ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2021 - 2025 ГОДЫ
В 2021 - 2025 годах деятельность системы торгово-промышленных палат в Российской Федерации (далее по тексту - система ТПП в РФ) будет направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"; на выполнение целей, задач и функций, определенных Законом Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" и Уставом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, с учетом актуальных запросов и потребностей предпринимательского сообщества.
1. Повышение эффективности взаимодействия торгово-промышленных палат, членских организаций; диверсификация оказываемых палатами услуг
1.1. Обеспечить деятельность торгово-промышленных палат в соответствии с критериями Стандарта деятельности торгово-промышленных палат в Российской Федерации:
- продолжить практику внедрения Стандарта деятельности торгово-промышленных палат в Российской Федерации, в том числе в части совершенствования его методологии;
- на регулярной основе проводить мониторинг и анализ деятельности торгово-промышленных палат по участию в реализации Приоритетных направлений деятельности ТПП РФ на 2021 - 2025 годы, перспективных проектов ТПП РФ;
- проводить изучение проблем и потребностей торгово-промышленных палат, исследование перспективных направлений и новых форм взаимодействия с бизнесом и властью в целях развития деятельности палат;
- формировать кадровый резерв торгово-промышленных палат из числа их сотрудников и актива членской базы.
1.2. Сохранить и увеличить членскую базу и количество партнеров торгово-промышленных палат:
- продолжить расширение географии присутствия торгово-промышленных палат, в том числе за счет развития сети точек присутствия торгово-промышленных палат вне административных центров субъектов Российской Федерации;
- продолжить работу по популяризации предпринимательства и членства в торгово-промышленных палатах, в том числе за счет развития системы преференций и льгот для членских организаций;
- подготовить предложения по выстраиванию системы взаимодействия торгово-промышленных палат с самозанятыми гражданами, в том числе с целью их дальнейшего вовлечения в предпринимательство и членство в торгово-промышленных палатах.
1.3. Диверсифицировать услуги торгово-промышленных палат:
- расширить взаимодействие между торгово-промышленными палатами в части обмена компетенциями, успешными практиками работы, совместной реализации услуг и проектов;
- подготовить предложения по внедрению принципа "Одно окно" при оказании услуг торгово-промышленными палатами бизнесу и организации обмена заказами на выполнение работ (услуг);
- создать единую базу компетенций торгово-промышленных палат, включая сферы кадрового обеспечения, действующих лицензий, аккредитаций, материально-технических ресурсов;
- подготовить предложения по расширению системы взаимодействия с партнерскими организациями торгово-промышленных палат, в том числе в рамках организации агентской работы;
- продолжить практику изучения опыта торгово-промышленных палат по диверсификации услуг и сопровождению проектов, подлежащих распространению в системе ТПП в РФ;
- подготовить предложения по внедрению программ наставничества в торгово-промышленных палатах и экспертных организациях, входящих в систему торгово-промышленных палат в Российской Федерации;
- подготовить предложения по развитию взаимодействия торгово-промышленных палат с организациями, созданными с участием ТПП РФ;
- развивать деятельность торгово-промышленных палат как организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе в части расширения агентской работы, участия в реализации мероприятий государственных программ поддержки бизнеса, развития системы взаимодействия с органами государственной власти и государственными институтами развития;
- развивать экспертный потенциал торгово-промышленных палат и спектр оказываемых экспертных услуг, в том числе за счет обучения и повышения квалификации специалистов торгово-промышленных палат;
- подготовить предложения по созданию в системе ТПП в РФ торговой площадки, с помощью которой членские организации и другие компании могут развивать межрегиональные и международные деловые связи через обмен предложениями.
1.4. Продолжить работу по развитию сервисов проекта "Электронной ТПП" с целью построения единой цифровой экосистемы ТПП РФ, а также способствовать интеграции цифровых сервисов ТПП РФ с сервисами федеральных органов власти, институтов развития.
1.5. Продолжить работу по развитию бизнес-ориентированной составляющей модуля "Услуги", упрощению процедур и регламентов предоставления услуг, созданию новых услуг в цифровом формате на основе потребностей бизнеса в Российской Федерации.
1.6. Увеличить долю услуг системы ТПП в РФ, предоставляемых в электронном виде.
