Утверждена
приказом Ростехнадзора
от 8 апреля 2022 г. N 112
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО НАДЗОРА
В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ
НА 2022 ГОД
1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ
ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ, ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО РАЗВИТИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ
НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ
1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального
государственного энергетического надзора
в сфере теплоснабжения
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в сфере теплоснабжения на 2022 год (далее - Программа) разработана в целях реализации положений:
Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике";
Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении";
Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ);
Положения о федеральном государственном энергетическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1085 (далее - Положение о федеральном государственном энергетическом надзоре);
постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям";
приказа Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287 "Об утверждении Порядка организации работы по обобщению правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (далее - приказ Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287).
Ростехнадзор и его территориальные органы осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемую в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений в процессе осуществления деятельности в сфере теплоснабжения, обязательных требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном энергетическом надзоре Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного надзора в сфере теплоснабжения.
Федеральный государственный энергетический надзор в сфере теплоснабжения осуществляется в 8 федеральных округах Российской Федерации, включающих 85 субъектов Российской Федерации.
Общее количество поднадзорных Ростехнадзору организаций составляет (по состоянию на 1 января 2022 г.) 348 098.
Тепловых электростанций
|
- 506
|
Газотурбинных (газопоршневых) электростанций
|
- 448
|
Котельных всего
|
- 86 548
|
в том числе:
|
|
производственных
|
- 6 760
|
отопительно-производственных
|
- 13 500
|
отопительных
|
- 66 288
|
Тепловых сетей (в двухтрубном исчислении)
|
- 197 699,41 км
|
1.2. Описание текущего развития
профилактической деятельности
На официальном интернет-портале Ростехнадзора https://www.gosnadzor.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере теплоснабжения.
Перечень нормативных правовых актов поддерживается в актуальном состоянии в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование, вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов.
Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения приведены в таблице N 1.
Таблица N 1
Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений
обязательных требований в области федерального
государственного энергетического надзора в сфере
теплоснабжения за 2020 год и 2021 год
(по состоянию на 1 января 2022 г.)
N п/п
|
Наименование мероприятия
|
Количество мероприятий
|
|
2020
|
2021
|
||
1.
|
Информирование поднадзорных субъектов и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий и научно-технических достижений.
|
27 <*>
|
36 <*>
|
2.
|
Обобщение правоприменительной практики (подготовлено докладов).
|
2
|
2
|
3.
|
Направлено предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, всего.
|
1 624
|
2 305
|
--------------------------------
<*> Заседания президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, председателя президиума (штаба) М.Ш. Хуснуллина (в 2020 г. - 8, в 2021 г. - 8);
Заседания Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения (Федеральный штаб) по вопросам подготовки субъектов электроэнергетики и объектов ЖКХ субъектов Российской Федерации по федеральным округам под председательством Министра энергетики Российской Федерации Н.Г. Шульгинова (в 2020 г. - 8, в 2021 г. - 8);
Всероссийское совещание по итогам прохождения ОЗП 2020 - 2021 годов - 2;
Всероссийское совещание по итогам подготовки к ОЗП 2021 - 2022 годов - 2;
Совещания у полномочных представителей Президента Российской Федерации в Центральном и Приволжском федеральных округах по вопросам подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду 2020 - 2021 годов - 4;
Конференция, посвященная вопросам состояния и перспективам развития отечественной электроэнергетики "Энергетика России: вчера, сегодня, завтра", проводимая ОАО "Всероссийский теплотехнический институт" (в 2021 г. - 1).
Традиционные Открытые Всероссийские соревнования профессионального мастерства оперативного персонала ТЭС 2021 года, проводимые НП "КОНЦ ЕЭС" под эгидой Минэнерго России - 1;
Организованные Ассоциацией производителей качественной продукции для теплоснабжения конференции в Сочи (в 2020 г. - 1, в 2021 г. - 1).
Онлайн семинары и отраслевые конференции в режиме ВКС, организованные НП "Российское теплоснабжение" (в 2020 г. - 2, за 2021 г. - 2);
Участие в заседаниях в режиме видео-конференц-связи экспертного совета при отраслевых комитетах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (в 2021 г. - 5);
Конференция "ТЭК-21 век" (в 2020 г. - 1, в 2021 г. - 1).
