ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 13 сентября 2021 г. N 300
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ (НАДЗОРНЫХ) МЕРОПРИЯТИЙ
В ОТНОШЕНИИ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ЛИЦ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОПАСНЫЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВ
БОЕПРИПАСОВ И СПЕЦХИМИИ
В целях установления единого подхода к проведению должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору контрольных (надзорных) мероприятий и внедрения его в практическую деятельность приказываю:
1. Утвердить прилагаемые к настоящему приказу Методические рекомендации по проведению контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты производств боеприпасов и спецхимии.
2. Признать утратившими силу Методические рекомендации по проведению выездных проверок опасных производственных объектов производств боеприпасов и спецхимии, утвержденные приказом Ростехнадзора от 2 марта 2021 г. N 79.
Руководитель
А.В.ТРЕМБИЦКИЙ
Утверждены
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 13 сентября 2021 г. N 300
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ (НАДЗОРНЫХ) МЕРОПРИЯТИЙ
В ОТНОШЕНИИ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ЛИЦ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОПАСНЫЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВ
БОЕПРИПАСОВ И СПЕЦХИМИИ
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по проведению контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее - ОПО) производств боеприпасов и спецхимии (далее - Рекомендации) разработаны в целях установления единого подхода к проведению должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору контрольных (надзорных) мероприятий.
2. Рекомендации разработаны для применения должностными лицами Ростехнадзора, осуществляющими федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, в должностные обязанности которых, в соответствии с положением о виде контроля и должностным регламентом, входит реализация полномочий по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, в том числе посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению нарушений обязательных требований (далее - инспекторы).
3. Перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 "О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности".
4. Права и обязанности инспектора определены Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
5. В Рекомендациях используются термины и определения, установленные законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.
6. Правовыми основами осуществления контрольно-надзорных мероприятий являются:
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации";
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 "О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности";
постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 1661 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности";
иные нормативные правовые акты, указанные в приказе Ростехнадзора от 2 марта 2021 г. N 81 "Об утверждении перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности".
7. При планировании и проведении проверок следует учитывать все имеющиеся сведения из Генеральной прокуратуры Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти: МЧС России, ФСБ России, а также из администраций субъектов Российской Федерации.
8. Для объектов со сложными дифференцированными технологическими производственными процессами комиссия из числа должностных лиц, уполномоченных осуществлять федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, может формироваться с включением в состав лиц, осуществляющих надзор за подъемными сооружениями, оборудованием, работающим под давлением, техническим состоянием электрооборудования и иным видам надзора, при необходимости.
II. Перечень контрольных вопросов
9. Порядок организации контрольных (надзорных) мероприятий определен Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
10. При организации выездных проверочных мероприятий в отношении объектов производств боеприпасов и спецхимии (далее - объект) следует учитывать следующий перечень контрольных вопросов:
назначение объекта, включая условия пользования (режимности);
особенности размещения объекта;
наличие (отсутствие) отступлений (несоответствий) деятельности при эксплуатации объекта от требований безопасности;
техническое состояние объекта;
соответствие (несоответствие) показателей безопасности объекта критериям, установленным в проектной документации;
статистика аварийности, инцидентов и травматизма при эксплуатации объектов;
потенциальная опасность для населения и размера возможного вреда физическим и юридическим лицам, имуществу юридических и физических лиц при возникновении аварии на объекте.
11. При планировании проверочных мероприятий на режимных объектах должностным лицам следует иметь оформленную в установленном порядке справку о форме допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и предписание.
