МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 24 марта 2022 г. N 145
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ОСНОВНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
КОМПЛЕКСНОГО НАБЛЮДЕНИЯ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения" и в целях реализации позиции 1.9.14 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, приказываю:
1. Утвердить:
Основные методологические и организационные положения Комплексного наблюдения условий жизни населения (приложение N 1);
План размещения выборочной совокупности домохозяйств для проведения Комплексного наблюдения условий жизни населения в 2022 году (приложение N 2).
2. Признать утратившими силу:
приказ Росстата от 11 мая 2018 г. N 292 "Об утверждении Основных методологических и организационных положений Комплексного наблюдения условий жизни населения";
приказ Росстата от 28 августа 2020 г. N 495 "О внесении изменений в приказ Росстата от 11 мая 2018 г. N 292 "Об утверждении Основных методологических и организационных положений Комплексного наблюдения условий жизни населения".
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы государственной статистики Лайкама К.Э.
Руководитель
П.В.МАЛКОВ
Приложение N 1
к приказу Росстата
от 24.03.2022 N 145
ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
КОМПЛЕКСНОГО НАБЛЮДЕНИЯ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
I. Цели и задачи наблюдения
1. Федеральное статистическое наблюдение "Комплексное наблюдение условий жизни населения" (далее - Наблюдение) проводится во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946).
Наблюдение организуется в целях формирования официальной статистической информации, отражающей фактические условия жизнедеятельности российских семей и их потребности в обеспечении безопасной и благоприятной среды обитания, воспитании и развитии детей, повышении трудовой, профессиональной и социальной мобильности, улучшении жилищных условий, установлении и развитии социокультурных связей.
2. Задачей проведения Наблюдения является получение первичных статистических данных о профессиональных и личных мотивациях участия населения в трудовой деятельности, уровне обеспечения прав на социальную защиту и потребностей в социальном обслуживании, качестве жилищных и бытовых условий проживания и намерениях по их улучшению, наличии информационных и коммуникационных средств, способствующих интеллектуальному развитию, пользовании услугами и удовлетворенности работой учреждений социальной сферы и транспорта, безопасности производственной и непроизводственной сфер обитания, причинах ограничений в удовлетворении жизненно важных потребностей.
3. Уровень представительности результатов Наблюдения: в целом по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, городской и сельской местности, социально-демографическим группам населения и домашних хозяйств, Арктической зоне Российской Федерации.
II. Основные методологические положения подготовки
и проведения наблюдения
4. В соответствии с пунктом 1 Перечня направлений проведения федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам, их периодичности и количестве обследуемых респондентов, прилагаемого к Положению об организации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946, и позицией 1.9.14 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, наблюдение проводится во всех субъектах Российской Федерации с охватом 60 тыс. домохозяйств и периодичностью один раз в два года.
В целях реализации пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" для формирования статистических показателей, характеризующих условия жизни граждан старшего поколения, начиная с 2020 года дополнительно обследуется целевая группа населения "старшее поколение" (далее - целевая группа) с охватом 11,11 тыс. домохозяйств во всех субъектах Российской Федерации.
5. Единицей наблюдения при проведении Наблюдения является домохозяйство и члены домохозяйства, за исключением коллективных домашних хозяйств (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях).
Домохозяйство <1> представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении (или его части), как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства, в том числе лица, чей фактический (или предполагаемый) период пребывания в домохозяйстве длится более одного года.
--------------------------------
<1> Значение понятия приведено исключительно для целей проведения выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам.
Домохозяйство может состоять из одного человека, живущего самостоятельно и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни.
Членами домохозяйства для целей проведения Наблюдения признаются лица, указанные в его составе со слов одного из членов домохозяйства, который более других осведомлен о жизнедеятельности домохозяйства и в дальнейшем сможет ответить на вопросы, касающиеся домохозяйства в целом (далее - ответственное лицо). Состав домохозяйства устанавливается на момент проведения опроса.
6. В зависимости от места нахождения на момент опроса лица, учитываемые в составе домохозяйства, могут относиться к одной из следующих категорий:
а) лица, постоянно (обычно) проживающие в домохозяйстве <2>;
--------------------------------
<2> Лицо для целей проведения выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам считается "постоянно (обычно) проживающим" в домохозяйстве, если оно проводит ежесуточно в этом домохозяйстве большую часть своего ежедневного ночного отдыха.
б) лица, продолжительно или временно отсутствующие в домохозяйстве;
в) отсутствующие продолжительные периоды времени или временно отсутствующие <1>, но имеющие родственные отношения с домохозяйством и продолжающие поддерживать тесную связь (или имеющие очевидные финансовые связи) с домохозяйством;
--------------------------------
<1> Фактическое (или предполагаемое) отсутствие длится более одного года или не более одного года соответственно.
г) кратковременно отсутствующие, но обычно проживающие в домохозяйстве.
7. Наблюдение основано на выборочном опросе представителей различных групп и слоев населения, проживающих во всех субъектах Российской Федерации.
План размещения выборочной совокупности домохозяйств по субъектам Российской Федерации разрабатывается Росстатом в соответствии с количеством обследуемых респондентов (домохозяйств), установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 для каждого года проведения Наблюдения, с учетом необходимости обеспечения представительности итогов наблюдения по Российской Федерации, по субъектам Российской Федерации, городской и сельской местности, по основным демографическим и социально-экономическим группам населения и домашних хозяйств (исходя из приемлемого уровня ошибки выборки).
8. Генеральную совокупность, служащую основой для построения выборочной совокупности при проведении Наблюдения в соответствующих субъектах Российской Федерации, составляют все домохозяйства, проживающие на территории Российской Федерации.
9. Основой для формирования выборки в ходе подготовки Наблюдения служит территориальная выборка многоцелевого назначения на базе информационного массива Всероссийской переписи населения 2010 года. Единицей отбора является счетный участок.
10. При формировании выборочной совокупности конечной единицей отбора является жилое помещение - индивидуальный дом, квартира, комната в коммунальной квартире, общежитии или в другом жилом строении.
Формирование выборочной совокупности домохозяйств осуществляется на основе принципов случайного отбора, то есть каждому домохозяйству в генеральной совокупности придается известная и ненулевая вероятность отбора.
При формировании итогов Наблюдения его результаты распространяются на все домохозяйства и на все население, проживающее в них.
11. Формирование целевой группы осуществляется на основе направленного (целевого) набора определенного количества единиц определенного типа - домохозяйств, имеющих в своем составе лиц старшего поколения. Результаты наблюдения целевой группы не распространяются на генеральную совокупность.
12. Программа Наблюдения представляет собой перечень признаков единиц наблюдения (домохозяйств и лиц, входящих в состав домохозяйств, - членов домохозяйств), подлежащих регистрации в процессе проведения опросов членов домохозяйств (респондентов) в соответствии с его целями и задачами.
Перечень признаков единиц наблюдения содержит сведения об условиях жизни домохозяйств и членов домохозяйств, относящихся к различным возрастным группам, по следующим тематическим блокам:
Информация, собираемая на уровне
|
|||
домохозяйства в целом
|
членов домохозяйств в возрасте
|
||
до 15 лет
|
15 лет и старше
|
||
Демографические характеристики и семейные отношения (пол; возраст; состояние в браке; количество детей; родственные отношения)
|
+
|
+
|
|
Социально-экономические характеристики (достигнутый уровень образования; участие в трудовой деятельности; пенсионное обеспечение; охват мерами социальной поддержки и другие)
|
+
|
||
Среда обитания (удовлетворенность транспортным обеспечением, торговым и бытовым обслуживанием и другими социальными условиями по месту проживания)
|
+
|
||
Жилищные и бытовые условия и намерения домохозяйств по их улучшению
|
+
|
||
Условия труда
|
+
|
||
Потребности в социальном обслуживании
|
+
|
||
Участие в системе образования и использование информационных технологий
|
+
|
+
|
|
Отдых и свободное время
|
+
|
||
Состояние здоровья и доступность медицинского обслуживания
|
+
|
+
|
|
Доступность государственных услуг
|
+
|
+
|
|
Источники средств к существованию и оценка финансового положения
|
+
|
13. Наблюдение осуществляется на основе личного опроса членов домохозяйств (респондентов) по месту их проживания в составе отобранного для наблюдения домохозяйства.
