперации на основе отраслевых обзоров в сфере промышленности
Комиссия, государства-члены
на постоянной основе
рекомендации Комиссии (по мере необходимости)
1.1.3. Подготовка обзора промышленных мощностей в государствах-членах
Комиссия
ежегодно
обзор, согласованный с государствами-членами, протокольная запись Коллегии Комиссии
1.1.4. Подготовка дайджеста о состоянии
и тенденциях развития промышленности государств-членов, включая показатели взаимной и внешней торговли промышленными товарами и
промышленного сотрудничества государств-членов
Комиссия, государства-члены
ежеквартально
дайджест, размещенный на портале промышленности на официальном сайте Союза
1.1.5. Мониторинг рынка промышленных товаров в рамках Союза, включая учет производственных мощностей, имеющих потенциал для кооперационного сотрудничества
Комиссия, государства-члены
ежегодно
доклад на заседании Коллегии Комиссии
1.1.6. Мониторинг реализации Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года (далее - Основные направления)
Комиссия, государства-члены
ежегодно
доклад на заседании Евразийского межправительственного совета
1.1.7. Формирование сводных прогнозных балансов спроса и предложения государств-членов по основным видам промышленной продукции
Комиссия, государства-члены
ежегодно
информация для рассмотрения на заседании Консультативного комитета по промышленности
1.1.8. Мониторинг системообразующих предприятий государств-членов
Комиссия, государства-члены
1 раз в 2 года
аналитическая информация (раздел) в докладе о мониторинге реализации Основных направлений
1.1.9. Участие в деятельности рабочей группы по координации проекта "Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий"
Комиссия
по мере необходимости
информация в докладе о мониторинге реализации Основных направлений
1.2. Реализация механизма взаимного информирования государств-членов о национальных промышленных политиках в отношении чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества в рамках Союза
(по перечню согласно приложению N 2 в соответствии с порядком согласно приложению N 3)
1.2.1. Подготовка информации о разрабатываемых нормативных правовых актах в рамках национальных промышленных политик в отношении чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества в рамках Союза
государства-члены
на постоянной основе
информация (уведомления) в Комиссию
1.2.2. Ведение на портале промышленности на официальном сайте Союза реестра нормативных правовых актов (проектов актов), принятых (разработанных) государствами-членами в отношении чувствительных товаров
Комиссия
на постоянной основе
ведение реестра на портале промышленности на официальном сайте Союза
1.2.3. Мониторинг и анализ нормативных правовых актов, принимаемых государствами-членами в отношении чувствительных товаров
Комиссия, государства-члены
на постоянной основе
информация в реестр на портале промышленности на официальном сайте Союза
1.2.4. Организация (по мере необходимости) консультаций государств-членов перед принятием мер промышленной политики в отношении чувствительных товаров для учета взаимных позиций государств-членов
Комиссия, государства-члены
по мере необходимости
протоколы совещаний
1.2.5. Подготовка отчета об исполнении государствами-членами актов органов Союза в отношении чувствительных товаров
Комиссия
ежеквартально
отчет для направления государствам-членам
ежегодно
отчет на заседании Консультативного комитета по промышленности
1.3. Развитие и локализация совместного производства на территориях государств-членов в приоритетных для них направлениях
1.3.1. Ведение карты индустриализации Союза
Комиссия
на постоянной основе
сопровождение информационного ресурса на портале промышленности на официальном сайте Союза
1.3.2. Предоставление актуальной информации по проектам для карты индустриализации Союза
государства-члены
на постоянной основе
уведомления государств-членов в Комиссию
1.3.3. Выработка предложений, направленных на содействие в выстраивании кооперационных производственных цепочек и создание совместных производств
Комиссия, государства-члены
при необходимости
предложения для рассмотрения на заседании комиссии по кооперации
и импортозамещению в приоритетных и высокотехнологичных отраслях промышленности в рамках Союза
1.3.4. Участие в формировании перечня товаров, в отношении которых целесообразно определить условия, производственные и технологические операции, при выполнении которых товар будет считаться происходящим из государства-члена, в рамках Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105
Комиссия, государства-члены
по мере необходимости
информация в докладе о мониторинге реализации Основных направлений
1.4. Развитие механизмов поддержки реализации совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности
1.4.1. Подготовка информации о ходе использования механизма оказания финансового содействия при реализации государствами-членами совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности
Комиссия
1 раз в полугодие
доклад на заседании Совета Комиссии
1.4.2. Совершенствование инструментов финансовой поддержки совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности
Комиссия, государства-члены
по мере необходимости
внесение изменений в акты органов Союза (при необходимости)
1.4.3. Повышение информированности промышленных предприятий, финансовых организаций и институтов развития государств-членов в вопросах финансирования совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности на взаимовыгодной основе
Комиссия, государства-члены
на постоянной основе
размещение на официальном сайте Союза информационного баннера и тематического блока по финансированию промышленной кооперации в разделе "Сервисы", актуализация материалов в блоке по мере необходимости;
размещение на сайте Союза и на страницах Комиссии в социальных сетях видеороликов с актуальными комментариями члена Коллегии (Министра) по промышленности и агропромышленному комплексу Комиссии о ходе использования механизма финансирования промышленной кооперации;
проведение экспертных совещаний и консультаций с государствами-членами по вопросам реализации механизма финансирования промышленной кооперации;
участие в тематических мероприятиях (выставках, форумах, конгрессах и т.п.)
