ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 14 февраля 2024 г. N 53
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
"РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ ДОСТУПА
В СИСТЕМЕ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ"
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", в целях реализации полномочий, установленных подпунктом 5.3.18 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое к настоящему приказу руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по применению средств контроля доступа в системе учета и контроля ядерных материалов".
2. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18 августа 2014 г. N 366 "Об утверждении руководства по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по применению пломб в системе учета и контроля ядерных материалов".
Руководитель
А.В.ТРЕМБИЦКИЙ
Утверждено
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 14 февраля 2024 г. N 53
РУКОВОДСТВО
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
"РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ ДОСТУПА
В СИСТЕМЕ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ"
(РБ-098-23)
I. Общие положения
1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по применению средств контроля доступа в системе учета и контроля ядерных материалов" (РБ-098-23) (далее - Руководство по безопасности) разработано в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-19), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18 ноября 2019 г. N 438 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 апреля 2020 г., регистрационный N 58042), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 июня 2020 г. N 215 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2020 г., регистрационный N 58881) (далее - НП-030-19).
2. Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по применению СКД (перечень сокращений, использованных в Руководстве по безопасности, приведен в приложении N 1 к Руководству по безопасности) в системе учета и контроля ЯМ на объектах использования атомной энергии.
3. Руководство по безопасности рекомендовано для применения эксплуатирующими организациями, осуществляющими обращение с ЯМ (далее - организация).
II. Организация применения средств контроля доступа
4. Согласно приложению N 2 к НП-030-19 СКД к ЯМ являются технические средства, предназначенные для обнаружения несанкционированных изъятия, использования, перемещения ЯМ, а также несанкционированного доступа к ЯМ.
СКД включают в себя системы наблюдения и пломбировочные устройства одноразового действия, обеспечивающие защиту объекта пломбирования от несанкционированного доступа путем индикации вмешательства (далее - пломбы).
5. При применении СКД в системе учета и контроля ЯМ в организации рекомендуется проведение организационных мероприятий, направленных на обеспечение:
персонализации ответственности работников, осуществляющих учет и контроль ЯМ в организации, ЗБМ;
единого подхода к процедурам применения СКД в организации в целях учета и контроля ЯМ, создания системы применения СКД;
организационно-методического Руководства, включая разработку документов, регламентирующих деятельность по применению СКД и определяющих функции, обязанности и права служб, должностных лиц, персонала ЗБМ;
контроля качества применения СКД в организации.
6. Согласно пункту 51 НП-030-19 обращение с пломбами в организации осуществляется в соответствии с установленной организацией программой применения пломб. Рекомендуемое содержание программы применения пломб в организации приведено в приложении N 2 к Руководству по безопасности.
7. Порядок применения систем наблюдения в целях учета и контроля ЯМ, порядок документальной регистрации результатов применения таких систем, в соответствии с пунктом 50 НП-030-19, устанавливаются документами организации. Сроки хранения результатов контроля доступа, в соответствии с пунктом 50 НП-030-19, устанавливаются исходя из категории ЯМ в ЗБМ, но не менее одного межбалансового периода.
8. В целях организации обращения с СКД распорядительным документом руководителя организации или уполномоченного им лица, в соответствии с пунктами 26 - 27 НП-030-19, назначаются следующие лица:
ответственный за организацию работ по применению пломб в организации;
ответственные за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ.
Не рекомендуется назначать ответственного за организацию работ по применению пломб в организации ответственным за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ.
9. Кроме ответственных лиц, указанных в пункте 8 Руководства по безопасности, распорядительным документом руководителя организации или уполномоченного им лица также рекомендуется назначить:
ответственного за учет и обращение с пломбами в организации;
ответственных за применение пломб в ЗБМ (лиц, которым поручено применение пломб в ЗБМ).
Рекомендуется установить ограниченный перечень лиц, уполномоченных по обращению с пломбами в каждой ЗБМ, с учетом необходимости обеспечения бесперебойной работы во время отпусков и временной нетрудоспособности.
10. На ответственного за организацию работ по применению пломб в организации рекомендуется возлагать выполнение следующих функций:
координации работ по учету, хранению и обращению с пломбами в организации;
организации приемки и (или) получения, входного контроля пломб, поставляемых в организацию;
организации контроля за учетом, хранением и обращением пломб;
участия в расследовании случаев нарушений применения пломб;
согласования приказов о назначении ответственных за учет и обращение с пломбами в организации и ЗБМ, а также ответственных за применение пломб в ЗБМ;
организации эксплуатационного контроля установленных пломб.
11. На ответственного за учет и обращение с пломбами в организации рекомендуется возлагать выполнение следующих функций:
ведения учета всех имеющихся в организации пломб (хранящихся в организации, выданных в ЗБМ, утилизированных и подлежащих утилизации из числа пломб, централизованно хранящихся в организации) в журнале учета пломб в организации (рекомендуемый образец журнала учета пломб в организации приведен в приложении N 3 к Руководству по безопасности);
формирования и обеспечения заказа пломб;
участия в проведении приемки и (или) получении, входном контроле пломб, поставляемых в организацию;
подготовки предложений по пересмотру программы применения пломб;
получения и фиксации информации об утилизированных в ЗБМ пломбах (копий актов об утилизации пломб в ЗБМ).