1.3. Характеристика проблем, на решение которых направлена
Программа, и пути их снижения (исключения)
Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в области федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения прежде всего направлены на информирование поднадзорных субъектов и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований в указанной сфере деятельности, в том числе разъяснение обязательных требований, ознакомление с результатами правоприменительной практики и основными типовыми нарушениями (с целью дальнейшего их исключения). Конечной целью является снижение на объектах энергетики аварийности и несчастных случаев со смертельным исходом.
С целью снижения уровня смертельного травматизма теплоснабжающим и теплосетевым организациям, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим энергоустановки, в отношении которых осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере теплоснабжения, следует обратить особое внимание на:
доведение до работников материалов анализов несчастных случаев на энергоустановках, подконтрольных органам Ростехнадзора, при проведении всех видов занятий и инструктажей по охране труда;
повышение уровня организации производства работ на энергоустановках, исключение допуска персонала к работе без обязательной проверки выполнения организационных и технических мероприятий при подготовке рабочих мест;
обеспечение проверки знаний персонала нормативных правовых актов по охране труда при эксплуатации энергоустановок; недопущение персонала, не прошедшего проверку знаний, к работам в энергоустановках;
обеспечение установленного порядка содержания, применения и испытания средств защиты;
повышение производственной дисциплины, а также усиление контроля за выполнением мероприятий, обеспечивающих безопасность работ;
повышение уровня организации работ по монтажу, демонтажу, замене и ремонту энергооборудования;
недопущение персонала к проведению работ в особо опасных помещениях и помещениях с повышенной опасностью без электрозащитных средств.
С целью снижения уровня аварийности теплоснабжающим и теплосетевым организациям, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим энергоустановки, в отношении которых осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере теплоснабжения, следует исключить случаи:
несоблюдения сроков и невыполнения в требуемых объемах технического обслуживания и ремонта оборудования и устройств;
неисправности релейной защиты и автоматики, износа оборудования в процессе длительной эксплуатации;
неправильной работы средств режимной и аварийной автоматики из-за проектных ошибок, отклонений от проектов в процессе монтажа и эксплуатации оборудования;
неквалифицированных действий обслуживающего персонала;
производственных дефектов оборудования, приводящих к механическим повреждениям, разрушениям оборудования и возможному возгоранию.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Целями реализации Программы являются:
а) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
б) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
в) создание условий для доведения обязательных требований до поднадзорных субъектов, повышение их информированности о способах соблюдения обязательных требований.
Задачами реализации Программы являются:
а) выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации;
б) создание условий для изменения ценностного отношения поднадзорных субъектов к добросовестному поведению в сфере обеспечения безопасности, формирования позитивной ответственности за свои действия (бездействие), поддержания мотивации в данной сфере;
в) формирование одинакового понимания установленных обязательных требований у должностных лиц Ростехнадзора и поднадзорных субъектов;
г) повышение уровня правовой грамотности должностных лиц поднадзорных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.
3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, СРОКИ
(ПЕРИОДИЧНОСТЬ) ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения отражаются в плане-графике реализации профилактических мероприятий, разрабатываемом и утверждаемом территориальным органом Ростехнадзора, согласно таблице N 2.
Таблица N 2
Перечень профилактических мероприятий при осуществлении
федерального государственного энергетического надзора
в сфере теплоснабжения
N п/п
|
Профилактическое мероприятие
|
Сроки (периодичность) проведения
|
Ответственные исполнители
|
Пояснения по порядку реализации
|
1.
|
Информирование
|
|||
1.1.
|
Информирование (посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах)
|
Постоянно
|
Территориальные органы Ростехнадзора (размещение информации на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора)
|
Статья 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ;
пункт 27 Положения о федеральном государственном энергетическом надзоре
|
Ответственные за подготовку документов - отделы Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора (размещение информации на официальном сайте Ростехнадзора)
|
||||
2.
|
Обобщение правоприменительной практики
|
|||
2.1.
