МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
ПРИКАЗ
от 31 августа 2012 г. N 193
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫМ АГЕНТСТВОМ ПО УПРАВЛЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ (ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ)
ПОЛНОМОЧИЙ СОБСТВЕННИКА ИМУЩЕСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
И ФЕДЕРАЛЬНЫХ КАЗЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В связи с принятием постановлений Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1188, от 14 октября 2010 г. N 834, от 31 декабря 2010 г. N 1214, от 20 июня 2011 г. N 499 были внесены изменения в некоторые постановления Правительства Российской Федерации, в том числе в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 50, ст. 5074; 2006, N 13, ст. 1408; 2007, N 52, ст. 6456; 2008, N 14, ст. 1413; 2009, N 3, ст. 379; N 14, ст. 1673; N 30, ст. 3829; 2010, N 2, ст. 234; N 42, ст. 5402; 2011, N 3, ст. 550; N 28, ст. 4203; 2012, N 1, ст. 137; N 1, ст. 170; N 24, ст. 3179) и в целях повышения эффективности управления федеральным имуществом, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение по осуществлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (его территориальными органами) полномочий собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель Министра
экономического развития
Российской Федерации -
руководитель Федерального
агентства по управлению
государственным имуществом
О.К.ДЕРГУНОВА
Утверждено
Приказом Федерального
агентства по управлению
государственным имуществом
от 31.08.2012 N 193
ПОЛОЖЕНИЕ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫМ АГЕНТСТВОМ ПО УПРАВЛЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ (ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ)
ПОЛНОМОЧИЙ СОБСТВЕННИКА ИМУЩЕСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
И ФЕДЕРАЛЬНЫХ КАЗЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1. Общие положения
1. Настоящее положение Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, его территориальные органы) об организации работы по осуществлению полномочий собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий (далее - Положение) разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения качества исполнения полномочий, возложенных на Росимущество, прозрачности осуществления процедур и результатов их исполнения.
2. Настоящим Положением определены порядок и сроки исполнения полномочий и обязанностей, возложенных на Росимущество (его территориальные органы) в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий (далее - ФГУП) и федеральных казенных предприятий (далее - ФКП).
3. При работе с настоящим Положением необходимо также руководствоваться нижеперечисленными законодательными актами:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) Гражданским кодексом Российской Федерации;
3) Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации;
4) Трудовым кодексом Российской Федерации;
5) Земельным кодексом Российской Федерации;
6) Бюджетным кодексом Российской Федерации;
7) Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях";
8) Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
9) Федеральным законом 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
10) Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
11) Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";
12) Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ";
13) постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. N 1024 "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации";
14) постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 1999 г. N 1116 "Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ";
15) постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. N 23 "О реестре показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности";
16) постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2000 г. N 104 "Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ";
17) постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий";
18) постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий";
19) постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2003 г. N 333 "О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия";
20) постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" (далее - постановление N 739);
21) постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1188 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1188);
22) постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества";
23) постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2007 г. N 505 "О порядке принятия федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества";
24) постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 г. N 872 "О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий";
25) постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2008 г. N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности";
26) постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом";
27) постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 834 "Об особенностях списания федерального имущества";
28) постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2009 г. N 592 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
29) постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 499 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях повышения эффективности управления федеральными государственными унитарными предприятиями";
30) постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств";
31) приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 марта 2002 г. N 77 "Об утверждении Порядка определения и перечня показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, входящих в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации";
32) приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 1 сентября 2004 г. N 233 "Об утверждении Типовой формы реестра требований кредиторов";
33) приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 1 сентября 2004 г. N 234 "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов";
34) приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 49 "Об утверждении примерного трудового договора с Руководителем федерального государственного унитарного предприятия";
35) приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 25 августа 2005 г. N 205 "Об утверждении Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения";
36) приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. N 374 "Об утверждении типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом";
37) приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 96, Министерства финансов Российской Федерации N 30н от 10 марта 2011 г. "Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления";
38) приказом Росимущества от 11 августа 2010 г. N 219 "Об утверждении Регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом";
39) приказом Росимущества от 5 апреля 2011 г. N 109 "О периодической отчетности территориальных органов Росимущества по осуществлению полномочий собственника федерального имущества";
40) приказом Росимущества от 16 января 2012 г. N 1 "Об утверждении перечня документов, необходимых для принятия решения о списании федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за находящимися в ведении Росимущества ФКП, ФБУ, ФАУ, ФКУ, либо приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на приобретение федерального имущества, принадлежащего ФГУП, которые находятся в ведении Росимущества и без ведомственной принадлежности и особо ценного движимого имущества, закрепленного за находящимися в ведении Росимущества ФБУ, ФАУ либо приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на приобретение федерального имущества";
41) приказом Росимущества от 13.04.2010 N 90 "О закреплении ФГУП и акционерных обществ с государственным участием за структурными подразделениями Росимущества";
42) приказом Росимущества от 11 октября 2011 г. N 330 "О совершенствовании работы Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ведению реестра показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности";
43) приказом Росимущества от 06.05.2005 N 141 "О порядке определения состава подлежащих приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий";
44) иными нормативными правовыми актами, касающимися осуществления прав собственника имущества предприятий, в том числе локальными актами Росимущества.
4. Территориальные органы Росимущества при осуществлении полномочий собственника предприятий руководствуются порядком и сроками, установленными настоящим Положением, с учетом особенностей структуры территориального органа.
5. Росимущество (его территориальные органы) при исполнении возложенных на него полномочий и обязанностей в отношении ФГУП и ФКП (далее - предприятия) осуществляет взаимодействие с:
- федеральными органами исполнительной власти;
- органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- органами местного самоуправления;
- предприятиями.
1.1. Основные термины и определения
В настоящем Положении применяются следующие основные термины и определения:
1) Структурные подразделения Росимущества - Управления Росимущества (далее - Управления), обеспечивающие в пределах своей компетенции осуществление Росимуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации прав собственника имущества предприятий, а именно:
- Управление имущества силовых ведомств, правоохранительных и судебных органов;
- Управление инфраструктурных отраслей и организаций военно-промышленного комплекса;
- Управление организаций социально-культурной сферы и зарубежной собственности;
- Управление имущества организаций научной сферы;
- Управление инновационных корпоративных технологий и организаций промышленного комплекса;
- Управление имущества государственной казны, обеспечения имущественной основы деятельности публичных образований, федеральных органов власти и организаций;
- Управление по работе с арестованным имуществом и государственной собственностью;
- Управление делами;
- Управление материально-технического обеспечения и государственного заказа;
- Управление приватизации государственного имущества;
- Управление организации работы территориальных органов;
- Управление земельного фонда.
