МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
ПРИКАЗ
от 24 июля 2018 г. N 128
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР
И ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ
ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНОГО ЗНАКА, ЗНАКА
ОБСЛУЖИВАНИЯ, КОЛЛЕКТИВНОГО ЗНАКА И ВЫДАЧЕ СВИДЕТЕЛЬСТВ
НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК, ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ, КОЛЛЕКТИВНЫЙ ЗНАК,
ИХ ДУБЛИКАТОВ
С целью совершенствования методического обеспечения предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Руководство по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов.
2. Признать утратившим силу приказы Роспатента от 30.12.2009 N 190 "Об утверждении Рекомендаций по применению положений Гражданского кодекса Российской Федерации, касающихся согласия правообладателя на регистрацию сходного товарного знака", от 31.12.2009 N 198 "Об утверждении Методических рекомендаций по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания", от 30.11.2009 N 170 "Об утверждении Рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы обозначений, представляющих собой этикетки и полиграфические упаковки", от 31.12.2009 N 197 "Об утверждении Методических рекомендаций по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Роспатента Л.Л. Кирий.
Руководитель
Г.П.ИВЛИЕВ
Утверждено
приказом Роспатента
от 24 июля 2018 г. N 128
РУКОВОДСТВО
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР
И ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ
ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНОГО ЗНАКА, ЗНАКА
ОБСЛУЖИВАНИЯ, КОЛЛЕКТИВНОГО ЗНАКА И ВЫДАЧЕ СВИДЕТЕЛЬСТВ
НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК, ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ, КОЛЛЕКТИВНЫЙ ЗНАК,
ИХ ДУБЛИКАТОВ
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ <1>
--------------------------------
<1> Настоящие сокращения применяются во всех разделах Руководства.
- Парижская конвенция - Конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.;
- Кодекс - Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Трудовой кодекс РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ в ред. от 01 июля 2017 г. ("Собрание законодательства РФ", 07 января 2002 г., N 1 (ч. 1), ст. 3);
- Положение о пошлинах - Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 941;
- Регламент - Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов, утвержденный приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 483;
- Правила - Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 г. N 482;
- Требования - Требования к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и прилагаемым к ней документам, и их формы, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 г. N 482;
- Порядок - Порядок преобразования заявки на государственную регистрацию коллективного знака в заявку на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания и наоборот, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 г. N 482;
- ВОИС - Всемирная организация интеллектуальной собственности;
- МКТУ - Международная классификация товаров и услуг, принятая в рамках Соглашения о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15 июня 1957 г.;
- Роспатент - Федеральная служба по интеллектуальной собственности;
- ФИПС - Федеральный институт промышленной собственности;
- СИП - Суд по интеллектуальным правам;
- Президиум ВАС РФ - Президиум Высшего арбитражного Суда Российской Федерации;
- ППС - палата по патентным спорам;
- Товарный знак - товарный знак или знак обслуживания;
- БД ВОИС - база данных Всемирной организации интеллектуальной собственности;
- Знаки отличия - официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия;
- Заявка на товарный знак ЕС - заявка на товарный знак Европейского Союза;
- ЕПГУ - Единый портал государственных и муниципальных услуг;
- ЕГРЮЛ - Единый государственный реестр юридических лиц;
- ЕГРИП - Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
- ГИС ГМП - Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах.
ВВЕДЕНИЕ
1. Настоящее Руководство по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов (далее - Руководство) разработано в целях методического обеспечения процесса экспертизы заявок на товарные знаки и знаки обслуживания, проводимой в условиях действия части четвертой Кодекса.
Руководство предназначено для обеспечения единообразной практики экспертизы при применении Кодекса, Регламента и Правил.
Положения Руководства носят рекомендательный характер.
2. При разработке Руководства были использованы:
- Парижская конвенция;
- Кодекс;
- Положение о пошлинах;
- Регламент;
- Правила;
- Требования;
- Порядок;
- Методические рекомендации по вопросам отнесения заявленных обозначений, товарных знаков и знаков обслуживания к категории вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров и услуг определенного вида, утвержденные приказом Роспатента от 27 марта 1997 г. N 26;
- Рекомендации по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений, утвержденные приказом Роспатента от 23 марта 2001 г. N 39;
- Рекомендации по отдельным вопросам экспертизы обозначений, представляющих собой этикетки и полиграфические упаковки, утвержденные приказом Роспатента от 31 ноября 2009 г. N 170;
- Рекомендации по применению положений Гражданского кодекса Российской Федерации, касающихся согласия правообладателя на регистрацию сходного товарного знака, утвержденные приказом Роспатента от 30 декабря 2009 г. N 190;
- Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство, утвержденные приказом Роспатента от 31 декабря 2009 г. N 197;
- Методические рекомендации по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 31 декабря 2009 г. N 198;
- Информационное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 сентября 2008 г. N 10/37-510/23 "Об использовании сведений из сети Интернет при экспертизе заявок на объекты интеллектуальной собственности";
- Руководство по экспертизе международных заявок на товарные знаки в отношении товаров и услуг ВОИС, март 2017 г.
При разработке Руководства приняты во внимание практика экспертизы, сложившаяся в ФГБУ ФИПС, в том числе в ППС.
3. Руководство состоит из семи разделов:
Раздел I. "Прием и регистрация заявки";
Раздел II. "Публикация в официальном бюллетене сведений о поданных заявках";
Раздел III. "Проверка уплаты пошлины и формальная экспертиза";
Раздел IV. "Проверка соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства Российской Федерации";
Раздел V. "Рассмотрение заявлений и ходатайств, поданных заявителем по собственной инициативе";
Раздел VI. "Регистрация товарного знака в государственном реестре, публикация сведений о регистрации, выдача свидетельства на товарный знак";
Раздел VII. "Выдача дубликата свидетельства на товарный знак".
Разделы Руководства делятся на главы. По тексту даны ссылки на комментируемые статьи Кодекса, пункты Регламента и Правил, а также на иные нормативно-правовые и иные акты.
4. Руководство адресовано работникам системы Роспатента, к компетенции которых относятся вопросы предоставления правовой охраны товарным знакам, в первую очередь, государственным экспертам по интеллектуальной собственности (далее - эксперты).
Руководство может быть также использовано заявителями, патентными поверенными и другими представителями заявителей при ведении дел с Роспатентом в связи с экспертизой заявки на товарный знак.
5. В своей работе эксперты руководствуются Кодексом, Регламентом, Правилами, Требованиями, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Руководством.
Эксперты не должны пропускать допущенное заявителем несоблюдение требований, предъявляемых к документам заявки, если недостатки оформления препятствуют проведению экспертизы заявленного обозначения и вынесению решения, затрудняют в случае выдачи свидетельства определение объема правовой охраны либо затрагивают права и законные интересы третьих лиц.
Вместе с тем замечания и предложения, связанные с рассмотрением заявки, приводимые в запросах, подготавливаемых экспертами, должны быть конструктивными и полезными, а выводы, приводимые в уведомлениях, - беспристрастными.
6. Текст Руководства размещен на интернет-сайте Роспатента по адресам: http://www.rupto.ru, http://new.fips.ru/.
Руководство будет периодически обновляться по мере внесения изменений в Кодекс, Регламент, Правила, а также с учетом потребностей практики.
