ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 27 июня 2018 г. N 278
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ТРЕБОВАНИЯ
К ПЛАНИРОВАНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДЕЙСТВИЯМ И ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛА
ПРИ ЯДЕРНЫХ И РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЯХ НА СУДАХ И ДРУГИХ
ПЛАВСРЕДСТВАХ С ЯДЕРНЫМИ РЕАКТОРАМИ"
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451; 2016, N 14, ст. 1904; N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4289), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 108; N 35, ст. 4773; 2015, N 2, ст. 491; N 4, ст. 661; 2016, N 28, ст. 4741; N 48, ст. 6789; 2017, N 12, ст. 1729; N 26, ст. 3847), приказываю:
Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к планированию мероприятий по действиям и защите персонала при ядерных и радиационных авариях на судах и других плавсредствах с ядерными реакторами" (НП-079-18).
Руководитель
А.В.АЛЕШИН
Утверждены
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 27 июня 2018 г. N 278
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ТРЕБОВАНИЯ
К ПЛАНИРОВАНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДЕЙСТВИЯМ И ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛА
ПРИ ЯДЕРНЫХ И РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЯХ НА СУДАХ И ДРУГИХ
ПЛАВСРЕДСТВАХ С ЯДЕРНЫМИ РЕАКТОРАМИ"
(НП-079-18)
I. Назначение и область применения
1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к планированию мероприятий по действиям и защите персонала при ядерных и радиационных авариях на судах и других плавсредствах с ядерными реакторами" (НП-079-18) (далее - Федеральные нормы и правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Положением о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5600; 2012, N 51, ст. 7203).
2. Настоящие Федеральные нормы и правила устанавливают требования к планированию мероприятий по действиям и защите персонала судов в случае возникновения ядерной и (или) радиационной аварии; к содержанию плана мероприятий по действиям и защите персонала в случае ядерной и (или) радиационной аварий на судах и других плавсредствах с ядерными реакторами (далее - План мероприятий) при их строительстве и вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации, а также критерии и порядок объявления состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка".
3. Требования настоящих Федеральных норм и правил распространяются на строящиеся, эксплуатируемые и выводимые из эксплуатации суда и другие плавсредства с ядерными реакторами, включая плавучие энергоблоки (далее - суда).
4. Перечень сокращений приведен в приложении N 1, термины и определения - в приложении N 2 к настоящим Федеральным нормам и правилам.
II. Общие положения
5. Планирование и обеспечение готовности к действиям по защите персонала в случае возникновения ядерной и (или) радиационной аварии на судне должно осуществляться:
судостроительной и головной конструкторской организациями - на этапах строительства и ввода в эксплуатацию судна;
командным составом судна и ЭО - на этапах эксплуатации и вывода из эксплуатации судна.
6. Для судов одного проекта ЭО совместно с головной конструкторской организацией должна разработать типовой План мероприятий.
7. На основании типового Плана мероприятий и настоящих Федеральных норм и правил на каждом судне должен быть разработан План мероприятий с учетом специфики судна и условий его эксплуатации. План мероприятий должен согласовываться с ЭО и утверждаться капитаном судна.
8. Для судна должны быть разработаны:
План мероприятий;
расписания (инструкции) по действиям персонала при авариях.
9. План мероприятий должен разрабатываться на основе результатов анализа проектных и запроектных аварий, оценки вероятных путей их протекания, анализа последствий аварий, в том числе на основе результатов, характеризующих наихудшие радиационные последствия, полученные при проектировании, и учитывать опыт эксплуатации судов.
10. На этапе строительства судов судостроительной организацией должна быть обеспечена возможность передачи участникам аварийного реагирования данных о состоянии судна и ЯЭУ, о радиационной обстановке на судне.
На этапах эксплуатации и вывода из эксплуатации судов передача данных о состоянии судна и ЯЭУ, о радиационной обстановке на судне, в акватории и на территории береговой площадки должна выполняться ЭО в режиме реального времени.
11. ЭО должна контролировать поддержание в актуализированном состоянии и пересмотр Плана мероприятий в соответствии с фактическим состоянием судна.
