ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПРИКАЗ
от 25 апреля 2022 г. N 546
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОНТРОЛЯ ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ И КАЧЕСТВОМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРЕДАННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ
ОБ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЯХ И УЧЕНЫХ ЗВАНИЯХ
В соответствии с пунктом 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и (или) предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2018 г. N 780 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 28, ст. 4240), подпунктом 5.2.17(1) пункта 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 885 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5344; 2022, N 1, ст. 175), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях.
2. Признать утратившими силу приказы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки:
от 16 октября 2018 г. N 1417 "Об утверждении Порядка осуществления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочия по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 ноября 2018 г., регистрационный N 52694);
от 25 сентября 2020 г. N 969 "О внесении изменений в Порядок осуществления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочия по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 октября 2018 г. N 1417" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 октября 2020 г., регистрационный N 60613).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Е.Е. Семченко.
Руководитель
А.А.МУЗАЕВ
Утвержден
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 25.04.2022 N 546
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОНТРОЛЯ ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ И КАЧЕСТВОМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРЕДАННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ
ОБ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЯХ И УЧЕНЫХ ЗВАНИЯХ
I. Общие положения
Цели и предмет осуществления Федеральной службой по надзору
в сфере образования и науки контроля за эффективностью
и качеством осуществления органами государственной власти
субъектов Российской Федерации переданных полномочий
Российской Федерации в сфере образования и полномочия
Российской Федерации по подтверждению документов
об ученых степенях и ученых званиях
1. Порядок осуществления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях (далее - Порядок) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении Рособрнадзором контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях в рамках государственного контроля (надзора) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере образования (далее соответственно - переданные полномочия, контроль за переданными полномочиями).
2. Целью контроля за переданными полномочиями является предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении переданных полномочий.
3. Предметом контроля за переданными полномочиями является оценка эффективности и качества осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по:
федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ);
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2021, N 24, ст. 4188.
государственному контролю (надзору) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования;
лицензированию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона N 273-ФЗ;
государственной аккредитации образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пункте 8 части 1 статьи 6 Федерального закона N 273-ФЗ;
подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях и ученых званиях.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих
осуществление переданных полномочий, исполнение
и соблюдение требований которых подлежит проверке
4. Исполнение переданных полномочий осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.03.2022);
Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, стр. 8220 - 8235; 2021, N 24, ст. 4188);
Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4137; 2021, N 27, ст. 5179);
Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465; 2021, N 24, ст. 4187);
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2022, N 1, ст. 61);
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2021, N 27, ст. 5179);
Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2716; 2022, N 1, ст. 59);
Федеральным законом N 273-ФЗ;
Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 330-ФЗ "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 48, ст. 6696; 2020, N 24, ст. 3740);
Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 50, ст. 8415);
Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 52, ст. 8973) (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3706; 2021, N 37, ст. 6540);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 44, ст. 6274; 2022, N 16, ст. 2658);
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6931; 2021, N 39, ст. 6712);
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. N 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 27, ст. 3744; 2021, N 22, ст. 3841);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 370 "Об утверждении Правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций и возмещения расходов, понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 18, ст. 2270; 2021, N 49, ст. 8228);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 438 "О государственной информационной системе "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 22, ст. 2821);
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. N 611 "Об утверждении Правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4120; 2016, N 22, ст. 3213);
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. N 719 "О государственной информационной системе государственного надзора в сфере образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 34, ст. 4448);
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378; 2020, N 11, ст. 1566);
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2013 г. N 797 "О федеральной информационной системе "Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 37, ст. 4711);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2014 г. N 152 "Об утверждении Правил подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 10, ст. 1042; 2018, N 41, ст. 6260);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 19, ст. 2825; 2021, N 17, ст. 2971) (далее - Правила формирования и ведения единого реестра проверок);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 479 "О компетентных органах, уполномоченных на проставление апостиля в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 23, ст. 3326);
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6067; 2021, N 49, ст. 8310);
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2328 "О порядке аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 1, ст. 180);
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 3, ст. 565; 2021, N 39, ст. 6712);
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2021 г. N 338 "О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 11, ст. 1830, N 30, ст. 5781);
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 г. N 604 "Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 17, ст. 2971, N 30, ст. 5781);
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5385);
