МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 декабря 2023 г. N 1054
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО МОНТАЖУ, ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ
И РЕМОНТУ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ
И СООРУЖЕНИЙ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИЦЕНЗИОННОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ
В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ, НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ
И ОБЪЕКТАХ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА 2024 ГОД
В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990, пунктом 13 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1128, и пунктом 12 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1131, предлагаю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры на 2024 год.
2. Контроль за реализацией Программы, указанной в пункте 1 настоящего распоряжения, возложить на директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы С.П. Воронова.
Заместитель Министра -
главный государственный инспектор
Российской Федерации
по пожарному надзору
А.М.СУПРУНОВСКИЙ
Утверждена
распоряжением МЧС России
от 18 декабря 2023 г. N 1054
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО МОНТАЖУ, ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ
И РЕМОНТУ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ
И СООРУЖЕНИЙ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИЦЕНЗИОННОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ
В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ, НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ
И ОБЪЕКТАХ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА 2024 ГОД
I. Цели и задачи реализации программы профилактики
Целями профилактики нарушений лицензионного контроля являются:
1) предотвращение рисков причинения вреда и снижения уровня ущерба охраняемым законом ценностям вследствие нарушений лицензионных требований;
2) предупреждение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нарушений установленных лицензионных требований;
3) устранение существующих и потенциальных причин и условий, способствующих совершению нарушений лицензионных требований в области пожарной безопасности и наступлению возможных негативных последствий.
Задачами профилактики нарушений лицензионного контроля являются:
4) выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации;
5) создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к добросовестному поведению в сфере обеспечения безопасности, формирования позитивной ответственности за свои действия (бездействие), поддержания мотивации в данной сфере;
6) формирование одинакового понимания установленных обязательных требований у должностных лиц контрольно-надзорных органов и подконтрольных субъектов;
7) повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.
II. Анализ текущего состояния осуществления лицензионного
контроля в области пожарной безопасности, описание текущего
развития профилактической деятельности лицензирующих
органов, характеристика проблем, на решение которых
направлена программа профилактики
1. Органы осуществляющие федеральный государственный лицензионный контроль в области пожарной безопасности
Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и лицензирование деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (далее - лицензируемый вид деятельности) и федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (далее - лицензионный контроль) осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включая его территориальные органы - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (структурные подразделения территориальных органов, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления лицензионного контроля) (далее соответственно - лицензирующий орган, территориальные органы).
Настоящая Программа подготовлена в соответствии с положениями части 2 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами".
Сроки и этапы реализации настоящей Программы: краткосрочный период - 2024 год, плановый период - 2025 - 2026 гг.
Органы государственного пожарного надзора МЧС России (далее - ГПН) в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" осуществляют федеральный государственный лицензионный контроль за соблюдением лицензионных требований по следующим видам деятельности:
1) тушение пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
2) монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
2. Подконтрольные субъекты
При осуществлении федерального государственного лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований в области пожарной безопасности подконтрольными субъектами являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию МЧС России.
3. Обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом лицензионного контроля
В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1131 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1131), обязательными требованиями при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, являются:
1) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) зданий, помещений и сооружений установленного в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) типа и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, размещенных на территории поселений и городских округов с учетом требований статьи 76 Технического регламента, а в случае размещения на территории производственных объектов - в соответствии со статьей 97 Технического регламента;
2) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности мобильных средств пожаротушения, первичных средств пожаротушения, средств связи, огнетушащих веществ, средств спасения, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты пожарных, средств самоспасения пожарных, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и соответствующих установленным требованиям, а также технической документации на указанные средства, вещества и оборудование;
3) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работника, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, имеющего высшее образование или среднее профессиональное образование по специальности "Пожарная безопасность", либо иное высшее образование, а также получившего дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки в области лицензируемого вида деятельности и имеющего стаж работы в Государственной противопожарной службе на должностях руководителей (заместителей руководителей) не менее 3 лет;
4) наличие у участвующих в действиях по тушению пожаров работников соискателя лицензии (лицензиата) соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования и (или) прохождение профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;
5) отсутствие медицинских противопоказаний для исполнения должностных обязанностей у лиц, указанных в подпунктах 3 и 4 настоящего пункта;
6) прохождение лицами, указанными в подпунктах 3 и 4 настоящего пункта, обучения в области лицензируемого вида деятельности не реже 1 раза в 5 лет соответственно по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации, либо по основным программам профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих и служащих;
7) выполнение лицензиатом положений нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде, организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, организации и несения караульной службы, подготовки личного состава пожарной охраны, проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а также привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
8) соблюдение лицензиатом требований к порядку учета пожаров и их последствий, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1128 (далее - постановление Правительства от 28 июля 2020 г. N 1128), обязательными требованиями при осуществлении лицензируемого вида деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, являются:
1) наличие у соискателя лицензии или лицензиата зданий (сооружений, помещений) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств;
2) наличие у соискателя лицензии или лицензиата оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью четвертой статьи 24 Федерального закона "О пожарной безопасности", прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;
3) наличие у соискателя лицензии или лицензиата работника, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, заключившего с соискателем лицензии или лицензиатом трудовой договор, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по специальности "Пожарная безопасность", либо высшее образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" (профиль - "Пожарная безопасность"), либо иное высшее образование при условии получения дополнительного профессионального образования по типовой дополнительной профессиональной программе - программе профессиональной переподготовки, утвержденной лицензирующим органом, и имеющего стаж работы не менее 5 лет в организациях, осуществляющих лицензируемый вид деятельности на должностях, связанных с выполнением работ (оказанием услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) службы в организациях (учреждениях) федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на должностях, связанных с осуществлением лицензируемого вида деятельности. Работник может быть ответственным за осуществление лицензируемого вида деятельности только у одного юридического лица или индивидуального предпринимателя;
4) наличие в штате у соискателя лицензии или лицензиата работников, выполняющих работы (оказывающих услуги), составляющие лицензируемый вид деятельности (при выполнении 1 или 2 видов работ (услуг) - не менее 2 человек, при выполнении 3 или 4 видов работ (услуг) - не менее 3 человек, при выполнении 5 и более видов работ (услуг) - не менее 5 человек), заключивших с соискателем лицензии или лицензиатом трудовые договоры;
5) выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности;
6) получение лицами, указанными в подпунктах 3 и 4 настоящего пункта, не реже 1 раза в 5 лет соответствующего выполняемым работам (оказываемым услугам) в области лицензируемого вида деятельности дополнительного профессионального образования по типовым дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации.
4. Данные о проведенных мероприятиях по контролю
4.1. Данные о результатах осуществления лицензионного контроля
Количество подконтрольных субъектов по состоянию на 1 октября 2023 года:
1) по виду деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры осуществляет 1 135 лицензиатов;
2) по виду деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляет 55 783 лицензиата.
Данные за 2022 год и 9 месяцев 2023 года о результатах осуществления лицензионного контроля на территории Российской Федерации, а также об административно-правовой деятельности, представленные территориальными органами МЧС России по форме 22-ГУ, утвержденной приказом МЧС России от 22 декабря 2021 г. N 900 "О предоставлении отчетности по осуществлению государственного надзора в сфере деятельности МЧС России", приведены ниже.
Отмечается, что деятельность лицензирующих органов МЧС России в 2022 - 2024 годах осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации".
Количество действующих лицензий, проведенных плановых и внеплановых выездных проверок, выявленных и устраненных нарушений лицензионных требований в области пожарной безопасности в 2022 году.
