МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОГО ПЕРСОНАЛА ЕДИНОЙ
ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(одобрена протоколом заседания Правительственной комиссии
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и обеспечению пожарной безопасности
от 31 октября 2023 г. N 9)
1. Общие положения
1. Программа подготовки дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования разработана Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Примерным положением о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, одобренной на заседании Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протокол от 29 ноября 2022 г. N 9).
2. Подготовка дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования не относится к образовательной деятельности и осуществляется в целях:
поддержания уровня профессиональной подготовленности дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования, позволяющего самостоятельно решать задачи, возникающие в процессе исполнения должностных обязанностей;
совершенствования практических навыков по приему от населения и организаций сообщений об угрозе или факте возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий), приему и передаче сигналов оповещения, обеспечению оперативного управления силами и средствами муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - единая система, РСЧС) и (или) гражданской обороны и координации их деятельности, организации взаимодействия с органами повседневного управления единой системы;
овладения новыми и поддержания имеющихся навыков по использованию находящихся на оснащении единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования информационных систем, образцов технических средств управления, связи и оповещения.
3. Подготовка организуется руководством единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
4. Основными документами по планированию подготовки являются: План проведения занятий по подготовке дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования на год и расписание занятий (приложение N 1), утверждаемые руководителем единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
5. Занятия по подготовке дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования проводятся в рабочее время. Время и порядок проведения занятий определяются руководителем единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
Учет занятий ведется в журнале учета занятий по подготовке дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования (приложение N 2).
В целях подготовки проведения занятия руководитель занятия разрабатывает методический план проведения занятия (приложение N 3).
6. Основными формами подготовки дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования являются: проведение занятий и тренировок оперативных дежурных смен.
В целях эффективной организации взаимодействия при решении задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера допускается проведение выездных практических занятий с посещением взаимодействующих служб и организаций для изучения специфики их деятельности.
7. Занятия по подготовке проводятся ежемесячно по 6 - 8 часов. Продолжительность одного учебного часа составляет 45 минут.
8. Основными формами проведения занятий являются: лекции, практические занятия, самостоятельная подготовка, зачеты.
9. Тренировки оперативных дежурных смен осуществляются в ходе тренировок, проводимых центром управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, центром управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по субъекту, в котором расположен центр соответствующего федерального округа, Главным управлением "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России, а также в ходе тренировок с дежурными сменами дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб и организаций (объектов) при проведении различных учений и тренировок с органами и силами единой системы.
10. В целях оценки уровня подготовленности дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования проводится "итоговый контроль", который состоит из двух частей:
сдача зачета (теоретическая часть);
отработка практической задачи (практическая часть).
Итоговый контроль проводится не реже одного раза в год руководителем единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
По результатам итогового контроля руководителем единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования принимается решение о допуске специалиста дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования к исполнению служебных обязанностей. Решение оформляется приказом руководителя единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования (руководителя учреждения, в составе которого находится единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования).
В целях качественного проведения проверки состояния профессиональной подготовленности допускается привлечение к проведению итогового контроля представителей территориальных органов МЧС России, членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, экстренных оперативных служб.
Прием зачетов и отработка практической задачи осуществляются по билетам, утвержденным руководителем единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования. Допускается проверка знаний с использованием технических средств обучения или анкетирования в виде тестов.
Итоги проверки состояния профессиональной подготовки должны фиксироваться в журнале занятий по профессиональной подготовке дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
По результатам проверки состояния профессиональной подготовленности каждому специалисту из состава дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования выставляются оценки:
"отлично" - если обучаемый дал верный ответ на 90 - 100% вопросов по теоретической части, практическое задание выполнено в полном объеме и в срок;
"хорошо" - если обучаемый дал верный ответ на 75 - 90% вопросов по теоретической части, практическое задание выполнено в полном объеме и в срок;
"удовлетворительно" - если обучаемый дал верный ответ на 60 - 75% вопросов по теоретической части, практическое задание выполнено в полном объеме, но допущено незначительное превышение срока выполнения задания;
"неудовлетворительно" - если обучаемый дал менее 60% верных ответов на вопросы по теоретической части, практическое задание не выполнено, выполнено не в полном объеме или существенно превышен срок выполнения задания.
11. Для проведения занятий привлекается руководящий состав единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
В целях эффективной организации взаимодействия при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и (или) гражданской обороны допускается привлечение к проведению занятий членов комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований, руководителей и сотрудников органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, станций (отделений) скорой медицинской помощи и территориальных центров медицины катастроф, а также других подготовленных лиц.
12. В результате освоения программы подготовки дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования обучаемые должны:
а) знать:
требования нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;
основы организации мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне;
порядок сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические, природные, социально-экономические особенности муниципального образования;
потенциально опасные и социально значимые объекты, расположенные на территории муниципального образования;
состав и структуру функциональных и территориальных подсистем единой системы субъекта Российской Федерации и муниципального образования;
состав сил и средств муниципального звена территориальной подсистемы единой системы, места их дислокации и порядок вызова;
состав, возможности, порядок функционирования комплекса средств связи, оповещения, средств автоматизации;
регламент информационного взаимодействия при обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" с использованием автоматизированной информационной системы;
организацию работы и алгоритм действий диспетчерского персонала единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, интегрированных с системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" субъекта Российской Федерации в различных режимах функционирования;
алгоритмы действий дежурной смены единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования при реагировании на чрезвычайную ситуацию (происшествие), поступившие экстренные предупреждения об опасных и неблагоприятных метеорологических условиях, реагировании на возникшие термические аномалии;
алгоритм действий дежурной смены единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования при получении сигналов гражданской обороны;
порядок приема информации, сообщений об угрозе или факте возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий);
порядок передачи сигналов оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях (происшествиях);
порядок организации взаимодействия с органами управления единой системы;
перечень информационных систем и ресурсов, используемых взаимодействующими органами повседневного управления единой системы;
правила техники безопасности при использовании средств автоматизации;
перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи;
б) уметь:
пользоваться установленными на рабочем месте средствами связи и оповещения, телекоммуникационным оборудованием, информационными системами и ресурсами, средствами автоматизации управления;
организовывать сбор и обработку оперативной информации о фактах или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий) и ходе проведения их ликвидации;
осуществлять сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования;
проводить анализ и оценку степени угроз жизни, здоровью и имуществу граждан, общественному правопорядку на основании сообщений, поступивших по единому номеру "112";
определять адрес места происшествия по поступившему по единому номеру "112" сообщению с использованием систем позиционирования, электронных и бумажных карт, по ориентирам, объектам и т.п.;
определять перечень служб и специалистов, необходимых в зоне чрезвычайной ситуации (на месте происшествия);
координировать деятельность экстренных оперативных служб и дежурно-диспетчерских служб, действующих на территории муниципального образования, при реагировании на вызовы;
организовывать взаимодействие с вышестоящими и взаимодействующими органами управления единой системы в целях оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации (происшествия);
выстраивать с позвонившим абонентом бесконфликтный, конструктивный диалог, оказывать психологическую поддержку абоненту, находящемуся в стрессовой ситуации;
обеспечивать координацию действий оперативных служб и управление силами и средствами муниципального звена территориальной подсистемы единой системы при реагировании на чрезвычайные ситуации (происшествия) и пожары;
работать с коммуникационным оборудованием, общесистемным и специализированным программным обеспечением, основными офисными приложениями, геоинформационными системами мониторинга транспортных средств на основе ГЛОНАСС;
вести необходимую служебную документацию.
