Приказ Ростехнадзора от 06.10.2021 N 346 (ред. от 07.06.2022) "Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению постоянного государственного надзора на атомных станциях"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ
от 6 октября 2021 г. N 346

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПОСТОЯННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА
НА АТОМНЫХ СТАНЦИЯХ

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 373 "Об утверждении Положения о режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии" приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по осуществлению постоянного государственного надзора на атомных станциях согласно приложению к настоящему приказу.

2. Межрегиональным территориальным управлениям по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора принять Методические рекомендации по осуществлению постоянного государственного надзора на атомных станциях к руководству.

Руководитель
А.В.ТРЕМБИЦКИЙ

Приложение
к приказу Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 6 октября 2021 г. N 346

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПОСТОЯННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА
НА АТОМНЫХ СТАНЦИЯХ

Глава I. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по осуществлению постоянного государственного надзора на атомных станциях (далее - Методические рекомендации) содержат рекомендации по порядку планирования и осуществления постоянного государственного надзора, осуществляемого в соответствии с Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по федеральному государственному надзору в области использования атомной энергии, утвержденным приказом Ростехнадзора от 7 июня 2013 г. N 248 (далее - Регламент).

1.2. Методические рекомендации разработаны с учетом нормативных правовых актов Российской Федерации в области использования атомной энергии:

Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии";

постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1044 "О федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии";

постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 373 "Об утверждении Положения о режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии";

федеральных норм и правил в области использования атомной энергии (согласно Перечню актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, утвержденному приказом Ростехнадзора от 17 октября 2016 г. N 421 (приложение N 3 к указанному приказу)).

1.3. Постоянный государственный надзор осуществляют уполномоченные должностные лица отделов инспекций ЯРБ (список сокращений приведен в приложении к настоящим Методическим рекомендациям), размещенных на площадках атомных станций (далее - отделы инспекций на АС), а также, при необходимости, должностные лица отделов по надзору за ЯРБ межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (далее - уполномоченные лица) в соответствии с пунктом 95 Регламента. Методические рекомендации предназначены для уполномоченных лиц и содержат рекомендации по планированию и проведению проверок и отдельных мероприятий по контролю на объектах использования атомной энергии в составе АС, включенных в Перечень объектов использования атомной энергии, в отношении которых вводится режим постоянного государственного надзора, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 610-р.

1.4. В ходе проведения проверок и отдельных мероприятий по контролю уполномоченным лицам рекомендуется проверять формирование и поддержание культуры безопасности в соответствии с пунктом 1.2.21 НП-001-15.

1.5. С учетом рекомендаций МАГАТЭ (стандарт МАГАТЭ GSR Part 1 (Rev.1) "Государственная, правовая и регулирующая основа обеспечения безопасности", требование 28, пункт 4.50) уполномоченным лицам рекомендуется проводить, помимо заранее запланированных проверок и отдельных мероприятий по контролю, также проверки и мероприятия по контролю, не объявленные заблаговременно.

1.6. Уполномоченным лицам рекомендуется устанавливать рабочие контакты с различными категориями работников АС, организаций, связанных с сооружением, эксплуатацией и выводом из эксплуатации АС, проектированием, конструированием и изготовлением систем и элементов, подготовкой персонала АС, интересоваться их мнением об обеспечении безопасности, о влиянии их деятельности на безопасность АС, о понимании ими последствий, к которым может привести нарушение требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, несоблюдение или ненадлежащее выполнение требований программ обеспечения качества, производственных и должностных инструкций, регламентов, УДЛ, УДР. Полученную информацию рекомендуется анализировать и использовать при проведении мероприятий по контролю.

1.7. Уполномоченным лицам рекомендуется использовать при проведении проверок и отдельных мероприятий по контролю технические приспособления (например, зеркала, бинокли, лупы, фонари).

1.8. Выполнение проверок и отдельных мероприятий по контролю в рамках постоянного государственного надзора включает в себя:

планирование проверок и отдельных мероприятий по контролю;

проведение проверок и отдельных мероприятий по контролю;

оформление результатов проверок и отдельных мероприятий по контролю и принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер в случае выявления нарушений обязательных требований, а также нарушений УДЛ и УДР.

Глава II. Планирование проверок и отдельных мероприятий
по контролю

2.1. Планирование проверок и отдельных мероприятий по контролю осуществляется в соответствии с определенными Регламентом административными процедурами в сроки, установленные руководителями (заместителями руководителей) межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (далее - МТУ по надзору за ЯРБ).

2.2. Планирование проверок и отдельных мероприятий по контролю (включая сроки их проведения) осуществляется исходя из необходимости контроля обеспечения безопасности АС, а также сроков проведения ядерно-опасных работ, монтажных работ, ремонтных работ, замены оборудования, испытаний оборудования, расследования произошедших нарушений в работе АС, сроков выполнения предписаний по результатам ранее проведенных проверок и отдельных мероприятий по контролю, выполнения требований УДЛ и УДР.

2.3. Отделами инспекций на АС составляются планы работ с учетом необходимости равномерного и регулярного охвата проверками выполнения всех требований, перечисленных в пункте 94 Регламента.

2.4. Планы работы отделов инспекций на АС формируются с учетом ежегодного плана проведения плановых проверок Ростехнадзора, пунктов 2.2, 2.3 Методических рекомендаций и, при необходимости, могут корректироваться в порядке, установленном Регламентом. Рекомендуемый образец плана работы инспекции на АС приведен в приложении N 2 к Методическим рекомендациям.

2.5. Отдельные мероприятия по контролю, не объявленные заблаговременно, рекомендуется проводить в ходе включаемых в планы работы отделов инспекций на АС еженедельных обходов рабочих мест персонала АС и осмотров поднадзорного оборудования.

Такие мероприятия по контролю могут проводиться на усмотрение уполномоченных лиц в зависимости от состояния безопасности АС или при поступлении в МТУ по надзору за ЯРБ поручений центрального аппарата по проверке выполнения требований УДЛ и УДР, запросов правоохранительных органов, органов прокуратуры, а также с целью проверки информации, изложенной в обращениях граждан и организаций.

