"Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на 2022 год" (утв. Росрыболовством 17.12.2021)

Утверждаю
Заместитель руководителя
Федерального агентства по рыболовству
М.С.ИВАНИК
17 декабря 2021 г.

ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ
РЫБОЛОВСТВА И СОХРАНЕНИЯ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ
РЕСУРСОВ НА 2022 ГОД

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области законодательства о рыболовстве и сохранения водных биологических ресурсов, осуществляемой Федеральным агентством по рыболовству и его территориальными управлениями при исполнении функций федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, на 2022 год (далее - Программа профилактики) разработана в соответствии:

со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о контроле);

со статьей 43.2 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве);

с пунктами 5.5.27 и 6.11 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. N 444 (далее - Положение об агентстве);

с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 996 (далее - Положение о контроле);

с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 (далее - Правила).

Программа профилактики устанавливает перечень и порядок проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации в 2022 году.

Понятия, используемые в настоящей Программе профилактики, применяются в тех значениях, в которых они используются для регулирования соответствующих отношений в Законе о контроле, Законе о рыболовстве и Положении о контроле.

I. Анализ текущего состояния осуществления федерального
государственного контроля (надзора) в области рыболовства
и сохранения водных биологических ресурсов

Федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов осуществляется Федеральным агентством по рыболовству и его территориальными органами.

Состояние федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания характеризуется:

количеством контролируемых лиц, привлеченных к административной и (или) уголовной ответственности за нарушения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее - законодательство о рыболовстве);

суммой ущерба, причиненного в результате нарушений законодательства о рыболовстве;

суммой ущерба, причиненного в результате нарушений законодательства о рыболовстве, возмещенного в добровольном и принудительном порядке;

количеством конфискованных судов и орудий добычи (вылова) водных биоресурсов.

Общее количество проведенных территориальными управлениями Росрыболовства в 2020 году проверок составило 343, в том числе 203 внеплановых проверки в связи обращениями граждан, организаций, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда водным биологическим ресурсам и среде их обитания.

По результатам данных проверок было выявлено 300 нарушений законодательства о рыболовстве и сохранения водных биологических ресурсов, привлечено к административной ответственности 273 должностных и юридических лиц на общую сумму административных штрафов 5 млн. 56 тыс. руб., общая сумма поступивших взысканных штрафов составила 5 млн. 700 тыс. руб. (с учетом поступления сумм штрафов по постановлениям прошлых лет).

В Центральном (ЦФО) и Южном (ЮФО) федеральных округах влияние антропогенной нагрузки на водные объекты рыбохозяйственного значения связано с высокой плотностью населения, хозяйственной и промышленной деятельностью. Так, например, Московско-Окским территориальным управлением Росрыболовства был зафиксирован в 2020 году 31 эпизод гибели водных биологических ресурсов.

По информации территориальных управлений Росрыболовства основными нарушениями обязательных требований в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания являются:

сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения сточных вод без надлежащей очистки, без установленного НДС;

использование водозаборных и иных гидротехнических сооружений без эффективных рыбозащитных устройств;

загрязнение водоемов продуктами ГСМ, нефтепереработки и нефтью, отходами при работе различных механизмов;

нарушения обязательных требований при добыче общераспространенных полезных ископаемых в береговой зоне и в руслах водных объектов рыбохозяйственного значения, при дноуглубительных работах;

нарушения обязательных требований при добыче полезных ископаемых в руслах и по берегам водных объектов;

нарушения обязательных требований при осуществлении строительных работ в водном объекте рыбохозяйственного значения, а также нарушения установленного режима сброса вод гидротехнических сооружений;

размещение, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы без согласования с органами Росрыболовства;

нарушение условий пользования рыбопромысловыми (рыболовными), участками;

нарушение Правил рыболовства;

нарушение условий разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, требований ведения документации, предоставления отчетности.