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. N 2168 "О порядке оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещения расходов, понесенных ими в связи с участием в контрольных (надзорных) мероприятиях, проводимых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 50, ст. 8556);
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2022 г. N 3 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 4, ст. 634);
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 января 2014 г. N 45 "Об утверждении форм свидетельств о государственной аккредитации, временного свидетельства о государственной аккредитации и приложений к ним, а также технических требований к указанным документам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31446), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. N 1488 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2014 г., регистрационный N 35159);
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 275 "Об утверждении Порядка приобретения, учета, хранения и заполнения бланков свидетельств о государственной аккредитации, временного свидетельства о государственной аккредитации и приложений к ним" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 апреля 2014 г., регистрационный N 32158);
приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 апреля 2014 г. N 536 "Об утверждении формы заявления о предоставлении временной лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также перечня документов, прилагаемых к нему" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 мая 2014 г., регистрационный N 32339), с изменениями, внесенными приказами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12 октября 2017 г. N 1686 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 ноября 2017 г., регистрационный N 48800), от 2 декабря 2020 г. N 1186 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2020 г., регистрационный N 61681), от 23 апреля 2021 г. N 549 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2021 г., регистрационный N 63695);
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2014 г. N 556 "Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 июля 2014 г., регистрационный N 33374);
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2014 г. N 1205 "Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2015 г., регистрационный N 35748), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 июня 2016 г. N 694 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 августа 2016 г., регистрационный N 43240), от 5 декабря 2016 г. N 1524 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 января 2017 г., регистрационный N 45117);
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1630 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 апреля 2015 г., регистрационный N 37005), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 июня 2016 г. N 694 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 августа 2016 г., регистрационный N 43240), от 8 декабря 2016 г. N 1538 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 декабря 2016 г., регистрационный N 45070);
приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17 марта 2020 г. N 310 "Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 сентября 2020 г., регистрационный N 59606);
приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 23 декабря 2020 г. N 1276 "Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 февраля 2021 г., регистрационный N 62519);
приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 марта 2021 г. N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2021 г., регистрационный N 63710), с изменениями, внесенными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 октября 2021 г. N 651 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 декабря 2021 г., регистрационный N 66372);
приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 22 ноября 2021 г. N 1500 "Об утверждении формы отчета об осуществлении органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочия по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и требований к содержанию отчета и его составлению" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 января 2022 г., регистрационный N 67064) (далее - приказ Рособрнадзора от 22 ноября 2021 г. N 1500);
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 868 "Об утверждении аккредитационных показателей по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2021 г., регистрационный N 66122);
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 869 "Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам среднего профессионального образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2021 г., регистрационный N 66123);
приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24 декабря 2021 г. N 1689 "Об утверждении форм заявлений о государственной аккредитации образовательной деятельности, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и (или) приложения (приложений) к нему, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности, о представлении дубликата свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и перечня документов, прилагаемых к заявлению о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности и к заявлению о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и (или) приложения (приложений) к нему в отношении ранее не аккредитованных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и требований к их заполнению и оформлению" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2022 г., регистрационный N 67126);
приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 января 2022 г. N 35 "Об утверждении порядка аккредитации, привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к аккредитационной экспертизе, а также ведения реестра экспертов и экспертных организаций" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 февраля 2022 г., регистрационный N 67388).
Наименование федерального органа исполнительной власти,
на который возложено проведение проверок деятельности
органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и должностных лиц органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих
переданные полномочия
5. Проведение проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении переданных полномочий осуществляется Рособрнадзором.
Формы проверок, применяемые к органам государственной
власти субъектов Российской Федерации и должностным лицам
органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющих переданные полномочия
при осуществлении контроля за переданными полномочиями
6. При осуществлении контроля за переданными полномочиями применяются следующие формы проверок:
документарные проверки, которые предусматриваются для изучения отчетности об осуществлении переданных полномочий и иных документов, представляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иной официальной информации, в том числе содержащейся в государственных информационных системах, без посещения таких органов;
выездные проверки, которые проводятся в случаях, если по результатам документарной проверки невозможно удостовериться в полноте и достоверности полученных в рамках документарной проверки выводов либо мероприятия по контролю за переданными полномочиями требуется проводить по месту нахождения органов государственной власти субъектов Российской Федерации или их должностных лиц.