Глава III. Проведение проверок и отдельных мероприятий
по контролю

3.1. Контроль соблюдения требований федеральных норм
и правил в области использования атомной энергии

3.1.1. В рамках контроля соблюдения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии проводятся проверки и отдельные мероприятия по контролю:

а) соблюдения требований к устройству, монтажу, эксплуатации, включая испытания и ремонт:

локализующих систем безопасности;

управляющих систем, важных для безопасности;

систем аварийного электроснабжения;

систем вентиляции;

б) соблюдения требований к обеспечению ядерной безопасности РУ, включая безопасность хранения ядерного топлива;

в) обеспечения технической безопасности, включая проверку требований:

к устройству, изготовлению, монтажу и эксплуатации работающих под избыточным, гидростатическим или вакуумметрическим давлением оборудования и трубопроводов, отнесенных к группам в соответствии с НП-089-15 и НП-107-21;

к устройству, изготовлению, испытаниям, транспортированию, хранению, монтажу и эксплуатации трубопроводной арматуры АС;

к выполнению сборки, сварки и наплавки и к контролю качества сварочных и наплавочных материалов;

по контролю состояния основного металла, сварных соединений и наплавленных поверхностей оборудования, трубопроводов и других элементов АС, по контролю состояния основного металла, металла сварных соединений и металла наплавленных поверхностей при изготовлении, монтаже и эксплуатации;

к управлению ресурсом оборудования и трубопроводов АС;

к контролю обследований и мониторинга технического состояния важных для безопасности строительных конструкций, зданий, сооружений АС и их оснований, а также элементов блока АС при продлении срока его эксплуатации;

по выполнению регламентов технического обслуживания, ремонта, испытаний и проверок систем, важных для безопасности;

к проведению оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии;

к грузоподъемным машинам и механизмам, специально сконструированным сосудам и баллонам, работающим под избыточным давлением, специально сконструированным для применения в области использования атомной энергии трубопроводам пара и горячей воды, паровым и водогрейным котлам;

г) обращения с радиоактивными отходами при их образовании, сборе, переработке, хранении, транспортировании и кондиционировании в соответствии с требованиями НП-058-14, НП-002-15, НП-019-15, НП-020-15; НП-021-15;

д) подготовки и допуска персонала к самостоятельной работе, включая проверку:

наличия разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии, выданных работникам АС;

укомплектованности персоналом энергоблоков АС по должностям персонала, допущенного к самостоятельной работе в порядке, установленном эксплуатирующей организацией, минимальные требования к количеству и составу которого приведены в технологических регламентах безопасной эксплуатации энергоблоков АС;

наличия на местах допущенного к самостоятельной работе по соответствующим должностям персонала АС;

е) соблюдения требований по обеспечению радиационной безопасности, включая требования к средствам радиационного контроля и к обеспечению безопасности при эксплуатации радиационных источников;

ж) выполнения программ обеспечения качества в соответствии с требованиями НП-090-11;

з) соблюдения требований к обеспечению безопасности при вводе блока АС в эксплуатацию;

и) соблюдения требований к обеспечению безопасности при выводе из эксплуатации блока АС (в случае наличия на площадке АС энергоблока, находящегося в стадии подготовки к выводу из эксплуатации и/или вывода из эксплуатации);

к) обеспечения соблюдения требований НП-064-17 в части учета внешних воздействий природного, техногенного происхождения на объекты АС.

3.1.2. Периодичность контроля, а также конкретизация объектов контроля (например, блоков АС, других ОИАЭ на площадке АС, систем, зданий, помещений, общестанционных объектов, цехов) определяются уполномоченными лицами исходя из значимости мероприятий по контролю для конкретного блока или площадки АС с учетом необходимости равномерного и регулярного охвата проверками всех требований, перечисленных в пункте 94 Регламента.

3.2. Контроль соблюдения требований регламентов, инструкций
по эксплуатации систем и элементов АС

3.2.1. В рамках контроля соблюдения требований регламентов, инструкций по эксплуатации систем и элементов АС проводятся мероприятия, связанные с проверкой соблюдения требований НП-001-15, НП-089-15, НП-082-07, НП-090-11, НП-107-21.

3.2.2. Уполномоченными лицами проводятся мероприятия по контролю:

соблюдения режимов эксплуатации систем и оборудования атомных станций, а также параметров и характеристик, проектных пределов и условий в соответствии с требованиями производственных инструкций и технологических регламентов;

выполнения правил и приемов безопасной эксплуатации энергоблока АС, хранилищ РАО, ОЯТ, порядка выполнения операций, связанных с безопасностью, установленных в технологических регламентах (регламентах), инструкциях по ликвидации аварий, руководствах по управлению запроектными авариями, инструкциях по обеспечению ядерной безопасности при хранении, транспортировании и перегрузке ядерного топлива, инструкциях по эксплуатации оборудования и систем;

наличия и выполнения установленного эксплуатирующей организацией порядка ведения, хранения и пересмотра эксплуатационной документации, периодического обновления с учетом накапливаемого опыта и поддержания эксплуатационной документации в актуализированном состоянии;

организации разработки инструкций и регламентов, в которых содержатся конкретные указания персоналу о способах ведения работ при нормальной эксплуатации, эксплуатации с отклонениями и предаварийных ситуациях, а также при авариях.

3.2.3. При контроле организации разработки инструкций и регламентов рассматриваются следующие вопросы:

наличие ОРД АС об организации и выполнении процедуры по разработке инструкций и регламентов, соответствие ОРД требованиям, установленным в пунктах 4.1.4, 4.1.6 НП-001-15;

наличие разработанной и введенной в действие на АС процедуры разработки инструкций и регламентов, проверка соответствия данной процедуры ОРД и учета в данной процедуре требований НП-001-15, НП-089-15, НП-082-07, НП-090-11, НП-107-21.

3.2.4. При проведении контроля соблюдения требований регламентов и инструкций по эксплуатации систем и элементов АС осуществляется контроль соблюдения порядка выполнения операций, связанных с безопасностью, контроль за выполнением персоналом АС указаний о способах ведения работ при различных режимах и состояниях реактора и оборудования, а также о способах документирования сведений о контроле за пределами и условиями безопасной эксплуатации АС.

3.3. Контроль соблюдения порядка расследования нарушений
в работе энергоблоков АС

3.3.1. В рамках надзора за порядком расследования нарушений в работе энергоблоков АС (далее - расследование нарушения) уполномоченными лицами проводятся проверки и мероприятия по контролю соблюдения требований НП-004-08.

3.3.2. Уполномоченные лица контролируют:

своевременность направления и соответствие требованиям, установленным НП-004-08, оперативного и предварительного сообщений о нарушении в работе АС в Ростехнадзор;

создание комиссии по расследованию нарушения и порядок ее назначения;

соблюдение комиссией по расследованию нарушения установленных порядка и процедур расследования;

своевременность направления отчета о расследовании нарушения в Ростехнадзор.