2. Тематический план
Тематический план определяет распределение учебного времени по предметам подготовки, темам и видам учебных занятий, а также содержание тем и учебных вопросов.
Руководителю единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования допускается вносить дополнения и изменения в тематический план с учетом особенностей территорий муниципальных образований и категории единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
Основными предметами профессиональной подготовки являются: правовая подготовка, общая подготовка, специальная подготовка.
Тематический план
Темы занятий
|
Всего часов
|
Вид занятий
|
|
Лекции
|
Практические занятия
|
||
1. Правовая подготовка
|
|||
Тема 1. Нормативно-правовое регулирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.
|
6
|
||
Занятие 1.1. Основные требования нормативных правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области гражданской обороны.
|
2
|
||
Занятие 1.2. Основные требования нормативных правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
|
2
|
||
Занятие 1.3. Основные требования нормативных правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области пожарной безопасности и охраны лесов от пожаров.
|
2
|
||
Тема 2. Нормативно-правовое регулирование в области антитеррористической защищенности.
|
1
|
1
|
|
Тема 3. Нормативно-правовое регулирование в области информационной безопасности и защиты информации, в том числе при работе с информационными системами и ресурсами.
|
1
|
1
|
|
Тема 4. Нормативно-правовое регулирование в области охраны труда, основы безопасности на рабочем месте, административная и уголовная ответственность должностных лиц единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования за недобросовестное (халатное) исполнение должностных обязанностей, повлекшее тяжкие последствия.
|
1
|
1
|
|
ИТОГО:
|
9
|
9
|
|
2. Общая подготовка
|
|||
Тема 1. Географические, климатические, природные, социально-экономические особенности субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
|
8
|
||
Занятие 1.1. Географическая, климатическая и социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
|
2
|
||
Занятие 1.2. Потенциально опасные объекты, располагающиеся на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования, их характеристика и возможные аварии на них.
|
2
|
||
Занятие 1.3. Характеристика возможных чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
|
2
|
||
Занятие 1.4. Опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
|
2
|
||
Тема 2. Организация предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и ведения гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
|
6
|
||
Занятие 2.1. Основные планирующие документы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
|
2
|
||
Занятие 2.2. Основные способы и организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
|
4
|
||
Тема 3. Режимы функционирования РСЧС. Ведение гражданской обороны.
|
4
|
||
Занятие 3.1. Режимы функционирования РСЧС. Порядок приведения органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС в различные режимы функционирования.
|
2
|
||
Занятие 3.2. Порядок приведения в готовность и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании.
|
2
|
||
Тема 4. Место и роль единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования в системе органов управления РСЧС и гражданской обороны.
|
2
|
2
|
|
Тема 5. Институт старост в системе антикризисного управления. Порядок взаимодействия со старостами сельских населенных пунктов.
|
1
|
1
|
|
Тема 6. Организация финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования (в зависимости от характера чрезвычайных ситуаций).
|
1
|
1
|
|
Тема 7. Психологическая составляющая деятельности дежурно-диспетчерского персонала единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.
|
3
|
||
Занятие 7.1. Психологическая составляющая деятельности дежурно-диспетчерского персонала единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.
|
1
|
||
Занятие 7.2. Стресс. Хронический стресс.
|
1
|
1
|
|
ИТОГО:
|
25
|
24
|
1
|
3. Специальная подготовка
|
|||
Тема 1. Организация оперативной дежурной службы (оперативного дежурства) в единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования.
|
1
|
1
|
|
Тема 2. Предназначение, состав и организация оперативного дежурства взаимодействующих органов повседневного управления РСЧС на территории муниципального образования.
|
4
|
||
Занятие 2.1. Предназначение, структура и организация оперативной дежурной службы центра управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.
|
2
|
||
Занятие 2.2. Дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб и организаций, располагающихся на территории муниципального образования.
|
2
|
||
Тема 3. Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления РСЧС и гражданской обороны на территории муниципального образования.
|
7
|
||
Занятие 3.1. Организация взаимодействия и порядок обеспечения деятельности органов повседневного управления РСЧС и гражданской обороны на территории муниципального образования.
|
1
|
2
|
|
Занятие 3.2. Отработка алгоритмов взаимодействия диспетчера единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования с центром управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.
|
2
|
||
Занятие 3.3. Отработка алгоритмов взаимодействия диспетчера единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования с диспетчерами оперативных экстренных служб и организаций, территориальными и местными пожарно-спасательными гарнизонами, со специализированными диспетчерскими службами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений.
|
2
|
||
Тема 4. Технические средства автоматизации управления, информационные системы и аппаратно-программные комплексы.
|
16
|
||
Занятие 4.1. Средства связи и управления, находящиеся на оснащении единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
|
2
|
||
Занятие 4.2. Государственные, ведомственные и иные информационные ресурсы, используемые в работе единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
|
2
|
||
Занятие 4.3. Организация работы с использованием ресурсов АПК "Безопасный город".
|
2
|
||
Занятие 4.4. Организация работы с блоком "Атлас опасностей и рисков" "Личного кабинета ЕДДС".
|
3
|
||
Занятие 4.5. Организация работы с блоком "Термические точки" "Личного кабинета ЕДДС".
|
3
|
||
Занятие 4.6. Организация работы с блоком "Паспорт территории" "Личного кабинета ЕДДС".