Предложения по совершенствованию Руководства будут приняты во внимание при его обновлении, если их направить по почтовому адресу:
Роспатент, Бережковская наб., 30, корп. 1, Москва, Россия, Г-59, ГСП-5, 123995.
Адрес электронной почты: rospatent@rupto.ru.
РАЗДЕЛ I. ПРИЕМ И РЕГИСТРАЦИЯ ЗАЯВКИ
Глава 1. Прием заявки
|
Нормативно-правовые и иные акты
|
Предоставление государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов состоит из комплекса административных процедур (далее - процедура, процедуры).
|
п. 52 Регламента
|
Документы заявки представляются в Роспатент:
|
п. 9 Правил
|
1) при личном обращении непосредственно в Роспатент;
|
|
2) отправлением через организацию почтовой связи;
|
|
3) по факсу с последующим представлением в установленном порядке оригиналов документов заявки, переданных по факсу;
|
|
4) с использованием официального сайта Роспатента;
|
|
5) с использованием федеральной государственной информационной системы ЕПГУ.
|
|
Представление заявки в Роспатент является основанием для начала процедуры приема и регистрации заявки.
|
п. 53 Регламента
|
Окно приема документов, куда могут быть представлены документы заявки и иная корреспонденция, находится по адресу: Москва, Бережковская наб., д. 30, корп. 1.
|
п. 3 Регламента
|
Прием заявок осуществляется с понедельника по четверг с 9.30 до 17.45 с перерывом с 12.30 до 13.00 и по пятницам с 9.30 до 16.45 с перерывом с 12.30 до 13.00. Время московское (UTC+3). Продолжительность приема документов в дни, непосредственно предшествующие нерабочему праздничному дню, сокращается на один час.
|
|
В нерабочее время по будним дням, а также в субботу, воскресенье, нерабочие праздничные дни и в выходные дни, перенесенные соответствующим Постановлением Правительства на следующий после праздничного рабочий день, прием заявок и иной корреспонденции в окне приема не производится.
|
|
В Российской Федерации установлены следующие нерабочие праздничные дни:
|
|
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы;
|
|
7 января - Рождество Христово;
|
|
23 февраля - День защитника Отечества;
|
|
8 марта - Международный женский день;
|
|
1 мая - Праздник Весны и Труда;
|
|
9 мая - День Победы;
|
|
12 июня - День России;
|
|
4 ноября - День народного единства.
|
|
Прием заявок в окне приема корреспонденции производится в порядке общей очереди.
|
|
Предварительная запись для подачи документов через окно приема не предусмотрена.
|
|
Прием заявок и иных документов, представленных отправлением через организацию почтовой связи, осуществляется согласно графику работы Роспатента и ФИПС: с понедельника по четверг с 9.30 до 18.15 и по пятницам с 9.30 до 17.00. Время московское (UTC+3). Продолжительность работы в дни, непосредственно предшествующие нерабочему праздничному дню, сокращается на один час.
|
п. 3 Регламента
|
Прием заявок и иной корреспонденции, представленных отправлением через организацию почтовой связи, не производится в нерабочее время по будним дням, а также в субботу, воскресенье, нерабочие праздничные дни и в выходные дни, перенесенные соответствующим Постановлением Правительства на следующий после праздничного рабочий день.
|
|
Прием заявок с использованием официального сайта Роспатента осуществляется круглосуточно 7 дней в неделю. В работе системы "Электронная подача заявки на товарный знак" возможны технологические перерывы в связи с проведением профилактических работ, о чем пользователи заблаговременно оповещаются на сайте Роспатента.
|
|
Прием заявок через ЕПГУ производится в соответствии с графиком работы ЕПГУ - круглосуточно 7 дней в неделю.
|
|
Всем заявкам или документам, представляемым в качестве заявки, в ходе их приема присваивается входящий номер, этот номер указывается непосредственно на первом листе полученных документов (если они представлены на бумажном носителе) в соответствующей графе либо на свободном месте в верхнем правом углу.
|
|
Также на первом листе представленных документов указывается дата их поступления в соответствующей графе заявки либо на свободном месте в нижнем правом углу.
|
|
Количество листов представленных документов подсчитывается.
|
|
Процедура приема заявки заключается в проверке представленных документов на соответствие основаниям приема - то есть на отсутствие оснований для отказа в приеме заявки.
|
п. 54 Регламента
|
Основаниями для отказа в приеме заявки являются:
|
п. 10 Правил
|
- отсутствие заявления о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака, коллективного знака;
|
|
- представленное заявление не поддается прочтению;
|
|
- заявление представлено не на русском языке;
|
|
- в заявлении не указан заявитель, его место нахождения или место жительства.
|
|
Для заявок, представленных на бумаге, независимо от того, были ли они представлены в окно приема корреспонденции или путем почтового отправления через организацию связи, дополнительно основанием для отказа в приеме является:
- бумажный носитель, на котором представлены документы заявки, находится в состоянии, не позволяющем произвести его техническую обработку (сканирование и распознавание).
|
п. 10 Правил
|
Для заявок, представляемых в электронной форме через ЕПГУ или сайт Роспатента, дополнительно основанием для отказа в приеме является:
|
п. 16 Требований
|
- заявка не подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
|
|
Действия по приему заявки, представляемой в окно приема документов, осуществляются в течение 15 минут.
|
п. 55 Регламента
|
Превышение длительности приема является нарушением.
|
|
Действия по приему заявки, представляемой отправлением через организацию почтовой связи или в электронной форме с использованием официального сайта Роспатента или ЕПГУ, осуществляются в течение трех рабочих дней с даты поступления заявки.
|
п. 55 Регламента
|
Превышение длительности приема является нарушением.
|
|
Регистрация заявки может быть осуществлена только в том случае, если не выявлены основания для отказа в приеме заявки.
|
п. 59 Регламента
|
Заявки и документы, представляемые в качестве заявки, не соответствующие основаниям приема, то есть те заявки (документы, представленные в качестве заявки), по которым выявлены основания для отказа в приеме, регистрации не подлежат.
|
п. 56 Регламента
|
п. 59 Регламента
|
|
п. 11 Правил
|
|
Регистрационный номер таким заявкам не присваивается.
|
Глава 2. Регистрация заявки
|
Нормативно-правовые и иные акты
|
Если заявка или документы, поданные в качестве заявки, представленные в окно приема корреспонденции, признаны не соответствующими основаниям приема и регистрации, в течение двух рабочих дней после завершения процедуры приема заявки подготавливается уведомление об отказе в приеме и регистрации заявки. Подготовленное уведомление направляется заявителю почтовым отправлением по адресу для переписки, указанному в заявке. Однако при наличии производственной возможности уведомление об отказе в приеме и регистрации заявки подготавливается незамедлительно и вручается заявителю.
|
п. 57 Регламента
|
пп. 2 п. 61 Регламента
|
|
Уведомление об отказе в приеме и регистрации заявки должно содержать причины такого отказа, а также дату поступления непринятых документов, их входящий номер и количество листов.