Динамика показателей по сумме ущерба, причиненного в результате нарушений законодательства в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, по количеству проведенных проверок поднадзорных объектов (плановых и внеплановых), по количеству случаев гибели водных биологических ресурсов и загрязнения водных объектов в результате нарушений законодательства в период 2018 - 2019 гг. не имеет выраженной тенденции и не позволяет судить о наличии взаимосвязи между показателями. Рост сумм предъявленных нарушителям ущербов связан с увеличением сумм такс за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2018 г. N 1321 "Об утверждении такс для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам". Данные по 2020 г. не являются репрезентативными в связи с объявлением моратория на проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В рамках проведения профилактических мероприятий в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания в 2020 году Росрыболовством и его территориальными управлениями регулярно публиковалась информация в средствах массовой информации (газеты, журналы, электронные/интернет издания) по вопросам контрольно-надзорной деятельности, размещались видеосюжеты на телевидении, осуществлялось участие представителей Росрыболовства и его территориальных органов в форумах, совещаниях, заседаниях по межведомственному взаимодействию, в том числе освещаемых средствами массовой информации, проводилась работа с населением по вопросам соблюдения правил рыболовства и охраны среды обитания водных биологические ресурсов.

В частности:

- размещено 3748 статей в печатных и электронных (интернет) средствах массовой информации, из них 1345 - в отраслевых средствах массовой информации;

- организовано 1049 выступлений в средствах массовой информации, включая 726 репортажей на телевидении и 323 выступления на радио;

- проведено 1283 публичных мероприятия (лекций, круглых столов, семинаров);

- на официальном сайте Росрыболовства и сайтах территориальных управлений Росрыболовства регулярно ежедневно размещаются новостные материалы, касающиеся актуальных вопросов предупреждения нарушений и охраны среды обитания водных биологических ресурсов.

Территориальными управлениями Росрыболовства проводилась работа по размещению на сайтах ответов (разъяснений) по наиболее часто задаваемым вопросам в сфере соблюдения правил рыболовства и охраны среды обитания водных биологических ресурсов.

В каждом территориальном управлении Росрыболовства в круглосуточном режиме действует "Горячая линия", что позволяет оперативно реагировать, а в некоторых случаях и предотвращать возможные нарушения правил рыболовства и нарушения нормативных правовых актов в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания.

На сайте Росрыболовства создан раздел, в котором аккумулируется необходимая контролируемым лицам информация в части государственного контроля и надзора в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

В соответствии с Положением о контроле в целях управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного контроля (надзора) объекты контроля относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):

а) высокий риск;

б) средний риск;

в) низкий риск.

Критерием отнесения объектов контроля к категории высокого риска является осуществление деятельности:

а) по сбросу сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

б) по разработке месторождений полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых) на водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) в их водоохранной зоне;

в) по эксплуатации нефтяных и газовых месторождений, добыче, хранению и транспортировке нефти и нефтепродуктов на водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) в их водоохранной зоне.

Критерием отнесения объектов контроля к категории среднего риска является осуществление деятельности:

а) по добыче (вылову), приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

б) по изъятию объектов пастбищной аквакультуры из водных объектов рыбохозяйственного значения;

в) по сбросу сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

г) по разведке полезных ископаемых в водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) их водоохранных зонах;

д) по разработке общераспространенных полезных ископаемых в водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) в их водоохранных зонах;

е) по эксплуатации гидротехнических сооружений на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

ж) по эксплуатации речных портов, причалов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

з) по индустриальной аквакультуре на рыбоводных участках с использованием садков и (или) других технических средств, предназначенных для выращивания объектов аквакультуры в искусственно созданной среде обитания;

и) по мелиорации, рыбохозяйственной мелиорации на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая или первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве, в части проведения дноуглубительных работ и (или) работ по извлечению донного грунта.

Критерием отнесения объектов контроля к категории низкого риска является осуществление деятельности:

а) по добыче (вылову), приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

б) по сбросу сточных вод в водоемы, имеющие гидрологическую связь с водными объектами рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая или первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

в) по эксплуатации гидротехнических сооружений на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

г) по эксплуатации речных портов, причалов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

д) по мелиорации на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая или первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве, без проведения дноуглубительных работ и (или) работ по извлечению донного грунта.

II. Цели и задачи реализации Программы профилактики

В соответствии с требованиями статьи 44 Закона о контроле профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:

стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;

устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения;

предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в подконтрольной сфере и предотвращение риска причинения вреда охраняемым законом ценностям.