|
3
|
||
Занятие 4.7. Основы работы в мессенджере КС "АРМ ГС".
|
1
|
||
Тема 5. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
|
6
|
||
Занятие 5.1. Организация работы единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
|
2
|
||
Занятие 5.2. Организация работы единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования в период прохождения сезонных рисков на территории муниципального образования.
|
2
|
||
Занятие 5.3. Работа по ведению информационных ресурсов оперативной и плановой информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
|
2
|
||
Тема 6. Организация работы оперативной дежурной смены по приему и отработке вызова (сообщения о происшествии) в рамках системы - 112.
|
5
|
||
Занятие 6.1. Алгоритм действий операторов системы-112 при получении сообщения о происшествии. Правила опроса заявителей, приема и регистрации вызова.
|
1
|
2
|
|
Занятие 6.2. Особенности общения с абонентом, приемы конструктивного общения.
|
1
|
1
|
|
Тема 7. Организация реагирования при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
|
4
|
||
Занятие 7.1. Порядок доведения информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации до реагирующих подразделений муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС.
|
2
|
||
Занятие 7.2. Порядок поддержания взаимодействия с реагирующими подразделениями при выдвижении в зону чрезвычайной ситуации (к месту происшествия) и в зоне чрезвычайной ситуации (на месте происшествия).
|
2
|
||
Тема 8. Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
|
2
|
||
Занятие 8.1. Особенности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при различных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
|
1
|
||
Занятие 8.2. Организация первоочередного обеспечения пострадавшего населения.
|
1
|
||
Тема 9. Организация оповещения и информирования.
|
10
|
||
Занятие 9.1. Муниципальная система оповещения.
|
2
|
||
Занятие 9.2. Порядок и алгоритм оповещения руководства единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования, органов управления муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, вышестоящих органов повседневного управления РСЧС об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
|
2
|
||
Занятие 9.3. Порядок действий по обеспечению оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
|
2
|
||
Занятие 9.4. Порядок приема и передачи сигналов оповещения гражданской обороны.
|
2
|
||
Занятие 9.5. Порядок информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе в местах массового пребывания людей.
|
2
|
||
Тема 10. Первая помощь.
|
2
|
||
Занятие 10.1. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Характеристика травм и поражений при различных чрезвычайных ситуациях.
|
1
|
||
Занятие 10.2. Перечень мероприятий по оказанию первой помощи. Особенности оказания первой помощи пострадавшему при различных травмах и поражениях.
|
1
|
||
Тема 11. Топографическая подготовка
|
3
|
||
Занятие 11.1. Топографические особенности муниципального образования и субъекта Российской Федерации.
|
1
|
||
Занятие 11.2. Ориентирование на местности.
|
2
|
||
ИТОГО:
|
60
|
15
|
45
|
4. Итоговый контроль
|
|||
Сдача зачетов по разработанным билетам (теоретическая часть).
|
1
|
1
|
|
Отработка практической задачи по разработанным билетам (практическая часть).
|
1
|
1
|
|
ИТОГО:
|
2
|
2
|
|
ВСЕГО:
|
96
|
48
|
48
|
3. Содержание тем занятий
3.1. Предмет: Правовая подготовка
Тема 1. Нормативно-правовое регулирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.
Занятие 1.1. Основные требования нормативных правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области гражданской обороны.
Лекция - 2 часа
Нормативно-правовое регулирование в области гражданской обороны. Основные положения Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28 "О гражданской обороне", требования основных положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в области гражданской обороны, постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области гражданской обороны, Положения о гражданской обороне субъекта Российской Федерации, приказа МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях", нормативных актов муниципального образования в области гражданской обороны.
Изучаются задачи и принципы гражданской обороны. Структура гражданской обороны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Руководство и управление гражданской обороной в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании. Состав сил и органов управления гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании. Основные мероприятия гражданской обороны.
Занятие 1.2. Основные требования нормативных правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Лекция - 2 часа
Нормативно-правовое регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основные положения Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера", требования основных положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, Порядка сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"; Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"; постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"; постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; приказ МЧС России от 11 января 2021 г. N 2 "Об утверждении Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Положение о системах оповещения населения, утвержденное приказом МЧС России, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 578/365; ГОСТ Р 22.7.01-2021 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения"; Примерное положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, одобренное Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протокол от 29 ноября 2022 г. N 9).
Изучаются предназначение, задачи и структура единой системы, ее роль в обеспечении безопасности на территории Российской Федерации. Структура и состав органов управления на всех уровнях единой системы. Силы и средства единой системы. Положение о территориальной подсистеме РСЧС субъекта Российской Федерации. Силы и средства территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации и муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС. Органы управления РСЧС в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании. Должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Состав комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации и муниципального образования. Структура и полномочия главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации. Полномочия исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Занятие 1.3. Основные требования нормативных правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области пожарной безопасности и охраны лесов от пожаров.
Лекция - 2 часа
Нормативно-правовое регулирование в области пожарной безопасности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Основные положения Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации". Организация обеспечения пожарной безопасности в муниципальном образовании.
Классификация чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, порядок введения чрезвычайных ситуаций в лесах и взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в условиях чрезвычайных ситуаций в лесах.
Тема 2. Нормативно-правовое регулирование в области антитеррористической защищенности.
Лекция - 1 час
Нормативно-правовое регулирование в области антитеррористической защищенности. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2017 г. N 638 "О взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также об информировании субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта", Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 "О порядке установления уровней антитеррористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства".
Изучаются основные принципы противодействия терроризму, уровни террористической опасности, порядок работы при получении информации об угрозе или факте совершения террористического акта.
Тема 3. Нормативно-правовое регулирование в области информационной безопасности и защиты информации, в том числе при работе с информационными системами и ресурсами.
Лекция - 1 час
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"; Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"; Указ Президента Российской Федерации от 22 мая 2015 г. N 260 "О некоторых вопросах информационной безопасности Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера"; Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2008 г. N 351 "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена"; постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности"; постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 687 "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации"; постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных".
Тема 4. Нормативно-правовое регулирование в области охраны труда, основы безопасности на рабочем месте, ответственность должностных лиц единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования за недобросовестное (халатное) исполнение должностных обязанностей, повлекшее тяжкие последствия.
Лекция - 1 час
Охрана труда. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ. Основные принципы обеспечения охраны труда. Система государственного управления в области охраны труда. Права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда.