12. На судне должно быть назначено должностное лицо, ответственное за обновление и пересмотр Плана мероприятий, обеспечение его постоянного соответствия выполняемым судном задачам, составу персонала.
13. План мероприятий следует пересматривать не реже одного раза в пять лет. Основаниями для пересмотра Плана мероприятий являются:
вступление в силу законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих аварийное реагирование (или его планирование) на радиационно опасные ситуации, возможные на судах, а также внесение изменений в указанные акты;
изменения в практике использования судна или в системе оповещения;
модернизация ЯЭУ и судна.
14. План мероприятий должен содержать разделы:
Общие положения;
Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в море;
Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в порту;
Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в доке;
Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при буксировке судна;
Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в составе ПАС.
15. В Плане мероприятий должны быть представлены сведения о должностных лицах, ответственных за общее и непосредственное руководство проведением мероприятий по планированию, обеспечению готовности к действиям и защите персонала при авариях на судне, их конкретные обязанности и порядок замещения указанных должностных лиц.
16. План мероприятий должен быть составлен с учетом положений портового аварийного плана (для случаев стоянки судна в порту).
17. Раздел Плана мероприятий по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в составе ПАС должен быть разработан с учетом положений федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Типовое содержание плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на атомной станции" (НП-015-12), утвержденных приказом Ростехнадзора от 18 сентября 2012 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2013 г., регистрационный N 27011, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2013, N 16).
18. Раздел Плана мероприятий по действиям и защите персонала в случае аварии при буксировке судна должен учитывать особенности выбранного варианта буксировки (транспортирования).
19. При подготовке к выводу из эксплуатации судна ЭО должна обеспечить разработку Плана мероприятий, учитывающего принятый вариант вывода из эксплуатации судна.
20. При предаварийных ситуациях и авариях на ЯЭУ судна командный состав и начальники служб судна, а для ПАС - административное руководство и начальники служб ПАС должны выполнять функции координирующего органа объектового уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
21. На этапе строительства и ввода в эксплуатацию судна обязанности персонала должны выполняться сдаточной командой судостроительной организации. Решения по руководству действиями сдаточной команды при авариях должны приниматься ответственным сдатчиком - сдаточным капитаном судна.
22. Для отработки действий персонала в условиях ядерных и (или) радиационных аварий ЭО должна разрабатывать программы и методики подготовки персонала, планы проведения тренировок и учений на судне и контролировать качество их выполнения. Периодичность тренировок и учений должна устанавливаться ЭО.
23. Проведение тренировок и учений по отработке практических действий персонала в условиях ядерных и радиационных аварий, проводимых на судне в море и (или) в порту, должно фиксироваться руководителями проводимых мероприятий.
24. Для выполнения Планов мероприятий командный состав судна должен обеспечить:
изучение персоналом возложенных на него обязанностей;
размещение в установленных местах средств индивидуальной защиты (в том числе запасных), медицинских индивидуальных аптечек с противорадиационными препаратами и с инструкциями по их применению, дозиметров и радиометров, рабочие диапазоны которых должны соответствовать максимальным радиационным последствиям аварий;
исправность основных и дублирующих технических средств систем (элементов), важных для безопасности ЯЭУ, и систем связи;
учет всех лиц, находящихся на судне;
определение помещений для лиц, подвергшихся радиационному воздействию;
прогнозирование возможного повышенного облучения персонала, обслуживающего ЯЭУ, который может быть привлечен к выполнению аварийных работ.
25. Информация о направлении на судно аварийно-спасательных формирований, их составе и руководителях, опознавательных знаках средств доставки должна быть представлена капитану судна, административному руководству ЭО или ПАС.
26. Аварийно-спасательные формирования и аварийно-спасательные службы, прибывшие на судно, должны участвовать в ликвидации ядерной и радиационной аварий и их последствий в соответствии с порядком взаимодействия с организациями, предоставляющими помощь при чрезвычайных ситуациях, установленным Планом мероприятий.