Непринятая заявка, а также иные документы, представленные в качестве заявки, не возвращаются заявителю.
|
|
Если заявка или документы, поданные в качестве заявки, представленные через организацию почтовой связи или в электронной форме с использованием официального сайта Роспатента или ЕПГУ, признаны не соответствующими основаниям приема и регистрации, в течение двух рабочих дней после завершения процедуры приема заявки подготавливается уведомление об отказе в приеме и регистрации заявки. Подготовленное уведомление направляется заявителю почтовым отправлением по адресу для переписки, указанному в заявке/размещается в Личном кабинете заявителя.
|
п. 57 Регламента
|
пп. 2 п. 61 Регламента
|
|
Уведомление об отказе в приеме и регистрации заявки должно содержать причины такого отказа, а также дату поступления непринятых документов, их входящий номер и количество листов.
|
|
Сведения об отказе в приеме и регистрации заявки или документов, представленных в качестве заявки, также фиксируются в журнале учета, где указывается дата поступления непринятых документов, их входящий номер и количество листов.
|
пп. 2 п. 61 Регламента
|
Регистрация заявки производится путем присвоения заявке регистрационного номера и указания даты поступления заявки.
|
п. 56 Регламента
|
На подлежащих регистрации заявках, представленных на бумажном носителе, регистрационный номер указывается непосредственно на первом листе заявки в соответствующей графе с кодом (210).
|
|
Если заявка, независимо от способа ее подачи, признана подлежащей регистрации, в течение двух рабочих дней после завершения процедуры приема заявки подготавливается уведомление о приеме и регистрации заявки.
|
п. 57 Регламента
|
пп. 1 п. 61 Регламента
|
|
п. 12 Правил
|
|
Для подготовки уведомления сканируется первая страница представленной заявки.
|
|
Уведомление о приеме и регистрации заявки должно содержать:
|
|
- входящий номер;
|
|
- регистрационный номер заявки;
|
|
- дату поступления заявки;
|
|
- общее количество принятых листов.
|
|
Подготовленное уведомление направляется заявителю, представившему заявку на бумажном носителе, почтовым отправлением по адресу для переписки, указанному в заявке.
|
|
Однако в случае представления заявки в окно приема корреспонденции при наличии производственной возможности уведомление о приеме и регистрации заявки подготавливается незамедлительно и вручается заявителю.
|
|
Если заявка была представлена в электронной форме с использованием официального сайта Роспатента или ЕПГУ, уведомление о приеме и регистрации заявки размещается в Личном кабинете пользователя на сайте Роспатента или ЕПГУ.
|
|
Формируется дело заявки: принятые документы вкладываются в обложку заявки.
|
|
Прием представленных по факсу документов заявок и иных документов осуществляется согласно графику работы Роспатента и ФИПС: с понедельника по четверг с 9.30 до 18.15 и по пятницам с 9.30 до 17.00. Время московское (UTC+3). Продолжительность приема документов по факсу в дни, непосредственно предшествующие нерабочему праздничному дню, сокращается на один час.
|
|
Прием заявок и иной корреспонденции, представленных по факсу, не производится в субботу, воскресенье, нерабочие праздничные дни, а также в выходные дни, перенесенные соответствующим Постановлением Правительства на следующий после праздничного рабочий день.
|
|
Документы, поступившие по факсу в течение рабочего дня, то есть с понедельника по четверг с 9.30 до 18.15 (до 17.15 в дни, непосредственно предшествующие нерабочему праздничному дню) и по пятницам с 9.30 до 17.00 (до 16.00 в дни, непосредственно предшествующие нерабочему праздничному дню), регистрируются в этот же день с указанием текущей даты.
|
|
Документы, поступившие по факсу по окончании рабочего дня, регистрируются на следующий рабочий день.
|
|
Принятые и зарегистрированные заявки проходят процедуры технической обработки: бумажные документы переводятся в электронный вид, заявки, поступившие как на бумаге, так и в электронном виде вводятся в автоматизированную систему делопроизводства.
|
РАЗДЕЛ II. ПУБЛИКАЦИЯ В ОФИЦИАЛЬНОМ БЮЛЛЕТЕНЕ СВЕДЕНИЙ
О ПОДАННЫХ ЗАЯВКАХ
Нормативно-правовые и иные акты
|
|
Роспатент публикует в официальном бюллетене сведения о поданных заявках на товарные знаки - бюллетене "Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров".
|
ст. 1493 Кодекса
п. 69, 70 Регламента
|
Бюллетень "Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров" является периодическим электронным изданием.
|
п. 70 Регламента
|
Бюллетень издается и размещается на интернет-порталах Роспатента и ФИПС не реже двух раз в месяц.
|
|
Ежегодное количество номеров официальных бюллетеней устанавливается Роспатентом исходя из объема поступающих на публикацию материалов, из потребностей пользователей информации и технических возможностей.
|
|
Бюллетень размещается на интернет-порталах Роспатента и ФИПС в разделе "Официальные публикации". Доступ к Бюллетеню является бесплатным.
|
|
Бюллетень ежедневно пополняется сведениями, предусмотренными законодательством, которые накапливаются в течение определенного промежутка времени, указываемого на титульном листе Бюллетеня.
|
п. 2.2.2. Положения об официальном бюллетене, утв. приказом Роспатента от 08.11.2016 N 176
|
Датой официальной публикации, указанной в составе публикуемых сведений, является дата их размещения в Бюллетене на интернет-порталах Роспатента и ФИПС.
|
|
По завершении приема и регистрации заявок, включая их обработку и ввод сведений в автоматизированные системы делопроизводства, сведения о заявке автоматически не позднее одного рабочего дня передаются для подготовки к публикации и собственно публикации.
|
п. 64 Регламента
|
Максимальный срок публикации в официальном бюллетене сведений о поданной заявке составляет пятнадцать рабочих дней с даты получения сведений о поданной заявке для публикации.
|
п. 66 Регламента
|
Публикации подлежат следующие сведения:
- регистрационный номер заявки;
- дата поступления заявки;
- дата публикации заявки в официальном бюллетене;
- воспроизведение товарного знака;
- полное наименование юридического лица и адрес места нахождения юридического лица (согласно учредительному документу) с указанием названия страны или фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя и его место жительства с указанием названия страны;
- адрес для переписки, указанный в заявке;
- перечень товаров, указанный в заявке.
|
п. 68 Регламента
п. 14 Правил
|
РАЗДЕЛ III. ПРОВЕРКА УПЛАТЫ ПОШЛИНЫ И ФОРМАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Глава 1. Проверка уплаты пошлин
|
Нормативно-правовые и иные акты
|
До начала формальной экспертизы проводится проверка уплаты пошлин:
- пошлины за регистрацию заявки на регистрацию товарного знака и принятие решения по результатам формальной экспертизы
и
- пошлины за проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака, и принятие решения по ее результатам.
|
п. 16 Правил
|
Платежный документ или его копия по инициативе лица, обратившегося за совершением юридически значимого действия, могут быть приложены к материалам заявки или сообщению о произведенной уплате.
|
п. 5 Положения о пошлинах
|
Срок проверки уплаты пошлин составляет две недели со дня поступления заявки в подразделение, осуществляющее формальную экспертизу заявки.
|
п. 74 Регламента
|
Проверка уплаты пошлин проводится посредством межведомственного информационного взаимодействия Роспатента с Казначейством России. При проведении проверки используется информация, содержащаяся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), в заявлении и документе, подтверждающем уплату пошлины, если таковой представлен заявителем по собственной инициативе.