2) Куратор предприятия - определенный начальником Управления сотрудник Управления, которому поручена организация работ по осуществлению от имени Российской Федерации прав собственника имущества соответствующих предприятий.
2. Процедуры по осуществлению Росимуществом полномочий
собственника имущества предприятий, которые находятся
в ведении Росимущества, а также предприятий, ведомственная
принадлежность которых не определена (без ведомственной
принадлежности), в отношении которых Росимущество
осуществляет полномочия собственника в соответствии
с Постановлением N 1188 (далее - ФГУП/предприятие)
1. Создание, реорганизация ФГУП в форме слияния и присоединения, подготовка проектов решений Правительства Российской Федерации о создании, изменении вида ФГУП на ФКП, реорганизации в форме разделения, выделения и преобразования ФГУП в федеральное государственное учреждение, автономную некоммерческую организацию.
2. Подготовка проекта решения Правительства Российской Федерации о создании, реорганизации, изменении вида ФКП на ФГУП.
3. Принятие решения о ликвидации ФГУП (за исключением ФКП).
4. Формирование уставного фонда ФГУП, его увеличение или уменьшение.
5. Закрепление находящегося в федеральной собственности имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление ФГУП и проведение в установленном порядке правомерного изъятия этого имущества.
6. Утверждение устава ФГУП, внесение изменений в устав предприятия, в том числе утверждение устава в новой редакции.
7. Назначение на должность руководителя предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора с ним. Аттестация руководителя предприятия.
8. Согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключения, изменения и прекращения трудового договора с ним.
9. Утверждение в установленном порядке стратегии развития предприятия на срок от 3 до 5 лет, программы деятельности предприятия, определение подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия, а также утверждение сметы доходов и расходов федерального казенного предприятия.
10. Утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов руководителя предприятия.
11. Утверждение аудитора предприятия и определение размера оплаты его услуг.
12. Согласование сделок с имуществом предприятия.
13. Согласование:
а) крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований;
б) сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями;
в) решений об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также о заключении договора простого товарищества;
г) сделок, в которых имеется заинтересованность руководителя предприятия;
д) списания федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), принадлежащего предприятию;
е) создания филиалов и представительств предприятия.
14. Осуществление полномочий собственника имущества должника - предприятия при проведении процедур банкротства.
15. Запрос у предприятий документов, которые они обязаны хранить в соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", а в отношении предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, - также документы, необходимые для принятия решений об условиях приватизации, а также устанавливать сроки их представления.
16. Осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества, утверждение показателей экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контроль их выполнения, в том числе при введении соответствующих процедур предусмотренных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для защиты прав и законных интересов Российской Федерации.
17. Осуществление контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принятия в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимых мер по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
18. Предъявление в суд исков о признании недействительными сделок, совершенных предприятиями в нарушение установленного порядка.
19. Проведение в пределах своей компетенции проверки использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении предприятий, назначение и проведение документальных и иных проверок, в том числе организация проведения ревизий и принятия решений о проведении аудиторских проверок предприятий, в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, в целях определения эффективного использования и сохранности федерального имущества.
3. Процедуры, осуществляемые Росимуществом при исполнении
полномочий собственника имущества предприятий, находящихся
в ведении федеральных органов исполнительной власти,
за исключением полномочий, которые федеральными законами
и актами Правительства Российской Федерации возложены
на отдельные федеральные органы исполнительной власти "1"
--------------------------------
"1" В отношении имущества предприятий, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, Управлению делами Президента Российской Федерации, Федеральному агентству морского и речного транспорта полномочия собственника указанные ведомства осуществляют в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053, от 01.04.2009 N 290 и от 17.07.2009 N 592 (соответственно).
1. Утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг.
2. Согласование с учетом предложений федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, сделок с недвижимым имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения.
3. На основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, формирование уставного фонда предприятия, а также принятие решения о его увеличении или уменьшении.
4. Закрепление имущества за предприятием. Изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за предприятием на праве оперативного управления, правомерное прекращение права хозяйственного ведения и оперативного управления предприятия на имущество.
5. По согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, утверждение передаточного акта или разделительного баланса при реорганизации предприятия и ликвидационного баланса при ликвидации предприятия.
6. Направление в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, предложения о прекращении в соответствии с законодательством Российской Федерации трудового договора с руководителем предприятия.
7. Направление в федеральный орган исполнительной власти мотивированной позиции Росимущества по вопросам, обозначенным в разделах 20 и 21 настоящего Положения.
8. Принятие решений о ликвидации и реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий в форме слияния и присоединения.
9. В отношении предприятий, подведомственных Федеральному агентству морского и речного транспорта, за которыми в хозяйственном ведении закреплено имущество, расположенное в границах морских портов, указанные в пунктах "1" и "2" настоящей главы, полномочия осуществляет это Агентство.
10. В случае, если ФГУП включен в перечень ФГУП, в отношении которых установлен специальный порядок принятия федеральными органами исполнительной власти решений по отдельным вопросам деятельности этих предприятий (далее - Перечень), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 1060-р, решения по вопросам, указанным в подпунктах "б" и "д" пунктов 1 и 1.1 постановления N 739, а также по вопросам согласования совершения сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 25 процентов балансовой стоимости активов предприятия, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, принимаются федеральными органами исполнительной власти на основании решений Правительства Российской Федерации или решений, принимаемых по его поручению Первым Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.
4. Создание, реорганизация, изменение вида
унитарного предприятия
1. Решение о создании унитарного предприятия, реорганизации в форме разделения, выделения, преобразования в федеральное государственное учреждение, автономную некоммерческую организацию, а также об изменении вида принимается Правительством Российской Федерации.
2. Реорганизации в форме слияния и присоединения осуществляется Росимуществом.
3. При создании или изменении вида унитарного предприятия Росимуществом обеспечивается подготовка следующих документов:
1) проект решения Правительства Российской Федерации о создании унитарного предприятия, предусматривающий цели, предмет и виды его деятельности;
2) технико-экономическое обоснование создания унитарного предприятия, включающее в себя финансово-экономическое обоснование, прогноз объема производимой продукции (работ, услуг) для обеспечения федеральных государственных нужд с обоснованием необходимости производства отдельных видов продукции (работ, услуг) в рамках самостоятельной хозяйственной деятельности;
3) проект устава унитарного предприятия (в т.ч. определение целей, предмета, видов деятельности унитарного предприятия);
4) проект перечня имущества, которое подлежит закреплению за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения для производства продукции (работ, услуг) в соответствии с уставом предприятия;
5) предложения по организационной и штатной структуре учреждаемого предприятия.