1.5. Проработка вопросов, касающихся устранения барьеров и максимального сокращения изъятий и ограничений на внутреннем рынке Союза
1.5.1. Выявление препятствий на внутреннем рынке Союза в рамках деятельности отраслевых рабочих групп и мониторинга системообразующих предприятий
Комиссия, государства-члены
на постоянной основе
информационно-аналитические материалы для включения в доклад о мониторинге реализации Основных направлений
1.5.2. Рассмотрение обращений промышленных предприятий и ассоциаций совместно с уполномоченными органами государств-членов
Комиссия, государства-члены
на постоянной основе
протокольная запись консультаций (при необходимости)
1.5.3. Разработка предложений в рамках работы по устранению барьеров и максимальному сокращению ограничений и изъятий для рассмотрения органами Союза, а также по формированию условий для производственной кооперации
Комиссия, государства-члены
по мере необходимости
информация в докладе о мониторинге реализации Основных направлений
1.6. Содействие вовлечению в промышленную кооперацию субъекте в малого и среднего предпринимательства государств-членов
1.6.1. Проведение оценки степени вовлеченности субъектов малого и среднего предпринимательства в промышленную кооперацию
Комиссия, государства-члены
2026 год
информационный доклад на заседании Коллегии Комиссии
1.6.2. Подготовка информации о мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в третьих странах на основе лучших мировых практик
Комиссия, государства-члены
2027 год
информационный доклад на заседании Коллегии Комиссии
1.6.3. Содействие вовлечению в промышленную кооперацию субъектов малого и среднего предпринимательства государств-членов
Комиссия, государства-члены
2028 год
информация для размещения на официальном сайте Союза
Направление II. Развитие промышленно-технологического сотрудничества
2.1. Технологическое прогнозирование в рамках Союза
2.1.1. Изучение тенденций развития технологий, рынков инновационных товаров в мире и в рамках Союза
Комиссия, государства-члены
на постоянной основе
аналитические обзоры для рассмотрения на заседании Консультативного комитета по промышленности
2.1.2. Подготовка предложений по перспективным направлениям технологического сотрудничества в рамках Союза
Комиссия, государства-члены
по мере необходимости
рекомендации Коллегии Комиссии (при необходимости)
2.1.3. Обмен опытом по разработке и производству востребованного технологического оборудования для обрабатывающей промышленности, а также по внедрению цифровых технологий в технологические процессы промышленного производства
Комиссия, государства-члены
на постоянной основе
предложения для рассмотрения на заседании Консультативного комитета по промышленности
2.1.4. Информационное обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов и научных организаций при содействии уполномоченных органов путем публикации на портале промышленности на официальном сайте Союза перечней:
Комиссия,
государства-члены
на постоянной основе
информация, размещенная на портале промышленности на официальном сайте Союза
научно-исследовательских организаций государств-членов;
завершенных, проводимых и планируемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в промышленной сфере, факт проведения которых не является государственной или коммерческой тайной;
технологических компаний (стартапов) государств-членов;
центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальными научными установками в государствах-членах;
инжиниринговых центров государств-членов
2.1.5. Подготовка обзора мировых тенденций и выработка предложений по подходам к мерам поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с учетом лучших мировых практик
Комиссия,
государства-члены
2026 год
доклад на заседании Коллегии Комиссии
2.2. Сотрудничество в сфере "зеленых" технологий и повышение экологичности промышленных производств
2.2.1. Подготовка предложений по разработке и внедрению новых производственных процессов и технологий, направленных на снижение выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов
Комиссия, государства-члены
2026 год, (далее - при необходимости)
доклад на заседании Консультативного комитета по промышленности
2.2.2. Анализ международного опыта третьих стран по применению технологий, техники и оборудования в сфере использования природных ресурсов (проведения изыскательских, разведывательных работ и добычи, в том числе в процессе первичной переработки (обработки) сырья)
Комиссия, государства-члены
2027 год
доклад для направления в государства-члены
2.2.3. Выработка предложений по применению передовых технологий, техники и оборудования в целях рационального использования природных ресурсов при проведении изыскательских, разведывательных работ и добычи, в том числе в процессе первичной переработки (обработки) сырья
Комиссия, государства-члены
2028 год
протокольная запись Консультативного комитета по промышленности
2.2.4. Обмен опытом по вопросам переработки и рационального использования отходов производства и потребления
государства-члены, Комиссия
на постоянной основе
организация и участие в совместных мероприятиях (круглые столы, конференции, выставки)
2.2.5. Изучение вопроса вовлечения в хозяйственный оборот вторичного сырья в целях сокращения потерь при использовании ценных ресурсов
