МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 11 июля 2025 г. N 336
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О НАЛИЧИИ
ОБЪЕКТОВ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", подпунктом 5.2 пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, и во исполнение позиций 1.22.20, 1.23.5, 1.33.50 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, приказываю:
утвердить прилагаемую Официальную статистическую методологию формирования официальной статистической информации о наличии объектов розничной торговли и общественного питания.
Заместитель руководителя
С.Н.ЕГОРЕНКО
Утверждена
приказом Росстата
от 11.07.2025 г. N 336
ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О НАЛИЧИИ
ОБЪЕКТОВ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
I. Общие положения
1. Официальная статистическая Методология формирования официальной статистической информации о наличии объектов розничной торговли и общественного питания (далее - Методология) разработана в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" и в целях реализации позиций 1.22.20, 1.23.5, 1.33.50 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р.
2. Формирование официальной статистической информации о наличии объектов розничной торговли и общественного питания в соответствии с Методологией используется для:
характеристики состояния инфраструктуры муниципального образования, осуществляется во исполнение статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 670 "О порядке предоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования";
формирования информации по сельским территориям в разрезе субъектов Российской Федерации, входящим в Реестр сельских территорий, формируемый Минсельхозом России на основании определений, закрепленных в Государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696;
информационного обеспечения мониторинга состояния продовольственной безопасности Российской Федерации по отдельным показателям, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2021 г. N 296-р.
3. Субъектом официального статистического учета, ответственным за формирование и предоставление официальной статистической информации о наличии объектов розничной торговли и общественного питания, является Федеральная служба государственной статистики.
II. Основные понятия и определения
4. Торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (магазины: гипермаркеты, супермаркеты минимаркеты, универсальные продовольственные магазины, специализированные продовольственные магазины, универсальные непродовольственные магазины, специализированные непродовольственные магазины, павильоны, палатки, киоски, аптечные организации) <1>.
Магазин - стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеются торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения <1>.
--------------------------------
<1> "ГОСТ Р 51303-2023 Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2023 г. N 469-ст (далее - ГОСТ Р 51303-2023).
Гипермаркет - магазин площадью торгового зала от 5000 м2, в котором осуществляют продажу продовольственных и непродовольственных товаров универсального ассортимента преимущественно по методу самообслуживания <1>.
Супермаркет (универсам) - магазин с площадью торгового зала от 400 м2, в котором осуществляют продажу продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса преимущественно по методу самообслуживания <1>.
Гастроном - магазин с площадью торгового зала от 400 м2, в котором осуществляют продажу продовольственных товаров универсального ассортимента с преобладанием гастрономических товаров (например, сыров, колбасных изделий, фруктов, вино-водочных изделий и безалкогольных напитков) преимущественно с использованием индивидуального обслуживания покупателей через прилавок <1>.
Минимаркет - предприятие розничной торговли с площадью торгового зала от 18 до 400 м2, в котором с использованием методов самообслуживания и/или индивидуального обслуживания через прилавок осуществляют продажу продовольственных и/или непродовольственных товаров повседневного спроса узкого ассортимента, включающего ограниченное число разновидностей товаров. Минимаркеты расположены, как правило, в пешей доступности от мест проживания или работы для обеспечения ежедневных потребностей покупателей <1>.
Универсальные и специализированные продовольственные магазины - магазины, в которых осуществляется продажа продовольственных товаров одной/нескольких продовольственных групп <1>.
Универсальные и специализированные непродовольственные магазины - магазины, в которых осуществляется продажа непродовольственных товаров одной/нескольких непродовольственных групп <1>.
Павильон - нестационарный торговый объект, представляющий собой отдельно стоящие строения (часть строения) или сооружения (часть сооружения) с замкнутым пространством, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест продавцов. Павильон может иметь помещения для хранения товарного запаса <1>.
Палатка - нестационарный торговый объект, представляющий собой оснащенную прилавком легковозводимую сборно-разборную конструкцию, образующую внутреннее пространство, не замкнутое со стороны прилавка, предназначенный для размещения одного или нескольких рабочих мест продавцов и товарного запаса на один день торговли <1>.
Киоск - нестационарный торговый объект, представляющий собой сооружение без торгового зала с замкнутым пространством, внутри которого оборудовано одно рабочее место продавца и осуществляют хранение товарного запаса <1>.
--------------------------------
<1> ГОСТ Р 51303-2023.
Площадь торгового зала - часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов <2>.
