МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ
ГОСУДАРСТВ, СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ,
И ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ
ПРИКАЗ
от 22 сентября 2010 г. N 139-пр
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
В ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ
ГОСУДАРСТВ, СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ,
И ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ
В целях реализации обеспечения положений Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410, N 31, ст. 4196) и совершенствования работы с обращениями граждан в Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке рассмотрения обращений граждан в Россотрудничестве (далее - Инструкция).
2. Руководителям структурных подразделений Россотрудничества:
- ознакомить сотрудников структурных подразделений с Инструкцией под расписку;
- организовать работу с обращениями граждан в соответствии с Инструкцией.
3. Общему отделу Управления-секретариата Федерального агентства обеспечить организацию контроля за исполнением Инструкции при рассмотрении обращений граждан, поступающих в Россотрудничество.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя С.А. Шаповалова.
Руководитель
Ф.М.МУХАМЕТШИН
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ
ГРАЖДАН В ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ
ЗА РУБЕЖОМ, И ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ
СОТРУДНИЧЕСТВУ (РОССОТРУДНИЧЕСТВО)
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция (далее - Инструкция) определяет сроки и порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане), поступающих в Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), контроля за их исполнением и ответа гражданам в соответствии с положениями Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон).
1.2. Обращения граждан поступают в Россотрудничество по почте, факсу или через официальный интернет-сайт Россотрудничества (далее - интернет-обращения). Работа с обращениями граждан осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством, а также настоящей Инструкцией.
2. Основные термины, используемые в Инструкции:
- обращение гражданина - направленные в Россотрудничество или должностному лицу Россотрудничества предложение, заявление или жалоба;
- предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности Россотрудничества и его зарубежных представительств, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
- заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе Россотрудничества и его зарубежных представительств и их должностных лиц, либо критика их деятельности;
- жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
3. Прием и регистрация поступающих обращений
3.1. Все поступающие в Россотрудничество обращения граждан и документы, связанные с их рассмотрением, передаются в течение рабочего дня в Общей отдел Управления-секретариата Федерального агентства (далее - Общий отдел) и подлежат обязательной регистрации в базе данных делопроизводства в этот или следующий рабочий день.
3.2. Обращения граждан, требующие перевода на русский язык, Общий отдел направляет в соответствующие подразделения Россотрудничества.
3.3. В базе данных на обращение заводится электронная регистрационная карточка (далее - ЭРК), обращению присваивается входящий номер. Если документ поступил по факсу, то к номеру добавляется буква "Ф" (например, 1234-Ф), если по электронной почте - "Э" (1235-Э).
3.4. Обращение, поступившее вторично от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, считается повторным, если с начала рассмотрения обращения прошло больше месяца или заявитель не удовлетворен данным ему ответом. Повторному обращению при его поступлении присваивается очередной регистрационный номер.
Не считаются повторными письма от одного и того же автора, но по разным вопросам.
3.5. В ЭРК вносится следующая информация:
- фамилия и инициалы заявителя (в именительном падеже);
- дата и время поступления обращения;
- адрес заявителя;
- номер заказного письма (если оно таковым является);
- краткое содержание (должно начинаться со слов: Обращение, Предложения, Жалоба, Заявление и содержать краткую аннотацию);
- количество листов, приложений, листов в приложении;
- электронный образ обращения, конверта с обратным адресом и приложенных материалов, за исключением книг, брошюр и т.п.
4. Рассмотрение обращения
4.1. Все поступившие обращения докладываются руководству Россотрудничества.
4.2. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в подразделение или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
4.3. В случае, если в обращении обжалуется решение или действие (бездействие) государственного органа или должностного лица, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд (часть 7 статьи 8 Закона).
4.4. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Россотрудничества, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (часть 3 статьи 8 Закона).
4.5. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы или соответствующим должностным лицам (часть 4 статьи 8 Закона).
4.6. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения (часть 2 статьи 11 Закона).
4.7. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, о содержании письма докладывается руководству Россотрудничества, и оно направляется в государственные органы в соответствии с их компетенцией (часть 1 статьи 11 Закона).
4.8. Если письменное обращение содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица Россотрудничества, а также членов его семьи, Россотрудничество вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом (часть 3 статьи 11 Закона).
4.9. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит рассмотрению, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению (часть 4 статьи 11 Закона).
4.10. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, то Руководитель Россотрудничества либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в Россотрудничество. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение (часть 5 статьи 11 Закона).
4.11. Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений (часть 6 статьи 11 Закона).
4.12. Передача обращений граждан из одного подразделения Россотрудничества в другое, в том числе обращений граждан по принадлежности согласно резолюции руководства Россотрудничества, осуществляется через Общий отдел.