1.7. Продолжить работу по расширению системы преференций и программы лояльности для предпринимателей - членов ТПП РФ за счет взаимодействия с крупнейшими компаниями - партнерами ТПП РФ.
1.8. Совместно с торгово-промышленными палатами обеспечивать правовую защиту средств индивидуализации и иных объектов интеллектуальной собственности ТПП России, а также упорядочение использования товарных знаков, эмблем и иной символики торгово-промышленных палат в Российской Федерации.
1.9. Продолжить работу с субъектами Российской Федерации и торгово-промышленными палатами по развитию выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, выставочно-ярмарочной и конгрессной инфраструктуры, реконструкции (строительству) региональных выставочно-конгрессных центров.
1.10. Расширить практику работы торгово-промышленных палат по организации и проведению внутрироссийских, зарубежных и международных торгово-экономических (деловых) миссий, в том числе в рамках соглашения между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и АО "Российский экспортный центр".
2. Совершенствование законодательства и правоприменительной практики в части упрощения условий ведения бизнеса, сокращения административных барьеров. Развитие и популяризация арбитража и медиации
2.1. Осуществлять сопровождение законопроектов и проектов нормативных правовых актов, в том числе направленных на:
- совершенствование гражданского, корпоративного законодательства и законодательства о банкротстве;
- либерализацию уголовного, уголовно-процессуального и административного законодательства;
- совершенствование антимонопольного законодательства;
- совершенствование сферы трудового законодательства и социального партнерства;
- совершенствование законодательства в сфере миграции;
- дополнительную защиту прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные искусственным интеллектом, на защиту промышленной собственности;
- совершенствование государственных и муниципальных закупок в целях повышения их прозрачности и упрощения доступа к ним субъектов МСП;
- совершенствование регулирования выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности.
2.2. После вступления в силу законов проводить мониторинг правоприменительной практики, в том числе по направлениям деятельности комитетов и советов системы ТПП в РФ.
2.3. Участвовать в проведении оценки регулирующего воздействия и оценки фактического воздействия проектов нормативных правовых актов.
2.4. Продолжить практику проведения в ТПП РФ встреч руководства и актива Палаты с руководством и сенаторами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, руководством и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководством федеральных органов исполнительной власти.
2.5. Осуществлять мониторинг реализации выполнения целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей, определенных Президентом Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, отраслевых документов стратегического планирования.
2.6. Осуществлять экспертное сопровождение реализации национальных проектов по направлениям деятельности комитетов и советов системы ТПП в РФ. На основе мониторинга готовить экспертные заключения и предложения по их возможной корректировке.
2.7. В целях снижения неправомерного административного давления в отношении предпринимателей со стороны правоохранительных органов продолжить работу в рамках цифрового ресурса "За бизнес", созданного на базе АНО "Платформа для работы с обращениями предпринимателей".
2.8. Продолжить участие в совершенствовании правовых механизмов "регуляторной гильотины", в реформе контрольно-надзорной деятельности и обязательных требований.
2.9. Продолжить проработку вопросов регулирования неналоговых платежей. Содействовать снижению фискальной нагрузки на бизнес, принимать участие в совершенствования налогового администрирования и механизмов взимания отдельных видов налогов.
2.10. Инициировать предложения по изменению законодательства в целях упрощения ведения деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства и устранения административных барьеров.
2.11. Продолжить работу по подготовке предложений, направленных на упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к услугам и ресурсам, необходимым для развития предпринимательской деятельности.
2.12. Продолжить совместную работу с федеральными и региональными органами исполнительной власти, институтами развития и организациями инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательской деятельности, кредитно-финансовыми организациями по формированию благоприятной, стимулирующей и комфортной среды для развития предпринимательской деятельности.
2.13. Организовывать участие экспертов системы ТПП в РФ в изучении проблем, выносимых на рассмотрение Государственного совета Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, комиссий при Президенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, а также к подготовке аналитических и экспертных заключений и предложений.
2.14. Принимать участие в парламентских и общественных слушаниях, а также инициировать и проводить общественные обсуждения по проблемам предпринимательской деятельности.