12. На лиц, ответственных за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ, рекомендуется возлагать выполнение следующих функций:
хранения и ведения учета полученных в ЗБМ пломб, а также пломб, подлежащих утилизации в ЗБМ, в журнале учета пломб в ЗБМ (рекомендуемый образец журнала учета пломб в ЗБМ приведен в приложении N 4 к Руководству по безопасности);
подготовки предложений по формированию заказа достаточного количества пломб в ЗБМ;
выдачи пломб для применения ответственным за применение пломб в ЗБМ;
проведения приемки и (или) получения, входного контроля пломб при их получении в ЗБМ;
эксплуатационного контроля установленных пломб;
получения пломб, подлежащих утилизации, от ответственных за применение пломб в ЗБМ;
проведения утилизации пломб, снятых с объектов пломбирования в ЗБМ, с установленной периодичностью, и передачи копий актов об утилизации пломб в ЗБМ ответственному за учет и обращение с пломбами в организации;
проведения расследования случаев нарушений применения пломб.
13. На ответственных за применение пломб в ЗБМ рекомендуется возлагать выполнение следующих функций:
получения пломб от лица, ответственного за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ;
установки, эксплуатационного контроля, снятия пломб в соответствии с требованиями, установленными в программе применения пломб в организации;
передачи пломб, подлежащих утилизации (использованных, поврежденных при установке или хранении, с истекшим сроком годности), лицу, ответственному за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ.
Указанные действия рекомендуется фиксировать в журнале учета установки и снятия пломб в ЗБМ, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 5 к Руководству по безопасности.
14. В организации, осуществляющей обращение с ЯМ, рекомендуется установить порядок подготовки работников, осуществляющих применение СКД, включающий процедуры применения СКД.
15. Перечень лиц, уполномоченных по применению пломб в каждой ЗБМ, рекомендуется ограничить ответственными за применение пломб в ЗБМ.
III. Рекомендации по обращению с пломбами
16. В перечень процедур, совершаемых при обращении с пломбами, рекомендуется включать: заказ пломб, их получение и входной контроль, применение (установку, эксплуатационный контроль и снятие) и утилизацию.
17. Заказ пломб для организации рекомендуется осуществлять на основании заявок, подготовленных ответственными за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ, в соответствии с порядком, определенным в программе применения пломб. Заявку рекомендуется составлять с учетом выполнения текущих работ с ЯМ и обеспечения установленного организацией резерва пломб.
18. В целях реализации требования, установленного в пункте 46 НП-030-19, рекомендуется включать в документы на закупку пломб (например, техническое задание, договор) положение о необходимости наличия у изготовителя (поставщика) сертификатов соответствия пломб требованиям действующих национальных стандартов Российской Федерации. Также в документы на закупку пломб рекомендуется включать требование о предоставлении изготовителем (поставщиком) гарантии того, что пломбы с такими же заводскими номерами, индивидуальными контрольными знаками (буквенно-цифровым кодом, штрих-кодом, маркировкой) (далее - идентификационные признаки) не будут изготовлены и поставлены другому заказчику.
19. При получении пломб от изготовителя (поставщика) рекомендуется провести входной контроль с участием комиссии, который включает:
контроль целостности упаковки с пломбами;
контроль соответствия информации, указанной на этикетках упаковки с пломбами и в паспорте на поставленную партию пломб, данным, приведенным в накладной;
контроль количества пломб в упаковке;
контроль пломб в упаковке.
Входной контроль пломб рекомендуется проводить в организации (например, на центральном складе) или в ЗБМ после получения упаковок с пломбами ответственного за учет, хранение и обращение с пломбами в организации.
20. Состав комиссии рекомендуется определять в программе применения пломб или назначать распорядительным документом руководителя организации или уполномоченного им лица и включать в ее состав ответственных за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ.
При проведении приемки и (или) получении пломб в организации на несколько ЗБМ в состав комиссии рекомендуется включать ответственного за учет и обращение с пломбами в организации.
21. Контроль целостности упаковки с пломбами рекомендуется проводить визуальным осмотром. При этом рекомендуется проверить:
наличие и сохранность упаковки;
наличие и целостность клеящей ленты и ее скрепление с поверхностью упаковки;
наличие и четкость транспортной маркировки;
наличие и надежность скрепления этикеток с упаковкой, разборчивость содержащейся на них информации.
22. Контроль соответствия информации, указанной на этикетках упаковки и в паспорте на поставленную партию пломб, данным, приведенным в накладной, рекомендуется проводить по следующим позициям:
наименование изготовителя;
наименование, тип пломб;
дата изготовления;
количество пломб в упаковке;
диапазон идентификационных признаков пломб;
отметка о приемке пломб техническим контролем изготовителя.
23. Рекомендуется проверить в паспорте на поставляемую партию пломб наличие сведений о предоставлении изготовителем (поставщиком) пломб с уникальными идентификационными признаками гарантий их уникальности и заверение паспорта печатью отдела технического контроля изготовителя (поставщика).
24. Количество пломб в упаковке рекомендуется проверять их пересчетом.
25. Контроль пломб в упаковке рекомендуется проводить визуальным осмотром. При этом рекомендуется осуществлять контроль:
внешнего вида (отсутствие трещин, сколов, деформаций, разломов);
габаритных размеров;
маркировки на соответствие технической документации.
26. Контроль габаритных размеров пломб рекомендуется проводить мерной металлической линейкой или штангенциркулем.
27. Контроль маркировки рекомендуется осуществлять визуально, сравнивая с эталоном-образцом (при наличии) и (или) технической документацией.
28. При проведении контроля маркировки рекомендуется проверить:
состав маркировки по технической документации;
считываемость идентификационных признаков пломбы;
неповторяемость идентификационных признаков пломб;
соответствие места нанесения маркировки указанному в технической документации.
29. Решающими браковочными признаками при проведении входного контроля пломб рекомендуется считать:
нарушение целостности пломбы;
наличие трещин и разрывов;
несчитываемость маркировки;
повторяемость идентификационных признаков;
ошибки в составе маркировки.
30. Результаты входного контроля рекомендуется оформлять документально в порядке, установленном в программе применения пломб. Рекомендуемый образец акта входного контроля пломб приведен в приложении N 6 к Руководству по безопасности.
