ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 10 октября 2017 г. N 417
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
"ПОЛОЖЕНИЕ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ УРОВНЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
РАДИАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ"
В целях реализации полномочий, установленных подпунктом 5.3.18 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказываю:
Утвердить прилагаемое к настоящему приказу руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Положение по установлению уровней физической защиты радиационных объектов".
Врио руководителя
А.Л.РЫБАС
Утверждено
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от "__" _________ 20__ г. N ___
РУКОВОДСТВО
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
"ПОЛОЖЕНИЕ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ УРОВНЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
РАДИАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ"
(РБ-130-17)
I. Общие положения
1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Положение по установлению уровней физической защиты радиационных объектов" (РБ-130-17) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований пунктов 14 - 20 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения" (НП-034-15), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 июля 2015 г. N 280 (далее - НП-034-15).
2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по установлению уровней физической защиты для объектов (помещений, сооружений, зданий), в которых осуществляется обращение с радиоактивными веществами либо размещается и (или) эксплуатируется радиационный источник или пункт хранения (далее - радиационные объекты).
3. Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на обеспечение физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения, указанных в НП-034-15.
4. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для использования организацией (предприятием), осуществляющей эксплуатацию радиационного источника или пункта хранения, обращение с радиоактивными веществами или радиоактивными отходами (далее - организация), а также федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии.
5. Установление уровней физической защиты радиационных объектов в организации может быть выполнено с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности, при обоснованности выбранных способов (методов) для обеспечения физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения.
II. Рекомендации по организации и проведению
работ по установлению уровней физической защиты
радиационных объектов
6. Уровни физической защиты радиационных объектов рекомендуется устанавливать для целей дифференцирования требований к обеспечению физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения.
7. В соответствии с пунктом 14 НП-034-15 уровни физической защиты радиационных объектов определяют совокупность требований, предъявляемых к составу организационных мероприятий, инженерно-технических средств физической защиты и персоналу физической защиты, и устанавливаются в результате работы комиссии по установлению уровней физической защиты радиационных объектов (далее - комиссия), назначенной руководителем организации или лицом, им уполномоченным (далее - руководитель организации).
8. Работы по установлению уровней физической защиты радиационных объектов рекомендуется проводить в следующих случаях:
при проектировании новых радиационных объектов;
при планировании изменений порядка обращения с радиоактивными веществами и эксплуатации радиационных источников и пунктов хранения;
при реконструкции и модернизации радиационных объектов, эксплуатируемых на них радиационных источников и пунктов хранения, изменении расположения и количества радиационных объектов в организации;
если уровень физической защиты для радиационного объекта ранее не устанавливался.
Документ, устанавливающий уровни физической защиты радиационных объектов, рекомендуется пересматривать раз в пять лет.
9. В состав комиссии рекомендуется включать:
1) лиц из состава персонала физической защиты, в том числе из сил охраны;
2) работников организации, компетентных в вопросах:
обращения с радиоактивными веществами, эксплуатации и функционирования радиационных источников и пунктов хранения, их потенциально опасных участков и критических элементов;
радиационной, технической (технологической) безопасности;
учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
3) должностных лиц, которые в соответствии с требованиями федеральных органов исполнительной власти (организаций) к антитеррористической защищенности объектов (территорий) проводили категорирование последствий совершения террористических актов и разрабатывали паспорт безопасности объектов (территорий) организации <*>, а также работников, компетентных в вопросах обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) организации;
--------------------------------
<*> Примечание. Требования федеральных органов исполнительной власти (организаций) к антитеррористической защищенности объектов (территорий) подлежат утверждению постановлениями Правительства Российской Федерации во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года N 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)".
4) представителей специализированных организаций, компетентных по вопросам обеспечения физической защиты, антитеррористической защищенности, оценки радиационного воздействия в результате аварий на радиационных объектах (в случае привлечения такой организации по решению руководителя организации для участия в работе комиссии).
10. В случае если с радиационного объекта удаляются все радиоактивные вещества, радиоактивные отходы и радиационные источники, после исключения его из условий действия лицензии допускается его исключение из перечня радиационных объектов, находящихся в организации, и внесение соответствующих изменений в документ, устанавливающий уровни физической защиты радиационных объектов, без создания комиссии при утверждении вносимых изменений в документы руководителем организации.
11. Рекомендуется, чтобы кандидатура руководителя комиссии, ее состав, задачи и план (программа) работы комиссии, устанавливающий сроки выполнения работ, утверждались руководителем организации.
12. Рекомендуется, чтобы основными этапами работы комиссии были:
сбор исходных данных для установления уровней физической защиты радиационных объектов;
категорирование эксплуатируемых на радиационных объектах закрытых радионуклидных источников по радиационной опасности;
категорирование последствий диверсии на радиационных объектах;
установление возможности или невозможности хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников;
установление уровней физической защиты радиационных объектов.