При проверке уплаты пошлин проверяется следующее:
- платежный документ должен относиться к одному юридически значимому действию, за которое уплачена пошлина;
- уплату пошлины должно осуществлять лицо, являющееся заявителем по заявке, либо лицо, действующее по его поручению;
- в документе, подтверждающем уплату пошлины, проверяется правильность указания реквизитов банка;
- наличие указания регистрационного номера заявки или краткого описания заявленного обозначения;
- наличие указания порядкового номера юридически значимого действия в соответствии с приложением N 1 к Положению о пошлинах;
- соблюдение 3-годичного срока действия платежного документа со дня уплаты пошлины;
- соответствие размера уплаченных(ой) пошлин(ы) установленному размеру.
|
п. 72 Регламента
п. 12 Требований
|
Если уплата установленных пошлин не подтверждена или выявлены несоответствия документа, подтверждающего уплату пошлины, представленного заявителем по собственной инициативе, установленным требованиям, лицо, ответственное за проверку уплаты пошлин, в указанный двухнедельный срок подготавливает и направляет уведомление о начислении соответствующей(их) пошлин(ы) с указанием необходимости уплатить пошлину(ы) или устранить выявленные несоответствия в течение двух месяцев со дня направления указанного уведомления.
День направления уведомления о начислении является юридически значимым для определения срока, в течение которого должна и может быть произведена уплата пошлин либо устранены несоответствия.
|
п. 18 Правил
|
Если же в результате проверки уплаты пошлин установлено, что из представленных документов заявки невозможно однозначно определить, какая сумма пошлин должна быть уплачена, заявителю направляется уведомление о необходимости в течение двух месяцев со дня направления указанного уведомления представить сведения, позволяющие определить сумму пошлин, которую необходимо уплатить.
|
п. 18 Правил
|
По истечении двухмесячного срока проводится проверка уплаты пошлин(ы) в соответствии с ранее направленным уведомлением о начислении.
Срок проверки уплаты пошлин(ы) в этом случае составляет две недели со дня истечения установленного срока для уплаты пошлин(ы).
|
п. 74 Регламента
|
Если уплата начисленной(ых) пошлин(ы) в установленном размере не подтверждена или выявлены несоответствия документа, подтверждающего уплату пошлины, представленного заявителем по собственной инициативе, установленным требованиям, лицо, ответственное за проверку уплаты пошлин, в указанный двухнедельный срок подготавливает и направляет уведомление о начислении соответствующей(их) пошлин(ы) с указанием о возможности уплатить пошлину(ы) в увеличенном на 50% размере в течение шести месяцев, дополнительно предоставляемых со дня истечения ранее предоставленного двухмесячного срока для уплаты пошлин(ы), или устранить выявленные несоответствия в этот же срок.
По истечении шестимесячного срока проводится проверка уплаты пошлин(ы) в соответствии с ранее направленным уведомлением о начислении.
Срок проверки уплаты пошлины в этом случае составляет две недели со дня истечения установленного срока для уплаты пошлины.
|
п. 11 Положения о пошлинах
|
Если уплата начисленной пошлины в установленном размере не подтверждена, подготавливается решение о признании заявки отозванной.
|
п. 90 Регламента
п. 19 Правил
|
Если уплата начисленной пошлины произведена в размере меньшем, чем установленный размер пошлины за проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака, и принятие решения по ее результатам, в отношении одного класса МКТУ, подготавливается решение о признании заявки отозванной.
|
п. 90 Регламента
п. 19 Правил
|
Если уплата начисленной пошлины произведена в размере меньшем, чем необходимый размер пошлины за проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака, и принятие решения по ее результатам, в отношении того количества классов МКТУ, которые указаны в заявке, заявителю направляется уведомление с предложением в течение двух месяцев со дня его направления доплатить пошлину до установленного размера или сократить количество классов МКТУ путем подачи соответствующего заявления.
По истечении двухмесячного срока проводится проверка уплаты пошлины в соответствии с ранее направленным уведомлением. Если заявитель не доплатит пошлину до установленного размера или не сократит количество классов МКТУ в заявке, то по заявке проводится формальная экспертиза, но только в отношении товаров, относящихся к тем классам МКТУ, которые указаны первыми в перечне товаров и количество которых соответствует размеру уплаченной пошлины.
|
п. 19 Правил
|
Глава 2. Проверка наличия документов, необходимых для регистрации товарного знака, и соблюдения предъявляемых к ним требований
|
Нормативно-правовые и иные акты
|
После того, как уплата пошлин в установленном размере и порядке подтверждена, проводится формальная экспертиза.
|
п. 76 Регламента
п. 17 Правил
|
В ходе проведения формальной экспертизы проверяется наличие в заявке:
|
п. 20, 21 Правил
|
- заявления о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, его места жительства или места нахождения;
|
|
- заявляемого обозначения;
|
|
- перечня товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам МКТУ;
|
|
- описания заявляемого обозначения,
|
|
а также имени и места нахождения представителя заявителя при наличии такового.
|
|
Кроме того, проверяется наличие и соответствие установленным требованиям следующих документов:
|
|
- документального подтверждения согласия на обработку персональных данных представителя заявителя, если заявка подана представителем заявителя, не являющимся патентным поверенным;
|
|
- устава коллективного знака, если заявка подается на государственную регистрацию коллективного знака;
|
|
- доверенности, удостоверяющей полномочия патентного поверенного и иного представителя на ведение дел с Роспатентом, в том числе выданной в порядке передоверия, либо заверенной копии документа установленного образца, подтверждающего полномочия законного представителя, если ведение дел с Роспатентом осуществляется заявителем через законного представителя;
|
|
- перевода документов, прилагаемых к заявке, поданных не на русском языке.
|
|
В ходе проведения формальной экспертизы также проверяется наличие иных документов:
|
|
- копии первой заявки на товарный знак, при представлении заявки, содержащей требование об установлении конвенционного приоритета;
|
|
- документального подтверждения правомерности испрашивания выставочного приоритета при представлении заявки, содержащей требование об установлении выставочного приоритета;
|
|
- документального подтверждения получения заявителем согласий субъектов персональных данных, указанных в заявке, или их представителей на обработку персональных данных указанных лиц;
|
|
- документального подтверждения даты основания производства, права заявителя на награды, если заявляемое обозначение содержит указание на дату основания производства, изображение наград, присужденных предприятию или производимым заявителем товарам;
|
|
- документального подтверждения согласия соответствующего компетентного государственного органа, органа международной или межправительственной организации в случае, если заявленное обозначение включает в качестве неохраняемых элементов официальные символы, наименования и отличительные знаки либо их узнаваемые части;
|
п. 2 ст. 1231.1 Кодекса
|
- документального подтверждения согласия собственника или лица, уполномоченного собственником, на государственную регистрацию в качестве товарного знака обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с официальным наименованием и изображением особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации либо объекта всемирного культурного или природного наследия, а также с изображением культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся собственниками;
|
п. 4 ст. 1483 Кодекса
|
- документального подтверждения согласия правообладателя сходного до степени смешения товарного знака другого лица, заявленного на регистрацию в отношении однородных товаров либо охраняемого в Российской Федерации в отношении однородных товаров, имеющего более ранний приоритет;
|
п. 6 ст. 1483 Кодекса
|
- документального подтверждения согласия обладателя авторского права или его правопреемника в случае, если заявленное обозначение тождественно названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака произведению науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту;
|
пп. 1 п. 9 ст. 1483 Кодекса
|
- документального подтверждения согласия соответствующего лица или его наследника в случае, если заявленное обозначение тождественно имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица;
|
пп. 2 п. 9 ст. 1483 Кодекса
|
- документального подтверждения соответствующего согласия в случаях, когда на регистрацию в качестве товарного знака заявлено обозначение, элементом которого является сходный до степени смешения товарный знак другого лица, объект авторского права либо имя, псевдоним, производное от них обозначение, портрет, факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица.
