Приказ Рослесхоза от 24.12.2021 N 990 "Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора) на 2022 год"

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

ПРИКАЗ
от 24 декабря 2021 г. N 990

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЛЕСНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) НА 2022 ГОД

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990, приказываю:

1. Утвердить программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора), осуществляемого Рослесхозом (территориальными органами Рослесхоза) в пределах установленной компетенции, на 2022 год (далее - программа профилактики) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства лесного хозяйства А.В. Панфилова.

Руководитель
И.В.СОВЕТНИКОВ

Приложение
к приказу Федерального агентства
лесного хозяйства
от 24.12.2021 N 990

ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЛЕСНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА), ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО РОСЛЕСХОЗОМ
(ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ РОСЛЕСХОЗА) В ПРЕДЕЛАХ
УСТАНОВЛЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, НА 2022 ГОД

I. Общие положения

1. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному лесному контролю (надзору) (далее соответственно - Программа, профилактика рисков) разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ) и Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990.

2. Профилактика рисков осуществляется в рамках исполнения Рослесхозом непосредственно и через его территориальные органы - департаменты лесного хозяйства по федеральным округам (далее - Департаменты) государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора) в пределах установленной компетенции (далее - государственный лесной контроль).

3. Период реализации Программы - 2022 год.

4. В настоящей Программе используются следующие основные понятия:

а) обязательные требования - требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам, установленные Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений, за исключением обязательных требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней;

б) однотипные нарушения обязательных требований - нарушения обязательных требований, имеющих общий предмет нормативного правового регулирования (например, обязательные требования в области пожарной безопасности в лесах, обязательные требования в области воспроизводства лесов);

в) охраняемые законом ценности - жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, леса и находящиеся в них природные объекты, не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы в лесах, недревесные лесные ресурсы, лесные культуры, лесные плантации, почва, установленный порядок осуществления государственного управления и местного самоуправления в пределах установленной компетенции Рослесхоза по осуществлению государственного лесного контроля;

г) подконтрольные субъекты - юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, деятельность которых подлежит оценке на предмет соблюдения обязательных требований, включенных в предмет государственного лесного контроля в рамках его осуществления;

д) подконтрольная сфера - состояние охраняемых законом ценностей в соответствующей сфере регулирования в пределах установленной компетенции Рослесхоза по осуществлению государственного лесного контроля;

е) профилактическое мероприятие - мероприятие, проводимое в целях предупреждения нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, направленное на снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.

II. Анализ текущего состояния осуществления вида
государственного контроля (надзора), описание текущего
развития профилактической деятельности контрольного
(надзорного) органа, характеристика проблем, на решение
которых направлена программа профилактики

5. До вступления в силу Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, а также изменений, внесенных в Лесной кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (изменение наименования "Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана)" на "Федеральный государственный лесной контроль (надзор)", упразднение федерального государственного пожарного надзора в лесах и государственного надзора в области семеноводства в отношении семян лесных растений с включением оценки соблюдения соответствующих обязательных требований в предмет государственного лесного контроля, образование самостоятельного от государственного лесного контроля института лесной охраны), Рослесхозом непосредственно и через Департаменты в рамках реформы контрольной (надзорной) деятельности реализована комплексная программа профилактики нарушения требований лесного законодательства Российской Федерации в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности.

Указанная профилактическая работа проводилась по соответствующим ежегодным программам, утверждавшимся приказами Рослесхоза, и была направлена на две группы подконтрольных субъектов:

хозяйствующих субъектов, использующих леса (подконтрольные субъекты первой группы);

неопределенный круг физических лиц, в том числе граждан, посещающих леса (пребывающих в лесах) в рекреационных целях, в целях сбора для собственных нужд недревесных лесных ресурсов (подконтрольные субъекты второй группы).