3.3.3. По завершении расследования начальник отдела инспекций на АС направляет письмо с информацией о соблюдении порядка и процедур расследования с оценкой действий комиссии и оценкой результатов расследования нарушения в МТУ по надзору за ЯРБ и Управление по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок Ростехнадзора. Указанное письмо является внутренним документом Ростехнадзора и составляется в произвольной форме с отражением следующих вопросов:

своевременность назначения комиссии;

фактическое время начала работы комиссии;

выполнение комиссией требований НП-004-08;

достаточность с точки зрения отдела инспекций на АС указанных в отчете корректирующих мер;

мнение отдела инспекций на АС об установлении комиссией причин нарушения в работе АС (при необходимости);

другие важные с точки зрения отдела инспекций на АС вопросы.

3.4. Контроль соблюдения требований порядка регистрации
(учета) элементов и систем, важных для безопасности, учета
ресурса указанных элементов и систем, их своевременной
замены или продления срока эксплуатации при наличии
соответствующего обоснования

3.4.1. В рамках контроля соблюдения требований порядка регистрации (учета) элементов и систем, важных для безопасности, проводятся мероприятия, связанные с контролем соблюдения требований раздела IX НП-071-18.

3.4.2. Уполномоченные лица осуществляют контроль:

организации процедуры регистрации;

осуществления процедуры регистрации;

осуществления процедуры перерегистрации;

осуществления процедуры снятия с регистрации.

3.4.2.1. При проведении контроля организации процедуры регистрации на АС оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, котлов рассматриваются следующие вопросы:

наличие ОРД АС о назначении комиссии по регистрации, соответствие ОРД требованиям, установленным в пункте 68 НП-071-18;

наличие перечней оборудования и трубопроводов, подлежащих регистрации, соответствие перечней, номенклатуры подлежащих регистрации оборудования, трубопроводов, а также соответствие границ регистрации требованиям пунктов 69, 70 НП-071-18;

наличие электронной базы (реестра) зарегистрированного оборудования, трубопроводов, кранов, а также обеспечение доступа к базе уполномоченных лиц, соответствие сведений, указанных в электронной базе (реестре), требованиям пункта 85 НП-071-18;

наличие разработанных и введенных в действие на АС процедур регистрации, перерегистрации и снятия с регистрации оборудования, трубопроводов, кранов, ведения реестра и внесения сведений в реестр, проверка учета в данных процедурах требований раздела IX НП-071-18.

3.4.2.2. При проведении контроля осуществления процедуры регистрации на АС оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, котлов рассматриваются следующие вопросы:

наличие документа (уведомления, письма) о приглашении уполномоченного лица на заседание комиссии по регистрации, назначенной администрацией АС (далее - Комиссия). При проверке процесса регистрации оборудования и трубопроводов 3, 4 классов безопасности по НП-001-15 и/или крана группы В по НП-043-18, а также сосудов и котлов наличие уведомления не требуется;

наличие комплектов документов, необходимых для регистрации оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, котлов;

соответствие комплектов документов, необходимых для регистрации оборудования, трубопроводов, кранов требованиям пунктов 72, 73, 74, 76 НП-071-18;

наличие результатов первичного технического освидетельствования и результатов неразрушающего предэксплуатационного контроля (для оборудования и трубопроводов, на которые распространяется действие НП-089-15);

порядок рассмотрения Комиссией документов по вопросам, указанным в пунктах 75, 77 НП-071-18;

порядок работы Комиссии по осмотру регистрируемого оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, котлов по месту установки (монтажа) на предмет завершенности монтажа и их фактического состояния в соответствии с пунктом 79 НП-071-18;

порядок принятия и оформления решения о регистрации на период назначенного срока службы;

внесение информации о регистрации в паспорта оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, котлов.

3.4.2.3. При проведении контроля осуществления процедуры перерегистрации на АС оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, котлов рассматриваются следующие вопросы:

номенклатура оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, котлов, подлежащих перерегистрации;

выполнение Комиссией процедуры по перерегистрации с оформлением необходимых документов (перерегистрация осуществляется после проведения капитального ремонта и модернизации, а также при продлении срока службы оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, котлов, в случае обоснования и подтверждения остаточного ресурса);

внесение информации о перерегистрации в паспорта оборудования, трубопроводов, сосудов, котлов, кранов.

3.4.2.4. При проведении контроля осуществления процедуры снятия с регистрации оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, котлов рассматриваются следующие вопросы:

номенклатура оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, котлов, подлежащих снятию с регистрации с указанием причины снятия с регистрации. Необходимость снятия с регистрации подтверждается путем мониторинга электронной базы (реестра) зарегистрированного оборудования на предмет исчерпания его назначенного ресурса, а также в рамках проверок соблюдения требований к оценке соответствия продукции и нарушения порядка регистрации в части наличия недостоверной информации, сведений, справок и иных документов, на основании которых принято решение о регистрации;

выполнение Комиссией процедуры по снятию оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, котлов с регистрации с оформлением необходимых документов;

внесение информации о снятии с регистрации в паспорта оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, котлов;

установление запрета на эксплуатацию оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, котлов, снятых с регистрации.

3.4.3. В рамках контроля соблюдения требований учета ресурса элементов и систем, важных для безопасности, их своевременной замены или продления срока эксплуатации при наличии соответствующего обоснования контролируется выполнение мероприятий по замене или продлению ресурса важного для безопасности оборудования энергоблока АС.

3.4.4. При эксплуатации энергоблока АС в период дополнительного срока, помимо проверок, указанных в пункте 3.2 Методических рекомендаций, уполномоченные лица проверяют выполнение правил и приемов безопасной эксплуатации энергоблока АС, порядка выполнения операций, связанных с безопасностью, установленных в следующих документах:

регламент контроля технического состояния элементов АС, откорректированный с учетом факторов старения;

типовая программа эксплуатационного контроля состояния металла оборудования, трубопроводов и других элементов для энергоблока АС на продленный срок эксплуатации;

программа управления ресурсом оборудования и трубопроводов энергоблока АС (с учетом результатов оформленных решений о продлении срока службы оборудования и трубопроводов, а также оборудования и трубопроводов, ресурс которых исчерпан более чем на 80%).

3.5. Контроль соблюдения требований порядка подготовки
и проведения ядерно-опасных работ на АС

3.5.1. В рамках контроля соблюдения требований порядка подготовки и проведения ядерно-опасных работ на АС проводится контроль соблюдения требований пунктов 4.16, 4.17, 4.18, 4.19, 4.21 НП-082-07, пункта 4.1.12 НП-001-15.

3.5.2. При контроле подготовки проведения ядерно-опасных работ проводятся выборочные проверки по следующим вопросам:

3.5.2.1. Наличие специальной рабочей программы проведения ядерно-опасных работ:

утвержденной эксплуатирующей организацией и согласованной разработчиками проекта РУ и АС для ядерно-опасных работ, не предусмотренных технологическим регламентом эксплуатации блока АС и инструкциями по эксплуатации и внесенной в УДЛ;

утвержденной административным руководством АС для ядерно-опасных работ, предусмотренных перечнем ядерно-опасных работ блока АС.

