"Примерная программа курсового обучения должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (утв. МЧС России 22.02.2017 N 2-4-71-8-14)

Утверждаю
Министр Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
В.А.ПУЧКОВ
22.02.2017 г. N 2-4-71-8-14

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И РАБОТНИКОВ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ И ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Примерная программа курсового обучения должностных лиц органов управления и сил гражданской обороны (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), а также работников организаций, на которых возложено выполнение обязанностей в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - должностные лица и работники ГО и РСЧС):

определяет организацию и порядок осуществления курсового обучения должностных лиц и работников ГО и РСЧС;

устанавливает требования к уровню знаний и умений должностных лиц и работников ГО и РСЧС, прошедших курсовое обучение;

рекомендует примерный перечень тем занятий, их содержание и количество часов на освоение примерной программы курсового обучения должностных лиц и работников ГО и РСЧС.

Целью курсового обучения является привитие должностным лицам и работникам ГО и РСЧС знаний и умений по организации и выполнению мероприятий ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), а также выработка у них готовности и способности к использованию полученных знаний в интересах защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера (далее - военных конфликтах и ЧС).

Основными задачами курсового обучения должностных лиц и работников ГО и РСЧС являются:

- уяснение предназначения органов управления и составляющих сил ГО и РСЧС, решаемых ими задач, а также своих должностных обязанностей в области защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС;

- систематизация сведений по возможным опасностям, возникающих при военных конфликтах и ЧС, характерным для конкретного региона, муниципального образования или организации;

- овладение знаниями и умениями по минимизации влияния на население и территории опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС, присущих конкретному региону, муниципальному образованию или организации, а также их совершенствование;

отработка приемов и способов выполнения функциональных обязанностей по предназначению;

- осознание обучаемыми важности своей деятельности, а также необходимости объединения усилий органов управления и сил ГО и РСЧС для более эффективного выполнения задач по защите населения, территорий, материальных и культурных ценностей.

Для достижения поставленной цели и задач при курсовом обучении должностных лиц и работников ГО и РСЧС должны быть реализованы следующие принципы обучения:

1) принцип сознательности, обеспечивающий высокую мотивацию обучающихся к получению и совершенствованию знаний и умений, глубокое понимание важности возложенных на них задач и высокого уровня ответственности;

2) принцип активности, предполагающий активное усвоение обучающимися изучаемого материала, активизацию их мыслительной деятельности и способности к самостоятельной работе;

3) принцип наглядности и максимального приближения обучения к реальным условиям выполнения функциональных обязанностей;

4) принцип систематичности, проявляющийся в организации и последовательной подаче материала ("от простого к сложному");

5) принцип доступности и посильности, реализующийся в делении материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно особенностям обучающихся;

6) принцип учета возрастных особенностей обучающихся, обуславливающий такие особенности подготовки, как:

- постановка конкретных промежуточных целей обучения на основе предварительной оценки потребностей обучаемых (ориентация на формирование конкретных знаний и умений);

- активизация жизненного опыта обучающихся, как важного источника знаний и мотивации к обучению;

- ориентация процесса обучения на решение актуальных практических проблем, достижение конкретных результатов "здесь и сейчас", освоение новых методов, применимых в различных ситуациях;

- поиск приемлемого результата, а не правильного ответа (необходимо учить искать большое количество разнообразных вариантов решения задачи и проводить экспертизу принятого решения);

7) принцип прочности знаний, обеспечивающийся применением разнообразных форм, методов и средств обучения, а также периодичностью подготовки;

8) принцип научности, предполагающий тщательный отбор информации, составляющей содержание обучения (обучающим должны предлагаться только прочно устоявшиеся и научно обоснованные знания).

При обучении должностных лиц и работников ГО и РСЧС рекомендуется комплексно использовать теоретические и практические формы обучения, такие как лекция, беседа, семинар, комплексное занятие и тренировка.

Теоретический материал изучается обучаемыми в ходе проведения лекций, бесед и семинаров в минимальном объеме, необходимом для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий. При этом используются информационно-коммуникационные технологии, технические средства обучения, наглядные пособия, тренажеры, макеты, имитационные средства и образцы.

Лекция - устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т.д.

Беседа проводится с целью передачи знаний обучаемым именно по тем вопросам, по которым они недостаточно подготовлены, а также для определения уровня их подготовки по отдельным темам.

Семинар - вид групповых занятий по какой-либо учебной проблеме, обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п. под руководством преподавателя. Преподаватель является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семинара и основные ее положения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения. Цели обсуждений направлены на закрепление обсуждаемого материала.

Комплексное занятие - вид практических занятий по организации выполнения мероприятий ГО, защиты от ЧС и выполнению своих функциональных обязанностей.

В ходе комплексного занятия все обучающиеся, независимо от занимаемых должностей, обучаются по единому замыслу правильному и однообразному выполнению действий (приемов).

На комплексном занятии практические действия, обучаемые отрабатывают последовательно по вводным, выдаваемым руководителем занятия. При необходимости руководитель занятия может объяснять и показывать правильный порядок выполнения тех или иных приемов и действий перед началом их отработки.

Для обеспечения высокого качества проведения комплексного занятия и максимальной загрузки обучаемых, его проведение может быть организовано в форме деловой игры.

Тренировка - форма обучения, при которой путем многократного, целенаправленного повторения действий у обучаемых вырабатываются и совершенствуются необходимые навыки в области ГО и защиты от ЧС.

Во время тренировки обучающиеся получают ответы на то, как действовать в стандартно повторяющихся ситуациях, отрабатывают до автоматизма нужные модели поведения.

Примерная программа курсового обучения должностных лиц и работников ГО и РСЧС (далее - примерная программа курсового обучения) определяет общие положения, организацию и порядок обучения. В ней также изложены тематика, содержание тем и требования к уровню знаний и умений работников ГО и РСЧС, прошедших обучение.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Курсовое обучение должностных лиц и работников ГО и РСЧС организуется в соответствии с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "Об утверждении положения об организации подготовки населения в области гражданской обороны", а также Рекомендаций по организации и проведению курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС, утвержденных МЧС России от 02.12.2015 г. N 2-4-87-46-11.

Курсовое обучение в обязательном порядке с периодичностью не реже одного раза в 5 лет проходят:

председатели и члены комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ);

руководители организаций, отнесенных к категориям по ГО, а также продолжающих работу в военное время;

руководители эвакуационных органов и председатели комиссий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС;

неосвобожденные работники, уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС, федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ), органов местного самоуправления (далее - ОМСУ) и организаций;

руководители нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ), нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее - НФГО), спасательных служб и их заместители;

лица, назначенные для проведения инструктажа и курсового обучения работающего населения по ГО и защите от ЧС;

начальники, инструкторы (консультанты) учебно-консультационных пунктов по ГО и ЧС (далее - УКП ГОЧС).