Доведение и разъяснение понятий недобросовестность, халатность, дисциплинарная ответственность, административная ответственность, уголовная ответственность.
Разъяснение положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ и Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ в части установления ответственности должностных лиц за недобросовестное (халатное) исполнение должностных обязанностей, повлекшее тяжкие последствия.
3.2. Предмет: Общая подготовка
Тема 1. Географические, климатические, природные, социально-экономические особенности субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
Занятие 1.1. Географическая, климатическая и социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
Лекция - 2 часа
Административно-территориальное деление и транспортная инфраструктура субъекта Российской Федерации. Характеристика муниципального образования и приграничных территорий (соседних муниципальных образований).
Характеристика транспортной системы субъекта: авиационный транспорт, железнодорожный транспорт, водный транспорт и т.п.
Природно-климатические характеристики субъекта Российской Федерации.
Занятие 1.2. Потенциально опасные объекты, располагающиеся на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования, их характеристика и возможные аварии на них.
Лекция - 2 часа
Классификация потенциально опасных объектов. Радиационно опасные, химически опасные, пожаровзрывоопасные объекты и гидротехнические сооружения, располагающиеся на территории муниципального образования, их класс, опасные вещества, эксплуатируемые и хранящиеся на потенциально опасных объектах. Риски возникновения аварий на данных объектах, их последствия, вероятная обстановка.
Организация взаимодействия дежурно-диспетчерской службы потенциально опасного объекта и единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
Объекты с массовым пребываем людей. Риски возникновения различных происшествий на объектах с массовым пребыванием людей и их последствия.
Занятие 1.3. Характеристика возможных чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
Лекция - 2 часа
Классификация чрезвычайных ситуаций в зависимости от масштабов и возможных последствий. Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника. Возможные причины и последствия возникновения чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
Чрезвычайные ситуации природного характера. Опасные геологические явления и процессы. Опасные гидрологические явления и процессы. Опасные метеорологические явления и процессы. Природные пожары.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Транспортные аварии (катастрофы). Пожары и взрывы. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) аварийно химически опасных веществ. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса, сброса) радиоактивных веществ. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) патогенных для человека микроорганизмов. Внезапное обрушение зданий, сооружений, пород. Аварии на электроэнергетических системах. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии на очистных сооружениях. Гидродинамические аварии.
Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера. Чрезвычайные ситуации экологического характера.
Занятие 1.4. Опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
Лекция - 2 часа
Опасности военного конфликта и присущие им особенности. Виды и характеристики источников чрезвычайных ситуаций, их поражающие факторы. Защитные сооружений гражданской обороны, их устройство и внутреннее оборудование. Убежища. Укрытия. Порядок укрытия населения и работников организаций в защитных сооружениях гражданской обороны. Порядок и особенности проведения эвакуации.
Тема 2. Организация предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и ведения гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
Занятие 2.1. Основные планирующие документы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
Лекция - 2 часа
Организация планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Структура, содержание и этапы разработки Плана.
Планирование мероприятий гражданской обороны. План гражданской обороны и защиты населения муниципального образования. Содержание и структура Плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования.
Занятие 2.2. Основные способы и организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Лекция - 4 часа
Защитные сооружения гражданской обороны, их устройство и внутреннее оборудование. Порядок укрытия населения и работников организаций в защитных сооружениях гражданской обороны. Инженерная защита населения и территорий.
Эвакуация населения. Оповещение и информирование населения. Порядок и особенности проведения эвакуации при чрезвычайной ситуации мирного времени и в условиях военного конфликта.
Организация мероприятий радиационной, биологической, химической и медицинской защиты населения. Обеспечение населения средствами индивидуальной и коллективной защиты. Организация первоочередного жизнеобеспечения населения.
Тема 3. Режимы функционирования РСЧС. Ведение гражданской обороны.
Занятие 3.1. Режимы функционирования РСЧС. Порядок приведения органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС в различные режимы функционирования.
Лекция - 2 часа
Мероприятия, выполняемые в режимах функционирования "Повседневная деятельность", "Повышенная готовность", "Чрезвычайная ситуация". Уровни реагирования на чрезвычайные ситуации (объектовый, муниципальный, региональный, федеральный, особый).
Порядок приведения органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС в различные режимы функционирования. Алгоритм действий при введении повышенных режимов функционирования.
Занятие 3.2. Порядок приведения в готовность и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании.
Лекция - 2 часа
Сигналы гражданской обороны. Порядок введения в действие Плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования. Порядок выполнения мероприятий гражданской обороны. Алгоритм действий по выполнению мероприятий гражданской обороны при планомерном приведении гражданской обороны в готовность и внезапном нападении противника.
Тема 4. Место и роль единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования в системе органов управления РСЧС и гражданской обороны.
Лекция - 2 часа
Понятие "органы повседневного управления РСЧС", функции и задачи органов повседневного управления РСЧС. Задачи, функции и полномочия единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
Органы управления гражданской обороной. Задачи, функции и полномочия единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
Порядок обеспечения координации деятельности органов повседневного управления РСЧС и органов управления гражданской обороной и организации информационного взаимодействия, утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Тема 5. Институт старост в системе антикризисного управления. Порядок взаимодействия со старостами сельских населенных пунктов.
Лекция - 1 час
Правовой статус "Сельского старосты". Роль и место сельского старосты в системе местного самоуправления сельского населенного пункта. Функции сельского старосты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Порядок взаимодействия с сельскими старостами.
Тема 6. Организация финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования (в зависимости от характера чрезвычайных ситуаций).
Лекция - 1 час
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями".
Приказ МЧС России от 10 декабря 2021 г. N 858 "Об утверждении Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2021 г., регистрационный N 66563).
Методические рекомендации по порядку подготовки списков граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи (включая пособие на погребение погибшего (умершего) члена семьи) и единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденные МЧС России (от 3 марта 2022 г. N 2-4-71-7-11), одобренные протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18 марта 2022 г. N 1.
Нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации и муниципальные правовые акты органа местного самоуправления, регламентирующие порядок оказания финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций.
Тема 7. Психологическая составляющая деятельности дежурно-диспетчерского персонала единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.
Занятие 7.1. Психологическая составляющая деятельности дежурно-диспетчерского персонала единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.
Лекция - 1 час
Факторы, воздействующие на психическое состояние и работоспособность дежурно-диспетчерского персонала единых дежурно-диспетчерских служб. Особенности психического состояния и поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях. Особенности состояния специалистов, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и тушении пожаров.
