"Публичная декларация ключевых целей и приоритетных задач Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2025 год" (утв. Ространснадзором 25.03.2025)

Утверждаю
Руководитель
Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта
В.Ф.БАСАРГИН
25 марта 2025 г.

Рассмотрен и одобрен
на заседании Общественного
совета при Федеральной службе
по надзору в сфере транспорта
4 марта 2025 г.

ПУБЛИЧНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
КЛЮЧЕВЫХ ЦЕЛЕЙ И ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА НА 2025 ГОД

Ключевыми целями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2025 год являются:

ЦЕЛЬ 1. ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА

Для достижения данной цели необходимо реализовать возложенные на Ространснадзор контрольные (надзорные) функции, обеспечить приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольным (надзорным), продолжить применение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности в сфере транспорта, совершенствовать индикаторы риска нарушения обязательных требований, осуществлять контроль за фактическим устранением выявленных нарушений, внедрять меры по снижению административной нагрузки на бизнес.

Приоритетные задачи:

1.1. Оптимизация проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

1.2. Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам государственного контроля (надзора) и принятие мер при их срабатывании.

1.3. Мониторинг устранения выявленных нарушений обязательных требований и исполнения административных наказаний, применение механизма досудебного обжалования.

1.4. Развитие и совершенствование мер стимулирования добросовестности соблюдения обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере транспорта, в том числе с применением дистанционных механизмов взаимодействия.

1.5. Оптимизация процедур предоставления государственных услуг.

1.6. Повышение уровня внедрения (зрелости) клиентоцентричности в Ространснадзоре в рамках федерального проекта "Государство для людей".

Общие результаты:

- снижение количества аварийных происшествий в транспортном комплексе относительно уровня 2017 года;

- снижение количества погибших и пострадавших в результате происшествий на транспорте относительно уровня 2017 года.

Ожидаемые результаты решения задач в 2025 году:

Задача 1.1. Оптимизация проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

- сохранение тенденции превышения доли профилактических мероприятий, направленных на информированность контролируемых лиц по вопросам исполнения обязательных требований, по отношению к контрольным (надзорным) мероприятиям при условии обеспечения качества и эффективности профилактических мероприятий;

- оптимизация затрат инспекторского состава на проведение профилактических визитов и консультирований;

- расширение практики применения нематериального поощрения (мер стимулирования добросовестности) контролируемых лиц с присвоением репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований;

- проведение анализа подконтрольных объектов на предмет определения уровня соответствия обязательным требованиям, формирование и актуализация соответствующего перечня объектов контроля.

Задача 1.2. Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам государственного контроля (надзора) и принятие мер при их срабатывании.

- актуализация, в том числе разработка новых индикаторов риска нарушения обязательных требований;

- снижение числа контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля, имеющих минимальные показатели риска нанесения ущерба охраняемым законами ценностям;

- использование критериев оценки рисков для эффективного выявления нарушений транспортного законодательства;

- реализация мероприятий Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2025 год;

- проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при срабатывании индикаторов риска.

Задача 1.3. Мониторинг устранения выявленных нарушений обязательных требований и исполнения административных наказаний, применение механизма досудебного обжалования.

- снижение доли неустраненных нарушений обязательных требований;

- повышение уровня взыскиваемости штрафов по вынесенным постановлениям;

- проведение мероприятий, направленных на повышение взыскиваемости штрафов;

- реализация механизма досудебного порядка рассмотрения жалоб контролируемых лиц.

Задача 1.4. Развитие и совершенствование мер стимулирования добросовестности соблюдения обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере транспорта, в том числе с применением дистанционных механизмов взаимодействия.

- расширение практики применения мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц;

- снижение административной нагрузки на контролируемых лиц, принявших Декларацию соблюдения обязательных требований и соответствующих критериям добросовестности;

- совершенствование сервисов для предпринимателей, осуществляющих деятельность в транспортном комплексе, в том числе системы самообследования на официальном сайте Ространснадзора.

Задача 1.5. Оптимизация процедур предоставления государственных услуг.

- сокращение сроков предоставления государственных услуг;

- минимизация представления необходимых документов и автоматизация получения информации о заявителе, находящейся в распоряжении других ведомств;

- сохранение на высоком уровне удовлетворенности заявителей качеством оказания государственных услуг;

- реализация Плана реинжиниринга контрольных (надзорных) функций в соответствии с Порядком проведения реинжиниринга процессов в Ространснадзоре;

- применение мобильного приложения "Инспектор" в отношении государственных услуг:

1) Лицензирование деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;

2) Лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.

- разработка и применение ИИ-решений при оказании государственных услуг.

Задача 1.6. Повышение уровня внедрения (зрелости) клиентоцентричности в Ространснадзоре в рамках федерального проекта "Государство для людей".

- совершенствование в Ространснадзоре клиентоцентричного подхода при взаимодействии с юридическими и физическими лицами;

- создание сервиса для сотрудников Ространснадзора - внутренний портал/сеть/ресурс с персонализированным входом и личным кабинетом;

- приведение государственных услуг Ространснадзора в соответствие со стандартами клиентоцентричности в целях их сертификации лабораториями пользовательского тестирования АНО "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации";

- внедрение и использование фирменного стиля клиентоцентричности в Ространснадзоре;

- создание сервиса (лендинга) жизненной ситуации "Открытие транспортного бизнеса" на ЕПГУ;

- совершенствование работы консультативной линии с использованием бота-помощника "Цифровой инспектор Ространснадзора" как дополнительной цифровой точки системы внешней связи Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

ЦЕЛЬ 2. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

Для достижения цели необходимо решить задачи по внедрению проектного подхода при реализации государственных программ Российской Федерации, участие в реализации которых принимает Ространснадзор, повышению уровня технической оснащенности, развитию кадровой политики Ространснадзора, профилактике коррупционных проявлений в контрольной (надзорной) деятельности в сфере транспорта, повышению уровня информационной открытости Ространснадзора.

