ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 23 января 2015 г. N 15
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО ОЦЕНКЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛУГ, ПРОИЗВОДИМЫХ И ПОТРЕБЛЯЕМЫХ
ВЛАДЕЛЬЦАМИ ЖИЛЬЯ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ,
И МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАСЧЕТУ ИНДЕКСОВ
ЭКСПОРТА И ИМПОРТА ПО СТАТЬЕ "ПОЕЗДКИ"
Во исполнение Плана развития Системы национальных счетов России на период с 2011 г. по 2017 г., утвержденного приказом Росстата от 30 марта 2011 г. N 81, Плана мероприятий по реализации рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития по развитию Системы национальных счетов Российской Федерации, утвержденного приказом Росстата, Минэкономразвития России, Минфина России от 3 октября 2014 г. N 602/634/112н, и в соответствии с пунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, приказываю:
утвердить прилагаемые:
Методические указания по оценке жилищных услуг, производимых и потребляемых владельцами жилья, в Системе национальных счетов (приложение N 1);
Методические указания по расчету индексов экспорта и импорта по статье "поездки" (приложение N 2).
Руководитель
А.Е.СУРИНОВ
Приложение N 1
Утверждены
приказом Росстата
от 23.01.2015 N 15
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОЦЕНКЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛУГ, ПРОИЗВОДИМЫХ И ПОТРЕБЛЯЕМЫХ
ВЛАДЕЛЬЦАМИ ЖИЛЬЯ, В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ
В настоящем документе определены методические указания по оценке жилищных услуг, производимых и потребляемых владельцами жилья, исходя из статистической оценки рыночной стоимости жилого фонда на основе сравнительного метода, а также фиксированной условной нормы прибыли на жилые здания в размере 2,5%, рекомендуемой ЕЭК ООН.
При изменении ситуации в финансово-кредитной сфере условная норма прибыли на жилые здания может быть изменена. После пересмотра оценок рыночной стоимости жилого фонда по всему динамическому ряду на основе итогов, полученных Росреестром по кадастровой оценке жилой недвижимости, произведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 N 560, настоящие методические указания могут быть уточнены.
1. Описание проблемы
В 2008 году в рамках процедур по подготовки к вступлению Российской Федерации в состав ОЭСР экспертами этой организации была проведена работа по выявлению несоответствий российской статистической практики международным стандартам. Основным несоответствием в системе национальных счетов было признано расхождение действующей методики оценки жилищных услуг относительно международных стандартов.
В настоящее время для оценки выпуска жилищных услуг применяется специально разработанная методика, учитывающая специфику российского ЖКХ: высокую степень субсидированности этой отрасли, социальную поддержку государства, оказываемую в том числе и собственникам жилья.
По мнению международных экспертов, показатели производства по виду деятельности 70.20.1 "Сдача внаем собственного жилого недвижимого имущества" сильно занижены, что, в конечном итоге, ведет к занижению ВВП России. В 2002 - 2012 гг. доля услуг по проживанию в собственном жилье в ВВП Российской Федерации составляла от 0,7% до 1,8%, что значительно ниже, чем в бывших социалистических странах.
3. Рекомендуемые подходы к оценке жилой ренты
В руководстве по СНС 1993 года, в пункте 6.89 об оценке услуг по проживанию в собственном жилье сказано: "...стоимость выпуска жилищных услуг, производимых владельцами жилых помещений для собственного потребления, оценивается по оценочной сумме арендной платы, которую выплачивал бы арендатор за аналогичное жилье...". Этот подход иначе называется методом эквивалентной ренты или методом стратификации. Его применение возможно при наличии в стране хорошо организованного рынка арендуемого жилья. В СНС 2008 года это положение дополнено рекомендацией развивать альтернативные подходы к оценке услуг по проживанию в собственном жилье. В Руководстве Европейской экономической комиссии ООН (Commission Regulation (EC) No 1722/2005 of 20 October 2005) в качестве альтернативного метода предлагается метод пользовательских расходов (user cost approach). Ниже приведены критерии, в соответствии с которыми метод эквивалентной ренты не используется и следует применять метод пользовательских расходов:
1) в стране арендуется менее 25% жилья;
2) более половины всего арендованного жилья снимают иностранные арендаторы, платящие по завышенным ставкам, и (или) работодатели, предоставляющие жилье своим работникам по заниженным ставкам;
3) арендуемое жилье распространено по стране неравномерно.
В 2010 году эксперты ОЭСР представили новую, доработанную версию методики, где критерии применения метода пользовательских расходов были сформулированы следующим образом:
1) частным образом арендуется менее 10% жилья;
2) различия между арендной платой, уплачиваемой за проживание в частном и государственном жилье, составляет более 3-х раз.
Согласно данным переписи населения 2002 года и ежегодным данным бюджетных обследований домашних хозяйств в 2012 году в России только около 4% семей проживало в жилье, арендованном на коммерческой основе (преимущественно у физических лиц). Что касается платы за найм, стоимость проживания в жилье, находящемся, например, в собственности города Москвы, в настоящее время не превышает 2,58 руб. за квадратный метр в месяц, что в десятки раз меньше стоимости коммерческой аренды жилья.
Таким образом, в настоящее время в России применение метода эквивалентной ренты нецелесообразно, и для оценки жилой ренты следует применять метод пользовательских расходов.
4. Оценка услуг по проживанию в собственном жилье методом
пользовательских расходов
Суть метода заключается в оценке каждой статьи затрат, которую собственник жилого помещения учел бы при определении рыночной арендной платы, если бы он решил сдать его в аренду. Это следующие статьи затрат:
промежуточное потребление;
другие чистые налоги на производство;
валовая прибыль.
4.1. Расчет промежуточного потребления
Расходы на промежуточное потребление собственников жилья складываются из расходов, связанных с содержанием и обслуживанием жилья, ремонтом жилого помещения, не продлевающим срок службы жилья и не приводящим к улучшению его количественных и качественных характеристик. Это расходы на косметический ремонт (материалы и услуги по его производству) и текущее содержание жилья (плата за техническое обслуживание в многоквартирных домах). Информация о затратах на косметический ремонт собирается в ходе обследований бюджетов домашних хозяйств.