Наименование показателя
|
Тушение пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры
|
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений
|
Количество действующих лицензий
|
1 154
|
55 185
|
Проведено документарных проверок в отношении лицензиатов
|
0
|
13
|
Проведено выездных проверок в отношении лицензиатов
|
14
|
254
|
Количество объектов, на которых проверено качество выполнения работ и услуг
|
1
|
139
|
Количество объектов, на которых выявлено некачественное выполнения работ и услуг
|
0
|
89
|
Количество проверок, по результатам которых выявлены нарушения лицензионных требований
|
7
|
103
|
Количество лицензиатов, нарушивших лицензионные требования
|
8
|
126
|
Количество лицензий, действие которых приостановлено
|
1
|
48
|
Количество аннулированных лицензий по решению суда
|
1
|
30
|
Количество действующих лицензий, проведенных плановых и внеплановых выездных проверок, выявленных и устраненных нарушений лицензионных требований в области пожарной безопасности за 9 месяцев 2023 года.
Наименование показателя
|
Тушение пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры
|
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений
|
Количество действующих лицензий
|
1 135
|
55783
|
Проведено документарных проверок в отношении лицензиатов
|
0
|
27
|
Проведено выездных проверок в отношении лицензиатов
|
9
|
78
|
Количество объектов, на которых проверено качество выполнения работ и услуг
|
17
|
570
|
Количество объектов, на которых выявлено некачественное выполнения работ и услуг
|
17
|
143
|
Количество проверок, по результатам которых выявлены нарушения лицензионных требований
|
7
|
76
|
Количество лицензиатов, нарушивших лицензионные требования
|
7
|
132
|
Количество лицензий, действие которых приостановлено
|
2
|
111
|
Количество аннулированных лицензий по решению суда
|
0
|
12
|
4.2. Данные об административно-правовой деятельности лицензирующих органов при осуществлении лицензионного контроля
Сведения об административно-правовой деятельности лицензирующих органов на территории Российской Федерации в 2022 году и за 9 месяцев 2023 года.
Наименование показателя
|
2022 г.
|
2023 г. (9 мес.)
|
Составлено протоколов об административном правонарушении, ед.
|
387
|
338
|
Назначено административных наказаний по результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении по частям 2, 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП)
|
152
|
153
|
Назначено административных наказаний по результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении по статье 19.5 КоАП РФ
|
42
|
3
|
Назначено административных наказаний по результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении по статьям 19.6, 19.7 и частями 1, 2 и 3 статьи 19.20 КоАП РФ
|
178
|
179
|
Общая сумма наложенных административных штрафов (тыс. руб.)
|
3811
|
1225
|
Общая сумма уплаченных административных штрафов (тыс. руб.)
|
2305,285
|
706
|
5. Описание текущего развития профилактической деятельности лицензирующих органов
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование деятельности в области пожарной безопасности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Задачами лицензирования деятельности в области пожарной безопасности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем лицензионных требований. Соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Проводимый в 2023 году лицензионный контроль решает задачи предупреждения, выявления и пресечения нарушений лицензионных требований, а также позволяет проанализировать динамику исполнения лицензиатами указанных требований при осуществлении деятельности в области пожарной безопасности. При этом лицензионный контроль проводится с неукоснительным соблюдением прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Принятые превентивные меры позволили предотвратить совершение таких нарушений лицензионных требований, которые могли бы повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
III. Перечень профилактических мероприятий,
сроки и (периодичность) их проведения
План мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры на 2024 год приведен в приложении к настоящей Программе.
В рамках осуществления лицензионного контроля могут проводиться следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Профилактические мероприятия осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ, а также постановлениями Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1128 и N 1131.
1. Информирование
Лицензирующие органы осуществляют информирование соискателей лицензии (лицензиатов) и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения лицензионных требований.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном интернет-портале МЧС России (mchs.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации и в иных формах.
Лицензирующие органы размещают и поддерживают в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет":
1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного лицензионного контроля;
2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного лицензионного контроля, о сроках и порядке их вступления в силу;
3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
4) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
5) перечень критериев и индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов надзора к категориям риска;
6) перечень объектов надзора с указанием категории риска;
7) настоящую Программу;
8) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
9) сведения о порядке досудебного обжалования решений органов ГПН, действий (бездействия) его должностных лиц;
10) доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики органов ГПН;
11) доклад о федеральном государственном лицензионном контроле.