3.5.2.2. Соответствие специальной рабочей программы проведения ядерно-опасных работ требованиям пункта 4.18 НП-082-07.

3.5.2.3. Соответствие фактического состояния систем (элементов) перед проведением ядерно-опасных работ требованиям, установленным в специальной рабочей программе проведения ядерно-опасных работ, а также требованиям технологического регламента эксплуатации блока АС и инструкциям по эксплуатации.

3.5.2.4. Наличие актов об окончании монтажа модернизируемого оборудования (при его наличии), проведении пусконаладочных и индивидуальных испытаний.

3.5.2.5. Наличие акта готовности к работе систем, важных для безопасности.

3.5.2.6. Наличие исправных технических и контрольно-измерительных средств, необходимых для проведения ядерно-опасных работ, их готовность.

3.5.2.7. Проведение целевого инструктажа работников перед выполнением ими ядерно-опасных работ.

3.5.2.8. Организация подготовки рабочих мест для безопасного выполнения работ по дозиметрическим нарядам и распоряжениям.

3.5.3. При контроле процесса проведения ядерно-опасных работ проводятся выборочные проверки по следующим вопросам:

3.5.3.1. Соблюдение технических и организационных мер, установленных в специальной рабочей программе проведения ядерно-опасных работ, технологическом регламенте безопасной эксплуатации блока АС и инструкциях по эксплуатации, по обеспечению ядерной безопасности, при проведении переключений.

3.5.3.2. Соблюдение порядка проведения ядерно-опасных работ.

3.5.3.3. Выполнение организационных мероприятий, обеспечивающих радиационную безопасность работ.

3.5.3.4. Достижение критериев и выполнение контроля правильности завершения проведения ядерно-опасных работ.

3.6. Контроль соблюдения требований выполнения предписаний,
выданных по результатам проведения проверок и отдельных
мероприятий по контролю при осуществлении надзора

3.6.1. Отделом инспекций на АС проверяется выполнение предписаний, выданных МТУ по надзору за ЯРБ и центральным аппаратом Ростехнадзора.

3.6.2. Проверка выполнения пункта (пунктов) предписания может быть начата после истечения срока, установленного пунктом (пунктами) предписания, или после получения информации (письма) от эксплуатирующей организации (атомной станции) о выполнении пункта (пунктов) предписания. В месяц, предшествующий сроку окончания исполнения пункта предписания, в ежемесячный план отдела инспекций на АС в соответствии с установленным Регламентом порядком вносится соответствующее мероприятие по контролю.

3.6.3. Сведения о проведенных проверках пунктов предписаний, выданных центральным аппаратом Ростехнадзора, представляются в установленном в МТУ по надзору за ЯРБ порядке в Управление по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок Ростехнадзора для снятия предписания с контроля при их выполнении.

3.7. Контроль соблюдения требований процедур подготовки
работников АС для получения разрешений на право ведения
работ в области использования атомной энергии

3.7.1. В рамках контроля соблюдения требований процедур подготовки работников (персонала) АС уполномоченными лицами проводятся мероприятия по контролю по следующим направлениям.

3.7.1.1. Наличие процедур разработки, выполнения, анализа и корректировки программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проверки знаний и (или) аттестации персонала, а также выполнение указанных процедур (требования пункта 16 НП-090-11).

3.7.1.2. Наличие в должностных инструкциях требований к объему знаний, навыков, умений, необходимых для выполнения оперативным персоналом АС должностных обязанностей (требования пункта 16 НП-090-11).

3.7.1.3. Соответствие уровня квалификации персонала, подготавливаемого АС для получения разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии, требованиям, обоснованным в проекте и представленным в ООБ АС (требования пунктов 1.2.4, 1.2.26, 4.3.4 НП-001-15).

3.8. Контроль соблюдения УДР

В рамках контроля соблюдения УДР уполномоченные лица проверяют выполнение обязательных требований, указанных в УДР, в части:

действия разрешения только на указанные в нем должности и объекты использования атомной энергии;

соблюдения владельцем разрешения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, регламентов и производственных инструкций при эксплуатации АС, обязательных к исполнению национальных стандартов и сводов правил при сооружении (строительстве) АС в объеме, определенном должностной инструкцией;

отсутствия перерывов продолжительностью более 6 месяцев в выполнении владельцем разрешения должностных обязанностей;

соблюдения требований об извещении центрального аппарата Ростехнадзора или МТУ по надзору за ЯРБ при отстранении владельца разрешения от выполнения должностных обязанностей по медицинским противопоказаниям;

прохождения владельцем разрешения ежегодного обучения в системе непрерывного поддержания квалификации, действующей в эксплуатирующей организации, в объеме, установленном нормативными документами в области использования атомной энергии;

прохождения владельцем разрешения проверок теоретических знаний и практических навыков (при необходимости), сроки и объем которых установлены нормативными документами в области использования атомной энергии.

3.9. Контроль соблюдения требований УДЛ

3.9.1. В рамках постоянного государственного надзора за соблюдением УДЛ проводятся проверки и отдельные мероприятия по контролю соблюдения УДЛ, выданных Ростехнадзором.

3.9.2. В рамках проверки выполнения общих требований УДЛ уполномоченные лица проверяют выполнение лицензиатом обязательных требований, указанных в УДЛ, соблюдение которых необходимо для обеспечения безопасности энергоблока АС, других объектов использования атомной энергии в составе АС и проводимых работ:

3.9.2.1. Соблюдение проектных критериев, а также параметров и характеристик, проектных пределов и условий, требований эксплуатационной документации, установленных в документах:

ООБ или документы, заменяющие ООБ (техническое обоснование безопасности, отчет по углубленной оценке безопасности);

паспорт реакторной установки энергоблока АС;

программы обеспечения качества АС, других ОИАЭ на площадке АС;

инструкции, программы и графики технического обслуживания, ремонта, испытаний и проверок систем, важных для безопасности;

типовые программы (регламенты) эксплуатационного контроля состояния основного металла и сварных соединений оборудования и трубопроводов систем, важных для безопасности;

регламенты и инструкции обращения с ядерным топливом и радиоактивными отходами.

3.9.2.2. Наличие у предприятий и организаций, привлекаемых для выполнения работ на АС, лицензий Ростехнадзора на соответствующие виды деятельности в области использования атомной энергии.

3.9.2.3. Обеспечение численности и квалификации оперативного персонала на уровне, обоснованном в проекте и приведенном в ООБ, и достаточном для безопасной эксплуатации энергоблока АС.