Выездные проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
II. Права и обязанности должностных лиц
Рособрнадзора и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации при осуществлении контроля
за переданными полномочиями
Права и обязанности должностных лиц Рособрнадзора
по осуществлению контроля за переданными полномочиями
7. При осуществлении контроля за переданными полномочиями должностные лица Рособрнадзора имеют право:
а) беспрепятственно получать доступ на территорию органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
б) запрашивать у уполномоченных должностных лиц и иных работников органа государственной власти субъекта Российской Федерации документы и иные материалы по вопросам, относящимся к предмету проверки, в том числе нормативные правовые акты органа государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий;
в) проводить анализ информации, размещенной на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - официальный сайт органа государственной власти субъекта Российской Федерации, сеть "Интернет"), а также в государственных информационных системах;
г) запрашивать у уполномоченных должностных лиц и иных работников органа государственной власти субъекта Российской Федерации устные и письменные объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
д) снимать копии с документов, необходимых для проведения проверки;
е) применять предусмотренные пунктами 54, 58, 59 и 62 Порядка меры по пресечению и (или) устранению нарушений, выявленных при осуществлении органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий;
ж) запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
8. При осуществлении контроля за переданными полномочиями должностные лица Рособрнадзора обязаны:
а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по пресечению и (или) устранению нарушений, выявленных при осуществлении органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий;
б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы должностных лиц органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении которого проводится проверка;
в) проводить проверку на основании решения руководителя Рособрнадзора о ее проведении в соответствии с ее назначением;
г) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии решения руководителя Рособрнадзора о проведении проверки, а также копии документа о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры Российской Федерации (далее - органы прокуратуры) в случаях, когда такое согласование предусмотрено Федеральным законом N 414-ФЗ;
д) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа государственной власти субъекта Российской Федерации присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
е) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа государственной власти субъекта Российской Федерации, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
ж) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации с результатами проверки;
з) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
и) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
к) соблюдать сроки проведения проверок, установленные пунктами 38, 46 Порядка и периодичность проведения проверок, установленную частью 4 статьи 63 Федеральным законом N 414-ФЗ;
л) ознакомить перед началом проведения выездной проверки руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации по их просьбе с положениями Порядка;
м) при проведении выездной проверки осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок (при его наличии);
н) довести до сведения органов прокуратуры информацию о наличии угрозы причинения вреда в случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность органа государственной власти субъекта Российской Федерации представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан;
о) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан и организаций, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
п) выдать предписание органу государственной власти субъекта Российской Федерации об устранении выявленных нарушений при осуществлении переданных полномочий, об отмене нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий или о внесении в них изменений (далее - предписание) с указанием срока его исполнения;
р) принимать меры по контролю за устранением выявленных нарушений.
9. При осуществлении контроля за переданными полномочиями должностные лица Рособрнадзора не вправе:
а) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям Рособрнадзора;
б) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации;
в) требовать от органа государственной власти субъекта Российской Федерации представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
г) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
д) превышать установленные сроки проведения проверки;
е) осуществлять выдачу органу государственной власти субъекта Российской Федерации предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;
ж) требовать от органа государственной власти субъекта Российской Федерации представления документов, информации до даты начала проведения проверки.
Права и обязанности должностных лиц органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, в отношении которых
осуществляется контроль за переданными полномочиями
10. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель органа государственной власти субъекта Российской Федерации при проведении проверки имеет право:
а) непосредственно присутствовать при проведении выездной проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
б) получать от должностных лиц Рособрнадзора информацию, которая относится к предмету проверки;
в) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Рособрнадзора;
г) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными Рособрнадзором в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов либо подведомственных государственным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
д) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в Рособрнадзор по собственной инициативе;
е) представлять в Рособрнадзор в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного органу государственной власти субъекта Российской Федерации предписания в целом или его отдельных положений в течение 15 календарных дней со дня получения акта проверки в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием. При этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе приложить к возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Рособрнадзор. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
ж) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Рособрнадзора, повлекшие за собой нарушение прав органа государственной власти субъекта Российской Федерации при проведении проверки, в административном порядке.
11. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель органа государственной власти субъекта Российской Федерации при проведении проверки обязаны:
а) предоставлять должностным лицам Рособрнадзора, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;
б) в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса (письма) направить в Рособрнадзор указанные в мотивированном запросе (письме) документы (при проведении документарной проверки);
в) обеспечить присутствие руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации при проведении выездной проверки.
12. Руководитель органа государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает предоставление в Рособрнадзор отчетности об осуществлении переданных полномочий, составленной по форме, утвержденной приказом Рособрнадзора от 22 ноября 2021 г. N 1500, в том числе с использованием государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения
административных процедур, а также требования к порядку
их выполнения
13. Осуществление контроля за переданными полномочиями включает в себя следующие административные процедуры:
- подготовка ежегодного плана проведения проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- организация и проведение плановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- организация и проведение внеплановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- порядок оформления результатов проверки, в том числе выводов об эффективности и о качестве осуществления переданных полномочий, и ознакомления с ними должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом положений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле;
- устранение нарушений, выявленных при проведении проверки, включая вынесение высшему исполнительному органу субъекта Российской Федерации предписания (представления) об устранении нарушений, принятие мер по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда охраняемым законом ценностям, а в необходимых случаях - по внесению представления (предложения) об изъятии переданных полномочий в соответствии с положениями, предусмотренными законодательством Российской Федерации об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением переданных полномочий;
- внесение информации о плановых и внеплановых проверках, об их результатах и о принятых мерах по устранению выявленных нарушений в единый реестр проверок в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок.
14. Методика оценки эффективности и качества осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочия по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях (далее - Методика) приведена в приложении к Порядку.
Подготовка ежегодного плана проведения
проверок деятельности органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов
государственной власти субъектов Российской Федерации
15. Проект ежегодного плана проведения проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - план проверок) на очередной календарный год формируется уполномоченным структурным подразделением Рособрнадзора и представляется курирующему заместителю руководителя Рособрнадзора в срок до 1 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок.