14. В 2022 году проводится полномасштабная промышленная апробация Единой системы сбора и обработки данных для наблюдений домохозяйств в части специализированного программного обеспечения наблюдений домашних хозяйств (далее - СПО НДХ) с использованием Программно-аппаратного комплекса с мобильной операционной системой "Аврора" (далее - ПАК).
15. Опросы респондентов проводятся с использованием специальных форм федерального статистического наблюдения, содержащих конкретные формулировки вопросов для различных групп респондентов с указанием возможных вариантов ответов на них (далее - Вопросники), и указаний по их заполнению, реализованных в электронной версии для ПАК.
16. В 2022 году Вопросники на бумажных носителях могут применяться при опросе респондентов в следующих случаях: отсутствие ПАК, поломка ПАК, ошибки в работе программного обеспечения <1>.
--------------------------------
<1> Ошибки в работе программного обеспечения: зависание программы, синий экран (во время сбоя ПАК успевает выдать "жалобу" в виде белого текста на синем фоне), после входа в систему путем выбора учетной записи пользователя не удается запустить ни одну программу.
С 2024 года опросы респондентов проводятся только с использованием электронной версии Вопросников и указаний по их заполнению, установленных на ПАК.
17. Опросы респондентов и заполнение Вопросников производятся интервьюерами со слов респондентов и без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов.
18. Первичные статистические данные, полученные от респондентов и записанные интервьюером в Вопросники, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и/или предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.
19. При проведении наблюдения личному опросу подлежат респонденты в возрасте 15 лет <2> и более, установленные в составе домохозяйства, за исключением лиц, отсутствующих на момент проведения опроса, и лиц, не имеющих возможности дать информацию за себя лично по состоянию здоровья, в силу преклонного возраста.
--------------------------------
<2> Опрос лиц несовершеннолетнего возраста производится в присутствии законного представителя либо со слов ответственного лица (с соответствующей пометкой о лице, предоставившем эту информацию).
20. Сбор первичных статистических данных и заполнение Вопросников, содержащих информацию по домохозяйству в целом, а также информацию о лицах в возрасте 15 лет и более, отсутствующих на момент проведения опроса или не имеющих возможности дать информацию за себя лично, производится со слов ответственного лица (с соответствующей пометкой о лице, предоставившем эту информацию). Сбор сведений и заполнение Вопросников, содержащих информацию о детях в возрасте до 15 лет, производится со слов одного из их родителей (или опекуна).
21. Периодом проведения Наблюдения считается период времени, в течение которого осуществляется сбор первичных статистических данных от населения, включая обход жилых помещений для установления контактов с респондентами (рекрутирование) и посещение домохозяйств для опросов респондентов.
Проведение Наблюдения осуществляется в сроки, предусмотренные Календарным планом подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения, утверждаемым для каждого года проведения наблюдения.
III. Основные организационные положения подготовки
и проведения наблюдения
22. Сбор первичных статистических данных и формирование официальной статистической информации Наблюдения, проводимого путем опроса респондентов, осуществляется с использованием форм федерального статистического наблюдения, утвержденных приказом Росстата от 15 сентября 2020 г. N 547 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации комплексного наблюдения условий жизни населения" (далее - приказ Росстата от 15 сентября 2020 г. N 547).
23. Пунктом 2 приказа Росстата от 14 марта 2014 г. N 188 "О вопросах организации сбора первичных статистических данных, их обработки и формирования официальной статистической информации федеральных статистических наблюдений, проводимых путем опроса респондентов" (зарегистрирован Минюстом России 21 апреля 2014 г., регистрационный N 32045) (далее - приказ Росстата от 14 марта 2014 г. N 188) определены следующие уровни организации наблюдения: федеральный, территориальный и полевой.
24. На федеральном уровне специалистами центрального аппарата Росстата выполняются следующие функции:
24.1. Разработка официальной статистической методологии и руководство работами по подготовке, проведению, обработке полученной информации, подведению итогов и их официальному опубликованию, хранению материалов Наблюдения:
разработка методологических и организационных положений подготовки и проведения Наблюдения;
организация работы с экспертами по вопросам программы Наблюдения;
разработка статистического инструментария Наблюдения (включая, при необходимости, доработку Вопросников по результатам их предварительного тестирования на территориальном уровне);
разработка Плана размещения выборочной совокупности домохозяйств по субъектам Российской Федерации;
разработка Плана административно-территориального размещения выборки домохозяйств по субъектам Российской Федерации.
24.2. Координация, планирование работ по проведению Наблюдения и контроль подготовки, проведения и подведения итогов Наблюдения:
разработка календарного плана подготовки, проведения и обработки итогов Наблюдения;
определение потребностей в кадровых и материально-технических ресурсах для подготовки и проведения Наблюдения на территориальном и полевом уровнях;
оказание консультативной помощи специалистам территориальных органов Росстата и физическим лицам, привлекаемым к сбору и обработке первичных статистических данных на территориальном и полевом уровнях (далее - привлекаемые лица), в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
участие в контрольных мероприятиях, выполняемых на территориальном и полевом уровнях.
24.3. Разработка технологии и организации автоматизированной обработки полученной информации Наблюдения и подведения итогов:
организация разработки специализированного программного обеспечения информационно-вычислительной системы Росстата для загрузки первичных статистических данных и подведения итогов Наблюдения;
разработка инструктивных документов по подготовке, проведению и автоматизированной обработке итогов Наблюдения;
организация и проведение автоматизированной обработки итогов Наблюдения.
24.4. Формирование официальной статистической информации Наблюдения, ее опубликование, хранение материалов:
редактирование, импутация первичных статистических данных, расчет промежуточных итогов наблюдения, включая валидацию, расчет оценок характеристик их точности, формирование (переформирование) обобщающих показателей баз микроданных, метаданных и агрегированных показателей по всей совокупности респондентов;
официальное опубликование результатов Наблюдения (агрегированных итогов и баз микроданных) на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Интернет-сайт Росстата);
хранение официальной статистической информации Наблюдения - статистических таблиц (основных) по итогам Наблюдения по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации и другим уровням представительности результатов наблюдения в электронном виде.
24.5. Организация обучения специалистов Росстата, руководителей и специалистов территориальных органов Росстата:
разработка обучающих программ для специалистов территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц;
участие в проведении обучающих семинаров по вопросам подготовки и проведения Наблюдения, его материально-технического обеспечения, обработки итогов.
24.6. Обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, в том числе по вопросам безопасности проведения Наблюдения.
24.7. Организация финансового и материально-технического обеспечения Наблюдения:
обеспечение деятельности лиц, привлекаемых к выполнению работ на федеральном уровне;
централизованное изготовление и доведение до территориального уровня удостоверений для обеспечения ими привлекаемых лиц территориального и полевого уровней;
централизованная закупка и доведение до территориального уровня канцелярских принадлежностей для обеспечения ими привлекаемых лиц территориального и полевого уровней;
централизованная закупка и доведение до территориального уровня принадлежностей для фиксации данных респондентами, принимающими участие в Наблюдении (при наличии финансирования);
централизованное тиражирование инструментария Наблюдения и его доведение до территориального уровня (только в 2022 году).
24.8. Мониторинг хода выполнения работ по проведению Наблюдения.
25. В центральном аппарате Росстата распределение обязанностей по выполнению работ и функций определяется руководителем Росстата.
Предусмотрено привлечение физических лиц на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации (аналитик, эксперт, специалист, статистик) <1> к выполнению работ, связанных с проведением экспертных мероприятий на федеральном уровне при проведении Наблюдения (приложение N 9 к Нормативным затратам на обеспечение функций Федеральной службы государственной статистики и Федерального казенного учреждения Федеральной службы государственной статистики, утвержденных приказом Росстата от 26 апреля 2017 г. N 299 (далее - приказ Росстата от 26 апреля 2017 г. N 299), примерный перечень которых указан в приложении N 1 к настоящим основным методологическим и организационным положениям Наблюдения.
--------------------------------
<1> Наименование категорий лиц, привлекаемых к выполнению работ на федеральном уровне, приведено исключительно для целей проведения настоящего Наблюдения.
26. Территориальными органами Росстата выполняются следующие функции:
26.1. Подготовка и проведение в субъекте Российской Федерации Наблюдения:
разработка и утверждение организационного плана-графика по подготовке и проведению наблюдения на территории соответствующего субъекта (соответствующих субъектов) Российской Федерации;
организация и проведение информационно-разъяснительной работы среди респондентов.
