ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПРИКАЗ
от 22 декабря 2022 г. N 1281
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПЕРЕДАННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с пунктом 8 части 7 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134; 2021, N 24, ст. 4188), подпунктом 5.2.17 пункта 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 885 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5344; 2022, N 1, ст. 175), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственного контроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Е.Е. Семченко.
Руководитель
А.А.МУЗАЕВ
Утвержден
приказом Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки
от 22.12.2022 N 1281
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПЕРЕДАННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
I. Общие положения
1. Порядок осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственного контроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования (далее - Порядок) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственного контроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования (далее соответственно - органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственный контроль (надзор).
2. Целью государственного контроля (надзора) является предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере образования органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
3. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение требований законодательства Российской Федерации в сфере образовании органами местного самоуправления.
4. Проведение проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении государственного контроля (надзора) осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. При осуществлении государственного контроля (надзора) применяются следующие формы проверок:
а) документарные проверки, которые предусматриваются для изучения документов, представляемых органами местного самоуправления, а также иной официальной информации, в том числе содержащейся в государственных информационных системах и на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - официальный сайт органа местного самоуправления, сеть "Интернет"), без посещения таких органов;
б) выездные проверки, которые проводятся в случаях, если по результатам документарной проверки невозможно удостовериться в полноте и достоверности полученных в рамках документарной проверки выводов либо мероприятия по надзору за органами местного самоуправления требуется проводить по месту нахождения органов местного самоуправления или их должностных лиц.
Выездные проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
При проведении выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия органом государственной власти субъекта Российской Федерации может осуществляться выезд по месту нахождения органа местного самоуправления или его должностных лиц.
II. Права и обязанности должностных лиц органов
государственной власти субъектов Российской Федерации
и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении
государственного контроля (надзора)
6. При осуществлении государственного контроля (надзора) должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право:
а) беспрепятственно получать доступ на территорию органа местного самоуправления;
б) запрашивать у уполномоченных должностных лиц и иных работников органа местного самоуправления документы и иные материалы по вопросам, относящимся к предмету проверки, в том числе муниципальные правовые акты в сфере образования органа местного самоуправления;
в) проводить анализ информации, размещенной на официальном сайте органа местного самоуправления, а также в государственных информационных системах;
г) запрашивать у уполномоченных должностных лиц и иных работников органа местного самоуправления устные и письменные объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
д) снимать копии с документов, необходимых для проведения проверки;
е) применять предусмотренные пунктами 50, 57, 58 и 61 Порядка меры по пресечению и (или) устранению нарушений в сфере образования органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, выявленных при осуществлении государственного контроля (надзора);
ж) запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
7. При осуществлении государственного контроля (надзора) должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны:
а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по пресечению и (или) устранению нарушений в сфере образования органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, выявленных при осуществлении государственного контроля (надзора);
б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы должностных лиц органа местного самоуправления, в отношении которого проводится проверка;
в) проводить проверку на основании решения руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о ее проведении в соответствии с ее назначением;
г) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии решения руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о проведении проверки, а также копии документа о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры субъекта Российской Федерации (далее - органы прокуратуры) в случаях, когда такое согласование предусмотрено Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ);
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2022, N 29, ст. 5220.
д) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа местного самоуправления присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
е) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа местного самоуправления, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
ж) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя органа местного самоуправления с результатами проверки;
з) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя органа местного самоуправления с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
и) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
к) соблюдать сроки проведения проверок, установленные пунктами 34, 42 Порядка и периодичность проведения проверок, установленную частью 2.3 статьи 77 Федеральным законом N 131-ФЗ <2>;
--------------------------------
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2013, N 51, ст. 6690.
л) ознакомить перед началом проведения выездной проверки руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя органа местного самоуправления по их просьбе с положениями Порядка;
м) при проведении выездной проверки осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок (при его наличии);
н) доводить до сведения органов прокуратуры информацию о наличии угрозы причинения вреда в случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность органа местного самоуправления представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан;
о) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан и организаций, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
п) выдать предписание органу местного самоуправления об устранении выявленных нарушений при осуществлении государственного контроля (надзора) (далее - предписание) с указанием срока его исполнения;
р) принимать меры по контролю за устранением выявленных нарушений.
