РЕКОМЕНДАЦИИ,
СОДЕРЖАЩИЕ ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОТДЕЛЬНЫХ
ИХ ЧАСТЕЙ) В ФОРМЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
1. Общие положения
1.1. В соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность при освоении основных профессиональных образовательных программ (далее - образовательных программ) или отдельных компонентов (частей) этих программ организуется в форме практической подготовки.
1.2. Рекомендации, содержащие общие подходы к реализации образовательных программ среднего профессионального образования (отдельных их частей) в форме практической подготовки (далее - Рекомендации), разработаны на основе приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации N 885 и Министерства просвещения Российской Федерации N 390 от 5 августа 2020 г. (ред. от 18 ноября 2020 г.) (зарегистрировано в Минюсте России 11 сентября 2020 г. N 59778) для использования организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования (далее - образовательные организации), при организации образовательного процесса в форме практической подготовки.
1.3. Применение Рекомендаций не является обязательным требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующих образовательные программы, органами государственного контроля (надзора).
2. Общие подходы к реализации образовательных программ
среднего профессионального образования (отдельных
их частей) в форме практической подготовки
2.1. Практическая подготовка при реализации образовательных программ среднего профессионального образования направлена на совершенствование модели практико-ориентированного обучения, усиление роли работодателей при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, в частности, путем расширения компонентов (частей) образовательных программ, предусматривающих моделирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также обеспечения условий для получения обучающимися практических навыков и компетенций, соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями к квалификациям специалистов, рабочих.
2.2. Организация практической подготовки по образовательным программам среднего профессионального образования предусматривает 3 общих подхода:
1) практическая подготовка представляет собой форму организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы (отдельных ее частей) в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 2 Положения о практической подготовке обучающихся, утвержденного Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации N 885 и Министерства просвещения Российской Федерации N 390 от 5 августа 2020 г. (ред. от 18.11.2020) (зарегистрировано в Минюсте России 11.09.2020 N 59788).
Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы <2>;
--------------------------------
<2> Статья 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
2) практическая подготовка организуется в учебных, учебно-производственных лабораториях, мастерских, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации, а также в специально оборудованных помещениях (рабочих местах) профильных организаций на основании договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между образовательной организацией и профильной организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.
Под соответствующим профилем подразумевается как вид деятельности организации в целом, так и деятельность в рамках структурных подразделений организации (бухгалтерия, юридический отдел, отдел кадров, служба электроснабжения и т.д.) или отдельных специалистов. Подтверждающими профиль документами являются устав профильной организации, положение о структурном подразделении, штатное расписание, выписка из ЕГРЮЛ;
3) результаты освоения образовательной программы (ее отдельных частей) могут быть оценены в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации, организованными в форме демонстрационного экзамена.
2.3. Образовательные программы (отдельные их части), реализуемые в форме практической подготовки, должны базироваться на передовых, инновационных технологиях, внедряемых в современное производство.
2.4. Практика является компонентом основной образовательной программы среднего профессионального образования, которая реализуется в форме практической подготовки. Практика осуществляется в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом.
3. Организационная модель практической подготовки
3.1. Образовательная организация самостоятельно проектирует реализацию образовательной программы и ее отдельных частей (учебные предметы, элективные курсы, дисциплины, междисциплинарные курсы, профессиональные модули, практика и другие компоненты) в форме практической подготовки с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальности/профессии (далее - ФГОС СПО), федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) (при реализации образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования), с учетом специфики получаемой профессии/специальности.
3.2. Образовательная деятельность в форме практической подготовки:
3.2.1. реализуется при проведении практических и лабораторных занятий <3>, выполнении курсового проектирования, всех видов практики и иных видов учебной деятельности;
--------------------------------
<3> В некоторых случаях задания "копируют" элементы технологических процессов, применяемых на производстве.
3.2.2. предусматривает демонстрацию практических навыков, выполнение, моделирование обучающимися определенных видов работ для решения практических задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью в условиях, приближенных к реальным производственным;
3.2.3. может включать в себя отдельные лекции, семинары, мастер-классы, которые предусматривают передачу обучающимся учебной информации, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
3.2.4. при проведении в образовательной организации - организуется педагогическими работниками (преподаватели и (или) мастера производственного обучения), по возможности имеющими профильное образование и большой стаж практической работы по профилю;
3.2.5. при проведении в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в том числе в ее структурном подразделении - организуется лицами, соответствующими требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников данной организации, которые обеспечивают организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки.
3.3. При организации образовательной деятельности в форме практической подготовки, образовательные организации руководствуются Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н (ред. от 18 мая 2020 г.), (зарегистрировано в Минюсте России 21 октября 2011 г. N 22111).