III. Требования к содержанию разделов Плана мероприятий
27. В разделе "Общие положения" Плана мероприятий должна быть представлена обобщенная информация:
об укомплектованности судна персоналом, обслуживающим ЯЭУ и имеющим разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии;
о техническом состоянии систем и элементов, важных для безопасности, состоянии запасов рабочих сред, средств индивидуальной защиты, радиационного и дозиметрического контроля, медицинского обеспечения, соответствия анализов рабочих сред контуров ЯЭУ требованиям эксплуатационных документов;
о схеме размещения на судне аварийно-спасательного имущества и средств индивидуальной защиты;
о результатах проведенных плановых осмотров и ремонтов систем и элементов ЯЭУ, включая физические барьеры безопасности;
об обеспечении непрерывного контроля и регистрации параметров и условий работы ЯЭУ в соответствии с требованиями эксплуатационных документов;
о времени прибытия персонала на места, определенные штатным расписанием, по тревогам и по сигналу "Радиационная опасность";
о системе радиационного контроля судна, в том числе об аппаратурном обеспечении измерений концентраций радиоактивных аэрозолей и газов, а также гамма- и нейтронных излучений согласно судовой картограмме.
28. В эксплуатационные документы персоналом должны быть внесены данные о радиационной обстановке на судне, в том числе:
о радиационной обстановке в помещениях контролируемой зоны и зоны свободного режима;
о выполненных измерениях при нормальных условиях эксплуатации ЯЭУ, результатах расчетных оценок при проектных и запроектных авариях;
о результатах прогноза последствий проектных и запроектных аварий, включая результаты расчетной оценки радиационной обстановки в случае аварии с наихудшими радиационными последствиями;
о сценариях, рассмотренных в проекте ЯЭУ, радиационных авариях и об опыте эксплуатации ЯЭУ с указанием:
расчетного количества поступающих радионуклидов;
длительности поступления радиоактивных веществ;
расчетных уровней радиоактивного загрязнения поверхностей помещений;
оценки индивидуальных эффективных (эквивалентных) доз облучения персонала;
оценки количества пострадавших, которым потребуется медицинская помощь;
об оценке вариаций радиационной обстановки на судне и в акватории в зависимости от погодных условий.
29. Раздел "Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в море" Плана мероприятий должен содержать информацию:
о порядке определения составом судовой вахты аварийного состояния ЯЭУ и возможных радиационных последствиях;
о схеме докладов судовой вахты о нарушениях пределов и условий безопасной эксплуатации ЯЭУ;
о действиях персонала по восстановлению нормальной эксплуатации ЯЭУ, определению возможных причин, характера и места аварии;
о списке должностных лиц экипажа судна, имеющих право отдавать распоряжение о подаче на судне сигнала "Радиационная опасность";
о порядке оповещения персонала;
о списке должностных лиц, имеющих право отдавать распоряжение оповещать организации, а также о списке лиц, ответственных за оповещение и контроль выполнения оповещения;
о списке оповещаемых организаций и схеме их оповещения с указанием номеров абонентов и видов связи, по которым должно производиться оповещение, а также способов подтверждения приема переданных сообщений;
об осуществлении средствами связи (основными и резервными) экстренного оповещения организаций и устойчивой связи с судном;
о поднимаемых на судне сигналах, предусмотренных Международным сводом сигналов.
Информация, представляемая в сообщении об аварии на ЯЭУ судна, должна быть достаточной для оценки состояния ЯЭУ судна и количества пострадавших (при их наличии).
30. Планируемые мероприятия по защите персонала должны предусматривать:
организацию и техническое обеспечение мониторинга радиационной обстановки на судне;
определение загрязненных помещений и количества находящегося в них персонала, поддержание его жизнедеятельности и эвакуацию;
организацию планирования повышенного облучения персонала, занятого выполнением мероприятий по ликвидации последствий аварии (в соответствии с санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 47 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2009 г., регистрационный N 14534, Российская газета, 2009, N 171/1) (далее - Нормы радиационной безопасности);
порядок применения препаратов индивидуальных противорадиационных аптечек;
порядок сбора, определения экипировки и подготовки участников аварийной партии для общей и радиационной разведки и выполнения аварийных работ в зоне аварии;
организацию эвакуации и маршруты вывода участников аварийной партии из зоны аварии;
организацию радиационного обследования участников аварийной партии, эвакуированных из зоны аварии;
порядок контроля и учета индивидуальных доз облучения участников аварийной партии, привлекаемых к работам по локализации и ликвидации последствий аварии;
порядок использования средств индивидуальной защиты и личной гигиены;
контроль загрязнения средств индивидуальной защиты, одежды и кожных покровов в местах выхода из зоны аварии, а также сбора загрязненных средств защиты и одежды, их безопасного временного хранения;
оценку экспресс-методами количества радионуклидов, поступивших внутрь организма участников аварийной партии, подвергшихся радиационному воздействию, выявление лиц, подлежащих дополнительному обследованию биофизическими методами и спектрометрией;
организацию проведения санитарной обработки участников аварийной партии, места и порядок ее проведения.