Для данных работников ГО и РСЧС, впервые назначенных для исполнения обязанностей в области ГО и защиты от ЧС, курсовое обучение в течение первого года работы является обязательным.

Должностные лица и работники ГО и РСЧС проходят курсовое обучение на курсах ГО муниципальных образований, в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС (далее - организации, осуществляющие курсовое обучение) в соответствии с решением руководителя учреждения (организации) и с учетом возможностей организаций, осуществляющих курсовое обучение.

Руководители организаций, осуществляющих курсовое обучение, на основании данной примерной программы курсового обучения, с учетом указаний ОМСУ по организации обучения населения в области ГО и защиты от ЧС, разрабатывают и утверждают в установленном порядке программу курсового обучения для должностных лиц и работников ГО и РСЧС (далее - программа курсового обучения). В структуре программы курсового обучения должен быть представлен перечень компетенций в области ГО и защиты от ЧС, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения. Кроме этого, в программе курсового обучения, исходя из местных условий, особенностей производственной деятельности, степени подготовленности обучаемых и других факторов, помимо прочего, определяется время, отводимое на изучение тем, предлагаемых примерной программой курсового обучения, уточняется содержание тем занятий, последовательность их изучения, формы и методы проведения занятий без сокращения общего количества часов, предусмотренного настоящей примерной программой курсового обучения на изучение всего курса.

Учебные группы для проведения курсового обучения комплектуются преимущественно из лиц одной или схожих по своим функциональным обязанностям категорий обучаемых численностью до 25 человек. Для проведения занятий по специальным темам и практических занятий разрешается учебную группу делить на подгруппы.

Продолжительность обучения определяется соответствующими программами курсового обучения, разрабатываемыми организациями, осуществляющими курсовое обучение, на основе примерной программы курсового обучения.

Списки учебных групп, состав преподавателей, инструкторов и расписание проведения занятий определяются распорядительным документом организации, осуществляющей курсовое обучение.

Курсовое обучение должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС может осуществляться по очной или очно-заочной форме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

При организации занятий по курсовому обучению руководители занятий должны предусматривать максимальное использование учебного оборудования и средств обеспечения учебного процесса.

В ходе проведения занятий должно уделяться внимание морально-психологической подготовке обучающихся, выработке личной ответственности и уверенности за принимаемые решения, воспитанию готовности к выполнению должностных обязанностей в сложной обстановке, обусловленной возможными опасностями.

Руководитель занятий должен обеспечивать безопасность процесса обучения за счет четкой его организации и точного соблюдения требований и мер безопасности (особенно при использовании имитационных средств), а также применения знаний и навыков обучаемых, полученных в ходе различных инструктажей и занятий по вопросам безопасности.

Руководитель занятий обязан принимать меры по предотвращению травматизма обучаемых, устанавливать необходимые требования безопасности при обращении с техникой, оборудованием, средствами индивидуальной защиты и приборами на занятиях, своевременно доводить эти требования и добиваться строгого их выполнения.

Перед началом каждого практического занятия руководитель обязан лично убедиться, что созданы все необходимые условия для безопасного его проведения, а обучаемые обладают достаточными практическими навыками для выполнения учебных задач.

Обучаемые, не усвоившие требования безопасности, к занятиям не допускаются.

Преподаватели и инструкторы, проводящие занятия по курсовому обучению, должны вести учет проведения занятий и присутствия на них обучающихся в журналах по установленной форме, определенной в Рекомендациях по организации и проведению курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС.

Курсовое обучение должностных лиц и работников ГО и РСЧС завершается контрольным занятием. Форма проведения контрольного занятия и его содержание утверждается руководителем организации, осуществляющей курсовое обучение.

По окончании курсового обучения, обучаемым выдаются справки по форме установленной Рекомендациями по организации и проведению курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС.

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Исходя из требований к уровню знаний и умений, необходимых для выполнения обязанностей по ГО и защите от ЧС, обучающиеся по данной примерной программе курсового обучения разделены на 8 групп:

1) председатели КЧС и ОПБ;

2) руководители организаций, отнесенных к категориям по ГО, а также продолжающих работу в военное время;

3) руководители эвакуационных органов;

4) председатели комиссий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС;

5) неосвобожденные работники, уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС, ФОИВ, ОМСУ и организаций;

6) руководители НАСФ, НФГО, спасательных служб (далее - нештатных формирований и спасательных служб) и их заместители;

7) члены КЧС и ОПБ;

8) работники, осуществляющие обучение в области ГО и защиты от ЧС (лица, назначенные для проведения инструктажа и курсового обучения работающего населения по ГО и защите от ЧС; начальники, инструкторы (консультанты) УКП ГОЧС).

Личный состав эвакуационных органов и члены комиссий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС, обучаются путем проведения одно-двух дневных сборов под руководством руководителя соответствующего эвакуационного органа или председателя комиссии по обеспечению устойчивости функционирования организации.

В результате прохождения курсового обучения:

1) председатели КЧС и ОПБ должны:

знать:

требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению пожарной безопасности;

методику разработки планирующих и отчетных документов по защите от ЧС, а также содержание плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

состав, задачи, возможности и порядок применения сил и средств соответствующей подсистемы (звена) РСЧС, а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности;

алгоритм работы КЧС и ОПБ при угрозе и возникновении ЧС;

уметь:

организовывать и руководить деятельностью КЧС и ОПБ в повседневной деятельности, при угрозе, возникновении и ликвидации ЧС;

анализировать и оценивать обстановку при функционировании органов управления РСЧС в режимах "повышенной готовности" и "чрезвычайной ситуации";

координировать деятельность органов управления и сил соответствующей подсистемы (звена) РСЧС в интересах решения задач по защите населения и территорий от ЧС;

организовывать проведение АСДНР, управлять подчиненными силами и средствами при ликвидации последствий ЧС;

2) руководители организаций, отнесенных к категориям по ГО, а также продолжающих работу в военное время, должны:

знать:

требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО, предупреждению и ликвидации ЧС;

методику планирования мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

содержание Плана ГО;

порядок создания и применения НАСФ, НФГО и спасательных служб организации, а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности;

состав, задачи и возможности создаваемых в организации НАСФ, НФГО и спасательных служб;

уметь:

анализировать, оценивать обстановку, принимать решения и ставить задачи подчиненным в области ГО и защиты от ЧС;

организовывать проведение АСДНР, осуществлять управление подчиненными силами и средствами при выполнении мероприятий в области ГО и защиты от ЧС;

организовывать разработку Плана ГО и его выполнение;

3) руководители эвакуационных органов должны:

знать:

требования нормативных правовых документов по организации и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;

порядок и организацию проведения мероприятий по эвакуации соответствующего уровня;