26.2. Координация и организация работ по подготовке и проведению Наблюдения в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, контроль подготовки и проведения Наблюдения:
подбор кандидатур и заключение контрактов с привлекаемыми лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных на территориальном и полевом уровнях (бригадиры-инструкторы территориального уровня, инструкторы территориального уровня, операторы формального и логического контроля, операторы ввода статистической информации, интервьюеры) <1>;
--------------------------------
<1> Наименование категорий лиц, привлекаемых к выполнению работ на территориальном и полевом уровнях, приведено исключительно для целей проведения настоящего Наблюдения.
комплектование инструментария Наблюдения: ПАК с установленными электронными Вопросниками (в 2022 году - Вопросники на бумажных носителях), канцелярские принадлежности и средства материально-хозяйственного и технического назначения (влажные салфетки, медицинские маски, бахилы, антисептик, портфель, удостоверение) и обеспечение ими лиц, привлекаемых для выполнения работ на территориальном и полевом уровнях;
организация работ по установке программного обеспечения (электронных Вопросников) на планшетные и стационарные компьютеры;
обеспечение деятельности привлекаемых лиц территориального и полевого уровней;
сбор и обобщение информации о проведении Наблюдения, приемка материалов от интервьюеров;
приемка результатов работ и выплата вознаграждения привлекаемым лицам территориального и полевого уровней;
подготовка и представление на федеральный уровень информации из отчета интервьюера о выполненной работе, информации об участии домохозяйств в Наблюдении, отчета о найме привлекаемых лиц;
подготовка и представление на федеральный уровень итогового отчета о подготовке и проведении Наблюдения на территории соответствующего субъекта (соответствующих субъектов) Российской Федерации и предложений по совершенствованию основных организационных положений Наблюдения.
26.3. Организация на полевом уровне участков проведения Наблюдения, подбор привлекаемых лиц, контроль их работы:
организация работ по натурному обходу отобранных для проведения наблюдения счетных участков;
организация работы по формированию формы N 3-отбор "Список отобранных домохозяйств, включая резервный массив (случайная выборка)" (далее - форма N 3-отбор), утвержденной приказом Росстата от 15 сентября 2020 г. N 547, маршрутного листа на основе программного комплекса по составлению списков адресов домохозяйств и оказание содействия привлекаемым лицам полевого уровня по укомплектованию респондентской сети для проведения опросов;
организация работ по проведению опросов респондентов и осуществление контрольных мероприятий, в том числе с непосредственным выездом на отобранные счетные участки, закрепленные за интервьюерами (участки наблюдения);
разработка и утверждение графика проведения контрольных мероприятий;
разработка и утверждение графика сдачи-приемки материалов Наблюдения от интервьюеров;
организация работ по составлению списка адресов домохозяйств целевой группы.
26.4. Взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации и проведения Наблюдения, в том числе по безопасности проведения Наблюдения (по мере необходимости).
26.5. Взаимодействие с органами местного самоуправления в части привлечения граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, к сбору первичных статистических данных (по мере необходимости).
26.6. Обучение специалистов территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц:
организация, проведение и участие в работе кустовых семинаров по вопросам подготовки и проведения Наблюдения;
проведение обучения привлекаемых лиц.
26.7. Подготовка полученной информации Наблюдения к автоматизированной обработке, подготовка контрольного примера, тестирование программного обеспечения по вводу первичных статистических данных.
26.8. Автоматизированная обработка полученной информации Наблюдения (ввод с вопросников на бумажных носителях, либо загрузка с ПАК на сервер центра обработки данных федерального уровня (далее - ЦОД ФУ) первичных статистических данных); проведение формально-логического контроля и получение протоколов контроля) и формирование первичного информационного фонда.
26.9. Формирование обобщенного информационного фонда. Подготовка и опубликование итогов Наблюдения, хранение его материалов, обеспечение мер, направленных на сохранение конфиденциальности полученных данных и их защиту от несанкционированного доступа.
27. На территориальном уровне ответственными за подготовку, проведение и обработку материалов Наблюдения являются территориальные органы Росстата. Выполнение работ и функций возлагается на структурные подразделения, определяемые руководителем территориального органа Росстата (лицом, его заменяющим).
Взаимодействие в части сбора и обработки информации осуществляется в соответствии с типовой схемой сбора и обработки информации, утвержденной руководителем Росстата 23 января 2017 г. N 6-у.
28. Привлекаемые лица (бригадиры-инструкторы территориального уровня, инструкторы территориального уровня, операторы формального и логического контроля, операторы ввода статистической информации, интервьюеры) <1> выполняют работы, связанные со сбором и с обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения, примерный перечень которых указан в приложении N 2 к настоящим основным методологическим и организационным положениям Наблюдения.
--------------------------------
<1> Наименование категорий лиц, привлекаемых к выполнению работ на территориальном и полевом уровнях, приведено исключительно для целей проведения настоящего Наблюдения.
29. На полевом уровне выполняются следующие функции:
29.1. Подготовка и проведение Наблюдения в субъектах Российской Федерации:
прохождение привлекаемыми лицами обучения по очной форме (для привлекаемых лиц, по уважительным причинам, не принявшим участие в очном обучающем семинаре, возможно прохождение обучения по дистанционной форме);
формирование участка наблюдения, в том числе списка домохозяйств целевой группы, и графика посещений отобранных домохозяйств для проведения опросов.
29.2. Сбор первичных статистических данных Наблюдения путем опроса респондентов, контроль полученной информации при проведении контрольных мероприятий:
передача домохозяйствам, принимающим участие в Наблюдении, принадлежностей для фиксации данных;
сбор первичных статистических данных путем проведения опроса респондентов и заполнение электронных Вопросников, установленных на ПАК (или Вопросников на бумажных носителях), проведение первичного формально-логического контроля ответов для всех групп респондентов;
оказание содействия бригадиру-инструктору территориального уровня и инструкторам территориального уровня при проведении контрольных мероприятий.
29.3. Сдача-приемка заполненных форм Наблюдения, контроль заполнения форм Наблюдения:
сдача-приемка результатов работ интервьюеров на территориальном уровне производится после окончания контрольных мероприятий в соответствии с графиком сдачи-приемки работ, утверждаемым территориальным органом Росстата.
29.4. Подведение итогов Наблюдения, формируемых на полевом уровне:
подготовка отчета о рекрутировании домохозяйств, отчета интервьюера о выполненной работе и передача их на территориальный уровень.
На полевом уровне работа по подготовке и проведению Наблюдения выполняется интервьюерами.
30. Устанавливаются следующие этапы Наблюдения:
а) подготовительный этап;
б) этап проведения Наблюдения, осуществление контрольных мероприятий и сдача-приемка материалов;
в) этап обработки полученной информации, подведения итогов, их официального опубликования, хранения материалов.
31. Подготовительный этап включает разработку:
31.1. Планов организации и проведения Наблюдения на федеральном, территориальном и полевом уровнях и контроля за выполнением работ:
календарного плана подготовки, проведения и обработки итогов Наблюдения;
плана размещения выборочной совокупности домохозяйств для проведения Наблюдения;
плана административно-территориального размещения выборки домохозяйств для проведения Наблюдения;
списка домохозяйств целевой группы для проведения Наблюдения;
организационного плана-графика по подготовке и проведению Наблюдения, утверждаемого приказом территориального органа Росстата.
Организационный план-график по подготовке и проведению Наблюдения на территориальном и полевом уровнях разрабатывается и утверждается территориальными органами Росстата в соответствии с перечнем работ, выполняемых на территориальном и полевом уровнях, сроками, установленными для выполнения каждого этапа работ, определяемыми и утверждаемыми в составе организационных документов по подготовке и проведению наблюдения.
31.2. Официальной статистической методологии, форм федерального статистического наблюдения и статистического инструментария:
Основных методологических и организационных положений Наблюдения;
проектов Вопросников и указаний по их заполнению, формируемых для групп опрашиваемых респондентов;
утверждение статистического инструментария Наблюдения для проведения опросов.
31.3. Программ обучения специалистов Росстата, территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц территориального и полевого уровней, тестирования полученных знаний.