16. Проект плана проверок разрабатывается с учетом:
а) необходимости проведения плановой проверки деятельности одного и того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации не чаще одного раза в два года;
б) оценки результатов проведенных за последние 2 года внеплановых проверок;
в) анализа исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими переданных полномочий, а также соответствия правовых актов субъектов Российской Федерации требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
г) анализа своевременного предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации отчетности, докладов, сведений, внесенных в государственную информационную систему государственного надзора в сфере образования и федеральную информационную систему "Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации"; <2>
--------------------------------
<2> Пункт 4 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2013 г. N 797 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 37, ст. 4711).
д) необходимости согласования с другими заинтересованными органами государственного контроля (надзора) проведения плановых проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации в случае, если плановые проверки будут проводиться органами государственного контроля (надзора) совместно.
17. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок, Рособрнадзор направляет проект плана проверок на согласование в прокуратуру соответствующего субъекта Российской Федерации почтовым отправлением на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде.
18. Внесение изменений в план проверок допускается в случае:
а) невозможности проведения плановой проверки деятельности органа государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с его ликвидацией или реорганизацией;
б) наступления обстоятельств непреодолимой силы.
Информация о необходимости внесения изменений в план проверок с приложением обосновывающих документов направляется Рособрнадзором в течение 3 рабочих дней со дня установления данных обстоятельств в соответствующую прокуратуру субъекта Российской Федерации на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Организация и проведение плановых проверок деятельности
органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и должностных лиц органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
19. Плановые проверки проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок.
20. Проверки проводятся на основании приказа Рособрнадзора.
21. Проект приказа Рособрнадзора о проведении проверки подготавливается уполномоченным специалистом структурного подразделения Рособрнадзора, ответственного за проведение проверки (далее - уполномоченный специалист), в сроки, обеспечивающие его подписание и надлежащее уведомление проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
22. Проведение проверки осуществляется должностными лицами Рособрнадзора, уполномоченными на проведение проверки, которые указаны в приказе Рособрнадзора о ее проведении.
23. Эксперты и (или) представители экспертных организаций к проведению проверки не привлекаются.
24. Копия приказа Рособрнадзора о проведении проверки передается должностному лицу Рособрнадзора, уполномоченному на проведение проверки.
25. О проведении плановой проверки орган государственной власти субъекта Российской Федерации уведомляется Рособрнадзором не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа Рособрнадзора о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, в том числе посредством направления на адрес электронной почты органа государственной власти субъекта Российской Федерации электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или с использованием государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования.
26. Плановая документарная проверка проводится по месту нахождения Рособрнадзора.
27. Предметом плановой документарной проверки является соблюдение органом государственной власти субъекта Российской Федерации обязательных требований при реализации переданных полномочий, вывод о чем может быть сделан на основании оценки сведений, содержащихся в отчетности об осуществлении переданных полномочий, указанной в пункте 12 Порядка, иных документах, представляемых органом государственной власти субъекта Российской Федерации и связанных с исполнением им обязательных требований, нормативных правовых актах органа государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, иная официальная информация, в том числе содержащаяся на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в государственных информационных системах.
28. Состав отчетности об осуществлении переданных полномочий, представляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определен приказом Рособрнадзора от 22 ноября 2021 г. N 1500.
29. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Рособрнадзора, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить эффективность и качество осуществления органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий, должностное лицо Рособрнадзора, уполномоченное на проведение проверки, готовит в орган государственной власти субъекта Российской Федерации мотивированный запрос (письмо) Рособрнадзора с требованием о представлении иных необходимых для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документов.
В мотивированном запросе (письме) Рособрнадзора указываются основание проведения проверки, срок ее проведения, срок представления документов, перечень запрашиваемых документов. К мотивированному запросу (письму) прилагается заверенная печатью копия приказа Рособрнадзора о проведении проверки.
Мотивированный запрос (письмо) Рособрнадзора направляется в адрес органа государственной власти субъекта Российской Федерации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, подтверждающим факт направления, в том числе посредством направления на адрес электронной почты органа государственной власти субъекта Российской Федерации электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или с использованием государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования.
30. В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса (письма) Рособрнадзора орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан направить в Рособрнадзор запрашиваемые документы.
31. Указанные в мотивированном запросе (письме) документы представляются в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя (заместителя руководителя) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе представить указанные в мотивированном запросе (письме) Рособрнадзора документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Документы, представленные органом государственной власти субъекта Российской Федерации, передаются (направляются) должностному лицу Рособрнадзора, уполномоченному на проведение проверки.
