"Программа профилактики нарушений требований в области безопасности дорожного движения, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог (их участков), в том числе в границах железнодорожных переездов, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств" (утв. МВД России 27.11.2019)

Утверждаю
Статс-секретарь - заместитель
Министра внутренних дел
Российской Федерации
И.Н.ЗУБОВ
27.11.2019

ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, УСТАНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ
И ПРИНИМАЕМЫМИ В СООТВЕТСТВИИ С НИМИ ИНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ
ПРАВОВЫМИ АКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <1> ЮРИДИЧЕСКИМИ
ЛИЦАМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
(ИХ УЧАСТКОВ), В ТОМ ЧИСЛЕ В ГРАНИЦАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ
ПЕРЕЕЗДОВ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ВЫПОЛНЯЮЩИМИ РАБОТЫ
И ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИМИ УСЛУГИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ
ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ <2>

--------------------------------

<1> Далее - обязательные требования.

<2> Далее - программа профилактики нарушений.

Правовые основания разработки программы
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами";
распоряжение МВД России от 15.03.2019 N 1/2617 "Об организации и осуществлении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области безопасности дорожного движения".
Разработчик программы
Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГУОБДД МВД России).
Цели программы
Предотвращение рисков возникновения нарушений обязательных требований в области безопасности дорожного движения;
снижение количества нарушений обязательных требований;
создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
формирование модели социально ответственного и добросовестного поведения субъектов надзора;
снижение количества дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП, происшествие);
снижение количества погибших и раненных людей в ДТП.
Задачи программы
Выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;
установление и оценка влияния видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий на эффективность профилактической работы;
повышение квалификации сотрудников Госавтоинспекции;
создание системы консультирования субъектов надзора, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.
Сроки реализации программы
Программа профилактики нарушений рассчитана на 2020 г.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Уменьшение административной нагрузки на субъекты надзора;
повышение уровня правовой грамотности субъектов надзора;
обеспечение единообразия понимания обязательных требований субъектами надзора;
снижение количества погибших и раненых в ДТП.

1. Аналитическая часть

По итогам 10 месяцев 2019 г. (далее - 2019 г., текущий год) на территории Российской Федерации зарегистрировано 133251 ДТП, в которых погибло 13576 и ранено 171366 человек.

В 2019 году в каждом 3 происшествии (43767, 32,8%) на автомобильных дорогах зарегистрированы недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, в которых получили ранения более 56 тыс. человек и более 3,8 тыс. погибли.

Из них в 24347 ДТП установлены факты отсутствия горизонтальной дорожной разметки. Вторым часто встречающимся недостатком транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети является отсутствие дорожных знаков в необходимых местах (9857), третьим - недостатки зимнего содержания (5594).

Количество ДТП на автомобильных дорогах в границах железнодорожных переездов, где установлены нарушения обязательных требований, в текущем году снизилось на 34,7% (120 - 2017 г., 141 - 2018 г., 92 - 2019 г.), число погибших - на 60,3% (46 - 2017 г., 53 - 2018 г., 21 - 2019 г.) и раненых - на 26,4% (139 - 2017 г., 174 - 2018 г., 128 - 2019 г.).

Остается сложной ситуация с аварийностью в местах производства дорожных работ, где достигнуто незначительное снижение количества ДТП (1194 - 2017 г., 1056 - 2018 г., 1000 - 2019 г.), при этом количество погибших участников дорожного движения остается существенным (177 - 2017 г., 194 - 2018 г., 151 - 2019 г.).

В 2019 году незначительно снизилось (на 3%) количество ДТП по вине водителей автобусов, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (2868 - 2017 г., 3255 - 2018 г., 3155 - 2019 г.).

Отмечается рост на 3,6% происшествий с участием технически неисправных автобусов (569 - 2017 г., 494 - 2018 г., 512 - 2019 г.).

Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется МВД России в целях обеспечения соблюдения обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.

Надзорная деятельность осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2013 N 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения" - применяется концепция риск-ориентированного подхода, в том числе при планировании и непосредственном осуществлении контрольных мероприятий.

Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 г. предусмотрены мероприятия в отношении 1246 субъектов надзора (информация представлена на сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на портале ФГИС "Единый реестр проверок" Генеральной прокуратуры Российской Федерации).

Надзорная деятельность также ориентирована на проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.

В 2019 году осуществлялось информирование субъектов надзора и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, в частности демонстрировались проблемные аспекты в соблюдении обязательных требований, выдавались соответствующие рекомендации, разъяснялись положения имеющихся и новых обязательных требований, а также порядок их применения.