Результаты профилактической работы отражены в ежегодных докладах, размещенных на официальном сайте Рослесхоза в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Рослесхоза) (https://rosleshoz.gov.ru/activity/forest_control/reform).

Кроме того, в целях повышения уровня открытости деятельности Рослесхоза ежегодно проводилось обобщение правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) с размещением на сайте Рослесхоза обзоров указанной правоприменительной практики (https://rosleshoz.gov.ru/activity/forest_control/reform).

Всего в рамках профилактической работы за 2018 - 2020 годы проведено более 1300 профилактических мероприятий, в том числе более 100 публичных профилактических мероприятий с обсуждением результатов обобщения правоприменительной практики и классификации причин совершения типовых правонарушений, а также внесено более 20 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

В 2020 году в раках профилактики нарушения обязательных требований и во исполнение решений Правительства Российской Федерации проведена работа по минимизации количества проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе из сводного ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год исключены все плановые проверки (21 проверка), а внеплановых проверок проведено всего 7, что составило лишь около 9% от общего количества проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проведенных в 2019 году.

В целом по итогам 2018 - 2020 годов количество профилактических мероприятий более чем в 8 раз превысило количество контрольных (надзорных) мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с взаимодействием с ними за указанный период (проведено 163 мероприятия), что существенно снизило административную нагрузку на подконтрольные субъекты.

Состояние подконтрольной сферы в 2018 - 2020 годах по итогам профилактической работы оценивалось по увеличению/уменьшению количества однотипных и повторяющихся нарушений обязательных требований, совершаемых одними и теми же подконтрольными субъектами первой группы (далее - повторяющиеся правонарушения).

Так, в 2020 году в сравнении с 2019 годом за счет профилактической работы достигнуто снижение количества таких правонарушений на 20,0%.

Аналогичное снижение достигнуто в 2018 и 2019 годах на 27,3% и 37,5% соответственно.

Таким образом, в течение прошедших 2018 - 2020 годов по результатам профилактической работы достигнуто снижение количества повторяющихся правонарушений и, как следствие, - положительная динамика улучшения состояния подконтрольной сферы.

В настоящее время, учитывая, что предотвращение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований неопределенным кругом физических лиц - гражданами, пребывающими в лесах, в том числе гражданами, посещающими леса (пребывающими в лесах) в рекреационных целях, в целях сбора для собственных нужд недревесных лесных ресурсов, относится к предмету самостоятельного от государственного лесного контроля института лесной охраны (статья 98.2 Лесного кодекса Российской Федерации), подконтрольными субъектами, на деятельность которых направлена профилактика рисков, являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, использующие леса, расположенные на землях обороны и безопасности, и (или) осуществляющие охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение на землях обороны и безопасности, в том числе государственные учреждения, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации.

III. Цели и задачи реализации программы профилактики

6. Профилактика рисков направлена на достижение следующих основных целей:

стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;

устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.

Кроме того, реализация Программы направлена на снижение уровня административного давления на хозяйствующих субъектов при осуществлении государственного лесного контроля, снижение издержек и затрат на его осуществление.

7. Достижение целей, указанных в пункте 5 настоящей Программы, возможно посредством решения следующих задач:

повышение прозрачности и открытости деятельности Рослесхоза и его территориальных органов по осуществлению государственного лесного контроля;

разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований, формирование у всех участников контрольно-надзорной деятельности единого понимания обязательных требований в установленной сфере компетенции осуществления государственного лесного контроля;

актуализация перечней обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного лесного контроля, на предмет выявления обязательных требований, соблюдение и (или) оценка соблюдения которых невозможны либо связаны с издержками, превышающими возможный вред (ущерб) от нарушения таких обязательных требований;

анализ и "инвентаризация" состава и особенностей подконтрольных субъектов и оценки состояния подконтрольной сферы;

выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов их устранения или снижения рисков их возникновения;

установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от условий и видов деятельности подконтрольных субъектов, в том числе особенностей конкретных подконтрольных субъектов, осуществляемой ими деятельности, а также условий, в которых она осуществляется.