8. При осуществлении государственного контроля (надзора) должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе:
а) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
б) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации;
в) требовать от органа местного самоуправления представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
г) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
д) превышать установленные сроки проведения проверки;
е) осуществлять выдачу органу местного самоуправления предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю (надзору);
ж) требовать от органа местного самоуправления представления документов, информации до даты начала проведения проверки.
9. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель органа местного самоуправления при проведении проверки имеет право:
а) непосредственно присутствовать при проведении выездной проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
б) получать от должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации информацию, которая относится к предмету проверки;
в) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов либо подведомственных указанным государственным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
д) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации по собственной инициативе;
е) представлять в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного органу местного самоуправления предписания в целом или его отдельных положений в течение 15 календарных дней с даты получения акта проверки в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием. При этом орган местного самоуправления вправе приложить к возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя органа местного самоуправления;
ж) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, повлекшие за собой нарушение прав органа местного самоуправления при проведении проверки, в административном порядке.
10. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель органа местного самоуправления при проведении проверки обязаны:
а) предоставлять должностным лицам органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;
б) в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса (письма) направлять в органы государственной власти субъектов Российской Федерации указанные в мотивированном запросе (письме) документы (при проведении документарной проверки);
в) обеспечивать присутствие руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа местного самоуправления при проведении выездной проверки.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения
административных процедур, а также требования к порядку
их выполнения
11. Осуществление государственного контроля (надзора) включает в себя следующие административные процедуры:
а) подготовка ежегодного плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
б) организация и проведение плановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
в) организация и проведение внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
г) порядок оформления результатов проверки и ознакомления с ними должностных лиц местного самоуправления с учетом положений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле;
д) устранение нарушений, выявленных при проведении проверки, включая вынесение органу местного самоуправления предписания об устранении нарушений, принятие мер по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда охраняемым законом ценностям, а в необходимых случаях - по внесению предложения о рассмотрении вопроса об отстранении от должности руководителя органа местного самоуправления;
е) внесение информации о плановых и внеплановых проверках, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений в единый реестр проверок в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 <3> (далее - Правила формирования и ведения единого реестра проверок), и государственную информационную систему государственного надзора в сфере образования в соответствии с Правилами формирования и ведения государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. N 719 <4> (далее - Правила формирования и ведения государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования).
--------------------------------
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 19, ст. 2825; 2021, N 17, ст. 2971.
<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 34, ст. 4448.
12. Проект ежегодного плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (далее - план проверок) на очередной календарный год формируется уполномоченным специалистом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный специалист), представляется руководителю (заместителю руководителя) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в срок до 1 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок.
13. Проект плана проверок разрабатывается с учетом:
а) необходимости проведения плановой проверки деятельности одного и того же органа местного самоуправления не чаще одного раза в 2 года;
б) оценки результатов проведенных за последние 2 года внеплановых проверок;
в) необходимости согласования с другими заинтересованными органами государственного контроля (надзора) проведения плановых проверок органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в случае, если плановые проверки будут проводиться органами государственного контроля (надзора) совместно.
14. В срок не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок, орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет проект плана проверок на согласование в прокуратуру соответствующего субъекта Российской Федерации почтовым отправлением на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде.
15. Внесение изменений в план проверок допускается в случае:
а) невозможности проведения плановой проверки в связи с ликвидацией или реорганизацией органа местного самоуправления, упразднения или сокращения должности местного самоуправления;
б) наступления обстоятельств непреодолимой силы.
Информация о необходимости внесения изменений в план проверок с приложением обосновывающих документов направляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня установления данных обстоятельств в соответствующую прокуратуру субъекта Российской Федерации на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
16. Плановые проверки проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок.
17. Проверки проводятся на основании приказа органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
18. Проект приказа органа государственной власти субъекта Российской Федерации о проведении проверки подготавливается уполномоченным специалистом в сроки, обеспечивающие его подписание и надлежащее уведомление проверяемого органа местного самоуправления.
19. Проведение проверки осуществляется должностными лицами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение проверки, которые указаны в приказе органа государственной власти субъекта Российской Федерации о ее проведении.