31. При наличии пломб, признанных по результатам входного контроля негодными для применения, рекомендуется их возвращать изготовителю (поставщику) с заменой на годные или утилизировать в организации установленными способами в порядке, установленном условиями поставки и программой применения пломб.
32. Ответственным за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ рекомендуется выдавать пломбы ответственным за применение пломб в ЗБМ, документально оформляя выдачу в соответствии с установленным в организации порядком.
33. Пломбы рекомендуется хранить в условиях, исключающих несанкционированный доступ к ним.
34. Установку пломб на объекты пломбирования рекомендуется фиксировать в журнале учета установки и снятия пломб в ЗБМ.
35. К объектам пломбирования рекомендуется относить объекты, содержащие ЯМ, места доступа к объектам, содержащим ЯМ (при технической невозможности установки пломб на объекты, содержащие ЯМ), объекты, в которых хранятся пломбы и оборудование, без которого обращение с ЯМ невозможно или затруднено.
Объектами пломбирования рекомендуется выбирать:
упаковки (например, контейнеры, емкости, бочки), металлические шкафы, сейфы с ЯМ;
транспортные контейнеры, транспортные упаковочные комплекты, в которых находятся ЯМ;
оборудование или его часть, из которого возможен доступ к ЯМ;
корпус оборудования, защитный чехол, в которых находятся ЯМ;
двери, люки помещений, боксов, "горячих камер", в которых находятся ЯМ;
двери, ворота пунктов хранения ЯМ;
двери, люки грузовых отсеков транспортных средств, перевозящих ЯМ;
шкафы с пломбами.
36. Установка пломб на объекты пломбирования в ЗБМ, содержащих ЯМ категорий 1 и 2, проводится в соответствии с пунктом 53 НП-030-19 не менее чем двумя лицами, допущенными к работам с ЯМ.
37. Согласно пункту 47 НП-030-19 для контроля доступа к ЯМ в ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2 при передаче ЯМ из ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2, а также при передаче ЯМ любых категорий между организациями применяются пломбы с уникальными идентификационными признаками.
38. Установку пломб на объекты пломбирования рекомендуется проводить в соответствии с технической документацией на пломбы с учетом технической возможности установки пломб и с условием обеспечения возможности контроля установленных пломб (в том числе при групповом и многоярусном расположении объектов пломбирования, таких как контейнеры, бочки, емкости).
39. При выборе пломб для конкретного объекта пломбирования рекомендуется учитывать условия использования пломб, условия хранения и использования объекта пломбирования (повышенная или пониженная температура, повышенная влажность, колебания температуры, атмосферное давление, радиоактивность, солнечный свет, частота доступа или использования). Также рекомендуется учитывать стойкость пломб к возможностям фальсификации и вскрытия без нарушения целостности с учетом категории ЯМ в ЗБМ.
40. Для помещений, боксов, контейнеров, емкостей и других объектов пломбирования с высокой частотой доступа персонала рекомендуется применение пломб, в основном обеспечивающих индикацию фактов несанкционированного доступа к объекту пломбирования путем идентификации целостности, и, как правило, обладающих слабыми защитными свойствами от внешних механических воздействий (индикаторных пломб). Помещения с ограниченным доступом персонала рекомендуется пломбировать пломбами, конструкция которых несет силовую нагрузку (силовыми пломбами).
41. В отношении установленных пломб рекомендуется проводить определение правильности установки, исправности и целостности пломб, возможности дальнейшей эксплуатации пломб на объекте пломбирования, обнаружение и фиксация видимых следов несанкционированного воздействия (далее - эксплуатационный контроль). Эксплуатационный контроль рекомендуется осуществлять ответственным за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ, ответственным за применение пломб в ЗБМ.
42. Эксплуатационный контроль рекомендуется сочетать с проверкой объекта пломбирования и проводить с частотой не реже одного раза в промежутках между физическими инвентаризациями ЯМ. При этом, в соответствии с пунктом 49 НП-030-19, при определении объема случайной выборки установленных пломб исходят из требования подтверждения с доверительной вероятностью 0,95 надлежащего состояния не менее 95% пломб.
Пример расчета объема случайной выборки для проведения выборочного контроля пломб приведен в приложении N 7 к Руководству по безопасности.
43. Кроме проведения эксплуатационного контроля в промежутках между физическими инвентаризациями ЯМ эксплуатационный контроль рекомендуется проводить в случаях:
проведения физической инвентаризации ЯМ;
проведения административного контроля состояния учета и контроля ЯМ;
поступления учетных единиц с ЯМ;
отправки учетных единиц с ЯМ;
выявления нарушений применения пломб.
44. Эксплуатационный контроль рекомендуется проводить непосредственно на объекте установки пломб. При этом рекомендуется проверить:
соответствие типа пломб записи в журнале учета установки и снятия пломб в ЗБМ;
соответствие контрольной идентификационной маркировки пломб записи в журнале учета установки и снятия пломб в ЗБМ;
соответствие объекта пломбирования указанному в журнале установки и снятия пломб в ЗБМ;
правильность установки пломб на объект пломбирования;
целостность пломб;
наличие (отсутствие) признаков, свидетельствующих о несанкционированном вмешательстве;
соответствие срока, прошедшего с установки пломбы на объект пломбирования, сроку службы пломбы, установленному в паспорте на поставленную партию пломб.
45. Соответствие типа пломб записи в журнале учета установки и снятия пломб в ЗБМ рекомендуется проверить сравнением с имеющейся технической документацией или образцом-эталоном (при наличии). Рекомендуется сравнивать следующие элементы: дизайн пломб, цвет и фактуру покрытия, состав и размещение маркировки, габаритные размеры пломб.