2.15. Продолжить взаимодействие между комитетами и советами ТПП РФ и общественными формированиями торгово-промышленных палат в целях выработки согласованных позиций по ключевым вопросам, затрагивающим предпринимательскую деятельность.
2.16. Увеличить число представителей системы ТПП в РФ и повысить эффективность их работы в составах общественно-консультативных, экспертных и иных коллегиальных советов при федеральных органах государственной власти, Евразийской экономической комиссии и институтах развития.
2.17. Содействовать развитию системы саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности.
2.18. Содействовать построению цифровой экономики в Российской Федерации, цифровой трансформации предприятий реального сектора экономики, совершенствованию законодательной базы в сферах цифровой экономики и информационных систем и технологий.
2.19. Содействовать продвижению отечественных информационных, цифровых и технологических проектов на внутренние и внешние рынки.
2.20. Осуществлять мониторинг внедрения системы цифровой маркировки и прослеживаемости различных групп товаров.
2.21. Принимать участие в совершенствовании механизма расширенной ответственности производителей.
2.22. Инициировать и проводить специальные проекты ТПП РФ, направленные на развитие отдельных направлений предпринимательской деятельности.
2.23. Продолжить работу по формированию в предпринимательском сообществе нетерпимости к коррупционному поведению.
2.24. Продолжить практику проведения ежегодных международных форумов ТПП РФ "Интеллектуальная собственность - XXI век", ежегодных всероссийских налоговых форумов ТПП РФ, ежегодных всероссийских форумов семейного предпринимательства "Успешная Семья - успешная Россия!" и других мероприятий.
2.25. Инициировать проведение мероприятий с целью повышения юридической грамотности начинающих предпринимателей и вовлечения представителей различных групп населения в предпринимательскую деятельность.
2.26. Продолжить развитие и совершенствование деятельности Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ:
- совершенствование документов, регламентирующих деятельность МКАС и МАК при ТПП РФ;
- развитие региональной сети отделений МКАС и МАК при ТПП РФ;
- внедрение в процессуальную деятельность МКАС и МАК при ТПП РФ современных электронных технологий.
2.27. Продолжить развитие медиации в системе ТПП в РФ:
- развитие и совершенствование деятельности Коллегии посредников при ТПП РФ;
- методическое, информационное и консультативное сопровождение центров медиации в системе ТПП в РФ;
- участие в подготовке медиаторов на профессиональной основе, разработке и реализации образовательных курсов в области медиации.
2.28. Проводить работу, направленную на популяризацию арбитража и медиации, МКАС, МАК и Коллегии посредников при ТПП РФ.
2.29. Развивать сотрудничество в области арбитража и медиации с государственными судами Российской Федерации, иными органами государственной власти, общественными объединениями.
3. Совершенствование инвестиционного климата
3.1. Осуществлять совершенствование законодательного обеспечения инвестиционной деятельности, как на федеральном, так и на региональном уровнях в целях улучшения механизма привлечения инвестиций в экономику страны.
3.2. Продолжить практику организации и проведения презентаций экономического, промышленного и инвестиционного потенциала субъектов Российской Федерации; презентационных мероприятий иностранных государств и их отдельных регионов; презентационных и стратегических сессий инвестиционных проектов и инновационных разработок с целью их продвижения и поиска партнеров для реализации.
3.3. Совместно с представительствами ТПП РФ за границей, торговыми представительствами Российской Федерации, федеральными и региональными органами власти проводить работу по привлечению иностранных предпринимателей к работе на территории Российской Федерации, локализации производств и развития высокотехнологичного экспорта путем совершенствования кооперационных связей.
3.4. Продолжить практику проведения комплексной работы по поиску, отбору и продвижению региональных инвестиционных проектов и площадок в рамках инвестопроводящей инфраструктуры на базе системы ТПП в РФ, в том числе с использованием модуля Электронной ТПП "Инвестиционные проекты регионов".
3.5. Продолжить работу по расширению числа партнеров системы ТПП в РФ в части финансового и нефинансового сопровождения инвестиционных проектов, консалтинга и информационного взаимодействия.
3.6. Продолжить работу по дальнейшему совершенствованию правового регулирования в сферах банковского кредитования предпринимательства.