32. В случае если в ходе плановой документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Рособрнадзора документах и (или) полученным в ходе осуществления контроля за переданными полномочиями, информация об этом направляется руководителю органа государственной власти субъекта Российской Федерации с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
33. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представляющий в Рособрнадзор письменные пояснения в соответствии с пунктом 32 Порядка, вправе дополнительно представить в Рособрнадзор документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
34. Должностное лицо Рособрнадзора, уполномоченное на проведение проверки, обязано рассмотреть представленные руководителем или уполномоченным представителем органа государственной власти субъекта Российской Федерации пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений должностное лицо Рособрнадзора, уполномоченное на проведение проверки, установит признаки нарушений при осуществлении переданных полномочий, Рособрнадзор вправе провести выездную проверку.
35. Предметом плановой выездной проверки является соблюдение органом государственной власти субъекта Российской Федерации обязательных требований при реализации переданных полномочий, вывод о чем может быть сделан на основании оценки сведений, содержащихся в отчетности об осуществлении переданных полномочий, указанной в пункте 12 Порядка, иных документах, представляемых органом государственной власти субъекта Российской Федерации и связанных с исполнением им обязательных требований, нормативных правовых актах органа государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, иной официальной информации, в том числе содержащейся на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в государственных информационных системах, а также принимаемые органом государственной власти субъекта Российской Федерации меры по исполнению обязательных требований.
36. Плановая выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностным лицом Рособрнадзора, уполномоченным на проведение проверки, обязательного ознакомления уполномоченного представителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации с приказом Рособрнадзора о проведении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом привлеченных по согласованию к проверке лиц, со сроками и условиями ее проведения.
По просьбе уполномоченного представителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации должностное лицо Рособрнадзора, уполномоченное на проведение проверки, осуществляет ознакомление уполномоченных представителей органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, с Порядком.
37. В ходе плановой проверки оценивается эффективность и качество осуществления органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий посредством:
а) анализа документов, характеризующих деятельность органа государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам, относящимся к предмету проверки;
б) анализа соответствия нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий законодательству Российской Федерации;
в) анализа информации, размещенной на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и в государственных информационных системах, по вопросам, относящимся к предмету проверки;
г) проведения беседы со специалистами органа государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам, относящимся к предмету проверки;
д) анализа принимаемых органом государственной власти субъекта Российской Федерации мер по исполнению обязательных требований по месту нахождения.
38. Срок проведения документарной и выездной плановой проверки не может превышать 20 рабочих дней для каждой из проверок с даты начала ее проведения.
Плановая проверка может быть приостановлена на основании приказа Рособрнадзора не более чем на 10 рабочих дней в случае непредставления при проведении проверки органом государственной власти субъекта Российской Федерации документов, необходимых для проведения проверки.
Организация и проведение внеплановых проверок деятельности
органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и должностных лиц органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
39. Внеплановые проверки проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок.
Внеплановые выездные проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
40. Принятие решения о проведении внеплановой проверки осуществляется в соответствии с пунктами 20 - 24 Порядка.
41. Предметом внеплановой документарной проверки является соблюдение органом государственной власти субъекта Российской Федерации обязательных требований и выполнение требований, содержащихся в предписании, выданном в соответствии с пунктом 54 или пунктом 59 Порядка, вывод о чем может быть сделан на основании оценки сведений, содержащихся в документах, связанных с осуществлением переданных полномочий и исполнением обязательных требований, а также нормативных правовых актах органа государственной власти субъекта Российской Федерации, иной официальной информации по вопросам, содержащимся в являвшихся основанием для проведения внеплановой проверки обращениях граждан, организаций, информации, полученной от государственных органов субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, поручениях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требованиях Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации.
42. Предметом внеплановой выездной проверки является соблюдение органом государственной власти субъекта Российской Федерации обязательных требований и выполнение требований, содержащихся в предписании, выданном в соответствии с пунктом 54 или пунктом 59 Порядка, вывод о чем может быть сделан на основании оценки сведений, содержащихся в документах, связанных с осуществлением переданных полномочий и исполнением обязательных требований, а также нормативных правовых актах органа государственной власти субъекта Российской Федерации, иной официальной информации по вопросам, содержащимся в являвшихся основанием для проведения внеплановой проверки обращениях граждан, организаций, информации, полученной от государственных органов субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, поручениях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требованиях Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации, а также принимаемых органом государственной власти субъекта Российской Федерации мер по исполнению обязательных требований по месту его нахождения.
43. Основаниями для принятия решения о проведении внеплановой проверки являются:
а) истечение срока исполнения органом государственной власти субъекта Российской Федерации ранее выданного предписания;
б) обращения граждан, организаций и полученная от государственных органов субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления информация о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих или могущих повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан;
в) поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
44. В случае проведения внеплановой выездной проверки по основанию, установленному подпунктом "б" пункта 43 Порядка, не позднее 3 рабочих дней до даты предполагаемой внеплановой проверки в прокуратуру субъекта Российской Федерации по месту осуществления деятельности органа государственной власти субъекта Российской Федерации направляются заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - заявление о согласовании внеплановой выездной проверки) и прилагаемые к нему документы заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
В заявлении о согласовании проведения внеплановой выездной проверки указываются основания принятия руководителем Рособрнадзора решения о проведении внеплановой выездной проверки, а также сведения об органе государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении которого будет проводиться внеплановая выездная проверка, включающие наименование, местонахождение органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
45. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в подпункте "б" пункта 43 Порядка, орган государственной власти субъекта Российской Федерации уведомляется Рособрнадзором не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, или с использованием государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования.
