Приказ Роспотребнадзора от 18.01.2016 N 16 "О внедрении Методических рекомендаций "Классификация пищевой продукции, обращаемой на рынке, по риску причинения вреда здоровью и имущественных потерь потребителей для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий" (вместе с "МР. 5.1. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба России. Организация Госсанэпидслужбы России. Классификация пищевой продукции, обращаемой на рынке, по риску причинения вреда здоровью и имущественных потерь потребителей для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий. Методические рекомендации")

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПРИКАЗ
от 18 января 2016 г. N 16

О ВНЕДРЕНИИ
МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ "КЛАССИФИКАЦИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ,
ОБРАЩАЕМОЙ НА РЫНКЕ, ПО РИСКУ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ
И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПОТЕРЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ПЛАНОВЫХ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ"

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и совершенствования контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов на основе системы управления рисками приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации "Классификация пищевой продукции, обращаемой на рынке, по риску причинения вреда здоровью и имущественных потерь потребителей для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий" (приложение).

2. Управлению санитарного надзора (И.Г. Шевкун), Управлению организации деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Л.М. Симкалова), руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей руководствоваться Методическими рекомендациями "Классификация пищевой продукции, обращаемой на рынке, по риску причинения вреда здоровью и имущественных потерь потребителей для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий".

3. Управлению организации деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Л.М. Симкалова), Управлению санитарного надзора (И.Г. Шевкун), ФБУН "Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения" (И.В. Зайцева), руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту обеспечить внедрение Методических рекомендаций "Классификация пищевой продукции, обращаемой на рынке, по риску причинения вреда здоровью и имущественных потерь потребителей для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий".

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель
А.Ю.ПОПОВА

Приложение

Утверждены
приказом Роспотребнадзора
от 18 января 2016 г. N 16

5.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
РОССИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ РОССИИ

КЛАССИФИКАЦИЯ
ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ, ОБРАЩАЕМОЙ НА РЫНКЕ, ПО РИСКУ
ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПОТЕРЬ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНОВЫХ
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МР

Разработаны: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (А.Ю. Попова, И.В. Брагина, Л.М. Симкалова, О.В. Митрохин, М.В. Хмура); ФБУН "Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения (Н.В. Зайцева, И.В. Май, П.З. Шур, В.М. Чигвинцев, М.Р. Камалтдинов, Н.В. Никифорова, Э.В. Седусова, К.В. Романенко); Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (В.Г. Костарев, В.А. Хорошавин, Л.Н. Акимова), Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москва (Е.Е. Андреева), Пермский государственный национальный исследовательский университет (Д.А. Кирьянов, О.И. Голева), Пермский государственный медицинский университет (Т.М. Лебедева).

Введение

С целью установления безопасности пищевой продукции, обращаемой на потребительском рынке, в ходе контрольно-надзорных мероприятий на объектах, осуществляющих транспортировку, хранение пищевой продукции и торговлю проводится выборочный отбор и лабораторный анализ проб пищевой продукции. Такой контроль является необходимым в связи с тем, что даже в условиях контроля производства продуктов питания с применением принципов ХАССП (Hazard Analysis and Critical Control Points) при выпуске продукции на рынок, до потребителя зачастую пищевая продукция доходит через ряд операций разгрузки-погрузки, складирования, хранения, раскладки на полках демонстрационных залов, в ряде случаев - обработки, упаковки и т.п. Как следствие, продукция может утерять ряд своих естественных свойств и приобрести новые, которые не всегда являются безопасными для потребителя.

Некачественной и опасной, т.е. способной нанести вред потребителю, признается пищевая продукция:

- не соответствующая обязательным требованиям качества и безопасности, установленным санитарными и ветеринарно-санитарными правилами и нормами, государственными стандартами и технической документацией (далее именуется - нормативная и техническая документация);

- имеющая явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у компетентного лица, осуществляющего проверку качества и безопасности продукции;

- не имеющая документов изготовителя (поставщика) продукции, подтверждающих ее происхождение, качество и безопасность, а также документов о сертификации продукции, оформленных в установленном порядке или подтверждающих соответствие посредством принятия изготовителем (продавцом) декларации о соответствии;

- свойства которой не соответствуют данному виду и наименованию продукции;

- маркировка которой не соответствует требованиям нормативной и технической документации;

- с неустановленным сроком годности для продукции, на которую такой срок должен быть установлен, или с истекшим сроком годности.

Любое из указанных несоответствий может являться причиной возникновения инфекционных или неинфекционных заболеваний потребителя. Кроме того, приобретение товара, не соответствующего требованиям законодательства, в ряде случаев приводит к его неиспользованию по назначению и соответствующим имущественным потерям приобретателя.

1. Область применения

1.1. Данные методические рекомендации предназначены для планирования мероприятий в рамках риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

1.2. Методические рекомендации устанавливают единый порядок классификации пищевой продукции, обращаемой на потребительском рынке, по критериям риска причинения потенциального вреда здоровью и имущественных потерь потребителей в случае нарушения обязательных требований санитарного законодательства, законодательства в сфере технического регулирования и защиты прав потребителей.

1.3. Областью применения настоящих методических рекомендаций являются:

- отнесение продукции к тому или иному классу по риску причинения вреда здоровью потребителей и риску причинения имущественного вреда потребителю с учетом, в том числе, региональных особенностей потребления и социально-экономических условий жизни населения;

- определение требований к содержанию контрольно-надзорных мероприятий, в том числе к периодичности и объему отбора проб продукции и их лабораторным исследованиям при проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере обращения пищевой продукции на потребительском рынке (объекты транспортировки, хранения, торговли и общественного питания).

1.4. Методические рекомендации не распространяются на пищевую продукцию, производимую гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и утилизации пищевой продукции, предназначенной только для личного потребления, и не предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза.

1.5. Методические рекомендации предназначены для органами государственной власти Российской Федерации, осуществляющими санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) и надзор в сфере защиты прав потребителей, и их должностными лицами, иными заинтересованными государственными органами, а также органами местного самоуправления и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с обращением пищевой продукции и подлежит санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору) и надзору в сфере защиты прав потребителей.