2. Объявление предостережения
При наличии у лицензирующего органа сведений о готовящихся нарушениях лицензионных требований или признаках нарушений лицензионных требований контролируемому лицу объявляется предостережение о недопустимости нарушения лицензионных требований и предлагается принять меры по обеспечению соблюдения лицензионных требований.
По результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган, направивший предостережение, могут быть поданы возражения.
В возражениях должно быть указано обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению лицензионных требований.
Возражения направляются юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в лицензирующий орган или территориальный орган на бумажном носителе почтовым отправлением либо в электронном виде, подписанные в порядке, определенном частью 6 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
При поступлении возражений лицензирующий орган или территориальный орган не позднее чем в течение 5 рабочих дней со дня их поступления назначает проведение консультаций по вопросу рассмотрения поступивших возражений путем личной встречи или с использованием видео-конференц-связи.
Лицензирующий орган и (или) территориальный орган рассматривают возражения, по итогам рассмотрения направляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ, содержащий мотивированное решение, состоящее из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Результаты рассмотрения возражений могут быть использованы лицензирующим органом и (или) территориальным органом для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения лицензионных требований и (или) иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Лицензирующий орган и (или) территориальный орган осуществляют учет объявленных предостережений о недопустимости нарушения лицензионных требований и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
3. Консультирование
Должностные лица лицензирующих органов осуществляют консультирование по обращениям контролируемых лиц и их представителей в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ. Консультирование осуществляется по вопросам, относящимся к контрольному (надзорному) мероприятию.
Консультирование проводится в устной форме, за исключением случаев, когда контролируемое лицо письменно заявляет о направлении ему письменного ответа.
Консультирование контролируемых лиц и их представителей при поступлении однотипных обращений более 2 раз осуществляется в порядке, предусмотренном частью 9 статьи 50 Федерального закона N 248-ФЗ, руководителями (заместителями руководителей) лицензирующих органов.
4. Профилактический визит
Профилактический визит проводится должностными лицами лицензирующих органов в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи в порядке, установленном статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обязательный профилактический визит проводится должностными лицами лицензирующих органов не позднее чем в течение одного года с момента предоставления лицензии и (или) внесения изменений в реестр лицензий.
Обязательный профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать один рабочий день. В ходе обязательного профилактического визита контролируемое лицо информируется о требованиях, предъявляемых к лицензиату. По результатам обязательного профилактического визита в течение 5 рабочих дней со дня его проведения должностным лицом лицензирующего органа оформляется и вручается под роспись лицензиату (направляется в установленном порядке) экземпляр листа профилактической беседы, содержащий указанную информацию.
5. Обобщение правоприменительной практики
Доклад о правоприменительной практике при осуществлении лицензионного контроля готовится, в том числе обеспечивается публичное обсуждение его проекта, территориальными органами один раз в год, до 30 апреля года, следующего за отчетным годом.
Соответствующий доклад утверждается главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору и размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном интернет-портале лицензирующего органа.
Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад о состоянии лицензионного контроля.
IV. Показатели результативности и эффективности программы
профилактики
Оценка мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля органами ГПН на 2024 год будет проводиться в соответствии с положениями постановлений Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1128 и N 1131, в порядке реализации части 3 статьи 30 Федерального закона N 248-ФЗ.