46. Срок проведения документарной и выездной внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней для каждой из проверок с даты начала ее проведения.
Порядок оформления результатов проверки
47. По результатам проверки непосредственно после ее завершения должностным лицом Рособрнадзора, уполномоченным на проведение проверки, составляется акт проверки в двух экземплярах.
В акте проверки указываются:
а) дата, время и место составления акта проверки;
б) наименование органа, осуществляющего контроль за переданными полномочиями;
в) дата и номер приказа руководителя, заместителя руководителя Рособрнадзора о проведении проверки;
г) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностных лиц Рособрнадзора, уполномоченных на проведение проверки;
д) наименование органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении которого проведена проверка, а также фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, присутствовавших при проведении проверки;
е) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
ж) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения, показатель оценки эффективности и качества осуществления органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий, определенный Рособрнадзором в соответствии с прилагаемой к Порядку Методикой;
з) сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием указанного журнала;
и) подписи должностных лиц Рособрнадзора, уполномоченных на проведение проверки.
48. При устранении выявленного нарушения в период проведения проверки в акт проверки вносится соответствующая запись об устранении выявленного нарушения в ходе проведения проверки.
К акту проверки прилагаются объяснения работников органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предписание и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
49. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере защиты информации.
50. При проведении документарной проверки первый экземпляр акта проверки остается у должностного лица Рособрнадзора, уполномоченного на проведение проверки, для последующего представления его в уполномоченное структурное подразделение Рособрнадзора, а второй экземпляр акта проверки направляется в орган государственной власти субъекта Российской Федерации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (при условии согласия органа государственной власти субъекта Российской Федерации на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках контроля за переданными полномочиями), способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа.
Уведомление о вручении и (или) иное подтверждение получения указанного документа приобщаются к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле в Рособрнадзоре.
51. При проведении выездной проверки один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа государственной власти субъекта Российской Федерации под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия уполномоченного представителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также в случае его отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле в Рособрнадзоре.
При наличии согласия органа государственной власти субъекта Российской Федерации на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках контроля за переданными полномочиями акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.
52. В случае если проведение выездной проверки согласовано с органом прокуратуры, копия акта проверки после ее завершения направляется в соответствующий орган прокуратуры в течение 5 рабочих дней со дня составления акта проверки.
53. Срок вручения (направления) акта проверки - 1 рабочий день со дня его подписания.
Устранение нарушений, выявленных при проведении проверки
54. В случае выявления нарушений при осуществлении органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий должностное лицо Рособрнадзора, уполномоченное на проведение проверки, выдает органу государственной власти субъекта Российской Федерации, допустившему такое нарушение, предписание об устранении нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.
Предписание подписывается должностным лицом Рособрнадзора, уполномоченным на проведение проверки, и вручается вместе с актом проверки уполномоченному представителю органа государственной власти субъекта Российской Федерации или направляется в орган государственной власти субъекта Российской Федерации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или посредством государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования.
55. В случае получения в результате проверки информации о нарушении законодательства Российской Федерации соответствующая информация направляется в правоохранительные органы Российской Федерации по месту нахождения органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
56. По истечении срока исполнения выданного предписания проводится внеплановая проверка в соответствии с пунктами 39 - 46 Порядка.
57. В случае если в результате внеплановой проверки подтверждается факт исполнения предписания, в орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляется уведомление об исполнении предписания заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, в том числе посредством направления на адрес электронной почты органа государственной власти субъекта Российской Федерации электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или посредством государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования.
58. В случае если в результате внеплановой проверки не подтверждается факт исполнения предписания в установленный им срок (в том числе если информация об исполнении предписания до истечения срока исполнения предписания не представлена), должностное лицо Рособрнадзора, уполномоченное на проведение проверки, возбуждает дело об административном правонарушении в соответствии с пунктом 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
59. В случае вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания органу государственной власти субъекта Российской Федерации за неисполнение предписания, указанного в пункте 54 Порядка, должностное лицо Рособрнадзора вновь выдает предписание об устранении ранее не устраненного нарушения. Срок исполнения вновь выданного предписания не может превышать три месяца.
Вновь выданное предписание об устранении ранее не устраненного нарушения подписывается должностным лицом Рособрнадзора, уполномоченным на проведение проверки, и вручается вместе с актом проверки уполномоченному представителю органа государственной власти субъекта Российской Федерации или направляется в орган государственной власти субъекта Российской Федерации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или посредством государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования.