Занятие 7.2. Стресс. Хронический стресс.
Лекция - 1 час
Понятие стресс, стадии развития стресса, виды стресса. Хронический стресс: меры профилактики. Понятие "ресурсы", стратегии развития и поддержания "ресурсов".
Практическое - 1 час
Применение приемов саморегуляции. Виды Дыхания. Приемы концентрации внимания. Нервно-мышечная релаксация. Снижение мышечного напряжения. Визуализация. Комплексное использование приемов саморегуляции.
3.3. Предмет: Специальная подготовка
Тема 1. Организация оперативной дежурной службы (оперативного дежурства) в единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования.
Лекция - 1 час
Состав дежурной смены. Основные задачи дежурной смены. Обязанности должностных лиц дежурной смены. Ответственность должностных лиц дежурной смены.
Порядок допуска к несению оперативного дежурства. Порядок заступления на оперативное дежурство. Инструктаж дежурного персонала единой дежурно-диспетчерской службы. Несение оперативного дежурства. Контроль несения оперативного дежурства.
Тема 2. Предназначение, состав и организация оперативного дежурства взаимодействующих органов повседневного управления РСЧС на территории муниципального образования.
Занятие 2.1. Предназначение, структура и организация оперативной дежурной службы центра управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Лекция - 2 часа
Структура главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации. Центр управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации. Руководство территориального органа МЧС России. Состав оперативной дежурной смены центра управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации. Взаимодействие с центром управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Занятие 2.2. Дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб и организаций, располагающихся на территории муниципального образования.
Лекция - 2 часа
Назначение, основные задачи и направления деятельности служб правоохранительных органов. Правовые основы деятельности правоохранительных органов. Организационная структура. Выполнение основных функций по назначению. Организация взаимодействия с другими службами, составляющими территориальную подсистему РСЧС.
Назначение, основные задачи и направления деятельности служб скорой медицинской помощи. Правовые основы деятельности служб скорой медицинской помощи, ее организационная структура. Выполнение основных функций по назначению. Организация взаимодействия с другими службами, составляющими территориальную подсистему РСЧС.
Назначение, основные задачи и направления деятельности служб аварийной газовой сети. Правовые основы деятельности служб аварийной газовой сети, ее организационная структура. Выполнение основных функций по назначению.
Службы жизнеобеспечения субъектов Российской Федерации. Правовые основы деятельности служб жизнеобеспечения, организационная структура. Выполнение основных функций по назначению.
Правовые основы деятельности службы пожарной охраны, ее организационная структура. Выполнение основных функций по назначению.
Правовые основы деятельности службы реагирования в чрезвычайных ситуациях, ее организационная структура. Выполнение основных функций по назначению.
Тема 3. Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления РСЧС и гражданской обороны на территории муниципального образования.
Занятие 3.1. Организация взаимодействия и порядок обеспечения деятельности органов повседневного управления РСЧС и гражданской обороны на территории муниципального образования.
Лекция - 1 час. Практическое - 2 часа
Порядок взаимодействия единой дежурно-диспетчерской службы с территориальными и функциональными звеньями территориальной подсистемы РСЧС. Организация межведомственного взаимодействия на уровне муниципального образования. Анализ потоков информации в различных режимах функционирования муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС. Алгоритм действий дежурно-диспетчерского персонала по приему и передаче информации различным органам управления РСЧС и гражданской обороны.
Занятие 3.2. Отработка алгоритмов взаимодействия диспетчера единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования с центром управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Практическое - 2 часа
Алгоритм действий дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования по передаче информации в области предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации и гражданской обороны.
Алгоритм действий дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования при поступлении от центра управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации информационно-аналитического материала о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, возникновение которых возможно при неблагоприятном прогнозе.
Занятие 3.3. Отработка алгоритмов взаимодействия диспетчера единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования с диспетчерами оперативных экстренных служб и организаций, территориальным и местными пожарно-спасательными гарнизонами, со специализированными диспетчерскими службами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений.
Практическое - 2 часа
Алгоритм действий диспетчера единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования по приему и передаче информации диспетчеру оперативной экстренной службы, специализированным диспетчерским службам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений.
Тема 4. Технические средства автоматизации управления, информационные системы и аппаратно-программные комплексы.
Занятие 4.1. Средства связи и управления, находящиеся на оснащении единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
Практическое - 2 часа
Состав технических средств управления, связи и оповещения, комплекса средств автоматизации в единой дежурно-диспетчерской службе, назначение, возможности и порядок их использования.
Занятие 4.2. Государственные, ведомственные и иные информационные ресурсы, используемые в работе единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
Практическое - 2 часа
Применение информационных систем и ресурсов федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в целях предупреждения и минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мониторинга оперативной обстановки.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций с применением современных информационных технологий МЧС России. Общие сведения по работе с геоинформационными системами и картами. Применение Информационной системы "Атлас опасностей и рисков", Системы космического мониторинга МЧС России.
Программное обеспечение систем оповещения и информирования, системы-112. Назначение, принцип действия системы ЭРА-ГЛОНАСС. Цели создания системы. Информационное взаимодействие системы ЭРА-ГЛОНАСС с системой-112.
Занятие 4.3. Организация работы с использованием ресурсов АПК "Безопасный город".
Практическое - 2 часа
Программное обеспечение АПК "Безопасный город". Контроль качества работы коммунальных служб и состояния коммунальной инфраструктуры (сбор и обработка информации с датчиков; учет актуальных данных о состоянии муниципальной (коммунальной) инфраструктуры; автоматическое уведомление о событиях в сфере функционирования муниципальной (коммунальной) инфраструктуры; предоставление доступа к видеопотоку соответствующих камер видеонаблюдения). Сбор и обработка данных в режиме реального времени для подготовки прогностической и фактической информации о состоянии пожарной безопасности муниципальных объектов. Осуществление геолокации в режиме реального времени очагов возгорания и работ экстренных и оперативных служб (машин скорой помощи, пожарных машин) вокруг очага возгорания. Предоставление доступа к видеопотоку соответствующих камер видеонаблюдения. Моделирование сценариев развития ситуаций и реагирования оперативных служб и населения на чрезвычайные ситуации. Мониторинг состояния опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений.
Занятие 4.4. Организация работы с блоком "Атлас опасностей и рисков" "Личного кабинета ЕДДС".