13. Рекомендуемая схема организации и проведения работ по установлению уровней физической защиты радиационных объектов приведена в приложении N 1 к настоящему Руководству по безопасности.
14. В качестве исходных данных для установления уровней физической защиты радиационных объектов рекомендуется использовать сведения из документов:
определяющих перечень и границы радиационных объектов, находящихся в организации;
устанавливающих модель нарушителей;
паспортов на радионуклидные источники;
паспортов безопасности объектов (территорий) организации;
проектной и (или) технической (эксплуатационной) документации на радиационные источники.
15. Документ, определяющий перечень и границы радиационных объектов, находящихся в организации, и документ, устанавливающий модель нарушителей, рекомендуется разрабатывать с учетом положений руководства по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по составу и содержанию объектовых документов по физической защите радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения" (РБ-115-16), утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 июня 2016 г. N 271, и руководства по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по проведению анализа уязвимости радиационного объекта" (РБ-120-16), утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 декабря 2016 г. N 535.
16. Комиссии рекомендуется также использовать в качестве исходных данных информацию о фактах (попытках) совершения хищений закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ в других организациях.
17. Комиссии рекомендуется на основании результатов работ подготавливать следующие документы:
документ, устанавливающий категорию каждого закрытого радионуклидного источника;
документ, устанавливающий категорию последствий диверсии на радиационных объектах с учетом принятой модели нарушителей;
документ (решение комиссии), содержащий обоснованный вывод о возможности или невозможности хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ;
документ, устанавливающий уровни физической защиты радиационных объектов.
В случае если радиационные объекты расположены на территории ядерного объекта, рекомендуется приводить ссылки на вышеуказанные документы в документе по категорированию предметов физической защиты и ядерного объекта.
III. Рекомендации по учету категорий эксплуатируемых
на радиационных объектах закрытых радионуклидных источников
по радиационной опасности
18. Для категорирования эксплуатируемых на радиационных объектах закрытых радионуклидных источников по радиационной опасности рекомендуется подготовить перечень закрытых радионуклидных источников на каждом из радиационных объектов организации.
19. Для каждого закрытого радионуклидного источника в перечне указывается его категория по радиационной опасности, которая приводится в паспорте источника или рассчитывается в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (НП-067-16), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 ноября 2016 г. N 503 (далее - НП-067-16), на основе отношения A/D (отношения активности закрытых радионуклидных источников А к установленному пределу активностей радионуклидных источников D).
20. Исходные данные и результаты расчетов показателей A/D, на основе которых определялась категория по радиационной опасности каждого закрытого радионуклидного источника на радиационных объектах, рекомендуется отражать в документе, устанавливающем категорию каждого закрытого радионуклидного источника, утверждаемом руководителем организации.
21. Результаты определения категорий закрытых радионуклидных источников по радиационной опасности рекомендуется оформлять в виде сводной таблицы по образцу, приведенному в приложении N 2 к настоящему Руководству по безопасности, в которой для каждого радиационного объекта указываются закрытые радионуклидные источники, которые на нем размещаются и (или) эксплуатируются (закрытые радионуклидные источники в составе мобильных радиационных источников рекомендуется относить к радиационным объектам организации, на которых они будут храниться и (или) эксплуатироваться) и их категории по радиационной опасности.
22. Для радиационных объектов, в которых находятся только закрытые радионуклидные источники категорий 4 и 5 по радиационной опасности, определение категорий последствий диверсии и установление возможности или невозможности хищения закрытых радионуклидных источников не требуется.
IV. Рекомендации по категорированию последствий диверсии
на радиационных объектах
23. На этапе категорирования последствий диверсии на радиационных объектах комиссии рекомендуется оценить масштаб возможных последствий совершения диверсии на каждом радиационном объекте - границы радиационного воздействия при разгерметизации закрытых радионуклидных источников или упаковок (контейнеров) с радиоактивными веществами (радиоактивными отходами) в месте их нахождения на радиационном объекте или при их разлете и последующем радиационном загрязнении территории в результате совершения диверсии нарушителями, указанными в модели нарушителей.
24. Оценку масштаба возможных последствий совершения диверсии рекомендуется проводить расчетным (с использованием имеющихся методик) и (или) экспертным путем.
В группу экспертов рекомендуется включать работников организации, компетентных в вопросах:
обращения с радиоактивными веществами, эксплуатации и функционирования радиационных источников и пунктов хранения, их потенциально опасных участков и критических элементов в штатных и чрезвычайных ситуациях;
радиационной, технической (технологической) безопасности;
обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) организации.
25. По решению руководителя организации для участия в работе комиссии могут привлекаться представители органов и специализированных организаций, компетентных по вопросам обеспечения физической защиты, антитеррористической защищенности, оценки радиационного воздействия в результате аварий на радиационных объектах.