3.9.3. В рамках проверки выполнения требований к отчетности о деятельности лицензиата уполномоченными лицами проверяется выполнение лицензиатом обязательных требований, указанных в УДЛ, в части:

представления информации, материалов и документов, необходимых для оценки ядерной и радиационной безопасности энергоблока АС по запросу центрального аппарата Ростехнадзора или МТУ по надзору за ЯРБ;

представления ежегодного отчета по оценке текущего состояния безопасности при эксплуатации энергоблока АС в МТУ по надзору за ЯРБ;

уведомления о выявленных нарушениях в работе энергоблока, категория которых для определения является неочевидной до завершения расследования (в течение суток с момента обнаружения);

финансового обеспечения гражданско-правовой ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием.

3.9.4. В рамках проверки выполнения лицензиатом требований к документации уполномоченными лицами проверяется выполнение лицензиатом обязательных требований, указанных в УДЛ, в части:

обеспечения соответствия документации, на основании которой сооружен энергоблок АС, а также документации, отражающей изменения, внесенные за период его эксплуатации, и эксплуатационной документации реальному состоянию энергоблока;

обеспечения хранения документации, на основании которой сооружен энергоблок АС, а также документации, отражающей изменения, внесенные за период его эксплуатации, и эксплуатационной документации до вывода энергоблока из эксплуатации;

внесения в установленном порядке изменений в комплект документации для получения лицензий, направление извещений о внесенных изменениях в центральный аппарат Ростехнадзора и МТУ по надзору за ЯРБ.

3.9.5. В рамках проверки выполнения лицензиатом специальных требований уполномоченными лицами проверяется выполнение лицензиатом специальных требований, указанных в УДЛ, в том числе:

внесение изменений в ООБ;

внесение изменений и дополнений во все экземпляры эксплуатационной документации и ознакомление с ними персонала;

реализация изменений на энергоблоке АС, других ОИАЭ на площадке АС.

3.10. Контроль соблюдения требований процедур
обеспечения готовности работников АС к действиям при авариях
и ликвидации последствий аварий

3.10.1. В рамках надзора за готовностью АС к действиям при авариях и ликвидации последствий аварий уполномоченными лицами проводятся мероприятия по контролю за соблюдением требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии НП-001-15, НП-005-16, НП-015-12, НП-004-08, НП-082-07, в частности проверяются:

наличие на АС разработанных, утвержденных и обеспеченных необходимыми ресурсами планов мероприятий по защите персонала и населения, а также поддержание администрацией АС плана мероприятий по защите персонала в постоянной готовности;

принятие администрацией АС мер по своевременной корректировке плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС по результатам реконструкции действующих блоков станции, по материалам актов-предписаний органов государственного регулирования безопасности, при введении новой нормативной документации и по результатам тренировок (комплексных учений);

готовность специальных технических средств для управления запроектными авариями;

наличие утвержденной директором АС схемы оповещения организаций, участвующих в аварийном реагировании;

создание из состава руководителей и персонала АС комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности АС (далее - КЧСПБО) для выполнения функций координационного органа при осуществлении противоаварийных действий на АС в условиях радиационно опасных ситуаций;

функционирование на АС внутреннего (в составе защищенного пункта управления противоаварийными действиями на территории АС) и внешнего (в составе защищенного пункта управления противоаварийными действиями в городе при АС) аварийных центров (далее - АЦ);

защищенность помещений АЦ от внешних радиационных и иных техногенных и (или) природных воздействий для обеспечения безопасности персонала, выполняющего работы по аварийному реагированию и находящегося в этих помещениях;

наличие технических возможностей в АЦ для обеспечения информационного взаимодействия с кризисным центром, организациями, осуществляющими действия по аварийному реагированию, и органами местного самоуправления;

укомплектованность АЦ материальными и техническими средствами и технической документацией, необходимыми для обеспечения функционирования АЦ, готовность их применения при осуществлении аварийного реагирования или при проведении учений и тренировок;

проведение на АС регламентных и контрольных проверок автоматизированной локальной системы оповещения для поддержания ее в постоянной готовности к работе;

наличие оформленных инструктажей персонала АС и всех лиц, находящихся на площадке АС и в санитарно-защитной зоне, о действиях после получения сигнала оповещения о введении на АС состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" при радиационно опасной ситуации;

организация и проведение руководством АС в установленные сроки противоаварийных учений и тренировок для осуществления проверок практических навыков и готовности к выполнению действий аварийного реагирования, а также всех организационных взаимосвязей.

3.10.2. При проведении противоаварийных учений и тренировок эксплуатирующей организации атомных станций уполномоченные лица контролируют соблюдение требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС участниками аварийного реагирования в районе размещения АС, в частности проверяются:

своевременность принятия решения директором АС (лицом, исполняющим его обязанности) и отдачи указаний начальнику смены АС об объявлении на АС состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" и введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС;

доведение до сведения работников (персонала) АС согласно утвержденным схемам оповещения с применением средств оповещения и связи информации об объявлении на АС состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" и о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС;

приведение в состояние готовности сил ликвидации чрезвычайных ситуаций и средств для ослабления, локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций после объявления на АС состояния "Аварийная готовность";

своевременность доведения до органа повседневного управления функциональной подсистемы контроля за ядерно и радиационно опасными объектами и органа повседневного управления функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций информации об объявлении на АС состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" и введении в действие плана мероприятий по защите персонала, обязательность регистрации переданных сообщений;

оперативность, лаконичность, полнота и достоверность информирования участников аварийного реагирования при радиационно опасной ситуации на АС для достижения своевременного и адекватного реагирования на возможное развитие радиационно опасной ситуации;

своевременность информирования эксплуатирующей организацией Ростехнадзора и уполномоченного органа управления использованием атомной энергии о радиационной обстановке, осуществляемых мерах по обеспечению безопасности и принимаемых мерах оказания помощи АС в случае возникновения радиационно опасной ситуации;

своевременность информирования административным руководством АС работников (персонал) АС о радиационной обстановке, осуществляемых мерах по обеспечению безопасности АС в случае возникновения радиационно опасной ситуации;

наличие на передаваемых сообщениях однозначно трактуемых названий "Проверка", "Учение" или "Тренировка";

своевременность направления в Ростехнадзор и соответствие установленным в НП-004-08 требованиям оперативного и предварительного сообщений о нарушении в работе АС;

принятие администрацией АС мер по сохранению обстановки в месте нарушения такой, какой она была во время нарушения, прекращению всех работ на системах (элементах), где произошло нарушение, если это не представляет опасности для жизни людей и не вызывает дальнейшего развития нарушения, до образования комиссии по расследованию нарушения;

действия руководства АС на ранней и средней фазе развития аварии, действия НСС и оперативного персонала, руководителей структурных подразделений АС при объявлении состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" и введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС.