Практическое - 3 часа
Назначение, интерфейс, основные слои и категории. Работа со слоями "Атласа опасностей и рисков". Порядок работы с расчетными задачами, полученными от специалистов дежурных смен центра управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации. Отработка практических задач по конкретным рискам чрезвычайных ситуаций, присущим муниципальному образованию.
Занятие 4.5. Организация работы с блоком "Термические точки" "Личного кабинета ЕДДС".
Практическое - 3 часа
Предназначение информационной системы "Термические точки" МЧС России. Основные функции доступные пользователям, при получении информации о термической точке. Регламент прохождения информации. Настройка системы оповещений. Практические мероприятия по отработке учебных термических точек.
Занятие 4.6. Организация работы с блоком "Паспорт территории" "Личного кабинета ЕДДС".
Практическое - 3 часа
Назначение, интерфейс, разделы "Паспорта территории" и их функционал. Порядок заполнения и корректировки разделов "Паспорта территории". Основные недостатки при заполнении разделов "Паспорта территории". Работа с оперативными прогнозами и порядок получения необходимой информации.
Занятие 4.7. Основы работы в мессенджере КС "АРМ ГС".
Практическое - 1 час
Назначение, интерфейс, функционал мессенджера КС "АРМ ГС". Порядок работы в сервисе. Функционал файлового хранилища (облако) "КС АРМ ГС" и порядок работы с ним.
Тема 5. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
Занятие 5.1. Организация работы единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Практическое - 2 часа
Структура и целевые функции мониторинга в сфере техногенной, природной и экологической безопасности. Функциональные задачи, принципы организации и осуществления мониторинга. Современные взгляды на структуру и построение единой государственной системы мониторинга. Прогнозирование и оценка различных чрезвычайных ситуаций. Этапы, модели, методика и методы прогнозирования. Основы учета данных прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Силы наблюдения и контроля, состав, задачи и порядок их применения.
Занятие 5.2. Организация работы единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования в период прохождения сезонных рисков на территории муниципального образования.
Практическое - 2 часа
Организация работы единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных весенним половодьем (паводком), а также при проведении работ по спасению людей, терпящих бедствие на водах.
Организация работы единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными и торфяными пожарами, при обнаружении термически активных точек на территории муниципального образования.
Занятие 5.3. Работа по ведению информационных ресурсов оперативной и плановой информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Практическое - 2 часа
Ведение информационных ресурсов оперативной и плановой информации файловой структуры. Перечень информационных документов, подлежащих сбору, обработке, обобщению, учету и хранению. Актуализация информации и документов в файловой структуре. Создание аналитических отчетов (статистика по типам чрезвычайных ситуаций и пр.).
Тема 6. Организация работы оперативной дежурной смены по приему и отработке вызова (сообщения о происшествии) в рамках системы-112.
Занятие 6.1. Алгоритм действий операторов системы-112 при получении сообщения о происшествии. Правила опроса заявителей, приема и регистрации вызова.
Лекция - 1 час. Практическое - 2 часа
Классификация обращений населения по единому номеру "112". Алгоритм действий оператора системы-112 при угрозе чрезвычайной ситуации.
Особенности телефонного общения. Отсутствие визуального контакта и визуальной информации. Современная коммуникация и правила речевого общения. Использование приемов активного слушания в работе персонала центров обработки вызовов. Оперативность передачи информации. Краткость и интенсивность взаимодействия. Возможное искажение и потеря информации из-за помех. Характеристика голоса (скорость речи, интонация, тембр, энергия, дикция). Как правильно задавать вопросы. Как выслушивать жалобы.
Правила опроса заявителей в зависимости от категории (типа) вызова (сообщения о происшествии) с целью определения повода обращения, уточнения признаков происшествия и принятия решения о необходимости привлечения экстренных оперативных и/или аварийных служб.
Правила приема вызова в случае его последующей переадресации диспетчеру дежурно-диспетчерской службы.
Правила приема вызова в случае отсутствия возможности его переадресации диспетчеру дежурно-диспетчерской службы (с учетом специфики работы службы экстренного реагирования, в компетенцию которой входит принятый вызов).
Правила приема вызова в случае комплексного реагирования.
Занятие 6.2. Особенности общения с абонентом, приемы конструктивного общения.
Лекция - 1 час. Практическое - 1 час
Понятие общения, виды общения. Особенности телефонной коммуникации. Особенности психических состояний и их проявления в поведении и речи абонентов, обращающихся в ЕДДС. Общие принципы общения с абонентом. Приемы конструктивного общения. Конфликт, динамика развития конфликта, стратегии общения и разрешения конфликта.
Взаимодействие с абонентами при острых стрессовых реакциях. Особенности общения с человеком, переживающим горе, утрату.
Практика применения приемов конструктивного общения с абонентами. Практика применения приемов общения с абонентами при различных острых стрессовых реакциях.
Тема 7. Организация реагирования при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
Занятие 7.1. Порядок доведения информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации до реагирующих подразделений муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС.
Практическое - 2 часа
Алгоритм действий дежурно-диспетчерского персонала при получении информации об угрозе возникновения (возникновении) чрезвычайной ситуации (происшествии). Порядок реагирования на прогнозы.
Алгоритм действий дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования при доведении информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации до реагирующих подразделений муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС.
Занятие 7.2. Порядок поддержания взаимодействия с реагирующими подразделениями при выдвижении в зону чрезвычайной ситуации (к месту происшествия) и в зоне чрезвычайной ситуации (на месте происшествия).
Практическое - 2 часа
Алгоритм действий дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования по поддержанию взаимодействия с реагирующими подразделениями при выдвижении в зону чрезвычайной ситуации (к месту происшествия) и в зоне чрезвычайной ситуации (на месте происшествия).
Тема 8. Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Занятие 8.1. Особенности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при различных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Лекция - 1 час
Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций, характерных для муниципального образования.
Подготовка к действиям в очагах поражения. Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах радиоактивного загрязнения. Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах химического заражения. Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в разрушенных зданиях и сооружениях. Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах затопления.
Занятие 8.2. Организация первоочередного обеспечения пострадавшего населения.
Лекция - 1 час
Медицинское обеспечение населения. Обеспечение населения водой, продуктами питания. Обеспечение населения жильем, коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необходимости. Транспортное обеспечение. Информационно-психологическое обеспечение населения.
Тема 9. Организация оповещения и информирования.
Занятие 9.1. Муниципальная система оповещения.