В разработочной таблице 133 ОБДХ выделяются следующие статьи расходов домашних хозяйств на текущий ремонт:
N стр.
|
Наименование показателей
|
Стройматериалы
|
|
227
|
Краски и лаки
|
228
|
Обои
|
229
|
Стекло оконное
|
230
|
Сантехническое оборудование
|
231
|
Пиломатериалы, плиты древесностружечные, древесноволокнистые, фанера
|
232
|
Кирпич
|
233
|
Цемент
|
234
|
Шифер, рубероид и другие кровельные материалы
|
235
|
Другие строительные и отделочные материалы
|
268
|
Линолеум и другие покрытия для пола
|
Эта разработка делается по всей генеральной совокупности домашних хозяйств. Поскольку для расчета жилой ренты необходима информация только по собственникам жилья, следует рассмотреть возможность получения группировки этих показателей по домашним хозяйствам, проживающим в собственном жилье. В настоящее время для расчетов можно, исходя из предположения, что и собственники, и наниматели жилья несут примерно одинаковые расходы по его текущему содержанию, взять в расчет долю, пропорциональную соотношению всего жилого фонда и жилого фонда в собственности граждан. Такая информация содержится в форме федерального статистического наблюдения Росстата 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде". Эта форма предоставляется юридическими лицами, осуществляющими деятельность по техническому учету и инвентаризации объектов градостроительной деятельности (организации технического учета и технической инвентаризации) по всему жилищному фонду, независимо от целей его использования и формы собственности.
Соответствующие данные представлены в таблице 2:
Таблица 2
Площадь жилого фонда, всего, тыс. м2
|
Площадь жилого фонда в собственности граждан, тыс. м2
|
Доля жилого фонда в собственности граждан
|
Текущие расходы домашних хозяйств на содержание жилья, всего, тыс. руб.
|
Из них - расходы собственников жилья, тыс. руб.
|
|
1
|
2
|
3 = 2 / 1
|
4
|
5 = 3 * 4
|
|
2002
|
2852776
|
1896894
|
0.6649
|
83941828
|
55815356
|
2003
|
2884542
|
1935471
|
0.6710
|
110195469
|
73938983
|
2004
|
2917240
|
2014434
|
0.6905
|
138933459
|
95937357
|
2005
|
2953595
|
2177518
|
0.7372
|
220734477
|
162735025
|
2006
|
3003614
|
2298970
|
0.7654
|
299626783
|
229334681
|
2007
|
3058519
|
2385539
|
0.7799
|
405416302
|
316186782
|
2008
|
3116231
|
2469021
|
0.7923
|
405865265
|
321571020
|
2009
|
3176623
|
2575968
|
0.8109
|
320961365
|
260271993
|
2010
|
3228993
|
2654136
|
0.8220
|
364110906
|
299288403
|
2011
|
3288153
|
2725240
|
0.8288
|
365331182
|
302788540
|
2012
|
3348852
|
2794789
|
0.8346
|
470708564
|
392830490
|
Кроме того, к промежуточному потреблению относится плата за содержание жилья, вносимая жителями многоквартирных домов, обслуживаемых Ремонтно-эксплуатационным управлением (РЭУ). Такую информацию Росстат получает из формы 22-ЖКХ (сводная) "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы". Эта форма предоставляется органами местного самоуправления, юридическими лицами независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, осуществляющими управление многоквартирными домами (управляющие организации, жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), товарищества собственников жилья (ТСЖ) и другие), оказывающими коммунальные услуги населению и бюджетофинансируемым организациям, а также осуществляющими начисление жилищно-коммунальных платежей (расчетные центры и т.п). В разделе 3 этой формы собираются данные о начисленной населению стоимости услуг по содержанию и ремонту жилого помещения (строка 39, графа 3).
Для получения оценки объема платежей, приходящихся на долю собственников жилья, также можно использовать распределение жилого фонда по собственникам из формы N 1-жилфонд Сведения о жилищном фонде. Но в данном случае в расчет следует принимать только площадь в многоквартирных домах, т.к. согласно Жилищному кодексу Российской Федерации "плата за содержание и ремонт жилого помещения" представляет собой плату "за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме".
Таблица 3
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
|
Площадь жилого фонда в многоквартирных домах, всего, тыс. м2
|
2020010
|
2057939
|
2081743
|
2113569
|
2148265
|
2178689
|
2209868
|
2242474
|
Площадь жилого фонда в многоквартирных домах в собственности граждан, тыс. м2
|
1340482
|
1441608
|
1496123
|
1549987
|
1626672
|
1681880
|
1724153
|
1763934
|
Доля жилого фонда в многоквартирных домах в собственности граждан
|
0.6636
|
0.7005
|
0.7187
|
0.7334
|
0.7572
|
0.7720
|
0.7802
|
0.7866
|
Информация о площади квартир в многоквартирных домах доступна только с отчета за 2005 год. Для проведения расчетов за 2002 - 2004 гг. исходя из динамики долей, приведенной в таблицах 2 и 3, были приняты следующие условные соотношения: в 2002 году - 0,61, в 2003 году - 0,63, в 2004 году - 0,65. На основе рассчитанных соотношений определялись суммы, уплаченные собственниками квартир:
Таблица 4
Содержание и ремонт жилого помещения, начислено населению, тыс. руб.
|
Доля жилого фонда в многоквартирных домах в собственности граждан
|
Содержание и ремонт жилого помещения, фактически оплачено собственниками квартир, тыс. руб.
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
2
|
3 = 1 * 2
|
|
2002
|
56450789
|
0.61 <*>
|
33870473
|
2003
|
75042274
|
0.63 <*>
|
47276633
|
2004
|
91024473
|
0.65 <*>
|
59165907
|
2005
|
123221692
|
0.6636
|
81770110
|
2006
|
146846227
|
0.7005
|
102867325
|
2007
|
171126979
|
0.7187
|
122986895
|
2008
|
198000679
|
0.7334
|
145203938
|
2009
|
244761473
|
0.7572
|
185334056
|
2010
|
290780875
|
0.7720
|
224473819
|
2011
|
327962330
|
0.7802
|
255878322
|
2012
|
355394687
|
0.7866
|
279554140
|
--------------------------------
<*> Данные за 2002 - 2004 гг. отсутствуют, доли получены экстраполяцией по линейному тренду.
Чистые премии по страхованию жилья также являются частью промежуточного потребления. Чистые премии представляют собой разность между фактически заработанными премиями (полученные за расчетный период премии минус изменение страховых резервов плюс доход от инвестирования страховых резервов) за минусом выплат. Информация о полученных премиях и выплатах собирается Росстрахнадзором (форма 2-С "Сведения о деятельности страховой (страховой медицинской) организации", подраздел 3.3.1, строка 141 "страхование имущества, в т.ч. строений граждан", графы 3 и 6). Кроме того, начиная с отчета за 2012 год эта информация содержится в форме 1-СК "Сведения о деятельности страховщика" в стр. 36, гр. 3, 4.
К страхуемым строениям, помимо жилых помещений, могут также относиться гаражи, хозяйственные постройки, дачи, поэтому в расчет включено 95% заявленных в форме 2-С сумм.