задачи, стоящие перед соответствующим эвакуационным органом, и порядок их выполнения;

уметь:

анализировать, оценивать обстановку, готовить предложения и принимать решения по вопросам эвакуации;

организовывать разработку планирующих и отчетных документов по организации и проведению эвакуации;

руководить действиями соответствующего эвакуационного органа при подготовке и в ходе выполнения эвакуационных мероприятий;

4) председатели комиссий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС должны:

знать:

требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий по повышению устойчивости функционирования (далее - ПУФ);

методики оценки устойчивости функционирования организаций при возникновении опасностей различного характера;

методы и способы повышения устойчивости функционирования организаций при опасностях различного характера;

уметь:

анализировать, оценивать обстановку и готовить предложения по вопросам ПУФ организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС;

организовывать разработку планирующих и отчетных документов по ПУФ;

организовывать и обеспечивать выполнение мероприятий по ПУФ в мирное время и при возникновении опасностей, присущих военным конфликтам и ЧС;

5) неосвобожденные работники, уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС, ФОИВ, ОМСУ и организаций должны:

знать:

требования нормативных правовых документов по организации и выполнению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

структуру, задачи ГО и подсистемы РСЧС соответствующего уровня, а также возможности имеющихся сил и средств ГО и РСЧС;

структуру и содержание Плана ГО (Плана ГО и защиты населения), а также Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

возможности и порядок функционирования систем связи и оповещения, обеспечивающих доведение сигналов оповещения и информирование органов управления, сил ГО и РСЧС и населения;

номенклатуру, объемы и порядок создания запасов (резервов) финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также их наличие и состояние;

уметь:

разрабатывать проекты планирующих и отчетных документов по ГО и защите от ЧС;

анализировать и оценивать обстановку в интересах защиты населения от опасностей военных конфликтов и ЧС, готовить предложения для руководителя;

организовывать поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию имеющихся систем оповещения и информирования;

организовывать проведение АСДНР и выполнение задач имеющимися силами ГО и РСЧС;

6) руководители нештатных формирований и спасательных служб и их заместители должны:

знать:

требования нормативных правовых документов по созданию и поддержанию в готовности нештатных формирований и спасательных служб;

состояние подчиненных нештатных формирований и спасательных служб и их возможности по выполнению задач в области защиты населения, материальных и культурных ценностей;

порядок действий подчиненных нештатных формирований и спасательных служб при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования РСЧС, а также в ходе выполнения задач;

порядок организации взаимодействия и обеспечения нештатных формирований и спасательных служб при выполнении ими задач;

уметь:

анализировать, оценивать обстановку и принимать решения на выполнение поставленных задач;

организовывать выполнение задач подчиненными, а также всестороннее их обеспечение;

осуществлять организацию и соблюдение мер безопасности при выполнении задач подчиненными нештатными формированиями и спасательными службами;

проводить подготовку и осуществлять поддержание в постоянной готовности подчиненных нештатных формирований и спасательных служб;

7) члены КЧС и ОПБ должны:

знать:

требования нормативных правовых документов по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению пожарной безопасности, положения о КЧС и ОПБ;

свои функциональные обязанности в составе КЧС и ОПБ;

основные мероприятия Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

состав сил и средств соответствующей подсистемы (звена) РСЧС, порядок их применения;

уметь:

своевременно и качественно выполнять свои функциональные обязанности;

проводить соответствующие обоснования и расчеты и готовить предложения председателю КЧС и ОПБ по своему направлению при угрозе, возникновении и ликвидации ЧС;

организовывать мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС и контролировать их выполнение по своему направлению;

8) работники, осуществляющие обучение в области ГО и защиты от ЧС должны:

знать:

поражающие факторы источников ЧС, характерных для территории расположения организации (проживания), а также оружия массового поражения и других видов оружия;

способы и средства защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС;

порядок действий работников организаций по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с информационными сообщениями на проведение эвакуации и использование средств коллективной и индивидуальной защиты;

обязанности граждан по выполнению мероприятий ГО и защиты от ЧС, а также их ответственность за невыполнение (ненадлежащее выполнение) данных обязанностей;

перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и порядок ее оказания;

требования к составу и содержанию учебно-материальной базы для проведения курсового обучения и инструктажа;

требования программ курсового обучения и инструктажей;

уметь:

организовывать и проводить занятия и инструктажи, а также мероприятия, предусмотренные планом работы УКП ГОЧС;

использовать имеющуюся учебно-материальную базу для качественного и эффективного проведения занятий;

пользоваться современной аудио-, видео-, проекционной аппаратурой в интересах качественного проведения занятий и инструктажа;

разрабатывать и оформлять наглядные материалы для проведения занятий;

оказывать первую помощь.

