ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 23 ноября 2023 г. N 415
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА
ПО БЕЗОПАСНОСТИ "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ
НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ МАГИСТРАЛЬНЫХ
НЕФТЕПРОВОДОВ И НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ"
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пунктом 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Руководство по безопасности "Рекомендации по разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов".
2. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 декабря 2014 г. N 555 "Об утверждении Руководства по безопасности "Рекомендации по разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов".
Руководитель
А.В.ТРЕМБИЦКИЙ
Утверждено
приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 23 ноября 2023 г. N 415
РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ
"РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ
И НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ"
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Руководство по безопасности "Рекомендации по разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов" (далее - Руководство) разработано в целях содействия соблюдению требований статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1437, и Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2020 г. N 517 (зарегистрирован Минюстом России 23 декабря 2020 г., регистрационный N 61745).
2. Руководство содержит рекомендации по разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (далее - ПМЛЛА).
3. Руководство рекомендовано к применению в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, а также в организациях, участвующих в разработке ПМЛЛА.
4. Руководство содержит рекомендации по разработке ПМЛЛА на линейных и площадочных сооружениях опасных производственных объектов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.
5. В случае организационных, структурных, кадровых изменений, изменений адресов, номеров телефонов, иных изменений, не являющихся основанием для пересмотра ПМЛЛА, с учетом пункта 7 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1437 (далее - Постановление N 1437), в ПМЛЛА рекомендуется своевременно вносить актуальные сведения.
II. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ
МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ И НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ
6. Для ПМЛЛА опасных производственных объектов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, с учетом положений Постановления N 1437, рекомендуется следующее содержание разделов:
6.1. Общая часть:
характеристика объекта, в отношении которого разрабатывается ПМЛЛА;
возможные источники (места) возникновения аварий;
возможные сценарии возникновения и развития аварий;
характеристики аварийности и травматизма, присущие объекту;
организация управления, связи и оповещения при аварии на объекте;
организация взаимодействия сил и средств;
система взаимного обмена информацией между организациями-участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;
состав и дислокация сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;
порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;
организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте;
мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения.
6.2. Специальная часть, в которой указываются сведения по рассматриваемому объекту, основанные на содержании общих разделов плана мероприятий и определяющие порядок действий в случае аварий на объекте в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности:
первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте;
действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций.
7. В разделе "Характеристика объекта" рекомендуется указывать:
полное и сокращенное наименование организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, ее почтовый адрес и контактные телефоны;
сведения о местоположении объекта, ситуационную схему рассматриваемого объекта;
состав объекта (технологические и административные составляющие);
описание технологических процессов, осуществляемых на объекте, технологические схемы;
расположение на объекте основного технологического оборудования с указанием первичных средств пожаротушения, средств связи;
значения величин основных технологических параметров;
краткие характеристики района расположения объекта (географические, геологические, климатические, гидрологические);
транспортную и инженерную инфраструктуру района расположения объекта, инженерные коммуникации и объекты, расположенные в охранной зоне объекта, и организации, их эксплуатирующие;
наименование опасного вещества, обращаемого на опасном производственном объекте, его характеристики и опасные свойства (температура кипения, плотность при 20 °C; температура вспышки, температура самовоспламенения, класс опасности вещества, запах вещества), информацию о воздействии на человека, средства защиты, методы перевода вещества в безвредное состояние;
ближайшие населенные пункты, места массового пребывания людей с указанием расстояния до них.
8. В разделе "Возможные источники (места) возникновения аварий" рекомендуется указывать:
характерные причины возможных аварий на объекте;
характерное технологическое оборудование объекта, являющееся источником возможных аварий на объекте.
9. В разделе "Возможные сценарии возникновения и развития аварий" рекомендуется указывать:
характерные возможные сценарии возникновения и развития аварий на объекте, поражающие факторы, их сопровождающие;
сведения об объемах и площадях разливов нефти и нефтепродуктов, зонах действия поражающих факторов для характерных возможных сценариев возникновения и развития аварий на объекте.