Таблица 5
Премии по страхованию строений граждан
|
Выплаты по страхованию строений граждан
|
Премии за минусом выплат по страхованию жилья граждан
|
|
2003
|
2352148
|
590046
|
1762102
|
2004
|
3977531
|
739854
|
3237677
|
2005
|
5326228
|
974477
|
4351751
|
2006
|
7455488
|
1366047
|
6089441
|
2007
|
9835972
|
1339283
|
8496689
|
2008
|
10632431
|
1846735
|
8785696
|
2009
|
11218615
|
2163201
|
9055414
|
2010
|
14509786
|
3397966
|
11111820
|
2011
|
16410926
|
3428031
|
12982895
|
2012
|
20158716
|
4317960
|
15840756
|
На основании этих данных рассчитаны чистые премии по страхованию жилых строений. Для этого на разность между премиями и выплатами по страхованию жилья наложено соотношение разности и чистых премий по всем видам прямого страхования, относящимся к сектору Домашние хозяйства (ДХ), кроме страхования жизни, полученных из регулярных расчетов Управления национальных счетов по страхованию.
Таблица 6
Чистые премии сектора ДХ по договорам прямого страхования, кроме страхования жизни
|
Разность между премиями и выплатами по договорам прямого страхования, кроме страхования жизни
|
Разность между премиями и выплатами по страхованию жилья граждан
|
Чистые премии по страхованию жилья граждан
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
2
|
3
|
4 = 3 * 2 / 1
|
|
2002
|
32 771 138
|
31 616 991
|
1 216 069 <*>
|
1 260 460
|
2003
|
60 779 948
|
57 420 445
|
1 762 102
|
1 865 197
|
2004
|
77 229 989
|
68 619 876
|
3 237 677
|
3 643 926
|
2005
|
83 709 113
|
75 846 900
|
4 351 751
|
4 802 849
|
2006
|
107 555 063
|
98 790 851
|
6 089 441
|
6 629 664
|
2007
|
138 660 756
|
123 570 052
|
8 496 689
|
9 534 327
|
2008
|
150 093 138
|
131 954 589
|
8 785 696
|
9 993 382
|
2009
|
99 581 262
|
78 125 111
|
9 055 414
|
11 542 378
|
2010
|
135 434 333
|
105 718 460
|
11 111 820
|
14 235 186
|
2011
|
174 821 749
|
151 555 756
|
12 982 895
|
14 975 956
|
2012
|
245 407 044
|
216 559 563
|
15 840 756
|
17 950 873
|
--------------------------------
<*> Поскольку сведения о страховании строений граждан в форме 2-С разрабатываются начиная с 2003 года, разность премий и выплат за 2002 год получена экстраполированием ряда за 2003 - 2012 гг.
В качестве других налогов на производство следует принять налог на недвижимость, уплачиваемый собственниками жилья. Информация об общей сумме налога на имущество физических лиц содержится в отчетности Федеральной налоговой службы (ФНС) (форма 1-НМ "Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации", код строки 1520), а также в отчете о доходах бюджета Федерального казначейства (код дохода 10601000000000110). В настоящее время объектами налогообложения являются следующие виды имущества:
1) жилой дом;
2) квартира;
3) комната;
4) дача;
5) гараж;
6) иное строение, помещение и сооружение;
7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 (по правоотношениям, возникшим с 1 января 2009 года).
Для исключения налогов, уплаченных за дачи, гаражи и другие строения, не являющиеся жильем, в расчет жилой ренты было включено 90% от общей суммы уплаченного налога на имущество физических лиц.
Таблица 7
Налог на имущество физических лиц, тыс. руб.
|
Налог на производство собственников жилья, тыс. руб.
|
|
2002
|
2099647
|
1679718 <*>
|
2003
|
2536317
|
2282685
|
2004
|
3090300
|
2781270
|
2005
|
4331006
|
3897905
|
2006
|
5529970
|
4976973
|
2007
|
7647690
|
6882921
|
2008
|
10124643
|
9112179
|
2009
|
15630835
|
14067752
|
2010
|
15575806
|
14018225
|
2011
|
17628482
|
15865634
|
2012
|
22282708
|
20054438
|
--------------------------------
<*> В 2002 к налогооблагаемой базе относились не только недвижимое имущество физических лиц, но и водно-воздушные транспортные средства. Поэтому в расчет было взято 80% от общей суммы налога на имущество физических лиц.
Теоретически, к другим налогам на производства должен быть также отнесен земельный налог в части, уплачиваемой владельцами индивидуальных домов за землю, занимаемую этими домами. Но, поскольку в настоящее время на практике оценить эту часть налога чрезвычайно сложно, в расчете он был проигнорирован. В ближайшей перспективе ожидается введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Другие налоги на производство должны быть уменьшены на величину субсидий на производство. К таким субсидиям, согласно методологии ОЭСР, относятся любые субсидии собственникам жилья на его содержание, например государственные субсидии по ипотечным платежам. В Налоговом кодексе Российской Федерации (подпункт 2 пункта 1 статьи 220) предусмотрен налоговый вычет в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по жилищным кредитам. Если суммы таких налоговых вычетов удастся оценить, их следует в дальнейшем учитывать в расчете как другие субсидии на производство.
Что касается субсидий населению на оплату жилищных услуг, они представляют собой социальные трансферты в натуральной форме от сектора государственного управления домашним хозяйствам и учитываются в счете перераспределения доходов в натуральной форме.
В Руководстве ОЭСР по применению метода пользовательских расходов рекомендуется оценивать жилую ренту отдельно как минимум по трем категориям жилья: низкого качества, типовое и элитное. Форма 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде" содержит информацию о распределении жилья по материалам стен и дате возведения, а также сведения об аварийном и ветхом жилье. Эти данные уже применяются для оценки рыночной стоимости жилого фонда и в перспективе могут быть также использованы для расчета промежуточного потребления услуг по проживанию в собственном жилье по типам жилья в соответствии с требованиями ОЭСР.
4.2. Расчет валовой прибыли
Оценка валовой прибыли от проживания в собственном жилье - наиболее важная и сложная часть метода пользовательских расходов. В СНС-2008 и втором издании Руководства ОЭСР "Измерение капитала" сказано о возможности непосредственного измерения этого показателя. В методике Дерека Блейдса оценку валовой прибыли предлагается получать перемножая среднегодовое изменение рыночной стоимости жилого фонда (включая стоимость земли под ним) и норму прибыли по соответствующему жилью, выраженную в годовых процентах, и добавляя потребление основного капитала. Показатель реальной нормы прибыли по своему экономическому смыслу связан с ожидаемыми доходами от приобретаемого капитального актива, в данном случае - жилья. То есть, если рассматривать приобретение жилья в собственность как способ инвестирования средств, то используемая в расчете норма прибыли должна быть, по крайней мере, не ниже реальных процентных ставок по предлагаемым населению финансовым активам. В то же время проценты по жилищным кредитам должны примерно соответствовать ожидаемой прибыли от приобретенного жилья.