1.6. Настоящие методические рекомендации не распространяются на проведение плановых проверок на объектах по производству продуктов питания, а также на расследования, исследования и оценку риска при чрезвычайных и/или аварийных ситуациях.

2. Нормативные ссылки

2.1. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции"

2.2. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки"

2.3. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"

2.4. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

2.5. Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"

2.6. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

2.7. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"

2.8. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 N 1263 "Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении"

2.9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

3. Термины и определения

Безопасность - отсутствие недопустимого риска (Руководство ИСО/МЭК 51:1999; ГОСТ Р 21898-2002 Аспекты безопасности правила включения в стандарты, Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании")

Безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании")

Безопасность пищевой продукции - состояние пищевой продукции, свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции")

Безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений (Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов")

Пищевая продукция - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции").

Пищевые продукты - продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки (Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов")

Вероятность - мера возможности появлении события, выражаемая действительными числами из интервала от 0 до 1, где 0 соответствует невозможному, а 1 - достоверному событию (Руководство ИСО/МЭК 51:1999; ГОСТ Р 21898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты. П 3.6.1.4).

Вред здоровью - нарушение анатомической целостности или физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических факторов, заболевание, инвалидность, смерть (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.04.2008 N 194н "Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека").

Вредное воздействие на человека пищевой продукции - воздействие неблагоприятных факторов, связанных с наличием в пищевой продукции контаминантов, загрязнителей, создающих угрозу жизни или здоровью человека, либо угрозу для жизни и здоровья будущих поколений (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции")

Законопослушание - соблюдение законов, восприятие законов как нормы поведения (Конституционное право. Энциклопедический словарь М: Норма. 2001). Зд.: отсутствие нарушений требований санитарного законодательства, законодательства в сфере технического регулирования и сфере защиты прав потребителей

Имущественные потери - финансовые потери потребителя, связанные с невозможностью использования уже приобретенного товара вследствие нарушения требований законодательства к безопасности продукции. Являются количественной характеристикой степени нарушения прав потребителей.

Класс опасности по потенциальному риску причинения вреда здоровью и имущественных потерь - характеристика продукции, установленная с учетом частоты нарушений законодательных требований к ее безопасности и тяжести последствий для здоровья человека и имущественных потерь.

Продукция, подлежащая надзору - определенный вид или группа пищевой продукции.

Выпуск продукции в обращение - первичный переход продукции от изготовителя (импортера) к продавцу и (или) потребителю (ТР ТС 007/2011. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков").

Выпуск в обращение пищевой продукции - купля-продажа и иные способы передачи пищевой продукции на таможенной территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции")

Объект надзора - имущественный комплекс юридического лица (индивидуального предпринимателя) или его часть, определенный вид деятельности, реализуемый на данном имущественном комплексе, и/или результаты этой деятельности, в том числе продукция (ст. 12 проекта ФЗ "Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации"). Здесь - ЮЛ и ИП, осуществляющие деятельность в сфере обращения пищевой продукции на рынке (транспортировка, хранение, торговля и др.).

Предмет надзора - пищевая продукция, находящаяся в обращении на потребительском рынке и подлежащая контролю и надзору при контроле соблюдения ЮЛ и ИП требований санитарного законодательства, технического регулирования и законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Опасность - неотъемлемое свойство объекта или явления формировать негативный эффект для организма (популяции) в условиях экспозиции (Глоссарий ВОЗ Терминология в области оценки риска) или: потенциальный источник возникновения ущерба (Руководство ИСО/МЭК 51:1999; ГОСТ Р 21898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты" п. 3.6.1.5)

Потенциальный риск причинения вреда здоровью, связанного с потреблением пищевой продукции - сочетание вероятности нарушения обязательных требований санитарного законодательства и связанных с ними нарушений здоровья человека и тяжести этих нарушений с учетом объема потребления пищевой продукции.

Риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда (Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании")

Риск - сочетание вероятности нанесения вреда (ущерба) и тяжести этого вреда (ущерба) (Руководство ИСО/МЭК 51:1999; ГОСТ Р 21898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты).

Риск для здоровья - вероятность развития угрозы жизни или здоровью человека либо угрозы жизни или здоровью будущих поколений, обусловленная воздействием факторов среды обитания (Р 2.1.10.1920-04 "Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду").

Санитарно-эпидемиологические требования - зд.: обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека пищевой продукции, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний. Устанавливаются санитарными правилами, техническими регламентами и иными нормативными документами (Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 1).

Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки (Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании")

Санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) - осуществляемая в пределах установленных полномочий деятельность Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами и организациями обязательных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на принятие мер по пресечению выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности гражданами и организациями (Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 1).

Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя:

1) организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, Законом РФ о защите прав потребителей, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее - обязательные требования), предписаний должностных лиц органа государственного надзора;

2) организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;

4) систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) своей деятельности;

5) статистическое наблюдение в области обеспечения защиты прав потребителей, учет и анализ случаев причинения вреда жизни и здоровью потребителей, окружающей среде и имуществу потребителей, связанного с приобретением и использованием товаров (работ, услуг) с недостатками, опасных товаров (работ, услуг) либо с предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах);

6) ежегодное проведение анализа и оценки эффективности федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;

7) ежегодную подготовку государственных докладов о защите прав потребителей в Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").

Частота - количество событий или их последствий за определенный период времени. Частота рассматриваться применительно к прошлым событиям или возможным будущим событиям как а вероятности события (Руководство ИСО/МЭК 51:1999; ГОСТ Р 21898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты" п. 3.6.1.5). В данном документе используется для характеристики вероятности нарушений санитарного законодательства, законодательства в сфере технического регулирования и защиты прав потребителей.

4. Общие положения

4.1. Классификации подлежат виды пищевой продукции, предусмотренные кодами ТН ВЭД, регламентируемые системой технического регулирования и законодательством в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей, и обращаемые на рынке в рамках деятельности ЮЛ и ИП.