10. В разделе "Характеристики аварийности и травматизма, присущие объекту" в соответствии с пунктом 11 Постановления N 1437 приводятся краткие сведения о произошедших авариях на аналогичных объектах, их причинах и последствиях, о травматизме, его причинах и последствиях.
11. В разделе "Первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте" для различных характерных сценариев возникновения и развития аварий рекомендуется указывать:
порядок получения и передачи информации о возникновении аварии на объекте;
первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте, в том числе по оповещению о возникновении аварии, выводу персонала из опасной зоны, предотвращению развития аварии и ее локализации.
12. В разделе "Действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций" рекомендуется указывать для различных характерных сценариев возникновения и развития аварий:
хронологический порядок действий производственных подразделений, аварийно-спасательных служб (формирований), диспетчерских (оперативных) служб, действий ответственных лиц и персонала по локализации и ликвидации аварий и их последствий;
состав задействованных сил и средств, используемых для локализации и ликвидации аварий и их последствий на объекте (далее - силы и средства);
маршруты следования сил и средств к местам возникновения аварий;
описание основных применяемых методов локализации и ликвидации аварий и их последствий.
13. В разделе "Организация управления, связи и оповещения при аварии на объекте" рекомендуется указывать:
порядок и схему оповещения при возникновении аварии на объекте, с указанием контактных данных и ответственных лиц;
сведения о структуре и организации управления при возникновении аварии на объекте, в том числе порядок передачи управления вышестоящим органам;
порядок обеспечения связи при возникновении аварии на объекте.
14. В разделе "Организация взаимодействия сил и средств" рекомендуется указывать:
зоны ответственности и уровни реагирования аварийно-спасательных служб (формирований);
сведения об организации взаимодействия производственных подразделений и аварийно-спасательных служб (формирований), в том числе со сторонними организациями, аварийно-спасательными службами (формированиями) сторонних организаций, органами исполнительной власти;
распределение обязанностей между производственными подразделениями и аварийно-спасательными службами (формированиями), а также ответственными лицами;
организации, взаимодействующие и участвующие в локализации и ликвидации аварии, с указанием их наименований и телефонов.
15. В разделе "Система взаимного обмена информацией между организациями-участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте" в соответствии с пунктом 11 Постановления N 1437 рекомендуется указывать порядок и условия взаимодействия с организациями, привлекаемыми к локализации и ликвидации аварий и их последствий на объекте.
16. В разделе "Состав и дислокация сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте" рекомендуется указывать:
состав и дислокацию сил и средств;
оценку соответствия и достаточности имеющихся на объекте и привлекаемых сил и средств (в том числе профессиональных аварийно-спасательных формирований), с учетом их дислокации, задач по локализации и ликвидации аварий и их последствий, возможных сценариев аварии;
время следования и прибытия аварийно-спасательных служб к местам возникновения аварий;
необходимость, возможность и порядок привлечения к действиям по локализации и ликвидации аварий и их последствий аварийно-спасательных служб или аварийно-спасательных формирований, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
17. В разделе "Порядок обеспечения готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте" в соответствии с пунктом 11 Постановления N 1437 рекомендуется указывать порядок и мероприятия по обеспечению готовности сил и средств к локализации и ликвидации аварий и их последствий на объекте с указанием организаций и лиц, ответственных за поддержание этих сил и средств в готовности.
18. В разделе "Организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте" рекомендуется указывать сведения о (об):
организации материально-технического обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий и их последствий на объекте;
организации инженерного обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий и их последствий на объекте;
организации финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий и их последствий на объекте;
противопожарном обеспечении;
транспортном обеспечении;
медицинском обеспечении.
19. В раздел "Мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения" рекомендуется включать:
порядок взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в случае возникновения аварии;
мероприятия по защите населенных пунктов от аварий на объекте и их последствий;
мероприятия по спасению людей и материальных ценностей от аварий на объекте и их последствий;
мероприятия по оказанию медицинской помощи.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области