V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

N
Наименование тем занятий
Категории обучаемых и общее количество часов на курсовое обучение
Председатели КЧС и ОПБ
Руководители организаций, отнесенных к категориям по ГО, а также продолжающих работу в военное время
Руководители эвакуационных органов
Председатели комиссий по обеспечению устойчивости функционирования организаций
Неосвобожденные работники, уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты от ЧС, ФОИВ, ОМСУ и организаций
Руководители нештатных формирований и спасательных служб и их заместители
Члены КЧС и ОПБ
Работники, осуществляющие обучение в области ГО и защиты от ЧС
Рекомендуемые формы занятий
Рекомендуемые формы занятий
Рекомендуемые формы занятий
Рекомендуемые формы занятий
Рекомендуемые формы занятий
Рекомендуемые формы занятий
Рекомендуемые формы занятий
Рекомендуемые формы занятий
Лекция (Беседа)
Семинар
Комплексное занятие
Тренировка
Лекция (Беседа)
Семинар
Комплексное занятие
Тренировка
Лекция (Беседа)
Семинар
Комплексное занятие
Тренировка
Лекция (Беседа)
Семинар
Комплексное занятие
Тренировка
Лекция (Беседа)
Семинар
Комплексное занятие
Тренировка
Лекция (Беседа)
Семинар
Комплексное занятие
Тренировка
Лекция (Беседа)
Семинар
Комплексное занятие
Тренировка
Лекция (Беседа)
Семинар
Комплексное занятие
Тренировка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
1
Требования нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС
+
+
2
Требования нормативных правовых актов в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС
+
+
+
3
Требования нормативных правовых актов по организации и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей
+
4
Требования нормативных правовых актов по организации и проведению мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС
+
5
Требования нормативных правовых актов по созданию и поддержанию в готовности нештатных формирований и спасательных служб
+
6
Виды ЧС, характерные для региона (муниципального образования), организации и наиболее эффективные способы защиты населения и территорий от них
+
7
Поражающие факторы источников ЧС, характерных для соответствующей территории, а также оружия массового поражения и других видов оружия
+
8
Наиболее эффективные способы и средства защиты населения, материальных и культурных ценностей, а также
территорий от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС
+
9
Порядок действий населения по сигналу оповещения "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с получением информации об угрозе и возникновении ЧС, о радиационной опасности, воздушной и химической тревоге
+
10
Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС
+
11
Планирование мероприятий ГО
+
12
Состав и содержание планирующих и отчетных документов по ГО и защите от ЧС
+
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
13
Участие в подготовке разделов Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС
+
14
Порядок разработки планирующих и отчетных документов по организации и проведению эвакуации
+
15
Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО, предупреждения и ликвидации ЧС
+
16
Организация и руководство работой КЧС и ОПБ в повседневной деятельности
+
17
Организация работы комиссий по обеспечению устойчивости функционирования в мирное время, при угрозе и возникновении опасностей
+
18
Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС
+
19
Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС
+
+
20
Организаций управления, связи и оповещения в системе РСЧС
+
21
Организация радиационной, химической и медико-биологической защиты населения
+
22
Организация инженерной защиты населения и работников организаций
+
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
23
Организация защиты населения, материальных и культурных ценностей путем эвакуации
+
+
24
Порядок приведения ГО организации в готовность
+
25
Организация оповещения работников организаций при приведении ГО в готовность и основных видов обеспечения мероприятий по ГО
+
26
Деятельность КЧС и ОПБ при приведении органов управления и сил РСЧС в различные режимы функционирования
+
+
27
Организация работы эвакуационных органов
+
28
Действия работника, уполномоченного на решение задач в области ГО и защиты от ЧС по выполнению мероприятий ГО при планомерном приведении ГО в готовность и внезапном нападении противника, а также при введении различных режимов функционирования звена подсистемы РСЧС
+
29
Состав, порядок создания нештатных формирований и спасательных служб, поддержания их в постоянной готовности и применения при выполнении мероприятий ГО
+
+
+
30
Состав, задачи, возможности и применение сил РСЧС соответствующего уровня
+
31
Действия руководителя нештатных формирования и спасательных службы при приведении их в готовность
+
32
Возможная обстановка в районе выполнения задач и объем выполняемых мероприятий, возлагаемых на конкретное нештатное формирование или спасательную службу
+
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
33
Действия руководителя нештатного формирования (спасательной службы) по организации и выполнению мероприятий ГО
+
34
Всестороннее обеспечение действий нештатных формирований и спасательных служб, а также взаимодействия между ними в ходе выполнения задач
+
35
Организация всестороннего обеспечения сил РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР
+
36
Организация защиты личного состава нештатных формирований и спасательных служб при выполнении задач
+
37
Обязанности граждан в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС
+
38
Порядок организации и осуществления подготовки различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС
+
39
Состав учебно-материальной базы организации
+
40
Основы оказания первой помощи
+
Контрольное занятие
Всего часов занятий:
24 - 36
12 - 24
12 - 24
12 - 24
12 - 24
24 - 36
12 - 24
24 - 36

V. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЗАНЯТИЙ

Тема L Требования нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС.

Требования основных федеральных, региональных, муниципальных нормативных правовых документов и документов организаций в области защиты от ЧС. Основные задачи КЧС и ОПБ и деятельность председателя КЧС и ОПБ по организации их выполнения.

Задачи РСЧС, организация, состав сил и средств соответствующих подсистем в области защиты населения и территорий от ЧС, отраженные в федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Тема 2. Требования нормативных правовых актов в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС

Требования основных федеральных, региональных, муниципальных нормативных правовых документов и документов организаций в области ГО и защиты от ЧС.

Мероприятия, выполняемые в интересах решения задач ГО и защиты от ЧС.

Тема 3. Требования нормативных правовых актов по организации и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей.

Требования постановления Правительства Российской Федерации "О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы" и других нормативных правовых документов федерального, регионального, муниципального и объектового уровней в этой сфере.

Задачи руководителей эвакуационных органов по организации и осуществлению данных требований.

Тема 4. Требования нормативных правовых актов по организации и проведению мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС.

Задачи и мероприятия, проводимые в целях обеспечения устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения, при военных конфликтах и ЧС, отраженные в основных нормативных и методических документах федерального, регионального и муниципального уровней.

Тема 5. Требования нормативных правовых актов по созданию и поддержанию в готовности нештатных формирований и спасательных служб.

Содержание нормативных правовых документов федерального, регионального, муниципального и объектового уровней, регулирующих создание, применение и поддержание в готовности нештатных формирований и спасательных служб.

Обязанности и ответственность руководителей за обеспечение готовности подчиненных нештатных формирований и спасательных служб.

Тема 6. Виды ЧС, характерные для региона (муниципального образования), организации и наиболее эффективные способы защиты населения и территорий от них,

ЧС природного характера, характерные для данной территории региона и их возможные последствия.

ЧС техногенного характера, характерные для данной территории региона и их возможные последствия.

Способы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при этих ЧС. Организация их выполнения.

Организация эвакуации населения. Особенности организации и проведения эвакомероприятий при ЧС природного и техногенного характера.

Инженерная защита. Классификация защитных сооружений, их устройство и внутреннее оборудование.

Классификация средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), требования по обеспечению населения СИЗ, организация хранения и поддержания их в готовности к выдаче населению.

Использование медицинских средств защиты производственного персонала и населения в ЧС.

Основы организации АСДНР.

Тема 7. Поражающие факторы источников ЧС, характерных для соответствующей территории, а также оружия массового поражения и других видов оружия.

Опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие эти конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера и присущие им особенности.

Основные поражающие факторы оружия и источников ЧС характерные для данной территории региона, их возможные последствия.

Тема 8. Наиболее эффективные способы и средства защиты населения, материальных и культурных ценностей, а также территорий от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов и вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.

Способы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера. Организация их выполнения.

Инженерная защита. Классификация защитных сооружений, их устройство и внутреннее оборудование.

Организация эвакуации населения. Особенности организации и проведения эвакомероприятий при ЧС природного и техногенного характера.

Классификация СИЗ, организация их хранения, порядок подготовки к выдаче.

Использование медицинских средств защиты производственного персонала и населения в ЧС.

Основы организации АСДНР.

Тема 9. Порядок действий населения по сигналу оповещения "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с получением информации об угрозе и возникновении ЧС, о радиационной опасности, воздушной и химической тревоге.

Назначение и способы подачи сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!".

Особенности информационных сообщений об угрозе и возникновении ЧС, радиационной опасности, воздушной тревоге и химической тревоге.

Порядок действий населения при получении сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с информацией об угрозе и возникновении ЧС, радиационной опасности, воздушной тревоге и химической тревоге.

Тема 10. Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС.

Требования к планированию мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. Структура, содержание и порядок разработки основных планирующих и отчетных документов.