Таким образом, в руководстве ОЭСР в качестве нормы прибыли предполагается использовать процентную ставку по жилищным кредитам. При недостаточно развитой системе жилищного кредитования рекомендуется использовать ставку по долгосрочным (более 8 лет) корпоративным или государственным облигациям. Причем ставки должны браться по обязательствам, возникшим в рассматриваемом периоде, без учета выплат по ставкам, существовавшим в прошедшие годы. И обязательное условие - выбранная норма прибыли в реальном выражении должна быть стабильной в течение ряда лет.
Формула для расчета реальной процентной ставки:
Анализ имеющейся информации о процентных ставках по жилищным кредитам и государственным долгосрочным облигациям выявил их нестабильность даже на коротком отрезке времени и, соответственно, непригодность для использования в расчете.
Процентные ставки по жилищным кредитам, выданным с начала года:
Таблица 8
год
|
Номинальные ставки <*>, %
|
ИПЦ, %
|
Реальные ставки, %
|
2006
|
14,2
|
109,7
|
4,10
|
2007
|
12,8
|
109,0
|
3,49
|
2008
|
13,0
|
114,1
|
-0,96
|
2009
|
14,6
|
111,7
|
2,60
|
2010
|
13,3
|
106,9
|
5,99
|
--------------------------------
<*> По данным ЦБ.
Другой предлагаемый вариант - долгосрочные государственные ценные бумаги - вообще оказывается отрицательным в реальном выражении.
Таким образом, предлагаемые в Руководстве инструменты не пригодны для оценки прибыли от проживания в собственном жилье в РФ. В качестве альтернативы реальным процентным ставкам в Руководстве ЕЭК ООН предлагается использовать фиксированную условную норму прибыли, равную 2,5%. По информации экспертов ОЭСР, все страны ЕС, бывшие ранее государствами с централизованной плановой экономикой (Болгария, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словения, Словакия), а также Мальта, применяют эту норму прибыли при расчетах методом пользовательских расходов, и все эти страны, кроме Чехии, вполне удовлетворены получаемыми результатами.
На проведенном в 2010 году в Росстате семинаре эксперты ОЭСР предложили уточненный метод расчета валовой прибыли. В соответствии с этими уточнениями валовая прибыль должна оцениваться отдельно для жилых строений и для земли, занятой жилыми строениями:
(1 +
В настоящее время в России не представляется возможным провести раздельную оценку жилых строений и земли, находящейся под ним. Поэтому в расчетах валовой прибыли использовался упрощенный вариант формулы:
Наибольшую проблему представляет собой оценка рыночной стоимости жилого фонда. До недавнего времени эта информация отсутствовала, а запасы основных фондов, в том числе и жилых зданий, учитывались по первоначальной стоимости с включением изменений в ходе проведенных переоценок и в результате их достройки, модернизации, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, т.е. в смешанных ценах; а также по остаточной балансовой стоимости (за вычетом износа, нормы и методы начисления, которого определяются порядком бухгалтерского учета). Данная оценка базируется на данных бухгалтерского учета и соответствует реалиям хозяйственной жизни.
В мировой статистической практике применяются следующие базовые методики оценки основного капитала: <1>
--------------------------------
<1> "Методологические рекомендации по практическому определению текущей рыночной стоимости основного капитала", Институт финансово-экономического мониторинга и Русская служба оценки.
Затратный метод
Это совокупность методов оценки стоимости, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устареваний. Затратами на воспроизводство объекта оценки являются затраты, необходимые для создания точной копии объекта оценки с использованием применявшихся при создании объекта оценки материалов и технологий. Затратами на замещение объекта оценки являются затраты, необходимые для создания аналогичного объекта с использованием материалов и технологий, применяющихся на дату оценки (ФСО-1, п. 15)
Таким образом, затратный подход основывается на том факте, что покупатель не заплатит за объект большую сумму, чем та, в которую ему обойдется воссоздание аналогичного по назначению и качеству объекта на дату оценки без существенных дополнительных издержек.
Текущая рыночная стоимость в рамках затратного подхода определяется как разница между полной восстановительной стоимостью и накопленным потреблением основных фондов.
Сравнительный метод
Сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости Объекта оценки, основанных на сравнении Объекта оценки с объектами - аналогами Объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом - аналогом Объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный Объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (ФСО-1, п. 14).
Таким образом, сравнительный подход - это совокупность методов оценки стоимости объектов, основанных на сравнении объектов оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок, либо предложения. Он основан на принципе, согласно которому осведомленный покупатель не заплатит за собственность больше, чем цена приобретения другой собственности, имеющей равную полезность. В условиях "пассивного" рынка продаж некоторые выводы могут быть также сделаны исходя из информации о ценах предложения, которые демонстрируют факт существования подобных объектов на рынке.
Доходный метод
Доходный подход в соответствии с российскими стандартами оценки - это совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на определении ожидаемых доходов от использования Объекта оценки (ФСО-1, п. 13). Доходный подход подразумевает, что стоимость оцениваемых объектов на дату оценки есть текущая стоимость чистых доходов, которые могут быть получены владельцем в течение будущих лет от использования или размещения на территории объектов доходного бизнеса.
Текущая рыночная стоимость в рамках доходного подхода определяется как произведение годовой арендной платы на фактор текущей стоимости.
Независимая оценка
Данный метод основан на использовании зависимостей между характеристиками оцененных основных фондов (учетные стоимости, возраст) и их рыночной стоимостью. Зависимости получаются в результате анализа оцененных независимыми оценщиками основных фондов.
До настоящего времени практическое внедрение в России расчета текущей рыночной стоимости запасов основных фондов было затруднено. Осложнена оценка объектов, оставшихся от плановой экономики, затраты на воспроизводство которых, выраженные в современных ценах, значительны, а возможности получения доходов от их эксплуатации в условиях рыночной экономики низки; небольшие объемы сделок с основными фондами на вторичном рынке обостряют проблему сравнимости характеристик продаваемых и имеющихся объектов; отсутствие данных о доходах, получаемых от эксплуатации основных фондов, сдачи в аренду, сдерживает их оценку доходным методом.
