Приказ Ростехнадзора от 11.12.2014 N 555 "Об утверждении Руководства по безопасности "Рекомендации по разработке Планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ
от 11 декабря 2014 г. N 555

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ "РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ
МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ И НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ"

В целях реализации Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2013 г. N 520, приказываю:

утвердить Руководство по безопасности "Рекомендации по разработке Планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов".

Руководитель
А.В.АЛЕШИН

Утверждено
приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 11 декабря 2014 г. N 555

РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ
"РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ
И НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ"

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Руководство по безопасности "Рекомендации по разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов" (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 730, и Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов", утвержденными приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2013 г. N 520 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2013 г., регистрационный N 30605).

2. Настоящее Руководство по безопасности предусматривает единый подход и рекомендации к содержанию планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (далее - ПМЛЛА).

3. Руководство по безопасности предназначено для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, а также организаций, участвующих в разработке ПМЛЛА.

4. Руководство по безопасности рекомендуется распространять на линейные и площадочные сооружения опасных производственных объектов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.

5. Руководство по безопасности не распространяется на трубопроводы для транспортирования сжиженных углеводородных газов и их смесей, конденсата нефтяного газа.

6. В случае организационных, структурных, кадровых изменений, изменений адресов, номеров телефонов, иных изменений, не являющихся основанием для пересмотра ПМЛЛА, в соответствии с Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 730, в ПМЛЛА своевременно вносятся актуальные сведения.

II. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ
МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ И НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ

7. Для ПМЛЛА опасных производственных объектов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов предлагается следующее содержание разделов:

а) Общая часть:

характеристика объекта, в отношении которого разрабатывается ПМЛЛА;

возможные источники (места) возникновения аварий;

возможные сценарии возникновения и развития аварий;

характеристики аварийности и травматизма, присущие объекту;

организация управления, связи и оповещения при аварии на объекте;

организация взаимодействия сил и средств;

система взаимного обмена информацией между организациями - участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;

состав и дислокация сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;

порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;

организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте;

мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения.

б) Специальная часть:

первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте;

действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

8. В разделе "Характеристика объекта" рекомендуется указывать:

полное и сокращенное наименование организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, ее почтовый адрес и контактные телефоны;

сведения о местоположении объекта, ситуационную схему рассматриваемого объекта;

состав объекта (технологические и административные составляющие);

описание технологических процессов, осуществляемых на объекте, технологические схемы;

расположение на объекте основного технологического оборудования с указанием первичных средств пожаротушения, средств связи;

значения величин основных технологических параметров;

краткие характеристики района расположения объекта (географические, геологические, климатические, гидрологические);

транспортную и инженерную инфраструктуру района расположения объекта, инженерные коммуникации и объекты, расположенные в охранной зоне объекта, и организации, их эксплуатирующие;

наименование опасного вещества, обращаемого на опасном производственном объекте, его характеристики и опасные свойства (температура кипения, плотность при 20 °С; температура вспышки, самовоспламенения, класс опасности вещества, запах вещества), информацию о воздействии на человека, средства защиты, методы перевода вещества в безвредное состояние;

ближайшие населенные пункты, места массового пребывания людей с указанием расстояния до них.

9. В разделе "Возможные источники (места) возникновения аварий" рекомендуется указывать:

характерные причины возможных аварий на объекте;

характерное технологическое оборудование объекта, являющееся источником возможных аварий на объекте.

10. В разделе "Возможные сценарии возникновения и развития аварий" рекомендуется указывать:

характерные возможные сценарии возникновения и развития аварий на объекте, поражающие факторы, их сопровождающие;

сведения об объемах и площадях разливов нефти и нефтепродуктов, зонах действия поражающих факторов для характерных возможных сценариев возникновения и развития аварий на объекте.

11. В разделе "Характеристики аварийности и травматизма, присущие объекту" приводятся краткие сведения о произошедших авариях на аналогичных объектах, их причинах и последствиях, о травматизме, его причинах и последствиях.

12. В разделе "Первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте" для различных характерных сценариев возникновения и развития аварий указываются:

порядок получения и передачи информации о возникновении аварии на объекте;

первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте, в том числе по оповещению о возникновении аварии, выводу персонала из опасной зоны, предотвращению развития аварии и ее локализации.

13. В разделе "Действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций" указываются для различных характерных сценариев возникновения и развития аварий:

хронологический порядок действий производственных подразделений, аварийно-спасательных служб (формирований), диспетчерских (оперативных) служб, действий ответственных лиц и персонала по локализации и ликвидации аварий и их последствий;

состав задействованных сил и средств, используемых для локализации и ликвидации аварий и их последствий на объекте (далее - силы и средства);

маршруты следования сил и средств к местам возникновения аварий;

описание основных применяемых методов локализации и ликвидации аварий и их последствий.

14. В разделе "Организация управления, связи и оповещения при аварии на объекте" рекомендуется указывать:

порядок и схему оповещения при возникновении аварии на объекте, с указанием контактных данных и ответственных лиц;

структуру и организацию управления при возникновении аварии на объекте, в том числе порядок передачи управления вышестоящим органам;

порядок обеспечения связи при возникновении аварии на объекте.

15. В разделе "Организация взаимодействия сил и средств" указываются:

зоны ответственности и уровни реагирования аварийно-спасательных служб (формирований);

организация взаимодействия производственных подразделений и аварийно-спасательных служб (формирований), в том числе со сторонними организациями, аварийно-спасательными службами (формированиями) сторонних организаций, органами исполнительной власти;

распределение обязанностей между производственными подразделениями и аварийно-спасательными службами (формированиями), а также ответственными лицами;

организации, взаимодействующие и участвующие в локализации и ликвидации аварии, с указанием их наименований и телефонов.

16. В разделе "Система взаимного обмена информацией между организациями - участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте" приводится порядок и условия взаимодействия с организациями, привлекаемыми к локализации и ликвидации аварий и их последствий на объекте.

17. В разделе "Состав и дислокация сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте" указываются:

состав и дислокация сил и средств;

оценка соответствия и достаточности имеющихся на объекте и привлекаемых сил и средств (в том числе профессиональных аварийно-спасательных формирований), с учетом их дислокации, задач по локализации и ликвидации аварий и их последствий, возможных сценариев аварии;

время следования и прибытия аварийно-спасательных служб к местам возникновения аварий;

необходимость, возможность и порядок привлечения к действиям по локализации и ликвидации аварий и их последствий аварийно-спасательных служб или аварийно-спасательных формирований, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".

18. В разделе "Порядок обеспечения готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте" приводятся порядок и мероприятия по обеспечению готовности сил и средств к локализации и ликвидации аварий и их последствий на объекте с указанием организаций и лиц, ответственных за поддержание этих сил и средств в готовности.

19. В разделе "Организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте" указываются:

организация материально-технического обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий и их последствий на объекте;

организация инженерного обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий и их последствий на объекте;

организация финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий и их последствий на объекте;

противопожарное обеспечение;

транспортное обеспечение;

медицинское обеспечение.

20. В разделе "Мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения" указываются:

порядок взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в случае возникновения аварии;

мероприятия по защите населенных пунктов от аварий на объекте и их последствий;

мероприятия по спасению людей и материальных ценностей от аварий на объекте и их последствий;

мероприятия по оказанию медицинской помощи.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области