Приказ Росгидромета от 21.09.2022 N 455 "Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований к проведению работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы"

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ
И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ПРИКАЗ
от 21 сентября 2022 г. N 455

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА
ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ
ПО АКТИВНЫМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ НА ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007) и пунктами 5 и 6 статьи 14 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Руководство по соблюдению обязательных требований к проведению работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы (далее - Руководство).

2. УГСН (Ю.Л. Цыба) обеспечить размещение Руководства на официальном сайте Росгидромета в информационно-коммуникационной сети "Интернет".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росгидромета В.В. Соколова.

Руководитель Росгидромета
И.А.ШУМАКОВ

Утверждено
приказом Росгидромета
от 21.09.2022 N 455

РУКОВОДСТВО
ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ
ПО АКТИВНЫМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ НА ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Руководство по соблюдению обязательных требований к проведению работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы (далее - Руководство) разработано в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", а также в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).

1.2. Руководство содержит разъяснения о наиболее часто встречающихся нарушениях обязательных требований, пояснения относительно способов соблюдения обязательных требований, примеры соблюдения обязательных требований, рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований, ответственность за нарушения обязательных требований.

1.3. Руководство применяется контролируемыми лицами на добровольной основе.

1.4. Деятельность контролируемых лиц и действия их работников, осуществляемые в соответствии с Руководством, не могут квалифицироваться как нарушение обязательных требований.

2. Нормативно-правовое регулирование
государственного надзора

2.1. В соответствии с пунктом 3 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы (далее - государственный надзор), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1072, объектом государственного надзора является деятельность юридических лиц по проведению работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, осуществляемая на основании лицензии.

2.2. Порядок лицензирования работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы установлен положением о лицензировании работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2020 N 1682 (далее - Положение о лицензировании).

2.3. Предметом государственного надзора согласно части 2 статьи 6.1 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (далее - Федеральный закон N 113-ФЗ) является соблюдение лицензиатами обязательных требований к работам по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, в том числе:

- соблюдение федеральных норм и правил в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по организации и проведению работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы;

- соблюдение порядка приобретения, хранения и использования средств активных воздействий;

- соблюдение при проведении работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы требований, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также лицензионных требований к деятельности по проведению работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы.

2.4. Обязательными требованиями к контролируемым лицам при проведении работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы являются:

- наличие лицензии на проведение работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы (пункт 44 части 1 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

- наличие у здания и (или) помещения, сооружения, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы (подпункт а пункта 3 Положения о лицензировании);

- наличие на праве собственности или на ином законном основании средств активных воздействий на гидрометеорологические процессы, необходимых для выполнения соответствующего вида работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы (подпункт б пункта 3 Положения о лицензировании);

- наличие работников, заключивших с ним трудовые договоры на осуществление работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, по должности в соответствии со штатным расписанием, имеющих профессиональное образование в соответствии с требованиями, установленными квалификационными характеристиками по должностям работников гидрометеорологической службы, и (или) стаж работы в области активных воздействий на гидрометеорологические процессы не менее 1 года (подпункт в пункта 3 Положения о лицензировании);

- соблюдение федеральных норм и правил в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по организации и проведению работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы (абзац 2 части 2 статьи 6.1 Федерального закона N 113-ФЗ).

2.5. Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и ее территориальными органами (далее - территориальные органы Росгидромета) в рамках государственного надзора, утвержден приказом Росгидромета от 11.12.2020 N 550 (далее - Перечень).

2.6. Указанный перечень нормативных правовых актов размещен на официальном сайте Росгидромета в информационно-коммуникационной сети "Интернет".

3. Рекомендации по соблюдению обязательных требований

3.1. Одним из обязательных требований к проведению работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы является наличие у юридического лица работников, заключивших с ним трудовые договоры на осуществление работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, по должности в соответствии со штатным расписанием, имеющих профессиональное образование в соответствии с требованиями, установленными квалификационными характеристиками по должностям работников гидрометеорологической службы, и (или) стаж работы в области активных воздействий на гидрометеорологические процессы не менее 1 года.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" подтверждением о получении профессионального образования являются диплом о среднем профессиональном образовании (среднее профессиональное образование) и диплом о высшем образовании (дипломы бакалавриата, специалиста и магистра).

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16.02.2009 N 48 утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников гидрометеорологической службы", в котором содержатся требования к уровню квалификации, в том числе к специальностям и направлениям подготовки для работников, осуществляющих работы по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы.

3.2. Обязательным требованием к проведению работ по активным воздействиям является наличие у юридического лица здания и (или) помещения, сооружения, принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ по активным воздействиям на процессы.

Положениями статьи 209 "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ установлено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

3.3. Для выполнения работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы одним из требований является наличие у юридического лица на праве собственности или на ином законном основании средств активных воздействий на гидрометеорологические процессы, необходимых для выполнения соответствующего вида работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, не содержащих в своем составе взрывчатых и пиротехнических веществ.

3.4. Под иным законным основанием понимается право аренды, безвозмездного пользования, право хозяйственного ведения, оперативного управления объектом (зданием, нежилым помещением).