|
п. 10 ст. 1483 Кодекса
|
Проверка наличия документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и соблюдения требований, предъявляемых к ним законодательством, производится в течение одного месяца со дня завершения проверки уплаты пошлины с положительным результатом.
|
п. 78 Регламента
|
Глава 3. Проверка дополнительных материалов, представленных заявителем по запросу
|
Нормативно-правовые и иные акты
|
1. Требования к запросу дополнительных материалов
|
|
В результате проверки может быть установлено, что:
|
|
- заявка оформлена с нарушением требований к документам заявки,
|
п. 79 Регламента
п. 22 Правил
|
- заявка, со всей очевидностью, подана представителем заявителя, однако в заявке отсутствуют сведения о нем - его фамилия, имя, отчество (при наличии) и место нахождения;
|
|
- в заявке отсутствует заявление о государственной регистрации товарного знака с указанием заявителя, его места жительства или места нахождения;
|
|
- в заявке отсутствует заявляемое обозначение;
|
|
- в заявке отсутствует перечень товаров, которые сгруппированы по классам МКТУ;
|
|
- в заявке отсутствует описание заявляемого обозначения;
|
|
- в заявке на коллективный знак отсутствует устав коллективного знака;
|
|
- документы заявки не содержат документального подтверждения согласия на обработку персональных данных представителя заявителя и/или доверенность, удостоверяющую полномочия представителя заявителя (в том числе патентного поверенного) и/или заверенную копию документа, подтверждающего полномочия законного представителя заявителя, либо указанные в них сведения противоречат друг другу.
|
|
Если в результате анализа представленных документов установлено отсутствие надлежащим образом оформленных документов, без которых проведение формальной экспертизы невозможно, заявителю направляется запрос с указанием оснований необходимости представления дополнительных материалов и предложением представить недостающие и/или исправленные сведения и/или документы в течение трех месяцев со дня направления запроса. Однако запрос доверенности, удостоверяющей полномочия представителя, являющегося патентным поверенным, должен быть обусловлен обоснованными сомнениями в наличии у патентного поверенного соответствующих полномочий.
|
|
Запрос должен быть направлен не позднее истечения одного месяца со дня завершения проверки уплаты пошлины с положительным результатом.
|
|
2. Проверка дополнительных материалов, представленных заявителем по запросу
|
|
Проверка исправленных и/или недостающих сведений и/или документов производится в течение одного месяца со дня их поступления.
|
п. 81, 83, 84 Регламента
|
п. 23 Правил
|
|
Срок представления ответа на запрос может быть продлен заявителем путем представления соответствующего ходатайства - см. пункт 8 главы 1 раздела V настоящего Руководства.
|
п. 28 Правил
|
Если в результате проверки представленных сведений и/или документов выявлено хотя бы одно из нижеперечисленных обстоятельств:
|
п. 22 Правил
|
- отсутствие в заявке подписи заявителя или его представителя;
|
|
- несоответствие указания заявителя в заявлении установленным законодательством Российской Федерации требованиям;
|
|
- отсутствие в заявке обозначения, заявляемого для регистрации в качестве товарного знака;
|
|
- отсутствие в заявке указания товара или услуги, для которых испрашивается регистрация заявленного обозначения,
|
|
тогда заявка принятию к рассмотрению не подлежит.
|
|
Решение об отказе в принятии заявки к рассмотрению с указанием оснований для отказа направляется не позднее истечения одного месяца со дня представления заявителем исправленных и (или) недостающих документов.
|
|
Если в ответ на запрос заявителем не представлены запрошенные сведения и/или документы, либо они представлены позднее установленного трехмесячного срока со дня направления запроса, заявка признается отозванной.
|
п. 90 Регламента
|
п. 27 Правил
|
|
Решение о признании заявки отозванной направляется не позднее истечения одного месяца со дня истечения трехмесячного срока для представления исправленных и (или) недостающих документов (то есть не позднее истечения четырех месяцев со дня направления запроса с сообщением о необходимости представления исправленных и (или) недостающих документов).
|
|
Заявка признается отозванной со дня принятия решения о признании заявки отозванной.
|
|
Вместе с тем отсутствие в заявке фамилии, имени, отчества и адреса представителя заявителя (если заявка подается представителем заявителя), описания заявленного обозначения или документов, относящихся к испрашиванию конвенционного или выставочного приоритетов, а также перевода прилагаемых к заявке документов, представленных не на русском языке, не является препятствием для принятия заявки к рассмотрению и установления даты ее подачи.
|
п. 91 Регламента
|
п. 22 Правил
|
Глава 4. Оформление результатов формальной экспертизы
|
Нормативно-правовые и иные акты
|
Если в результате проверки наличия документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в том числе представленных заявителем исправленных и/или недостающих сведений и/или документов, установлено их соответствие предъявляемым к ним законодательством Российской Федерации требованиям, заявка принимается к рассмотрению.
Решение о принятии заявки к рассмотрению с указанием установленной даты подачи заявки направляется заявителю не позднее истечения одного месяца со дня завершения проверки уплаты пошлины с положительным результатом либо не позднее истечения одного месяца со дня представления заявителем исправленных и/или недостающих сведений и/или документов в ответ на запрос.
|
п. 89 Регламента
п. 25 Правил
|
Дата подачи заявки устанавливается по дате поступления надлежаще оформленных:
|
п. 8 ст. 1492 Кодекса
|
- заявления о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, его места жительства или места нахождения;
|
|
- заявляемого обозначения;
|
|
- перечня товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам МКТУ,
|
|
либо последнего из перечисленных документов, если они представлялись не одновременно, в том числе в ответ на запрос.
|
|
Решение о принятии заявки к рассмотрению может также, в зависимости от ситуации, содержать сведения:
|
п. 94 Регламента
|
- о возможности установления в период проведения экспертизы заявленного обозначения конвенционного или выставочного приоритета при условии представления документов, подтверждающих правомерность требования об установлении конвенционного или выставочного приоритета, в течение трех месяцев с даты подачи заявки;
|
|
- о необходимости представления иных сведений и (или) документов, предусмотренных законодательством РФ;
|
|
- о причинах, по которым в заявке, поданной как заявка, выделенная из первоначальной заявки, указана (или не указана) дата подачи по дате подачи первоначальной заявки;
|
|
- о проведении экспертизы заявки в отношении товаров, относящихся к тем классам МКТУ, которые указаны первыми в перечне товаров и количество которых соответствует размеру уплаченной пошлины.
|
|
С направлением решения о принятии заявки к рассмотрению административная процедура проверки пошлин и формальной экспертизы завершается.