4.2. Потенциальный риск причинения вреда в настоящих методических рекомендациях рассматривается как следствие нарушений требований и нормативов, установленных для определенных видов пищевой продукции санитарным законодательством, техническими регламентами и законодательством в сфере защиты прав потребителей, выявленных в результате надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории РФ. При этом частота нарушений требований законодательства рассматривается как мера законопослушания юридического лица или индивидуального предпринимателя.

4.3. Пищевая продукция характеризуется двумя отдельными параметрами: потенциальным риском причинения вреда здоровью и потенциальным риском имущественных потерь потребителя.

4.4. Оценка потенциального риска причинения вреда здоровью потребителя выполняется через анализ вероятности нарушения требований законодательства к безопасности продуктов питания, тяжести нарушения здоровья вследствие использования потребителем небезопасной пищевой продукции и особенностей объемов потребления пищевой продукции в регионах страны, а также в целом по Российской Федерации.

4.5. Оценка риска имущественных потерь выполняется через учет продукции, изъятой из оборота, стоимостных характеристик этой продукции и особенностей объемов потребления пищевой продукции. Принимается, что средняя по Российской Федерации доля пищевой продукции, изъятой из оборота в ходе контрольно-надзорной деятельности, репрезентативно отражает долю небезопасной продукции на потребительском рынке.

4.6. Отнесение продукции к определенному классу опасности по критериям потенциального риска причинения вреда здоровью и риска имущественных потерь выполняется на основании системного, в том числе экспертного, анализа многолетней информации государственной статистики, данных государственной и отраслевой статистической отчетности, федерального и регионального информационного фонда СГМ.

4.7. Для классификации отдельных видов пищевой продукции, обращаемых на потребительском рынке регионов РФ, используется шкала, предусматривающая деление на шесть классов по степени риска причинения вреда здоровью и риска имущественных потерь, связанных с нарушением санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей:

1 класс опасности - чрезвычайно высокий риск;

2 класс опасности - высокий риск;

3 класс опасности - значительный риск;

4 класс опасности - средний риск;

5 класс опасности - умеренный риск;

6 класс опасности - низкий риск.

4.8. Классификация видов пищевой продукции выполняется для отдельных регионов и в целом для Российской Федерации с учетом объемов и структуры потребления.

5. Методика классификации пищевой продукции, обращаемой
на рынке, по риску причинения вреда здоровью потребителей

5.1. Информационной базой для классификации пищевой продукции являются результаты государственного санитарно-эпидемиологического контроля безопасности пищевой продукции, производственного контроля и социально-гигиенического мониторинга не менее чем за три года по всем регионам Российской Федерации.

Исходной информацией являются данные государственной ведомственной статистики по формам:

- Форма федерального статистического наблюдения N 18 "Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации" (раздел 8 "Гигиеническая характеристика продовольственного сырья и пищевых продуктов").

- Статистический бюллетень "Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации".

- Форма N 12 "Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения".

- Данные о числе умерших по полу и возрасту (форма С-51 "Распределение умерших по полу, возрастным группам и причинам смерти".

5.2. Потенциальный риск причинения вреда здоровью вследствие употребления населением конкретного пищевого продукта (), не соответствующего требованиям безопасности (т.е. нарушающих законодательные требования к безопасности), определяется по формуле:

(1)

где

- вероятность нарушений обязательных требований безопасности к пищевой продукции по i-му фактору опасности в ходе одной проверки. В качестве фактора опасности рассматриваются все исследуемые в продукции в ходе контрольно-надзорных мероприятий химические вещества, микробные и паразитарные агенты, радиологические показатели, генномодифицированные организмы и т.д.;

- относительный вред здоровью, формируемый нарушением санитарно-эпидемиологических требований к i-му фактору опасности пищевой продукции;

W - коэффициент, характеризующий региональные особенности потребления различной пищевой продукции.

5.3. Частота (вероятность) нарушений обязательных требований безопасности к пищевой продукции по i-му фактору опасности в ходе одной проверки () определяется по данным формы 18 как отношение числа результатов исследований с нарушением требований и норм к общему числу исследований:

(2)

где

- число исследований пищевой продукции с превышением нормативного значения i-ого фактора в год;

- общее число исследований i-ого фактора в год.

Для оценки потенциального риска причинения вреда здоровью используется величина 95%-ного персентиля нарушений нормативов по каждому исследованному i-му фактору.

Величины рекомендуется пересматривать один раз в три года, что позволит учитывать динамику общего улучшения или ухудшения ситуации в части безопасности продукции на потребительском рынке. Уровни , полученные на основании обработки данных по всем субъектам Российской Федерации за 2012 - 2014 годы, приведены в приложении 1.

5.4. Для каждого вида пищевой продукции выполняется идентификация опасности (химическая, микробиологическая, паразитологическая, радиационная и др.) и устанавливаются вероятные виды нарушений здоровья, которые могут возникнуть при реализации указанных опасностей. Пример идентификации опасности для пищевой продукции приведен в приложении 2.

5.5. Относительный вред здоровью (), связанный с нарушением i-го фактора конкретного пищевого продукта, определяется на основе моделирования причинно-следственных связей между относительной частотой выявления нарушения санитарных требований и нормативов к конкретному фактору и нарушениями здоровья потребителей.

Выявленные связи характеризуются коэффициентами регрессии ()

5.6. Для каждого вида пищевой продукции относительный вред здоровью, связанный с нарушением i-го фактора, вычисляется как сумма коэффициентов регрессии, взвешенных по тяжести заболеваний или смерти:

(3)

где

- коэффициент регрессионной модели, показывающий частоту нарушений здоровья по k-ой нозологической форме в случае отклонения i-го фактора от нормы;

- тяжесть k-ой нозологической формы.

Величины относительного вреда здоровью () для расчета риска при потреблении пищевой продукции, не соответствующей требованиям санитарного законодательства и технических регламентов, приведены в приложении 3.

