Разъяснения Минфина России "О применении отдельных положений Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999"

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАЗЪЯСНЕНИЯ

О ПРИМЕНЕНИИ
ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПРАВИЛ ФОРМИРОВАНИЯ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫХ
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 30 СЕНТЯБРЯ 2014 Г. N 999

Общие положения

Пунктами 16 - 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года N 999 (далее - Правила N 999, субсидии), закреплены положения о возврате субъектами Российской Федерации в федеральный бюджет средств в случае нарушения ими обязательств по достижению значений показателей результативности использования субсидии в отчетном финансовом году, а также за несоблюдение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) или приобретению объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества (далее - обязательства, график строительства).

Настоящие разъяснения распространяются на субсидии, в соглашениях о предоставлении которых содержатся положения постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 о применении мер ответственности за недостижение показателей результативности использования субсидии и несоблюдение графика строительства.

I. Порядок возврата в 2017 году средств из бюджетов
субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет
в связи с невыполнением субъектами Российской Федерации
обязательств по достижению значений показателей
результативности использования субсидий
и соблюдению графика строительства

Если субъектом Российской Федерации в 2016 году не были достигнуты значения показателей результативности использования субсидий, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидии указанные нарушения не были устранены, субъект Российской Федерации осуществляет расчет совместно с главными распорядителями средств федерального бюджета и перечисление средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет в связи с невыполнением обязательства по достижению показателей результативности использования субсидии, в объеме, рассчитанном в соответствии с пунктами 16 - 18 Правил N 999.

В соответствии с пунктом 16(1) Правил N 999 при расчете объема средств, подлежащего возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в связи с недостижением показателей результативности использования субсидий, в размере субсидии, предоставленной бюджету субъекта Российской Федерации в 2016 году, не учитывается размер остатка субсидии, не использованного по состоянию на 1 января 2017 года, потребность в котором не подтверждена главным администратором доходов федерального бюджета, осуществляющим администрирование доходов федерального бюджета от возврата остатков субсидий (далее - размер остатка субсидии).

При нарушении субъектом Российской Федерации графика строительства и неустранения нарушения в срок до 1 апреля 2017 года, объем средств, возвращаемый в федеральный бюджет, определяется субъектами Российской Федерации совместно с главными распорядителями средств федерального бюджета как 10 процентов от разницы между объемом средств, который соответствует предусмотренному на 2016 год размеру субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), по которым допущено нарушение графика строительства, и размером остатка субсидии по указанным объектам государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) (пункт 19 Правил N 999).

Необходимо отметить, что в случае одновременного нарушения субъектом Российской Федерации обязательств по достижению значений показателей результативности использования субсидии и по соблюдению графика строительства, возврату подлежит объем средств, рассчитанный в соответствии с пунктом 19 Правил N 999.

В случае если в правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации содержатся положения, предусматривающие сокращение размера субсидии в текущем и (или) очередном финансовом году, при применении к субъекту Российской Федерации мер ответственности, предусмотренных пунктами 16 или 19 Правил N 999, главный распорядитель средств федерального бюджета вправе подготовить изменения в утвержденное распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации в части сокращения размера субсидии, предусмотренной субъекту Российской Федерации в текущем и (или) очередном финансовом году, в размере, определенном в соответствии с абзацем первым раздела I настоящих Разъяснений, в счет погашения штрафных средств (пункт 20(1) Правил N 999).

Возврат средств субсидий необходимо осуществить в сроки, установленные Правилами N 999:

- до 1 июня 2017 года, в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2016 года допущены нарушения обязательств по достижению показателей результативности использования субсидий, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидии, указанные нарушения не устранены;

- до 1 мая 2017 года, в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2016 года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по соблюдению графика строительства, и в срок до 1 апреля 2017 года указанные нарушения не устранены.

В случае если субъектом Российской Федерации в установленный срок не обеспечен возврат средств в федеральный бюджет, главный распорядитель средств федерального бюджета, осуществляющий контроль за возвратом средств, в установленном порядке сообщает о соответствующем нарушении органу государственного финансового контроля - Федеральному казначейству.

На основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного финансового контроля финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) к субъекту Российской Федерации могут быть применены меры бюджетного принуждения по бесспорному взысканию штрафных средств.

Реквизиты документов по возврату штрафных средств в федеральный бюджет предоставляются главным распорядителем средств федерального бюджета. В назначении платежного поручения по перечислению средств в федеральный бюджет указывается ссылка на соответствующий пункт Правил N 999, в соответствии с которым осуществляется возврат средств, а также основание (причина) такого возврата.

Код доходов, применяемый для возврата штрафных средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16 и 19 Правил: 000 1 16 49010 01 0000 140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении субсидии из федерального бюджета.

Отражение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по возврату вышеуказанных средств в соответствии с требованиями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н, следует отражать по виду расходов 853 "Уплата иных платежей" классификации расходов бюджетов.

II. Порядок освобождения в 2017 году субъектов
Российской Федерации от применения мер ответственности,
предусмотренных пунктами 16 и 19 Правил N 999,
а также продления сроков устранения нарушений
до 1 сентября 2017 года

В соответствии с пунктом 20 Правил N 999 освобождение субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности, установленных пунктами 16 и 19 Правил N 999, за нарушение субъектами Российской Федерации обязательств соглашения о предоставлении субсидии в 2016 году, осуществляется в следующем порядке.

При направлении не позднее 15 апреля 2017 года высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с главным распорядителем средств федерального бюджета в Минфин России и Минэкономразвития России документов, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы, вследствие которых обязательства были не исполнены, и информации о предпринимаемых мерах по устранению нарушения и персональной ответственности должностных лиц субъектов Российской Федерации, ответственных за такое нарушение. При этом к обстоятельствам непреодолимой силы не может быть отнесено, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие необходимых денежных средств (статья 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Продление сроков устранения нарушений обязательств до 1 сентября 2017 года по субсидиям капитального характера осуществляется при направлении в Минэкономразвития России и Минфин России до 15 апреля 2017 года вновь назначенным (избранным) высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращения о продлении срока устранения нарушений обязательств до 1 сентября 2017 года, при прекращении в 2016 году или до 1 апреля 2017 года полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), заключившего соглашение, содержащиеся в котором обязательства по соблюдению графика строительства нарушены (исключительно по "капитальным" субсидиям).

Форма представления такой информации направлена Минфином России в адрес главных распорядителей средств федерального бюджета письмом от 10 марта 2017 г. N 06-06-05/3/13537. При этом при заполнении указанной формы следует указывать объем штрафных средств независимо от принятого главным распорядителем средств федерального бюджета решения об освобождении/продлении сроков устранения нарушения.

В случае отсутствия оснований для освобождения субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности, предусмотренных пунктами 16 и 19 Правил N 999, главные распорядители средств федерального бюджета не позднее 20 апреля 2017 года представляют в Минфин России предложения о перераспределении штрафных средств на иные цели.

Субъекты Российской Федерации, в отношении которых будет принято решение о продлении сроков устранения нарушений обязательств до 1 сентября 2017 года в случае повторного нарушения соответствующих обязательств осуществляют расчет и перечисление средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет, в соответствии с пунктом 19 Правил N 999 в течение одного месяца по истечении указанного срока (до 1 октября 2017 года).

В случае нарушения субъектами Российской Федерации срока устранения нарушения соответствующего обязательства (1 сентября 2017 года), главные распорядители средств федерального бюджета не позднее 15 дней по истечении указанного срока представляют в Минфин России предложения о перераспределении средств, подлежащих возврату в доход федерального бюджета, на иные цели.

Дополнительно разъясняем, что главные распорядители средств федерального бюджета в отношении субъектов Российской Федерации, которые будут освобождены в 2017 году в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от применения мер ответственности, предусмотренных пунктами 16 и 19 Правил N 999, осуществляют контроль за выполнением указанными субъектами Российской Федерации обязательств по достижению значений показателей результативности использования субсидии и соблюдению графика строительства в срок до 1 сентября 2017 года и о результатах контроля докладывают в Правительство Российской Федерации, в копии - в Минфин России.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области