26. При оценке масштаба возможных последствий совершения диверсии экспертной группе рекомендуется ознакомиться со сведениями:
о типах потенциальных нарушителей, приводимых в документе, устанавливающем модель нарушителей;
о возможном радиационном воздействии на население и персонал при радиационной аварии, которое определяется в организации в соответствии с нормативными правовыми актами по радиационной безопасности;
о возможных последствиях радиационного загрязнения территории в результате совершения террористического акта на объекте (территории), определяемых в организации в соответствии с нормативными правовыми актами по противодействию терроризму и описываемых в паспортах безопасности объектов (территорий).
27. Федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии, могут разрабатываться нормативные и методические документы, устанавливающие порядок и методику определения возможных последствий совершения диверсии нарушителями и их масштаб.
28. На основании оценки масштаба возможных последствий совершения диверсии на радиационном объекте комиссии рекомендуется установить категорию последствий диверсии на каждом радиационном объекте в организации в соответствии с пунктом 16 НП-034-15.
29. Решение комиссии по установлению категории последствий диверсии на радиационных объектах рекомендуется оформлять отдельным документом, утверждаемым руководителем организации.
30. В документе, устанавливающем категорию последствий диверсии на радиационных объектах, рекомендуется приводить следующие сведения:
используемые комиссией документы, устанавливающие возможное радиационное воздействие на население и персонал при радиационной аварии и возможные последствия в результате совершения террористического акта на объекте (территории);
состав комиссии и экспертной группы (с указанием привлекаемых специалистов из сторонних организаций в случае их привлечения к работе комиссии);
оценку масштаба возможных последствий совершения диверсии;
установленную категорию последствий диверсии на каждом радиационном объекте в организации.
V. Рекомендации по установлению возможности
или невозможности хищения радиоактивных веществ, закрытых
радионуклидных источников
31. На этапе установления возможности или невозможности хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников комиссии рекомендуется провести обследование радиационного объекта, которое включает:
визуальный осмотр радиационного объекта, мест использования или хранения радиоактивных веществ, радиоактивных отходов и элементов систем и оборудования радиационного источника или пункта хранения;
изучение технической (эксплуатационной) и проектной документации на радиационные источники и пункты хранения и определение их конструкционных особенностей;
определение порядка обращения с радиоактивными веществами;
установление активности всех закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ, агрегатного состояния радиоактивных веществ, габаритно-массовых характеристик закрытых радионуклидных источников;
определение времени бесконтрольного несанкционированного извлечения закрытого радионуклидного источника и радиоактивных веществ из радиационного источника или мест хранения закрытых радионуклидных источников, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, сравнение его со временем реагирования на несанкционированные действия на радиационном объекте, определение возможности такого извлечения без применения специальных инструментов и приспособлений;
выявление особенностей учета и контроля закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ;
определение других свойств и характеристик радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения, которые могут быть учтены при оценке возможности хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ.
32. При проведении аналитической работы по оценке возможности хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ комиссии рекомендуется изучить документ, устанавливающий модель нарушителей, с целью учета таких характеристик потенциальных нарушителей, как:
количество внешних нарушителей;
наличие внутренних нарушителей, их количество, а также возможность взаимодействия с внешними нарушителями;
наличие у нарушителей вооружения, в частности взрывчатых веществ, инструментов и приспособлений, в том числе специальных инструментов, необходимых для извлечения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников, а также ключей от запирающих устройств у внутренних нарушителей;
степень подготовленности нарушителей, их осведомленность о радиационном объекте, об устройстве и особенностях эксплуатации радиационных источников и пунктов хранения на радиационном объекте;
наличие возможности у нарушителей захватить средства и приспособления, расположенные на территории радиационного объекта и организации;
наличие возможности захвата заложников, которые могут под принуждением содействовать нарушителям в хищении (извлечении) закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ.
33. При проведении аналитической работы по оценке возможности хищения комиссии рекомендуется проанализировать собранную информацию о случаях (попытках) совершения хищений закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ в других организациях. Случаи, когда было осуществлено хищение в отношении радиационных источников и пунктов хранения, аналогичных тем, которые эксплуатируются на радиационном объекте организации, рекомендуется рассматривать как фактор, указывающий на возможность совершения хищения.
34. Результатом проведения аналитической работы комиссией является обоснованный вывод о возможности или невозможности хищения, который рекомендуется делать в отношении каждого закрытого радионуклидного источника и радиоактивных веществ радиационных объектов.
35. Поскольку при хищении нескольких закрытых радионуклидных источников появляется угроза их совместного радиационного воздействия на работников (персонал) и (или) население, комиссии рекомендуется для каждого радиационного объекта определить категорию радиационной опасности совокупности находящихся на нем закрытых радионуклидных источников, в отношении которых установлена возможность хищения, в соответствии с требованиями НП-067-16 на основе агрегированного A/D-отношения. При установлении уровня физической защиты радиационного объекта рекомендуется учитывать указанную категорию радиационной опасности совокупности закрытых радионуклидных источников.