12. При осуществлении выездных проверочных мероприятий должностными лицами Ростехнадзора и его территориальных органов следует предусматривать оценку:
состояния зданий, сооружений, помещений объекта, территории или частей территории объекта, его цехов, участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования;
работоспособности приборов и систем контроля безопасности на объекте;
пригодности к использованию систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии;
выполнения мероприятий по предотвращению проникновения на объект посторонних лиц;
организационно-распорядительной, технической, разрешительной, учетной и иной документации, наличие которой на объекте предусмотрено обязательными требованиями промышленной безопасности, технического регулирования, на предмет ее соответствия указанным требованиям;
представляемых сведений (отчетов) о результатах производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, технического регулирования;
сведений, подтверждающих соблюдение организацией, владеющей объектом, обязательных требований промышленной безопасности, технического регулирования;
организации работы комиссий по расследованию причин инцидентов на опасных производственных объектах;
соблюдения на объекте требований по проведению проверки знаний рабочих, их инструктажа по безопасности, стажировки на рабочем месте;
выполнения мероприятий по устранению причин инцидентов на объекте и профилактике инцидентов, аварий и несчастных случаев, происшедших в результате аварий;
выполнения запланированных профилактических мероприятий;
правильности идентификации и регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов с присвоением соответствующего класса опасности;
организации обучения работников действиям в случае аварии или инцидента на объекте;
соответствия мест хранения взрывчатых веществ, составов на их основе и изделий, их содержащих, проектной и эксплуатационной документации, указанной в технологическом регламенте предприятия (организации);
соответствия фактического количества взрывчатых веществ, составов на их основе и изделий, их содержащих, нормам загрузки мест хранения (склады, погребки, помещения в производственных зданиях);
соответствия проектного предназначения зданий и сооружений, в которых осуществляются технологические процессы, связанные с транспортированием, снаряжением (расснаряжением) изделий, содержащих взрывчатые вещества, фактическому;
соблюдения требований по проведению работ повышенной опасности, огневых работ;
состояния систем и средств контроля противоаварийной защиты технологических объектов;
соблюдения производственной и технологической дисциплины;
соблюдения требований обоснования безопасности в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическим лицом с применением обоснования безопасности опасного производственного объекта.
III. Подготовка к проведению выездного контрольного
(надзорного) мероприятия
13. Перед выездной проверкой следует проанализировать имеющуюся информацию о данной организации, а также документы, устанавливающие требования к осуществлению деятельности и к обеспечению безопасности объектов, находящихся в эксплуатации проверяемой организации.
14. Основой для информации о состоянии промышленной безопасности объектов служат:
результаты мероприятий по контролю (приказы (распоряжения, решения) о проведении проверок, акты проверок, предписания об устранении нарушений обязательных требований, возражения в отношении актов проверок и (или) выданных предписаний об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений, копии предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, материалы дел об административных правонарушениях, копия положения о производственном контроле, заверенная руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица), а также иные документы, хранящиеся в соответствующих контрольно-наблюдательных делах;
планы мероприятий по доведению объектов до нормативных требований промышленной безопасности (при наличии в территориальном органе Ростехнадзора);
информация, представленная ранее в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) находящаяся в комплексной системе информатизации Ростехнадзора;
сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в едином реестре проверок;
сведения, отчеты, уведомления и иные документы, связанные с эксплуатацией объектов;
анализ причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на производстве.
IV. Перечень документов, рассмотрение которых необходимо
для достижения целей и задач проведения выездных
контрольных (надзорных) мероприятий
15. Для достижения целей и задач проведения контрольных (надзорных) мероприятий рекомендуется рассматривать следующую информации и (или) документы:
учредительные документы проверяемого лица;
документы, подтверждающие назначение на должность руководителя и (или) иного должностного лица юридического лица, подтверждающие полномочия представителей юридического лица, индивидуального предпринимателя (доверенность), присутствующих при проведении проверки;
документы и информация, подтверждающие выполнение предписаний Ростехнадзора;
документы и (или) информация, подтверждающие владение на праве собственности или ином законном основании земельными участками, зданиями, строениями и сооружениями, на (в) которых размещены опасные производственные объекты;
документы и (или) информация, подтверждающие владение на праве собственности или ином законном основании техническими устройствами, применяемыми на опасных производственных объектах;
документы, подтверждающие организацию и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
документы, подтверждающие осуществление организации учета аварий, инцидентов, несчастных случаев, происшедших в результате аварий на опасных производственных объектах, проведение расследований причин, учета и анализа причин возникновения инцидентов на опасных производственных объектах, а также принятие мер по устранению причин инцидентов на опасных производственных объектах и их профилактике;
копии документов, подтверждающих обеспечение готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, в том числе сведения о наличии резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - наличие собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований, а также наличие нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников; состояние их готовности и укомплектованности, проведение тренировок и учений, их регулярность и эффективность;
документы, подтверждающие предотвращение проникновения на объекты посторонних лиц;
информация об антитеррористической защищенности объектов (в части участия совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в организации мониторинга состояния антитеррористической защищенности критически важных опасных производственных объектов);
документы об организационной структуре и утвержденной штатной численности работников опасных производственных объектов;