|
РАЗДЕЛ IV. ПРОВЕРКА СООТВЕТСТВИЯ ЗАЯВЛЕННОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ
ТРЕБОВАНИЯМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 1. Проверка перечня заявленных товаров и/или услуг
|
Нормативно-правовые и иные акты
|
1. Проверка возможности идентификации термина для классификации товара и/или услуги в соответствии с МКТУ
|
|
При составлении и анализе перечня товаров и/или услуг целесообразно учитывать актуальное издание МКТУ, а также пользоваться Менеджером товаров и услуг и Руководством по экспертизе перечней товаров и услуг (Комитет экспертов: http:www.wipo.int/meetings/en/topic.jsp?group_id=201; Ниццкая классификация: http:www.wipo.int/classifications/nice/en/; Менеджер товаров и услуг (MGS): http:www.webaccess.wipo.int/mgs/; Руководство по экспертизе перечней товаров и услуг: http:www.wipo.int/edocs/mdocs/madrid/en/mm_ld_wg_15_rt/mm_ld_wg_15_rt_classification_guidelines_ib.pdf).
|
|
1.1. Ясность и точность терминов
|
|
1.1.1. Общие принципы указания наименований товаров и/или услуг
|
|
Перечень товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака, классифицируется и группируется по классам МКТУ.
|
пп. 3 п. 3 ст. 1492 Кодекса
|
Товары и/или услуги, сгруппированные по классам МКТУ, должны быть обозначены терминами, позволяющими идентифицировать товар и/или услугу.
|
пп. 1 п. 28 Требований
|
Перечень товаров и/или услуг не может состоять только из областей деятельности или обобщенных наименований групп товаров и/или услуг, к которым товар и/или услуга может относиться.
|
пп. 2 п. 28 Требований
|
Приводимые в перечне товаров и/или услуг формулировки должны однозначно идентифицировать товары и/или услуги, уже присутствующие на рынке или только вводимые в гражданский оборот, и соотноситься с каким-либо видовым термином, используемым в МКТУ, в той области, к которой относится тот или иной товар и/или услуга. Термины должны поддаваться сравнительному анализу и быть понятны широкому кругу пользователей. Товары и/или услуги, указанные в заявке на товарный знак, включая общие наименования из заголовков классов МКТУ, будут толковаться экспертизой с точки зрения используемого в обороте товаров и в сфере оказания услуг в Российской Федерации значения.
|
|
Если наименование товара и/или услуги может входить в несколько классов МКТУ, необходимо дополнительно указывать:
|
пп. 10 п. 28 Требований
|
- в отношении товара - назначение, функцию товара, материал, из которого он изготовлен, или принцип его действия;
|
|
- в отношении услуги - назначение (сферу) деятельности, которое соответствует выбранному классу.
|
|
Если в перечень товаров включается товар, для которого в МКТУ отсутствует соответствующий термин, необходимо дополнительно указать видовое понятие с учетом общепринятой терминологии.
|
пп. 11 п. 28 Требований
|
1.1.2. Использование уточняющих выражений ("а именно", "в частности" и т.п.) для определения объема перечня товаров и услуг
|
|
Неясные формулировки можно уточнить с помощью союзов "а именно", "в том числе", "включая" и т.д. и последующего списка приемлемых терминов.
|
|
"а именно", "то есть"
|
|
Использование союза "а именно" допустимо и подразумевает ограничение конкретных товаров и/или услуг.
|
|
Например, формулировка "фармацевтические препараты, а именно анальгетики" в 05 классе МКТУ означает, что заявка подана только для анальгетиков, а не для каких-либо иных типов фармацевтических препаратов.
|
|
"в том числе"
|
|
Использование союза "в том числе" также допустимо и подразумевает уточнение товаров и/или услуг.
|
|
Например, формулировка "фармацевтические препараты, в том числе анальгетики" ("в том числе" в значении "например") будет означать, что в список товаров входят любые виды фармацевтических препаратов, причем анальгетики являются одним из примеров этих видов. То же самое толкование относится к использованию слов, имеющих значение ограничения и уточнения: "включая", "в частности".
|
|
1.1.3. Использование пунктуации
|
|
Нарушение пунктуации может привести к неправильной классификации товаров и/или услуг.
|
|
Если товары относятся к разным видовым группам, то наименования товаров разделяются точкой с запятой.
|
пп. 7 п. 28 Требований
|
Например, в формулировке "живые растения и цветы; корма и напитки для животных, солод" в 31 классе МКТУ использование запятой между словами "напитки для животных" и "солод" является ошибочным, т.к. солод не относится к напиткам для животных. Данные формулировки должны быть разделены между собой знаком препинания ";" ("живые растения и цветы; корма и напитки для животных; солод").
|
|
Наименования товаров, относящихся к одному виду, разделяются запятой.
|
пп. 7 п. 28 Требований
|
Например, в формулировке "зубные пасты, зубные порошки" в 03 классе МКТУ перечислены товары одного вида, поэтому они разделены между собой запятой.
|
|
Допустимо использование такого типографического знака, как косая черта "/", который, по сути, заменяет союзы "и" и "или" в их совместном использовании. Например, "оформление интерьера/дизайн" в 42 классе МКТУ.
|
|
1.1.4. Использование аббревиатур и акронимов в перечнях товаров и услуг
|
|
Аббревиатуры, используемые в перечне товаров и/или услуг, следует принимать с большой осторожностью ввиду их возможной многозначности.
|
|
Использование однозначной аббревиатуры в отношении товара и/или услуги определенного класса допустимо.
|
|
Например, аббревиатуры DVD-плееры и MP3-плееры, значение которых зафиксировано в ряде современных источников (при определении значения можно воспользоваться, например, сервисом "academic.ru") и хорошо известно пользователю, могут быть отнесены к 09 классу МКТУ.
|
|
Возможно использование известной в определенной области аббревиатуры. Однако при анализе перечня товаров и/или услуг эксперту следует провести поиск данной аббревиатуры в различных информационных источниках, например, в специальных словарях, относящихся к конкретным областям науки и техники, к которым относится данный вид товара и/или услуги, а также в их электронных версиях, для определения необходимости раскрытия значения слова. Если будет установлено, что аббревиатура раскрыта в упомянутых источниках применительно к определенному виду товара и/или услуги, то эксперт не вносит никаких изменений в предоставленный перечень товаров и/или услуг.
|
|
Акронимы могут быть приняты в перечне товаров и/или услуг, если они понятны и уместны для класса, в отношении которого подана заявка.
|
|
1.2. Термины и выражения, отличающиеся недостатком ясности и точности
|
|
Если в перечне товаров и/или услуг заявленного обозначения содержатся формулировки, не позволяющие с достаточной ясностью идентифицировать товар и/или услугу, экспертиза вправе потребовать у заявителя уточнения неясных терминов, содержащихся в перечне товаров и/или услуг заявленного обозначения, поскольку использование таких терминов может привести к затруднению при определении объема притязаний, а также однородности товаров и/или услуг, как в процессе проведения экспертизы, так и при защите правообладателем своего исключительного права при использовании товарного знака.
|
п. 4 ст. 1497 Кодекса
пп. 3 п. 51 Правил
|
Например, формулировка "персональные и социальные услуги, оказываемые другим для удовлетворения потребностей индивидуальных лиц" является обобщенной до утраты определенности и требует конкретизации. Существуют индивидуальные и социальные услуги, которые могут быть классифицированы не только по 45 классу МКТУ, например, "рестораны; дома для престарелых" - 43 класс МКТУ, "чистка одежды" - 37 класс МКТУ, "воспитание в дошкольных учреждениях" - 41 класс МКТУ, "перевозка путешественников" - 39 класс МКТУ, "услуги в области медицинского ухода, гигиены и косметики для людей" - 44 класс МКТУ.