Порядок разработки, согласования и доведения до исполнителей Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Изучение и обсуждение одного из вариантов Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Тема 11. Планирование мероприятий ГО.

Назначение Плана ГО. Требования, предъявляемые к его разработке. Исходные данные для планирования мероприятий ГО и этапы разработки Плана ГО. Порядок его утверждения.

Перечень документов, прилагаемых к Плану ГО, их корректировка, хранение и порядок работы с ними.

Тема 12. Состав и содержание планирующих и отчетных документов по ГО и защите от ЧС.

Требования к планированию мероприятий по ГО и защите населения и территорий от ЧС. Структура и содержание основных планирующих документов.

Назначение Плана ГО (Плана ГО и защиты населения). Требования, предъявляемые к их разработке, исходные данные для планирования мероприятий ГО и этапы разработки планов, порядок их утверждения.

Перечень документов, прилагаемых к планам, их корректировка, хранение и порядок работы с ними.

Порядок разработки, согласования и доведения до исполнителей Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Изучение и обсуждение одного из вариантов Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Тема 13. Участие в подготовке разделов Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Содержание Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС и этапы его разработки. Порядок разработки разделов Плана. Тренировка в подготовке предложений по основным разделам Плана.

Тема 14. Порядок разработки планирующих и отчетных документов по организации и проведению эвакуации.

Порядок разработки, согласования и доведения до исполнителей планирующих и отчетных документов по организации и проведению эвакуации. Изучение и обсуждение вариантов данных документов.

Тема 15. Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.

Виды, номенклатура, объем запасов (резервов) материальных и финансовых ресурсов, создаваемых в интересах ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Порядок их создания и использования. Организация количественного и качественного учета запасов (резервов) и их хранения. Сроки освежения и проведения лабораторных испытаний.

Задачи по организации и осуществлению контроля за их созданием, хранением, использованием и восполнением.

Силы ГО и РСЧС, предназначенные для материального обеспечения, их состав и задачи.

Тема 16. Организация и руководство работой КЧС и ОПБ в повседневной деятельности.

Правовые основы деятельности КЧС и ОПБ. Примерное положение о КЧС и ОПБ.

Назначение, задачи и состав КЧС и ОПБ. Обязанности и алгоритм работы председателя и членов КЧС и ОПБ в повседневной деятельности. Осуществление контроля за исполнением обязанностей членами КЧС и ОПБ.

Планирование работы КЧС и ОПБ (текущее и перспективное). Перечень разрабатываемых документов и их содержание.

Тема 17. Организация работы комиссии по обеспечению устойчивости функционирования в мирное время, при угрозе и возникновении опасностей.

Назначение и состав комиссии по обеспечению устойчивости функционирования. Задачи и обязанности ее председателя и членов. Алгоритм работы комиссии по обеспечению устойчивости функционирования и ее председателя в мирное время, при угрозе и возникновении опасностей.

Планирование работы комиссии по обеспечению устойчивости функционирования (текущее и перспективное). Перечень разрабатываемых документов и их содержание.

Тема 18. Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС.

Исходные данные для прогнозирования и оценки устойчивости функционирования организации, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС.

Методики оценки устойчивости организации.

Тема 19. Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС.

Способы ПУФ организаций.

Основные направления деятельности председателя и членов комиссии по разработке и осуществлению мероприятий по ПУФ организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС.

Комплекс заблаговременных организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий, направленных на ПУФ организаций, и организация их выполнения.

Подготовка организации к восстановлению нарушенного производства и переводу на режим работы военного времени или на аварийный режим работы.

Тема 20. Организация управления, связи и оповещения в системе РСЧС.

Порядок работы КЧС и ОПБ по организации управления, связи и оповещения в системе РСЧС.

Предназначение, оборудование, размещение и организация работы пунктов управления. Порядок работы дежурных смен, их обязанности.

Организация связи, использование государственных, ведомственных и коммерческих сетей связи в интересах защиты населения от ЧС,

Принципы построения и использования системы централизованного оповещения. Средства и порядок оповещения. Локальные системы оповещения.

Оповещение населения в условиях быстроразвивающихся ЧС. Принципы построения и функционирования комплексных систем экстренного оповещения населения.

Тема 21. Организация радиационной, химической и медико-биологической защиты населения.

Особенности воздействия на население ионизирующего излучения. Основные мероприятия по защите населения от радиационного воздействия при угрозе и (или) возникновении радиационной аварии.

Виды АХОВ. Их воздействие на организм человека. Основные мероприятия химической защиты, осуществляемые в случае угрозы и (или) возникновения химической аварии.

Сущность, задачи и основные мероприятия медико-биологической защиты в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС. Карантин и обсервация.

Средства индивидуальной защиты, классификация, назначение, порядок использования, хранение и поддержание их в готовности.

Тема 22. Организация инженерной защиты населения и работников организаций.

Требования нормативной правовой базы в области инженерной защиты. Требования Норм проектирования инженерно-технических мероприятий предупреждения ЧС.

Классификация защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО), их устройство и внутреннее оборудование. Убежища. Противорадиационные укрытия. Простейшие укрытия.

Порядок приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.

Порядок укрытия населения и работников организации в ЗС ГО.

Содержание и использование ЗС ГО в мирное время.

Тема 23. Организация защиты населения, материальных и культурных ценностей путем эвакуации.

Организация эвакуации населения. Планирование эвакомероприятий. Эвакуационные органы, их задачи, состав и порядок создания. Организация и поддержание взаимодействия эвакоорганов.

Обеспечение эвакомероприятий: транспортное, медицинское, охраны общественного порядка, связи и оповещения, организация питания и обогрева.

Особенности организации и проведения эвакомероприятий при ЧС природного и техногенного характера.

Способы подготовки и упаковки материальных ценностей для эвакуации. Необходимые сопровождающие документы. Способы и особенности погрузки, укладки, крепления, перевозки и выгрузки культурных ценностей. Порядок осуществления охраны перевозимого груза.

Особенности перевозки материальных и культурных ценностей в условиях зараженной местности. Места эвакуации и временного хранения материальных и культурных ценностей, а также важнейших фондов культурных ценностей.

Тема 24. Порядок приведения ГО организации в готовность.

Понятие о готовности ГО организации. Порядок действий руководителя, органов управления и сил ГО при планомерном приведении ГО в готовность и при внезапном нападении противника.

Основные мероприятия ГО первой, второй и третьей очереди, проводимые с получением распоряжения на эвакуацию и вывод формирований в загородную зону. Действия руководителя организации и должностных лиц ГО по их выполнению.

Мероприятия, проводимые в целях повышения готовности ГО организации.

Тема 25. Организация оповещения работников организаций при приведении ГО в готовность и основных видов обеспечения мероприятий по ГО.