4. При реорганизации унитарного предприятия Росимущество помимо документов, указанных в пункте 3 настоящего раздела, также обеспечивает подготовку следующих документов:
1) проект соответствующего распоряжения Росимущества;
2) проект программы деятельности унитарного предприятия на очередной год;
3) нотариально заверенные копии учредительных документов унитарного предприятия;
4) заверенные в установленном порядке копии бухгалтерской отчетности унитарного предприятия по состоянию на последнюю отчетную дату и годовой бухгалтерской отчетности за три предшествующих года с отметкой налогового органа;
5) справка налогового органа по месту налогового учета о состоянии расчетов унитарного предприятия по налогам, сборам и взносам на последнюю отчетную дату;
6) проект разделительного баланса или передаточного акта (в случае реорганизации унитарного предприятия);
7) заверенных в установленном порядке копий свидетельств о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и земельные участки (при наличии);
8) перечень имущества, закрепленного за унитарным предприятием, заверенный территориальным органом Росимущества.
5. Решение Росимущества о реорганизации федерального унитарного предприятия принимается на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующее предприятие.
6. Подготовленный проект акта Правительства Российской Федерации с приложением документов, указанных в пункте 3 настоящего раздела, направляется в Минэкономразвития России.
7. Реорганизация унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009, осуществляются Правительством Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации.
Реорганизация ФГУП, основанных на праве хозяйственного ведения, включенный в Перечень, осуществляется Росимуществом на основании решений Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации или решений, принимаемых по его поручению Первым Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.
8. Исключением является право государственных академий наук на создание, реорганизацию и ликвидацию подведомственных предприятий, осуществляемых Академиями с учетом положений Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
9. Для государственной регистрации создаваемого унитарного предприятия в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании унитарного предприятия соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного фонда на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания унитарного предприятия;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 Закона N 129-ФЗ. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. В случае представления учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;
г) документ об уплате государственной пошлины.
5. Создание, реорганизация, изменение вида
казенного предприятия
1. Создание казенного предприятия путем учреждения, либо реорганизации осуществляется Правительством Российской Федерации.
2. При создании, либо реорганизации, или изменении вида казенного предприятия Росимуществом обеспечивается подготовка следующих документов:
1) проект акта Правительства Российской Федерации о создании унитарного предприятия (создание предприятия, реорганизации в форме разделения, выделения предприятий, преобразование предприятия в федеральные государственные учреждения, изменение вида предприятий);
2) технико-экономическое обоснование создания казенного предприятия, включающее в себя финансово-экономический анализ состояния унитарного предприятия с указанием структуры кредиторской и дебиторской задолженности, условий и причин ее возникновения, прогноз объема производимой по заказу государства продукции (работ, услуг) для обеспечения федеральных государственных нужд с обоснованием необходимости производства отдельных видов продукции (работ, услуг) в рамках самостоятельной хозяйственной деятельности, прогноз доходов и расходов казенного предприятия на очередной год и плановый период, а также предложения по организационной и штатной структуре казенного предприятия;
3) проект устава казенного предприятия;
4) проект программы деятельности предприятия на очередной год и плановый период;
5) проект сметы доходов и расходов казенного предприятия на очередной год и плановый период, в которой выделяются доходы и расходы, связанные с выполнением заказов на поставки товаров (работ, услуг) для федеральных государственных нужд;
6) проект перечня имущества, которое подлежит закреплению за казенным предприятием на праве оперативного управления для производства по заказу государства продукции (работ, услуг) в соответствии с уставом предприятия;
7) отчет об оценке имущества, которое подлежит закреплению за казенным предприятием на праве оперативного управления, содержащий сведения о рыночной стоимости имущества.
3. Подготовленный проект акта Правительства Российской Федерации с приложением документов, указанных в пункте 2 настоящего раздела, направляется в Минэкономразвития России.
6. Ликвидация предприятия
1. Росимуществом самостоятельно или на основании поступившего обращения от территориального органа или отраслевого федерального органа исполнительной власти может быть принято решение о ликвидации предприятия по основаниям и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Росимущество (территориальный орган Росимущества по поручению Росимущества), при принятии решения о ликвидации предприятия, путем издания распоряжения, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации предприятия. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
3. Распоряжение о ликвидации предприятия должно содержать:
- причину ликвидации предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- срок ликвидации предприятия;
- поручение территориальному органу об уведомлении в трехдневный срок органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, о принятии соответствующего решения;
- порядок работы ликвидационной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- поручение о предоставлении на утверждение в Росимущество промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов предприятия, а также копии баланса и предложения ликвидационной комиссии о порядке использования имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, в течение месяца после утверждения ликвидационного баланса;
- поручение о предоставлении в Росимущество информации по выполнению соответствующего распоряжения.
4. Состав ликвидационной комиссии формируется из числа работников предприятия с привлечением сотрудников Росимущества и федерального органа исполнительной власти, в чьем ведении находится предприятие. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.
5. После принятия решения о ликвидации предприятия Росимущество незамедлительно письменно сообщает об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующих сведений.
6. Ликвидация предприятий, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009, осуществляется Правительством Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации.
7. Формирование уставных фондов унитарных предприятий
1. Росимуществом самостоятельно в отношении подведомственных предприятий и предприятий, ведомственная принадлежность которых не определена, или на основании предложений федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, осуществляются полномочия по формированию уставного фонда предприятия.
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в казенном предприятии уставный фонд не формируется.
2. Формирование, увеличение/уменьшение уставного фонда предприятия утверждается распоряжением Росимущества в течение 30 дней с момента поступления обращения, а в случае вновь созданного предприятия - в течение 3-х месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.