Приложение
к Программе профилактики рисков
причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям
при осуществлении федерального
государственного лицензионного
контроля (надзора) за деятельностью
по монтажу, техническому обслуживанию
и ремонту средств обеспечения
пожарной безопасности зданий
и сооружений и федерального
государственного лицензионного
контроля (надзора) за деятельностью
по тушению пожаров в населенных
пунктах, на производственных объектах
и объектах инфраструктуры на 2024 год
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА)
ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО МОНТАЖУ, ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ
И РЕМОНТУ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ
И СООРУЖЕНИЙ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИЦЕНЗИОННОГО
КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ В НАСЕЛЕННЫХ
ПУНКТАХ, НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ И ОБЪЕКТАХ
ИНФРАСТРУКТУРЫ НА 2024 ГОД
N п/п
|
Мероприятие по профилактике правонарушений
|
Срок (периодичность) проведения
|
Место реализации
|
Ответственное подразделение
|
Пояснение по порядку реализации
|
I. ИНФОРМИРОВАНИЕ
|
|||||
1.
|
Подготовка текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного лицензионного контроля
|
В течение года
|
Размещение на официальном интернет-портале МЧС России
|
ДНПР
|
В порядке реализации Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ), Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1128, а также Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1131 (далее - постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 и N 1131)
|
2.
|
Подготовка сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного лицензионного контроля, о сроках и порядке их вступления в силу
|
В течение 15 дней после официального опубликования
|
Размещение на официальном интернет-портале МЧС России
|
ДНПР
|
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, а также постановлений Правительства от 28 июля 2020 г. N 1128 и N 1131
|
3.
|
Подготовка перечней нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции
|
До 30 апреля 2024 года
|
Размещение на официальном интернет-портале МЧС России
|
ДНПР
|
В соответствии с Федеральным законом N 247-ФЗ
|
4.
|
Размещение перечня критериев и индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядка отнесения объектов надзора к категориям риска
|
В течение 15 дней после официального опубликования
|
Размещение на официальном интернет-портале МЧС России
|
ДНПР
|
Размещение соответствующих сведений на официальном интернет-портале МЧС России (mchs.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации
|
5.
|
Подготовка сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований
|
До 30 апреля 2024 года
|
Размещение на официальном интернет-портале МЧС России
|
ДНПР
|
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, а также Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 290)
|
6.
|
Подготовка сведений о порядке досудебного обжалования решений органов государственного лицензионного контроля, действий (бездействия) его должностных лиц
|
До 30 апреля 2024 года
|
Размещение на официальном интернет-портале МЧС России
|
ДНПР
|
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, а также постановления Правительства Российской Федерации N 290
|
7.
|
Размещение сведений по вопросам соблюдения обязательных требований: на официальном сайте в сети "Интернет", в средствах массовой информации, на ТВ, на радио, в периодической печати
|
Постоянно
|
-
|
ДНПР
главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - ГУ МЧС России)
|
-
|
8.
|
Проведение конференций, семинаров (включая формат видео-конференц-связи)
|
Не реже 1 раза в год.
Конкретные мероприятия указываются в планах ГУ МЧС России
|
В соответствии с планами проведения
|
ДНПР
ГУ МЧС России
|
-
|
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЙ О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
|
|||||
9.
|
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований должностными лицами органов надзорной деятельности МЧС России при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля
|
-
|
-
|
ГУ МЧС России
|
В порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ
|
10.
|
Учет предостережений и возражений контролируемых лиц на предупреждения
|
Ежеквартально
|
-
|
ДНПР
ФГБУ ВНИИПО
ГУ МЧС России
|
В порядке реализации приказа МЧС России от 22 декабря 2021 г. N 900 "О предоставлении отчетности по осуществлению государственного надзора в сфере деятельности МЧС России" (далее - приказ МЧС России N 900)
|
III. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
|
|||||
11.
|
Проведение устного консультирования по вопросам соблюдения лицензионных требований:
по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, в ходе проведения профилактического визита
|
Постоянно
|
Федеральные средства массовой информации, официальный интернет-портал МЧС России, иные способы
|
ДНПР
ФГБУ ВНИИПО
|
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, а также постановлений Правительства Российской Федерации N 290
|
В соответствии с планом проведения профилактических визитов
|
|||||
Официальные интернет-сайты ГУ МЧС России, региональные печатные средства массовой информации, иные способы
|
ГУ МЧС России
|
||||
12.