--------------------------------
<2> Подпункт 5 пункта 3 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации.
Аптечная организация - организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющее розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения <3>.
--------------------------------
<3> Пункт 35 статьи 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Предприятие общественного питания (предприятие питания) - объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей <1>.
Столовая - предприятие общественного питания, общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей, производящее и реализующее блюда и кулинарные изделия в соответствии с разнообразным по дням недели меню <1>.
Закусочная - предприятие питания с ограниченным ассортиментом блюд и изделий несложного изготовления и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей, с возможной реализацией алкогольных напитков, покупных товаров, в том числе табачных изделий (например, шашлычная, котлетная, сосисочная, пельменная (вареничная), чебуречная, чайная, пирожковая, блинная, пончиковая, бутербродная, рюмочная) <1>.
Ресторан - предприятие питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с широким ассортиментом блюд сложного изготовления, включая фирменные блюда и изделия, алкогольных, прохладительных, горячих и других видов напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий, покупных товаров, в том числе табачных изделий <1>.
Кафе - предприятие питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные, заказные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары, в том числе табачные изделия <1>.
Бар - предприятие питания, оборудованное барной стойкой и реализующее, в зависимости от специализации, алкогольные и/или безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, блюда, холодные и горячие закуски в ограниченном ассортименте, покупные товары, в том числе табачные изделия <1>.
--------------------------------
<1> "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения", введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 июня 2013 г. N 191-ст.
III. Перечень формируемых статистических показателей
5. В соответствии с настоящей Методологией Росстатом формируется официальная статистическая информация по следующим статистическим показателям:
а) число объектов розничной торговли, ед (код по ОКЕИ - 642), в том числе:
по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам, видам объектов, Арктической зоне Российской Федерации, сельским территориям, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации:
срок предоставления (распространения) информации: ежегодно - 2-я декада февраля;
по муниципальным образованиям, видам объектов:
срок предоставления (распространения) информации: ежегодно - на 19 - 23-й рабочий день после отчетного периода.
б) число объектов общественного питания, ед (код по ОКЕИ - 642), в том числе:
по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам, видам объектов, Арктической зоне Российской Федерации, сельским территориям, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации:
срок предоставления (распространения) информации: ежегодно - 2-я декада февраля;
по муниципальным образованиям, видам объектов:
срок предоставления (распространения) информации: ежегодно - на 19 - 23-й рабочий день после отчетного периода.
в) площадь торгового зала объектов розничной торговли, м2 (код по ОКЕИ - 055), в том числе:
по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам, видам объектов, Арктической зоне Российской Федерации, сельским территориям, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации:
срок предоставления (распространения) информации: ежегодно - 2-я декада февраля;
по муниципальным образованиям, видам объектов:
срок предоставления (распространения) информации: ежегодно - на 19 - 23-й рабочий день после отчетного периода.
г) фактическая обеспеченность населения торговыми площадями объектов розничной торговли по продаже продовольственных товаров на 1000 человек населения, м2 (код по ОКЕИ - 055), в том числе:
по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам:
срок предоставления (распространения) информации: ежегодно - 2-я декада февраля.
IV. Информационные источники и алгоритм
формирования показателей
6. Источником информации для расчета показателей являются административные данные формы федерального статистического наблюдения N 1-ТОРГ(МО) "Сведения об объектах розничной торговли и общественного питания" (далее - форма N 1-ТОРГ(МО).
7. Респондентами по форме N 1-ТОРГ(МО) являются:
исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований;
исполнительно-распорядительные органы федеральной территории "Сириус";
органы исполнительной власти городов федерального значения или их территориальные органы (при наличии).
8. Учитываются собственные и арендованные объекты розничной торговли и общественного питания организаций, независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
9. Формирование каталога респондентов по форме N 1-ТОРГ(МО) осуществляется территориальными органами Росстата ежегодно на основе данных Автоматизированной системы ведения генеральной совокупности объектов федерального статистического наблюдения (далее - АС ГС ОФСН).
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) размещен на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (rosstat.gov.ru) в разделе Статистика/Методология и нормативно-справочная информация/Общероссийские и ведомственные классификаторы/Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО).
Данные о наличии объектов розничной торговли распределяются по видам объектов:
Магазины - всего,
в том числе:
гипермаркеты;
супермаркеты;
минимаркеты;
универсальные и специализированные продовольственные магазины;
универсальные и специализированные непродовольственные магазины;
павильоны;
палатки;
киоски;
аптечные организации.