3. При подготовке распоряжения о формировании, увеличении/уменьшении уставного фонда предприятия необходимо наличие следующих документов:
1) обращение предприятия о формировании, увеличении/уменьшении уставного фонда унитарного предприятия, содержащее следующие сведения:
- наименование и местонахождение предприятия;
- фамилия, имя, отчество руководителя предприятия, его контактный телефон;
- дата и входящий номер обращения, с которым представлен в Росимущество обязательный пакет документов (если такое обращение имело место в текущем году и изменения в ранее представленные документы не вносились);
- обоснование целесообразности увеличения/уменьшения уставного фонда унитарного предприятия;
2) заверенная руководителем предприятия копия устава предприятия с изменениями (при наличии таких изменений);
3) заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих полномочия руководителя предприятия (приказ о назначении, копия трудового договора и т.п.);
4) заверенная руководителем предприятия (или нотариально) копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации юридического лица;
5) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выданная не ранее трех месяцев до представления документов в Росимущество;
6) перечень имущества, предлагаемого к передаче (дополнительной передаче) унитарному предприятию, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения;
7) заверенные в установленном порядке копии свидетельства о государственной регистрации права хозяйственного ведения, акты приема-передачи;
8) заверенные в установленном порядке копии бухгалтерской отчетности за предыдущий год и истекшие отчетные периоды текущего года (с отметкой о получении ИФНС), расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности на текущую дату с указанием в том числе просроченной задолженности и авансов полученных;
9) справка о стоимости чистых активов федерального государственного унитарного предприятия за предыдущий финансовый год и истекший отчетный период текущего года;
10) заверенные в установленном порядке копии отчета руководителя за предыдущий финансовый год и программы деятельности федерального государственного унитарного на текущий год;
11) заверенные установленным образом копии договоров об осуществлении бюджетных инвестиций с зарегистрированными соответствующим образом дополнительными соглашениями;
12) заверенные в установленном порядке копии платежных поручений по перечислению бюджетных ассигнований федеральным органом исполнительной власти на расчетный счет предприятия с приложением копий актов сверок взаиморасчетов;
13) заверенные в установленном порядке копии платежных поручений, подтверждающие перечисление в федеральный бюджет части чистой прибыли федерального государственного предприятия за предыдущий финансовый год;
14) заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих основания выбора унитарным предприятием контрагентов;
15) заверенные в установленном порядке копии договоров с контрагентами с приложением актов о выполненных работах.
4. В случае отсутствия необходимых документов Росимуществом могут быть запрошены недостающие сведения, либо в течение 10 дней готовится письменный отказ.
5. Порядок формирования уставного фонда, его увеличение/уменьшение предусмотрены статьями 13 - 15 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
8. Закрепление имущества за предприятием.
Изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого
не по назначению имущества, закрепленного за предприятием
на праве оперативного управления, правомерное прекращение
права хозяйственного ведения и оперативного управления
предприятия на имущество. Списание имущества предприятия
1. Федеральное имущество может быть закреплено за предприятием:
- на праве оперативного управления;
- на праве хозяйственного ведения.
Основанием возникновения права оперативного управления или права хозяйственного ведения является решение собственника о закреплении за предприятием имущества, если иное не установлено законом.
2. Прекращение права хозяйственного ведения происходит по решению собственника имущества о прекращении соответствующего права в случаях принудительного изъятия, а также правомерного изъятия имущества у предприятия с его согласия.
3. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием либо приобретенное казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.
4. Прекращение права хозяйственного ведения (принудительное изъятие) осуществляется при наличии оснований для прекращения права собственности в соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными федеральными законами.
5. Предприятием на фирменном бланке представляется в адрес Росимущества или его территориальный орган обращение по вопросу закрепления (изъятия) имущества, подписанное руководителем и заверенное печатью предприятия, с приложением следующих документов:
1) В отношении закрепления (изъятия) объектов недвижимого имущества:
а) письменное согласие (отказ от права) предприятия о закреплении (правомерном изъятии) имущества;
б) свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц либо выписка из него;
в) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН);
г) учредительные документы предприятия;
д) заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих полномочия руководителя предприятия (приказ о назначении, копия трудового договора и т.п.);
е) перечень имущества, предлагаемого к закреплению (правомерному изъятию) на последнюю отчетную дату;
ж) - к) утратили силу. - Приказ Росимущества от 11.08.2016 N 282;
л) справка о балансовой стоимости каждого объекта недвижимого имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, и расчет чистых активов, подписанные либо заверенные руководителем предприятия;
м) письменное согласование закрепления (правомерного изъятия) имущества с отраслевым органом исполнительной власти, которому данное предприятие подведомственно;
н) годовая бухгалтерская отчетность предприятия за последние два финансовых года и бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату;
о) расчет стоимости чистых активов, подписанный главным бухгалтером предприятия;
п) справка о наличии или отсутствии выданных предприятием поручительств, подписанная руководителем предприятия.
2) В отношении закрепления (изъятия) объектов движимого имущества:
а) письменное согласие (отказ от права) предприятия о закреплении (правомерном изъятии) имущества;
б) свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц либо выписка из него;
в) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН);
г) учредительные документы предприятия;
д) заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих полномочия руководителя предприятия (приказ о назначении, копия трудового договора и т.п.);
е) перечень имущества, предлагаемого к закреплению (правомерному изъятию) на последнюю отчетную дату;
ж) справка о балансовой стоимости каждого объекта движимого имущества и расчет чистых активов, подписанные либо заверенные руководителем предприятия;
з) письменное согласование закрепления (правомерного изъятия) имущества с отраслевым органом исполнительной власти, которому данное предприятие подведомственно;
и) годовая бухгалтерская отчетность предприятия за последние два финансовых года и бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату;
к) расчет стоимости чистых активов, подписанный главным бухгалтером предприятия;
л) справка о наличии или отсутствии выданных предприятием поручительств, подписанная руководителем предприятия.
6. Указанное обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней с момента поступления в Росимущество или его территориальный орган.
7. Решение об отказе в закреплении (изъятии) имущества оформляется письмом Росимущества или его территориального органа (с описью вложения), в котором указывается причина отказа.
Причины отказа:
а) представление неполного пакета документов;
б) наличие в документах недостоверной или искаженной информации;
в) неразборчивость представленных документов;
г) соответствующее решение может быть принято исходя из нецелесообразности предлагаемого решения с точки зрения обеспечения эффективного использования федерального имущества.
8. Решение о закреплении (изъятии) федерального имущества принимается Росимуществом.
8.1. По поручению Росимущества территориальные органы Росимущества закрепляют находящееся в федеральной собственности имущество в хозяйственном ведении и оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и производят в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества.
8.2. Исключением является право государственных академий наук на закрепление имущества за собой и подведомственными академиям предприятиями, а также списание имущества предприятия, осуществляемое академиями с учетом положений Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", соответствующими уставами академий.
9. Территориальный орган Росимущества в 3-дневный срок со дня принятия решения о закреплении (изъятии) или об отказе в закреплении (изъятии) имущества направляет его копию в Росимущество.
10. Закрепление имущества за ФГУП осуществляется с учетом показателей его финансово-хозяйственной деятельности, касающихся в том числе информации о просроченной задолженности и (или) признаков банкротства, а также значительном объеме выданных поручительств, позволяющих определить целесообразность закрепления имущества за предприятием.
11. Закрепление имущества за ФГУП не производится при наличии таких факторов, как просроченная кредиторская задолженность, полученный убыток предприятия по окончании финансового года, а также в случае, если стоимость чистых активов предприятия по окончании финансового года меньше размера его уставного фонда.
