Приказ Роструда от 20.04.2022 N 101 (ред. от 11.12.2024) "Об утверждении руководств по соблюдению обязательных требований в сфере социального обслуживания и оказания гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПРИКАЗ
от 20 апреля 2022 г. N 101

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВ
ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ И ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОМОЩИ В ВИДЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

В соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 24, ст. 4188) и пунктом 5 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 24, ст. 4188; N 27, ст. 5187; N 50, ст. 8415) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

1.1. Руководство по соблюдению обязательных требований в сфере социального обслуживания;

1.2. Руководство по соблюдению обязательных требований в сфере оказания гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости Д.А. Васильева.

Руководитель
М.Ю.ИВАНКОВ

Утверждено
приказом Федеральной службы
по труду и занятости
от 20 апреля 2022 г. N 101

РУКОВОДСТВО
ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В СФЕРЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

I. Введение

Особенность социального обслуживания заключается в том, что социальные услуги оказываются лицам, которые, как правило, не в состоянии самостоятельно улучшить условия жизнедеятельности в силу различных обстоятельств (состояние здоровья, отсутствие работы и средств к существованию, многодетность, пожилой возраст), социальные услуги направлены не просто на улучшение уровня жизнедеятельности, а на устранение тех условий, которые значительно ухудшают или могут в ближайшее время ухудшить условия жизнедеятельности гражданина.

Социальное обслуживание должно основываться на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носить гуманный характер и не допускать унижения чести и достоинства человека. Гуманный характер социального обслуживания выражается в особой заботе о тех людях, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании в связи с особыми жизненными обстоятельствами, например, такими как старческая немощность, инвалидность, малообеспеченность и т.п.

Поставщики социальных услуг обязаны исполнять порядок предоставления социальных услуг, условия заключенного договора о предоставлении социальных услуг и проявлять уважительное отношение, корректность и внимательность в отношении получателя социальных услуг.

Данное Руководство разработано Федеральной службой по труду и занятости с целью предотвращения нарушений законодательства в сфере социального обслуживания и содержит рекомендации по соблюдению обязательных требований, касающихся ведения документации поставщиками социальных услуг, размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, в том числе на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", порядка организации деятельности поставщиков социальных услуг, а также организации предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг.

II. Основные понятия, используемые в данном Руководстве

Для целей настоящего Руководства используются следующие основные понятия:

1) социальное обслуживание граждан (далее - социальное обслуживание) - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;

2) социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;

3) получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;

4) поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;

5) стандарт социальной услуги - основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг;

6) система социального обслуживания, включающая:

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации);

- орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" полномочий в сфере социального обслуживания на территории субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа);

- организации социального обслуживания, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;

- организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации (далее - организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации);

- негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;

- индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание;

- организации, которые находятся в ведении уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и которым в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы на территориях одного или нескольких муниципальных образований (далее - уполномоченные организации).

III. Основные нормативные правовые акты в сфере социального обслуживания, содержащие обязательные требования

Основным нормативным правовым актом Российской Федерации в сфере социального обслуживания, содержащим обязательные требования, является Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

Поставщики социальных услуг обязаны соблюдать обязательные требования, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1239 "Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 886н "Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления)". Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных приказах, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются до 1 сентября 2025 года согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации.

Поставщики социальных услуг также руководствуются в своей деятельности нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания, на территории которого они осуществляют свою деятельность. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания, разработанными в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", утверждаются в том числе:

- нормативы штатной численности организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации при предоставлении социальных услуг указанными организациями;

- нормативы обеспечения мягким инвентарем организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации при предоставлении социальных услуг указанными организациями;

- нормативы обеспечения площадью жилых помещений организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации при предоставлении социальных услуг указанными организациями;

- нормы питания в организациях социального обслуживания субъекта Российской Федерации;

- порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг;

- порядок утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг;

- предельная величина среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;

- перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, с учетом примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, утверждаемого в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";

- порядок межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения;

- номенклатура организаций социального обслуживания в субъекте Российской Федерации;

- размер платы за предоставление социальных услуг и порядок ее взимания.