Лекция - 2 часа
Назначение, задачи, структура и порядок использования муниципальной системы оповещения. Требования к муниципальной системе оповещения.
Занятие 9.2. Порядок и алгоритм оповещения руководства единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования, органов управления муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, вышестоящих органов повседневного управления РСЧС об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Практическое - 2 часа
Алгоритм действий дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования при оповещении руководства единой дежурно-диспетчерской службы, должностных лиц муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС. Порядок передачи информации об угрозе возникновения (возникновении) чрезвычайной ситуации в вышестоящие органы управления РСЧС.
Занятие 9.3. Порядок действий по обеспечению оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Практическое - 2 часа
Порядок оповещения и информирования населения. Особенности организации оповещения при транспортировке опасных грузов. Особенности организации оповещения при возникновении чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах. Особенности организации оповещения населения города. Особенности организации оповещения и информирования населения сельского района.
Занятие 9.4. Порядок приема и передачи сигналов оповещения гражданской обороны.
Практическое - 2 часа
Оповещение органов управления гражданской обороны и населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
Действия дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования при организации оповещения с использованием неавтоматизированных и автоматизированных способов оповещения.
Занятие 9.5. Порядок информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе в местах массового пребывания людей.
Практическое - 2 часа
Создание речевых сообщений для информирования населения. Порядок действий по организации информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Тема 10. Первая помощь.
Тема 10.1. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Характеристика травм и поражений при различных чрезвычайных ситуациях.
Лекция - 1 час
Основные положения Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в области оказания первой помощи и классификации медицинской помощи по видам, условиям и форме оказания. Приказ Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. N 477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи". Приказ Минздрава России от 10 октября 2012 г. N 408н "Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями набора для оказания первой помощи для оснащения пожарных автомобилей". Приказ Минздрава России от 15 декабря 2020 г. N 1328н "Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями укладки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации". Приказ Минздрава России от 8 октября 2020 г. N 1080н "Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильной)".
Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Характеристики основных состояний и травм, получаемых при возникновении чрезвычайных ситуациях. Влияние климатических условий на состояние пострадавшего и характер первой помощи при различных состояниях.
Тема 10.2. Перечень мероприятий по оказанию первой помощи. Особенности оказания первой помощи пострадавшему при различных травмах и поражениях.
Лекция - 1 час
Мероприятия по оказанию первой помощи и последовательность их выполнения. Универсальный алгоритм оказания первой помощи. Требования к комплектации медицинскими изделиями аптечек, укладок, наборов и комплектов для оказания первой помощи, в том числе пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильной), для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, для оснащения пожарных автомобилей. Особенности выполнения мероприятий по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни, обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения, подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний.
Тема 11. Топографическая подготовка.
Занятие 11.1. Топографические особенности муниципального образования и субъекта Российской Федерации.
Лекция - 1 час
Общие сведения по работе с геоинформационными системами и картами. Топографические особенности муниципального образования и субъекта Российской Федерации. Основные ориентиры на местности субъекта Российской Федерации.
Занятие 11.2. Ориентирование на местности.
Практическое - 2 часа
Отработка навыков атрибутивного поиска на карте объектов классифицированных типов с помощью геоинформационных систем. Указание и уточнение местоположения объектов, связанных с происшествием, как с помощью визуальных графических средств, так и с помощью прямого ввода координат. Определение места возникновения происшествия со слов заявителя с использованием систем позиционирования или без них. Навыки определения ориентиров для установления места происшествия. Навыки использования электронных и печатных карт. Навыки использования навигационной информации о местонахождении и перемещении сил и средств реагирования при наличии технических возможностей используемых технологий ГЛОНАСС/GPS.
4. Список рекомендуемой литературы:
Нормативные правовые и методические документы:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне";
3. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
5. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей";
6. Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения";
7. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
8. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
9. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи";
10. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
11. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму";
12. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении положения об организации подготовки населения в области гражданской обороны";
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
20. Приказ МЧС России от 26 октября 2018 г. N 474 "Об организации системы управления МЧС России";
21. Приказ МЧС России от 26 августа 2009 г. N 496 "Об утверждении положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
22. Приказ МЧС России от 5 июля 2021 г. N 429 "Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера";
23. Приказ МЧС России от 16 октября 2017 г. N 444 "Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ";
24. Приказ МЧС России от 25 октября 2017 г. N 467 "Об утверждении положения о пожарно-спасательных гарнизонах";
25. Приказ Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. N 477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи";
26. Приказ Минздрава России от 10 октября 2012 г. N 408н "Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями набора для оказания первой помощи для оснащения пожарных автомобилей";
27. Приказ Минздрава России от 15 декабря 2020 г. N 1328н "Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями укладки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации";
28. Приказ Минздрава России от 8 октября 2020 г. N 1080н "Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильной)";
29. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 22.7.01-2021 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения";
30. Методические материалы МЧС России по созданию системы-112;
31. Методические рекомендации МЧС России по организации обучения персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112 субъектов Российской Федерации;
32. Примерное положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, одобренное протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 29 ноября 2022 г. N 9;
33. Порядок организации работ специализированных диспетчерских служб органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений и специализированной диспетчерской службы Федерального агентства лесного хозяйства по отработке информации о зарегистрированных термических точках по данным Информационной системы дистанционного мониторинга (ИСДМ-Рослесхоз)", утвержденный решением Федерального штаба по координации деятельности по тушению лесных пожаров от 13.07.2023 N АВ-14/338.
34. Научно-практические комментарии к Федеральному закону "О гражданской обороне";
35. Научно-практические комментарии к Федеральному закону "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
36. Научно-практические комментарии к Федеральному закону "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя";
37. Наставление по организации управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 10 марта 2020 г. N 1;
38. Методические рекомендации по повышению эффективности деятельности единых дежурно-диспетчерских служб в области защиты населения и территорий (утв. МЧС России 7 июля 2017 г. N 2-4-71-30-5);
39. Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения.