31. В разделе необходимо указывать:
способы обеспечения безопасности судна при потере (ограничении) хода из-за аварии на ЯЭУ;
условия, при которых необходимо продолжение работы с нарушением пределов и условий безопасной эксплуатации ЯЭУ в целях обеспечения безопасности судна в зависимости от конкретной ситуации;
способы обеспечения сохранения управляемости судна при использовании резервных и аварийных средств движения и оценки времени работы резервных и аварийных энергоисточников по запасам органического топлива;
оценки энергопотребностей общесудовых систем (элементов) безопасности, в том числе водоотливных средств, обитаемости и поддержания жизнедеятельности персонала.
32. В разделе необходимо указывать способы оценки состояния физических барьеров, в том числе:
прямые и косвенные способы оценки состояния физических барьеров;
способы обнаружения нарушений целостности физических барьеров и их локализации;
способы оценки состояния систем (элементов) безопасности, сохранения и поддержания эффективности физических барьеров.
33. В разделе следует определить порядок действий аварийных партий, в том числе:
состав групп разведки радиационной и общей обстановки в зоне аварии, их оснащение;
порядок инструктажа, постановки задач по спасению персонала, осмотра фактического состояния систем и элементов РУ, подготовки и ввода в действие систем и элементов РУ, замеров параметров радиационной обстановки, порядок входа в зону аварии для выполнения заданий, пребывания в ней и выхода из зоны аварии;
порядок формирования спасательных групп, групп разведки радиационной и общей обстановки и санитарной группы из аварийной партии для оказания медицинской помощи персоналу, эвакуированному из зоны аварии;
порядок санитарной обработки и дезактивации членов спасательных групп, выведенных из зоны аварии;
порядок обработки и обобщения результатов осмотра зоны аварии, фактических замеров характеристик радиационной обстановки в зоне аварии, полученных группами разведки радиационной и общей обстановки для представления информации в центральный пост управления.
34. В разделе необходимо указывать:
информацию о местах расположения медицинских постов оказания помощи;
комплектацию пунктов медицинской помощи имуществом, медицинскими средствами, препаратами, в том числе индивидуальными противорадиационными аптечками, препаратами стабильного йода, другими противорадиационными препаратами;
порядок проведения йодной профилактики и применения противорадиационных препаратов;
порядок оказания первой медицинской помощи пострадавшим и проведения дальнейшего обследования (при необходимости);
порядок эвакуации пострадавших (при их наличии);
порядок госпитализации персонала, пострадавшего при аварии;
порядок направления на медицинское освидетельствование персонала, получившего индивидуальную дозу облучения, превышающую в 5 раз предел дозы, установленной Нормами радиационной безопасности;
порядок предоставления информации о результатах медицинского обследования персонала и оказании медицинской помощи ЭО, руководителям организаций, с которыми осуществляется взаимодействие при проведении аварийных работ;
порядок проведения проверок продуктов питания и питьевой воды.
35. В разделе следует привести:
способы оценки технического состояния ЯЭУ с нарушенными пределами и условиями безопасной эксплуатации;
уточненные данные о результатах разведки радиационной и общей обстановки в зоне аварии;
техническое состояние систем и элементов ЯЭУ, в том числе:
физических барьеров безопасности;
систем и элементов ЯЭУ, важных для безопасности;
анализ состояния запасов технологических сред.
36. В разделе необходимо представлять оценку возможности:
проведения частичной дезактивации помещений и оборудования для периодического обслуживания систем и элементов ЯЭУ;
эксплуатации систем и элементов ЯЭУ после устранения причин аварии, восстановления пределов и условий нормальной эксплуатации, в том числе путем уменьшения резервирования и снижения уровней мощности работы ЯЭУ.
