МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ
ПРИКАЗ
от 14 мая 2013 г. N 111
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА
СВЯЗИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ "ДОРОЖНОЙ КАРТЫ" "ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, СООТНЕСЕННЫЕ
С ЭТАПАМИ ПЕРЕХОДА К ЭФФЕКТИВНОМУ КОНТРАКТУ"
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве связи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 320 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2783; 2007, N 24, ст. 2923; N 32, ст. 4151; N 41, ст. 4902; 2008, N 23, ст. 2706; N 42, ст. 4285; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 12, ст. 1435; 2010, N 26, ст. 3350; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935), и Правилами использования в 2013 году бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству культуры Российской Федерации в целях реализации подпунктов "а" и "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1454, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий Федерального агентства связи по реализации "дорожной карты" "Изменения в сфере высшего образования, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту".
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства связи В.В. Шелихова.
Руководитель
О.Г.ДУХОВНИЦКИЙ
Утвержден
приказом
Федерального агентства связи
от 14 мая 2013 г. N 111
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА СВЯЗИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
"ДОРОЖНОЙ КАРТЫ" "ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, СООТНЕСЕННЫЕ С ЭТАПАМИ ПЕРЕХОДА
К ЭФФЕКТИВНОМУ КОНТРАКТУ"
1. Основные направления
Совершенствование структуры и сети государственных образовательных организаций высшего образования включает в себя:
проведение ежегодного мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования;
разработку, утверждение и реализацию программы совершенствования сети государственных образовательных организаций высшего образования, в том числе путем реорганизации и присоединения организаций и их филиалов;
модернизацию системы лицензирования и аккредитации образовательных программ в системе высшего образования.
Совершенствование структуры образовательных программ включает в себя:
введение прикладного бакалавриата в высшем образовании;
обеспечение высокого качества программ магистратуры;
создание новой модели аспирантуры на базе образовательных организаций высшего образования, активно участвующих в научно-исследовательской работе.
Инструменты оценки качества и образовательной политики в сфере высшего образования включают в себя:
создание системы оценки качества подготовки бакалавров;
переход на новые принципы распределения контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета;
введение нормативного подушевого финансирования образовательных организаций высшего образования.
Развитие кадрового потенциала высшего образования включает в себя:
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с научно-педагогическими работниками образовательных организаций высшего образования;
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций высшего образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации системы высшего образования;
информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.
2. Ожидаемые результаты
Будет сформирована сбалансированная сеть образовательных организаций высшего образования, ориентированная на удовлетворение потребности работодателей в высококвалифицированных кадрах и развитие научно-технологического потенциала российских регионов.
Предусматривается осуществление структурных преобразований сети подведомственных образовательных организаций высшего образования, создание условий для вхождения к 2020 году 2 подведомственных вузов-лидеров в первую сотню ведущих российских университетов согласно мировому рейтингу университетов.
Повысится уровень мотивации научных и научно-педагогических кадров в рамках перехода к эффективному контракту. Будут реализованы новые финансово-экономические механизмы, обеспечивающие конкуренцию и повышение качества высшего образования.
3. Основные количественные характеристики подведомственной
сети образовательных учреждений
Единица измерения
|
2012 г.
|
2013 г.
|
2014 г.