5.7. Коэффициент, характеризующий региональные особенности потребления видов пищевой продукции (W), определяется как отношение регионального фактического объема годового потребления продукции на одного жителя к среднероссийскому фактическому объему годового потребления продукции на одного жителя.

(4)

где

V - региональное фактическое потребление пищевых продуктов в год на одного жителя (т/год, л/год, шт./год и пр.);

- среднероссийское фактическое потребление пищевых продуктов в год на одного жителя (т/год, л/год, шт./год и пр.).

Пример годовых величин потребления на 1 человека приведен в приложении 4.

5.8. Отнесение пищевой продукции к определенному классу по степени риска причинения вреда здоровью (степень потенциальной опасности) осуществляется с применением критериев, приведенных в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация пищевых продуктов, обращаемых на потребительском рынке, о степени риска причинения вреда здоровью потребителя

Класс опасности
Характеристика потенциального риска причинения вреда здоровью
Диапазон значений потенциального риска причинения вреда здоровью
1 класс опасности
Чрезвычайно высокий
Более 1 * 10-1
2 класс опасности
Высокий
10-2 < R обращаемой на рынке, по потенциальному риску имущественных
потерь потребителя

6.1. Исходной информацией для классификации пищевой продукции по риску имущественных потерь потребителей являются данные государственной ведомственной статистики по формам:

- Форма федерального статистического наблюдения N 18 "Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации" (раздел 8 "Гигиеническая характеристика продовольственного сырья и пищевых продуктов").

- Статистический бюллетень "Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации".

- Среднедушевые денежные доходы по Российской Федерации.

- Среднедушевые денежные доходы населения по субъектам Российской Федерации.

- Величина прожиточного минимума в Российской Федерации.

- Величина прожиточного минимума по субъектам Российской Федерации.

6.2. Потенциальный риск имущественных потерь возникает при обороте на рынке пищевой продукции, не отвечающей требованиям санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей. При расчете риска принимается, что потребитель, приобретая продукцию, не отвечающую требованиям законодательства, не сможет ею воспользоваться по назначению и, как следствие, понесет финансовые потери.

Риск имущественных потерь () потребителя в результате нарушения требований законодательства к продукции определяется по формуле:

(5)

pII - вероятность приобретения потребителем небезопасной пищевой продукции, оценивается по доле продукции, изъятой в результате осуществления контрольно-надзорной деятельности;

uII - потенциальные имущественные потери от неиспользования единицы пищевой продукции (руб./кг, руб./л, руб./шт. и т.д.);

V - объем потребления пищевой продукции одним человеком в год (кг/год, л/год, шт./год и т.д.).

6.3. Доля изъятой продукции характеризует вероятность приобретения потребителем пищевой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов и приводящей к финансовым потерям. Доля изъятой продукции определяется как отношение объема изъятой в ходе контрольно-надзорной деятельности пищевой продукции к объему исследованной продукции.

6.4. Классификация пищевой продукции выполняется с использованием коэффициента риска имущественных потерь (K), который учитывает показатели региональных доходов населения, прожиточного минимума и потенциального риска имущественных потерь. Для отнесения пищевой продукции к определенному классу опасности по риску имущественных потерь выполняется расчет (K) по формуле:

, (6)

где

D - среднерегиональный подушевой доход,

Dmin - региональный прожиточный минимум.

Принимается, что прожиточный минимум представляет собой предельный размер средств, при которых человек может продолжать обеспечивать свои минимальные потребности (пример данных - в приложении 5).

Значения критерия классификации видов пищевой продукции по степени риска имущественных потерь представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Классификация пищевой продукции, обращаемой на потребительском рынке, по риску имущественных потерь потребителей

Класс опасности
Характеристика потенциального риска причинения вреда здоровью
Коэффициент риска имущественных потерь
1 класс опасности
Чрезвычайно высокий
2 < K
2 класс опасности
Высокий
1 < K по потенциальному риску причинения вреда здоровью
при планировании надзорных мероприятий
на региональном уровне

7.1. Отнесение пищевой продукции к конкретному классу опасности является основанием для определения содержания плановых проверок, в том числе лабораторных исследований пищевой продукции при проведении надзора и контроля ЮЛ и ИП, для которых установлена частота плановых проверок согласно действующим нормативно-методическим документам.

7.2. Продукция, относимая к категории чрезвычайно высокого риска, подлежит документарному и лабораторному контролю по максимально полному перечню факторов риска в 100% плановых проверок ЮЛ и ИП, осуществляющих обращение данной продукции на рынке.

7.3. Продукция, относимая к категории высокого риска, подлежит документарному и лабораторному контролю в 100% плановых проверок по перечню факторов, определяемых по результатам предыдущих проверок ЮЛ и ИП, осуществляющих обращение данной продукции на рынке.

7.4. Продукция, относимая к категории значительного риска, подлежит документарному и лабораторному контролю по минимально-достаточному перечню факторов риска в 100% плановых проверок ЮЛ и ИП, осуществляющих обращение данной продукции на рынке.

7.5. Продукция, относимая к категории среднего риска, подлежит документарному и лабораторному контролю в 50% плановых проверок ЮЛ и ИП, осуществляющих обращение данной продукции на рынке.

7.6. Продукция, относимая к категории умеренного риска, подлежит документарному и лабораторному контролю в 10% плановых проверок ЮЛ и ИП, осуществляющих обращение данной продукции на рынке.

7.7. Продукция, относимая к категории низкого риска, подлежит документарной проверке по остаточному принципу, после обеспечения документарного и лабораторного контроля пищевой продукции более высокого класса по риску причинения вреда здоровью.

7.8. Результаты лабораторного контроля и выполненной на их основе оценки риска отдельных партий пищевой продукции для здоровья являются основанием для принятия решений об ограничительных мерах (вплоть до изъятия) в отношении данной продукции.

7.9. Методы исследований (испытаний) и измерений пищевой продукции устанавливаются в перечнях стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований соответствующих технических регламентов и осуществления оценки (подтверждения) соответствия пищевой продукции.