документы, подтверждающие организацию подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности (работников опасных производственных объектов), инженерно-технического персонала и руководящего состава организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты (сведения о создании аттестационной комиссии в организации, протоколы и удостоверения руководителей и специалистов, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов, прошедших аттестацию, о получении дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности, графики аттестации, документы, определяющие порядок проведения аттестации);
документы, подтверждающие допуск лиц, прошедших соответствующее обучение и имеющих документы установленного образца, к эксплуатации и обслуживанию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах (распорядительные документы организации о разработке программ инструктажей по безопасности, оформление их результатов; документы о прохождении инструктажей по безопасности и стажировок на рабочем месте; допуски к самостоятельной работе; производственные инструкции, а также документы, устанавливающие в организации процедуры проверки знаний производственных инструкций, оформление результатов проверки знаний производственных инструкций);
документы, подтверждающие допуск к работе на опасных производственных объектах лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе (в том числе к работам повышенной опасности);
документы, подтверждающие обеспечение соответствующими средствами индивидуальной и коллективной защиты работников опасных производственных объектов;
обоснования безопасности опасных производственных объектов, документы, подтверждающие выполнение организационных и технических мер безопасности;
проектная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, документация на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасных производственных объектов;
заключения экспертизы проектной документации на строительство, реконструкцию опасных производственных объектов с учетом законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности;
информация об изменениях, вносимых в проектную документацию на строительство, реконструкцию, документацию на техническое перевооружение опасных производственных объектов;
документы, подтверждающие согласование внесения изменений в конструкцию технических устройств (машин и оборудования), применяемых на опасных производственных объектах, с разработчиком (проектировщиком);
документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию объектов;
документы, подтверждающие оценку соответствия технических устройств (сведения о соблюдении порядка применения технических устройств), применяемых на опасных производственных объектах (сертификаты соответствия, декларации о соответствии, разрешения на применение), в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
информация о заключениях экспертиз промышленной безопасности документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов;
информация о заключениях экспертиз промышленной безопасности на обоснования безопасности опасных производственных объектов;
информация о заключениях экспертиз промышленной безопасности на здания и сооружения на опасных производственных объектах и технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах;
договоры страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварий на опасных производственных объектах;
должностные инструкции руководителя проверяемого лица (его заместителей), а также работников и специалистов организации, ответственных за обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности;
документы и информация, подтверждающие наличие, пригодное к использованию состояние и работоспособность систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварий;
документы и (или) информация о наличии, контроле функционирования необходимых приборов и систем блокировки, контроля, управления и защиты технологических процессов, безопасности производственных процессов, производственной и аварийной сигнализации;
документы и (или) информация, подтверждающие соответствие приборов и систем контроля метрологическим требованиям, а также устанавливающие контроль за их метрологическим обеспечением (графики поверки, свидетельства о поверке средств измерения, наличие на приборах клейм);
документы, определяющие порядок организации надежного и безопасного ведения технологических процессов (технологические регламенты и схемы);
документы, подтверждающие оценку технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений, заключающуюся в определении степени повреждения (категории технического состояния) и возможности их дальнейшей эксплуатации по прямому или измененному (при техническом перевооружении) функциональному назначению;
документы, подтверждающие проведение диагностики, испытаний, освидетельствований сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;
документы, подтверждающие организацию и проведение планово-предупредительного ремонта оборудования на опасных производственных объектах, регламентных работ в отношении технических устройств (организация и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования) (графики ремонтов, копии дефектных ведомостей, акты приемки оборудования из ремонта, сертификаты на вновь установленные детали и узлы, протоколы, акты испытаний, эксплуатационные паспорта, ремонтные журналы оборудования, программные средства, копии руководств по эксплуатации), а также огневых и газоопасных работ;
сведения об износе оборудования, замене оборудования при проведении работ по модернизации опасных производственных объектов;
документы и (или) информация, подтверждающие наличие нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правил ведения работ на опасных производственных объектах;
документы и (или) информация, подтверждающие наличие приемочных актов (также актов проверки готовности оборудования) организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты (если оформление таких актов предусмотрено соответствующими федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности);
документы и (или) информация о выполнении мероприятий, установленных по результатам экспертиз промышленной безопасности;
техническая и эксплуатационная документация на технические устройства;
наряд-допуски на производство работ (работ повышенной опасности, огневых работ);
документы, содержащие сведения об опасных веществах (газах), участвующих в технологических процессах (образующихся при осуществлении производственного процесса), и подтверждающие, в случае наличия таких веществ (газов), разработку организацией мер защиты персонала от воздействия этих веществ при взрывах, пожарах и других авариях;
документы, подтверждающие отсутствие у персонала, связанного с эксплуатацией объектов, медицинских противопоказаний к работе.