Силы и средства, используемые для организации и осуществления оповещения при приведении ГО в готовность. Организация оповещения руководящего состава и работников организации в рабочее и нерабочее время. Доведение распоряжений (команд) в ходе выполнения мероприятий защиты (на маршрутах эвакуации, в местах проведения АСДНР).

Перечень проводимых мероприятий, их объемы, сроки, порядок проведения, необходимые силы и средства по основным видам обеспечения: инженерному, материально-техническому, транспортному, радиационной и химической защиты, противопожарному, медицинскому, дорожному, метрологическому, гидрометеорологическому и охране общественного порядка.

Тема 26. Деятельность КЧС и ОПБ при приведении органов управления и сил РСЧС в различные режимы функционирования.

Понятие о режимах функционирования органов управления и сил РСЧС.

Порядок деятельности КЧС и ОПБ и мероприятия, проводимые председателем и членами КЧС и ОПБ в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности и ЧС.

Тема 27. Организация работы эвакуационных органов.

Задачи, обязанности и порядок действий руководителей и членов эвакуационных органов при планировании, подготовке и проведении эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в условиях ЧС и военных конфликтов.

Планирование работы эвакуационных органов (текущее и перспективное). Перечень разрабатываемых документов и их содержание.

Основные направления деятельности эвакоорганов по повышению эффективности проведения эвакуации.

Тема 28. Действия работника, уполномоченного на решение задач в области ГО и защиты от ЧС по выполнению мероприятий ГО при планомерном приведении ГО в готовность и внезапном нападении противника, а также при введении различных режимов функционирования звена подсистемы РСЧС.

Алгоритм действий работника, уполномоченного на решение задач в области ГО и защиты от ЧС по выполнению мероприятий ГО при планомерном приведении ГО в готовность и внезапном нападении противника, а также при введении различных режимов функционирования звена подсистемы РСЧС. Их практическая отработка.

Алгоритмы действий работников, уполномоченных на решение задач в области ГО и защиты от ЧС органов местного самоуправления и организаций по приведению в готовность управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС.

Организация работы пунктов управления и круглосуточных дежурных смен. Меры, повышающие устойчивость управления ГО и РСЧС.

Использование сетей связи при приведении ГО в готовность и введении различных режимов функционирования РСЧС.

Порядок оповещения при приведении ГО в готовность и введении различных режимов функционирования РСЧС.

Тема 29. Состав, порядок создания нештатных формирований и спасательных служб, поддержания их в постоянной готовности и применения при выполнении мероприятий ГО.

Нормативное правовое регулирование создания и применения формирований и служб. Их предназначение, виды, порядок создания и структура.

Основные задачи руководителя организации, руководителей нештатных формирований и спасательных служб по созданию, оснащению и поддержанию нештатных формирований и спасательных служб в готовности к выполнению задач.

Тема 30. Состав, задачи, возможности и применение сил РСЧС соответствующего уровня.

Состав сил РСЧС соответствующего уровня. Назначение, выполняемые задачи и возможности их применения при выполнении задач защиты от ЧС. Комплектование личным составом, обеспечение техникой и имуществом.

Тема 31. Действия руководителя нештатных формирования и спасательных службы при приведении их в готовность.

Понятие о готовности нештатных формирований (спасательных служб). Степени готовности нештатных формирований и спасательных служб.

Порядок приведения их в готовность.

Порядок и сроки оповещения, сбора личного состава, получения табельного имущества, средств индивидуальной защиты, выдвижения в район расположения.

Обязанности и порядок действий руководителя нештатного формирования (спасательной службы) по выполнению мероприятий ГО с получением распоряжения на вывод нештатного формирования (спасательной службы) в загородную зону.

Тема 32. Возможная обстановка в районе выполнения задач и объем выполняемых мероприятий, возлагаемых на конкретное нештатное формирование или спасательную службу.

Возможные районы выполнения задач нештатными формированиями (спасательными службами) и обстановка в них в зависимости от вида ЧС и применяемого оружия.

Возможный объем мероприятий, возлагаемых на нештатное формирование (спасательную службу) в районе выполнения задач.

Порядок получения и уяснения задачи, оценка обстановки, принятие решения на выполнение мероприятий, распределение основных сил и средств.

Тема 33. Действия руководителя нештатного формирования (спасательной службы) по организации и выполнению мероприятий ГО.

Порядок разработки и содержания приказа (распоряжения) на выполнение задач. Доведение задач до исполнителей. Выбор маршрута выдвижения, порядок построения колонны, организация движения, управление на марше.

Организация выдвижения нештатных формирований и спасательных служб в район выполнения задачи.

Смена в очаге поражения и вывод из него структурных подразделений.

Организация и проведение специальной обработки.

Восстановление готовности нештатных формирований и спасательных служб к дальнейшим действиям.

Тема 34. Всестороннее обеспечение действий нештатных формирований и спасательных служб, а также взаимодействия между ними в ходе выполнения задач.

Основные составляющие всестороннего обеспечения действий нештатных формирований и спасательных служб в ходе выполнения ими задач и их краткая характеристика.

Особенности организации материально-технического обеспечения нештатных формирований и спасательных служб при выполнении ими задач.

Определение основ взаимодействия между нештатными формированиями и спасательными службами при выполнении ими задач.

Отражение вопросов взаимодействия на картах и в других документах по взаимодействию. Практическое доведение намеченного порядка взаимодействия до подчиненных.

Тема 35. Организация всестороннего обеспечения сил РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР.

Основные составляющие всестороннего обеспечения действий сил РСЧС в ходе АСДНР и их краткая характеристика.

Особенности организации материально-технического обеспечения при проведении АСДНР.

Определение основ взаимодействия при проведении АСДНР.

Отражение вопросов взаимодействия на картах и в других документах по взаимодействию. Практическое доведение намеченного порядка взаимодействия до подчиненных.

Тема 36. Организация защиты личного состава нештатных формирований и спасательных служб при выполнении задач.

Цель и основные мероприятия по защите личного состава. Обязанности руководителей нештатных формирований и спасательных служб по организации и выполнению мероприятий по защите личного состава.

Порядок и способы рассредоточения личного состава и техники в районах, занимаемых силами ГО и РСЧС. Инженерное оборудование районов. Организация разведки.

Использование защитных свойств местности, коллективных и индивидуальных средств защиты. Организация дозиметрического, химического и биологического контроля.

Проведение противоэпидемических, санитарно-гигиенических и специальных профилактических мероприятий.

Тема 37. Обязанности граждан в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС.

Обязанности граждан в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС в соответствии с федеральными законами "О гражданской обороне" и "Защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и другими нормативными правовыми актами в данной области.

Ответственность за их неисполнение.

Тема 38. Порядок организации и осуществления подготовки различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС.

Нормативная правовая база по организации и осуществлению подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС. Основные положения нормативных правовых документов.

Сущность и задачи подготовки населения Российской Федерации в области ГО и защиты от ЧС.