Федеральной службой по труду и занятости также разработан и размещен на официальном сайте Роструда Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере социального обслуживания.

IV. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части ведения документации поставщиками социальных услуг

Основная документация поставщиков социальных услуг может включать в себя:

1) устав;

2) положения об отделениях;

3) штатное расписание с указанием наименования должностей персонала и его численности;

4) правила, инструкции, методики, в том числе:

- правила внутреннего трудового распорядка должны определять режим работы учреждения, порядок действия его структурных подразделений и их взаимодействия между собой при оказании социальных услуг;

- правила поведения получателей социальных услуг должны определять их права и обязанности как клиентов учреждения, характер их взаимоотношений с обслуживающим персоналом и между собой, степень ответственности за возможные нарушения режима учреждения;

- должностные инструкции специалистов, устанавливающие их обязанности, права, ответственность за оказываемые социальные услуги, требования к образованию, квалификации, профессиональной подготовке, деловым и моральным качествам, к соблюдению принципов гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности по отношению к обслуживаемым гражданам, необходимости проявлять к ним максимальную чуткость, вежливость, выдержку, предусмотрительность, учитывать их физическое и психическое состояние, а также требования этики взаимоотношений с клиентами и их социальным окружением;

5) документацию на специальное и табельное техническое оснащение (оборудование, аппаратуру и приборы).

Документация (паспорта, технические описания, инструкции по эксплуатации, формуляры и др.) на имеющееся специальное и табельное техническое оснащение (оборудование, аппаратуру и приборы) предназначена для обеспечения грамотной и эффективной эксплуатации, обслуживания, поддержания в работоспособном состоянии, своевременного выявления и устранения неисправностей, ремонта и замены;

6) документы, связанные с социальным обслуживанием в учреждении:

- личные дела получателей социальных услуг.

Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.

Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Состав документации конкретного поставщика социальных услуг может быть уточнен в зависимости от типа организации социального обслуживания, специфики обслуживаемых категорий населения, характера предоставляемых услуг.

V. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на информационных стендах в помещениях поставщиков социальных услуг, в средствах массовой информации, в сети "Интернет", в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания

Поставщики социальных услуг обеспечивают открытость и доступность информации:

а) о дате государственной регистрации, об учредителе (учредителях), о месте нахождения, филиалах (при наличии), режиме и графике работы, контактных телефонах и адресах электронной почты;

б) о структуре и органах управления организации социального обслуживания, в том числе:

наименование структурных подразделений (органов управления) (при наличии);

фамилии, имена, отчества и должности руководителей структурных подразделений, положения о структурных подразделениях (при наличии);

места нахождения обособленных структурных подразделений;

адреса официальных сайтов структурных подразделений в сети "Интернет" (при наличии);

адреса электронной почты структурных подразделений (при наличии);

в) о руководителе, его заместителях, руководителях филиалов организации социального обслуживания (при наличии);

г) о персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы);

д) о материально-техническом обеспечении предоставления социальных услуг (о наличии оборудованных помещений для предоставления социальных услуг по видам социальных услуг и формам социального обслуживания, в том числе библиотек, объектов спорта, наличии средств обучения и воспитания, об условиях питания и обеспечения охраны здоровья получателей социальных услуг, доступе к информационным системам в сфере социального обслуживания и сети "Интернет");

е) о перечне предоставляемых социальных услуг по видам социальных услуг и формам социального обслуживания;

ж) о порядке и условиях предоставления социальных услуг бесплатно и за плату по видам социальных услуг и формам социального обслуживания с приложением образцов договоров о предоставлении социальных услуг бесплатно и за плату;

з) о тарифах на социальные услуги по видам социальных услуг и формам социального обслуживания;

и) о численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет средств физических и (или) юридических лиц;

к) о количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания, финансируемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, и количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания за счет средств физических и (или) юридических лиц;