V. Перечень документов и (или) информации, запрашиваемых
и получаемых в ходе проверки в рамках межведомственного
информационного взаимодействия
16. Для достижения целей и задач проведения контрольных (надзорных) мероприятий в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных организаций в соответствии с межведомственным перечнем могут запрашиваться и получаться следующие документы (информация):
сведения из разрешения на ввод в эксплуатацию;
сведения из разрешения на строительство;
сведения из разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
выписка из Единого государственного реестра недвижимости (содержащая общедоступные сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости);
выписка из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимого имущества;
выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества;
кадастровая выписка об объекте недвижимости;
кадастровый паспорт объекта недвижимости;
кадастровый план территории;
копия свидетельства о поверке средств измерений;
копия свидетельства об утверждении типа средств измерений;
сведения из реестра аккредитованных лиц;
сведения из реестра сертификатов соответствия;
сведения из реестра деклараций о соответствии;
сведения из реестра деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия;
сведения из реестра выданных сертификатов соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, за исключением сертификатов соответствия на продукцию, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии;
сведения из национальной части Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;
сведения из национальной части Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных в единой форме;
сведения о кодах по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) и взаимосвязанных с ним Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО), Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО), Общероссийского классификатора форм собственности (ОКФС), Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ), Общероссийского классификатора органов государственной власти и управления (ОКОГУ), установленных организациям и индивидуальным предпринимателям органами государственной статистики;
сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков;
сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;
сведения из реестра дисквалифицированных лиц.
VI. Проведение выездных контрольных (надзорных) мероприятий
17. При организации и осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий следует обеспечить:
изучение информации, содержащейся в эксплуатационной, ремонтной и другой технической документации, перечень и объем которой определяются внутренними распорядительными документами эксплуатирующей объекты организации, устанавливающими требования по безопасному проведению работ на объектах, а также нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности, в целях недопущения возможного сокрытия фактов возникновения происшествий, нештатных ситуаций, которые по совокупности признаков могут быть отнесены к инцидентам или авариям. В случае выявления подобных фактов следует принять соответствующие меры реагирования;
оценку организации и проведения работ повышенной опасности и огневых работ на территории объекта, вне зависимости от того, осуществляются они работниками эксплуатирующей или подрядной организации;
учет информации, содержащейся в заключениях экспертиз промышленной безопасности, в том числе о неполном соответствии технических устройств, зданий и сооружений на объекте требованиям промышленной безопасности, а также о реализации мероприятий, указанных в данных заключениях, при оценке фактического состояния технических устройств, зданий и сооружений на объекте. В случае выявления нарушений в данной сфере следует принимать незамедлительные меры по приостановке эксплуатации таких технических устройств, зданий и сооружений, а также предусмотренные законодательством меры к экспертной организации, подготовившей заключение экспертизы промышленной безопасности, имеющее признаки заведомо ложного;
оценку наличия разработанных внутренних распорядительных документов эксплуатирующей организации, устанавливающих требования безопасного проведения работ на объектах, а также локальных документов (инструкций, положений, регламентов) и их соответствия требованиям нормативных правовых актов в области промышленной безопасности;
оценку исполнения технологических регламентов по осуществлению производственных процессов;
оценку квалификации персонала;
оценку соблюдения требований к регистрации эксплуатируемых объектов в государственном реестре в части полноты и достоверности представляемых сведений, на основании которых осуществлена идентификация и регистрация объектов в государственном реестре опасных производственных объектов с присвоением класса опасности;
оценку работы, служб производственного контроля в части соблюдения ими требований к организации и осуществлению мероприятий, предусмотренных положениями о производственном контроле;
проведение эксперимента с целью проверки фактической готовности организации, владеющей объектом повышенной опасности, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (без остановки технологических процессов);
осуществление иных мероприятий по контролю в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации".
При проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов, аналогичных тем объектам, на которых произошли аварии и случаи смертельного травматизма, особое внимание следует уделять выявлению нарушений требований промышленной безопасности, явившихся причинами (предпосылками) ранее зарегистрированных событий.