В случае если в отношении проверяемой продукции соответствующие методики не внесены в Перечни международных и региональных (межгосударственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований технических регламентов и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, при осуществлении государственного надзора указанные методики применяться не могут.

В случае если в отношении проверяемой продукции внесено несколько методик в Перечни международных и региональных (межгосударственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технических регламентов и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, должна применяться методика с наименьшими минимальным пределом обнаружения и погрешностью измерений.

8. Информирование о рисках и путях их устранения

8.1. Система информирования о рисках продукции и путях их устранения включает в себя:

- информирование о рисках продукции и путях их устранения органов государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;

- информирование подконтрольных объектов надзора (контроля) - ЮЛ и ИП, обращающих пищевую продукцию - о потенциальных рисках пищевой продукции и дифференцированных правилах контроля;

- информирование населения о результатах применения риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).

8.2. Результаты проведения проверок, включая показатели оценки риска:

- количество нарушений требований технического регулирования, санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, выявленных за последние 12 месяцев в отношении пищевой продукции;

- меры административного воздействия в виде штрафа, примененных за последние 12 месяцев;

- при согласии хозяйствующего субъекта - показатели ведения производственного контроля на объектах надзора

должны размещаться на официальных сайтах территориальных органов Роспотребнадзора.

Приложение 1

ЧАСТОТА (ВЕРОЯТНОСТЬ)
НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ К ПИЩЕВОЙ
ПРОДУКЦИИ В ХОДЕ ОДНОЙ ПРОВЕРКИ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(НАРУШЕНИЙ НА 1 ПРОВЕРКУ, 95% - ПЕРСЕНТИЛЬ)

Вид продукции
Факторы опасности
Санитарно-химические показатели (в сумме)
нитраты
пестициды
микотоксины
токсичные элементы, в т.ч. мышьяк
ртуть
свинец
кадмий
паразитологические показатели
микробиологические показатели
патогенные микроорганизмы
возбудители сальмонеллеза
антибиотики
радиоактивные вещества
цезий-137
рыба, рыбные продукты и др. гидробионты
0,157
0,000
0,000
0,000
0,000
0,000
0,108
0,229
0,011
0,002
0,000
0,000
0,000
кулинарные изделия
0,167
0,000
0,000
0,000
0,000
0,000
0,000
0,000
0,127
0,005
0,001
0,160
0,000
кулинарные изделия, вырабатываемые по нетрадиционной технологии
0,217
0,000
0,000
0,000
0,542
0,000
0,000
хлебобулочные и кондитерские изделия
0,076
0,000
0,000
0,001
0,000
0,000
0,000
0,123
0,007
0,002
мукомольно-крупяные изделия
0,093
0,000
0,000
0,000
0,000
0,000
0,305
0,280
0,000
0,000
сахар
0,256
0,000
0,000
0,059
0,000
овощи, столовая зелень
0,080
0,088
0,001
0,000
0,017
0,000
0,000
0,014
0,028
0,190
0.018
0,000
картофель
0,053
0,055
0,000
0,015
0,000
0,013
0,030
0,213
0,016
бахчевые культуры
0,208
0,238
0,000
0,000
0,000
0,000
0,002
0,023
плоды
0,105
0,000
0,000
0,000
0,000
0,000
0,000
0,500
0,000
мясо и мясные продукты
0,077
0,000
0,000
0,000
0,000
0,000
0,000
0,015
0,112
0,018
0,011
0,027
0,000
0,000
ягоды
0,017
0,000
0,000
0,000
0,000
0,000
0,045
0,212
0,000
дикорастущие пищевые продукты
0,143
0,000
0,000
0,111
0,000
0,058
0,295
0,000
0,000
0,000
грибы
0,143
0,161
0,000
0,000
0,037
0,000
1.000
0,000
0,000
0,000
жировые растительные продукты
0,206
0,041
0,167
0,000
0,167
0,089
0,000
безалкогольные напитки
0,127
0,125
0,000
0,000
0,000
0,097
0,000
0,000
0,000
соки
0,045
0,000
0,110
0,000
алкогольные напитки и пиво
0,104
0,000
0,650
0,000
0,000
0,000
0,000
0,200
0,000
мед и продукты пчеловодства
0,333
0,000
0,000
0,114
продукты детского питания
0,218
0,000
0,000
0,000
0,000
0,000
0,088
0,001
0,000
0,000
консервы
0,264
0,000
0,000
0,000
0,000
0,046
0,000
птица и птицеводческие продукты
0,140
0,000
0,000
0,000
0,124
0,079
0,071
0,073
зерно и зернопродукты
0,048
0,000
0,000
0,000
0,000
0,000
0,103
минеральные воды
0,186
0,000
0,000
0,094
0,000
0,000
биологически активные добавки к пище
0,043
0,000
0,005
0,000
0,000
0,000
0,208
0,000
0,000
0,083
прочие
0,113
0,000
0,000
0,000
0,036
0,000
0,000
0,000
0,000
0,120
0,007
0,000
0,016
молоко, молочные продукты
0,081
0,000
0,000
0,000
0,000
0,000
0,000
0,139
0,004
0,000
0,040
0,000
0,000
масложировые продукты
0,124
0,000
0,000
0,005
0,000
0,000
0,000
0,148
0,000
0,000
0,000