9. Утверждение устава предприятия, внесение изменений
в устав предприятия, утверждение устава в новой редакции
1. Росимуществом самостоятельно или на основании поступившего обращения от руководителя унитарного предприятия, находящегося в его ведении или ведомственная принадлежность которого не определена, в течение 15 дней с момента поступления такого обращения издается распоряжение об утверждении устава предприятия, внесении изменений в устав предприятия, утверждении устава в новой редакции.
2. Утверждение устава казенного предприятия или внесение в него изменений осуществляется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 г. N 872 "О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий" в целях создания предприятия федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого будет находится предприятие, обеспечивает подготовку проекта устава предприятия.
3. Утверждение устава предприятия, внесение в него изменений, в том числе утверждение устава в новой редакции, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в отношении находящихся в его ведении федеральных государственных унитарных предприятий, не включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества.
4. Утверждение устава предприятия, внесение в него изменений, в том числе утверждение устава в новой редакции, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в отношении находящихся в его ведении федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества (за исключением Министерства обороны Российской Федерации и Управления делами Президента Российской Федерации) с учетом мотивированной позиции Федерального агентства по управлению государственным имуществом, которая в письменной форме предоставляется в федеральные органы исполнительной власти не позднее 10 рабочих дней со дня получения от них соответствующих предложений.
5. При подготовке и издании распоряжения об утверждении устава предприятия, внесение изменений в устав предприятия, утверждении устава в новой редакции необходим следующий комплект документов:
1) проект устава или проект изменений в устав (в том числе связанных с созданием филиалов и представительств унитарного предприятия);
2) при внесении изменений в устав или утверждения устава в новой редакции: нотариально заверенная копия действующего устава унитарного предприятия со всеми изменениями и дополнениями;
3) при внесении изменений в устав или утверждения устава в новой редакции: нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации предприятия;
4) утвержденная бухгалтерская отчетность предприятия за соответствующий отчетный период;
5) справка о численности работников предприятия;
6) свидетельство о постановке на налоговый учет;
7) информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата.
6. Росимущество в случае отсутствия необходимого пакета документов в течение 5 дней направляет в адрес предприятия письменный отказ о принятии решения об утверждении устава предприятия, внесение изменений в устав предприятия, утверждении устава в новой редакции.
10. Назначение на должность руководителя предприятия,
заключение, изменение и прекращение трудового договора
с ним. Аттестация руководителя предприятия
1. Росимуществом при создании, реорганизации предприятия либо прекращении трудового договора с руководителем предприятия, находящегося в его ведении или ведомственная принадлежность которого не определена, проводится конкурс на замещение должности руководителя предприятия.
2. Основные процедуры и сроки, совершаемые Росимуществом при проведении конкурса на замещение должности руководителя предприятия, осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий" и приказом Минэкономразвития России от 2 марта 2005 г. N 49 "Об утверждении примерного трудового договора с Руководителем федерального государственного унитарного предприятия".
3. По итогам конкурса Росимуществом в течение 30 дней издается распоряжение о назначении на должность руководителя предприятия. С победителем конкурса заключается трудовой договор.
Для предприятий, включенных в прогнозный план приватизации, распоряжение о назначении на должность руководителя предприятия издается в соответствии со сроками, установленными соответствующим приказом Росимущества.
В случае включения ФГУП в Перечень решение о назначении на должность руководителя принимается Росимуществом на основании решений Правительства Российской Федерации или решений, принимаемых по его поручению Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителем Председателя Российской Федерации.
4. Трудовой договор с руководителем предприятия может быть расторгнут в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, а также иными законодательными актами, регулирующими данные правоотношения, в том числе:
- в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (часть 1 статьи 66; статья 69; часть 2 статьи 82, часть 4 статьи 83 Закона о банкротстве);
- принятие собственником имущества организации решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. При расторжении трудового договора с руководителем предприятия Росимуществом готовится соответствующее распоряжение.
6. В отношении предприятий, не находящихся в ведении Росимущества, на основании пункта 2 постановления N 739 Росимуществом или его территориальным органом может быть подготовлено и направлено предложение в адрес соответствующего отраслевого федерального органа исполнительной власти мотивированное предложение о расторжении трудового договора с руководителем предприятия.
В отношении предприятий, подведомственных государственным академиям наук, указанные письма направляются территориальными органами Росимущества в Управление имущества организаций научной сферы для подготовки соответствующего мотивированного предложения, направляемого в адрес государственных академий наук.
7. Росимуществом в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий" и соответствующим приказом Минэкономразвития России, 1 раз в 3 года проводится аттестация руководителей предприятий, находящихся в его ведении либо ведомственная принадлежность которых не определена.
11. Согласование приема на работу главного бухгалтера
предприятия, заключения, изменения и прекращения трудового
договора с ним
1. Предприятием, находящимся в ведении Росимущества или ведомственная принадлежность которого не определена, направляется обращение о согласовании кандидатуры главного бухгалтера предприятия.
2. Вместе с обращением предприятием должен быть представлен необходимый пакет документов:
1) заверенная отделом кадров предприятия анкета кандидата на должность главного бухгалтера;
2) заверенная копия трудовой книжки кандидата;
3) проект трудового договора.
3. В течение 14 дней с момента поступления обращения от предприятия Росимуществом готовится и направляется в адрес предприятия письменное согласие или отказ в согласовании предложенной кандидатуры.
4. Трудовой договор с главным бухгалтером предприятия может быть изменен или расторгнут в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, а также иными законодательными актами, регулирующими данные правоотношения.
12. Утверждение в установленном порядке стратегии развития
предприятия на срок от 3 до 5 лет
1. Росимущество в отношении находящихся в его ведении ФГУП и без ведомственной принадлежности, за исключением ФГУП, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, либо в отношении которых приняты в установленном порядке решения о ликвидации, утверждает стратегии развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет (далее - стратегии развития предприятий).
В отношении ФГУП, включенных в Перечень, стратегии развития предприятий утверждаются на основании решений Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации или решений, принимаемых по его поручению Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.
2. Стратегии развития предприятий основываются на утвержденных в установленном порядке программах и решениях, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
13. Утверждение программы деятельности, части прибыли
предприятия, подлежащей перечислению в федеральный бюджет,
сметы доходов и расходов
1. Программа деятельности ФГУП основывается на утвержденной в установленном порядке стратегии развития предприятия, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества либо в отношении которых приняты в установленном порядке решения о ликвидации, и утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти ежегодно.
2. Росимуществом, на основании обращения руководителя подведомственного предприятия или предприятия, ведомственная принадлежность которого не определена, утверждается программа деятельности, часть прибыли предприятия, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, смета доходов и расходов.