46. Контроль маркировки рекомендуется проводить считыванием идентификационных признаков, нанесенных на пломбы, и их сравнением с записью в журнале учета установки и снятия пломб в ЗБМ.
47. При проверке правильности установки пломб на объекты пломбирования рекомендуется сверить соответствие схемы и параметров установки требованиям инструкции по установке и снятию данного типа пломб.
48. При определении целостности пломб рекомендуется:
провести визуальный контроль отсутствия разрывов и трещин;
вручную предпринять попытку смещения корпуса пломб в направлении, противоположном замыканию;
вручную проконтролировать наличие (отсутствие) зазоров (люфтов), предусмотренных конструкцией пломб.
49. К типовым признакам вмешательства рекомендуется относить:
деформации корпуса и нарушения покрытия, возникшие в результате воздействий, схожих с воздействием зажимных устройств;
следы посторонних веществ в местах соединения составных частей пломб (каната, втулок, заглушек и крышек в корпусе);
изменение цвета и фактуры покрытия;
изменение состояния деталей из пластика;
обрыв двух и более нитей каната, расплетение прядей каната;
отсутствие или нечеткое изображение отдельных элементов маркировки, нарушения в размещении маркировки, графические символы и конфигурация шрифта, отличающиеся от образца, двойные и неровные линии элементов маркировки.
50. Результаты эксплуатационного контроля рекомендуется оформлять соответствующими записями в разделе "Эксплуатационный контроль установленных пломб" журнала учета установки и снятия пломб в ЗБМ или в виде акта в соответствии с порядком, определенным в программе применения пломб, а снятие и установку пломб во время процедуры эксплуатационного контроля рекомендуется также фиксировать в журнале учета установки и снятия пломб в ЗБМ. Рекомендуемый образец раздела "Эксплуатационный контроль установленных пломб" журнала учета установки и снятия пломб в ЗБМ приведен в приложении N 5 к Руководству по безопасности.
При оформлении результатов эксплуатационного контроля в виде акта рекомендуется указывать в нем сведения, приведенные в рекомендуемом образце раздела по периодическому контролю пломб.
51. Снятие пломб с объектов пломбирования рекомендуется фиксировать в журнале учета установки и снятия пломб в ЗБМ.
52. Снятие пломб с объектов пломбирования в ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2, в соответствии с пунктом 53 НП-030-19, проводится не менее чем двумя лицами, допущенными к работам с ЯМ.
53. Снятые пломбы рекомендуется передать ответственному за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ под подпись в журнале учета установки и снятия пломб в ЗБМ с указанием даты их передачи. Снятые пломбы рекомендуется хранить в условиях, исключающих несанкционированный доступ к ним, отдельно от новых (неиспользованных) пломб.
54. Дальнейшее хранение снятых пломб рекомендуется осуществлять ответственному за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ в месте, исключающем несанкционированный доступ к ним.
55. При снятии пломб рекомендуется выполнить процедуры контроля, указанные в пункте 44 Руководства по безопасности, чтобы убедиться в отсутствие неучтенного снятия и (или) подмены пломбы. При возникновении подозрений в неучтенном снятии, подмене пломбы рекомендуется провести специальное исследование (экспертизу) пломбы с целью установления или опровержения факта неучтенного снятия и повторного применения пломбы. При наличии оснований полагать, что пломбы имеют радиоактивное загрязнение, рекомендуется снятые пломбы подвергать радиационному контролю.
56. Для обеспечения невозможности повторного использования пломб и воспроизведения их идентификационных признаков рекомендуется пломбы, снятые с объектов пломбирования, утилизировать, то есть приводить конструкцию пломб в состояние, исключающее возможность их повторного применения.
57. Рекомендуется утилизировать следующие пломбы:
не прошедшие входной контроль;
поврежденные при входном контроле;
поврежденные при установке или хранении;
с истекшим сроком годности;
снятые с объектов пломбирования (использованные).
58. Утилизацию пломб рекомендуется производить комиссией с оформлением акта установленной в организации формы, на основании которого в журнале учета пломб в ЗБМ делается соответствующая отметка о снятии пломб с учета. Рекомендуемый образец акта утилизации пломб приведен в приложении N 8 к Руководству по безопасности. В состав комиссии рекомендуется включать ответственных за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ, ответственных за применение пломб в ЗБМ, лиц, осуществляющих учет и контроль ЯМ в соответствии с программой применения пломб.
59. Хранение и утилизацию снятых пломб, имеющих радиоактивное загрязнение, рекомендуется производить в установленном в организации порядке.
60. Хранение и утилизацию снятых пломб без радиоактивного загрязнения рекомендуется производить в соответствии с установленным в организации порядком обращения с твердыми коммунальными отходами.
IV. Рекомендации по применению систем наблюдения
61. Согласно пункту 45 НП-030-19 системы наблюдения включают в себя:
автоматизированные технические системы, устройства, которые позволяют обеспечить идентификацию доступа к ЯМ (в том числе мониторы для контроля перемещения ЯМ, доступа персонала в помещения с ЯМ, датчики контроля вскрытия дверей, люков в помещениях с ЯМ) (далее - автоматизированные технические системы);
технические системы, устройства для теле- или фотонаблюдения с фиксацией происходящих событий (далее - технические устройства фиксации).
62. Конструктивно элементы систем наблюдения рекомендуется строить по модульному принципу с обеспечением:
взаимозаменяемости сменных однотипных элементов, узлов и блоков;
удобства технического обслуживания и эксплуатации, а также ремонтопригодности;
исключения несанкционированного доступа к элементам управления;
санкционированного доступа к элементам, узлам и блокам, требующим регулировки, обслуживания или замены в процессе эксплуатации.