Глава IV. Проведение отдельных мероприятий
по контролю перед осуществлением отдельных видов работ,
устанавливаемых УДЛ

4.1. Уполномоченные лица выборочно проводят отдельные мероприятия по контролю с целью проверки соблюдения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии перед осуществлением следующих отдельных видов работ, устанавливаемых УДЛ:

4.1.1. Ремонтные работы с применением сварки на:

оборудовании и трубопроводах, важных для безопасности АС;

оборудовании и трубопроводах, подлежащих регистрации в соответствии с требованиями НП-071-18;

несущих конструкциях грузоподъемных машин и механизмов, подлежащих регистрации в соответствии с требованиями НП-071-18.

4.1.2. Работы по реконструкции/модернизации систем и оборудования (элементов), важных для безопасности АС, а также оборудования, трубопроводов, подлежащих регистрации в соответствии с требованиями НП-071-18.

4.1.3. Пуск блока АС после ППР.

4.1.4. Пуск блока АС после останова, связанного с нарушением в работе блока.

4.1.5. Испытания систем и оборудования (элементов), важных для безопасности, не предусмотренные технологическим регламентом безопасной эксплуатации блока АС и инструкциями по эксплуатации.

4.1.6. Отправка ОЯТ.

4.1.7. Приемка свежего ядерного топлива.

4.1.8. Указанный перечень мероприятий по контролю может уточняться для каждого блока АС с учетом УДЛ.

4.2. После получения от администрации АС уведомления о предстоящих работах начальник отдела инспекций на АС вправе выборочно организовать проведение соответствующего мероприятия по контролю.

Результаты мероприятия по контролю заносятся в журнал постоянного государственного надзора с указанием реквизитов уведомления администрации атомной станции. Также рекомендуется направлять письмо в адрес администрации атомной станции с указанием рассмотренных документов и осуществленных мероприятий по контролю и с выводами (сведениями) об установлении недостатков (нарушений) или их отсутствии.

4.3. Выполнение мероприятий по контролю при проведении ремонтных работ и работ по реконструкции/модернизации (пункты 4.1.1, 4.1.2 Методических рекомендаций).

4.3.1. До начала выполнения работ уполномоченными лицами проводится анализ документации, относящейся к конкретному виду работ, и проверка фактической готовности систем (элементов), важных для безопасности, оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов под давлением, зарегистрированных в соответствии с требованиями НП-071-18. Проверяются аттестация и квалификация привлекаемого к проведению работ персонала, а также наличие инструктажа по проведению данных работ.

4.3.2. При выполнении ремонтных работ рассматриваются документы, подтверждающие возможность выполнения ремонтных работ и включающие в том числе:

техническое решение (протокол) по выполнению ремонтных работ с применением сварки по результатам эксплуатационного контроля металла или технического освидетельствования;

проект производства работ и/или технологическую документацию (например, карты, инструкции) проведения ремонтных работ;

акты входного контроля на оборудование, трубопроводы, в том числе на изделия, комплектующие, сварочные материалы, применяемые при проведении ремонтных работ, а также документы заводов-изготовителей (например, технические условия, паспорта, формуляры, сертификаты, планы качества);

информацию об организациях, выполняющих работы, наличие у данных организаций лицензий Ростехнадзора;

документы по оценке соответствия оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов под давлением, котлов, зарегистрированных в соответствии с требованиями НП-071-18, а также на комплектующие изделия, применяемые в составе оборудования, трубопроводов и кранов, включая решения о применении импортного оборудования (при наличии);

ремонтные ведомости;

свидетельства об аттестации технологии сварки;

свидетельство (формуляр) о ремонте оборудования с применением сварки.

4.3.3. При проведении работ по реконструкции (модернизации), помимо документов, перечисленных в пункте 4.3.2 Методических рекомендаций, рассматриваются:

решения о проведении реконструкции (модернизации);

изменения в УДЛ;

проектная документация по реконструкции (модернизации).

4.4. При проведении мероприятий по контролю при подготовке к пуску блока АС после ППР (пункт 4.1.3 Методических рекомендаций) рассматривается комплект документов, подтверждающих возможность пуска блока, включающий в том числе:

уведомление администрацией АС отдела инспекций на АС, содержащее сведения о готовности блока АС к пуску после ППР и о планируемом сроке пуска;

выполнение всех запланированных работ в соответствии с ведомостью объема работ (пункт 264 НП-089-15);

отчетные документы, подтверждающие выполнение ППР, в соответствии с пунктом 265 НП-089-15;

сведения о выполнении работ по программам техперевооружения и управления ресурсом оборудования;

документацию по техническому освидетельствованию оборудования и трубопроводов, по проведению эксплуатационного контроля металла и метрологической поверки средств измерений;

документацию по техническому освидетельствованию локализующих систем безопасности и их элементов;

решение эксплуатирующей организации о допуске в эксплуатацию оборудования и трубопроводов с дефектами (при их наличии), заключение организации научно-технической поддержки на указанное решение в соответствии с пунктом 157 НП-084-15 и результаты рассмотрения указанных документов уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии. В случае выявления в период ППР дефектов, повреждений и отказов, указанных в пункте 2.3.1 НП-004-08, отдел инспекций на АС контролирует направление в течение 1 месяца после пуска блока АС в центральный аппарат Ростехнадзора документированной информации о выявленных в период ППР несоответствиях установленным в нормативных, проектных и эксплуатационных документах требованиям и принятых мерах по устранению этих несоответствий;

документацию о готовности реакторной установки к эксплуатации, включая результаты расчетов в обоснование безопасности топливной загрузки, согласованных в установленном порядке, а также акт по результатам топливной загрузки;

документацию о готовности систем энергоблока к пуску;

документацию о состоянии зданий, сооружений, включая справку о результатах контроля кренов и осадок, справку о состоянии зданий блока (акты об устранении дефектов зданий, помещений обстройки и гермообъема РО, а также других зданий и сооружений), акты проверки герметичности (замер разряженности) помещений 1 и 2 категорий радиационной опасности;

программу пуска энергоблока;

документированное подтверждение проведения операционного производственного контроля (например, контрольные листы, отметки в картах контроля, записи в оперативных журналах, оформленные и закрытые наряды-допуски);

результаты выполнения испытаний давлением оборудования и трубопроводов в соответствии с пунктами 159, 160, 162 НП-089-15;

наличие лицензий на соответствующий вид деятельности у организаций, выполняющих работы на площадке АС, и выполнение условий их действия во время ППР;

уведомления соответствующих органов Ростехнадзора перед началом выполнения работ на объектах использования атомной энергии при наличии такого требования в УДЛ организаций;

разрешение эксплуатирующей организации на пуск энергоблока.