31.4. Технологии автоматизированной обработки первичных статистических данных Наблюдения и подведения итогов с учетом концепции развития информационно-вычислительной системы Росстата на соответствующий период.
31.5. Программного обеспечения по формированию выборочной совокупности, автоматизированной обработке первичных статистических данных, формированию официальной статистической информации.
31.6. Средней нормы нагрузки объектов изучаемой совокупности на одно привлекаемое лицо территориального и полевого уровней за весь период работы и сроков их привлечения, нормативов для закупки средств материально-технического обеспечения.
Определение потребности в кадровом, финансовом и материально-хозяйственном обеспечении территориального и полевого уровней основывается на Плане размещения выборочной совокупности домохозяйств для проведения Наблюдения на основе отбора населенных пунктов городской и сельской местности и определения числа обследуемых домохозяйств в каждом из них.
Количество и распределение по категориям привлекаемых лиц территориального и полевого уровней по субъектам Российской Федерации устанавливается в зависимости от объема выборочной совокупности домохозяйств по каждому субъекту Российской Федерации и средней нормы нагрузки <1> соответствующей категории привлекаемых лиц.
--------------------------------
<1> Средние нормы нагрузки рассчитаны с учетом прогнозируемого среднего размера домохозяйства по каждому субъекту Российской Федерации на основе Комплексного наблюдения условий жизни населения 2020 года о размере домохозяйств и количестве форм наблюдения, подлежащих автоматизированной обработке в каждом субъекте Российской Федерации.
Подбор привлекаемых лиц на территориальном и полевом уровнях и оформление договорных отношений с ними осуществляется территориальными органами Росстата. Примерный перечень работ, выполняемый привлекаемыми лицами территориального и полевого уровней, определен в приложении N 2 к настоящим основным методологическим и организационным положениям Наблюдения.
Предельная численность и распределение, предельные сроки, периоды и раунды привлечения лиц (по категориям), привлекаемых на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации для выполнения работ, связанных с проведением выборочного федерального статистического наблюдения "Комплексное наблюдение условий жизни населения", определены приказом Росстата от 15 декабря 2021 г. N 910 "Об организации работы лиц, привлекаемых в 2022 и 2024 годах на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации для выполнения работ, связанных с проведением выборочного федерального статистического наблюдения "Комплексное наблюдение условий жизни населения".
32. Во время подготовительного этапа проводятся следующие работы:
а) Составление списков изучаемых объектов Наблюдения, переписное районирование.
б) Организация проведения Наблюдения на федеральном, территориальном и полевом уровнях и контроль выполнения работ.
в) Организация автоматизированной обработки полученных первичных статистических данных и подведения итогов Наблюдения.
г) Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами по вопросам Наблюдения, в том числе по безопасности проведения Наблюдения.
33. В целях обеспечения выполнения работ по проведению Наблюдения территориальные органы Росстата, на основании пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946, взаимодействуют с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по следующим направлениям:
проведение информационно-разъяснительной работы:
подготовка информационных статей в местных средствах массовой информации;
размещение информационных материалов о проведении Наблюдения, его целях и задачах на сайте территориального органа Росстата;
подготовка информационных писем руководителям органов местного самоуправления, на территории которых осуществляется Наблюдение, с информацией о целях и задачах наблюдения;
обеспечение безопасности интервьюеров при рекрутировании и проведении опросов респондентов.
Территориальные органы Росстата доводят до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления информацию, необходимую для оказания содействия в организации и проведении Наблюдения, в том числе для подготовки ответов при обращениях граждан по возникающим вопросам в связи с проведением Наблюдения.
34. Финансовое и материально-техническое обеспечение Наблюдения.
Финансирование Наблюдения осуществляется в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на эти работы. Лимиты бюджетных обязательств доводятся в территориальные органы Росстата в порядке, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2008 г. N 104н "О порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня" (зарегистрирован Минюстом России 20 октября 2008 г., регистрационный N 12513).
Материально-техническое обеспечение Наблюдения осуществляется в период его подготовки и проведения на основе нормативных затрат, утвержденных приказом Росстата от 26 апреля 2017 г. N 299.
Лицам, привлекаемым на территориальном (бригадиры-инструкторы территориального уровня, инструкторы территориального уровня) и полевом (интервьюеры) уровнях выдается удостоверение, изготовленное в централизованном порядке Росстатом.
Лицам, привлекаемым на территориальном (бригадир-инструктор территориального уровня, инструкторы территориального уровня) и полевом (интервьюеры) уровнях на период проведения наблюдения выдается ПАК с установленными электронными Вопросниками.
Лица, привлекаемые на территориальном и полевом уровнях, централизованно обеспечиваются необходимыми канцелярскими принадлежностями.
Обеспечение канцелярскими принадлежностями, ПАК с установленными электронными Вопросниками (в 2022 году при необходимости - тиражом инструментария Наблюдения), принадлежностями для фиксации данных, санитарно-гигиеническими средствами производится в объемах по нормативам, установленным приказом Росстата от 26 апреля 2017 г. N 299.
35. Территориальными органами Росстата при проведении обучения и в период проведения Наблюдения (опросов домохозяйств, контрольных мероприятий, сдачи-приемки материалов наблюдения) на основании приказа Росстата от 15 июня 2021 г. N 341 "Об определении условий выплаты вознаграждения лицам, привлекаемым на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением федерального статистического наблюдения и обработкой данных, полученных в результате этих наблюдений" (зарегистрирован Минюстом России 12 июля 2021 г., регистрационный N 64225) проводится возмещение следующих расходов привлекаемым лицам:
бригадирам-инструкторам территориального уровня:
проезд до места проведения предварительного натурного обхода отобранных для проведения наблюдения счетных участков на предмет их достижимости и обратно;
бригадирам-инструкторам территориального уровня и инструкторам территориального уровня:
проезд до места выполнения работ и обратно;
проезд до места проведения контрольных мероприятий и обратно;
проживание по месту проведения контрольных мероприятий (не более двух дней);
в случае привлечения бригадира-инструктора территориального уровня и инструктора территориального уровня за пределами административного центра субъекта Российской Федерации:
проживание по месту выполнения работ и проезд до него и обратно;
в случае привлечения инструктора территориального уровня за пределами административного центра субъекта Российской Федерации:
проживание по месту сдачи материалов Наблюдения (ПАК с заполненными Вопросниками (заполненных Вопросников на бумажном носителе), отчета о выполненной работе, отчета интервьюера о проведении опроса, удостоверения) и проезд до него и обратно;
интервьюерам:
проживание по месту выполнения работ, проезд до него и обратно;
проезд до места проживания обследуемых домохозяйств и обратно за весь период проведения опросов;
проживание по месту сдачи материалов Наблюдения (ПАК с заполненными Вопросниками (заполненных Вопросников на бумажном носителе), отчета о выполненной работе, отчета интервьюера о проведении опроса, удостоверения), проезд до него и обратно;
Территориальными органами Росстата в период подготовки и проведения Наблюдения, при необходимости, осуществляется наем транспортных средств для доставки в районное звено ПАК, бланочной продукции, принадлежностей для фиксации данных, проведения обучения интервьюеров и проведения контрольных мероприятий; заключение договоров на выполнение погрузочно-разгрузочных работ; осуществляются почтовые отправления материалов наблюдения в районное звено.
Общий объем затрат, связанных с обеспечением вышеуказанных мероприятий, не может превышать объем доведенных территориальным органам Росстата лимитов бюджетных обязательств на эти цели.
36. Организация обучения специалистов территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц.
Обучение специалистов территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц территориального (бригадир-инструктор территориального уровня и инструкторы территориального уровня) и полевого (интервьюеры) уровней проводится в три этапа.
36.1. На первом этапе проводится обучение специалистов территориальных органов Росстата. Обучение проводится специалистами Росстата из числа представителей управлений центрального аппарата, отвечающих за подготовку и проведение Наблюдения на федеральном уровне.
Обучение организуется централизованно с участием представителей от территориальных органов Росстата. Порядок и сроки организации обучающих семинаров, направление для участия в них специалистов Росстата и представителей территориальных органов Росстата определяются приказами Росстата об утверждении организационного плана работы с территориальными органами Росстата на каждый год проведения обследования. Обучение проводится в течение двух рабочих дней.