63. Для автоматизированных технических систем, предназначенных для контроля доступа к ЯМ путем идентификации личности, рекомендуется применять комбинации различных признаков:
вещественный код (ключи, карты, брелоки);
запоминаемый код (клавиатуры, кодонаборные панели и другие аналогичные устройства);
биометрический код (отпечатки пальцев, радужная оболочка глаз и другие) (рекомендуется применять для контроля доступа к ЯМ 1, 2 категории).
64. Рекомендуется оборудовать входы в помещения, где осуществляется обращение с ЯМ, автоматизированными техническими системами. Также рекомендуется оборудовать датчиками контроля вскрытия двери и люки в помещениях, где осуществляется обращение с ЯМ.
65. Технические устройства фиксации рекомендуется использовать для фиксации визуальной информации о состоянии объектов наблюдения.
66. Рекомендуется применять технические устройства фиксации таким образом, чтобы в случае несанкционированного доступа к ЯМ было возможно зарегистрировать характер нарушения, место нарушения, направление движения нарушителя.
67. В качестве объектов наблюдения рекомендуется выбирать помещения, в которых осуществляется обращение с ЯМ, коридоры, по которым производится перемещение ЯМ, а также объекты пломбирования, приведенные в пункте 35 Руководства по безопасности, где имеются в наличии ЯМ.
68. Технические устройства фиксации, расположенные на улице, рекомендуется:
размещать в герметичных кожухах, имеющих солнцезащитный козырек;
ориентировать на местности под углом к линии горизонта, чтобы лучи восходящего и заходящего солнца не попадали в объектив технических устройств фиксации;
размещать так, чтобы препятствовать их умышленному повреждению;
размещать так, чтобы обеспечивать перекрытие их областей обзора.
69. В темное время суток, в случае если освещенность ниже чувствительности технических устройств фиксации, рекомендуется применять дополнительное освещение видимого или инфракрасного диапазона.
70. Технические устройства фиксации рекомендуется применять как в автоматизированном режиме (фото- или видеоверификация тревог), так и в неавтоматизированном (прямое видеонаблюдение и запись), в зависимости от особенностей процессов обращения с ЯМ в организации.
71. При автоматизированном режиме функционирования устройство наблюдения рекомендуется использовать в дополнение к системе охранной сигнализации с возможностью записи визуальной информации:
при получении сигнала тревоги от системы охранной сигнализации;
периодически по заданному расписанию.
72. При неавтоматизированном режиме функционирования технические устройства фиксации рекомендуется использовать в непрерывном режиме для видеонаблюдения за обстановкой на объектах наблюдения с возможностью записи информации для последующего воспроизведения, организовав отдельный пост видеонаблюдения с дежурным оператором видеонаблюдения.
73. На дежурного оператора видеонаблюдения рекомендуется возлагать выполнение следующих функций:
обеспечение заданного режима работы технических устройств фиксации;
проверка состояния и работоспособности технических устройств регистрации.
74. Порядок взаимодействия служб учета и контроля ЯМ и физической защиты при получении информации от систем наблюдения рекомендуется определять в документах организации.
Рекомендуется регламентировать порядок регистрации следующей информации:
временного интервала фиксации информации системами наблюдения (с точностью до минут);
отсутствия попыток несанкционированного доступа к объектам наблюдения, отключений электропитания систем наблюдения, срабатываний автоматизированных технических систем (в том числе ложных срабатываний);
сведений о лице, зарегистрировавшем данную информацию.
75. Рекомендуется обеспечивать системы наблюдения электропитанием с учетом обеспечения автономности.
V. Рекомендации по учету процедур обращения с пломбами
и применения систем наблюдения
76. Для учета процедур обращения с пломбами рекомендуется вести следующие журналы:
учета пломб в организации;
учета пломб в ЗБМ;
учета установки и снятия пломб в ЗБМ;
Учет процедур обращения с пломбами, в соответствии с пунктом 52 НП-030-19, регистрируется документально. Рекомендуется выполнять условия соответствующих требований по защите информации и внесению исправлений в журналы только с сохранением сведений о дате и лицах, внесших такие изменения, а также об изначальных данных до внесения исправлений.
77. Журналы учета пломб в ЗБМ, а также журналы учета установки и снятия пломб в ЗБМ рекомендуется вести для каждой ЗБМ. При необходимости, вместо единого журнала по всей ЗБМ, возможно ведение журналов учета установки и снятия пломб для каждого подразделения, осуществляющего деятельность в ЗБМ.
Рекомендуемые образцы форм журналов приведены в приложениях N 3 - 5 к Руководству по безопасности.
78. В журналах учета пломб в ЗБМ, а также в журналах учета установки и снятия пломб в ЗБМ рекомендуется отражать изменения состояния каждой пломбы с момента постановки на учет (с момента получения) до момента снятия с учета (передачи на утилизацию или передачи в другую ЗБМ) с указанием лиц, ответственных за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ.
79. При приеме объектов пломбирования рекомендуется регистрировать примененные к ним пломбы в журнале учета пломб в ЗБМ и журнале учета установки и снятия пломб в ЗБМ с указанием реквизитов сопроводительной документации (постановка пломб на учет).
При передаче объектов пломбирования в другую ЗБМ либо организацию рекомендуется установленные пломбы снимать с учета с указанием в журналах учета реквизитов сопроводительной документации.
80. К документации и базам данных пломб, как к изделиям строгой отчетности, рекомендуется применять меры контроля, исключающие несанкционированный доступ к ним.
81. Для обеспечения возможности контроля несанкционированного использования или подделки пломб журналы регистрации учета, установки и снятия пломб рекомендуется хранить не менее 60 календарных месяцев со дня внесения последней записи.