|
|
Принимая во внимание сложившуюся практику, формулировка "персональные и социальные услуги, оказываемые другим для удовлетворения потребностей индивидуальных лиц" уточняется перечнем определенных услуг, включенных в данную позицию и относящихся к 45 классу МКТУ.
|
|
1.2.1. Неясные термины, не содержащиеся в МКТУ
|
|
МКТУ не содержит исчерпывающий список товаров и/или услуг, в отношении которых может быть испрошена правовая охрана товарного знака.
|
|
Все неясные термины должны быть уточнены таким образом, чтобы их можно было однозначно идентифицировать и классифицировать по одному из классов МКТУ.
|
пп. 1 п. 28 Требований
|
Заявитель вправе указать в перечне товар и/или услугу, наименование которой отсутствует в МКТУ, дополнительно указав видовое понятие с учетом общепринятой терминологии.
|
|
1.2.2. Указание на все товары и/или услуги в настоящем классе
|
|
Если заявитель намеревается испросить правовую охрану товарного знака в отношении всех товаров и/или услуг, включенных в перечень определенного класса МКТУ, то он должен привести список конкретных товаров и/или услуг. При этом не допускается использование формулировок "все товары класса...", "все услуги класса...", "и все иные товары и/или услуги этого класса (включенные в этот класс)".
|
|
1.2.3. Указание обозначений, охраняемых в качестве товарных знаков, в перечне товаров и/или услуг
|
|
Необходимо предотвращать превращение в родовое или видовое наименования объектов, права на которые принадлежат третьим лицам.
|
|
Нередко возникают ситуации, когда в перечне товаров и услуг заявитель указывает обозначение, зарегистрированное в качестве товарного знака, что может привести к правовой коллизии.
|
|
В этой связи при формировании перечня следует указывать родовые или видовые наименования товаров и/или услуг.
|
|
Рассмотрим следующие примеры:
|
|
1. В недавнее время в обиход вошли сапоги из овчины, которые получили название "угги". Вместе с тем, на сегодняшний день обозначение "угги" является зарегистрированным товарным знаком для обуви (международные регистрации NN 1037027, 1229058).
|
|
2. Заявитель включил в перечень товаров 30 класса МКТУ формулировку "ароматизаторы, приправы, пряности и специи для колбасы "Гусарская" и сосисок "Гусарские". При этом данная заявка подана на регистрацию товарного знака со словесным элементом "Гусарские". В этой ситуации включение в перечень указанной формулировки недопустимо, поскольку такая формулировка будет способствовать превращению индивидуальных названий колбасы и сосисок в видовые. В подобных случаях экспертиза направит заявителю запрос с просьбой уточнить формулировки товаров или предложит исключить из перечня соответствующее индивидуальное название товара.
|
|
3. Указанную заявителем в перечне товаров формулировку "электронные устройства для передачи звука или изображений; видеоплееры; CD-плееры; айподы" экспертиза предложит изменить, поскольку IPod (айпод) является товарным знаком. Слово "айпод" может быть заменено на словосочетание, характеризующее данный товар по назначению: "небольшой портативный цифровой аудиоплеер для хранения данных в различных форматах, включая MP3".
|
|
1.2.4. Включение в перечень товаров терминов "части и гарнитура", "компоненты и принадлежности"
|
|
Термины "части и гарнитура", "компоненты и принадлежности" не являются сами по себе или в сочетании друг с другом ни достаточно ясными, ни точными для целей классификации. Каждый из этих терминов требует уточнения, например, указанием назначения товара, материала из которого товар изготовлен.
|
|
Например, формулировка "части и гарнитура для автомобилей, включенные в 12 класс" приемлема в 12 классе МКТУ; формулировка "строительные компоненты, изготовленные из дерева" приемлема в 19 классе МКТУ.
|
|
1.2.5. Использование формулировок "и тому подобное", "и так далее", "и другие"
|
|
Использование общепринятых сокращений "и т.п.", "и т.д.", "и др." в перечне товаров и/или услуг недопустимо, так как они не служат однозначной классификации заявленных товаров и/или услуг и не дают возможности эксперту определить объем притязаний и проанализировать, о каком виде конкретного товара и/или услуги идет речь.
|
|
2. Проверка классификации заявленных товаров и/или услуг в соответствии с МКТУ
|
|
Цель данного пункта заключается в том, чтобы дать пояснения по классификации некоторых терминов, вызывающих затруднения при их отнесении к тем или иным классам МКТУ, дать пояснения по ряду позиций Классификатора, которые были перенесены из класса в класс. В разделе также представлены замечания по классификации, в том числе даны примеры слов и фраз, не рекомендуемых к использованию при составлении перечня товаров и услуг.
|
|
Существуют следующие рекомендации относительно случаев классификации товаров, требующих пояснения. Под "товарами" следует понимать "готовые изделия", "готовые многоцелевые изделия", "частично обработанное и/или необработанное сырье", "емкости, предназначенные для упаковки и хранения товаров".
|
|
1. Готовые изделия классифицируются в соответствии с функцией или назначением. В случае если функция и назначение товара не указаны, следует руководствоваться дополнительными критериями, такими как материал или принцип функционирования.
|
|
2. Готовые многоцелевые изделия могут быть отнесены к определенному классу в зависимости от выполняемых функций или назначения. Если таковые не указаны ни в одном из заголовков классов предоставленного перечня, следует руководствоваться критериями, изложенными в п. 1.
|
|
3. Частично обработанное и/или необработанное сырье следует классифицировать по материалу, из которого оно состоит.
|
|
4. Изделия, изготовленные из различных материалов, следует классифицировать по преобладающему в их составе материалу.
|
|
5. Емкости, предназначенные для упаковки и хранения товаров, следует относить к тому же классу, что и сам товар, если соответствующие емкости не указаны ни в одном из классов МКТУ.
|
|
Также существует ряд критериев относительно случаев классификации услуг, требующих пояснения:
|
|
1. Услуги классифицируются в соответствии со сферой деятельности, которая представлена в заголовке класса и пояснениях.
|
|
2. Услуги, связанные с прокатом, относятся к тем же классам, к которым относятся услуги, осуществляемые объектом проката.
|
|
3. Услуги, связанные с предоставлением консультации, классифицируются так же, как и услуги, являющиеся объектом консультации.
|
|
4. Услуги, оказываемые в рамках франчайзинга, следует относить к тому же классу, что и услуги, предоставляемые франшизодателем.
|
|
Экспертиза вправе потребовать у заявителя уточнение формулировок, вызывающих сомнения в принадлежности товара и/или услуги к тому или иному классу МКТУ, поскольку при использовании в перечне обобщенных или неточных позиций могут возникнуть затруднения при определении объема притязаний, а также однородности товаров и/или услуг, как в процессе проведения экспертизы, так и при защите правообладателем своего исключительного права при использовании товарного знака.
|
пп. 3 п. 51 Правил
|
Защитная одежда
|
|
Защитная одежда может заменять или дополнять обычную одежду. Для изготовления данного типа одежды используют различные ткани или нетканые материалы, которые пропитываются специальным составом. Само защитное действие такой одежды основано на поглощении вредных примесей компонентами пропитки. Данные товары относятся к 09 классу МКТУ.
|
|
Фартуки, комбинезоны и рабочая одежда, которые просто защищают против пятен грязи, относятся не к 09 классу МКТУ, а к 25 классу МКТУ как одежда общего назначения.