В настоящее время развитие рынка жилой недвижимости позволило Росстату разработать методику и провести экспериментальные расчеты текущей рыночной стоимости жилых зданий. При этом применялся сравнительный подход, т.е. метод, основанный на использовании данных о ценах на вторичном рынке жилья.
Для расчетов использовались данные о жилищном фонде, представляемые организациями технического учета и технической инвентаризации, и данные выборочного обследования уровня цен на рынке жилья, представляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции с недвижимостью в территориальных центрах и отдельных городах субъектов Российской Федерации.
Расчет рыночной стоимости жилых зданий осуществлялся путем перемножения соответствующей площади жилых зданий, распределенной по двум признакам - по материалу стен и году постройки, на соответствующие цены отдельно в многоквартирных домах и индивидуальных домах. Расчет велся отдельно для городских и сельских населенных пунктов.
Средняя цена индивидуального дома, а также жилых зданий, находящихся в сельских населенных пунктах, определялись путем применения к наблюдаемым ценам поправочных коэффициентов, которые в свою очередь рассчитывались по соответствующим соотношениям стоимости строительства одного квадратного метра площади жилых домов, сложившейся у юридических и у физических лиц, в городской и сельской местности. Полученные результаты расчетов рыночной стоимости жилых зданий корректировались на стоимость аварийного и ветхого жилищного фонда. Оценка рыночной стоимости аварийного жилищного фонда принималась со скидкой, вплоть до его утилизационной стоимости.
В результате произведенных расчетов рыночная стоимость жилого фонда значительно превысила его балансовую стоимость.
Расчет был проведен по всему жилому фонду Российской Федерации, а также с выделением жилого фонда, находящегося в собственности граждан (физических лиц). Получены результаты расчета на федеральном уровне по среднероссийским показателям, а также результаты, скорректированные на соотношение региональных и федеральных данных.
Что касается потребления основного капитала, в Руководстве ОЭСР рекомендуется рассчитывать его методом непрерывной инвентаризации. Этот метод применяется в Росстате, но на основании данных бухгалтерского учета по балансовой стоимости. До 2011 года потребление основного капитала оценивалось в целом по жилым и нежилым зданиям на уровне порядка 2%. Впервые оценка уровня потребления основного капитала по рыночной стоимости жилых зданий была получена за 2011 год и составила 1,72%, за 2012 год - 1,83%. Для проведения экспериментального расчета, пока не получена оценка этого показателя за предыдущие годы, коэффициент потребления основного капитала (
Соответственно, объем потребления основного капитала за рассматриваемый период:
Таблица 11
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
|
ПОК = рыночная стоимость жилого фонда * 0,0172 млн. руб.
|
189312
|
278127
|
373177
|
489442
|
939593
|
1144985
|
1449619
|
1439652
|
1513447
|
2011
|
2012
|
|
ПОК, млн. руб.
|
1578895
|
1846106
|
Таким образом, исходя из формулы расчета
Таблица 12
Рыночная стоимость жилого фонда в собственности граждан, тыс. руб.
( Поскольку услуги по проживанию в собственном жилье являются частью ВВП, при пересчете их стоимости в постоянные цены и построении динамических показателей применяются те же подходы, что и для других компонентов ВВП. Сначала осуществляется пересчет стоимости услуг в цены предыдущего года, а затем - методом сцепления - в цены базисного года. Стоимость услуг по проживанию в собственном жилье в ценах предыдущего года складывается из промежуточного потребления, других налогов на производство, потребления основного капитала, чистой прибыли, пересчитанных в цены предыдущего года. При этом для элементов промежуточного потребления используется метод дефлятирования по индексам потребительских цен: на строительные материалы, кроме сборных железобетонных конструкций и деталей; услуги по ремонту жилищ; на содержание и ремонт жилья для граждан - собственников жилья; на годовой полис добровольного страхования жилья от стандартных рисков. Пересчет остальных элементов услуг по проживанию в собственном жилище осуществляется на основе использования рыночной стоимости жилого фонда в собственности домашних хозяйств в среднегодовых ценах предыдущего года, которая определяется методом экстраполяции рыночной стоимости жилого фонда предыдущего года по индексу изменения ее площади в текущем году относительно предыдущего. Применение этого метода с использованием дифференцированных данных о площади жилого фонда по его типам (городская/сельская местность, многоквартирные/индивидуальные дома, материал стен, время возведения) позволит получить более корректные оценки стоимости жилого фонда в собственности домашних хозяйств в постоянных ценах. Другие налоги на производство в ценах предыдущего года определяются как произведение рыночной стоимости жилого фонда в собственности домашних хозяйств текущего года в среднегодовых ценах предыдущего года и доли других налогов на производство в стоимости услуг по проживанию в собственном жилье предыдущего года. Потребление основного капитала в ценах предыдущего года определяется как произведение рыночной стоимости жилого фонда в собственности домашних хозяйств текущего года в среднегодовых ценах предыдущего года и нормы потребления основного капитала. Чистая прибыль в ценах предыдущего года определяется как произведение рыночной стоимости жилого фонда в собственности домашних хозяйств текущего года в среднегодовых ценах предыдущего года и номинальной нормы чистой прибыли в стоимости услуг по проживанию в собственном жилье предыдущего года. 6. Выводы Данные методические указания по расчету услуг по проживанию в собственном жилье полностью основываются на информации, разрабатываемой Росстатом или доступной для получения (налоги, показатели страхования жилья). Применение метода пользовательских расходов для оценки услуг домашних хозяйств по проживанию в собственном жилье позволит устранить остающееся до сегодняшнего дня расхождение между российской СНС и СНС-1993. Приложение N 2 Утверждены МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Статья платежного баланса "поездки" является комплексной, в нее включаются товары и услуги, приобретаемые иностранными гражданами на территории нашей страны во время посещения с различными целями, а также нашими гражданами при посещении других стран, и отражает, по существу, часть экспорта и импорта. Данные об экспорте и импорте по статье поездки, используемые при построении показателей национальных счетов, оказывают влияние на структуру ВВП, рассчитанного методом использования доходов, а также на динамику оставляющих его элементов - расходов на конечное потребление домашних хозяйств, экспорт и импорт. В ходе подготовки Методических указаний по расчету индексов экспорта и импорта по статье "поездки" (далее - Методические указания) изучена товарная номенклатура экспорта и импорта, т.