Так, за 6 месяцев 2019 года проведено 10586 публичных мероприятий с приглашением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них конференций и семинаров - 2291, консультаций - 8295. С целью сокращения количества внеплановых проверок подразделениями Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном уровне субъектам надзора объявлено 1308 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

В целях обеспечения информационной доступности на сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения и проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в целях оценки соблюдения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения при проведении плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Вместе с тем, в ходе анализа профилактической работы установлено, что в каждом третьем субъекте Российской Федерации (34) не осуществляется обобщение правоприменительной практики с последующим опубликованием соответствующих докладов для всеобщего сведения, в связи с чем субъектам надзора не предоставляется развернутая информация о наиболее часто встречающихся случаях нарушений обязательных требований и основных причинах и условиях их совершения (республики Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Коми, Крым, Тыва, Удмуртия, Чеченская Республики, Забайкальский, Красноярский, Пермский, Хабаровский края, Белгородская, Воронежская, Иркутская, Калужская, Курская, Липецкая, Магаданская, Новосибирская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Саратовская, Ярославская области, Еврейская автономная область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский - Югра автономные округа, города Москва и Севастополь).

В 38 субъектах не используется в рамках профилактической деятельности объявление предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований (республики Адыгея, Алтай, Башкортостан, Ингушетия, Калмыкия, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха - Якутия, Тыва и Чеченская Республика, Алтайский, Забайкальский, Пермский, Хабаровский края, Астраханская, Белгородская, Волгоградская, Калужская, Курская, Магаданская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Орловская, Псковская, Рязанская, Саратовская, Смоленская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская области, Еврейская автономная область, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский - Югра и Чукотский автономные округа, город Москва).

При этом по состоянию на 6 месяцев текущего года в 15 из указанных выше субъектов Российской Федерации отмечается рост погибших в дорожно-транспортных происшествиях (республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Калмыкия, Марий Эл, Мордовия, Алтайский, Красноярский, Пермский края, Белгородская, Магаданская, Тверская, Томская, Ульяновская области и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра).

В 6 подразделениях Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном уровне не осуществляется разъяснительная и консультационная работа, а также информирование субъектов надзора по вопросам соблюдения обязательных требований, не проводятся публичные мероприятия (республики Алтай, Крым и Чеченская Республика, Курская область, Ханты-Мансийский - Югра и Чукотский автономные округа).

Успешная реализация программы профилактики нарушений в 2020 году будет способствовать достижению отраженных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" целей, в том числе по снижению к 2024 году смертности результате ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом - до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тысяч населения (к 2030 году - стремление к нулевой смертности), а также уменьшению количества фактов нарушений обязательных требований и увеличению доли профилактических мероприятий в общем объеме контрольно-надзорной деятельности МВД России.

2. Программные мероприятия

N п/п
Наименование мероприятия
Сроки (периодичность) проведения
Ответственные за мероприятие
1.
Актуализация обязательных требований
01.07.2020
ГУОБДД
МВД России
2.
Размещение на официальном сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" актуализированного перечня обязательных требований
01.02.2020
ГУОБДД
МВД России,
УОС
МВД России
3.
Проведение семинаров и конференций по вопросам соблюдения обязательных требований
01.01.2020 -
31.12.2020
Территориальные органы МВД России на региональном уровне
4.
Обобщение практики осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения <1> с последующим размещением обзора на официальном сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
01.03.2020
ГУОБДД
МВД России,
территориальные органы МВД России на региональном уровне
5.
Размещение на официальном сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" актуализированных проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых при осуществлении ФГНОБДД
По мере внесения изменений
ГУОБДД
МВД России,
УОС
МВД России, территориальные органы МВД России на региональном уровне
6.
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований
По мере получения достоверных сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушений
Территориальные органы МВД России на региональном уровне

--------------------------------

<1> Далее - ФГНОБДД.

3. Оценка эффективности программы

Для оценки мероприятий по профилактике нарушений и в целом программы профилактики нарушений по итогам календарного года с учетом достижения целей программы профилактики нарушений устанавливаются отчетные показатели.

Качественный показатель эффективности программы:

1. Доля субъектов надзора, охваченных профилактическими мероприятиями, допустивших в отчетном периоде нарушения обязательных требований.

Количественные показатели эффективности программы:

1. Количество субъектов надзора, с которыми проведены профилактические мероприятия.

2. Количество субъектов надзора, допустивших нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог и привлеченных к административной ответственности в качестве юридических лиц.

3. Количество субъектов надзора, допустивших нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств, выполнении работ и предоставлении услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств и привлеченных к административной ответственности в качестве юридических лиц.

Приложение 1
к Программе профилактики нарушений

МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ

Определяемый программой профилактики нарушений показатель эффективности проводимых профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части касающейся эксплуатации автомобильных дорог (их участков), в том числе в границах железнодорожных переездов, а также транспортных средств, выполнения работ и предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (далее - показатель) направлен на создание системы оценки эффективности профилактической деятельности в целях снижения уровня причиняемого вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области безопасности дорожного движения, а также на достижение оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов МВД России.

Сбор исходных данных для формирования показателя осуществляется по результатам мероприятий федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.

Для целей оценки эффективности программы профилактики нарушений применяется следующий показатель:

1. Доля субъектов надзора, охваченных профилактическими мероприятиями, допустивших в отчетном периоде нарушения обязательных требований - "Впм".

Целевое значение показателя - стремление к нулю.

Показатель "Впм" определяется отношением суммарного количества субъектов надзора <1>, допустивших нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, в том числе в границах железнодорожных переездов (Ндор), а также при эксплуатации транспортных средств, выполнении работ и предоставлении услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (Нтех) <1> к количеству субъектов надзора, с которыми проведены профилактические мероприятия (Кпсн).