3.7. Подготовить предложения по развитию региональной банковской системы, включая расширение спектра полномочий региональных банков с базовой лицензией в части финансирования бизнес-проектов.
3.8. Подготовить предложения по расширению инструментов доступного кредитования производственных предприятий и увеличения объема внутренних заимствований.
3.9. Подготовить предложения по выстраиванию системного взаимодействия с государственными институтами развития, включая предложения по развитию действующих кредитных, гарантийных, грантовых форм поддержки инвестиционных и инновационных предложений бизнеса.
3.10. Продолжить работу по сопровождению деятельности филиалов и представительств иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации в целях привлечения в экономику страны иностранных инвестиций, инновационных технологий и высококвалифицированных специалистов.
3.11. Продолжить работу по развитию лизинговой деятельности, в том числе по реформированию и повышению доступности инструментов лизинга для субъектов малого и среднего предпринимательства.
3.12. Подготовить предложения по развитию механизмов проектного финансирования и совершенствования законодательного обеспечения данного направления.
3.13. Подготовить предложения по формированию условий и правил применения цифровых финансовых активов.
3.14. Подготовить предложения по выстраиванию системного взаимодействия между научным и предпринимательским сообществом, прежде всего, в части реализации научных разработок, формирования запроса бизнеса на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ.
3.15. Продолжить работу по проведению мероприятий, нацеленных на повышение финансовой и инвестиционной грамотности предпринимателей.
4. Развитие международного сотрудничества
4.1. Участвовать в развитии существующих и разработке перспективных направлений взаимодействия с торгово-промышленными палатами и партнерскими организациями зарубежных стран.
4.2. Оказывать содействие деловым советам при ТПП РФ:
- в подготовке проведения профильных деловых миссий, вебинаров для иностранных и российских предпринимателей;
- в их работе по устранению препятствий в двусторонних торгово-экономических отношениях, используя механизм межправительственных комиссий;
- во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти по вопросам развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с зарубежными странами.
4.3. Использовать потенциал международных и региональных организаций деловых кругов для продвижения интересов российского бизнеса, развития и углубления сотрудничества с деловыми структурами за рубежом.
4.4. Использовать потенциал сотрудничества в рамках ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС для продвижения и реализации экспортных возможностей российского бизнеса и развития кооперационных связей.
4.5. Осуществлять мониторинг внешнеэкономической деятельности, готовить совместно с предпринимательским сообществом предложения по устранению имеющихся барьеров и совершенствованию нормативно-правовой базы внешнеэкономической деятельности.
4.6. Участвовать в выработке и реализации мер по развитию инфраструктуры и поддержке экспорта российских товаров, в первую очередь продукции несырьевого экспорта.
4.7. Участвовать в подготовке предложений по совершенствованию таможенного законодательства Евразийского экономического союза и Российской Федерации, в выработке консолидированных предложений деловых кругов по устранению таможенных барьеров и совершенствованию правоприменительной практики в таможенной сфере.
4.8. Осуществлять взаимодействие с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), Исполнительным комитетом СНГ и Постоянным комитетом Союзного государства по вопросам совершенствования делового климата и развития предпринимательства.
4.9. Участвовать в деятельности Совета руководителей ТПП государств - участников СНГ и Консультативного совета палат государств - членов ЕАЭС и вести работу по рассмотрению и решению актуальных вопросов делового сотрудничества в рамках СНГ и ЕАЭС.
4.10. Продвигать на площадках Деловых советов БРИКС и ШОС интересы малых и средних компаний, использовать информационный потенциал деловых советов для расширения взаимодействия российских МСП с деловыми сообществами стран БРИКС и ШОС.
4.11. Во взаимодействии с институтами развития вести работу по поддержке экспортеров и продвижению экономических интересов российского предпринимательства.
4.12. Продвигать за рубежом услуги организаций, созданных с участием ТПП РФ, в том числе ПАО "ЦМТ", АО "Экспоцентр", Международного коммерческого арбитражного суда, АНО "Союзэкспертиза", ООО "Союзпатент".
4.13. Продвигать в средствах массовой информации, интернете информацию о деятельности и экспертном потенциале деловых советов и представителей ТПП РФ за границей.