л) об объеме предоставляемых социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и объеме предоставляемых социальных услуг за счет средств физических и (или) юридических лиц;

м) о показателях, характеризующих качество оказания социальной услуги (в случае установления показателей, характеризующих качество оказания социальной услуги, в государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере);

н) о наличии лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (с приложением электронного образа документов);

о) о финансово-хозяйственной деятельности (с приложением электронного образа плана финансово-хозяйственной деятельности);

п) о правилах внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, о правилах внутреннего трудового распорядка и коллективном договоре (с приложением электронного образа документов);

р) о наличии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в сфере социального обслуживания, и об отчетах об исполнении таких предписаний;

с) о проведении независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания;

т) иную информацию, которая размещается, опубликовывается по решению поставщика социальных услуг и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанная информация подлежит размещению на официальном сайте поставщика социальных услуг и обновлению в течение 10 рабочих дней со дня ее создания, получения или внесения соответствующих изменений.

Пользователю официального сайта предоставляется наглядная информация о структуре официального сайта, включающая в себя ссылку на федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", информацию о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, ссылку на официальные сайты органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" полномочий в сфере социального обслуживания на территории субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), организаций, которые находятся в ведении уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и которым в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг на территориях одного или нескольких муниципальных образований, и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Информация размещается на официальном сайте в текстовой и (или) табличной формах, а также в форме электронного образа копий документов. При размещении информации на официальном сайте и ее обновлении обеспечивается соблюдение требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.

Информация на официальном сайте размещается на русском языке, а также может быть размещена на государственных языках республик, входящих в состав Российской Федерации, и (или) на иностранных языках.

Размещенные на официальном сайте сведения должны быть доступны пользователям для ознакомления круглосуточно без взимания платы и иных ограничений.

Абзацы тридцатый - тридцать первый утратили силу с 1 января 2025 года. - Приказ Роструда от 11.12.2024 N 332 (ред. 11.12.2024).

VI. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части порядка организации деятельности поставщиков социальных услуг

Поставщики социальных услуг обязаны:

1) предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями;

2) предоставлять срочные социальные услуги в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";

3) предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;

4) использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных;

5) предоставлять уполномоченному органу субъекта Российской Федерации информацию для формирования регистра получателей социальных услуг;

6) осуществлять социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";

7) обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;

8) предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети "Интернет" и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания;

9) выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;

10) обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;

11) обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг.

Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе:

1) ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;

2) применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;

3) помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.

При предоставлении социального обслуживания, в том числе в стационарной форме социального обслуживания, получателю социальных услуг обеспечиваются:

1) надлежащий уход;

2) безопасные условия проживания и предоставления социальных услуг;

3) соблюдение требований и правил пожарной безопасности;

4) соблюдение требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

5) содействие социализации, активному образу жизни, сохранению пребывания получателя социальных услуг в привычной благоприятной среде (его проживанию дома), по желанию получателя социальных услуг, проживающего в доме социального обслуживания, - содействие в подготовке к жизни вне дома социального обслуживания, к выписке из него и социальной адаптации после выписки.

Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания в стационарной и полустационарной формах, предназначенных для оказания социальных услуг лицам пожилого возраста, лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам, установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 44 "Об утверждении СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг" (Зарегистрировано в Минюсте России 30 декабря 2020 г. N 61953).

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573).

Должности специалистов в стационарных организациях социального обслуживания замещают лица, осуществляющие свою деятельность на профессиональной основе и соответствующие квалификационным требованиям, предъявляемым к таким должностям.

Государственные организации социального обслуживания создают попечительские советы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета и порядок принятия им решений определяются уставом организации социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

VII. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части организации предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг

Организации социального обслуживания предоставляют услуги их получателям, в том числе имеющим психические расстройства, в форме социального обслуживания на дому и (или) в полустационарной форме, и (или) в стационарной форме социального обслуживания. Для обеспечения приближенности организаций социального обслуживания к месту жительства получателей социальных услуг социальные услуги могут предоставляться получателю социальных услуг одной либо несколькими организациями социального обслуживания (во взаимодействии друг с другом) во всех формах социального обслуживания, в том числе в их сочетании.

Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям в организации социального обслуживания в определенное время суток.

Предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания осуществляется при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой предоставления социальных услуг) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании получателей социальных услуг в организации социального обслуживания.

Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления всех видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 - 7 статьи 20 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

Таким образом, поставщики социальных услуг в стационарной форме должны предоставить помещения для предоставления социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг, а также услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.

При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме поставщиками социальных услуг должны быть обеспечены:

1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией.

Сопровождение осуществляется работником организации социального обслуживания при перемещении внутри организации, при входе и выходе из организации, при подъеме и спуске с лестницы, при посещении столовой, буфета и в других ситуациях, когда получатель социальных услуг нуждается в таком сопровождении;

2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации.

Особое значение данный вопрос приобретает для лиц, передвигающихся в креслах-колясках. С целью реализации получателями социальных услуг возможности самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания помещения организации должны отвечать определенным требованиям. Так, для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, необходимы достаточная ширина коридоров, дверных проемов, места для разворота коляски, отсутствие порогов и иных резких перепадов высоты. Места, где такие перепады имеются, должны быть оборудованы пандусами, подъемниками, передвижение с этажа на этаж должно осуществляться при помощи специально оборудованных лифтов, подъемников. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но передвигающихся без кресла-коляски, большое значение имеет уклон лестницы, определенная высота перил, не скользкое покрытие пола. Для лиц с нарушением зрения (слепых и слабовидящих) ступени лестницы должны иметь контрастное выделение краев, коридоры и лестницы должны иметь ограничительные бортики и т.д. Санитарные комнаты оборудуются поручнями и иными специальными приспособлениями - автоматическим спуском воды, сенсорными смесителями и сушилками для рук и т.д. Вся необходимая информация размещается на расстоянии, с которого она может быть наиболее эффективно визуально воспринята, оборудование располагается в зоне досягаемости для лиц, перемещающихся в креслах-колясках, и т.д. При размещении и выборе характера исполнения элементов информационного обеспечения должны быть учтены углы поля наблюдения, удобные для восприятия визуальной информации; ясное начертание и контрастность, а при необходимости - рельефность изображения; зоны досягаемости для тактильной трости; исключение помех восприятию звуковой и визуальной информации: бликование указателей и знаков, слепящее освещение, совмещение зон действия различных акустических источников, акустическая тень и т.п.;

3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников.

Организации социального обслуживания, в целях обеспечения беспрепятственного доступа получателей социальных услуг, являющихся инвалидами, к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры организации социального обслуживания, могут оснащать территорию, помещения знаками с различными тактильно-визуальными информирующими надписями, выполненными рельефно-линейным шрифтом, обеспечивающим доступность информации для всех граждан, включая слабовидящих, дублированными рельефно-точечным шрифтом Брайля для незрячих;

4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика.

Поставщики социальных услуг предоставляют социальные услуги в соответствии с Порядком предоставления социальных услуг, утвержденным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, обязательным для исполнения поставщиками социальных услуг.

Порядок предоставления социальных услуг устанавливается по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и включает в себя:

1) наименование социальной услуги;

2) стандарт социальной услуги;

3) правила предоставления социальной услуги бесплатно либо за плату или частичную плату;

4) требования к деятельности поставщика социальной услуги в сфере социального обслуживания;

5) перечень документов, необходимых для предоставления социальной услуги, с указанием документов и информации, которые должен представить получатель социальной услуги, и документов, которые подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия или представляются получателем социальной услуги по собственной инициативе.

Стандарт социальной услуги в свою очередь включает в себя:

1) описание социальной услуги, в том числе ее объем;

2) сроки предоставления социальной услуги;

3) подушевой норматив финансирования социальной услуги;

4) показатели качества и оценку результатов предоставления социальной услуги;

5) условия предоставления социальной услуги, в том числе условия доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности.