3.4. Образовательная деятельность в форме практической подготовки может быть организована на любом курсе обучения, охватывая как отдельные учебные предметы и курсы общеобразовательного цикла, так и дисциплины (модули) всех других циклов (всех видов практики), предусмотренных учебным планом образовательной программы.
3.5. В учебном плане отдельно указывается объем образовательной программы (ее отдельных частей) в академических часах, реализуемых в форме практической подготовки:
Индекс
|
Наименование
|
Формы промежуточной аттестации
|
Объем образовательной программы в академических часах
|
Рекомендуемый курс изучения
|
||||||
Всего
|
в том числе в форме практической подготовки
|
Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем
|
Самостоятельная работа <4>
|
|||||||
другие виды учебных занятий
|
лабораторные и практические занятия
|
промежуточная аттестация
|
практики
|
|||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
Обязательная часть образовательной программы <5>
|
X
|
X
|
||||||||
ОП.00
|
Общепрофессиональный цикл
|
X
|
X
|
X
|
||||||
X
|
X
|
|||||||||
ПО.00
|
Профессиональный цикл
|
X
|
||||||||
ПО.01
|
X
|
|||||||||
ПМ.01
|
||||||||||
МДК 01.01
|
X
|
|||||||||
УП.01.
|
Учебная практика (при наличии)
|
X
|
X
|
X
|
||||||
ПП.01.
|
Производственная практика (при наличии)
|
X
|
X
|
X
|
--------------------------------
<4> Объем самостоятельной работы обучающихся определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с п. 2.6 ФГОС СПО.
<5> Примерные рабочие программы профессиональных модулей и дисциплин обязательной части образовательной программы приведены в Приложениях к примерной основной образовательной программе.
3.6. В рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) необходимо предусмотреть выполнение отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, в форме практической подготовки:
Коды ОК,
ПК
|
Наименования разделов профессионального модуля
|
Общий объем нагрузки,
акад. ч.
|
Объем профессионального модуля в академических часах
|
||||||
Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем
|
Самостоятельная работа
|
||||||||
Всего
|
в том числе
|
||||||||
в форме практической подготовки
|
лабораторные и практические занятия
|
курсовая работа (проект) <6>
|
учебная практика
|
производственная практика
|
|||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Раздел 1 ............
|
X
|
X
|
X
|
||||||
Раздел 2 ............
|
X
|
X
|
|||||||
УП ...
|
Учебная практика (при наличии)
|
X
|
X
|
||||||
ПП ...
|
Производственная практика (при наличии)
|
X
|
X
|
||||||
Промежуточная аттестация
|
X
|
||||||||
ИТОГО:
|
3.7. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2020 г. N 1038 "О внесении изменений в правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации" образовательная организация размещает на официальном сайте информацию о местах проведения практической подготовки обучающихся по реализуемым образовательным программам.
3.8. Объем часов, отводимых на практическую подготовку по отдельным циклам учебного плана, может быть различен.
3.8.1. Общеобразовательный цикл учебного плана может включать до 40% видов учебной деятельности в форме практической подготовки в рамках учебных предметов из обязательных предметных областей, изучаемых на углубленном уровне с учетом профиля подготовки, а также дополнительных учебных предметов, курсов, реализуемых с учетом специфики осваиваемой специальности/профессии.
3.8.2. Отдельные разделы (темы) дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического, а также математического и общего естественно-научного циклов ("Иностранный язык в профессиональной деятельности", "Информатика", "Математика", "Физическая культура" и др.), реализованные в форме практической подготовки, направлены на формирование определенных практических навыков, ориентированных на будущую профессиональную деятельность с учетом специфики подготовки в рамках образовательной программы по специальности/профессии.
Объем практической подготовки в рамках общего гуманитарного и социально-экономического, а также математического и общего естественно-научного циклов может варьироваться до 40% от общего объема учебной нагрузки данных циклов.
3.8.3. Объем практической подготовки в рамках общепрофессионального цикла, может варьироваться от 30 до 60% от общего объема учебной нагрузки данного цикла и реализуется с привлечением специального оборудования (материалов) в учебных, учебно-производственных лабораториях, мастерских, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах практики и т.д.
3.8.4. Объем практической подготовки в рамках профессионального цикла, может варьироваться от 60 до 80% от общего объема учебной нагрузки данного цикла и предусматривает выполнение, моделирование обучающимися практических видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью в условиях, приближенных к реальным производственным.
4. Рекомендуемые объемы практической подготовки
в структуре образовательной программы среднего
профессионального образования
4.1. Рекомендуется в зависимости от особенностей реализации образовательной программы устанавливать следующие объемы практической подготовки (от общего объема учебной нагрузки по соответствующему циклу) для программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ):
4.2. Рекомендуется устанавливать в зависимости от особенностей реализации образовательной программы следующие объемы практической подготовки (от общего объема учебной нагрузки по соответствующему циклу) для программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС):
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области