3. Программа деятельности предприятия на следующий год утверждается распоряжением Росимущества не позднее 1 ноября текущего года.
4. Программа деятельности ФГУП в течение 7 рабочих дней со дня ее утверждения размещается на межведомственном портале по управлению государственной собственностью в сети Интернет.
5. Куратор предприятия осуществляет подготовку распоряжения об утверждении программы деятельности предприятия в течение 20 дней с момента поступления обращения от руководителя предприятия.
6. При подготовке к изданию распоряжения об утверждении программы деятельности предприятия куратору необходимо обеспечить предоставление в Росимущество предприятием следующих документов:
1) проект программы деятельности унитарного предприятия на следующий год;
2) технико-экономическое обоснование планируемых мероприятий;
3) описание затрат на их реализацию и ожидаемого эффекта от их выполнения.
7. Предложения о части прибыли предприятия, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, представленные руководителем предприятия до 1 апреля отчетного года, утверждаются распоряжением Росимущества не позднее 1 мая текущего года.
8. В отношении казенных предприятий решение о размере чистой прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, принимается не позднее 1 июня текущего года.
9. Для подготовки распоряжения Росимущества об утверждении части прибыли предприятия, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, куратору необходимо обеспечить предоставление в Росимущество предприятием следующих документов:
1) отчет руководителя предприятия;
2) бухгалтерская отчетность;
3) сводная бухгалтерская отчетность (при наличии у предприятия дочерних предприятий);
4) справка об участии предприятия в работе дочерних предприятий и иных хозяйственных обществ;
5) доклад о финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
6) сведения об участии предприятия в уставных капиталах иностранных юридических лиц (в случае если у предприятия имеются акции (доли, паи в уставном капитале) иностранного юридического лица).
10. Размер чистой прибыли предприятия, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, определяется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 г. N 872 "О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий".
14. Утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов
руководителя предприятия
1. Росимущество на основании обращения руководителя подведомственного предприятия или предприятия, ведомственная принадлежность которого не определена, утверждает бухгалтерскую отчетность и отчет руководителя предприятия.
2. Руководитель ФГУП ежеквартально путем размещения на межведомственном портале по управлению государственной собственностью в сети Интернет представляет заверенные электронной цифровой подписью либо электронные образы следующих документов:
1) отчет руководителя предприятия;
2) бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках предприятия;
3) справка о своевременном представлении сведений в целях ведения реестра федерального имущества;
4) справка об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях;
5) порядок расчета размера вознаграждения руководителя предприятия.
5. Куратором предприятия ведется учет ежеквартальных отчетов руководителя предприятия, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Годовой отчет руководителя предприятия, бухгалтерская отчетность, представленные руководителем предприятия до 1 апреля отчетного года, утверждаются распоряжением Росимущества не позднее 1 мая текущего года.
4. Для подготовки распоряжения Росимущества об утверждении отчета руководителя предприятия, бухгалтерской отчетности куратору необходимо обеспечить предоставление в Росимущество предприятием следующих документов:
1) отчет руководителя предприятия;
2) бухгалтерская отчетность;
3) сводная бухгалтерская отчетность (при наличии у предприятия дочерних предприятий);
4) справка об участии предприятия в работе дочерних предприятий и иных хозяйственных обществ;
5) доклад о финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
6) сведения об участии предприятия в уставных капиталах иностранных юридических лиц (в случае если у предприятия имеются акции (доли, паи в уставном капитале) иностранного юридического лица).
5. Руководитель ФГУП ежегодно с годовым отчетом в сроки, установленные для сдачи головой бухгалтерской отчетности, путем размещения на межведомственном портале по управлению государственной собственностью в сети Интернет представляет доклад о финансово-хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 1999 г. N 1116 "Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ".
6. Руководитель ФГУП, имеющего акции (долю, пай в уставном капитале) юридических лиц, вместе с годовым отчетом и докладом о финансово-хозяйственной деятельности предприятия представляет ежегодно в Росимущество сведения об участии ФГУП в уставных капиталах юридических лиц.
15. Утверждение аудитора предприятия и определение размера
оплаты его услуг
1. Утверждение аудитора федеральных государственных унитарных предприятий, полномочия собственника в отношении которых осуществляет центральный аппарат Росимущества, для проведения обязательного ежегодного аудита и определение размера оплаты его услуг осуществляется распоряжением Росимущества, проект которого готовится Управлением организации оценки федерального имущества и аудита на основании протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в срок не позднее пяти рабочих дней с момента их предоставления организатором конкурса.
2. Утверждение аудитора, в отношении остальных федеральных государственных унитарных предприятий, для проведения обязательного ежегодного аудита и определение размера оплаты его услуг осуществляется распоряжением соответствующего территориального органа Росимущества на основании протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в срок не позднее пяти рабочих дней с момента их предоставления организатором конкурса.
3. Управление организации оценки федерального имущества и аудита осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов Росимущества по утверждению аудиторов федеральных государственных унитарных предприятий в порядке, установленном приказом Росимущества от 22 февраля 2011 г. N 48.
16. Согласование сделок с имуществом предприятия
1. Росимуществом или его территориальными органами на основании обращения подведомственных предприятий и предприятий, ведомственная принадлежность которых не определена, а также на основании предложений, поступивших от федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, осуществляется согласование сделок с недвижимым имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения.
2. В течение 30 дней с момента поступления соответствующего обращения принимается решение о согласовании (отказе в согласовании) сделки.
3. Перечень документов, необходимых для принятия решения о согласовании сделки, установлен распоряжением Минимущества России от 15 июля 2003 г. N 3142-р "Об утверждении Перечня документов, представляемых федеральным государственным унитарным предприятием для получения согласия на совершение сделок, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2003 г. N 333".
4. В случаях отсутствия каких-либо документов или несоответствия представленных документов предъявляемым требованиям в течение 10 дней Росимуществом с момента поступления соответствующего обращения направляется отказ в согласовании такой сделки с указанием причины отказа.
5. Согласование сделок предприятий с недвижимым имуществом осуществляется Росимуществом.
6. Согласование сделок по передаче предприятием недвижимого имущества в аренду (договоров аренды) осуществляется территориальным органом Росимущества по месту регистрации федеральных государственных унитарных предприятий на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган Росимущества осуществляет свою деятельность, с учетом мнения территориального органа Росимущества по месту расположения недвижимого имущества.
(п. 6 в ред. Приказа Росимущества от 02.09.2013 N 259)
7. Территориальные органы Росимущества могут осуществлять согласование сделок, совершаемых предприятиями, отнесенных к компетенции центрального аппарата Росимущества, по поручению Росимущества.