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
|
|
Число филиалов образовательных организаций высшего образования, имеющих признаки неэффективности
|
единиц
|
4
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Численность обучающихся по программам высшего образования, в том числе:
|
тыс. человек
|
33,0
|
32,0
|
31,0
|
30,0
|
29,0
|
28,0
|
27,0
|
приведенный контингент
|
тыс. человек
|
20,0
|
18,8
|
17,6
|
16,9
|
16,1
|
15,4
|
14,9
|
Число студентов в расчете на 1 преподавателя
|
человек
|
10,0
|
10,2
|
10,4
|
10,5
|
11,0
|
11,5
|
12,0
|
Численность обучающихся по программам среднего профессионального образования, в том числе:
|
тыс. человек
|
7,9
|
7,6
|
7,3
|
7,0
|
6,8
|
6,6
|
6,5
|
приведенный контингент
|
тыс. человек
|
4,1
|
4,0
|
3,9
|
3,7
|
3,6
|
3,5
|
3,4
|
Число студентов в расчете на 1 преподавателя
|
человек
|
9,8
|
11,5
|
12,0
|
12,5
|
13,0
|
13,2
|
13,5
|
4. Мероприятия по повышению эффективности и качества услуг
в сфере высшего образования, соотнесенные с этапами
перехода к эффективному контракту
Ответственные исполнители
|
Срок реализации
|
Показатели
|
|
Совершенствование структуры и сети высшего профессионального образования
|
|||
1. Проведение ежегодного мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования, в том числе программ профессиональной подготовки и среднего профессионального образования
|
Минобрнауки России, вузы Россвязи
|
2013 - 2018 гг.
|
число образовательных организаций и их филиалов, имеющих признаки неэффективной деятельности
|
2. Участие в разработке, утверждении и реализации программы совершенствования сети государственных образовательных организаций высшего образования, в том числе путем реорганизации и присоединения образовательных организаций и их филиалов
|
Минобрнауки России, Россвязь с участием руководителей образовательных организаций высшего образования
|
2013 - 2014 гг.
|
|
3. Модернизация системы лицензирования и аккредитации образовательных программ в системе высшего образования, в том числе программ профессиональной подготовки и среднего профессионального образования
|
Минобрнауки России, Россвязь
|
2014 - 2015 гг.
|
|
Совершенствование структуры образовательных программ
|
|||
4. Введение прикладного бакалавриата в высшем образовании:
|
Минобрнауки России, Россвязь с участием руководителей образовательных организаций высшего образования
|
удельный вес численности обучающихся по программам прикладного бакалавриата в общей численности обучающихся по программам высшего образования
|
|
4.1. пилотная апробация образовательных программ прикладного бакалавриата
|
Минобрнауки России, Россвязь с участием руководителей образовательных организаций высшего образования
|
2013 - 2014 гг.
|
|
4.2. разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов по прикладному бакалавриату
|
Минобрнауки России, вузы Россвязи
|
2014 - 2016 гг.
|
|
4.3. реализация образовательных программ прикладного бакалавриата в штатном режиме
|
руководители образовательных организаций высшего образования
|
2015 - 2018 гг.
|
|
5. Обеспечение высокого качества программ магистратуры:
|
|||
5.1. обновление механизмов и правил приема на программы магистратуры
|
Минобрнауки России, Россвязь
|
2014 - 2015 гг.
|
удельный вес Российской Федерации в общем числе публикаций в мировых научных журналах индексируемых в базе данных "Сеть науки" (Web of Science)
|
5.2. актуализация требований и процедур аккредитации образовательных программ подготовки магистров
|
Минобрнауки России, Россвязь
|
2014 - 2015 гг.
|
|
6. Создание новой модели аспирантуры на базе образовательных организаций высшего образования, активно участвующих в научно-исследовательской работе
|
Минобрнауки России, вузы Россвязи
|
2014 - 2015 гг.
|
|
7. Обеспечение высокого качества программ профессиональной подготовки и среднего профессионального образования:
|
|||
7.1. обновление механизмов и правил приема на программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования
|
Минобрнауки России, вузы Россвязи
|
||
7.2. актуализация требований и процедур лицензирования и аккредитации образовательных программ профессиональной подготовки и среднего профессионального образования
|
Минобрнауки России, вузы Россвязи
|
||
Инструменты оценки качества и образовательной политики в сфере высшего образования
|
|||
8. Создание системы оценки качества подготовки бакалавров:
|
Минобрнауки России, Россвязь с участием руководителей образовательных организаций высшего образования
|
доля выпускников бакалавриата, принявших участие в сдаче федерального экзамена бакалавров, в общей численности выпускников бакалавриата
|
|
8.1. разработка и пилотная апробация модели, организационной схемы, инструментария для проведения оценки качества подготовки бакалавров
|
Минобрнауки России, Россвязь
|
2013 - 2016 гг.