|
Направление проекта доклада о правоприменительной практике за 2022 год в Управление государственного энергетического надзора Ростехнадзора, в том числе на адрес электронной почты: Otchet10upr@gosnadzor.gov.ru
|
До 20 января 2023 года
|
Территориальные органы Ростехнадзора
|
Статья 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ;
пункт 28 Положения о федеральном государственном энергетическом надзоре;
приказ Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287
|
2.2.
|
Направление проекта доклада о правоприменительной практике за 2022 год в Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора
|
До 30 января 2023 года
|
Управление государственного энергетического надзора Ростехнадзора
|
|
2.3.
|
Размещение проекта доклада о правоприменительной практике за 2022 год на официальном сайте Ростехнадзора с указанием способа подачи предложений, а также направление для общественного обсуждения в Общественный совет при Ростехнадзоре, в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, в Российский союз промышленником и предпринимателей, в Общероссийскую организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", в Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" и Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
|
До 25 февраля 2023 года
|
Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора
|
|
2.4.
|
Размещение проекта доклада о правоприменительной практике территориального органа Ростехнадзора за 2022 год на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора с указанием способа подачи предложений
|
До 25 февраля 2023 года
|
Территориальные органы Ростехнадзора
|
|
2.5.
|
Утверждение руководителем Ростехнадзора доклада о правоприменительной практике за 2022 год и его размещение на официальном сайте Ростехнадзора
|
До 1 апреля 2023 года
|
Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора
|
|
2.6.
|
Утверждение руководителем территориального органа Ростехнадзора доклада о правоприменительной практике за 2022 год и его размещение на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора
|
До 1 апреля 2023 года
|
Территориальные органы Ростехнадзора
|
|
2.7.
|
Проведение публичных мероприятий по обсуждению вопросов правоприменительной практики
|
Ежегодно в соответствии с утвержденным руководителем Ростехнадзора планом-графиком проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики.
Информация размещается на официальных сайтах Ростехнадзора и его территориальных органов
|
Территориальные органы Ростехнадзора с участием представителей центрального аппарата Ростехнадзора.
Ответственный за размещение информации на официальном сайте Ростехнадзора - Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора.
Ответственный за размещение информации на официальном сайте территориальных органов Ростехнадзора - структурное подразделение территориального органа Ростехнадзора
|
|
2.8.
|
Направление отчета о проведении публичного мероприятия в адрес Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора, в том числе на адрес электронной почты:
Otchet10upr@gosnadzor.gov.ru
|
Не позднее двух недель с даты проведения публичного мероприятия
|
Территориальные органы Ростехнадзора
|
|
3.
|
Объявление предостережения
|
|||
3.1.
|
Объявление предостережения (в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям)
|
Постоянно
|
Территориальные органы Ростехнадзора
|
Статья 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ;
пункты 29 - 31 Положения о федеральном государственном энергетическом надзоре
|
4.
|
Консультирование
|
|||
4.1.
|
Консультирование (по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия)
|
Постоянно (в соответствии с планом-графиком (вне плана-графика) реализации профилактических мероприятий территориального органа Ростехнадзора на 2022 год)
|
Территориальные органы Ростехнадзора (контакты должностных лиц, оказывающих консультирование, размещены на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора)
|
Статья 50 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ
|
5.
|
Профилактический визит
|
|||
5.1.
|
Профилактический визит (профилактическая беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи)
|
Постоянно
|
Территориальные органы Ростехнадзора
|
Статья 52 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ
|
4. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ
Показатели результативности и эффективности программы профилактики определяются исходя из перечня профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения. Их сравнение по годам приведено в таблице N 3.
Таблица N 3
Показатели результативности и эффективности Программы
N п/п
|
Профилактическое мероприятие
|
2020 г.
|
2021 г.
|
Прогноз на 2022 г.
|
1.
|
Информирование
|
100%
|
100%
|
100%
|
2.
|
Обобщение правоприменительной практики
|
100%
|
100%
|
100%
|
3.
|
Объявление предостережения
|
1 624
|
2 305
|
+ 5% к показателям прошлого года
|
4.
|
Консультирование
|
-
|
-
|
100%
|
5.
|
Профилактический визит
|
-
|
-
|
100%
|
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области