20. Эксперты и (или) представители экспертных организаций к проведению проверки не привлекаются.
21. Копия приказа органа государственной власти субъекта Российской Федерации о проведении проверки передается должностному лицу органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченному на проведение проверки.
22. О проведении плановой проверки орган местного самоуправления уведомляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа органа государственной власти субъекта Российской Федерации о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, в том числе посредством направления на адрес электронной почты органа местного самоуправления электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
23. Плановая документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
24. Предметом плановой документарной проверки является соблюдение органом местного самоуправления обязательных требований при реализации полномочий в сфере образования, вывод о чем может быть сделан на основании оценки сведений, содержащихся в документах, представляемых органом местного самоуправления и связанных с исполнением им обязательных требований, муниципальных правовых актах органа местного самоуправления по вопросам, связанным с реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования, иная официальная информация, в том числе содержащаяся на официальном сайте органа местного самоуправления, в государственных информационных системах.
25. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственной власти субъекта Российской Федерации, вызывает обоснованные сомнения, должностное лицо органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченное на проведение проверки, готовит в орган местного самоуправления мотивированный запрос (письмо) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, с требованием о представлении иных необходимых для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документов.
В мотивированном запросе (письме) органа государственной власти субъекта Российской Федерации указываются основание проведения проверки, срок ее проведения, срок представления документов, перечень запрашиваемых документов. К мотивированному запросу (письму) прилагается заверенная печатью копия приказа органа государственной власти субъекта Российской Федерации о проведении проверки.
Мотивированный запрос (письмо) органа государственной власти субъекта Российской Федерации направляется в адрес органа местного самоуправления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, подтверждающим факт направления, в том числе посредством направления на адрес электронной почты органа местного самоуправления электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
26. В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса (письма) органа государственной власти субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления обязан направить в орган государственной власти субъекта Российской Федерации запрашиваемые документы.
27. Указанные в мотивированном запросе (письме) документы представляются в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя (заместителя руководителя) органа местного самоуправления. Орган местного самоуправления вправе представить указанные в мотивированном запросе (письме) органа государственной власти субъекта Российской Федерации документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя органа местного самоуправления;
Документы, представленные органом местного самоуправления, передаются (направляются) должностному лицу органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченному на проведение проверки.
28. В случае если в ходе плановой документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственной власти субъекта Российской Федерации документах, информация об этом направляется руководителю органа местного самоуправления с требованием представить в течение 10 рабочих дней со дня получения указанной информации необходимые пояснения в письменной форме.
29. Орган местного самоуправления, представляющий в орган государственной власти субъекта Российской Федерации письменные пояснения, в соответствии с пунктом 28 Порядка вправе дополнительно представить в орган государственной власти субъекта Российской Федерации документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
30. Должностное лицо органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченное на проведение проверки, обязано рассмотреть представленные руководителем или уполномоченным представителем органа местного самоуправления пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений должностное лицо органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченное на проведение проверки, установит признаки нарушений при реализации органом местного самоуправления полномочий в сфере образования, орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе провести выездную проверку.
31. Предметом плановой выездной проверки является соблюдение органом местного самоуправления обязательных требований при реализации полномочий в сфере образования, вывод о чем может быть сделан на основании оценки сведений, содержащихся в документах, представляемых органом местного самоуправления и связанных с исполнением им обязательных требований, муниципальных правовых актах органа местного самоуправления по вопросам, связанным с реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования, иной официальной информации, в том числе содержащейся на официальном сайте органа местного самоуправления, в государственных информационных системах, а также принимаемые органом местного самоуправления меры по исполнению обязательных требований.
32. Плановая выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на проведение проверки, обязательного ознакомления уполномоченного представителя органа местного самоуправления с приказом органа государственной власти субъекта Российской Федерации о проведении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом привлеченных по согласованию к проверке лиц, со сроками и условиями ее проведения.
По просьбе уполномоченного представителя органа местного самоуправления должностное лицо органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченное на проведение проверки, осуществляет ознакомление уполномоченных представителей органа местного самоуправления с Порядком.