Задачами проведения профилактических мероприятий в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов являются:

выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению контролируемыми лицами обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

оценка состояния подконтрольной сферы и установление зависимости видов и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных объектов государственного контроля;

осуществление анализа эффективности осуществляемых профилактических мероприятий на основании собранных данных статистической отчетности по основным результатам контрольно-надзорной деятельности;

создание системы консультирования контролируемых лиц, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;

оценка возможности снижения административных и финансовых издержек контролируемых лиц в результате приоритета использования профилактических мероприятий при осуществлении функций по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

III. Перечень профилактических мероприятий, проводимых
Росрыболовством и его территориальными органами

В соответствии с пунктом 15 Положения о контроле Росрыболовство и его территориальные органы проводят следующие профилактические мероприятия:

информирование;

обобщение правоприменительной практики;

объявление предостережения;

консультирование;

профилактический визит.

Уполномоченные лица, ответственные за организацию и проведение профилактических мероприятий в центральном аппарате Росрыболовства:

заместитель руководителя Росрыболовства М.С. Иваник (контактный телефон +7 (495) 987-06-24);

начальник Управления контроля, надзора и рыбоохраны В.Н. Молоков (контактный телефон +7 (495) 987-05-86);

заместитель начальника Управления контроля, надзора и рыбоохраны В.А. Бочкарев (контактный телефон +7 (495) 987-06-77);

начальник отдела организации охраны водных биологических ресурсов Управления контроля, надзора и рыбоохраны В.П. Кутафин (контактный телефон +7 (495) 987-06-78);

заместитель начальника отдела организации охраны водных биологических ресурсов Управления контроля, надзора и рыбоохраны Д.В. Кондауров (контактный телефон +7 (495) 987-05-13 (доб. 0455)).

Уполномоченные лица, ответственные за проведение профилактических мероприятий в территориальных управлениях Росрыболовства, указаны в приложениях 1 - 5 к настоящей программе профилактики.

Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами органа контроля и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, которые установлены Законом о контроле, согласно приложению 1 к настоящей Программе профилактики.

Обобщение правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля (надзора) осуществляется центральным аппаратом Росрыболовства один раз в год в порядке, утверждаемом приказом Росрыболовства. По итогам обобщения правоприменительной практики Росрыболовство осуществляет подготовку и публичное обсуждение доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики.

Размещение доклада о правоприменительной практике на официальном сайте органа контроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется не позднее 30 декабря года, следующего за годом обобщения правоприменительной практики.

В случае наличия у территориальных органов Росрыболовства сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований контролируемому лицу объявляется и направляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в порядке, предусмотренном Законом о контроле и согласно приложению 2 к настоящей Программе профилактики.

Территориальные органы Росрыболовства осуществляют учет объявленных ими предостережений и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе при обобщении правоприменительной практики и профилактическом визите.

Инспектор по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование (дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) в порядке, установленном Законом о контроле, Положением и в соответствии с приложением 3 к настоящей Программе профилактики.

Согласно статье 52 Закона о контроле инспекторы проводят профилактические визиты в соответствии с приложением 4 к настоящей Программе профилактики, а в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям высокого риска, предусмотрено проведение обязательных профилактических визитов в соответствии с приложением 5 к настоящей Программе профилактики.

IV. Показатели результативности и эффективности
Программы профилактики

К показателям результативности и эффективности Программы профилактики рисков причинения вреда в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов относятся:

снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям по контролируемым видам рисков;

снижение числа случаев и размера ущерба от гибели водных биоресурсов в результате загрязнения среды их обитания;

доля охвата контролируемых лиц профилактическими мероприятиями от общего объема контролируемых лиц.

Целевыми показателями результативности Программы профилактики нарушений являются:

результативность профилактических мероприятий Рпм, определяемая как отношение числа проведенных профилактических мероприятий Чпм к числу нарушений Чн в подконтрольной сфере:

Рпм = Чпм / Чн;

сравнение показателей результативности с предыдущим годом;

удовлетворенность контролируемых лиц качеством профилактических мероприятий Чпм, определяемая как отношение числа лиц, удовлетворенных проведенными профилактическими мероприятиями Чу, к общему числу опрошенных лиц Чобщ, в подконтрольной сфере:

Чпм = Чу / Чобщ.

Индикативные показатели эффективности профилактических мероприятий:

количество проведенных профилактических мероприятий, ед.;

количество контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, ед.;

доля контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель устанавливается в процентах от общего количества контролируемых лиц, %).

Начальник Управления
контроля, надзора и рыбоохраны
В.Н.МОЛОКОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области