Приложение 2

ПРИМЕР ИДЕНТИФИКАЦИИ ОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ

Фактор опасности
Нарушение здоровья, критические органы и системы
Ссылка на литературу
Общий
Конкретный
Молоко и молочные продукты
Микробиологический
Lysteria monocitogenes
Листериоз
http://www.cdc.gov/foodsafety/specific-foods/listeria-and-food. html
http://www.cdc.gov/mmwr/preview/mmwrhtml/00001316.htm
Food safety CDC
Campylobacter unknown
Кампилобактериоз
http://wwwn.cdc.gov/foodborneoutbreaks/
http://www.cdc. gov/mmwr/PDF/wk/mm5125.pdf
Food Safety
CDChttp://www.cdc.gov/mmwr/preview/mmwrhtml/00000104.htm
Campylobacteriosis Associated with Raw Milk Consumption - Pennsylvania
Salmonella typhimurium
Сальмонеллез
http://www.cdc. gov/mmwr/preview/mmwrhtml/00000520. htm
Food Safety CDC
Escherichia coli
Эшерихиоз
Epidemiology of Escherichia coli
O157:H7 Outbreaks, United States, 1982-2002
Josefa M. Rangel, Phyllis H. Sparling,
Collen Crowe, Patricia M. Griffin, and David L. Swerdlow
Химический
Свинец
ЦНС; нервная система; кровь; процессы развития; системное действие; гормональная система
http://www.hc-sc.gc.ca/ewh-semt/contaminants/lead-plomb/index-eng.php Risk management strategy for lead
Р. 2.1.10.1920-04 Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.
Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б. Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на
- 2012. - N 12. - с. 3
Ртуть
Иммунная система, почки, ЦНС, репродуктивная система, гормональная система
Р. 2.1.10.1920-04 Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.
Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б. Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // Экология человека.
- 2012. - N 12. - с. 3
Кадмий
Почки, гормональная система
Р. 2.1.10.1920-04 Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.
Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б. Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // Экология человека.
- 2012. - N 12. - с. 3
Мышьяк
Кожа, ЦНС, нервная система, ССС, иммунная система, гормональная система, ЖКИ
Р. 2.1.10.1920-04 Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.
Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б. Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // Экология человека.
- 2012. - N 12. - с. 3
ГХЦГ
Почки, органы пищеварения
Р. 2.1.10.1920-04 Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.
Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б. Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // Экология человека.
- 2012. - N 12. - с. 3
ДДТ
Болезни печени
Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б.
Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // Экология человека.
- 2012. - N 12. - с. 3
http://vetfac.narod.ru/kielwein0milk/book045.htm
Остаточные вещества, токсические и радиоактивные элементы в
молоке
Афлатоксины
Органы пищеварения
Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б.
Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // Экология человека.
- 2012. - N 12. - с. 3
Радиационный
Цезий-137
Рак
"Что нужно знать населению о способах снижения содержания радионуклидов в молоке и молочной продукции". Памятка для населения, проживающего на загрязненной радионуклидами территории. Минск 2002
http://www.limited.rorbic.ru/filedownload/upload/site1/document_file/8X9x0fuB3t.pdf
Стронций-90
Рак
http://www.limited.rorbic.ru/filedownload/upload/site1/document_file/8X9x0fuB3t.pdf
Что нужно знать населению о способах снижения содержания радионуклидов в молоке и молочной продукции. Памятка для населения, проживающего на загрязненной радионуклидами территории. Минск 2002
Йод-131
Рак
"Что нужно знать населению о способах снижения содержания радионуклидов в молоке и молочной продукции". Памятка для населения, проживающего на загрязненной радионуклидами территории. Минск 2002
http://www.limited.rorbic.ru/filedownload/upload/site1/document_file/8X9x0fuB3t.pdf
Рыба и рыбные продукты
Паразитол огический
Нематоды семейства Anisakidae
Анизакидоз
B81.0 Другие кишечные гельминтозы, не классифицированные в других рубриках (B81)
1. http://28.rospotrebnadzor.ru/direct/60.pdf
2. С.А. Алексеенко. Анизакидоз: проблемы диагностики и лечения // Фарматека. - 2009. - N 13. - С. 26 - 28.
Микробиологический
D. latum
Дифилоботриоз
B 70.0
В.Е. Поляков, И.А. Иванова, Н.Р. Полякова. Дифиллобориоз // Педиатрия. - 2007. - Том 86. - N 5. - С. 104 - 108.
Opisthorchis felineus Opisthorchis viverrini
Описторхоз
B 66.0
1. http://04.rospotrebnadzor.ru/index.php/epid-otdel/44-epid- otdel/4913-2015-07-09-06-12-45.html
2. Описторхоз - природная опасность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры/ Сост.: Ю.П. Мамонов, Е.Ю. Мамонова, М.Ю. Калинина. - Нижневартовск: НГГУ, 2008. - 18 с.
Clonorchis sinensis
Клонорхоз
B 66.1
И.И. Брусенцов и др. Популяционно-генетический анализ и филогеография китайского печеночного сосальщика на территории России // Вестник Томского государственного Университета. Биология. 2013. - N 3(23). - С. 91 - 99
Metagonimus yokogawai
Метагонимоз
B 66.8
Чертов А.Д., Дымин А.Д., Черемкин И.В. Клонорхоз и метагонимоз бассейна Верхнего и Среднего Амура (Амурская область) - Благовещенск, изд-во АГМА, 2006. - 102 с.
Химический
Полихлорированные бифенилы
Болезни печени
Н.Ф. Плотицына, Т.А. Зимовейскова. Хлорорганические пестициды и полихлорбифенилы в рыбах Баренцева моря
http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd= 2&ved=0CCIQFjABahUKEwiDgsDi4enIAhVG_3IKHQ2mDCg&ur l=http%3A%2F%2Fwww.krc.karelia.ru%2Fdoc_download.php%3Fi d%3D3648%26table_name%3Dpubl%26table_ident%3D7232&usg =AFQjCNGKLawx-gWFzB6xFkGClqcNSSuP2g&cad=rjt
Ртуть
Аутоиммунные нарушения здоровья
Emily C. Somers, Martha A. Ganser, Jeffrey S. Warren, Niladri Basu, и др. Mercury Exposure and Antinuclear Antibodies among Females of Reproductive Age in the United States: NHANES
Ссылка: http://ehp.niehs.nih.gov/1408751/
Диоксины
Заболевания репродуктивной сферы и развития, поражения иммунной системы, гормональные нарушения и раковые заболевания
http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs225/ru/
Кадмий
Риск развития: болезней мочеполовой системы (N00 - N29 по МКБ-10), Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (E00 - E90)
1. Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б.
Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // экология человека.
- 2012. - N 12. - с. 3
2. Р. 2.1.10.1920-04 Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.
Свинец
Риск развития: болезней нервной системы, болезней крови и кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм, E00-E90 Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ
Лыжина А.В., Бузинов Р.В. Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б.
Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // экология человека.
- 2012. - N 12. - с. 3
2. Р. 2.1.10.1920-04 Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.
Гистамин
Риск развития: Синдром Хортона T61 Токсическое действие ядовитых веществ, содержащихся в съеденных пищевых морепродуктах
1. Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б.
Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // экология человека.
- 2012. - N 12. - с. 3
2. http://cgie.62.rospotrebnadzor.ru/info/96053/
3. B.T. Horton. A new syndrome of vascular headache: report of treatment with histamine: preliminary report. Proceedings of the Staff Meetings of the Mayo Clinic, Rochester, 1939; 14: 257 - 260.
ДДТ
Болезни печени E00 - E90 Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ
Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б.
Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // экология человека.
- 2012. - N 12. - с. 3
2. Р. 2.1.10.1920-04 Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.
мышьяк
Риск развития: L00 - L99 болезни кожи и подкожной клетчатки Болезни нервной системы G00 - G99,
Болезни системы кровообращения (I00 - I99), E00 - E90 Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, (K00 - K93) Болезни органов пищеварения
Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б.
Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // экология человека.
- 2012. - N 12. - с. 3
2. Р. 2.1.10.1920-04 Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих
окружающую среду.