33. В ходе плановой проверки оценивается соблюдение органом местного самоуправления обязательных требований при реализации полномочий в сфере образования посредством:
а) анализа документов, характеризующих деятельность органа местного самоуправления по вопросам, относящимся к предмету проверки;
б) анализа соответствия муниципальных правовых актов органа местного самоуправления по вопросам, связанным с реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования законодательству Российской Федерации;
в) анализа информации, размещенной на официальном сайте органа местного самоуправления и в государственных информационных системах, по вопросам, относящимся к предмету проверки;
г) проведения беседы со специалистами органа местного самоуправления по вопросам, относящимся к предмету проверки;
д) анализа принимаемых органом местного самоуправления мер по исполнению обязательных требований по месту нахождения.
34. Срок проведения документарной или выездной плановой проверки не может превышать 20 рабочих дней для каждой из проверок с даты начала ее проведения.
Плановая проверка может быть приостановлена на основании приказа органа государственной власти субъекта Российской Федерации не более чем на 10 рабочих дней в случае непредставления при проведении проверки органом местного самоуправления документов, необходимых для проведения проверки.
35. Внеплановые проверки проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок.
Внеплановые выездные проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
36. Принятие решения о проведении внеплановой проверки осуществляется в соответствии с пунктами 17 - 21 Порядка.
37. Предметом внеплановой документарной проверки является соблюдение органом местного самоуправления обязательных требований и выполнение требований, содержащихся в предписании, выданном в соответствии с пунктом 50 или пунктом 58 Порядка, вывод о чем может быть сделан на основании оценки сведений, содержащихся в документах, связанных с реализацией полномочий в сфере образования и исполнением обязательных требований, а также муниципальных правовых актах органа местного самоуправления по вопросам, связанным с реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования, иной официальной информации по вопросам, содержащимся в являвшихся основанием для проведения внеплановой проверки обращениях граждан, юридических лиц, информации, полученной от государственных органов, поручениях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требованиях Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации.
38. Предметом внеплановой выездной проверки является соблюдение органом местного самоуправления обязательных требований и выполнение требований, содержащихся в предписании, выданном в соответствии с пунктом 50 или пунктом 58 Порядка, вывод о чем может быть сделан на основании оценки сведений, содержащихся в документах, связанных с реализации полномочий в сфере образования и исполнением обязательных требований, а также муниципальных правовых актах органа местного самоуправления по вопросам, связанным с реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования, иной официальной информации по вопросам, содержащимся в являвшихся основанием для проведения внеплановой проверки обращениях граждан, юридических лиц, информации, полученной от государственных органов, поручениях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требованиях Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации, а также принимаемых органом местного самоуправления мер по исполнению обязательных требований по месту его нахождения.
39. Основаниями для принятия решения о проведении внеплановой проверки являются:
а) истечение срока исполнения органом местного самоуправления ранее выданного предписания;
б) обращения граждан, юридических лиц и полученная от государственных органов информация о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан;
в) поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
40. В случае проведения внеплановой выездной проверки по основанию, установленному подпунктом "б" пункта 39 Порядка, не позднее 3 рабочих дней до даты предполагаемой внеплановой проверки в прокуратуру субъекта Российской Федерации по месту осуществления деятельности органа местного самоуправления направляются заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки органа местного самоуправления (далее - заявление о согласовании внеплановой выездной проверки) и прилагаемые к нему документы заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В заявлении о согласовании проведения внеплановой выездной проверки указываются основания принятия руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о проведении внеплановой выездной проверки, а также сведения об органе местного самоуправления, в отношении которого будет проводиться внеплановая выездная проверка, включающие наименование, местонахождение органа местного самоуправления.
41. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в подпункте "б" пункта 39 Порядка, орган местного самоуправления уведомляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации и направленного по адресу электронной почты органа местного самоуправления.
42. Срок проведения документарной или выездной внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней для каждой из проверок с даты начала ее проведения.
43. По результатам проверки непосредственно после ее завершения должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на проведение проверки, составляется акт проверки в двух экземплярах.