Комиссия, государства-члены
2028 год
обзор для направления в государства-члены
2.2.6. Выработка предложений по обеспечению сферы переработки и использования отходов производства и потребления технологией, техникой и оборудованием
Комиссия, государства-члены
2028 год
протокольная запись Консультативного комитета по промышленности
2.3. Взаимодействие в сфере развития индустриально-инновационной инфраструктуры
2.3.1. Организация взаимодействия в рамках евразийских технологических платформ и выработка предложений по повышению эффективности их работы
Комиссия, государства-члены
на постоянной основе
распоряжение Совета (при необходимости)
2.3.2. Проведение мониторинга деятельности евразийских технологических платформ
Комиссия, государства-члены, евразийские технологические платформы, представители бизнес-сообществ, научные и производственные организации (по согласованию)
1 раз в 2 года
доклад на заседании Коллегии Комиссии
(при необходимости)
2.3.3. Формирование предложений с учетом инициатив ведущих промышленных, научных организаций государств-членов и участников евразийских технологических платформ по актуальным направлениям технологического развития
Комиссия, государства-члены, евразийские технологические платформы (по согласованию)
на постоянной основе
информация для рассмотрения на заседании Консультативного комитета
по промышленности (при необходимости)
2.3.4. Проработка участниками евразийских технологических платформ инициатив по межгосударственным программам и проектам
Комиссия, государства-члены, евразийские технологические платформы (по согласованию)
на постоянной основе
инициативные предложения о разработке межгосударственных программ и проектов (при необходимости)
2.3.5. Создание условий для формирования хозяйствующими субъектами государств-членов центров евразийских компетенций на базе евразийских технологических платформ
Комиссия, государства-члены, хозяйствующие субъекты государств-членов (по согласованию)
при необходимости
рекомендация Коллегии Комиссии (при необходимости)
2.4. Взаимодействие в сфере цифровой трансформации промышленности и использование возможностей интегрированной информационной системы
2.4.1. Создание на официальном сайте Союза портала промышленности
Комиссия
2025 год
информационный ресурс на портале промышленности на официальном сайте Союза
2.4.2. Содействие взаимодействию по вопросам внедрения цифровых технологий в технологические процессы промышленного производства
Комиссия, государства-члены
на постоянной основе (при необходимости)
участие в форумах, выставках, других мероприятиях
2.4.3. Изучение мировых практик внедрения искусственного интеллекта в сфере промышленности с учетом технических и правовых решений
Комиссия, государства-члены
2027 год
доклад на заседании Коллегии Комиссии
Направление III. Развитие сотрудничества на экспортных рынках
3.1. Взаимодействие по вопросам развития промышленного сотрудничества с третьими странами с учетом основных направлений международной деятельности
3.1.1. Осуществление диалога с международными организациями и международными интеграционными объединениями в сфере промышленности
Комиссия, государства-члены
на постоянной основе
организация и (или) участие на переговорных площадках с представителями
международных организаций
и международных интеграционных объединений и информация для включения в отчет о международной деятельности, представляемый на рассмотрение Высшему Евразийскому экономическому совету
3.1.2. Развитие сотрудничества с третьими странами по вопросам обмена опытом и международного кооперационного взаимодействия в промышленной сфере
Комиссия, государства-члены
на постоянной основе
организация и (или) участие в совместных мероприятиях и информация для включения в отчет о международной деятельности, представляемый на рассмотрение Высшему Евразийскому экономическому совету
3.2. Взаимодействие в сфере продвижения совместно произведенной промышленной продукции государств-членов на рынки третьих стран
3.2.1. Обмен опытом по использованию государствами-членами практических инструментов для увеличения объемов экспорта промышленной продукции, расширения его географии и укрепления позиций на международном рынке
Комиссия, государства-члены
на постоянной основе
организация и участие в совместных мероприятиях
3.2.2. Анализ наилучших мировых практик поддержки экспорта совместно произведенной продукции
Комиссия
1 раз в 2 года
доклад на заседании Коллегии Комиссии
3.2.3. Размещение на официальном сайте Союза информации о проведении выставочно-ярмарочных мероприятий в третьих странах в рамках применения мер нефинансовой поддержки экспорта продукции государств-членов на рынки третьих стран в приоритетных для промышленного сотрудничества отраслях
Комиссия
на постоянной основе
информация, направляемая в государства-члены и размещаемая на официальном сайте Союза
3.2.4. Анализ перспективных рынков и отраслей промышленности для совместного экспорта продукции государств-членов и выработка при необходимости соответствующих рекомендаций для государств-членов
Комиссия
ежегодно
доклад на заседании Коллегии Комиссии
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области