36.2. На втором этапе проводится обучение бригадиров-инструкторов территориального уровня и инструкторов территориального уровня и на третьем этапе - интервьюеров. Обучение организуется территориальным органом Росстата и проводится по очной форме (для привлекаемых лиц, по уважительным причинам не принявшим участие в очном обучающем семинаре, возможно прохождение обучения по дистанционной форме). Возможно совмещение второго и третьего этапов обучения.
Обучение проводится в течение двух рабочих дней в форме семинаров или индивидуально.
36.3. Обучение возлагается на специалистов структурного подразделения территориального органа Росстата, ответственных за подготовку и проведение Наблюдения на территориальном уровне, прошедших соответствующую подготовку на обучающих семинарах. В обучении интервьюеров принимают участие бригадир-инструктор территориального уровня и инструкторы территориального уровня согласно программе обучения.
Обучение завершается обязательной проверкой правильности усвоения изученного материала и степени готовности обучающегося к работе.
37. Этап проведения Наблюдения, осуществления контрольных мероприятий и сдачи-приемки материалов включает выполнение следующих работ:
37.1. Сбор первичных статистических данных Наблюдения, проводимый путем опроса респондентов, и заполнения интервьюерами форм федерального статистического наблюдения (электронных Вопросников, установленных на ПАК, в 2022 году при необходимости - Вопросников на бумажных носителях).
В ходе подготовки к проведению Наблюдения интервьюер посещает домохозяйства по адресам, указанным в списке адресов в составе маршрутного листа (или в списке отобранных домохозяйств), и договаривается о дате проведения опроса, вручает домохозяйствам письмо-обращение руководителя Росстата к участникам обследования, в котором указаны наименование и контактный телефон территориального органа Росстата в данном субъекте Российской Федерации.
При отсутствии договоренности (отказе) или недостижимости домохозяйств по иным причинам интервьюер самостоятельно производит замену данного домохозяйства на другое из резервного списка домохозяйств в составе маршрутного листа (или списка отобранных домохозяйств).
Домохозяйствам, согласившимся принять участие в Наблюдении, интервьюер предоставляет принадлежности для фиксации данных с геральдическим знаком - эмблемой Росстата.
По результатам предварительного посещения домохозяйств (рекрутирования) интервьюер составляет график посещений домохозяйств для проведения опросов. Опросы проводятся интервьюером в течение 29 календарных дней, включая опрос домохозяйств целевой группы.
Интервьюер ежедневно фиксирует информацию по факту посещения домохозяйств (в том числе об отказах от участия в Наблюдении) и о ходе проведения опросов. Информация формируется в специальном Отчете о работе интервьюера, установленном на ПАК (или в специальном бланке "Отчет интервьюера о рекрутировании домохозяйств"). По завершении опросов указанный отчет передается интервьюером на территориальный уровень в порядке, установленном для сдачи-приемки результатов Наблюдения.
Порядок проведения опросов на полевом уровне регламентируется Указаниями по подготовке и проведению Наблюдения, утвержденными приказом Росстата от 15 сентября 2020 г. N 547.
37.2. Проведение контрольных мероприятий для обеспечения полноты и правильности учета объектов Наблюдения и правильности заполнения Вопросников.
На территориальном уровне проводятся мероприятия по оказанию консультативной и методологической помощи дистанционно и с непосредственным выездом в территориальные органы Росстата по следующим направлениям:
по порядку и срокам выполнения работ в соответствии с утвержденным Календарным планом подготовки, проведения и обработки итогов Наблюдения;
по выполнению программы Наблюдения, полноты и правильности заполнения Вопросников;
по вопросам выполнения графиков проведения контрольных проверок интервьюеров и полноты их выполнения;
по порядку и срокам составления отчетов, предусмотренных Календарным планом подготовки, проведения и обработки итогов Наблюдения.
На полевом уровне для обеспечения полноты и правильности получаемых от респондентов первичных статистических данных проводятся контрольные мероприятия по проверке полноты и правильности заполнения Вопросников.
Контрольные мероприятия осуществляются как специалистами территориальных органов Росстата, так и привлекаемыми лицами в период (или после) проведения опросов интервьюерами. Проведение контрольных мероприятий осуществляется с непосредственным выездом на участки наблюдения с компенсацией расходов привлекаемым лицам в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на эти цели.
В ходе контрольных мероприятий производится:
сверка адресов фактически посещенных домохозяйств и адресов домохозяйств, определенных интервьюеру в качестве основного и резервного списков домохозяйств в составе маршрутного листа (или списком отобранных домохозяйств);
наблюдение за ходом проведения опроса (выборочно в 1 - 2 домохозяйствах, в которых проводится опрос);
проведение контрольных опросов (выборочно в 2 - 3 домохозяйствах, в которых завершен опрос) по ограниченному кругу информации;
выяснение факта участия в Наблюдении (выборочно, в 5 - 7 домохозяйствах, в которых завершен опрос) по телефону.
Контрольные мероприятия проводятся в отношении каждого интервьюера.
По итогам контрольных мероприятий составляется "Акт по результатам проверки работы интервьюера".
37.3. Сдача-приемка результатов работ, выполненных на полевом уровне, производится после окончания контрольных мероприятий в соответствии с графиком сдачи-приемки работ, утверждаемым территориальным органом Росстата.
Сдача ПАК с заполненными электронными Вопросниками или Вопросников на бумажных носителях производится интервьюерами с выездом в территориальный орган Росстата или в отдельных случаях (например, на отдаленных и труднодоступных территориях) в соответствии с приказом об утверждении организационного плана-графика о проведении наблюдения в субъектах Российской Федерации.
При сдаче-приемке заполненных электронных Вопросников на ПАК на территориальном уровне производится сплошная проверка полноты и правильности их заполнения на основе формального и логического контроля первичных статистических данных, мониторинга ввода первичных статистических данных с использованием специализированного программного обеспечения - СПО НДХ.
При сдаче-приемке заполненных Вопросников на бумажных носителях на территориальном уровне производится сплошная проверка полноты и правильности их заполнения на основе предварительного арифметического и логического контроля.
По завершении сдачи-приемки на территориальном уровне Вопросники на бумажных носителях комплектуются и подготавливаются к автоматизированной обработке (визуальный контроль, дополнительное кодирование информации) с использованием СПО НДХ.
38. Этап обработки полученной информации, подведения итогов, их официального опубликования, хранения материалов включает выполнение следующих работ:
автоматизированная обработка полученных первичных статистических Данных и подведение итогов Наблюдения с использованием программного обеспечения, разработанного в соответствии с экономическим описанием;
защита первичных статистических данных и иной информации ограниченного доступа;
формирование официальной статистической информации на основе итогов Наблюдения и ее распространение.
38.1. Для автоматизированной обработки полученных первичных статистических данных и подведения итогов Наблюдения используется специализированное программное обеспечение информационно-вычислительной системы Росстата.
В период выполнения работ по сбору и автоматизированной обработке полученных первичных статистических данных и подведения итогов Наблюдения на федеральном уровне организуется работа портала технической и методологической поддержки в информационно-коммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://ca-domhoz-01/spo-ndh/ для оказания консультативной помощи специалистам территориальных органов Росстата.
Автоматизированная обработка полученных первичных статистических данных производится в соответствии с экономическим описанием и эксплуатационной документацией, разработанных и утвержденных в рамках технического задания на выполнение работ, связанных с системным сопровождением программного комплекса для проведения обработки материалов и получения итогов Выборочных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам (ПК СДП) информационно-вычислительной системы Росстата (ИВС Росстата), а также с обработкой материалов и получением итогов выборочных федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам.
Функции автоматизированной обработки полученных первичных статистических данных Наблюдения осуществляются на территориальном и федеральном уровнях.
38.2. На территориальном уровне осуществляется:
загрузка на сервер центра обработки данных федерального уровня (далее - ЦОД ФУ) первичных статистических данных электронных Вопросников, установленных на ПАК,
ввод на сервер ЦОД ФУ первичных статистических данных с Вопросников на бумажных носителях;
формальный и логический контроль первичных статистических данных;
мониторинг ввода первичных статистических данных с использованием СПО НДХ.
Работы по обработке первичных статистических данных на территориальном уровне выполняются привлекаемыми лицами (оператор формального и логического контроля, операторы ввода статистической информации).