Учебная литература:
1. Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций для работающего населения: Пособие для самостоятельного изучения. 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: ООО "ТЕРМИКА.РУ", 2016. - 392 с.;
2. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Учебное пособие/Под общ. ред. Г.Н. Кириллова. - 8-е изд. - М.: Институт риска и безопасности, 2013. - 536 с.;
3. Перевощиков В.Я. и др. Настольная книга руководителя (работника) структурного подразделения по ГОЧС. - М.: ИРБ, 2012;
4. Аверьянов В.Т. и др. Прогнозирование устойчивости функционирования объектов отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие/Под общ. ред. В.С. Артамонова. - СПб.: Изд-во СПбУ ГПС МЧС России, 2011;
5. Владимиров В.А., Измалков В.И., Измалков А.В. Радиационная и химическая безопасность населения. - М.: Деловой экспресс, 2005;
6. Камышанский М.И. и др. Оповещение и информирование в системе мер гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Действия должностных лиц и населения. - М.: ИРБ, 2008. - 320 с.;
7. Камышанский М.И. и др. Организация работы комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. - М.: ИРБ, 2010;
8. Защита от чрезвычайных ситуаций. - М.: Военные знания, 2013;
9. Основы организации оповещения и информирования органов управления по делам ГОЧС и населения о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера. Методическое пособие. - М., 1998;
10. Учебно-методическое пособие по повышению квалификации руководителей организаций по вопросам ГО, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах В УЦ ФПС/М-во Рос. Федерации по делам гражд. обороны, чрезвычайн. ситуациям и ликвидации последствий стихийн. бедствий, Департамент гражд. защиты МЧС России. - М.: МЧС России [и др.], 2007. - 750 с.;
11. Защита в чрезвычайных ситуациях/Издание 2-е, переработанное. МЧС России. - М.: АГЗ МЧС России, 2018. - 400 с.;
12. Гражданская оборона/Издание 2-е, переработанное. МЧС России. - М.: АГЗ МЧС России, 2018. - 400 с.;
13. Учебное пособие для диспетчеров ЕДДС муниципальных образований и ДДС объектов. Тюмень: ОУМЦ, Управления мероприятий защиты населения и территорий Тюменской области, 2011;
14. Методические сценарии учебных занятий по психологической подготовке диспетчеров ЕДДС. 2-е издание: НИО МПР фФКУ Центр экстренной психологической помощи МЧС России/Талмач М.С., Елисеева И.Н. (ред.), Пак Е.Т. (ред.). - М.: ФКУ ЦЭПП МЧС России, 2016. - 305 с.;
15. Методические рекомендации "Методические сценарии учебных занятий по психологической подготовке диспетчеров ЕДДС". 3 издание/Антонова Е.Е., Марченко Е.В., Полякова К.С., Рыжинская Н.И." - М., 2022;
16. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных/Под редакцией Ю.С. Шойгу. - М.: Смысл, 2007;
17. Первая помощь: учебное пособие для лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь. М.: ФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздрава России, 2018;
18. Атлас первой помощи: учебное пособие для сотрудников Госавтоинспекции. М.: Издательство "Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова", 2022 г.
Приложение N 1
Утверждаю
руководитель единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования
|
дата утверждения
|
подпись
|
расшифровка подписи
|
План
проведения занятий по подготовке дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования на год
|
Предметы обучения
|
Всего часов
|
Даты проведения мероприятий/количество часов по месяцам
|
|||||||||||
Январь
|
Февраль
|
Март
|
Апрель
|
Май
|
Июнь
|
Июль
|
Август
|
Сентябрь
|
Октябрь
|
Ноябрь
|
Декабрь
|
||
Правовая подготовка
|
9
|
||||||||||||
Общая подготовка
|
25
|
||||||||||||
Специальная подготовка
|
60
|
||||||||||||
Зачет
|
2
|
||||||||||||
Итого
|
96
|
Должность, ФИО и подпись лица, ответственного за организацию подготовки
Утверждаю
руководитель единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования
|
дата утверждения
|
подпись
|
расшифровка подписи
|
Расписание занятий
на __________ 20__ года
|
Дата
|
Часы занятий
|
Предмет обучения, тема и учебные вопросы занятия
|
Рекомендуемая литература, статьи нормативных документов
|
Метод проведения
|
Лицо, проводящее занятие, место проведения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Приложение N 2
Журнал
учета занятий по подготовке дежурно-диспетчерского персонала
единой дежурно-диспетчерской службы
муниципального образования
(оборот титульного листа)
Правила ведения журнала:
1. Журнал заполняется сотрудником, ответственным за организацию подготовки дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования. Все записи в журнале производятся четко и аккуратно.
2. Для каждого предмета подготовки отводится необходимое количество страниц. Страницы журнала нумеруются.
3. В журнале учитываются:
все проводимые занятия, в том числе дополнительные;
результаты контрольных занятий и зачетов.
4. Отсутствие на занятиях отмечается: отпуск - "о"; командировка - "к"; дежурство - "д"; болен - "б"; по неизвестным причинам - "н/п".
1 страница
Оглавление
Наименование разделов журнала
Страницы
1. Список сотрудников.
2. Учет посещаемости и успеваемости.
3. Правовая подготовка.
4. Общая подготовка.
5. Специальная подготовка.
2 страница
(левая сторона)
Список обучаемых
N п/п
|
ФИО обучаемого
|
1
|
|
2
|
|
3
|
|
4
|
3 страница
(правая сторона)
N п/п
|
Должность
|
Образование (специальность)
|
Сведения о повышении квалификации (профессиональной переподготовке)
|
1
|
|||
2
|
|||
3
|
|||
4
|
4-я и последующие четные страницы,
отведенные на виды подготовки
Учет посещаемости и успеваемости
N п/п
|
Фамилия и инициалы
|
Дата занятий
|
||||
1
|
||||||
2
|
||||||
3
|
||||||
4
|
5-я и последующие нечетные страницы,
отведенные на виды подготовки
Вид подготовки
Дата занятия
|
Форма проведения занятия
|
Номер и название темы занятия
|
ФИО и подпись руководителя занятия
|
Примечание: количество столбцов (левая сторона) и строк (правая сторона) для учета даты проведения занятий должно быть равным.
Приложение N 3
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН дежурно-диспетчерским персоналом единой проведения занятия с --------------------------------------------- дежурно-диспетчерской службы муниципального образования ------------------------------------------------------- Тема: ___________________________________________________________________________ Вид занятия: _______________________ Отводимое время: ___________________ (ч.) Цель занятия: ___________________________________________________________________________ Литература, используемая при проведении занятия: ___________________________________________________________________________ Развернутый план занятия
N п/п
|
Учебные вопросы (включая контроль занятия)
|
Время (мин.)
|
Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение технические средства обучения) учебного вопроса
|
Пособия и оборудование, используемые на занятии: ___________________________________________________________________________ Задания для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию: ___________________________________________________________________________ Руководитель занятия
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области