|
|
Защитные спортивные изделия, за исключением касок, должны быть отнесены к 28 классу МКТУ, поскольку данные изделия являются товарами, сопутствующими определенной игре или занятием определенным видом спорта.
|
|
Диетические товары
|
|
Следует отметить, что все диетические товары должны быть отнесены только к 05 классу МКТУ согласно их назначению. Например, творог диетический, молоко диетическое.
|
|
Термин "диетический" не требует уточнений или пояснений, если указан в 05 классе МКТУ. "Диетический" - это указание назначения продукта, то есть предназначенный для диетических целей. Известно, что диета - это ограничение рациона питания или специальное питание для людей (или животных), имеющих нарушения в функционировании организма.
|
|
Если термин "диетический" указан в других классах, относящихся к продуктам питания и напиткам, требует уточнение типа "с низким содержанием жира, сахара и т.д.", например, "творог обезжиренный", "молоко без лактозы", "конфеты без сахара".
|
|
Электронные сигареты
|
|
Электронные сигареты и такие их части, как, например, картриджи и распылители, относятся к товарам 34 класса МКТУ по своему назначению.
|
|
Необходимо отметить, что "батарейки для электронных сигарет; устройства зарядные для электронных сигарет" относятся к 09 классу МКТУ.
|
|
Зажигалки
|
|
Товар "зажигалки" относится исходя из назначения к 11 и 34 классам МКТУ ("зажигалки для закуривания")
|
|
Представляется допустимой в 34 классе МКТУ формулировка "принадлежности курительные, а именно зажигалки".
|
|
Услуги, связанные с торговой деятельностью
|
|
В связи с тем, что услуга "продвижение товаров для третьих лиц" может быть связана не только непосредственно с продажей товаров, но и, например, с рекламой, относящейся к 35 классу МКТУ, термин "продвижение товаров для третьих лиц" не может рассматриваться как эквивалент понятий "услуги торговли", "услуги по продаже товаров" и т.п.
|
|
Для обозначения услуг по продаже товаров могут быть использованы следующие термины: "услуги по розничной, оптовой продаже товаров", "услуги магазинов по розничной, оптовой продаже товаров", "услуги по развозной продаже товаров", "услуги розничной продажи товаров по каталогу путем почтовых отправлений", "услуги розничной продажи товаров с использованием телемагазинов или интернет-сайтов".
|
Информационное письмо от 23 декабря 2011 N 2 "О формулировках терминов, идентифицирующих услуги, относящиеся к торговой деятельности, при включении их в перечень услуг 35 класса МКТУ"
|
Термины, обозначающие услуги по продаже товаров, могут быть использованы с уточнениями по ассортименту реализуемых товаров или по сфере деятельности, например: "услуги розничной продажи продуктов питания", "услуги оптовой продажи строительных материалов", "услуги розничной продажи семян, луковиц цветов, рассады овощных и цветочных культур, декоративных и плодовых деревьев и кустарников", "услуги розничной продажи, осуществляемые универмагами, представляющими широкий ассортимент одежды, обуви, аксессуаров, косметики и парфюмерии", "услуги универмагов по розничной продаже широкого ассортимента мебели и товаров для дома".
|
|
Все перечисленные выше формулировки услуг могут быть отнесены к 35 классу МКТУ.
|
|
Для обозначения услуг, в той или иной степени связанных с торговой деятельностью, кроме упомянутого ранее термина "продвижение товаров для третьих лиц", могут быть использованы иные термины, содержащиеся в 35 классе МКТУ. В зависимости от вида деятельности могут быть использованы следующие термины: агентства по импорту-экспорту, продажа аукционная, услуги снабженческие для третьих лиц (закупка и обеспечение предпринимателей товарами).
|
|
Необходимо также учитывать следующее.
|
|
Недопустимы следующие термины, так как все они, несмотря на то, что связаны с продажей, охватывают другие сопутствующие услуги:
|
|
- "магазины", в том числе с указанием на ассортимент товаров - например, "книжные магазины", "магазины одежды", и "услуги универмагов, супермаркетов" (слишком обобщенные формулировки, которые могут включать в себя не только услуги по продаже товаров, но и иные услуги, в том числе не относящиеся к 35 классу МКТУ);
|
|
- "торговые центры", "услуги торговых центров" (деятельность торговых центров может состоять в том числе в сдаче в аренду торговых и складских помещений и не может относиться к 35 классу МКТУ);
|
|
- "булочные" (слишком широкая формулировка, которая может включать в себя не только услуги по продаже хлебобулочных изделий, но и иные услуги, в том числе не относящиеся к 35 классу МКТУ, например, услуги кафетериев, выпечка хлебобулочных изделий по индивидуальным заказам, например, свадебных караваев и т.п.).
|
Глава 2. Проверка по основаниям для отказа
|
Нормативно-правовые и иные акты
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Проверка соблюдения требований, предусмотренных ст. 1477 Кодекса
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Товарные знаки представляют собой средства индивидуализации, которые являются обозначениями, служащими соответственно для индивидуализации товаров или работ, услуг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
|
ст. 1477 Кодекса
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таким образом, к товарным знакам выдвигается следующее требование: они должны индивидуализировать соответственно товары или работы, услуги юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы следующие виды обозначений: словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
|
п. 1 ст. 1482 Кодекса
п. 32 Правил
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наибольшее количество обозначений, подаваемых на регистрацию в качестве товарных знаков, составляют словесные обозначения, комбинированные обозначения, а также изобразительные обозначения.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, а также их сочетания.
|
п. 32 Правил
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К изобразительным обозначениям относятся изображения на плоскости живых существ, предметов, природных и иных объектов, композиции линий, пятен, любых фигур.
|
п. 32 Правил
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К комбинированным обозначениям относятся комбинации элементов разного вида обозначений: изобразительных, словесных, объемных и других обозначений, перечень которых является открытым (в том числе, например, этикетки и полиграфические упаковки).
|
п. 32 Правил
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Следует отметить, что в последнее время все чаще в качестве товарных знаков регистрируются такие относительно новые виды обозначений, как, например, объемные, звуковые, позиционные, изменяющиеся, цветовые, световые, голографические обозначения. Указанные виды обозначений используются производителями товаров, как правило, для усиления привлекательности своей продукции и рекламирования товаров и услуг с помощью средств радио, телевидения, сети Интернет.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий и фигур в пространственном расположении. В большинстве случаев в качестве объемных товарных знаков регистрируются оригинальная форма товара или его упаковки, а также форма отдельных деталей товара или упаковки. При этом заявляемые объемные обозначения представляются в виде изображения общего вида этого обозначения (схематическое, фотографическое или выполненное в графическом редакторе в электронно-цифровой форме). Кроме того, дополнительно могут представляться изображения всех необходимых проекций заявленного обозначения, характеризующих обозначение как объемное и дающих исчерпывающее представление о разных видах этого обозначения. Примеры зарегистрированных объемных товарных знаков приведены ниже.
|
п. 32 Правил
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
пп. 3 п. 27 Требований
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
N регистрации товарного знака
|
Изображение товарного знака
|
Примечание
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
488859
|
ЗАЯВИТЕЛЕМ ПО СОБСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЕ
РАЗДЕЛ VI. РЕГИСТРАЦИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА
РАЗДЕЛ VII. ВЫДАЧА ДУБЛИКАТА СВИДЕТЕЛЬСТВА НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области |