|
|
8.2. введение системы оценки качества подготовки бакалавров в штатный режим
|
Минобрнауки России, Россвязь с участием руководителей образовательных организаций высшего образования
|
2017 - 2018 гг.
|
|
9. Разработка и внедрение системы оценки качества услуг по образовательным программам профессиональной подготовки и среднего профессионального образования
|
Минобрнауки России, Россвязь с участием руководителей образовательных организаций высшего образования
|
||
9. Переход на новые принципы распределения контрольных цифр приема граждан за счет средств федерального бюджета на обучение по образовательным программам высшего образования, образовательным программам профессиональной подготовки и среднего профессионального образования, в том числе:
|
Минобрнауки России, Россвязь
|
удельный вес Российской Федерации в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (Web of Science), удельный вес организаций высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки
|
|
9.1. формирование новых принципов распределения контрольных цифр приема граждан за счет средств федерального бюджета на обучение по образовательным программам высшего образования, образовательным программам профессиональной подготовки и среднего профессионального образования
|
2013 год
|
||
9.2. пилотная апробация новых принципов распределения контрольных цифр приема граждан за счет средств федерального бюджета на обучение по образовательным программам высшего образования, образовательным программам профессиональной подготовки и среднего профессионального образования
|
2014 год
|
||
9.3. реализация новых принципов распределения контрольных цифр приема граждан за счет средств федерального бюджета на обучение по образовательным программам высшего образования, образовательным программам профессиональной подготовки и среднего профессионального образования в штатном режиме
|
2015 - 2018 гг.
|
||
10. Введение нормативного подушевого финансирования образовательных организаций высшего образования:
|
Минобрнауки России, Россвязь
|
2013 - 2014 гг.
|
|
10.1. разработка и апробация методики расчета Россвязью финансового обеспечения государственного задания на реализацию образовательных услуг высшего образования с учетом уровня оплаты труда профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования (включая методику расчета нормативов финансирования в разрезе направлений подготовки и специальностей, дифференцированных по уровням высшего образования (бакалавриат, программы подготовки специалистов, магистратура) и форме обучения (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная) с учетом категории образовательной организации высшего образования, приоритетов развития региона и результатов единого государственного экзамена студентов, поступивших на 1 курс)
|
|||
10.2. закрепление и совершенствование методики расчета Россвязью финансового обеспечения государственного задания на реализацию образовательных услуг высшего образования с учетом уровня оплаты труда профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования в системе высшего образования, а также мониторинг процесса
|
Россвязь, подведомственные вузы
|
2015 - 2018 гг.
|
|
Развитие кадрового потенциала высшего профессионального образования
|
|||
11. Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с научно-педагогическими работниками образовательных организаций высшего образования, в том числе реализующих образовательные программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования:
|
Минобрнауки России, Россвязь с участием руководителей образовательных организаций высшего образования
|
отношение средней заработной платы профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования к средней заработной плате в соответствующем регионе
|
|
11.1. разработка и апробация моделей эффективного контракта в системе организаций высшего образования
|
Минобрнауки России, Россвязь с участием руководителей образовательных организаций высшего образования
|
2013 - 2014 гг.
|
удельный вес численности преподавателей высшего образования моложе 30 лет в общей численности преподавателей организаций высшего образования
|
11.2. внедрение моделей эффективного контракта в системе высшего образования
|
Минобрнауки России, Россвязь с участием руководителей образовательных организаций высшего образования
|
2015 - 2016 гг.
|
|
11.3. внесение изменений в бюджетную роспись (планирование) федерального бюджета с учетом повышения оплаты труда профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
|
Минобрнауки России, Россвязь с участием руководителей образовательных организаций высшего образования
|
2013 - 2018 гг.
|
|
12. Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций высшего образования:
|
Минобрнауки России Россвязь
|
отношение средней заработной платы профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования к средней заработной плате в соответствующем регионе, удельный вес численности преподавателей образовательных организаций высшего образования моложе 30 лет в общей численности преподавателей организаций высшего образования
|
|
12.1. разработка методических рекомендаций по стимулированию руководителей организаций высшего образования, направленных на установление взаимосвязи между показателями качества предоставляемых организацией государственных услуг и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации высшего образования (в том числе по результатам независимой оценки)
|
Минобрнауки России, Россвязь
|
2013 - 2014 гг.