Данные о наличии объектов общественного питания распределяются по видам объектов:
общедоступные столовые, закусочные;
столовые учебных заведений, организаций, промышленных предприятий;
рестораны, кафе, бары.
10. Сбор, обработка данных по показателям формы N 1-ТОРГ(МО) осуществляется посредством Системы сбора отчетности Росстата (ЕССО) и Централизованной системы обработки данных Росстата (ЦСОД).
11. Данные по показателям, указанным в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 5 настоящей Методологии, формируются с ежегодной периодичностью по муниципальным образованиям, по субъекту Российской Федерации, по федеральным округам Российской Федерации, по Российской Федерации путем суммирования значений, полученных от респондентов по форме N 1-ТОРГ(МО).
Формула расчета показателей по j-му муниципальному образованию/субъекту Российской Федерации (Zij):
где
Xij - значение показателя по i-й разрезности, по j-му муниципальному образованию;
j = 1, ..., N, где N - количество учитываемых муниципальных образований в субъекте Российской Федерации (для отдельного муниципального образования N = 1);
i - вид разрезности (в соответствии с пунктом 5 настоящей Методологии).
Формула расчета показателей по k-му федеральному округу Российской Федерации (Cik):
где
Zij - значение показателя по i-й разрезности, по j-му субъекту Российской Федерации, ежегодно;
j = 1, ..., N, где N - количество субъектов Российской Федерации, входящих в федеральный округ Российской Федерации;
i - вид разрезности (в соответствии с пунктом 5 настоящей Методологии).
Формула расчета показателей по Российской Федерации (Yi):
где
Zij - значение показателя i-й разрезности по j-му субъекту Российской Федерации;
j = 1, ..., N, где N - количество субъектов Российской Федерации;
i - вид разрезности (в соответствии с пунктом 5 настоящей Методологии).
Показатели по Арктической зоне Российской Федерации, сельским территориям, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации формируются аналогично по формулам 1 - 3, при этом в расчет берутся значения муниципальных образований, относящихся к соответствующим территориям Российской Федерации.
Показатель "Фактическая обеспеченность населения торговыми площадями объектов розничной торговли по продаже продовольственных товаров на 1000 человек населения (O, м2), рассчитывается по следующей формуле
где
Pi - площадь торгового зала объектов розничной торговли" i-го вида торговых объектов, м2;
i = 1, ... N, где N - количество видов торговых объектов;
i - вид торгового объекта;
S - среднегодовая численность населения, человек.
Объекты розничной торговли по продаже продовольственных товаров включают гипермаркеты, супермаркеты, универсальные и специализированные продовольственные магазины, минимаркеты.
Среднегодовая численность населения - средняя арифметическая численности постоянного населения на начало и конец соответствующего года. Оценка численности постоянного населения производится на основании итогов последней переписи населения, к которым ежегодно прибавляется число родившихся и прибывших на данную территорию и вычитается число умерших и выбывших с данной территории (источником данных является официальная статистическая информация Росстата).
V. Публикация данных
12. Информация о наличии объектов розничной торговли и общественного питания представлена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
а) на официальном сайте Росстата (rosstat.gov.ru) в разделах:
Статистика/Официальная статистика/Розничная торговля и общественное питание/Объекты розничной торговли и общественного питания;
Статистика/Официальная статистика/Туризм/Общественное питание в сфере туризма;
Статистика/Официальная статистика/Региональная статистика/Арктическая зона Российской Федерации/Календарь публикации официальной статистической информации о социально-экономическом развитии Арктической зоны Российской Федерации (в соответствии с разделом 1. "Росстат" Федерального плана статистических работ);
Статистика/Официальная статистика/Региональная статистика/Территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации/Торговля;
Статистика/Официальная статистика/Региональная статистика/Сельские территории Российской Федерации/Торговля;
По муниципальным образованиям:
Базы данных/Показатели муниципальных образований/Розничная торговля и общественное питание/Количество объектов розничной торговли и общественного питания, Площадь торгового зала объектов розничной торговли.
б) в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС) (fedstat.ru) в разделах:
Ведомства/1. Федеральная служба государственной статистики/1.22. Оптовая и розничная торговля/1.22.20. Наличие объектов розничной торговли;
Ведомства/1. Федеральная служба государственной статистики/1.23. Гостиницы, рестораны (общественное питание)/1.23.5. Наличие объектов общественного питания.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области