82. В целях снижения объема случайной выборки учетных единиц, которые будут подвергнуты подтверждающим измерениям в ходе проведения физической инвентаризации ЯМ, рекомендуется устанавливать порядок документальной регистрации результатов применения систем наблюдения в целях учета и контроля ЯМ.
83. Срок хранения информации с систем наблюдения рекомендуется устанавливать продолжительностью двух межбалансовых периодов.
VI. Рекомендации по действиям при нарушениях применения
пломб и систем наблюдения
84. К нарушениям применения пломб и систем наблюдения рекомендуется относить:
отсутствие, повреждение или разрушение пломбы, установленной на объекте пломбирования;
несоответствие идентификационных признаков установленной пломбы зарегистрированным в документации;
несоответствие типа пломбы объекту пломбирования;
несоответствие способа установки пломбы инструкции по установке (неправильная установка пломбы);
несоответствие схемы пломбирования требованиям технической (конструкторской) документации;
утеря (утрата) пломбы при хранении;
факт установки или снятия пломбы не уполномоченным на это лицом;
обнаружение неучтенной пломбы;
повреждение, неработоспособность установленных в организации систем наблюдения для целей учета и контроля ЯМ, приведшее к потере контроля за ЯМ;
отсутствие записей установленных систем наблюдения в течение времени, определенного в организации для их хранения.
85. Работнику, обнаружившему нарушение, приведенное в пункте 84 Руководства по безопасности, рекомендуется сообщить об этом своему непосредственному руководителю и лицам, ответственным за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ или за применение систем наблюдения (в зависимости от вида нарушения).
86. Расследование нарушения рекомендуется проводить комиссией с участием ответственного за организацию работ по применению пломб в организации.
87. В ходе расследования рекомендуется:
определить возможные причины нарушения;
устранить последствия нарушения;
ввести дополнительные компенсирующие меры по учету, контролю и физической защите ЯМ (при необходимости).
88. Расследование может предусматривать также и инвентаризацию запаса пломб в ЗБМ.
Приложение N 1
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
"Рекомендации по применению средств
контроля доступа в системе учета
и контроля ядерных материалов",
утвержденному приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 14 февраля 2024 г. N 53
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
ЗБМ
|
-
|
зона баланса материалов
|
СКД
|
-
|
средства контроля доступа
|
ЯМ
|
-
|
ядерные материалы
|
Приложение N 2
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
"Рекомендации по применению средств
контроля доступа в системе учета
и контроля ядерных материалов",
утвержденному приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 14 февраля 2024 г. N 53
РЕКОМЕНДУЕМОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПРИМЕНЕНИЯ ПЛОМБ В ОРГАНИЗАЦИИ
В преамбуле документа рекомендуется указать, какие нормативные правовые акты, отраслевые документы используются при разработке программы, а также стандарты и требования к используемым в организации пломбам.
Перечень и описание объектов пломбирования в организации
В данном разделе рекомендуется перечислить объекты пломбирования в организации с указанием ЗБМ, в которых они находятся.
В перечень рекомендуется включать:
упаковки (например, контейнеры, емкости, бочки), металлические шкафы, сейфы с ЯМ;
транспортные контейнеры, транспортные упаковочные комплекты, в которых находятся ЯМ;
оборудование или его часть, из которого возможен доступ к ЯМ;
другое оборудование, без которого обращение с ЯМ невозможно либо затруднено;
корпус оборудования, защитный чехол, в котором находятся ЯМ;
двери, люки помещений, боксов с ЯМ, "горячих камер", в которых находятся ЯМ;
двери, ворота пунктов хранения ЯМ;
двери, люки грузовых отсеков транспортных средств, перевозящих ЯМ;
металлические шкафы и сейфы, в которых хранятся пломбы.
Также в разделе рекомендуется привести сведения о местонахождении объектов пломбирования, типах и количестве пломб, используемых на них.
Перечень типов пломб, используемых в организации
В данном разделе рекомендуется привести перечень типов пломб, средств их установки и контроля с указанием конкретных объектов пломбирования. Рекомендуется использовать единую номенклатуру пломб, средств их установки и контроля как в системе учета и контроля ЯМ, так и в системе учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
Порядок заказа пломб, их получения, входного контроля,
выдачи пломб в структурные подразделения организации
В данном разделе рекомендуется определить процедуры заказа, приобретения, входного контроля и хранения пломб.
Организации рекомендуется определить порядок оценки количества пломб необходимых типов для обеспечения работ с ЯМ (резерва).
Рекомендуется привести требования к порядку формирования заказа пломб, оформления заявок, договоров на поставку, проведения входного контроля; привести порядок выбраковки пломб, оформления рекламаций и оформления результатов входного контроля.
Также в раздел рекомендуется включить общее описание подлежащих учету операций с пломбами, учетной документации, взаимодействия между ответственными за учет и хранение пломб в организации и подразделениях.
Порядок хранения и утилизации пломб
В данный раздел рекомендуется включить условия и места хранения пломб, общее описание подлежащих учету операций с пломбами, учетной документации, порядок взаимодействия между ЗБМ и централизованным подразделением организации, отвечающим за пломбы (при наличии). В разделе рекомендуется описать порядок заполнения журнала учета пломб в организации, журналов учета пломб в ЗБМ.
В данном разделе для каждого типа применяемых пломб рекомендуется определить условия, при которых пломбы подлежат утилизации, описать порядок хранения снятых пломб до их утилизации, включая фиксацию фактов снятия и утилизации в журналах учета, требования к условиям хранения, требования к оформлению процедуры утилизации.
Также рекомендуется определить порядок обращения с пломбами и объектами пломбирования, для которых обнаружены нарушения или признаки нарушения. Рекомендуется установить, при каких обнаруженных нарушениях или признаках нарушений снятые с объекта пломбирования пломбы не могут быть утилизированы и сохраняются в организации или в ее подразделениях до подтверждения наличия ЯМ или окончания расследования.