Утверждено
приказом Федеральной службы
по труду и занятости
от 20 апреля 2022 г. N 101

РУКОВОДСТВО
ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ
ГРАЖДАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В ВИДЕ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

I. Введение

Государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, адресного использования бюджетных средств, усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан, создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг, снижения уровня социального неравенства, повышения доходов населения.

Данное Руководство разработано Федеральной службой по труду и занятости с целью предотвращения нарушений законодательства в сфере оказания гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и содержит рекомендации по соблюдению обязательных требований, касающихся предоставления следующих социальных услуг, включенных в набор социальных услуг:

1) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

II. Основные понятия, используемые в данном Руководстве

Для целей настоящего Руководства используются следующие основные понятия:

1) государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи"), социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;

2) набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи".

III. Основные нормативные правовые акты в сфере оказания гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг, содержащие обязательные требования

Основным нормативным правовым актом Российской Федерации в сфере оказания гражданам государственной социальной помощи, содержащим обязательные требования, является Федеральный закон "О государственной социальной помощи".

Контролируемые лица обязаны соблюдать обязательные требования, установленные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 929н, Министерства здравоохранения Российской Федерации N 1345н от 21 декабря 2020 г. "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 мая 2021 г., регистрационный N 63365).

Федеральной службой по труду и занятости также разработан и размещен на официальном сайте Роструда Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг.

IV. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части соблюдения прав граждан на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг

В соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах";

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", лица, награжденные знаком "Житель осажденного Севастополя";

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

8) инвалиды;

9) дети-инвалиды.

При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

V. Рекомендации по соблюдению обязательных требований при предоставлении гражданам социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением

Обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации, определенные в соответствии в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - санаторно-курортные организации).

Санаторно-курортное лечение может предоставляться также и в виде предоставления медицинской помощи (без питания и проживания) на основании заявления гражданина.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан осуществляются с учетом медицинских показаний и медицинских противопоказаний в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 256 "О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 декабря 2004 г., регистрационный N 6189), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 января 2007 г. N 3 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2007 г., регистрационный N 8908), от 24 декабря 2007 г. N 794 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 января 2008 г., регистрационный N 10904), от 24 декабря 2008 г. N 763н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 января 2009 г., регистрационный N 13129), от 23 июля 2010 г. N 545н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2010 г., регистрационный N 18209) и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2015 г., регистрационный N 36160).

В соответствии со статьей 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортной организации составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней.

Санаторно-курортная путевка на бумажном носителе является документом строгой отчетности.

Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в медицинской организации по месту жительства справку для получения санаторно-курортной путевки по форме N 070/у, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н.

При наличии справки для получения санаторно-курортной путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) по месту получения ежемесячной денежной выплаты либо в уполномоченный орган.

Заявление о предоставлении санаторно-курортной путевки подается лично, по почте, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (при наличии государственной услуги в соглашениях о взаимодействии, заключенных между многофункциональными центрами и территориальными органами Фонда либо уполномоченными органами, предоставляющими государственные услуги) (далее - многофункциональный центр, соглашения о взаимодействии), в письменной форме или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.

Заявление о предоставлении санаторно-курортной путевки недееспособного гражданина может быть подано законным или уполномоченным представителем.

Очередное заявление о предоставлении путевки подается гражданином после обеспечения его путевкой на санаторно-курортное лечение по ранее поданному заявлению.

В случае, если граждане, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, не смогут самостоятельно обратиться с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальный орган Фонда либо в уполномоченный орган, администрация названного учреждения оказывает им содействие в получении санаторно-курортной путевки.

Вопрос санаторно-курортного лечения детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях, независимо от их ведомственной принадлежности, решает администрация названных учреждений.

Территориальный орган Фонда либо уполномоченный орган не позднее 10 дней со дня поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.

Территориальный орган Фонда либо уполномоченный орган заблаговременно, но не позднее чем за 18 календарных дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 календарный день) до даты заезда в санаторно-курортную организацию, выдает гражданину санаторно-курортную путевку в соответствии с его заявлением и справкой для их получения.