60. По истечении срока исполнения вновь выданного предписания, указанного в пункте 59 Порядка, проводится внеплановая проверка в соответствии с пунктами 39 - 46 Порядка.
61. В случае если в результате внеплановой проверки подтверждается факт исполнения вновь выданного предписания, указанного в пункте 59 Порядка, в орган государственной власти субъекта Российской Федерации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, в том числе посредством направления на адрес электронной почты органа государственной власти субъекта Российской Федерации электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или посредством государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования, направляется уведомление об исполнении предписания.
62. В случае неисполнения органом государственной власти субъекта Российской Федерации вновь выданного предписания, указанного в пункте 59 Порядка, руководитель (заместитель руководителя) Рособрнадзора направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) предложение о рассмотрении вопроса об отстранении от должности руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия.
Руководитель (заместитель руководителя) Рособрнадзора вправе принять решение о внесении в Правительство Российской Федерации предложений об изъятии переданных полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
63. Рособрнадзором в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся мероприятия по предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда охраняемым законом ценностям путем проведения консультаций, семинар-совещаний, направления писем, издания методических рекомендаций и обязательных для исполнения инструктивных материалов по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также размещения информации, необходимой для реализации переданных полномочий, на официальном сайте Рособрнадзора в сети "Интернет".
Внесение информации о плановых и внеплановых проверках,
об их результатах и о принятых мерах по устранению
выявленных нарушений в единый реестр проверок
64. Информация о плановых и внеплановых проверках органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, об их результатах и о принятых мерах по устранению выявленных нарушений подлежит внесению в единый реестр проверок в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок.
IV. Порядок внутреннего контроля за осуществлением
контроля за переданными полномочиями и административного
(ведомственного) обжалования результатов контроля
за переданными полномочиями
Порядок внутреннего контроля за осуществлением контроля
за переданными полномочиями
65. Внутренний контроль за осуществлением контроля за переданными полномочиями осуществляется должностными лицами Рособрнадзора, ответственными за организацию работы по осуществлению контроля за переданными полномочиями.
66. Внутренний контроль за осуществлением контроля за переданными полномочиями проводится в формах текущего контроля и по обращениям заинтересованных лиц.
Порядок административного (ведомственного) обжалования
результатов контроля за переданными полномочиями
67. Предметом административного (ведомственного) обжалования результатов контроля за переданными полномочиями являются действия (бездействие) должностных лиц Рособрнадзора, решения, принятые ими в ходе контроля за переданными полномочиями, в том числе нарушение состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур, требований к порядку их выполнения и совершение действий за пределами предоставленных полномочий.
68. Основанием для начала процедуры административного (ведомственного) обжалования результатов контроля за переданными полномочиями является обращение органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его должностных лиц (далее - обращение).
69. Обращение подается в письменной форме на бумажном носителе либо в электронной форме в Рособрнадзор.
70. Обращение может быть направлено по почтовому адресу, с использованием сети "Интернет", через официальный сайт Рособрнадзора в сети "Интернет", а также может быть принято при личном приеме заявителя.
71. Обращение, поступившее в Рособрнадзор, подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение обращений должностным лицом Рособрнадзора.
72. Обращение должно содержать:
а) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации, наименование органа государственной власти субъекта Российской Федерации, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
б) сведения об обжалуемых действиях (бездействии) должностных лиц Рособрнадзора, решениях, принятых ими в ходе контроля за переданными полномочиями;
в) доводы, на основании которых заявитель не согласен с действиями (бездействием) должностных лиц Рособрнадзора, решениями, принятыми ими в ходе контроля за переданными полномочиями;
г) подпись уполномоченного представителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его должностного лица;
д) дату.
73. Обращение на действия (бездействие) и решения должностных лиц Рособрнадзора, принятые в ходе осуществления контроля за переданными полномочиями, может быть рассмотрено:
на решение и (или) действие (бездействие) федерального государственного гражданского служащего - заместителем начальника уполномоченного структурного подразделения Рособрнадзора;
на решение и (или) действие (бездействие) заместителя начальника уполномоченного структурного подразделения Рособрнадзора - начальником уполномоченного структурного подразделения Рособрнадзора;
на решение и (или) действие (бездействие) начальника уполномоченного структурного подразделения Рособрнадзора - заместителем руководителя Рособрнадзора, к компетенции которого отнесены вопросы осуществления контроля за переданными полномочиями;
на решение и (или) действие (бездействие) заместителя руководителя Рособрнадзора - руководителем Рособрнадзора.
74. Письменное обращение, поступившее в Рособрнадзор, рассматривается в течение 30 календарных дней со дня регистрации обращения.
В исключительных случаях руководитель (заместитель руководителя) Рособрнадзора вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 календарных дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя, направившего обращение.
75. Результат административного (ведомственного) обжалования результатов контроля за переданными полномочиями сообщается заявителю в виде ответа, подписанного руководителем Рособрнадзора, или его заместителем, или уполномоченным должностным лицом Рособрнадзора в соответствии с пунктом 73 Порядка.