В данном разделе рекомендуется привести перечень необходимой учетной документации по пломбам с учетом рекомендаций Руководства по безопасности и ссылок на формы документов в приложениях к нему; определить требования к хранению журналов учета пломб, материалов по проверкам, актов утилизации и другой документации, основываясь на порядке хранения документов строгой отчетности, установленном в организации.
Порядок применения пломб (порядок установки,
контроля, снятия)
В данном разделе рекомендуется определить порядок установки, контроля и снятия пломб, а также порядок учета этих процедур для каждого типа применяемых пломб.
В данном разделе рекомендуется привести описание причин применения пломб.
К причинам установки и снятия пломб рекомендуется относить:
установку новой пломбы;
необходимость проведения работ с ЯМ, доступа в помещение, к оборудованию;
нарушение целостности пломбы;
изъятие ЯМ из объекта пломбирования;
замену пломбы на пломбу другого типа;
случайное разрушение пломбы в технологическом процессе обращения с ЯМ.
Рекомендуется определить требования к соблюдению правила "двух лиц" при установке, контроле и снятии пломб для тех или иных случаев применения и категорий ЯМ.
Порядок документальной регистрации установки и снятия пломб
В данном разделе рекомендуется привести форму журнала учета установки и снятия пломб в ЗБМ, а также правила его заполнения, порядок фиксации результатов проверки эксплуатационного контроля пломб и фактов снятия и утилизации в журналах учета, порядок контроля радиоактивного загрязнения пломб при их снятии.
Порядок действий при нарушениях применения пломб
Рекомендуется описать возможные признаки нарушений при применении пломб, порядок действий по информированию руководства организации и расследованию при обнаружении нарушений применения пломб.
Порядок контроля применения пломб в организации
Рекомендуется определить процедуры, выполняемые при проведении эксплуатационного контроля пломб для каждого типа применяемых пломб, а также лиц, которые осуществляют эксплуатационный контроль установленных пломб в ЗБМ.
Состав работников, занятых применением пломб, порядок
подготовки и допуска работников
В данном разделе рекомендуется определить ответственность, функциональные обязанности и порядок взаимодействия лиц, участвующих в обращении с пломбами:
ответственного за организацию работ по применению пломб в организации;
ответственного за учет и обращение с пломбами в организации;
ответственных за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ;
ответственных за применение пломб в ЗБМ.
Здесь же рекомендуется привести порядок подготовки и допуска работников к работам по применению пломб и перечень используемых для этого программ обучения.
Приложение N 3
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
"Рекомендации по применению средств
контроля доступа в системе учета
и контроля ядерных материалов",
утвержденному приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 14 февраля 2024 г. N 53
(рекомендуемый образец)
Журнал учета пломб в организации
N записи, п/п
|
Сведения о полученных пломбах
|
Принял
|
Сведения о выданных пломбах
|
Выдал
|
Получил
|
|||||||||||||||
Дата получения
|
Наименование изготовителя
|
Номер накладной
|
Тип
|
Количество, шт.
|
Номера пломб
|
Номер и дата акта вх. контроля
|
Фамилия, имя, отчество
|
Подпись
|
Дата выдачи
|
ЗБМ - получатель
|
Номер накладной
|
Количество, шт.
|
Номера пломб
|
Фамилия, имя, отчество
|
Подпись
|
Фамилия, имя, отчество
|
Подпись
|
|||
с
|
по
|
с
|
по
|
|||||||||||||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
Приложение N 4
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
"Рекомендации по применению средств
контроля доступа в системе учета
и контроля ядерных материалов",
утвержденному приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 14 февраля 2024 г. N 53
(рекомендуемый образец)
Журнал
учета пломб в зоне баланса материалов
Прием пломб в зоне баланса материалов и выдача
пломб исполнителям
Тип пломб: _______
|
||||||||||||||
N записи, п/п
|
Сведения о полученных пломбах
|
Принял <*>
|
Сведения о выданных пломбах
|
Выдал <*>
|
||||||||||
Дата получения
|
Получено от
|
Номер накладной
|
Количество, шт.
|
Номера пломб
|
Фамилия, имя, отчество
|
Подпись
|
Дата выдачи
|
Количество, шт.
|
Номера пломб
|
Фамилия, имя, отчество
|
Подпись
|
|||
с
|
по
|
с
|
по
|
|||||||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
Возврат и утилизация использованных пломб
N записи, п/п
|
Сведения о возвращенных пломбах
|
Сдал
|
Принял <*>
|
N акта об утилизации
|
|||||
Дата возврата
|
Тип
|
Количество, шт.
|
Номера
|
Фамилия, имя, отчество
|
Подпись
|
Фамилия, имя, отчество
|
Подпись
|
||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
--------------------------------
<*> Ответственный за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ.