Структура единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.

Мероприятия по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.

Перечень групп населения и формы их подготовки.

Содержание программ курсового обучения и инструктажа. Основные требования к их освоению.

Полномочия и обязанности работников, осуществляющих организацию подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.

Тема 39. Состав учебно-материальной базы организации.

Требования Рекомендаций по составу и содержанию учебно-материальной базы субъекта Российской Федерации для подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.

Назначение учебных объектов и основных средств обеспечения учебного процесса и требования, предъявляемые к ним.

Примерное оснащение учебного класса по обучению работников организаций в области ГО и защиты от ЧС и учебных площадок по подготовке личного состава НАСФ и НФГО.

Правила пользования аудио-, видео-, проекционной аппаратурой.

Тема 40. Основы оказания первой помощи.

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи.

Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения.

Виды повязок. Правила наложения повязок на раны. Практическое наложение повязок.

Первая помощь при переломах. Приемы и способы иммобилизации с применением табельных и подручных средств. Способы и правила транспортировки и переноски пострадавших.

Первая помощь при ушибах, вывихах, химических и термических ожогах, отравлениях, обморожениях, обмороках, поражении электрическим током, тепловом и солнечных ударах.

Правила оказания помощи утопающему.

Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Практическая тренировка по проведению искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

VI. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА

6.1. Учебные объекты

Многопрофильные учебные кабинеты (классы) по ГОЧС;

Специализированные учебные кабинеты (классы) по ГОЧС;

Учебные площадки.

6.2. Средства обеспечения учебного процесса

6.2.1. Вербальные средства обучения.

Нормативные правовые и методические документы:

Конституция Российской Федерации с комментариями;

Федеральный закон "Об обороне";

Федеральный закон "О гражданской обороне";

Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей";

Федеральный закон "О радиационной безопасности населения";

Федеральный закон "О пожарной безопасности";

Федеральный закон "О безопасности дорожного движения";

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении положения об организации подготовки населения в области гражданской обороны";

Научно-практические комментарии к Федеральному закону "О гражданской обороне";

Научно-практические комментарии к Федеральному закону "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

Научно-практические комментарии к Федеральному закону "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя";

Организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и безопасности людей на водных объектах на 2016 - 2020 годы;

Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;

Методические рекомендации по созданию, подготовке и оснащению нештатных аварийно-спасательных формирований;

Рекомендации по составу и содержанию учебно-материальной базы субъекта Российской Федерации для подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

Рекомендации по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

Рекомендации по обеспечению связи при проведении работ в зонах чрезвычайных ситуациях;

Рекомендации по оборудованию и жизнеобеспечению полевого палаточного лагеря для временного размещения эвакуированных и беженцев;

Положение о дозиметрическом и химическом контроле в ГО;

Руководство по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

Руководство по организации планирования, обеспечения и проведения эвакуации населения в военное время;

Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении ЧС;

Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Примерная программа курсового обучения личного состава спасательных служб;

Примерная программа курсового обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований;

Примерная программа курсового обучения личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Учебная литература:

Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций для работающего населения: Пособие для самостоятельного изучения. 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: ООО "ТЕРМИКА.РУ", 2016. - 392 с.

Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Учебное пособие/Под общ. ред. Г.Н. Кириллова. - 8-е изд. - М.: Институт риска и безопасности, 2013. - 536 с;

Перевощиков В.Я. и др. Настольная книга руководителя (работника) структурного подразделения по ГОЧС. - М.: ИРБ, 2012;

Аверьянов В.Т. и др. Прогнозирование устойчивости функционирования объектов отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие/Под общ. ред. В.С. Артамонова. - СПб.: Изд-во СПбУ ГПС МЧС России, 2011;

Владимиров В.А., Измалков В.И., Измалков А.В. Радиационная и химическая безопасность населения. - М.: Деловой экспресс, 2005;

Камышанский М.И. и др. Оповещение и информирование в системе мер гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Действия должностных лиц и населения. - М.: ИРБ, 2008. - 320 с;

Камышанский М.И. и др. Организация работы комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. - М.: ИРБ, 2010;

Защита от чрезвычайных ситуаций. - М.: Военные знания, 2013.

Основы организации оповещения и информирования органов управления по делам ГОЧС и населения о ЧС природного, техногенного и военного характера. Методическое пособие. - М., 1998.

6.2.2. Визуальные средства обучения.

Плакаты:

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);

Гражданская оборона Российской Федерации;

Виды ЧС, причины их возникновения, основные характеристики, поражающие факторы. Характерные особенности экологической и техногенной обстановки в регионе и на территории;

Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, способы защиты от них;

Действия населения при авариях и катастрофах;

Аварии на газонефтепроводах;

Аварии на радиационно опасных объектах;

Аварии на химически опасных объектах;

Действия населения при стихийных бедствиях;

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы;

Тушение пожаров. Приемы и способы спасения людей при пожарах;

Первая помощь при чрезвычайных ситуациях;

Лечебно-эвакуационное обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях;

Охрана труда на объекте;

Радиация вокруг нас;

Радиационная и химическая защита;

Защитные сооружения гражданской обороны;

Средства защиты органов дыхания;

Средства радиационного и химического контроля;

Средства дезактивации и дегазации;

Средства индивидуальной защиты;

Умей действовать при пожаре;

Меры пожарной безопасности в сельском населенном пункте;

Пожарная безопасность на объекте;

Добровольная пожарная дружина;

Уголок гражданской защиты;

Основы безопасности жизнедеятельности.

Макеты и манекены:

Макет простейшего укрытия;

Макет быстровозводимого убежища;

Макет защитного сооружения ГО (убежища, ПРУ);

Макеты (электрифицированные) объекта экономики для моделирования действий по защите персонала от ЧС, опасностей возникающих вследствие ЧС, а также для оценки устойчивости функционирования;

Манекены в полный рост;

Манекены головы.

Слайды:

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);

Виды чрезвычайных ситуаций, причины их возникновения, основные характеристики, поражающие факторы. Характерные особенности экологической и техногенной обстановки в регионе и на территории;

Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, способы защиты от них;

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы. Специальная обработка;

Тушение пожаров. Приемы и способы спасения людей при пожарах;

Лечебно-эвакуационное обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях;

Техника, механизмы и приборы, состоящие на оснащении формирований ГО. Назначение, технические данные и порядок применения.

6.2.3. Технические средства обучения.