В акте проверки указываются:
а) дата, время и место составления акта проверки;
б) наименование органа, осуществляющего государственный контроль (надзор);
в) дата и номер приказа руководителя, заместителя руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о проведении проверки;
г) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностных лиц органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на проведение проверки;
д) наименование органа местного самоуправления, в отношении которого проведена проверка, а также фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа местного самоуправления, присутствовавших при проведении проверки;
е) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
ж) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
з) сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа местного самоуправления, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием указанного журнала;
и) подписи должностных лиц органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на проведение проверки.
44. При устранении выявленного нарушения в период проведения проверки в акт проверки вносится соответствующая запись об устранении выявленного нарушения в ходе проведения проверки.
К акту проверки прилагаются объяснения работников органа местного самоуправления, предписание и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
45. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере защиты информации.
46. При проведении документарной проверки первый экземпляр акта проверки остается у должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на проведение проверки, для последующего представления его в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а второй экземпляр акта проверки направляется в орган местного самоуправления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (при условии согласия органа местного самоуправления на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора), способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа.
Уведомление о вручении и (или) иное подтверждение получения указанного документа приобщаются к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле в органе государственной власти субъекта Российской Федерации.
47. При проведении выездной проверки один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа местного самоуправления под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия уполномоченного представителя органа местного самоуправления, а также в случае его отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в органе государственной власти субъекта Российской Федерации.
При наличии согласия органа местного самоуправления на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа местного самоуправления. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.
48. В случае если проведение выездной проверки согласовано с органом прокуратуры, копия акта проверки после ее завершения направляется в соответствующий орган прокуратуры в течение 5 рабочих дней со дня составления акта проверки.
49. Срок вручения (направления) акта проверки - 1 рабочий день со дня его подписания.
50. В случае выявления нарушений при осуществлении государственного контроля (надзора) должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченное на проведение проверки, выдает органу местного самоуправления, допустившему такое нарушение, предписание об устранении нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать 6 месяцев со дня его выдачи.
Предписание подписывается должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на проведение проверки, и вручается вместе с актом проверки уполномоченному представителю органа местного самоуправления или направляется в орган местного самоуправления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
51. В случае получения в результате проверки информации о нарушении законодательства Российской Федерации соответствующая информация направляется в правоохранительные органы Российской Федерации по месту нахождения органа местного самоуправления.
52. Орган местного самоуправления, которому было выдано предписание, должен исполнить его в установленный в предписании срок и представить в орган государственной власти субъекта Российской Федерации отчет об исполнении предписания.
53. Отчет об исполнении предписания, представленный органом местного самоуправления в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, рассматривается уполномоченным специалистом не более 30 рабочих дней со дня его поступления в орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
54. В случае если по результатам рассмотрения отчета об исполнении предписания, представленного органом местного самоуправления, подтверждается факт исполнения предписания, в орган местного самоуправления направляется уведомление об исполнении предписания заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, в том числе посредством направления на адрес электронной почты органа местного самоуправления электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
55. Если по истечении срока исполнения выданного предписания представленный органом местного самоуправления отчет об исполнении предписания не позволяет установить факт исполнения выданного предписания, орган государственной власти субъекта Российской Федерации проводит внеплановую проверку в соответствии с пунктами 35 - 42 Порядка.
56. В случае если в результате внеплановой проверки подтверждается факт исполнения предписания, в орган местного самоуправления направляется уведомление об исполнении предписания заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, в том числе посредством направления на адрес электронной почты органа местного самоуправления электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
57. В случае если в результате внеплановой проверки не подтверждается факт исполнения предписания в установленный им срок (в том числе если информация об исполнении предписания в течение срока исполнения предписания не представлена), должностное лицо органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченное на проведение проверки, возбуждает дело об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <5>.
--------------------------------
<5> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2014, N 19, ст. 2330.
58. В случае вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания органу местного самоуправления и (или) должностному лицу местного самоуправления за неисполнение предписания, указанного в пункте 50 Порядка, должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации вновь выдает предписание об устранении ранее не устраненного нарушения. Срок исполнения вновь выданного предписания не может превышать 3 месяцев со дня его выдачи.
Вновь выданное предписание об устранении ранее не устраненного нарушения подписывается должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на проведение проверки, и вручается вместе с актом проверки уполномоченному представителю органа местного самоуправления или направляется в орган местного самоуправления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
59. По истечении срока исполнения вновь выданного предписания, указанного в пункте 58 Порядка, проводится внеплановая проверка в соответствии с пунктами 35 - 42 Порядка.