В этом случае согласование сделок осуществляется территориальным органом Росимущества по месту государственной регистрации предприятия в качестве юридического лица с учетом мнения территориального органа Росимущества по месту нахождения объекта недвижимости, определяемых на дату принятия решения о согласовании сделки, совершаемой предприятием.
8. Территориальный орган Росимущества в 3-дневный срок со дня согласования сделки с имуществом предприятия направляет копию данного решения в структурное подразделение Росимущества.
9. Структурные подразделения Росимущества, в том числе территориальные органы Росимущества, осуществляют согласование сделок с недвижимым имуществом, закрепленным за федеральными государственными унитарными предприятиями, с учетом результатов рассмотрения отчета(ов) об оценке имущества в порядке, предусмотренном приказом Росимущества от 23 сентября 2009 г. N 273.
(п. 9 в ред. Приказа Росимущества от 22.12.2014 N 509)
10. Согласование сделок с движимым имуществом предприятия, являющегося для предприятия крупной сделкой, или сделкой, в которой имеется заинтересованность руководителя предприятия, осуществляется в порядке, предусмотренном разделом 17 настоящего Положения.
11. В отношении согласования сделок с имуществом предприятий, подведомственных государственным академиям наук, такое согласование осуществляется с учетом положений Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", в порядке, установленном соответствующими Соглашениями о взаимодействии между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и государственными академиями наук в сфере управления федеральным имуществом, закрепленным за государственными академиями наук и подведомственными им организациями.
17. Согласование совершения крупных сделок, а также
сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств,
получением банковских гарантий, иными обременениями,
уступкой требований, переводом долга, осуществлением
заимствований, сделок, в которых имеется заинтересованность
руководителя предприятия, сделок, связанных с распоряжением
вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале
хозяйственных обществ или товариществ, а также
принадлежащими предприятию акциями, участия предприятия
в ассоциациях и других объединениях коммерческих
организаций, а также в иных юридических лицах
1. Руководителем предприятия, находящегося в ведении Росимущества или ведомственная принадлежность которого не определена, в адрес Росимущества или его территориального органа направляется обращение на совершение крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований, сделок, в которых имеется заинтересованность руководителя предприятия, сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями, участия предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций, а также в иных юридических лицах (далее - сделок), подписанное руководителем и главным бухгалтером предприятия. В обращении указываются:
а) полное наименование предприятия, его ИНН, КПП, ОКПО;
б) вид сделки;
в) предмет сделки, валюта сделки, сумма сделки (в рублях и валюте) и срок ее исполнения (дата, период);
г) полное наименование и местонахождение предполагаемого контрагента по сделке (ИНН, КПП, ОКПО);
д) расходы, связанные с осуществлением сделки;
е) форма и размер обеспечения исполнения обязательств по сделке, если сделка осуществляется с обеспечением.
К обращению прикладываются следующие документы:
1) проект договора (контракта, соглашения и т.п.);
2) технико-экономическое обоснование совершения сделки, план движения денежных средств на срок осуществления сделки с соотнесением его с графиком исполнения обязательств по сделке;
3) копия свидетельства о государственной регистрации предприятия;
4) копии бухгалтерской отчетности за предыдущий год и истекшие отчетные периоды текущего года, расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности на текущую дату с указанием в том числе просроченной задолженности и авансов полученных;
5) перечень имущества, передаваемого предприятием в качестве залога по договору (контракту, соглашению и т.п.), являющегося предметом сделки, либо участвующее в сделке, с указанием его балансовой стоимости на последнюю отчетную дату, даты ввода в эксплуатацию, с указанием при необходимости, залоговой и рыночной стоимости в 2 экземплярах;
6) справка об отсутствии или наличии обременений на имущество, участвующее в сделке;
7) описание существенных условий сделки;
8) выписка из программы деятельности предприятия (сметы доходов и расходов) в части возможности заключения сделки.
Направленные документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью предприятия.
2. В зависимости от вида сделки Росимуществом или его территориальным органом могут быть запрошены у предприятия дополнительные обосновывающие документы.
3. Росимуществом или его территориальным органом в течение 15 дней со дня получения обращения готовится мотивированное заключение о согласовании (отказе в согласовании) сделок с проектом распоряжения.
4. В заключении о согласовании (отказе в согласовании) обязательно должно быть указание на соответствие заключаемых сделок программе деятельности предприятия, утвержденной Росимуществом.
5. Решение о согласовании сделки принимается на основе следующих критериев:
а) полнота и точность информации, содержащейся в представленных документах;
б) обоснования необходимости совершения сделки;
в) финансовое состояние предприятия и его способность исполнять свои обязательства по сделке с учетом экономической эффективности деятельности предприятия;
г) условия сделки;
д) положительная кредитная история и отчетность предприятия по исполнению обязательств по ранее согласованным сделкам;
е) соответствующее законодательству Российской Федерации обеспечение по сделке.
6. Основаниями для отказа в согласовании совершения сделки являются:
а) представление предприятием недостоверных сведений;
б) несоответствие объема и направлений использования средств по сделке видам деятельности, предусмотренным уставом предприятия и утвержденной программой деятельности предприятия;
в) неспособность предприятия нести гражданско-правовую ответственность по сделке, что может привести к банкротству предприятия либо выбытию имущества предприятия, являющего предметом залога по сделке.
7. Решение об отказе в согласовании сделки оформляется заказным письмом Росимущества (с описью вложения), в котором указывается причина отказа.
8. Руководителем предприятия ежеквартально в адрес Росимущества или его территориального органа направляется отчет о выполнении условий сделки и состоянии обязательств по сделке.
9. Руководителем предприятия в течение 5 дней с даты окончания исполнения обязательств по сделке представляется в Росимущество или его территориальный орган информация о полном выполнении обязательств сторонами.
10. Структурные подразделения Росимущества, в том числе территориальные органы Росимущества, осуществляют согласование сделок с недвижимым имуществом, закрепленным за предприятиями, с учетом результатов рассмотрения отчета(ов) об оценке имущества в порядке, предусмотренном приказами Росимущества.
18. Согласование создания филиалов и открытия
представительств предприятия
1. Руководителем предприятия, находящегося в ведении Росимущества или ведомственная принадлежность которого не определена, в адрес Росимущества или его территориального органа направляется обращение о создании филиала или открытия представительства с обоснованием целесообразности создания филиала или открытия представительства в конкретном субъекте Российской Федерации, либо в конкретной стране (ближнего и дальнего зарубежья) и необходимым пакетом документов.
2. Основные документы:
1) проект положения о филиале или представительстве;
2) проект изменений в устав предприятия;
3) проект трудового договора с руководителем филиала или представительства;
4) проект доверенности на право совершения юридических действий от имени предприятия.