IV. Перечень профилактических мероприятий, сроки
(периодичность) их проведения

8. Профилактика рисков осуществляется посредством проведения следующих видов профилактических мероприятий:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) консультирование;

д) профилактический визит.

9. В целях повышения информированности подконтрольных субъектов о содержании предъявляемых к ним обязательных требований перечни нормативных правовых актов (их отдельных частей), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного лесного контроля, подлежат размещению на сайте Рослесхоза.

10. В соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ осуществляется обобщение и анализ правоприменительной практики при осуществлении государственного лесного контроля надзора.

11. Профилактические мероприятия, указанные в пункте 7 настоящей Программы, проводятся в соответствии с требованиями Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098, и Планом-графиком согласно приложению к настоящей Программе.

V. Показатели результативности и эффективности
программы профилактики

12. Эффективность и результативность профилактики рисков причинения вреда оценивается:

а) по ключевому показателю, установленному в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ;

б) по дополнительному показателю состояния подконтрольной сферы.

13. Дополнительный показатель состояния подконтрольной сферы - улучшение или ухудшение состояния подконтрольной сферы, которое оценивается по количеству повторяющихся правонарушений, совершенных одними и теми же подконтрольными субъектами.

Значение дополнительного показателя определяется как количество нарушений обязательных требований, совершенных в отчетном периоде подконтрольными субъектами, в отношении которых в отчетном периоде (до совершения нарушения обязательных требований) и (или) в предыдущем отчетном периоде проводились профилактические мероприятия, и которыми ранее (в предыдущем отчетном периоде) уже совершались однотипные нарушения обязательных требований.

Отчетный период - календарный год реализации программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному лесному контролю (надзору).

Положительно оценивается снижение значения дополнительного показателя по итогам отчетного периода в сравнении с предыдущим отчетным периодом.

Кроме того, оценивается динамика состояния подконтрольной сферы в течение последних трех отчетных периодов.

14. Значение дополнительного показателя для каждого федерального округа Российской Федерации рассчитывается соответствующим территориальным органом Рослесхоза с указанием количества однотипных правонарушений за отчетный период и отдельно за каждые два предшествовавших отчетных периода (подлежит включению в доклад об итогах профилактической работы, подготавливаемый и представляемый в Рослесхоз).

Значение дополнительного показателя в целом для Российской Федерации рассчитывается Рослесхозом на основании данных, представляемых территориальными органами Рослесхоза, и включается в доклад об итогах профилактической работы за год.

15. Рослесхоз осуществляет мониторинг и оценку уровня развития профилактики рисков причинения вреда, в том числе ее эффективности и результативности, результаты которых включаются в ежегодный доклад Рослесхоза о состоянии государственного лесного контроля, подготавливаемый в соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ и требованиями к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2020 N 2041.

Приложение
к Программе

ПЛАН-ГРАФИК
ПРОВЕДЕНИЯ В 2022 ГОДУ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РОСЛЕСХОЗОМ (ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
РОСЛЕСХОЗА) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛЕСНОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ЛЕСАХ

N п/п
Профилактическое мероприятие
Периодичность проведения
Ответственные исполнители
1.
Информирование
Постоянно в течение года
Управление федерального государственного лесного надзора
Территориальные органы Рослесхоза
2.
Обобщение правоприменительной практики
Один раз в год
Управление федерального государственного лесного надзора
Территориальные органы Рослесхоза
3.
Объявление предостережения
Постоянно в течение года при наличии оснований
Управление федерального государственного лесного надзора
Территориальные органы Рослесхоза
4.
Консультирование
Постоянно в течение года при обращении контролируемых лиц и их представителей
Управление федерального государственного лесного надзора
Территориальные органы Рослесхоза
5.
Профилактический визит
Постоянно в течение года
Территориальные органы Рослесхоза
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области