"Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений на 2022 год" (утв. приказом Ростехнадзора от 30.12.2021 N 474)

Утверждена
приказом Ростехнадзора
от 30 декабря 2021 г. N 474

ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ НА 2022 ГОД

1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ, ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО РАЗВИТИЯ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ,
НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ

1.1. Анализ текущего состояния осуществления
федерального государственного надзора в области безопасности
гидротехнических сооружений

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений на 2022 год (далее - Программа) разработана в целях реализации положений:

Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";

Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ);

Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1080 (далее - Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений);

постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".

Ростехнадзор и его территориальные органы (далее - надзорные органы) осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений.

Данная деятельность осуществляется в пределах полномочий надзорных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в процессе осуществления деятельности в области безопасности гидротехнических сооружений, обязательных требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

В соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений.

Общее количество поднадзорных Ростехнадзору ГТС (комплексов ГТС) (по состоянию на 1 октября 2021 г.) составляет 21 405, из них:

810 ГТС (комплексов ГТС) промышленности;

435 ГТС (комплексов ГТС) энергетики;

20 160 ГТС (комплексов ГТС) водохозяйственного назначения.

ГТС по классам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1607 "Об утверждении критериев классификации гидротехнических сооружений" распределены следующим образом:

I класса - 160 ГТС (комплексов ГТС);

II класса - 359 ГТС (комплексов ГТС);

III класс - 3 627 ГТС (комплексов ГТС);

IV класса - 17 259 ГТС (комплексов ГТС).

Уровень безопасности поднадзорных ГТС оценивается:

нормальный уровень безопасности имеют 3 610 ГТС (комплексов ГТС);

пониженный уровень безопасности имеют 7 369 ГТС (комплексов ГТС);

неудовлетворительный уровень безопасности имеют 8 106 ГТС (комплексов ГТС);

опасный уровень безопасности, характеризуемый частичной потерей работоспособности, имеют 2 320 ГТС (комплексов ГТС).

1.2. Описание текущего развития
профилактической деятельности

На официальном интернет-портале Ростехнадзора https://www.gosnadzor.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора.

Перечень нормативных правовых актов поддерживается в актуальном состоянии в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование, вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов.

Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений приведены в таблице 1.

Таблица 1

Данные о проведении мероприятий по профилактике
нарушений обязательных требований в области безопасности
гидротехнических сооружений за 2020 год и 12 месяцев
2021 года (по состоянию на 17 декабря 2021 г.)

N п/п
Наименование мероприятия
Количество мероприятий
2020
2021
1.
Информирование поднадзорных субъектов и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий и научно-технических достижений, в том числе:
9
39
1.1.
проведено профилактических бесед <**> в ходе контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий
8
35
1.2.
принято участие или проведено публичных мероприятий по разъяснению обязательных требований, в том числе публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований (конференций, семинаров, вебинаров, заседаний рабочих групп, совещаний и др.)
1 <*>
4 <*>
2.
Обобщение правоприменительной практики (подготовлено докладов)
2
2
3.
Направлено предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, всего
0
0

--------------------------------

<*> Заместитель руководителя Ростехнадзора принял участие в публичных мероприятиях по разъяснению обязательных требований, в том числе в публичных обсуждениях результатов правоприменительной практики;

<**> Профилактические беседы с представителями поднадзорных организаций в ходе осуществления выездных проверок (контрольных (надзорных) мероприятий).

1.3. Характеристика проблем, на решение которых
направлена Программа

Наиболее значимый риск - это риск причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии гидротехнического сооружения. Риск возникновения аварии зависит от класса ГТС. Допустимые значения вероятности аварий напорных ГТС согласно своду правил "СП 58.13330.2019. Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения. СНиП 33-01-2003" (утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 16 декабря 2019 г. N 811/пр)": для I класса - 5 x 10-5, II класса - 5 x 10-4, III класса - 2,5 x 10-3, IV класса - 5 x 10-3. В периоды паводков и половодий риск возникновения аварии ГТС резко возрастает, т.к. сооружения испытывают максимальное воздействие от водного потока.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Целями реализации Программы являются:

а) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;

б) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

в) создание условий для доведения обязательных требований до поднадзорных субъектов, повышение их информированности о способах соблюдения обязательных требований.

Задачами реализации Программы являются:

а) выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации;

б) создание условий для изменения ценностного отношения поднадзорных субъектов к добросовестному поведению в сфере обеспечения безопасности, формирования позитивной ответственности за свои действия (бездействие), поддержания мотивации в данной сфере;

в) формирование одинакового понимания установленных обязательных требований у должностных лиц Ростехнадзора и поднадзорных субъектов;

г) повышение уровня правовой грамотности поднадзорных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, СРОКИ
(ПЕРИОДИЧНОСТЬ) ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения отражается в графике реализации профилактических мероприятий, разрабатываемом и утверждаемом территориальным органом Ростехнадзора.

4. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Показатели результативности и эффективности Программы определяются исходя из перечня мероприятий, установленных Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений.

Таблица 2

Показатели результативности и эффективности Программы

N п/п
Профилактическое мероприятие
2020 г.
2021 г.
(9 месяцев)
Прогноз на 2022 г.
1.
Информирование
100%
100%
100%
2.
Обобщение правоприменительной практики
100%
100%
100%
3.
Объявление предостережения
609
1840
+5%
4.
Консультирование
-
-
100%
5.
Меры стимулирования добросовестности
-
-
100%

Таблица 3

Перечень мероприятий по профилактике нарушений
обязательных требований

N п/п
Профилактическое мероприятие
Сроки (периодичность) проведения
Ответственный исполнитель
Пояснения по порядку реализации
1.
Информирование
1.1.
Информирование (посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах)
Постоянно
Территориальные управления Ростехнадзора (размещение информации на официальных сайтах территориальных управлений Ростехнадзора)
Статья 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ;
пункт 37 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений
Ответственные за подготовку документов отделы Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора (размещение информации на официальном сайте Ростехнадзора)
2.
Обобщение правоприменительной практики
2.1.
Направление проекта обзора правоприменительной практики в Управление государственного энергетического надзора Ростехнадзора на адрес электронной почты Otchet10upr@gosnadzor.gov.ru
До 30 января 2022 года по итогам работы за 2021 год
Территориальные управления Ростехнадзора
Статья 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ;
пункт 38 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений;
2.2.
Размещение доклада о правоприменительной практике на официальном сайте Ростехнадзора
До 1 апреля 2022 года
Ответственное структурное подразделение Ростехнадзора
приказ Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287
3.
Объявление предостережения
3.1.
Объявление предостережения
(в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям)
Постоянно
Территориальные управления Ростехнадзора
Статья 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ;
пункты 39 - 46 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений
4.
Консультирование
4.1.
Консультирование
(по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия)
Постоянно
Территориальные управления Ростехнадзора
(контакты должностных лиц, оказывающих консультирование, размещены на официальных сайтах территориальных управлений Ростехнадзора в соответствии с утвержденными планами-графиками)
Статья 50 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ;
пункты 55 - 61 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений
5.
Меры стимулирования добросовестности
5.1.
Меры стимулирования добросовестности
(оценка добросовестности проводится по заявлению юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения.
Заявитель вместе с заявлением о проведении оценки добросовестности направляет в территориальный орган Ростехнадзора документы и информацию, подтверждающие соблюдение требований, предусмотренных пунктом 49 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений)
Постоянно
Территориальные управления Ростехнадзора
Статья 48 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ;
пункты 47 - 54 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области