е. перечень товаров, учтенных при разработке платежного баланса, разработаны дифференцированные структуры корзин потребляемых товаров и услуг для различных категорий путешественников, посещающих Россию; определена система индексов цен с описанием официальных источников информации для поэлементного дефлятирования корзин товаров и услуг в части экспорта по статье "поездки"; подготовлен перечень показателей и источников официальной информации для регулярного формирования системы индексов цен в оригинальных валютах и среднеквартальных пресс-курсов корзин валют к доллару США; разработан алгоритм пересчета экспорта и импорта по статье "поездки" в среднегодовые цены предыдущего года (в рублевом эквиваленте) с учетом товарной номенклатуры экспорта и импорта по статье "поездки"). 1. Методические указания по переоценке в постоянные цены Преобладающую часть ВВП страны занимает потребление домашних хозяйств, которое представляет собой в соответствии с рекомендациями СНС 2008 расходы на товары и услуги, осуществляемые гражданами нашей страны на экономической территории страны, а также за границей во время поездок с различными целями. Расходы, совершаемые членами домашних хозяйств резидентов за границей, являются, по существу, импортом товаров и услуг в нашу страну и учитываются на территориях стран, где они производятся. В то же время на территории нашей страны в составе расходов на оплату товаров и услуг учитываются расходы граждан других стран (нерезидентов), въезжающих в нашу страну и осуществляющих, по существу, экспорт товаров и услуг из нашей страны в разные страны. Чтобы определить конечное потребление домашних хозяйств резидентов, независимо от экономической территории его осуществления, целесообразно в соответствии с СНС 2008 из величины объема потребления на экономической территории вычесть сумму расходов на товары и услуги домашних хозяйств нерезидентов на ней (экспорт) и добавить величину покупок домашних хозяйств резидентов на территории других государств (импорт). Глобализация экономики, расширяющиеся деловые, туристические, научные, культурные, общественно-политические, спортивные, религиозные и семейные связи и контакты между гражданами различных стран, практика обучения и лечения за рубежом приводят к интенсификации передвижения, а значит и повышения расходов резидентов и нерезидентов на товары и услуги. По данным Федеральной миграционной службы (ФМС России) в настоящее время из страны выезжает около 45 млн. человек в год. Прирост выездов из квартала в квартал составляет 11 - 13%. Въезжает в нашу страну более 30 млн. человек, число их также увеличивается. Взаимосвязи наших граждан с резидентами других государств в 2013 году учтены Федеральной пограничной службой (ФПС России) по 257 странам. Поскольку наладить прямой учет расходов на товары и услуги (их импорта и экспорта), совершаемых резидентами и нерезидентами на экономической территории разных стран, практически невозможно, а также в силу того, что расходы эти являются комплексными, расчет их величины осуществляется по статье "поездки". 1.1. Состав статьи "поездки" и товарная номенклатура В соответствии с Руководством по статистике международной торговли услугами 2010 года по статье "поездки" отражаются товары и услуги, которые были приобретены в стране нерезидентами для собственных нужд или для безвозмездной передачи другим лицам; а также товары и услуги, приобретенные во время посещения других стран резидентами для личных нужд или передачи (безвозмездно) третьим лицам. Включаются в эту статью товары и услуги, приобретаемые сезонными рабочими, рабочими из приграничных районов и другими работниками по краткосрочному найму в стране по месту работы. Товары и услуги могут приобретаться резидентами и нерезидентами непосредственно или другими сторонами от их имени. Стоимость деловых поездок, например, может оплачиваться работодателями, расходы на оплату образования, медицинских услуг могут возмещаться (полностью или частично) государством, страховой компанией и так далее. Товары и услуги, предоставляемые производителем бесплатно, также включаются в данную статью. Наиболее распространенными видами товаров и услуг, которые учитываются по статье "поездки", являются продукты питания, напитки, оплата местного транспорта (не международного) и проживания. Включаются также сувениры, другие предметы, приобретаемые для личных нужд или в качестве подарков, которые могут быть вывезены из страны пребывания. Ценности и потребительские товары длительного пользования, не включенные в данные об экспорте/импорте, подлежат включению в статью "поездки" (например, товары, приобретенные в стране пребывания и хранимые в доме для проведения отпусков). Из статьи "поездки" исключаются товары, купленные для перепродажи в стране резидента или в какой-либо другой стране. Исключается также приобретение товаров и услуг дипломатами, сотрудниками консульств, военнослужащими и т.д. и их иждивенцами на территории их командирования, поскольку учет их относится к статье "государственные товары и услуги, не отнесенные к другим категориям". При разработке платежного баланса учитываются товары в соответствии с действующей товарной номенклатурой, которые могут объединяться в более крупные группы. Дня осуществления расчета экспорта и импорта учитывались следующие группы продовольственных и непродовольственных товаров: Продовольственные товары: Пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия в том числе: мясо (вкл. мясо домашней птицы и дичи), продукты и консервы из мяса; рыба и морепродукты; мучные кондитерские изделия; сахаристые кондитерские изделия, вкл. шоколад; мороженое и замороженные десерты; алкогольные напитки и пиво; безалкогольные напитки; табачные изделия; молочные продукты и яйца; пищевые масла и жиры, из них: растительные масла. Непродовольственные товары: моторное топливо; фармацевтические товары; медицинские товары и ортопедические изделия; косметические и парфюмерные товары; текстильные изделия, кроме галантерейных; верхняя одежда; нательное белье; одежда из меха; одежда из кожи; спортивная одежда; аксессуары одежды; изделия из кожи и дорожные принадлежности; электротовары бытового назначения; светильники; портьеры, тюлевые занавески и другие предметы домашнего обихода из текстильных материалов; аудио- и видеоаппаратура; технические носители информации; музыкальные инструменты и нотные издания; ручные инструменты, строительная фурнитура; санитарно-техническое оборудование; компьютеры и программное обеспечение общего пользования; мобильные телефоны и гаджеты; часы и ювелирные изделия; спортивные товары, вкл. велосипеды и мотовелосипеды; игрушки, сувениры, подарки. 