--------------------------------

<1> В отношении которых в отчетном периоде проведены профилактические мероприятия.

<1> Привлеченных к административной ответственности в качестве юридических лиц.

Впм = ((Ндор + Нтех) / Кпсн) * 100.

Приложение 2
к Программе профилактики нарушений

ПЛАН-ГРАФИК
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

N п/п
Краткое описание формы профилактического мероприятия
Периодичность проведения
Адресаты мероприятий
Ожидаемые результаты
I.
РАЗМЕЩЕНИЕ ПЕРЕЧНЕЙ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Актуализация обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения <1>;
размещение на официальных сайтах МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" актуализированного перечня обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом ФГНОБДД.
При наличии изменений, не реже 1 раз в год
Поднадзорные субъекты в соответствии с их типизацией
Обеспечение правовой определенности в общественных отношениях, складывающихся при осуществлении контрольно-надзорной деятельности МВД России
II.
ИНФОРМИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИИ
1.
ПРОВЕДЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
1.1.
Проведение публичных мероприятий:
семинаров, тематических конференций (семинар - форма повышения квалификации, коллективного публичного обсуждения информации для формирования компетенции участников в объеме новых знаний; конференция - собрание групп лиц, организаций для обсуждения определенной темы). При проведении таких мероприятий обеспечивать максимально возможное количество участников от инспекторского состава подразделений надзорных органов для обеспечения единообразного понимания обязательных требований, как работниками организаций, так и должностными лицами надзорных органов, а также своевременное освещение итогов мероприятий на официальных сайтах МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с планом проведения публичных мероприятий
Руководители и ответственные должностные лица поднадзорных субъектов
Предоставление необходимой информации по вопросам соблюдения обязательных требований;
обеспечение непосредственного взаимодействия с подконтрольными субъектами
1.2.
Обобщение результатов правоприменительной практики органов надзорной деятельности:
обобщение практики осуществления ФГНОБДД. Подготовка и проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики органов надзорной деятельности.
1 раз в год
Руководители и ответственные должностные лица поднадзорных субъектов
Обеспечение единообразия практики применения МВД России федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в подконтрольных областях.
Обеспечение доступности информации о правоприменительной практике путем доведения до сведения заинтересованных пользователей
2.
РАЗЪЯСНИТЕЛЬНАЯ И КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ РАБОТА
2.1.
Подготовка письменных ответов на вопросы, в том числе полученные через официальные сайты МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постоянно
Руководители и ответственные должностные лица поднадзорных субъектов
Формирование системы оказания консультативной помощи поднадзорным субъектам по вопросам применения обязательных требований
2.2.
Проведение выездных практических профилактических мероприятий
Проведение совещаний, встреч с разъяснениями обязательных требований с работниками и должностными лицами поднадзорных субъектов;
инструктивных занятий;
консультаций.
В течение года
Руководители и ответственные должностные лица поднадзорных субъектов
Обеспечение эффективности государственного надзора при введении риск-ориентированного подхода
2.3.
Организация и проведение заседаний комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения
Разработка планов проведения заседаний комиссий;
определение перечня обсуждаемых вопросов;
разработка протоколов заседаний;
подготовка проектов решений комиссий;
контроль за исполнением решений комиссий.
В соответствии с планом проведения заседаний
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления
Обеспечение устойчивого диалогового взаимодействия с поднадзорными субъектами и повышение уровня доверия к органам надзорной деятельности
III.
ОБОБЩЕНИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Подготовка обзора практики осуществления ФГНОБДД с указанием проблем его осуществления, наиболее часто встречающихся нарушениях обязательных требований и иных проблемных вопросов. Размещение обзора на официальном сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Не менее 1 раз в год
Руководители и ответственные должностные лица поднадзорных субъектов, личный состав МВД России, осуществляющий ФГНОБДД.
Выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований, определение способов снижения рисков их возникновения. Обеспечение доступности сведений о применении обязательных требований, основных ошибках, способах их предотвращения
IV.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
По мере получения информации о готовящихся нарушениях или признаках нарушений
Руководители и ответственные должностные лица поднадзорных субъектов
Осуществление мер по мотивации поднадзорных субъектов к добросовестному поведению и сознательному соблюдению обязательных требований.
Сокращение числа нецелесообразных внеплановых проверок подконтрольных субъектов при условии обеспечения необходимого уровня безопасности охраняемых законом ценностей
V.
ПРОВЕРОЧНЫЕ ЛИСТЫ (СПИСКИ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ)
Размещение на официальных сайтах МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" актуализированных проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых при осуществлении ФГНОБДД.
По мере внесения изменений
Руководители и ответственные должностные лица поднадзорных субъектов, личный состав МВД России, осуществляющий ФГНОБДД.
Создание условий поднадзорным субъектам для самооценки и соблюдения обязательных требований. Формализация и унификация процедур проведения проверок, повышения их качества и прозрачности.

--------------------------------

<1> Далее - ФГНОБДД.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области