4.5. При проведении мероприятий по контролю при подготовке к пуску блока АС после останова, связанного с нарушением в его работе (пункт 4.1.4 Методических рекомендаций), рассматривается комплект документов, подтверждающий возможность пуска блока, включающий в том числе:

сведения о выявленных причинах нарушения и проведенных мероприятиях по их устранению;

сведения о готовности блока АС к пуску;

решение эксплуатирующей организации о допуске в эксплуатацию оборудования и трубопроводов с дефектами (при их наличии) и заключение организации научно-технической поддержки на указанное решение в соответствии с пунктом 157 НП-084-15;

разрешение эксплуатирующей организации на пуск энергоблока.

4.6. Не предусмотренные технологическим регламентом безопасной эксплуатации блока АС и инструкциями по эксплуатации испытания систем (элементов), важных для безопасности (пункт 4.1.5 Методических рекомендаций), в соответствии с пунктом 4.1.12 НП-001-15, пунктом 4.17 НП-082-07 относятся к ядерно-опасным работам. При их проведении, помимо контроля, предусмотренного пунктом 3.5 Методических рекомендаций, проводится также контроль наличия:

оформленного изменения в условия действия лицензии о проведении испытаний на атомной станции, не предусмотренных технологическим регламентом безопасной эксплуатации блока АС и инструкциями по эксплуатации, в порядке, установленном Административным регламентом исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии, утвержденным приказом Ростехнадзора от 8 октября 2014 г. N 453;

решения эксплуатирующей организации о проведении испытаний.

4.7. При проведении мероприятий по контролю отправки ОЯТ или приемке свежего ядерного топлива (пункты 4.1.6, 4.1.7 Методических рекомендаций) проверяется:

наличие ОРД, в том числе наличие приказа директора АС об организации отправки ОЯТ (приемке свежего ядерного топлива);

наличие согласованной номенклатуры ОТВС, подлежащих отправке;

наличие соответствующих лицензий у АС, организации перевозчика и организации получателя ОЯТ;

соответствие ХОЯТ, ОСХОТ (ХСТ), транспортных путей и документации требованиям НП-061-05, готовность железнодорожных путей, тепловозов, специальных мест для подготовки ТУК и вагонов-контейнеров к отправке ОЯТ (приемке свежего ядерного топлива) за территорию (на территорию) АС, наличие схем размещения и маневрирования на территории АС;

наличие и соблюдение эксплуатационно-технической документации по отправке ОЯТ (приемке свежего ядерного топлива), включая инструкцию по отправке ОЯТ (приемке свежего ядерного топлива), рабочую программу загрузки ОТВС в ТУК, рабочий график загрузки ОТВС в ТУК, инструкции по дезактивации поверхности помещений, транспорта и транспортно-технологического оборудования;

соблюдение установленных требований к состоянию оборудования, систем, документации перед началом работ по отправке ОЯТ (приемке свежего ядерного топлива), а также в ходе выполнения работ;

укомплектованность рабочих мест персонала, участвующего в работах по отправке ОЯТ (приемке свежего ядерного топлива), документацией согласно соответствующим перечням, в том числе документами, устанавливающими порядок выполнения работ по отправке ОЯТ (приемке свежего ядерного топлива);

организация радиационного контроля, обеспечение радиационной безопасности при выполнении работ по отправке ОЯТ (приемке свежего ядерного топлива);

наличие актов готовности, подтверждающих выполнение необходимых организационно-технических мероприятий и готовность АС к отправке ОЯТ (приемке свежего ядерного топлива);

проведение внеплановых инструктажей персонала, участвующего в работах с ОТВС (свежим ядерным топливом) и ТУК.

Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по осуществлению постоянного
государственного надзора на атомных
станциях, утвержденным приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 6 октября 2021 г. N 346

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

АИС - автоматизированная информационная система;

АС - атомная станция;

АЦ - аварийный центр;

КЧСПБО - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечению пожарной безопасности АС;

МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии;

НСС - начальник смены станции;

ОИАЭ - объект использования атомной энергии;

ООБ - отчет по обоснованию безопасности;

ОРД - организационно-распорядительный документ;

ОСХОТ - отдельно стоящее хранилище отработавшего топлива;

ОТВС - отработавшая тепловыделяющая сборка;

ОЯТ - отработавшее ядерное топливо;

ППР - планово-предупредительный ремонт;

РАО - радиоактивные отходы;

РО - реакторное отделение;

РУ - реакторная установка;

ТВС - тепловыделяющая сборка;

ТУК - транспортно-упаковочный комплект;

УДЛ - условия действия лицензий на осуществление видов деятельности в области использования атомной энергии;

УДР - условия действия разрешений, выданных работникам объектов использования атомной энергии на право ведения работ в области использования атомной энергии;

ХОЯТ - хранилище отработавшего ядерного топлива;

ХСТ - хранилище свежего топлива;

ЯРБ - ядерная и радиационная безопасность;

ЯУ - ядерная установка.

Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
по осуществлению постоянного
государственного надзора на атомных
станциях, утвержденным приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 6 октября 2021 г. N 346

Рекомендуемый образец раздела плана работы структурных
подразделений территориальных органов Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору
на месяц