37. В разделе "Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в порту" в дополнение к положениям, указанным в разделе "Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в море" Плана мероприятий, необходимо указывать:
порядок использования средств связи и системы оповещения (соединение судна с телефонной сетью общего пользования, с портовым телефонным коммутатором, с прямой линией связи с администрацией порта, применение радиотелефонных средств);
необходимость нахождения на борту капитана судна или лица, его замещающего, и установленного количества персонала для проведения аварийных мероприятий в случае аварии;
состав аварийных партий, места их сбора и оснащение;
оценку радиационной обстановки на судне и на прилегающей территории порта, обеспечение радиационного контроля при ухудшении радиационной обстановки;
маршруты эвакуации персонала, не участвующего в противоаварийных мероприятиях, а также других лиц, временно находящихся на судне;
перечень мероприятий по радиационному контролю и оказанию медицинской помощи персоналу и работникам порта, подвергшимся радиационному воздействию, мероприятия по их санитарной обработке;
порядок использования береговых средств пожаротушения и проведения других противоаварийных мероприятий, включая подачу электроэнергии с берега;
порядок предоставления информации о пожаре на борту судна портовым пожарным командам, о принятии совместных с портовыми пожарными командами противопожарных мер и уведомлении о радиационной опасности работников портовых пожарных команд, участвующих в ликвидации пожара (при его возникновении);
перечень мероприятий по охране судна (с учетом местных условий), исключающих возможность неконтролируемого доступа на судно посторонних лиц;
перечень технических и организационных мер по защите судна от внешних воздействий.
38. В Плане мероприятий должны быть учтены требования, определенные администрацией порта, к организации оповещения об аварии на ЯЭУ судна, взаимодействию с аварийной партией порта, а также буксировке судна с аварийной ЯЭУ на удаленную якорную стоянку (при необходимости). Взаимодействие работников порта с судном с аварийной ЯЭУ, привлечение организаций к ликвидации радиационных аварий осуществляется в соответствии с портовым аварийным планом.
39. Схема оповещения администрации порта о ядерной и (или) радиационной аварии на судне должна быть согласована с администрацией порта.
40. Состояние ЯЭУ судна в порту должно соответствовать требованиям санитарных правил СП 2.6.1.01-04 "Обеспечение радиационной безопасности портов Российской Федерации при заходе и стоянке в них атомных судов, судов атомно-технологического обслуживания и плавучих энергоблоков атомных теплоэлектростанций (СПРБП-04)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11 февраля 2004 г. N 5 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 4 марта 2004 г., регистрационный N 5607, Российская газета, 2004, N 78).
41. В разделе "Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в доке" в дополнение к положениям, указанным в разделах "Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в море" и "Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в порту" Плана мероприятий, необходимо указывать:
порядок использования средств связи между судном и доком;
соответствие значений остаточных тепловыделений активных зон реакторов значениям, определенным эксплуатационными документами ЯЭУ;
способы и возможность подачи охлаждающей воды в контуры теплоотвода ЯЭУ судна для обеспечения отвода остаточных тепловыделений ЯЭУ при аварии на доке;
средства, способы и периодичность радиационного контроля на стапель-палубе в районе реакторных отсеков;
порядок взаимодействия аварийных партий судна и дока;
способы и порядок эвакуации персонала, не участвующего в ликвидации аварии на судне;
перечень организационно-технических мероприятий по поддержанию судна на плаву в случае аварийного затопления дока.
42. В разделе "Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при буксировке судна" дополнительно к положениям, указанным в разделе "Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в море" Плана мероприятий, необходимо указывать:
порядок использования средств связи между буксируемым судном и судами, обеспечивающими его буксировку;
порядок взаимодействия аварийных партий буксируемого судна и обеспечивающих его буксировку судов, способы доставки аварийных партий на буксируемое судно (при необходимости);
способы и порядок эвакуации персонала, не участвующего в ликвидации аварии, с буксируемого судна;
схемы размещения устройств для буксировки, швартового оборудования.