4.14. Осуществлять подготовку и проведение совместно с офисом проекта "Развитие партнерских связей России с ЮНИДО" информационных и консультативных мероприятий для отраслевых союзов и ассоциаций, коммерческих структур по вопросам участия в электронных торгах по закупке продукции и услуг для нужд организаций ООН.
5. Подготовка кадров и развитие системы профессиональных квалификаций
5.1. Принимать участие в реализации комплекса мер, направленных на совершенствование системы подготовки профессиональных кадров:
- продолжить практику взаимодействия торгово-промышленных палат с органами государственной власти, образовательными и научными организациями и субъектами предпринимательской деятельности по вопросам кадрового обеспечения различных отраслей экономики и повышения практико-ориентированного образования;
- продолжить работу по формированию и развитию системы мониторинга качества подготовки профессиональных кадров;
- совершенствовать практику проведения торгово-промышленными палатами профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых образовательными организациями;
- продолжить работу по организации обучения руководителей и специалистов торгово-промышленных палат в целях повышения их уровня компетенций и профессионализма в системе защиты и продвижения интересов бизнеса.
5.2. Принимать участие в развитии системы дополнительного профессионального образования:
- развивать сотрудничество со службами занятости населения в целях совершенствования системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
- наращивать объемы реализации программ дополнительного профессионального образования различного уровня и направленности в системе торгово-промышленных палат;
- расширять сотрудничество с образовательными организациями в формировании и реализации программ дополнительного профессионального образования по приоритетным для бизнеса направлениям;
- принимать участие в подготовке предложений по совершенствованию механизма нормативно-правового регулирования участия субъектов предпринимательской деятельности в подготовке профессиональных кадров для экономики России.
5.3. Принимать участие в цифровой трансформации профессионального и бизнес-образования:
- активизировать и расширить внедрение цифровых технологий при реализации программ дополнительного профессионального образования;
- проводить повышение квалификации персонала торгово-промышленных палат по развитию цифровых компетенций;
- участвовать в мероприятиях по обмену опытом по цифровой трансформации профессионального и бизнес-образования;
- организовать площадку/платформу по обмену опытом использования цифровых технологий при реализации программ профессионального и бизнес-образования.
5.4. Продолжить работу по формированию и развитию системы оценки профессиональных квалификаций:
- принимать участие в подготовке и экспертизе проектов правовых актов, направленных на создание и развитие в России системы независимой оценки профессиональных квалификаций с целью расширения круга лиц, наделенных полномочиями по организации проведения оценки квалификаций, а также использовать потенциал торгово-промышленных палат в реализации процедур оценки профессиональных квалификаций;
- разрабатывать, внедрять и актуализировать профессиональные стандарты по наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям в области развития предпринимательства, экономической и внешнеторговой деятельности;
- формировать систему центров оценки квалификаций с участием торгово-промышленных палат.
5.5. Совершенствовать систему взаимодействия с учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования в целях популяризации предпринимательской деятельности, института торгово-промышленных палат и дальнейшего расширения их членской базы.
6. Повышение роли ТПП РФ в информационном пространстве
6.1. Активизация взаимодействия со СМИ, расширение журналистского пула ТПП РФ.
6.2. Повышение уровня узнаваемости и привлекательности системы ТПП в РФ в российском бизнес-сообществе в интересах расширения членской базы.
6.3. Повышение оперативности реагирования на информационные поводы по актуальным проблемам экономики и бизнеса, продвижение эксклюзивных оценок и мнений в ведущих медиа, развитие экспертной базы данных на интернет-портале ТПП РФ.
6.4. Популяризация деятельности системы ТПП в РФ на международной арене и в зарубежных СМИ с привлечением представителей палаты за рубежом и экспертов деловых советов.
6.5. Создание и продвижение информационных порталов, цифровых сервисов системы ТПП в РФ, направленных на поддержку и развитие предпринимательства.
6.6. Повышение эффективности системы ТПП в РФ как источника востребованной бизнесом сервисной поддержки.
6.7. Повышение роли информационной работы в рамках системы ТПП в РФ, направленной на укрепление ее общего информационного пространства, развитие и консолидацию корпоративных медиа ресурсов.
6.8. Повышение посещаемости интернет-ресурсов системы ТПП в РФ.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области