38.3. На федеральном уровне производится:
мониторинг хода загрузки первичных статистических данных;
проведение повторного формального и логического контроля первичных статистических данных, полученных с территориального уровня;
формирование первичного информационного фонда;
ведение нормативно-справочной информации;
авторедактирование и импутация данных наблюдения;
формирование единой базы первичных статистических данных (первичного и обобщенного информационного фонда), дополнительный контроль полученной информации;
расчет коэффициентов взвешивания данных, обобщающих показателей, ошибок выборки;
формирование итоговых (регламентных) и публикационных таблиц на основе обобщенного информационного фонда;
подготовка набора данных к размещению на интернет-сайте Росстата.
38.4. Гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в Вопросниках, определены в статье 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
Передача обработанных данных с регионального на федеральный уровень происходит централизованно по защищенным каналам передачи данных.
38.5. В целях формирования официальной статистической информации на основе итогов Наблюдения, а также расширения форм взаимодействия с внешними пользователями официальной статистической информации на федеральном уровне осуществляется:
описание набора данных наблюдения для размещения на интернет-сайте Росстата;
распространение данных (статистические таблицы, база микроданных, метаданные, для размещения на Интернет-сайте Росстата).
При подготовке к публикации микроданные проходят дополнительные процедуры редактирования и импутации в автоматизированном режиме, а также в целях соблюдения принципов конфиденциальности - процедуры анонимизации, что исключает возможность не только прямой, но и косвенной идентификации домохозяйств и проживающих в них лиц.
В целях анонимизации публикуемых признаков домохозяйства и членов домохозяйства, производится изменение номеров домохозяйств по определенному алгоритму; исключаются из публикации показатели, количество наблюдаемых единиц по которым имеет низкую частотность.
38.6. Публикация микроданных сопровождается описанием метаданных, а также размещением на данной странице Интернет-сайта Росстата агрегированных данных (статистических таблиц по итогам Наблюдения).
Метаданные представляют собой полную информацию о Наблюдении (организационные документы, методика подготовки и проведения Наблюдения, описание инструментария и так далее) и описание микроданных.
Микроданные представляют собой файлы данных, содержащие информацию по каждой единице Наблюдения (домохозяйству и членам домохозяйства), исключая данные, позволяющие идентифицировать респондентов.
Статистические итоговые таблицы представляют собой таблицы, построенные на основе микроданных Наблюдения с учетом распространения итогов на генеральную совокупность.
Опубликование итогов Наблюдения на Интернет-сайте Росстата осуществляется в следующем порядке:
публикация статистических таблиц с данными Наблюдения в целом по Российской Федерации;
публикация статистических таблиц с данными по субъектам Российской Федерации;
публикация базы микроданных.
38.7. Срок хранения заполненных электронных Вопросников после перенесения с ПАК на сетевые ресурсы территориального уровня - до подведения и публикации окончательных итогов Наблюдения, на иных электронных или бумажных носителях - один год с даты подведения окончательных итогов Наблюдения - в соответствии со статьей 478 Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы государственной статистики, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Росстата от 29 октября 2021 г. N 750.
Сетевые ресурсы для хранения заполненных электронных Вопросников перенесенных с ПАК и место для хранения Вопросников на бумажном носителе до их уничтожения организуется руководством территориального органа Росстата с учетом требований обеспечения конфиденциальности данных. Уничтожение Вопросников на бумажных и электронных носителях производится в соответствии с Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов, утвержденными приказом Минкультуры России от 31 марта 2015 г. N 526 (зарегистрирован Минюстом России 7 сентября 2015 г., регистрационный N 38830).
Приложение N 1
к Основным методологическим
и организационным положениям
Комплексного наблюдения
условий жизни населения,
утвержденным приказом Росстата
от 24.03.2022 N 145
(справочно)
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ ЭКСПЕРТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОМПЛЕКСНОГО
НАБЛЮДЕНИЯ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Статистик
|
Специалист
|
Эксперт
|
Аналитик
|
Подготовка контрольного примера и тестирование программного обеспечения по вводу первичных статистических данных федерального статистического наблюдения
|
Сбор информации от территориальных органов Росстата о расходах, предполагаемых к возмещению привлекаемым лицам при подготовке и проведении федерального статистического наблюдения
|
Подготовка и систематизация информации, содержащейся в методическом и статистическом инструментарии наблюдения, для ее использования при актуализации обучающих материалов (учебного курса) при подготовке федерального статистического наблюдения
|
Логический и арифметический контроли агрегированной документированной информации, полученной в ходе обработки первичных статистических данных федерального статистического наблюдения
|
Сбор и обработка отчетов территориальных органов Росстата по проведению наблюдения (информации из отчета интервьюера о выполненной работе, информации об участии домохозяйств в наблюдении, итогового отчета о подготовке и проведении наблюдения)
|
Подготовка сводных расчетов для определения сумм возмещения расходов привлекаемым лицам при проведении федерального статистического наблюдения с разбивкой по субъектам Российской Федерации
|
Формирование макетов сводных статистических таблиц для проведения анализа динамики соответствующих итоговых показателей федеральных статистических наблюдений в целом по Российской Федерации
|
Формирование характеристик статистической надежности показателей, содержащихся в окончательной версии публикационных таблиц, на основе обработки данных, содержащихся в обобщенном информационном фонде
|
Подготовка сводных отчетов по итогам проведения федерального статистического наблюдения
|
Координация работ (ведение форума при сборе и автоматизированной обработке первичных статистических данных на региональном уровне) и мониторинг автоматизированной обработки первичных статистических данных на территориальном и федеральном уровне
|
Формирование макетов сводных статистических таблиц для проведения анализа сопоставимости итогов наблюдения с данными, полученными по итогам других обследований домашних хозяйств
|
Формализация расчетов отдельных показателей по итогам федерального статистического наблюдения
|
Систематизация статистической информации по итогам наблюдения и подготовка таблиц и графиков (диаграмм) для формирования презентационных материалов и официальных публикаций
|
Актуализация нормативно-справочной информации, используемой при разработке итогов наблюдения в части перечня сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации, регионов традиционного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации по ОКЭР, монопрофильных муниципальных образований (моногородов)
|
Формирование макетов сводных статистических таблиц для проведения анализа итогов наблюдения на непротиворечивость данным макростатистики
|
Подборка, анализ, обобщение информации, содержащейся в методологических документах по статистике, в том числе международных, их перевод на русский язык и систематизация для дальнейшего использования при подготовке федеральных статистических наблюдений
|
Формирование презентационных материалов на основе итогов федеральных статистических наблюдений
|
Описание набора данных наблюдения для размещения базы микроданных в системе открытого доступа
|
Формирование табличного и графического материалов для подготовки мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения
|
Формирование общих статистических характеристик данных, содержащихся в первичном и обобщенном информационном фонде
|