1.2. Разработка дифференцированных структур корзин Для расчета экспорта и импорта, совершаемого гражданами зарубежных стран (нерезидентами) и нашей страны (резидентами) во время поездок в другие страны с разнообразными целями (деловыми и личными), необходимо иметь информацию об их расходах на этих территориях. Однако данные о таких расходах, произведенных на территории стран резидентами и нерезидентами, отсутствуют, поэтому для определения их объема целесообразно использовать сведения о количестве поездок резидентов и нерезидентов по каждой стране посещения и размере средств, приходящихся на одну поездку, который зависит от цели и типа поездки. В сведениях, разрабатываемых и представляемых Федеральной пограничной службой, выделены следующие цели поездок, установленные в соответствии с порядком получения виз для въезжающих на территорию Российской Федерации иностранных граждан: Деловые поездки (иностранцы, прибывающие в государственные и коммерческие структуры для участия в совещаниях, консультациях, конференциях, симпозиумах, конгрессах по торгово-экономическим вопросам, а также для повышения квалификации или на профессиональную переподготовку в научных учреждениях, российских совместных организациях, представительствах иностранных коммерческих, финансовых, банковских и других структурах, аккредитованных при соответствующих российских министерствах и ведомствах; иностранцы, прибывающие в коммерческие структуры для решения конкретных экономических вопросов: проведения экономических переговоров, заключения контрактов или их продления, оказания коммерческих услуг, а также для участия в аукционах, выставках, других мероприятиях, имеющих коммерческий характер). Туризм (иностранцы, прибывающие с туристическими целями, с туристическими целями на автотранспорте, по специализированному туру для решения коммерческих вопросов с российскими партнерами (участие в аукционах, выставках, переговорах), а также на медицинские консультации и для медицинского обследования, по специализированному туру на охоту, в рамках эксперимента по выдаче 72-часовых туристических виз в пунктах пересечения государственной границы Российской Федерации (все по надлежащим образом оформленному договору на оказание услуг по туристическому обслуживанию и имеющим подтверждение о приеме иностранного туриста организацией, осуществляющей туроператорскую деятельность), а также иностранцы, прибывающие с туристическими целями в составе организованной туристической группы (имеющие надлежащим образом оформленный договор на оказание услуг по туристическому обслуживанию и подтверждение о приеме принимающей организации, осуществляющей туристическую деятельность). Обучение (иностранцы, прибывающие с целью обучения в аспирантуре на период до трех месяцев и на полный курс обучения, с целью повышения квалификации или на профессиональную переподготовку в ВУЗах, средних специальных и профессиональных учебных заведениях, с целью обучения на курсах русского языка, подготовительных отделениях ВУЗов, средних специальных и профессиональных учебных заведений на контрактной/договорной основе, прохождения обучения в ВУЗах, средних специальных и профессиональных (кроме военных) учебных заведениях, прибывающие с целью обучения и стажировки в образовательном учреждении профессионального образования по приглашениям, оформленным МВД России по ходатайству Минобороны России, ФСБ России, ФТС России, МВД России, МЧС России). Трудовая деятельность (иностранцы, прибывающие в Российскую Федерацию с целью осуществления своей профессиональной деятельности, в качестве штатных сотрудников иностранных представительств коммерческих, финансовых, банковских структур, аккредитованных при соответствующих российских организациях, с целью преподавания в ВУЗах, средних специальных и профессиональных учебных заведениях, в том числе для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях); для работы постоянными корреспондентами в иностранных представительствах СМИ, аккредитованных при ДИП МИД России; а также прибывающие для работы в качестве постоянных технических сотрудников представительств иностранных СМИ, аккредитованных при ДИП МИД России. Осуществление научных, культурных, общественно-политических, спортивных, религиозных связей и контактов, паломничества, благотворительной деятельности, доставки гуманитарной помощи (иностранцы, прибывающие для организации спортивного сотрудничества, участия в спортивных соревнованиях, прибывающие по линии молодежных, школьных и студенческих обменов; прибывающие для организации культурного сотрудничества, а также участия в некоммерческих художественных выставках, фестивалях, гастролях; прибывающие для организации научно-технических связей, а также участия в научных конференциях, семинарах, симпозиумах, конгрессах и для проведения научной работы по обмену; прибывающие для установления общественно-политических связей (кроме культурных, молодежных, религиозных и спортивных), а также для участия в общественно-политических мероприятиях - конгрессах, конференциях, семинарах, совещаниях, съездах, форумах; прибывающие по религиозным делам, на переговоры с религиозными организациями, а также с целью миссионерства и службы в религиозных организациях, кроме прибывающих для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях); с целью осуществления паломничества; с благотворительными целями или работы в иностранных и российских благотворительных организациях; прибывающие в качестве сопровождающих гуманитарной помощи в рамках официальных договоренностей российских министерств, ведомств, администраций; представители компетентных иностранных органов, осуществляющие сопровождение депортируемого лица, а также сопровождение тяжелобольного или тела скончавшегося иностранного гражданина). Транзит (в целях эвакуации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (пассажиры круизных судов, граждане стран, с которыми Российская Федерация имеет соглашения о безвизовом въезде, пассажиры, совершающие безвизовый транзит до 24 часов)). Частные (иностранцы, прибывающие по частным делам, по приглашению и на основании ходатайства гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина, получившего вид на жительство в Российской Федерации, на основании ходатайства юридического лица; граждане государств, с которыми Российская Федерация имеет соответствующие договоры по этому вопросу, являющиеся близкими членами семьи гражданина России (родители, супруг, супруга, сын, дочь) и проживающие с ним раздельно; граждане государств, с которыми Российская Федерация имеет соответствующие договоры по вопросу посещения захоронений родственников; иностранцы, въезжающие с территории сопредельного с Россией государства в соответствии с международным договором Российской Федерации в рамках приграничного обмена для посещения конкретного региона; иностранцы, прибывающие для экстренного лечения либо в связи с тяжелой болезнью или смертью близкого родственника). Для удобства выполнения необходимых расчетов по формированию потребительских корзин для различных категорий путешественников, посещающих Россию, с учетом имеющейся информации и применительно к определению "резидент/нерезидент" перечисленные цели поездок группированы и названы в следующем порядке: служебные (командировки, поездки с деловыми целями); работа (включаются нерезиденты, работающие на территории страны до 1 года, рабочие приграничных районов, сезонные рабочие или любые другие работники по краткосрочному найму, пр.); туризм частные (поездки для проведения отпуска, участия в развлекательных и культурных мероприятиях, посещения друзей и родственников, паломничества, а также получения образования, прохождения курса лечения); работа обслуживающего персонала (персонала, обслуживающего транспортные средства, пересекающие границы страны: экипажи судов, поездов, автомобилей, делающих кратковременную остановку или задерживающихся с отправлениями); транзит Для выполнения расчетов расходов нерезидентов на территории страны (экспорта) учитываются поездки по целям "работа", "служебные", "туризм", "частные", "транзит", "работа обслуживающего персонала". Объем расходов резидентов включает поездки по целям: "работа", "служебные", "туризм", "частные", "работа обслуживающего персонала". Все поездки по целям разбиваются на основании квартальных данных Федеральной миграционной службы по типам: однодневные, краткие (до 7 дней), продолжительные (до 90 и более). При расчете экспорта