43. В разделе "Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в составе плавучей атомной станции" в дополнение к положениям, указанным в разделе "Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в порту" Плана мероприятий, необходимо указывать:
порядок использования средств связи и системы оповещения (соединение судна с телефонной сетью общего пользования, с портовым телефонным коммутатором, с прямой линией связи с администрацией порта, применение радиотелефонных средств);
схему организации оповещения и связи на ПАС;
схемы основных технологических связей с объектами береговой инфраструктуры и схемы размещения разъемных устройств системы энергообеспечения;
порядок организации несения судовой вахты, обоснование необходимости нахождения на ПЭБ административного руководства ПАС и установленного количества персонала для выполнения аварийных мероприятий в случае аварии;
состав аварийных партий, места их сбора и оснащение;
оценку радиационной обстановки на судне и в СЗЗ, обеспечение радиационного контроля при ухудшении радиационной обстановки;
маршруты эвакуации персонала, не участвующего в противоаварийных мероприятиях, а также других лиц, временно находящихся на судне;
перечень мероприятий по радиационному контролю и оказанию медицинской помощи персоналу, подвергнувшемуся радиационному воздействию, мероприятия по его санитарной обработке;
порядок использования береговых средств пожаротушения и проведения других противоаварийных мероприятий, включая подачу электроэнергии с берега;
перечень технических и организационных мер по защите судна от внешних воздействий;
критерии объявления состояния "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка";
порядок действий персонала при ухудшении радиационной обстановки в периодически обслуживаемых и необслуживаемых помещениях в зоне контролируемого доступа и контролируемой зоне.
IV. Критерии объявления состояний "Аварийная готовность"
и "Аварийная обстановка" на ПАС
44. В качестве критериев объявления состояния "Аварийная готовность" на ПАС должны использоваться:
превышение значений мощностей доз, приведенных в приложении N 3 к настоящим Федеральным нормам и правилам, при нарушении пределов безопасной эксплуатации ЯЭУ ПЭБ;
внешнее воздействие природного или техногенного происхождения, взрыв, пожар, нарушившие нормальную работу систем или элементов, важных для безопасности, и приведшие к нарушению пределов или условий безопасной эксплуатации ЯЭУ ПЭБ;
подача сигнала "Радиационная опасность".
45. В качестве критериев объявления состояния "Аварийная обстановка" на ПАС должны использоваться:
превышение значений мощностей доз, приведенных в приложении N 3 к настоящим Федеральным нормам и правилам;
введение в действие руководства по управлению запроектными авариями.
V. Порядок объявления состояний "Аварийная готовность"
и "Аварийная обстановка" на ПАС
46. Решение об объявлении на ПАС состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" должно приниматься административным руководством ПАС. Одновременно с принятием данного решения административное руководство должно принять решение о введении в действие Плана мероприятий.
47. При принятии административным руководством ПАС решения об объявлении на ПАС состояния "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" и о введении в действие Плана мероприятий данные лица должны дать указание капитану судна (лицу, его замещающему) и начальнику смены об объявлении на ПАС состояния "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" и о введении в действие Плана мероприятий.
48. Информация об объявлении на ПАС состояний "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" и о введении в действие Плана мероприятий в срок не более 15 минут с момента объявления должна быть доведена до организаций, участвующих в аварийном реагировании, и до сведения работников согласно утвержденным схемам оповещения.
В приложении к Плану мероприятий должны быть приведены схемы оповещения об объявлении состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" на ПАС и список абонентов оповещения о состояниях "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" на ПАС.
49. После объявления состояния "Аварийная готовность" должны быть приведены в состояние готовности силы, предназначенные для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ослабления, локализации и ликвидации последствий аварий, определенные документами ЭО.
Приложение N 1
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной энергии
"Требования к планированию мероприятий
по действиям и защите персонала
при ядерных и радиационных авариях
на судах и других плавсредствах с ядерными
реакторами", утвержденным приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 27 июня 2018 г. N 278
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
ПАС - плавучая атомная станция
ПЭБ - плавучий энергоблок
РУ - реакторная установка
СЗЗ - санитарно-защитная зона
ЭО - эксплуатирующая организация
ЯЭУ - ядерная энергетическая установка
Приложение N 2
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной энергии
"Требования к планированию мероприятий
по действиям и защите персонала
при ядерных и радиационных авариях
на судах и других плавсредствах с ядерными
реакторами", утвержденным приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 27 июня 2018 г. N 278
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Аварийная партия - группа персонала, создаваемая для эвакуации пострадавших, борьбы с затоплением, пожарами, ликвидации повреждений технических средств, оборудования, разведки общей и радиационной обстановки, выполнения аварийных работ в контролируемой зоне и других целей по обеспечению живучести судна.