Раздел плана работы отдела инспекций
на апрель 2022 года

N п/п
Наименование мероприятий <*> (место проведения)
Срок исполнения
ФИО исполнителей (соисполнителей)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
2. Осуществление постоянного государственного надзора на АС
2.1.
Мониторинг соблюдения (выполнения) требований федеральных норм и правил в ОИАЭ, регламентов и инструкций по эксплуатации
Постоянно
Персонал ОИ
2.1.1
Контроль соблюдения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии к устройству, монтажу, эксплуатации, включая испытания и ремонт, локализующих систем безопасности
+
+
+
ФИО исполнителя
2.1.2
Мониторинг соблюдения (выполнения) требований федеральных норм и правил в ОИАЭ перед выполнением ремонтных работ с применением сварки на:
- оборудовании и трубопроводах систем, важных для безопасности;
- оборудовании и трубопроводах, подлежащих регистрации в соответствии с требованиями НП-071-18;
- несущих конструкциях грузоподъемных машин и механизмов, подлежащих регистрации в соответствии с требованиями НП-071-18
5 рабочих дней после получения от администрации АС уведомления о предстоящих работах
По указанию начальника ОИ
2.1.3
Контроль соблюдения требований федеральных норм и правил в ОИАЭ перед отгрузкой отработавшего ядерного топлива и приемкой свежего ядерного топлива
5 рабочих дней после получения от администрации АС уведомления о предстоящих работах
По указанию начальника ОИ
2.1.4
Мониторинг соблюдения (выполнения) требований федеральных норм и правил в ОИАЭ перед выполнением работ по реконструкции (модернизации) систем (элементов), важных для безопасности, а также оборудования, трубопроводов, подлежащих регистрации в соответствии с требованиями НП-071-18
5 рабочих дней после получения от администрации АС уведомления о предстоящих работах
По указанию начальника ОИ
2.1.5
Мониторинг соблюдения (выполнения) требований федеральных норм и правил в ОИАЭ перед испытаниями систем и оборудования (элементов), важных для безопасности, не предусмотренных технологическим регламентом эксплуатации энергоблока и инструкциями по эксплуатации систем и оборудования энергоблока
5 рабочих дней после получения от администрации АС уведомления о предстоящих работах
По указанию начальника ОИ
2.1.6
Мониторинг соблюдения (выполнения) требований федеральных норм и правил в ОИАЭ перед пуском энергоблока после останова энергоблока для проведения ремонта, пуском энергоблока после останова, связанного с нарушением в его работе
5 рабочих дней после получения от администрации АС уведомления о предстоящих работах
По указанию начальника ОИ
2.1.7
Контроль соблюдения требований регламентов, инструкций по эксплуатации систем и элементов АС, обходы рабочих мест персонала АС, осмотр важного оборудования СВБ
+
+
+
+
ФИО исполнителя
2.1.8
Контроль своевременности и полноты проведения регламентных испытаний СБ (СВБ), соответствие испытаний нормативно-технической документации
По графикам АС (выборочно)
По указанию начальника ОИ
...
2.2.
Мониторинг соблюдения (выполнения) требований к обеспечению физической защиты, учета и контроля ядерных материалов
Постоянно
Персонал ОИ
2.2.1
Контроль соблюдения (выполнения) требований к обеспечению физической защиты объекта ХТРО
+
+
ФИО исполнителя
2.2.2
Контроль соблюдения (выполнения) требований к учету и контролю ЯМ в части получения и отправки ЯМ
+
+
ФИО исполнителя
2.2.3
Проверка достоверности учета при проведении физической инвентаризации ядерных материалов в январе 2022 г.
+
+
ФИО исполнителя
...
2.3.
Мониторинг соблюдения (выполнения) порядка расследования причин нарушений в работе АС, включая реализацию в полном объеме мероприятий по устранению причин таких нарушений
Постоянно
Персонал ОИ
2.3.1
Наблюдение за работой комиссии по расследованию нарушений в работе АС, контроль соблюдения порядка расследования нарушений в работе энергоблоков АС
С момента получения сообщения о нарушении
По указанию начальника ОИ
2.3.2
Контроль реализации мероприятий по устранению причин нарушения, произошедшего 16.05.2021 на энергоблоке N 1 АС
+
+
ФИО исполнителя
...
2.4.
Мониторинг соблюдения (выполнения) порядка регистрации (учета) элементов и систем, важных для безопасности, учета ресурса указанных элементов и систем, их своевременной замены или продления срока их эксплуатации при наличии соответствующего обоснования
Постоянно
Персонал ОИ
2.4.1
Контроль соблюдения требований порядка регистрации (учета) элементов системы
+
+
ФИО исполнителя
2.4.2
Контроль выполнения мероприятий по замене или продлению ресурса важного для безопасности оборудования реакторного цеха энергоблока АС
+
+
+
+
+
+
+
ФИО исполнителя
...
2.5.
Мониторинг соблюдения (выполнения) порядка подготовки и проведения ядерно опасных и (или) радиационно опасных работ на АС
В течение месяца (с учетом режимов работы энергоблоков АС)
Персонал ОИ
2.5.1
Мониторинг соблюдения (выполнения) требований федеральных норм и правил в ОИАЭ перед выполнением ядерно опасных работ, не предусмотренных технологическим регламентом эксплуатации энергоблока и инструкциями по эксплуатации систем и оборудования энергоблока
5 рабочих дней после получения от администрации АС уведомления о предстоящих работах
По указанию начальника ОИ
2.5.2
Контроль соблюдения процедур ремонтных работ БВ, загруженном топливом
+
+
+
ФИО исполнителя
...
2.6.
Мониторинг выполнения предписаний, выданных по результатам проведения проверок и отдельных мероприятий по контролю при осуществлении надзора
В соответствии со сроками исполнения предписаний
Персонал ОИ
2.6.1
Проверка выполнения п. 2 Предписания N 01-14-536 от 01.02.2022, выданного при осуществлении постоянного государственного надзора
+
ФИО исполнителя
...
2.7.
Мониторинг соблюдения (выполнения) процедур подготовки работников АС для получения разрешений на право ведения работ в ОИАЭ
Постоянно
Персонал ОИ
2.7.1
Контроль соблюдения обязательных требований к полномасштабному тренажеру
+
Начальник ОИ
2.7.2
Наблюдение за проведением проверки практических навыков оперативного персонала АЭС
По установленному графику
По указанию начальника ОИ
...
2.8.
Мониторинг соблюдения условий действия выданных работникам АС разрешений на право ведения работ в ОИАЭ, а также выданных организациям разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности в ОИАЭ
Постоянно
Персонал ОИ
2.8.1
Мониторинг соблюдения условий действия лицензий на эксплуатацию энергоблоков АС, контроль соблюдения проектных критериев, параметров и характеристик, проектных пределов и условий
+
Начальник ОИ
2.8.2
Мониторинг соблюдения выданных работникам АС условий действия разрешений на право ведения работ в ОИАЭ
+
+
+
+
+
ФИО исполнителя
...
2.9
Мониторинг соблюдения (выполнения) процедур обеспечения готовности работников АС к действиям при авариях и ликвидации последствий аварии
Постоянно
Персонал ОИ
2.9.1.
Наблюдение за проведением противоаварийных тренировок или учений
По графикам тренировок или учений (выборочно)
По указанию начальника ОИ
2.9.2
Проверка поддержания в постоянной готовности плана мероприятий по защите персонала
+
+
+
ФИО исполнителя
2.9.3
Контроль проведения регламентных проверок автоматизированной локальной системы оповещения
+
+
Начальник ОИ
...

Примечания:

1. Под каждое из направлений мониторинга рекомендуется планировать или общие контрольные мероприятия (сроки которых заранее неизвестны) или конкретные мероприятия, которые планируются исходя из значимости для конкретной АС (блока), имеющихся проблемных (значимых) вопросов деятельности АС или необходимости охвата.

2. В рекомендуемом образце представлены примеры конкретных мероприятий. В разные месяцы наименования мероприятий по каждому направлению мониторинга могут различаться.

3. Рекомендуется планировать в месяц не менее двух проверок с конкретными сроками и исполнителями.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области