4.13. Ответ автору обращения оформляется на бланке Россотрудничества и направляется за подписью руководителя Россотрудничества или его заместителя, допускается подпись начальника Управления, но при согласовании с заместителем Руководителя.
4.14. К проектам ответов на обращения граждан за подписью Руководителя Россотрудничества прилагаются их копии, завизированные исполнителем, начальником отдела, начальником управления, или его заместителем, и курирующим заместителем Руководителя на лицевой стороне последнего листа проекта, в нижней его части, подлинники материалов, на основании которых они подготовлены, и "уголок" на имя Руководителя размером в четверть или половину листа с представлением проекта и просьбой подписать документ.
К проектам ответов на обращения граждан за подписью заместителя Руководителя Россотрудничества прилагаются их копии, завизированные исполнителем, начальником отдела и начальником управления, или его заместителем, на лицевой стороне последнего листа проекта, в нижней его части, а также оригиналы материалов, на основании которых они подготовлены.
4.15. Ответ подлежит обязательной регистрации и сканированию в Общем отделе.
4.16. Составные части почтового адреса указываются в последовательности, установленной Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 221. Почтовый адрес автора обращения, проживающего в иностранном государстве, заполняется идентично указанному им на конверте или в тексте обращения.
4.17. В случае, если автору обращения были даны устные разъяснения, то в трехдневный срок подразделение Россотрудничества, ответственное за рассмотрение обращения, возвращает документы в Общий отдел. На обращении должна быть пометка о результатах рассмотрения с указанием даты и краткой аннотацией данного разъяснения, а также подпись исполнителя. Аннотация оформляется либо справкой, либо записывается синей ручкой на оборотной стороне первого листа обращения.
4.18. После рассмотрения обращения гражданина, поступившего в Россотрудничество из Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации, МИД России и иных органов государственной власти, необходимо в адрес государственного органа направить копию ответа гражданину с сопроводительным письмом.
4.19. Срок хранения документов по обращениям граждан определяется в соответствии с п. 56 Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организации, с указанием сроков хранения, утвержденного руководителем Федеральной архивной службы России от 6 октября 2000 года. Обращения подлежат хранению в течение пяти лет до решения экспертной комиссии Россотрудничества.
5. Сроки рассмотрения обращений граждан
5.1. Письменное обращение, поступившее в Россотрудничество, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации обращения в Общем отделе (часть 1 статьи 12 Закона).
5.2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Закона, Руководитель Россотрудничества или по его указанию заместитель Руководителя вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней. В этом случае гражданину, направившему обращение, отправляется уведомление о продлении срока рассмотрения его обращения.
6. Контроль за рассмотрением обращений граждан
6.1. Контроль за рассмотрением обращений граждан осуществляют руководство Россотрудничества, руководители подразделений Россотрудничества, Общий отдел.
6.2. Контролю подлежат все зарегистрированные обращения граждан, требующие исполнения. Контроль за обращением начинается с момента его регистрации.
6.3. Снятие обращения с контроля осуществляет руководство Россотрудничества. Промежуточный ответ на обращение или перепоручение исполнения обращения другому должностному лицу или подразделению Россотрудничества не является основанием для снятия обращения с контроля.
6.4. Общий отдел анализирует содержание обращений и результаты их рассмотрения, составляет ежемесячно сводку о работе с обращениями граждан и краткий обзор обращений в Россотрудничество для публикации на сайте Россотрудничества в Интернете.
6.5. Информация о результатах рассмотрения обращений граждан, направленных в Россотрудничество из Администрации Президента Российской Федерации и МИД России, представляется Общим отделом ежеквартально, в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Администрацию Президента Российской Федерации и МИД России, соответственно.
7. Особенности работы с интернет-обращениями
7.1. Официальный интернет-сайт Россотрудничества (www.rs.gov.ru) является дополнительным средством для обеспечения возможности обращения граждан в Федеральное агентство.
7.2. Интернет-обращения граждан, поступившие в установленном порядке через официальный интернет-сайт Россотрудничества, подлежат обязательной регистрации в Общем отделе и рассмотрению в установленном порядке.
7.3. В случае, если в интернет-обращении заявителем указан адрес электронной почты, по этому адресу направляется уведомление о приеме обращения, после чего обращение распечатывается, и дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением.
7.4. Информация о персональных данных граждан, направивших запрос в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.
7.5. Ответ на интернет-обращение регистрируется в Общем отделе и направляется и в письменной форме (часть 4 статьи 10 Закона), и при наличии адреса по электронной почте в виде файла, прикрепленного к сообщению. При отсутствии почтового адреса направление осуществляется только по электронной почте. Зарегистрированный ответ по электронной почте направляется исполнителем.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области