Приложение 3

ВЕЛИЧИНЫ
ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ () ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ПИЩЕВЫХ
ПРОДУКТОВ С НАРУШЕНИЕМ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ
И НОРМАТИВОВ

Фактор опасности
Доля проб, не соответствующих санитарно-химическим показателям
Доля проб с нарушением нормативов по нитратам
Доля проб с нарушением нормативов по пестицидам
Доля проб с нарушением нормативов по микотоксинам
Доля проб с нарушением нормативов по мышьяку
Доля проб с нарушением нормативов по ртути
Доля проб с нарушением нормативов по свинцу
Доля проб с нарушением нормативов по кадмию
Доля проб с нарушением нормативов по паразитологическим показателям
Доля проб с нарушением нормативов по микробиологическим показателям
Доля проб с нарушением нормативов по патогенным микроорганизмам
Доля проб с нарушением нормативов по возбудителю сальмонеллеза
Доля проб с нарушением нормативов по содержанию антибиотиков
Доля проб с нарушением нормативов по возбудителю сальмонеллеза
Пищевая продукция
Рыба, рыбные продукты и др. гидробионты
0,1496
0,0047
0,0543
0,0963
1,5625
0,0747
0,0084
0,0811
0,0831
0,0131
0,0064
Молоко, молочные продукты
0,0449
0,0047
0,0276
0,0197
0,0044
Масложировые продукты
0,0127
0,0289
0,0013
Кулинарные изделия
0,0015
0,0004
0,2527
Кулинарные изделия, вырабатываемые по нетрадиционной технологии
0,1267
0,1223
0,0047
0,0437
Хлебобулочные и кондитерские изделия
0,0035
0,0609
0,0089
0,0089
0,0083
0,0000
Зерно и зернопродукты
0,0003
0,0000
Мукомольно-крупяные изделия
0,0156
0,0167
0,0060
0,5237
0,0117
0,0044
0,0001
0,0763
Сахар
0,1170
0,0057
0,0077
0,0023
0,0274
0,0002
0,0043
Овощи, столовая зелень
0,0717
0,0004
0,0511
Картофель
0,0067
0,0077
0,0057
0,0027
0,0010
Бахчевые культуры
0,0536
0,1791
0,5335
0,0000
0,0002
0,0043
0,0000
0,0011
Мясо и мясные продукты
0,0303
0,0005
0,0620
0,0000
0,0136
Жировые растительные продукты
0,0187
0,0006
0,0035
0,0000
0,0075
Консервы
0,0007
0,0003
0,0004
0,0003
Птица и птицеводческие продукты
0,0055
0,0009
0,0044
0,0010
Продукты детского питания
0,0415
0,0395
0,0279
0,0035
Плоды
0,0117
0,0087
0,0000
Ягоды
0,0418
0,0000
0,0129
0,0214
Дикорастущие пищевые продукты
0,0022
Грибы
0,0130
0,0047
0,0000
0,0004
Безалкогольные напитки
0,0304
0,0121
0,5972
0,0000
Соки
0,0298
0,0654
0,0183
0,0000
0,0005
0,0134
Алкогольные напитки и пиво
0,0220
0,0116
0,1916
Мед и продукты пчеловодства
0,0546
0,0100
0,0109
0,0250
0,0012
Минеральные воды
0,0357
0,0021
0,0053
0,0368
0,0046
0,0064
Биологически активные добавки к пище
0,0160
0,0020
0,0000
0,0287
0,0004
Прочие
0,0270
0,1627
0,0056
0,0397
0,0028

Приложение 4

ДАННЫЕ
О ФАКТИЧЕСКОМ ПОТРЕБЛЕНИИ РЯДА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ НА ДУШУ
НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2013 Г., КГ