|
Проведение письменного консультирования по обращениям контролируемых лиц и их представителей в части разъяснения вопросов, связанных с организацией и осуществлением федерального государственного лицензионного контроля
|
Постоянно
по мере поступления обращений
|
-
|
ДНПР
ГУ МЧС России
|
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, а также постановлений Правительства от 28 июля 2020 г. N 1128 и N 1131
|
13.
|
Подготовка письменных разъяснений, подписанных уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа при поступлении 10 однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей
|
Постоянно
по мере поступления обращений
|
Официальный интернет-портал МЧС России
|
ДНПР
|
|
14.
|
Учет консультирований
|
Ежеквартально
|
-
|
ДНПР
ФГБУ ВНИИПО
ГУ МЧС России
|
В порядке реализации приказа МЧС России N 900
|
IV. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ВИЗИТОВ
|
|||||
15.
|
Проведение профилактических визитов в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица
|
В соответствии с планом проведения профилактических визитов
|
По месту осуществления деятельности контролируемо го лица
|
ГУ МЧС России
|
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, а постановлений Правительства от 28 июля 2020 г. N 1128 и N 1131
|
16.
|
Проведение профилактических визитов дистанционно посредством аудио- или видеосвязи
|
В соответствии с планом проведения профилактических визитов
|
По согласованию сторон
|
ГУ МЧС России
|
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, постановлений Правительства от 28 июля 2020 г. N 1128 и N 1131
|
V. ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ
|
|||||
17.
|
Сбор данных об организации и проведении надзорных мероприятий, направлении предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, об обжаловании результатов мероприятий по контролю, в том числе в судебном порядке
|
1 раз в квартал
|
-
|
ДНПР
ФГБУ ВНИИПО
ГУ МЧС России
|
В порядке реализации приказа МЧС России N 900
|
18.
|
Выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений
|
В течение года
|
-
|
ДНПР,
ВНИИПО,
ГУ МЧС России
|
В порядке реализации приказа МЧС России от 25 ноября 2016 г. N 630 "Об утверждении Порядка обобщения и анализа правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России" (далее - приказ МЧС России N 630)
|
19.
|
Проведение анализа обстановки с пожарами и их последствиями
|
Ежеквартально
|
-
|
ДНПР,
ВНИИПО
ГУ МЧС России
|
В порядке реализации приказа МЧС России от 26 мая 2020 г. N 363 "Об организации осуществления анализа деятельности территориального органа МЧС России".
|
20.
|
Подготовка предложений об актуализации лицензионных требований
|
В течение года
|
-
|
ДНПР,
ВНИИПО,
ГУ МЧС России
|
В соответствии с Федеральным законом N 247-ФЗ
|
21.
|
Подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о лицензировании
|
В течение года
|
-
|
ДНПР,
ВНИИПО,
ГУ МЧС России
|
В соответствии с Федеральным законом N 247-ФЗ
|
22.
|
Подготовка Доклада о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля
|
До 30 апреля 2024 года
(по итогам работы за 2023 год)
|
-
|
ДНПР,
ВНИИПО
|
В порядке реализации приказа МЧС России N 630
|
23.
|
Размещение Доклада о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля
|
До 30 апреля 2024 года
(по итогам работы за 2023 год)
|
Официальный интернет-портал МЧС России
|
ДНПР
|
В порядке реализации приказа МЧС России N 630
|
24.
|
Включение результатов обобщения правоприменительной практики в ежегодный доклад МЧС России о состоянии федерального государственного лицензионного контроля
|
До 15 марта 2024 года
(по итогам работы за 2023 год)
|
Минэкономразвития России
|
ДНПР
|
В порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 467 "О подготовке и представлении докладов о лицензировании отдельных видов деятельности, показателях мониторинга эффективности лицензирования и методике его проведения"
|
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области