60. В случае если в результате внеплановой проверки подтверждается факт исполнения вновь выданного предписания, указанного в пункте 58 Порядка, в орган местного самоуправления направляется уведомление об исполнении предписания заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, в том числе посредством направления на адрес электронной почты органа местного самоуправления электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
61. В случае неисполнения органом местного самоуправления вновь выданного предписания, указанного в пункте 58 Порядка, руководитель (заместитель руководителя) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет в вышестоящий орган местного самоуправления предложение о рассмотрении вопроса об отстранении от должности руководителя органа местного самоуправления.
62. Органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении органов местного самоуправления проводятся мероприятия по предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда охраняемым законом ценностям путем проведения консультаций, семинаров-совещаний, направления писем, издания методических рекомендаций, связанных с реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования, а также размещения информации, необходимой органам местного самоуправления для реализации полномочий в сфере образования, на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сети "Интернет".
63. Информация о плановых и внеплановых проверках органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, об их результатах и о принятых мерах по устранению выявленных нарушений подлежит внесению в единый реестр проверок в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок и государственную информационную систему государственного надзора в сфере образования в соответствии с Правилами формирования и ведения государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования.
IV. Порядок внутреннего контроля за осуществлением
государственного контроля (надзора) и административного
(ведомственного) обжалования результатов
государственного контроля (надзора)
64. Внутренний контроль за осуществлением государственного контроля (надзора) осуществляется должностными лицами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственными за организацию работы по осуществлению государственного контроля (надзора).
65. Внутренний контроль за осуществлением государственного контроля (надзора) проводится в формах текущего контроля и по обращениям заинтересованных лиц.
66. Предметом административного (ведомственного) обжалования результатов государственного контроля (надзора) являются действия (бездействие) должностных лиц органа государственной власти субъекта Российской Федерации, решения, принятые ими в ходе государственного контроля (надзора), в том числе нарушение состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур, требований к порядку их выполнения и совершение действий за пределами предоставленных полномочий.
67. Основанием для начала процедуры административного (ведомственного) обжалования результатов государственного контроля (надзора) является обращение органа местного самоуправления или его должностных лиц (далее - обращение).
68. Обращение подается в письменной форме на бумажном носителе либо в электронной форме в орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
69. Обращение может быть направлено по почтовому адресу, через официальный сайт органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сети "Интернет", а также может быть передано при личном приеме заявителя.
70. Обращение, поступившее в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение обращений должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
71. Обращение должно содержать:
а) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица органа местного самоуправления, наименование органа местного самоуправления, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
б) сведения об обжалуемых действиях (бездействии) должностных лиц органа государственной власти субъекта Российской Федерации, решениях, принятых ими в ходе государственного контроля (надзора);
в) доводы, на основании которых заявитель не согласен с действиями (бездействием) должностных лиц органа государственной власти субъекта Российской Федерации, решениями, принятыми ими в ходе государственного контроля (надзора);
г) подпись уполномоченного представителя органа местного самоуправления или его должностного лица;
д) дату.
72. Обращение на действия (бездействие) и решения должностных лиц органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятые в ходе осуществления государственного контроля (надзора), может быть рассмотрено:
на решение и (или) действие (бездействие) должностного лица - заместителем руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
на решение и (или) действие (бездействие) заместителя руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Обращение на решение и (или) действие (бездействие) руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации подается высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации.
73. Письменное обращение, поступившее в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, рассматривается в течение 30 календарных дней со дня регистрации обращения.
В исключительных случаях руководитель (заместитель руководителя) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 календарных дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя, направившего обращение.
74. Результат административного (ведомственного) обжалования результатов государственного контроля (надзора) сообщается заявителю в виде ответа, подписанного руководителем органа государственной власти субъекта Российской Федерации, или его заместителем, или уполномоченным должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 72 Порядка.
75. Уполномоченный специалист в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок вносит в единый реестр проверок информацию о результатах административного (ведомственного) обжалования результатов государственного контроля (надзора).
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области