VII. Проверки защищенности объектов от терроризма
и чрезвычайных ситуаций
18. При проведении проверки достаточности мер по защищенности объектов от терроризма и чрезвычайных ситуаций следует рассматривать:
паспорт безопасности опасного производственного объекта;
план антитеррористической защищенности объектов предприятия;
график проведения учебно-тренировочных занятий, проводимых по плану мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на текущий год;
план мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, локализации и ликвидации аварийных ситуаций на объектах предприятия. Распорядительный документ, определяющий персональный состав комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности объектов предприятия;
состав сил (нештатных и штатных аварийно-спасательных формирований, групп ликвидации аварийных ситуаций) и материальных средств, привлекаемых к локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий, инцидентов на объектах предприятия. Готовность к применению по назначению, проведение учебно-тренировочных занятий;
укомплектованность резервов материальных запасов для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, аварий и инцидентов;
состояние периметрального ограждения опасного производственного объекта или производственной площадки;
наличие охраны опасного производственного объекта и внутрипропускного режима;
наличие и функционирование систем связи и оповещения;
наличие специальных устройств, ограничивающих движение транспортных средств;
наличие канала связи с органами Росгвардии, МВД России, МЧС России.
VIII. Оформление результатов выездных контрольных
(надзорных) мероприятий
19. По результатам проверки должностным лицом (должностными лицами) территориальных органов Ростехнадзора, осуществляющим (осуществляющими) проверку, следует составлять акт в соответствии с типовой формой акта проверки, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 г. N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
20. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, следует приобщать к акту.
21. Оформление акта следует производить на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия. Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
22. В случае проведения документарной проверки либо контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, а также в случае, если составление акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на месте его проведения невозможно по причине совершения контрольных (надзорных) действий, предусмотренных пунктами 6, 8 и 9 части 1 статьи 65 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", акт следует направить контролируемому лицу в установленном порядке.
23. Контролируемое лицо подписывает акт тем же способом, которым изготовлен данный акт. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте следует сделать соответствующую отметку.
24. Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, следует направить в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
25. В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований контролируемым лицом Ростехнадзор в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, следует:
выдать после оформления акта проверки контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания;
рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
26. Сроки выполнения предписания следует устанавливать исходя из характера выявленного нарушения, степени его влияния на обеспечение промышленной безопасности, а также минимально необходимого времени для устранения выявленных нарушений.
27. По результатам проверки должностным лицом (должностными лицами) Ростехнадзора, осуществляющим (осуществляющими) проверку, при выявлении признаков административного правонарушения следует принимать меры, предусмотренные положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вплоть до приостановления деятельности, а в случаях выявления грубых нарушений или при неоднократных нарушениях, с угрозами аварийности и травмирования персонала, материалы следует направлять в суды для дисквалификации должностных лиц предприятий, ответственных за безопасную эксплуатацию объектов.
IX. Анализ результатов контрольных (надзорных)
мероприятий и их использование
28. Анализ и комплексное использование результатов контрольных (надзорных) мероприятий, содержащих информацию о состоянии промышленной безопасности объектов, а также выполнения планов мероприятий по доведению этих объектов до нормативных требований промышленной безопасности являются важным условием обеспечения эффективности контрольно-надзорной деятельности.
29. По итогам анализа результатов контрольных (надзорных) мероприятий на поднадзорные территориальному органу Ростехнадзора объекты могут быть направлены письма, в которых приводятся обобщенная информация о результатах проведенных контрольных (надзорных) мероприятий и рекомендации по повышению уровня противоаварийной и эксплуатационной устойчивости объектов, обеспечению качественно-количественной сохранности зерна государственного резерва и интервенционного фонда, а также в части организационно-технических мероприятий по предупреждению аварийности и производственного травматизма, в том числе смертельного.
30. Информацию о результатах контрольных (надзорных) мероприятий следует учитывать при проведении на постоянной основе анализа уровня безопасности на поднадзорных объектах, по результатам которого могут быть организованы совещания и встречи с представителями поднадзорных предприятий по их обсуждению (с подписанием протоколов по итогам проведения таких мероприятий всеми участниками);
31. В годовом отчете о деятельности территориального органа Ростехнадзора и полугодовой справке о состоянии регулирующей деятельности и безопасности на объектах, поднадзорных территориальному органу Ростехнадзора, в соответствующем разделе следует представить отдельный блок информации с анализом причин и условий, приведших или способствующих нарушениям обязательных требований.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области