|
|
12.2. проведение работы по заключению трудовых договоров с руководителями подведомственных образовательных организаций высшего образования в соответствии с типовой формой договора
|
Россвязь
|
2013 - 2018 гг.
|
|
13. Информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта:
|
|||
13.1. информационное сопровождение мероприятий по введению эффективного контракта в системе высшего образования
|
Минобрнауки России, Россвязь с участием руководителей образовательных организаций высшего образования
|
2013 - 2018 гг.
|
|
13.2. мониторинг влияния внедрения эффективного контракта на качество образовательных услуг системы высшего образования, в том числе выявление лучших практик внедрения эффективного контракта
|
Минобрнауки России, Россвязь
|
2015 - 2017 гг.
|
5. Показатели повышения эффективности и качества услуг
в сфере высшего образования, соотнесенные с этапами
перехода к эффективному контракту
Единица измерения
|
2013 год
|
2014 год
|
2015 год
|
2016 год
|
2017 год
|
2018 год
|
Результаты
|
|
1. Число вузов Россвязи, входящих в первую сотню ведущих российских университетов согласно мировому рейтингу университетов
|
единиц
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
повышение конкурентоспособности российских образовательных организаций высшего образования на международном рынке образования
|
2. Удельный вес вузов Россвязи в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (Web of Science)
|
процентов
|
0,03
|
0,04
|
0,05
|
0,05
|
0,06
|
0,07
|
повышение конкурентоспособности российских организаций высшего образования на международном рынке образования
|
3. Удельный вес организаций высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки
|
процентов
|
10,0
|
10,7
|
11,4
|
12,0
|
12,7
|
13,5
|
рост востребованности исследований и разработок, проводимых в организациях высшего образования
|
4. Удельный вес численности обучающихся по программам прикладного бакалавриата в общей численности обучающихся по программам высшего образования
|
процентов
|
5,3
|
10,2
|
15,1
|
20,1
|
25,1
|
30
|
обеспечение подготовки специалистов, владеющих наряду с фундаментальными знаниями в определенной предметной области, квалификацией для работы со сложными технологиями
|
5. Отношение средней заработной платы профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования к средней заработной плате в соответствующем регионе
|
процентов
|
110
|
125
|
133
|
150
|
175
|
200
|
средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования будет в 2 раза превышать среднюю заработную плату в соответствующем регионе
|
6. Отношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения, реализующих образовательные программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования, к средней заработной плате в соответствующем регионе
|
процентов
|
75
|
80
|
85
|
90
|
95
|
100
|
отношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения, реализующих образовательные программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования, к средней заработной плате в соответствующем регионе составит 100 процентов
|
7. Средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме обучения по программам подготовки бакалавров за счет средств бюджета
|
балл
|
63,0
|
64,0
|
65,0
|
67,5
|
68,5
|
70,0
|
средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме обучения по программам подготовки бакалавров за счет средств бюджета, составит 70,0
|
8. Удельный вес численности иностранных студентов дальнего и ближнего (стран СНГ) зарубежья
|
процентов
|
3,0
|
3,3
|
3,7
|
4,0
|
4,5
|
5,0
|
удельный вес численности иностранных студентов дальнего и ближнего (стран СНГ) зарубежья составит 5%
|
9. Удельный вес средств, полученных подведомственными организациями высшего образования за счет внебюджетных источников
|
процентов
|
60
|
55
|
50
|
45
|
40
|
30
|
удельный вес средств, полученных подведомственными организациями высшего образования за счет внебюджетных источников составит 30%
|
10. Объем НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника
|
тыс. руб.
|
50
|
55
|
60
|
65
|
70
|
75
|
объем НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника составит 75 тысяч рублей
|
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области