Анализ информации о ходе проведения наблюдения (охват респондентов, причины отказов, качество заполнения вопросников, затраты времени на проведение опросов) и подготовка обзоров
|
Формирование дополнительных аналитических таблиц (не предусмотренных программой разработки) по итогам наблюдения с использованием пакета SPSS Statistics
|
Приложение N 2
к Основным методологическим
и организационным положениям
Комплексного наблюдения
условий жизни населения,
утвержденным приказом Росстата
от 24.03.2022 N 145
(справочно)
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
РАБОТ, СВЯЗАННЫХ СО СБОРОМ И С ОБРАБОТКОЙ ПЕРВИЧНЫХ
СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВКЛЮЧЕНИЮ В КОНТРАКТЫ
С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОМПЛЕКСНОГО НАБЛЮДЕНИЯ
УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ
И ПОЛЕВОМ УРОВНЯХ
Бригадир-инструктор территориального уровня - один человек на субъект Российской Федерации
|
Работы, связанные со сбором первичных статистических данных
|
Прохождение обучения в течение двух рабочих дней, получение ПАК
|
Подготовка расчетов для составления организационных планов проведения Наблюдения
|
Подготовка предложений в информационные материалы для проведения обучающих семинаров по сбору первичных статистических данных
|
Подготовка предложений в список кандидатур физических лиц на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных Наблюдения, включая резерв
|
Участие в обучении лиц, привлеченных к выполнению работ по сбору первичных статистических данных Наблюдения
|
Проверка (по телефону или предварительный натурный обход) отобранных для проведения Наблюдения счетных участков на предмет их достижимости
|
Подготовка предложений о замене недостижимых счетных участков с обоснованием их недостижимости
|
Подготовка списков объектов Наблюдения для сбора первичных статистических данных (формы N 3-отбор на основе программного комплекса по составлению списков адресов домохозяйств)
|
Участие в работе по формированию маршрутного листа с перечнем (основных и резервных) номеров и адресов домохозяйств отдельно по каждому участку Наблюдения на основе программного комплекса по составлению списков адресов домохозяйств
|
Участие в организации работы интервьюеров по натурному обходу отобранных для проведения Наблюдения счетных участков
|
Участие в работе по разработке проекта плана-графика проведения Наблюдения в субъектах Российской Федерации
|
Участие в работе по координации и контролю за ходом работ по подготовке и проведению Наблюдения в субъектах Российской Федерации
|
Бригадир-инструктор территориального уровня - один человек на субъект Российской Федерации
|
Участие в работе по координации и контролю за ходом работ по проведению контрольных мероприятий в субъектах Российской Федерации
|
Участие в организации работы по установке программного обеспечения электронных Вопросников и маршрутных листов на ПАК
|
Участие в работе по распределению инструментария и материально-технических средств (ПАК с установленным электронными Вопросниками, статистический инструментарий на бумажных носителях (при необходимости), канцелярские принадлежности, портфели, удостоверения и другое), необходимых для сбора первичных статистически данных
|
Участие в организации работы интервьюеров по сбору первичных статистических данных
|
Участие в работе по координации и контролю работы инструкторов территориального уровня по проведению контрольных мероприятий и подготовке Вопросников на бумажных носителях к автоматизированной обработке
|
Организация сдачи-приемки заполненных интервьюерами электронных Вопросников на ПАК (Вопросников на бумажных носителях), форм N 3-отбор, списков домохозяйств целевой группы, отчетов интервьюеров о рекрутировании домохозяйств, отчетов интервьюеров о выполненной работе, удостоверений
|
Подготовка и представление в Росстат информации из отчетов интервьюеров о выполненной работе, информации об участии домохозяйств в наблюдении
|
Организация контроля качества заполнения Вопросников интервьюерами на основе информации, формируемой в маршрутом листе, отчета о работе интервьюера, а также формального и логического контроля первичных данных
|
Визуальный контроль качества заполнения Вопросников интервьюерами (не менее 10% вопросников на бумажных носителях)
|
Участие в проведении контрольных проверок качества работы интервьюеров
|
Проверка графика проведения контрольных мероприятий и графика сдачи-приемки материалов Наблюдения на полевом уровне и полноты их выполнения
|
Участие в координации и контроле работы оператора формального и логического контроля и операторов ввода статистической информации
|
Сбор и передача данных мониторинга хода проведения федерального статистического наблюдения
|
Сдача в территориальный орган Росстата ПАК
|
Участие в подготовке отчета о привлечении лиц территориального и полевого уровней и итогового отчета о подготовке и проведении наблюдения для предоставления в Росстат
|
Инструктор территориального уровня
|
Норма нагрузки: ~ 100 домохозяйств на период наблюдения
|
Работы, связанные со сбором первичных статистических данных
|
Прохождение обучения в течение двух рабочих дней, получение ПАК
|
Участие в подборе и обучении интервьюеров
|
Контроль работы интервьюеров по натурному обходу отобранных для проведения Наблюдения счетных участков
|
Участие в формировании форм N 3-отбор на основе программного комплекса по составлению списков адресов домохозяйств
|
Участие в формировании маршрутного листа с перечнем (основных и резервных) номеров и адресов домохозяйств отдельно по каждому участку наблюдения на основе программного комплекса по составлению списка адресов домохозяйств
|
Заполнение контактной информации в письме-обращении руководителя Федеральной службы государственной статистики к участникам обследования
|
Комплектация инструментария Наблюдения для интервьюеров, включая материально-технические средства (ПАК с установленными электронными Вопросниками, статистический инструментарий на бумажном носителе (при необходимости), канцелярские принадлежности, портфель, удостоверение и другое)
|
Актуализация списков объектов Наблюдения для сбора первичных статистических данных
|
Проверка списков адресов для сбора первичных статистических данных, включая согласование списка домохозяйств целевой группы
|
Координация работы интервьюеров при рекрутировании домохозяйств и проведении опросов
|
Сбор и передача данных мониторинга хода проведения Наблюдения, в том числе сбора первичных статистических данных бригадиру-инструктору территориального уровня
|
Поддержание постоянной связи с интервьюерами и бригадиром-инструктором территориального уровня, специалистом территориального органа Росстата, ответственным за проведение наблюдения, по вопросам проведения Наблюдения
|
Проведение проверки полноты и правильности заполнения форм федерального статистического наблюдения, содержащих первичные статистические данные, в соответствии с указаниями по их заполнению
|
Координация работы интервьюера по сбору первичных статистических данных в соответствии с официальной статистической методологией
|
Участие в контрольных опросах респондентов федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по его проведению
|
Участие в контрольных мероприятиях с выездом по месту проведения опроса
|
Приемка-сдача заполненных электронных Вопросников на ПАК, Вопросников на бумажном носителе, содержащих первичные статистические данные, иных материалов федерального статистического наблюдения (форм N 3-отбор, списков домохозяйств целевой группы, отчетов интервьюеров о рекрутировании домохозяйств, отчетов о выполненной работе, удостоверений)
|
Визуальный контроль качества заполнения Вопросников интервьюерами (не менее 30% вопросников на бумажных носителях)
|
Комплектование Вопросников на бумажных носителях, содержащих первичные статистические данные, для отправки в территориальный орган Росстата (при необходимости)
|
Сдача в территориальный орган Росстата ПАК
|
Участие в подготовке отчета о привлечении лиц территориального и полевого уровней и итогового отчета о подготовке и проведении Наблюдения для предоставления в Росстат
|
Интервьюер
|
|
Норма нагрузки: 27 домохозяйств на период опроса по основной выборке, 5 домохозяйств на период опроса по целевой выборке
|
|
Работы, связанные со сбором первичных статистических данных
|
|