36. В документе (решении комиссии), содержащем обоснованный вывод о возможности или невозможности хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ, рекомендуется указывать:
активность закрытого радионуклидного источника или радиоактивных веществ;
конструктивную возможность несанкционированного извлечения закрытого радионуклидного источника из мест использования без применения специальных инструментов и приспособлений;
возможность или невозможность хищения закрытого радионуклидного источника и радиоактивных веществ из мест хранения с учетом защитных свойств и габаритно-массовых характеристик защитных устройств;
время бесконтрольного несанкционированного извлечения закрытого радионуклидного источника из мест использования и хранения и радиоактивных веществ по сравнению со временем реагирования на несанкционированные действия на радиационных объектах; возможность гарантированного обнаружения этих несанкционированных действий;
способность системы физической защиты противостоять угрозе хищения в рамках модели нарушителей;
влияние процедур учета и контроля закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ на возможность их бесконтрольного изъятия из мест хранения (эксплуатации);
категорию радиационной опасности совокупности закрытых радионуклидных источников на радиационном объекте, в отношении которых установлена возможность хищения, в виде сводной таблицы по форме, приведенной в приложении N 3 к настоящему Руководству по безопасности.
VI. Рекомендации по установлению уровней физической защиты
радиационных объектов
37. На этапе установления уровней физической защиты радиационных объектов комиссии рекомендуется, используя результаты предыдущих этапов работы, установить уровни физической защиты для каждого радиационного объекта организации.
38. Для радиационных объектов организации, на которых находятся только закрытые радионуклидные источники категории 4 или 5 по радиационной опасности, в соответствии с пунктом 20 НП-034-15 рекомендуется устанавливать уровень физической защиты Г.
Для остальных радиационных объектов организации уровень физической защиты рекомендуется устанавливать в соответствии с таблицей, приведенной в приложении N 4 к настоящему Руководству по безопасности.
39. По результатам работы комиссии рекомендуется подготавливать документ (решение комиссии), устанавливающий уровень физической защиты для каждого радиационного объекта, где размещается и (или) эксплуатируется радиационный источник или пункт хранения либо осуществляется обращение с радиоактивными веществами или радиоактивными отходами, который рекомендуется утверждать руководителю организации.
40. В документе, устанавливающем уровни физической защиты радиационных объектов, рекомендуется привести сводную таблицу по форме, приведенной в приложении N 5 к настоящему Руководству по безопасности.
Приложение N 1
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
"Положение по установлению уровней
физической защиты радиационных объектов",
утвержденному приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от "__" _________ 20__ г. N ___
РЕКОМЕНДУЕМАЯ СХЕМА
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ УРОВНЕЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ РАДИАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ
Создание комиссии по установлению уровней физической защиты радиационных объектов.
Утверждение руководителя комиссии, ее состава, задач и плана (программы)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сбор исходных данных для установления уровней физической защиты радиационных объектов: перечень и границы радиационных объектов, модель нарушителей, паспорта на радионуклидные источники, информация о случаях хищений
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категорирование эксплуатируемых на радиационных объектах закрытых радионуклидных источников
|
Категорирование последствий диверсий на радиационных объектах
|
Установление возможности или невозможности хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Документ, устанавливающий категорию каждого закрытого радионуклидного источника (категории 1 - 5)
|
Документ, устанавливающий категорию последствий диверсий на радиационных объектах (категории I - IV)
|
Документ (решение комиссии), содержащий обоснованный вывод о возможности или невозможности хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ (возможно, невозможно)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
при использовании атомной энергии "Положение по установлению уровней физической защиты радиационных объектов", утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от "__" _________ 20__ г. N ___ Рекомендуемая сводная таблица
Приложение N 3 Рекомендуемая сводная таблица
Приложение N 4 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ТАБЛИЦА
Примечание. Словом "УСТАНОВЛЕНО" в таблице обозначено установление комиссией возможности хищения указанной в заголовке столбца совокупности закрытых радионуклидных источников или радиоактивных веществ, находящихся на данном радиационном объекте. Словом "НЕТ" в таблице обозначено установление комиссией невозможности хищения указанной в заголовке столбца совокупности закрытых радионуклидных источников или радиоактивных веществ, либо их отсутствие на данном радиационном объекте. Символ "-" в пятом столбце таблицы означает, что устанавливать возможность хищения совокупности закрытых радионуклидных источников 3 категории по радиационной опасности не требуется, т.к. установлена возможность хищения закрытых радионуклидных источников, относящихся к более высокой категории. Таблица соответствует приложению N 1 к НП-034-15. Приложение N 5 Рекомендуемая форма сводной таблицы
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области |