Приборы:

Рентгенометр ДП-5В и др.;

Прибор химической разведки ВПХР и др.;

Дозиметры-радиометры: ДРБП-03, ДКГ-ОЗД "Грач", ДБГБ-01И "Белла", ДКГ-02У "Арбитр", ДКС-96 и др.;

Комплекты измерителей дозы: ДП-22В, ИД-1, ИД-02 и др.;

Индивидуальный измеритель дозы ИД-11 и др.;

Индивидуальные дозиметры: ДКГ-05Б, ДКГ РМ-1621 и др.;

Комплект мини-экспресс-лаборатория "Пчелка-У";

Универсальный прибор газового контроля УПГК-ЛИМБ;

Войсковой автоматический газосигнализатор ГСА-3 и др.;

Газоанализатор "Колион-Ш", "Хоббит-Т" и др.;

Мини-экспресс лаборатория типа "Пчелка";

Сигнализатор переносной СГГ-20;

Комплект носимых знаков ограждения КЗО-1М;

Комплект отбора проб КПО-1М;

Приборы поиска пострадавших: "Пеленг", "Система IP" и др.;

Комплект аварийно-спасательного инструмента: "Спрут", "Медведь", "Holmatro" и др.

Средства индивидуальной защиты:

Ватно-марлевые повязки;

Противопылевые тканевые маски;

Респираторы типа ШБ-1 "Лепесток-200", У-2К, РПА-1 и др.;

Газодымозащитный респиратор ГДЗР и др.;

Самоспасатель СПИ-20, СПИ-50 и др.;

Противогазы типа ГП-7, ПДФ-7, ПДФ-ША, ИП-4М и др.;

Камера защитная детская;

Костюм изолирующий химический КИХ-4М и др.;

Защитная фильтрующая одежда ЗФО-58;

Костюм защитный Л-1, ОЗК.

Средства специальной обработки: Индивидуальный дегазационный комплект ИДК-1 и др.; Индивидуальный дегазационный пакет ИДП и др.; Комплект санитарной обработки.

Медицинское имущество: Аптечка противоожоговая "Фарм+газ"; Комплект "Аптечка первой помощи"; Пакет перевязочный индивидуальный ИПП-1; Пакет перевязочный медицинский ППМ;

Комплект индивидуальный медицинской гражданской защиты (КИМГЗ "Юнита");

Вакуумный иммобилизирующий матрас;

Сумка санитарная;

Носилки тканевые для МЧС.

Пожарное имущество:

Образцы огнетушителей всех типов;

Первичные средства пожаротушения;

Пояс пожарный;

Шкаф пожарный.

Средства связи и оповещения:

Электромегафон с сиреной оповещения.

Тренажеры:

Робот-тренажер "Гоша" и др.; Манекен-тренажер "Максим"; Манекен-тренажер "Оживленная Анна"; Тренажеры по обучению современным способам оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия; Интерактивный тренажерный комплекс "Брандспойт".

Аудио-, видео-, проекционная аппаратура:

Телевизор с видеомагнитофоном;

Персональный компьютер (планшетный ПК) ноутбук;

ПЭВМ в комплекте;

Оверхед-проектор;

Слайд-проектор;

Мультимедийный плеер;

Ультрапортативный проектор;

Ноутбук;

Беспроводная акустическая система;

Мультимедийная (интерактивная) доска;

Экран настенный;

Экран проекционный с электроприводом;

Видеоаппаратура;

МФУ (Принтер + сканер 4- копир).

6.2.4. Аудиовизуальные материалы.

Мультимедийные обучающие программы:

Оказание первой помощи.

Мультимедийные учебные пособия:

Мультимедийное учебное пособие "Безопасность жизнедеятельности"; Учебно-методическое пособие для подготовки специалистов организаций г. Москвы, диск 1 - 5.

Фильмы:

Действия работников организаций при угрозе и возникновении на территории региона (муниципального образования) чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера, 2016;

Действия работников организаций по предупреждению аварий, катастроф и пожаров на территории организации и в случае их возникновения, 2016;

Средства коллективной и индивидуальной защиты, а также первичные средства пожаротушения. Порядок и правила их применения и использования, 2015;

Чрезвычайные ситуации, характерные для региона, присущие им опасности для населения и возможные способы защиты от них работников организации, 2015;

Деятельность УМЦ ГО ЧС субъектов РФ по обучению должностных лиц и специалистов в области ГО;

Стихийные бедствия;

Безопасность при землетрясениях;

Безопасность при ураганах и смерчах;

Пожарная безопасность;

Промышленная безопасность;

В зоне затопления;

Средства индивидуальной защиты;

Средства и способы защиты населения;

Лавинная опасность;

Действия населения при химически опасных авариях;

Действия населения в зоне радиоактивного загрязнения;

Химическая опасность и эвакуация населения;

Травматизм. Оказание первой помощи;

Пожарная безопасность России;

Использование современных технических средств и робототехники в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Меры безопасности при проведении АСДНР;

Подготовка и проведение комплексных учений и тренировок по гражданской обороне;

Гражданская оборона в современных условиях. Природные чрезвычайные ситуации. Техногенные чрезвычайные ситуации. Опасности в быту;

Гражданская оборона современной России;

Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций;

Обеспечение безопасности личного состава при тушении пожаров;

Защита населения от чрезвычайных ситуаций;

Гражданская оборона на новом этапе;

Эвакуация населения;

Безопасность на воде;

АГПС МЧС России. Наука и практика;

ОКСИОН;

Основы обороны государства и воинской обязанности граждан;

100 дней до зимы;

ОБЖ - городские бомбоубежища.

Видеоролики:

Гражданская оборона и безопасность жизнедеятельности населения;

ОКСИОН;

Лидер. Учения в Ногинске.

Энциклопедии:

Мультимедийная энциклопедия по оказанию помощи пострадавшим при ДТП;

Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях;

Краткая энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях: безопасность в быту, выживание в дикой природе, чрезвычайные ситуации техногенного характера, чрезвычайные ситуации природного характера, оказание первой медицинской помощи.

Компьютерные учебные пособия:

Подготовка специалистов организаций г. Москвы по навыкам поведения в чрезвычайных ситуациях и чрезвычайные ситуации военного времени, МЧС России.

Компьютерные программы:

Последствия землетрясений;

Последствия лесных пожаров;

Последствия наводнений;

Последствия взрывов и пожаров;

Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций;

Компьютерная обучающая программа "Действия при авариях на химически опасных объектах";

Компьютерная тестирующая программа "Методика и база данных для переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов структур управления объектового и местного уровня".

Электронные учебные пособия:

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций; Экономический механизм управления рисками чрезвычайных ситуаций; Надежность технических систем и техногенный риск.

Электронные плакаты и электронные сообщения:

ОКСИОН.

Компьютерные игры:

Действия при угрозе и возникновении пожаров.

Обучающие программы:

Действия населения при чрезвычайных ситуациях;

Действия при авариях на химически опасных объектах;

Снижение рисков и смягчение последствий лесных пожаров;

Снижение рисков и смягчение последствий наводнений;

Снижение рисков и смягчение последствий взрывов и пожаров.

Игровые комплексы:

Пожарная безопасность.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области