Прохождение обучения в течение двух рабочих дней, получение ПАК
|
|
Натурный обход и рекрутирование домохозяйств для участия в Наблюдении
|
|
Подготовка и проведение оповещения респондентов о предстоящем федеральном статистическом наблюдении
|
|
Составление списка домохозяйств целевой группы, включая резерв, на основе адресов, полученных Интервьюером в процессе рекрутирования домохозяйств основной выборки
|
|
Опрос респондентов и заполнение с их слов форм федерального статистического наблюдения (Вопросников), установленных на ПАК, (или на бумажных носителях) в соответствии с указаниями по их заполнению на вверенном счетном участке
|
|
Сдача инструктору территориального уровня заполненных электронных Вопросников, установленных на ПАК, Вопросников на бумажных носителях, содержащих первичные статистические данные, иных материалов федерального статистического наблюдения (формы N 3-отбор, списка домохозяйств целевой группы, отчета о рекрутировании домохозяйств, отчета о выполненной работе, удостоверения)
|
|
Оказание содействия бригадиру-инструктору территориального уровня и инструктору территориального уровня при проведении контрольных мероприятий
|
Оператор формального и логического контроля - 1 человек на субъект Российской Федерации
|
|
Работы, связанные с загрузкой и обработкой первичных статистических данных
|
|
Изучение инструкции по проведению работ по загрузке и проведению формального и логического контролей первичных статистических данных
|
|
Подготовка заполненных электронных Вопросников, установленных на ПАК, Вопросников на бумажном носителе, содержащих первичные статистические данные, к автоматизированному вводу данных
|
|
Проведение формального и логического контролей первичных статистических данных, их корректировка в целях обеспечения полноты первичных статистических данных и отсутствия дублирования информации в соответствии с официальной статистической методологией
|
|
Проведение мониторинга выполнения работ по вводу и формальному и логическому контролю первичных статистических данных субъекта Российской Федерации
|
|
Участие в работе по вопросам согласования порядка и правомерности внесения правок в первичный информационный фонд субъекта Российской Федерации
|
Оператор ввода статистической информации
|
|
Норма нагрузки: 5 - 7 домохозяйств в день в зависимости от размера домохозяйства
|
|
Работы, связанные с загрузкой и обработкой первичных статистических данных
|
|
Загрузка заполненных электронных Вопросников с ПАК на сервер ЦОД ФУ
|
|
Ввод первичных статистических данных с бумажных форм федерального статистического наблюдения на сервер ЦОД ФУ
|
|
Проведение автоматизированного контроля введенных первичных статистических данных
|
Приложение N 2
к приказу Росстата
от 24.03.2022 N 145
ПЛАН
РАЗМЕЩЕНИЯ ВЫБОРОЧНОЙ СОВОКУПНОСТИ ДОМОХОЗЯЙСТВ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО НАБЛЮДЕНИЯ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ
НАСЕЛЕНИЯ 2022 ГОДА
Количество участков наблюдения
|
Количество домохозяйств
|
|||||
всего
|
город
|
село
|
всего
|
город
|
село
|
|
Российская Федерация
|
2222
|
1538
|
684
|
59994
|
41526
|
18468
|
Центральный федеральный округ
|
||||||
Белгородская область
|
24
|
15
|
9
|
648
|
405
|
243
|
Брянская область
|
21
|
14
|
7
|
567
|
378
|
189
|
Владимирская область
|
24
|
17
|
7
|
648
|
459
|
189
|
Воронежская область
|
35
|
21
|
14
|
945
|
567
|
378
|
Ивановская область
|
20
|
15
|
5
|
540
|
405
|
135
|
Калужская область
|
18
|
13
|
5
|
486
|
351
|
135
|
Костромская область
|
14
|
9
|
5
|
378
|
243
|
135
|
Курская область
|
20
|
12
|
8
|
540
|
324
|
216
|
Липецкая область
|
20
|
12
|
8
|
540
|
324
|
216
|
г. Москва
|
148
|
148
|
-
|
3996
|
3996
|
-
|
Московская область
|
95
|
70
|
25
|
2565
|
1890
|
675
|
Орловская область
|
15
|
9
|
6
|
405
|
243
|
162
|
Рязанская область
|
20
|
13
|
7
|
540
|
351
|
189
|
Смоленская область
|
18
|
12
|
6
|
486
|
324
|
162
|
Тамбовская область
|
19
|
11
|
8
|
513
|
297
|
216
|
Тверская область
|
23
|
16
|
7
|
621
|
432
|
189
|
Тульская область
|
25
|
17
|
8
|
675
|
459
|
216
|
Ярославская область
|
23
|
17
|
6
|
621
|
459
|
162
|
Северо-Западный федеральный округ
|
||||||
Республика Карелия
|
14
|
10
|
4
|
378
|
270
|
108
|
Республика Коми
|
17
|
12
|
5
|
459
|
324
|
135
|
Архангельская область (без автономного округа)
|
20
|
15
|
5
|
540
|
405
|
135
|
Ненецкий автономный округ
|
4
|
2
|
2
|
108
|
54
|
54
|
Вологодская область
|
21
|
14
|
7
|
567
|
378
|
189
|
Калининградская область
|
17
|
12
|
5
|
459
|
324
|
135
|
г. Санкт-Петербург
|
69
|
69
|
-
|
1863
|
1863
|
-
|
Ленинградская область
|
29
|
18
|
11
|
783
|
486
|
297
|
Мурманская область
|
17
|
15
|
2
|
459
|
405
|
54
|
Новгородская область
|
14
|
9
|
5
|
378
|
243
|
135
|
Псковская область
|
14
|
9
|
5
|
378
|
243
|
135
|
Южный федеральный округ
|
||||||
Республика Крым
|
28
|
14
|
14
|
756
|
378
|
378
|
г. Севастополь
|
11
|
9
|
2
|
297
|
243
|
54
|
Краснодарский край
|
65
|
34
|
31
|
1755
|
918
|
837
|
Республика Адыгея
|
11
|
5
|
6
|
297
|
135
|
162
|
Астраханская область
|
18
|
11
|
7
|
486
|
297
|
189
|
Республика Калмыкия
|
8
|
4
|
4
|
216
|
108
|
108
|
Волгоградская область
|
36
|
25
|
11
|
972
|
675
|
297
|
Ростовская область
|
55
|
35
|
20
|
1485
|
945
|
540
|
Северо-Кавказский федеральный округ
|
||||||
Республика Дагестан
|
29
|
14
|
15
|
783
|
378
|
405
|
Чеченская Республика
|
16
|
7
|
9
|
432
|
189
|
243
|
Ставропольский край
|
36
|
20
|
16
|
972
|
540
|
432
|
Республика Ингушетия
|
8
|
4
|
4
|
216
|
108
|
108
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
13
|
7
|
6
|
351
|
189
|
162
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
9
|
4
|
5
|
243
|
108
|
135
|
Республика Северная Осетия - Алания
|
12
|
7
|
5
|
324
|
189
|
135
|
Приволжский федеральный округ
|
||||||
Республика Башкортостан
|
53
|
31
|
22
|
1431
|
837
|
594
|
Республика Марий Эл
|
14
|
8
|
6
|
378
|
216
|
162
|
Республика Мордовия
|
16
|
9
|
7
|
432
|
243
|
189
|
Республика Татарстан (Татарстан)
|
51
|
36
|
15
|
1377
|
972
|
405
|
Удмуртская Республика
|
24
|
15
|
9
|
648
|
405
|
243
|
Чувашская Республика - Чувашия
|
19
|
11
|
8
|
513
|
297
|
216
|
Пермский край
|
39
|
27
|
12
|
1053
|
729
|
324
|
Кировская область
|
23
|
16
|
7
|
621
|
432
|
189
|
Нижегородская область
|
47
|
34
|
13
|
1269
|
918
|
351
|
Оренбургская область
|
30
|
17
|
13
|
810
|
459
|
351
|
Пензенская область
|
23
|
15
|
8
|
621
|
405
|
216
|
Самарская область
|
45
|
32
|
13
|
1215
|
864
|
351
|
Саратовская область
|
36
|
25
|
11
|
972
|
675
|
297
|
Ульяновская область
|
22
|
16
|
6
|
594
|
432
|
162
|
Уральский федеральный округ
|
||||||
Свердловская область
|
59
|
46
|
13
|
1593
|
1242
|
351
|
Курганская область
|
17
|
10
|
7
|
459
|
270
|
189
|
Тюменская область (без автономных округов)
|
23
|
15
|
8
|
621
|
405
|
216
|
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
|
23
|
19
|
4
|
621
|
513
|
108
|
Ямало-Ненецкий автономный округ
|
11
|
8
|
3
|
297
|
216
|
81
|
Челябинская область
|
49
|
37
|
12
|
1323
|
999
|
324
|
Сибирский федеральный округ
|
||||||
Алтайский край
|
35
|
19
|
16
|
945
|
513
|
432
|
Республика Алтай
|
7
|
2
|
5
|
189
|
54
|
135
|
Красноярский край
|
41
|
29
|
12
|
1107
|
783
|
324
|
Республика Тыва
|
8
|
4
|
4
|
216
|
108
|
108
|
Республика Хакасия
|
12
|
7
|
5
|
324
|
189
|
135
|
Иркутская область
|
34
|
24
|
10
|
918
|
648
|
270
|
Кемеровская область
|
39
|
31
|
8
|
1053
|
837
|
216
|
Новосибирская область
|
40
|
29
|
11
|
1080
|
783
|
297
|
Омская область
|
29
|
19
|
10
|
783
|
513
|
270
|
Томская область
|
19
|
13
|
6
|
513
|
351
|
162
|
Дальневосточный федеральный округ
|
||||||
Республика Бурятия
|
16
|
9
|
7
|
432
|
243
|
189
|
Республика Саха (Якутия)
|
18
|
11
|
7
|
486
|
297
|
189
|
Забайкальский край
|
18
|
11
|
7
|
486
|
297
|
189
|
Камчатский край
|
9
|
7
|
2
|
243
|
189
|
54
|
Амурская область
|
16
|
10
|
6
|
432
|
270
|
162
|
Сахалинская область
|
12
|
9
|
3
|
324
|
243
|
81
|
Приморский край
|
30
|
21
|
9
|
810
|
567
|
243
|
Хабаровский край
|
23
|
17
|
6
|
621
|
459
|
162
|
Магаданская область
|
7
|
5
|
2
|
189
|
135
|
54
|
Еврейская автономная область
|
7
|
5
|
2
|
189
|
135
|
54
|
Чукотский автономный округ
|
5
|
3
|
2
|
135
|
81
|
54"
|
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области