Санаторно-курортная путевка предоставляется при наличии действующей медицинской справки и в соответствии с датой подачи гражданином заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки.

Санаторно-курортная путевка выдается на бумажном носителе в заполненном виде с печатью территориального органа Фонда или уполномоченного органа с отметкой: "Оплачена за счет средств федерального бюджета и продаже не подлежит".

Граждане после получения санаторно-курортной путевки, но не ранее чем за 2 календарных месяца до начала срока ее действия, обязаны получить санаторно-курортную карту либо санаторно-курортную карту для детей, формы которых утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н, в медицинской организации, выдавшей справку для получения санаторно-курортной путевки.

По прибытии в санаторно-курортную организацию граждане предъявляют санаторно-курортную путевку и санаторно-курортную карту.

Документами, подтверждающими получение санаторно-курортного лечения, являются отрывной талон санаторно-курортной путевки, который санаторно-курортные организации обязаны представить в срок не позднее 30 календарных дней после окончания санаторно-курортного лечения в территориальный орган Фонда либо в уполномоченный орган, выдавший путевку, и (или) реестр граждан, получивших санаторно-курортное лечение, подписанный руководителем санаторно-курортной организации, а также обратный талон санаторно-курортной карты, который гражданин в те же сроки представляет в медицинскую организацию, выдавшую санаторно-курортную карту.

Граждане в случае отказа от санаторно-курортной путевки обязаны возвратить ее в территориальный орган Фонда либо в уполномоченный орган, выдавший санаторно-курортную путевку, не позднее 7 календарных дней до начала срока ее действия.

VI. Рекомендации по соблюдению обязательных требований при предоставлении социальных услуг в части организации перевозки граждан к месту лечения и обратно

Организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом.

Для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться:

железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности);

авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего пункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга;

водным транспортом (третьей категории);

автомобильным транспортом (общего пользования).

Одновременно с получением в территориальных органах Фонда или уполномоченном органе санаторно-курортной путевки гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования (далее - специальные талоны) или направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте (далее - именное направление). При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов выдаются на каждый вид транспорта.

Обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в санаторно-курортные организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании заявления, а также направления и талона N 2, формы которых утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 г. N 617 "О Порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2005 г., регистрационный N 7115), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 августа 2015 г. N 598н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 сентября 2015 г., регистрационный N 38847) (далее - приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 г. N 617), оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (далее - направление, талон N 2).

Направление и талон N 2 после их оформления направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения в территориальный орган Фонда либо в уполномоченный орган, а также выдаются гражданину в порядке, который утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 г. N 617.

После получения направления и талона N 2, выданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов.

Заявление о предоставлении специальных талонов и (или) именных направлений подается в территориальный орган Фонда либо уполномоченный орган лично, по почте, через многофункциональный центр (при наличии государственной услуги в соглашениях о взаимодействии) в письменной форме или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.

Заявление о предоставлении специальных талонов и (или) именных направлений может быть подано законным или уполномоченным представителем гражданина.

Специальный талон на право бесплатного проезда железнодорожным транспортом дальнего следования может быть оформлен в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Специальный талон включает данные, необходимые для оформления проездного документа (билета) на поезд дальнего следования.

Специальный талон на бумажном носителе состоит из двух частей - талона и корешка талона и подлежит строгому учету.

Именное направление на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте включает данные, необходимые для оформления безденежного проездного документа на проезд авиационным, водным и автомобильным транспортом.

Заполненные специальные талоны на бумажном носителе, именные направления на бумажном носителе выдаются гражданину в двух экземплярах (на оформление проезда в прямом и обратном направлении) при наличии санаторно-курортной путевки. Заполненные корешки талонов остаются в делах территориального органа Фонда или уполномоченного органа.

При оформлении специальных талонов в форме электронного документа гражданину выдается памятка о порядке оформления проездного документа (билета) на проезд в поездах дальнего следования.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области