включаются поездки: однодневные (к ним относятся соответственно поездки по целям: служебные, туризм, частные, транзит, работа обслуживающего персонала); краткие (включают соответственно служебные поездки, туризм, частные); продолжительные (включают соответственно поездки с целями: работа, служебные, туризм, частные). При расчетах импорта включаются поездки: однодневные (служебные, туризм, частные, работа обслуживающего персонала); краткие - до 7 дней (включают соответственно служебные поездки, туризм, частные); продолжительные - до 90 дней (включают соответственно поездки по целям: работа, служебные, туризм, частные). В каждой поездке, в соответствии с положениями Руководства по статистике международной торговли услугами, к наиболее распространенным видам учитываемых расходов на товары и услуги относятся проживание, продукты питания и напитки, транспортное обслуживание на территории посещаемой страны, а также подарки, сувениры и любые другие предметы, приобретенные для личного пользования приезжими, которые могут быть вывезены из посещаемой страны. Для выполнения расчета потребительской корзины товаров и услуг выделяются следующие компоненты расходов в каждой поездке резидентов (импорта) и нерезидентов (экспорта) и по каждому ее типу: питание проживание дополнительные расходы. Расчеты выполняются по каждой стране-контрагенту, в долларах США. Расходы на питание на 1 поездку принимаются в размере, установленном Нормативами МИД РФ для краткосрочных командировок (и соответствующих документов по странам СНГ). Для определения расходов на проживание и дополнительных расходов используются данные формы федерального статистического наблюдения N 1-КСР "Сведения о деятельности коллективного средства размещения", материалы средств массовой информации, информационных баз Академии сервиса, крупных туристических организаций, экспертные оценки. Целесообразно проверить достоверность данных, сопоставляя их с другими имеющимися надежными материалами. Следует: сформировать 5 - 10 групп стран, группировочный признак - уровень жизни в стране выезда, например, душевой ВВП в долларовом эквиваленте по данным, ежегодно публикуемым в апрельском выпуске "World Economic Outlook" МВФ; исходить из предпосылки, что величина индивидуальных расходов на путешествие зависит от платежеспособности туриста, измеренной в валюте платежа, а не стоимости товаров и услуг в стране путешествия; в каждой группе выбрать 1 - 2 страны представителя. Изучить публикации статистики туризма выбранных стран на сайтах национальных статистических агентств, правительственных организаций и общественных институтов, ответственных за ведение такой статистики. На основе этих публикаций составить перечень туристических расходов на пребывание в России, исключая проживание в коллективных средствах размещения и питание; провести контроль достоверности информации, изучив публикации РАТА (российская ассоциация туристических агентств) и РСТИ (российский союз туриндустрии); провести неформализованное интервьюирование ответственных сотрудников 1 - 2 московских туристических компаний, работающих на прием иностранных туристов. Как правило, такие компании работают не только с экскурсионными и рекреационными туристами, но и обслуживают бизнес-поездки, что позволит четче представлять различия в структуре потребления пребывающих в деловых и частных поездках. Определив расходы на 1-дневную поездку, следует рассчитать их размер в расчете на одну поездку по каждой цели и по каждому типу. Для этого размер расходов на питание на 1 день умножаются на количество дней, расходов на проживание - умножается на количество ночей, дополнительные расходы определяются суммой на 1 поездку. Аналогичные расчеты выполняются при определении расходов резидентов (импорт) и нерезидентов (экспорт). Для определения экспорта (импорта) в текущих ценах расходы на 1 поездку по целям и типам умножаются на число поездок по соответствующим целям и типам. В качестве примера приведены: расчет экспорта из России услуг по поездкам резидентам из Германии, осуществленного в ходе поездок с целью туризма, в текущих ценах; расчет импорта в Россию услуг по поездкам резидентам из Германии, осуществленного в ходе поездок с целью туризма, в текущих ценах. В качестве примера приводятся данные расчета экспорта из России и импорта в Россию резидентами Германии при осуществлении ими поездок с целью туризма во II квартале 2013 года. Экспорт услуг по поездкам с целью туризма резидентам
Импорт услуг по поездкам с целью туризма резидентам
1.3. Система индексов цен для поэлементного Для получения данных о величине экспорта и импорта, осуществляемого гражданами России и зарубежных стран в ходе поездок, в сопоставимых ценах используется метод дефлятирования, когда каждый элемент расходов переоценивается самостоятельно с применением отдельного индекса цен. Для переоценки элементов экспорта поездок можно использовать российский индекс потребительских цен по трем основным составляющим. Следует иметь в виду, что в целях платежного баланса проводится ежемесячный мониторинг объявленных цен на гостиничные номера по регионам Российской Федерации, включая областные центры: Амурская область, Республика Башкортостан, г. Калининград, Республика Карелия, г. Краснодар, г. Мурманск, г. Нижний Новгород, г. Новосибирск, г. Омск, г. Оренбург, Приморский край, г. Ростов, г. Самара, г. Санкт-Петербург, Сахалинская область, г. Свердловск, г. Тюмень, г. Хабаровск, г. Челябинск. Количество наблюдаемых гостиниц в территориях определяется на основе данных о количестве проживающих иностранных граждан из годовой формы статистического наблюдения N 1-КСР "Сведения о деятельности коллективного средства размещения". Для проверки достоверности полученных данных мониторинга цен на гостиничные номера их следует сопоставить с данными о ценах на услуги гостиниц в рамках наблюдения за ИПЦ Росстата. Сравнительный анализ данных следует провести на материалах 10 регионов Российской Федерации, которые лидируют (по данным ф. N 1-КСР) в приеме иностранных граждан. Это позволит определить степень надежности использования российского ИПЦ, или, напротив, выявит необходимость прибегнуть к формированию субсводного показателя из ИПЦ выбранных (топ-рейтинговых) территорий. Определение индекса-дефлятора импорта поездок посредством продуктовой корзины очень трудоемко и зачастую осложняется отсутствием доступа к необходимой информации. Оптимальным решением является использование ИПЦ стран - основных контрагентов. Количество стран может соответствовать основному массиву расчета импорта поездок в платежном балансе (60 стран). Однако следует учесть, что целый ряд стран, как показывает практика, публикует их с большим временным лагом или не публикует вовсе (Узбекистан). Наряду с тем, выборка из 25 стран - основных партнеров охватывает 80 - 85% импорта. Сайты федеральных и уполномоченных ведомств, публикующих статистику ИПЦ, приведены в Приложении. Номинальные обменные курсы оригинальных валют публикуются национальными банками стран, однако более доступны эти сведения на сайте МВФ www.imf.org. Эта информация, как правило, подготавливается весьма оперативно и приводится в среднемесячном, и среднеквартальном, и среднегодовом отношении к доллару США. Это весьма удобно для пересчетов в рублевый эквивалент по курсам Банка России. Для переоценки экспорта используются следующие индексы:
|