76. Уполномоченный специалист в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок вносит в единый реестр проверок информацию о результатах административного (ведомственного) обжалования результатов контроля за переданными полномочиями.
Приложение
к Порядку осуществления
Федеральной службой по надзору
в сфере образования и науки
контроля за эффективностью
и качеством осуществления органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации переданных
полномочий Российской Федерации
в сфере образования и полномочия
Российской Федерации
по подтверждению документов об ученых
степенях и ученых званиях,
утвержденному приказом Федеральной
службы по надзору в сфере
образования и науки
от 25.04.2022 N 546
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРЕДАННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ ОБ УЧЕНЫХ
СТЕПЕНЯХ И УЧЕНЫХ ЗВАНИЯХ
1. Предметом оценки эффективности и качества осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях (далее соответственно - оценка эффективности и качества, переданные полномочия) являются результаты деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими переданных полномочий за год, предшествующий году проведения проверки.
2. Оценка эффективности и качества определяется исходя из значения общего показателя эффективности и качества (По), рассчитываемого по следующей формуле:
По = П1 + П2 - П3 - П4, где:
П1 - показатель, характеризующий реализацию переданных полномочий по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) и государственного контроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования (далее - показатель, характеризующий реализацию переданных полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования);
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2021, N 24, ст. 4188.
П2 - показатель, характеризующий реализацию переданных полномочий по предоставлению государственных услуг по лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пунктах 7, 8 части 1 статьи 6 Федерального закона N 273-ФЗ (далее - показатель, характеризующий реализацию переданных полномочий по предоставлению государственных услуг по лицензированию и государственной аккредитации);
П3 - показатель, характеризующий реализацию переданного полномочия по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях и ученых званиях;
П4 - показатель, характеризующий освоение субвенции, выделенной из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление переданных полномочий.
3. Показатель, характеризующий реализацию переданных полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования, рассчитывается по следующей формуле:
П1 = К1 + К2 + К3 + К4, где:
При расчете показателя К1 учитываются плановые контрольные (надзорные) мероприятия, проведенные за отчетный период в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
При расчете показателя К2 учитываются плановые контрольные (надзорные) мероприятия, проведенные за отчетный период в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При расчете показателя К3 учитываются профилактические мероприятия при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, проведенные за отчетный период в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
--------------------------------
<2> Часть 8 статьи 98 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
При К1 = 100% присваивается значение 100, при К1 < 100% присваивается значение 0. В случае отсутствия плановых контрольных (надзорных) мероприятий присваивается значение 100.
При К2 >= 40% присваивается значение 100, при 20% <= К2 < 40% присваивается значение 50, при К2 < 20% присваивается значение 0. В случае отсутствия плановых контрольных (надзорных) мероприятий присваивается значение 100.
При К3 >= 80% присваивается значение 100, при 60% <= К3 < 80% присваивается значение 50, при К3 < 60% присваивается значение 0.
При К4 = 100% присваивается значение 100, при 90% <= К3 < 100% присваивается значение 50, при К3 < 90% присваивается значение 0.
4. Показатель, характеризующий реализацию переданных полномочий по предоставлению государственных услуг по лицензированию и государственной аккредитации, рассчитывается по следующей формуле:
П2 = У1 - У2, где:
количество государственных услуг по лицензированию У = образовательной деятельности и государственной x К, 2 аккредитации образовательной деятельности, предоставленных с нарушением срока
где К - коэффициент нарушения сроков предоставления государственных услуг по лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательной деятельности, равный 25.
При У1 >= 25% присваивается значение 100, при 10% <= У1 < 25% присваивается значение 50, при У1 < 10% присваивается значение 0.
5. Показатель, характеризующий реализацию переданного полномочия по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях и ученых званиях, рассчитывается по следующей формуле:
П3 = А1 + А2, где:
Количество государственных услуг по подтверждению А = документов об образовании и (или) о квалификации, x К, 1 об ученых степенях, ученых званиях, предоставленных с нарушением установленного срока
где К - коэффициент нарушения сроков предоставления государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях, ученых званиях, равный 25.
Количество государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, А = об ученых степенях, ученых званиях, по которым x К, 2 приняты необоснованные решения об отказе в предоставлении соответствующих государственных услуг
где К - коэффициент нарушений по принятию необоснованных решений об отказе в предоставлении государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях, ученых званиях, равный 25.
6. Показатель, характеризующий освоение субвенции, выделенной из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, рассчитывается по следующей формуле:
При П4 >= 5% присваивается значение 100, при 1% < П4 < 5% присваивается значение 50, при П4 <= 1% присваивается значение 0.
7. Эффективность и качество осуществления переданных полномочий оценивается по следующим критериям:
высокая эффективность при По >= 450,
средняя эффективность при 400 <= По < 450,
неэффективно при По < 400.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области