Субъект РФ
Картофель
Масло
Молоко
Мясо
Овощи
Сахар
Фрукты
Хлебные продукты
Российская Федерация
111
13,7
248
75
109
40
64
118
Центральный федеральный округ
106
14,2
233
83
101
44
68
117
Белгородская область
114
13,8
262
98
109
48
68
139
Брянская область
156
10,6
219
63
93
33
52
112
Владимирская область
127
11,0
210
60
134
36
55
117
Воронежская область
127
14,7
269
91
129
47
76
136
Ивановская область
84
12,0
181
57
91
29
61
110
Калужская область
115
12,1
223
75
95
31
57
109
Костромская область
113
8,4
194
43
130
26
45
101
Курская область
131
12,1
244
79
109
50
53
143
Липецкая область
119
12,4
232
76
104
55
73
144
Московская область
115
13,6
271
107
102
56
73
117
Орловская область
163
11,0
215
80
93
40
64
109
Рязанская область
116
12,0
244
64
84
36
58
117
Смоленская область
117
11,4
243
64
89
45
65
125
Тамбовская область
128
14,0
179
74
104
57
56
153
Тверская область
115
12,4
243
72
119
42
62
130
Тульская область
157
13,2
142
65
99
32
58
99
Ярославская область
108
15,1
246
86
125
48
50
100
г. Москва
68
17,3
224
83
88
41
75
108
Северо-Западный федеральный округ
84
12,4
277
75
92
38
66
102
Республика Карелия
117
11,8
238
73
89
42
50
116
Республика Коми
55
13,6
271
80
96
38
58
111
Архангельская область
78
13,4
169
66
83
40
65
110
Вологодская область
100
12,9
236
74
103
41
71
116
Калининградская область
115
13,1
268
95
118
43
83
106
Ленинградская область
90
11,9
293
78
97
40
59
116
Мурманская область
66
13,7
266
81
97
36
71
92
Новгородская область
128
13,8
271
74
114
40
65
112
Псковская область
82
11,5
285
86
92
36
54
99
г. Санкт-Петербург
72
11,7
315
71
81
36
67
89
Южный федеральный округ
99
15,1
236
77
145
43
81
122
Республика Адыгея
65
11,9
215
70
128
50
72
116
Республика Калмыкия
46
12,0
266
114
101
27
32
116
Краснодарский край
90
17,4
224
81
135
49
96
133
Астраханская область
117
11,5
215
81
165
42
70
132
Волгоградская область
134
12,5
203
76
168
34
79
124
Ростовская область
92
15,3
278
71
145
40
70
106
Северо-Кавказский федеральный округ
111
12,9
237
59
169
43
58
126
Республика Дагестан
92
9,3
243
40
231
39
70
123
Республика Ингушетия
126
9,6
182
54
84
40
39
129
Кабардино-Балкарская Республика
117
10,6
286
62
182
41
91
100
Карачаево-Черкесская Республика
163
13,2
353
66
113
38
37
133
Республика Северная Осетия - Алания
103
11,9
233
66
111
47
73
103
Чеченская Республика
91
10,3
223
58
109
41
42
126
Ставропольский край
128
19,4
214
76
165
50
46
141
Приволжский федеральный округ
123
14,7
281
71
105
38
60
114
Республика Башкортостан
110
15,2
312
77
87
41
49
122
Республика Марий Эл
190
13,1
269
92
136
40
46
136
Республика Мордовия
103
10,7
291
82
83
46
44
122
Республика Татарстан
167
17,0
364
80
88
42
70
123
Удмуртская Республика
137
9,7
267
70
111
32
59
116
Чувашская Республика
176
10,1
259
68
104
30
59
108
Пермский край
121
13,4
233
62
107
37
60
124
Кировская область
102
12,1
294
66
107
41
71
127
Нижегородская область
101
14,7
249
73
116
39
66
100
Оренбургская область
99
18,2
308
70
152
34
53
119
Пензенская область
137
12,5
229
75
92
36
65
101
Самарская область
120
14,3
242
64
108
39
68
110
Саратовская область
91
21,4
284
64
103
28
53
98
Ульяновская область
110
9,5
240
69
100
42
49
107
Уральский федеральный округ
108
13,2
213
72
92
40
67
124
Курганская область
99
10,6
286
73
123
38
71
119
Свердловская область
94
16,8
240
79
98
39
80
113
Тюменская область
106
12,5
190
59
77
46
58
135
Челябинская область
130
10,2
186
74
93
35
58
128
Сибирский федеральный округ
132
12,1
262
74
102
35
48
127
Республика Алтай
159
13,3
287
95
91
37
40
127
Республика Бурятия
100
12,0
264
68
72
31
36
118
Республика Тыва
98
10,3
188
59
40
25
21
136
Республика Хакасия
115
11,2
266
73
117
32
47
130
Алтайский край
145
13,8
335
74
102
39
53
166
Забайкальский край
106
11,4
247
72
88
33
55
115
Красноярский край
190
11,5
250
81
109
27
60
116
Иркутская область
125
13,0
199
70
83
33
38
108
Кемеровская область
130
10,2
224
74
80
34
49
124
Новосибирская область
110
9,9
287
68
131
36
45
124
Омская область
121
15,7
301
84
138
48
54
135
Томская область
123
13,8
262
68
96
34
36
119
Дальневосточный федеральный округ
125
12,4
196
79
110
37
66
117
Республика Саха (Якутия)
84
9,2
281
90
76
36
48
135
Камчатский край
79
13,7
173
77
108
36
58
101
Приморский край
132
13,1
156
79
122
40
76
106
Хабаровский край
141
11,6
206
81
121
35
77
121
Амурская область
144
14,1
178
66
117
36
59
133
Магаданская область
74
13,9
260
83
84
36
54
115
Сахалинская область
128
12,0
198
90
98
32
63
95
Еврейская автономная область
180
15,7
191
55
118
38
46
129
Чукотский автономный округ
67
21,7
101
51
35
43
18
63

Приложение 5

ПРИМЕР
ДАННЫХ О СРЕДНЕМЕСЯЧНОМ ДОХОДЕ НАСЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ И ВЕЛИЧИНАХ
ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА

(Приволжский федеральный округ, 2014 г.)

Субъект РФ
Среднемесячный доход на душу населения, руб.
Прожиточный минимум, руб.
Доля прожиточного минимума в доходах, %
Республика Башкортостан
25 945
7 234
28
Республика Марий Эл
16 309
7 201
44
Республика Мордовия
16 089
6 997
43
Республика Татарстан
29 766
6 988
23
Удмуртская Республика
21 284
7 324
34
Чувашская Республика
16 648
6 988
42
Пермский край
28 528
8 185
29
Кировская область
20 354
7 641
38
Нижегородская область
27 952
7 454
27
Оренбургская область
20 805
6 971
34
Пензенская область
19 645
6 839
35
Самарская область
26 074
7 954
31
Саратовская область
18 031
6 932
38
Ульяновская область
21 706
7 298
34
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области