Приложение N 5
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
"Рекомендации по применению средств
контроля доступа в системе учета
и контроля ядерных материалов",
утвержденному приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 14 февраля 2024 г. N 53
(рекомендуемый образец)
Журнал
учета установки и снятия пломб в зоне баланса материалов
Тип пломб: __________
|
||||||||||
Сведения о получении
|
Сведения об установке
|
|||||||||
N записи, п/п
|
Дата получения
|
Номер пломбы
|
Ответственный за применение пломб в ЗБМ
|
Дата установки
|
Объект пломбирования
|
Ответственный за применение пломб в ЗБМ
|
Второе лицо
|
|||
Фамилия, имя, отчество
|
Подпись
|
Фамилия, имя, отчество
|
Подпись
|
Фамилия, имя, отчество
|
Подпись
|
|||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
Тип пломб: __________
|
||||||||||||
Сведения о снятии
|
Сведения о сдаче
|
|||||||||||
N записи, п/п
|
Дата снятия
|
Номер пломбы
|
Объект пломбирования
|
Ответственный за применение пломб в ЗБМ
|
Второе лицо
|
Дата сдачи
|
Сдал, ответственный за применение пломб в ЗБМ
|
Принял, отв. за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ
|
||||
Фамилия, имя, отчество
|
Подпись
|
Фамилия, имя, отчество
|
Подпись
|
Фамилия, имя, отчество
|
Подпись
|
Фамилия, имя, отчество
|
Подпись
|
|||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
Эксплуатационный контроль установленных пломб
N, п/п
|
Дата проверки
|
Размер выборки
|
Номера проверяемых пломб
|
Результат проверки
|
Лица, проводившие проверку
|
|
Фамилия, имя, отчество
|
Подпись
|
|||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Регистрация установленных пломб, пришедших из других зон
баланса материалов
Сведения об установленных пломбах, полученных из других ЗБМ
|
|||||||
N записи, п/п
|
Дата
|
Номер пломбы
|
Объект пломбирования
|
Реквизиты сопроводительной документации
|
ЗБМ, откуда получены
|
Ответственный за применение пломб в ЗБМ
|
|
Фамилия, имя, отчество
|
Подпись
|
||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Регистрация установленных пломб, снимаемых с учета,
при отправке в другие зоны баланса материалов
Сведения об установленных пломбах, переданных в другие ЗБМ
|
|||||||
N записи, п/п
|
Дата
|
Номер пломбы
|
Объект пломбирования
|
Реквизиты сопроводительной документации
|
ЗБМ, откуда получены
|
Ответственный за применение пломб в ЗБМ
|
|
Фамилия, имя, отчество
|
Подпись
|
||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Приложение N 6
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
"Рекомендации по применению средств
контроля доступа в системе учета
и контроля ядерных материалов",
утвержденному приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 14 февраля 2024 г. N 53
(рекомендуемый образец)
АКТ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ ПЛОМБ
УТВЕРЖДАЮ ______________________________________ (ответственный за организацию работ по применению пломб в организации) "__" _________________________ 20__ г. АКТ N входного контроля пломб от "__" ________ 20__ г. Комиссия в составе: 1. ________________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________________ 3. ________________________________________________________________________ провела входной контроль изделий, поступивших в ___________________________ по ________________________________________________________________________ (наименование документа, номер, дата) Тип пломб: ___________________ Количество: ____________________________ шт. (число цифрами и прописью) Изготовитель: ________________ Дата изготовления ______________________ Номера ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ В результате контроля выявлено, что: 1. Изделия в количестве _______________________________________________ шт. (число цифрами и прописью) Номера ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ признаны негодными к применению по причинам: ____________________________________ ___________________________________________________________________________ и подлежат возврату/утилизации. ___________________________________________________________________________ 2. Изделия в количестве _______________________________________________ шт. (число цифрами и прописью) Номера ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ признаны годными для применения и подлежат учету. Подписи членов комиссии: 1. _________________________ 2. _________________________ 3. _________________________
Приложение N 7
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
"Рекомендации по применению средств
контроля доступа в системе учета
и контроля ядерных материалов",
утвержденному приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 14 февраля 2024 г. N 53
ПРИМЕР
РАСЧЕТА ОБЪЕМА СЛУЧАЙНОЙ ВЫБОРКИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ВЫБОРОЧНОГО КОНТРОЛЯ ПЛОМБ
Для расчета объема случайной выборки при выполнении выборочного контроля установленных пломб рекомендуется использовать следующую формулу:
где
n - количество пломб, подлежащих проверке (округляется до ближайшего большего целого числа);
N - количество установленных в ЗБМ пломб;
Pобн - доверительная вероятность (Pобн = 0,95);
Результат расчета объема случайной выборки
для проверки установленных пломб
Количество установленных в ЗБМ пломб
|
10
|
20
|
30
|
40
|
50
|
100
|
150
|
200
|
250
|
500
|
1 000
|
5 000
|
Количество пломб, подлежащих проверке
|
10
|
19
|
26
|
32
|
35
|
46
|
50
|
52
|
54
|
57
|
59
|
60
|
Приложение N 8
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
"Рекомендации по применению средств
контроля доступа в системе учета
и контроля ядерных материалов",
утвержденному приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 14 февраля 2024 г. N 53
(рекомендуемый образец)
АКТ УТИЛИЗАЦИИ ПЛОМБ
УТВЕРЖДАЮ ______________________________________ (ответственный за организацию работ по применению пломб в организации) "__" _________________________ 20__ г. АКТ N утилизации пломб от "__" ________ 20__ г. Комиссия в составе: 1. ______________________ 2. ______________________ 3. ______________________ Проверила фактическое наличие пломб и сверила с учетными документами отбракованные и снятые с объектов пломбирования: Тип пломб: _______________ Количество: ________________________________ шт. (число цифрами и прописью) номера ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ полученные от _____________________________________________________________ (код, наименование ЗБМ) Пломбы приведены в непригодное для дальнейшего использования состояние путем ___________________________________________________________________________ (указать способ) упакованы в _______________________________________________________________ (бумажный мешок, ящик, контейнер, коробку и т.д.) и _________________________________________________________________________ (указать, куда переданы) Подписи членов комиссии: 1. _________________________ 2. _________________________ 3. _________________________ Деформированные пломбы сдал: ___________________________ (Фамилия, имя, отчество (при наличии), подпись) Деформированные пломбы принял: ___________________________ (Фамилия, имя, отчество (при наличии), подпись) Радиоактивное загрязнение деформированных пломб отсутствует: ___________________________ (Фамилия, имя, отчество (при наличии), подпись)
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области