Приоритетные задачи:

2.1. Повышение эффективности реализации государственных программ Российской Федерации и проектов, участие в реализации которых принимает Ространснадзор.

2.2. Повышение уровня оснащенности центрального аппарата и межрегиональных территориальных управлений Ространснадзора техническими средствами обеспечения контрольных (надзорных) функций.

2.3. Совершенствование системы государственного управления и кадровой политики.

2.4. Предупреждение и профилактика коррупционных проявлений в контрольной (надзорной) деятельности.

2.5. Повышение уровня информационной открытости Ространснадзора, расширение возможностей использования механизмов обратной связи.

Ожидаемые результаты решения задач в 2025 году:

Задача 2.1. Повышение эффективности реализации государственных программ Российской Федерации и проектов, участие в реализации которых принимает Ространснадзор.

- реализация структурных элементов государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы";

- реализация мероприятий структурного элемента государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации";

- реализация мероприятий структурного элемента государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России";

- реализация внутренних (локальных) проектов Ространснадзора.

Задача 2.2. Повышение уровня оснащенности центрального аппарата и межрегиональных территориальных управлений Ространснадзора техническими средствами обеспечения контрольных (надзорных) функций.

- приобретение патрульного катера;

- приобретение средств транспортного контроля для осуществления контроля (надзора) на автомобильном транспорте;

- приобретение видеорегистраторов.

Задача 2.3. Совершенствование системы государственного управления и кадровой политики.

- профессиональное развитие, повышение квалификации и профессиональная переподготовка федеральных государственных гражданских служащих Ространснадзора;

- наставничество для федеральных государственных гражданских служащих Ространснадзора, впервые поступивших на государственную гражданскую службу.

Задача 2.4. Предупреждение и профилактика коррупционных проявлений в контрольной (надзорной) деятельности.

- проведение профилактических мероприятий по предупреждению и выявлению коррупционных правонарушений структурными подразделениями по профилактике коррупционных и иных правонарушений (выездные проверки, проведение совещаний, профилактические визиты);

- повышение уровня профессионального развития в области противодействия коррупции федеральных государственных гражданских служащих.

Задача 2.5. Повышение уровня информационной открытости Ространснадзора, расширение возможностей использования механизмов обратной связи.

- развитие официального сайта Ространснадзора, публикация информации об основных направлениях деятельности Ространснадзора и результатах;

- обновление открытых данных;

- работа с информационными запросами граждан и средств массовой информации;

- использование социальных сетей как инструментов для диалога с гражданами;

- использование Платформы обратной связи при взаимодействии с гражданами и юридическими лицами.

ЦЕЛЬ 3. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА, АВТОМАТИЗАЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

Для достижения цели необходимо решить задачи по обеспечению развития и модернизации информационных систем Ространснадзора, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта в контрольной (надзорной) деятельности в сфере транспорта, применению и совершенствованию методов дистанционного контроля (надзора).

Приоритетные задачи:

3.1. Развитие информационных систем Ространснадзора, обеспечивающих автоматизацию процессов контрольной (надзорной) деятельности в сфере транспорта.

3.2. Развитие инструментов непрерывного дистанционного контроля (надзора) за исполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

Ожидаемые результаты в 2025 году:

Задача 3.1. Развитие информационных систем Ространснадзора, обеспечивающих автоматизацию процессов контрольной (надзорной) деятельности в сфере транспорта.

- оптимизация действующих информационных систем Ространснадзора, создание единого инструмента для проведения контрольных (надзорных) мероприятий посредством интеграции информационных систем;

- применение технологии "Госключ" при совместном подписании проверяющим и контролируемым лицом электронной подписью электронных документов, формируемых по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

- разработка и внедрение технологий искусственного интеллекта в деятельность Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;

- обеспечение информационной и кибербезопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;

- разработка и внедрение интерактивного поиска платежей по конкретному делу об административном правонарушении;

- оптимизация в части обмена сведениями о проведенных проверках и наличии разрешительных документов в рамках осуществления проведения транспортного контроля на территории ЕАЭС (Беларусь, Киргизия).

Задача 3.2. Развитие инструментов непрерывного дистанционного контроля (надзора) за исполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

- реализация Стратегии развития форм и методов дистанционного контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в целях совершенствования контрольной (надзорной) деятельности по видам транспорта до 2030 года;

- масштабирование области автоматизированного проведения весогабаритного контроля по статье 12.21.1 КоАП РФ путем обеспечения роста числа подключенных к ведомственной информационной системе операторов АПВГК;

- осуществление непрерывного дистанционного контроля (надзора) за безопасностью перевозок с использованием навигационных технологий ГЛОНАСС и программного комплекса КИАСК-ТС-РВ, расширение возможности передачи навигационных данных;

- развитие системы видеомониторинга в режиме реального времени за движением, швартовкой и стоянкой судов в акватории водных объектов в черте города Москвы, определение и фиксация фактов нарушения судном общих правил плавания и стоянки на участках с интенсивным судоходством;

- осуществление дистанционного мониторинга за соблюдением сроков службы критически важных составных частей железнодорожного подвижного состава, выполнением плановых видов ремонта грузовых и пассажирских вагонов;

- использование мобильного приложения "Инспектор" в целях обеспечения возможности проведения контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";

- совершенствование методов дистанционного контроля (надзора) на транспорте с учетом изменений в технологиях и требованиях.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области