2. Акватория плавучего энергоблока - участок водной поверхности достаточной глубины и размеров, предназначенный для размещения и функционирования ПЭБ с защитными дамбами (при необходимости), причалами, якорными стоянками, навигационным оборудованием, обеспечивающий безопасное маневрирование судов и плавсредств технологического обеспечения.
3. Контролируемая зона - зона с контролируемым доступом, в которой действуют специальные правила для обеспечения защиты персонала от воздействия ионизирующего излучения.
4. Радиационные последствия - радиационное воздействие, оцениваемое масштабом и степенью воздействия радиоактивного загрязнения, составом радионуклидов и количеством радиоактивных веществ в выбросе.
5. Персонал - экипаж и специальный персонал судна, пассажиры, экипаж судна-буксировщика.
6. Плавучая атомная станция - плавучий энергоблок (плавучие энергоблоки) с необходимым комплексом береговых зданий и сооружений для обеспечения его стоянки и эксплуатации, а также передачи тепловой и электрической энергии в заданных режимах и условиях применения, располагающийся в пределах определенной проектом ПАС территории и акватории, с необходимыми работниками (персоналом) и документацией. В состав ПАС могут также входить береговые хранилища ядерного топлива и радиоактивных отходов.
7. Режим энергоисточника - режим работы, при котором судно с ЯЭУ, входящее в состав ПАС, обеспечивает выдачу в береговые сети электрической (тепловой) энергии установленных параметров.
8. Сигнал "Радиационная опасность" - сигнал, подаваемый на судне при превышении параметров системы радиационного контроля значений пределов безопасной эксплуатации, определенных по двум или более каналам измерений.
9. Состояние "Аварийная готовность" - состояние судна, объявление которого требует введения режима функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций "Повышенная готовность" с установлением соответствующего уровня реагирования с целью предупреждения чрезвычайной ситуации.
10. Состояние "Аварийная обстановка" - состояние судна, объявление которого требует введения режима функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций "Чрезвычайная ситуация" с установлением объектового уровня реагирования с целью ликвидации чрезвычайной ситуации.
Приложение N 3
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной энергии
"Требования к планированию мероприятий
по действиям и защите персонала
при ядерных и радиационных авариях
на судах и других плавсредствах с ядерными
реакторами", утвержденным приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 27 июня 2018 г. N 278
ЗНАЧЕНИЯ
МОЩНОСТЕЙ ДОЗ В ПОМЕЩЕНИЯХ ПЛАВУЧЕГО ЭНЕРГОБЛОКА,
ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО В РЕЖИМЕ ЭНЕРГОИСТОЧНИКА, В АКВАТОРИИ
И НА БЕРЕГОВОЙ ПЛОЩАДКЕ ПЛАВУЧЕЙ АТОМНОЙ СТАНЦИИ,
В САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЕ И ЗОНЕ НАБЛЮДЕНИЯ, ПРИ ПРЕВЫШЕНИИ
КОТОРЫХ ОБЪЯВЛЯЮТСЯ СОСТОЯНИЯ "АВАРИЙНАЯ ГОТОВНОСТЬ"
ИЛИ "АВАРИЙНАЯ ОБСТАНОВКА"
Критерий для определения состояния
|
Состояние
|
|
"Аварийная готовность"
|
"Аварийная обстановка"
|
|
Помещения постоянного пребывания персонала контролируемой зоны
|
10 мкЗв/ч
|
600 мкЗв/ч
|
Акватория ПЭБ, береговая площадка ПАС и СЗЗ
|
2,5 мкЗв/ч
|
200 мкЗв/ч
|
Акватория и территория за пределами акватории ПЭБ, береговой площадки ПАС и СЗЗ
|
0,1 мкЗв/ч <*>
|
20 мкЗв/ч
|
--------------------------------
<*> Превышение над естественным радиационным фоном.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области