3. Росимуществом или его территориальным органом в течение 15 дней со дня получения обращения готовится проект распоряжения о создании филиала, об открытии представительства.
4. В случаях отсутствия каких-либо документов или несоответствия представленных документов предъявляемым требованиям в течение 5 дней Росимуществом направляется отказ в согласовании создания филиала или открытия представительства.
19. Обеспечение подготовки предприятиями документов,
необходимых для принятия решений об условиях приватизации,
и представления их в Федеральное агентство по управлению
государственным имуществом
1. Росимуществом в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации, даются поручения соответствующим территориальным органам Росимущества о подготовке пакета документов предприятия к приватизации в установленные сроки.
2. Росимуществом осуществляется контроль за выполнением территориальными органами данных поручений, соблюдением сроков и подготовкой необходимых документов для принятия решения об условиях приватизации предприятия.
3. Территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом в порядке, установленном Росимуществом, обеспечивают доступ отобранной Росимуществом аудиторской организации, осуществляющей проведение аудиторской проверки промежуточных бухгалтерских балансов и результатов инвентаризации имущества и обязательств предприятия, на соответствующие предприятия, а также обеспечивают предоставление предприятием документов, запрашиваемых аудиторской организацией.
4. Предложения для внесения в проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также предложения для внесения в него изменений, в порядке, установленном федеральным законодательством и Росимуществом, могут быть подготовлены и представлены в центральный аппарат Росимущества его территориальными органами.
20. Предоставление Росимуществом мотивированной позиции
в отношении действий федеральных органов исполнительной
власти, в ведении которых находятся не включенные
в прогнозный план (программу) приватизации федерального
имущества федеральные государственные унитарные
предприятия, за исключением предприятий, находящихся
в ведении Министерства обороны Российской Федерации
и Управления делами Президента Российской Федерации
1. Росимуществом на основании обращения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, представляется мотивированная позиция в отношении:
1) согласования сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями;
2) согласования решений об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также о заключении договора простого товарищества.
2. Росимуществом в течение 10 дней со дня получения такого обращения готовится и направляется в письменной форме мотивированное заключение о согласовании (отказе в согласовании) сделок.
Критерии принятия решения о согласовании (отказе в согласовании) сделки предусмотрены в разделе 17 настоящего Положения.
21. Предоставление Росимуществом мотивированной позиции
в отношении действий федеральных органов исполнительной
власти, в ведении которых находятся включенные в прогнозный
план (программу) приватизации федерального имущества
федеральные государственные унитарные предприятия,
за исключением предприятий, находящихся в ведении
Министерства обороны Российской Федерации
и Управления делами Президента
Российской Федерации
1. Росимуществом на основании обращения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, представляется мотивированная позиция в отношении:
1) утверждения устава предприятия, внесение в него изменений, в том числе утверждение устава в новой редакции;
2) согласования совершения крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований;
3) согласование совершения сделок, в которых имеется заинтересованность руководителя предприятия;
4) согласование сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями;
5) согласование создания филиалов и открытия представительств;
6) утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов руководителя предприятия;
7) согласования решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также о заключении договора простого товарищества;
8) согласование списания федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), принадлежащего предприятию.
2. Росимуществом в течение 10 дней со дня получения такого обращения готовится и направляется в письменной форме мотивированное заключение о согласовании (отказе в согласовании) сделок (списания).
Критерии принятия решения о согласовании (отказе в согласовании) сделки (списания) предусмотрены в разделе 17 настоящего Положения.
22. Порядки взаимодействия в Росимуществе
при реализации полномочий собственника имущества
федеральных государственных унитарных предприятий
и федеральных казенных предприятий
1. ФГУП закрепляются за структурными подразделениями Росимущества, исходя из отраслевой специфики, на основании приказа Росимущества от 13 апреля 2010 г. N 90 "О закреплении ФГУП и акционерных обществ с государственным участием за структурными подразделениями Росимущества") с учетом сведений, содержащихся в Информационной Системе Отраслевых Структурных подразделений.
2. Каждое структурное подразделение Росимущества в отношении ФГУП, закрепленного за ним, подготавливает проект акта Росимущества (приказ, распоряжение) по вопросам, касающимся реализации полномочий собственника имущества ФГУП, и направляет соответствующий проект на согласование в Правовое управление Росимущества. Проект акта может также быть направлен в иные структурные подразделения Росимущества.
3. Правовое управление Росимущества в течение 10 дней рассматривает представленный проект акта Росимущества и при отсутствии замечаний согласовывает проект либо направляет замечания и предложения к нему.
4. В отношении ФГУП, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, Управление приватизации государственного имущества в рамках своей компетенции готовит проекты распорядительных актов Росимущества (Правительства Российской Федерации) о подготовке к приватизации и об условиях приватизации ФГУП.
5. В отношении ФГУП, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, Управление приватизации государственного имущества в рамках своей компетенции ежегодно готовит проект приказа Росимущества о подготовке к приватизации и об условиях приватизации ФГУП, который подписывается руководителем Росимущества и направляется в территориальные органы Росимущества.
6. Решения в отношении ФГУП, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, принимаемые центральным аппаратом Росимущества, подготавливаются Управлением приватизации государственного имущества, согласовываются с соответствующими отраслевыми структурными подразделениями Росимущества, заместителями Руководителя, осуществляющими координацию и контроль деятельности указанных структурных подразделений Росимущества, с Правовым управлением, и направляются для подписания соответствующему заместителю Руководителя.
7. При подготовке проектов и принятии решений об условиях приватизации ФГУП территориальные органы Росимущества в соответствии с приказом Росимущества от 06.05.2005 N 141 "О порядке определения состава подлежащих приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий" подготавливают перечень имущества, подлежащего приватизации, и решение об исключении из состава подлежащих приватизации имущественных комплексов ФГУП.
8. Территориальные органы Росимущества направляют в Управление имущества государственной казны, обеспечения имущественной основы деятельности публичных образований, федеральных органов власти и организаций и Управление реестра и анализа использования федерального имущества утвержденный перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП в 5-дневный срок после принятия решения об условиях приватизации ФГУП.
9. В случаях, предусмотренных актами Росимущества, при подготовке решения о сохранении в федеральной собственности имущества ФГУП территориальные органы направляют для согласования необходимые документы в Управление приватизации федерального имущества.
10. Порядок взаимодействия в Росимуществе при реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. N 23 "О реестре показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности" определен приказом Росимущества от 11 октября 2011 г. N 330 "О совершенствовании работы Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ведению реестра показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности".
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области