Подтверждением права будет являться документ, подтверждающий факт того, что владелец получил право на объект (договор купли-продажи, договор аренды, акт о передаче в хозяйственное ведение, оперативное управление и т.п.).

Согласно части 1 статьи 609 "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ договор аренды, заключенный на срок более года, если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме.

Частью 2 статьи 609 "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ установлено, что договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок более года, подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

4. Наиболее часто встречающиеся случаи нарушения
обязательных требований

4.1. В рамках проведенных контрольных (надзорных) мероприятий были выявлены следующие наиболее часто встречающиеся случаи нарушения обязательных требований:

- отсутствие у юридических лиц на праве собственности или ином законном основании средств активных воздействий на гидрометеорологические процессы, необходимых для выполнения соответствующего вида работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы (подпункт б пункта 5 Положения о лицензировании);

- нарушение порядка хранения средств активных воздействий на гидрометеорологические процессы, в том числе не обеспечено хранение средств активных воздействий на гидрометеорологические процессы на постоянных складах хранения (пункты 6 - 7 Положения о приобретении, хранении и использовании средств активных воздействий специализированными организациями активных воздействий на гидрометеорологические процессы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2020 N 1701).

5. Перечень документов и (или) информации, необходимых
для осуществления государственного надзора и достижения
целей и задач проведения проверки

5.1. К документам и (или) информации, которые могут быть запрошены инспектором в ходе осуществления государственного надзора у юридического лица, относятся:

- учредительные документы юридического лица;

- сведения, подтверждающие наличие у юридического лица прав собственности или иных прав на здания, сооружения, строения, иные объекты недвижимого имущества, используемые юридическим лицом при осуществлении своей деятельности;

- перечень технических средств и средств активных воздействий, используемых юридическим лицом при осуществлении своей деятельности, техническая и эксплуатационная документация к ним;

- сведения о работниках юридического лица, осуществляющих лицензируемый вид деятельности;

- штатное расписание;

- должностные инструкции работников юридического лица, осуществляющих лицензируемый вид деятельности;

- трудовые договоры, заключенные с работниками юридического лица;

- информация об уполномоченных представителях юридического лица (при наличии представителей), документы, подтверждающие полномочия представителей;

- локальные нормативные акты юридического лица, регламентирующие порядок организации и осуществления лицензируемого вида деятельности;

- документы, подтверждающие осуществление лицензируемого вида деятельности или являющиеся основаниями для его осуществления (договоры, заявки, соглашения, акты выполненных работ и иные документы) (при их наличии);

- документы по средствам активных воздействий и оборудованию, подтверждающие постановку на бухгалтерский учет (инвентарные карточки и документы, являющиеся основанием для постановки на бухгалтерский учет).

5.2. Перечень документов и (или) информации, которая может быть запрошена в ходе проведения проверки в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в соответствии с межведомственным перечнем представлен в приложении к Руководству.

6. Ответственность за нарушения обязательных требований

6.1. При наличии у Росгидромета (территориального органа Росгидромета) сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Росгидромет (территориальный орган Росгидромета) объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ.

6.2. Предостережения выдаются при наличии у Росгидромета (территориального органа Росгидромета) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований:

- полученных в ходе реализации мероприятий по государственному надзору, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами;

- содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации.

6.3. Предостережения выдаются в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало угрозу указанных последствий.

6.4. В предостережении юридическому лицу предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом Росгидромет (территориальный орган Росгидромета) в установленный в таком предостережении срок, но не менее 60 календарных дней со дня направления предостережения.

6.5. За нарушение обязательных требований юридические лица несут административную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 8.40 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ осуществление работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы с нарушением обязательных требований влечет за собой наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;

- на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

6.6. Грубым нарушением обязательных требований является невыполнение юридическим лицом требований, касающихся наличия у лицензиата работников, заключивших с ним трудовые договоры на осуществление работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, по должности в соответствии со штатным расписанием, имеющих профессиональное образование в соответствии с требованиями, установленными квалификационными характеристиками по должностям работников гидрометеорологической службы, и (или) стаж работы в области активных воздействий на гидрометеорологические процессы не менее 1 года, повлекшие за собой:

- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

- человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Приложение
к руководству по соблюдению
обязательных требований
по федеральному государственному
контролю (надзору) за проведением
работ по активным воздействиям
на гидрометеорологические процессы

ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ И (ИЛИ) ИНФОРМАЦИИ, КОТОРАЯ МОЖЕТ
БЫТЬ ЗАПРОШЕНА В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ В РАМКАХ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТ ИНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ЛИБО ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ
ИЛИ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ,
В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖВЕДОМСТВЕННЫМ ПЕРЕЧНЕМ

N
Наименование документа и (или) информации
Федеральные органы исполнительной власти, организации, в распоряжении которых находятся документ и (или) информация
1
2
3
2
Выписка из баланса производства, распространения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения
Минпромторг России
3
Выписка из главного реестра лицензий на осуществление работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы
Росгидромет
4
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости
Росреестр
5
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости
Росреестр
6
Кадастровый план территории
Росреестр
7
Сведения из национальной части единого реестра выданных одобрений типа транспортного средства, одобрений типа шасси, свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и зарегистрированных уведомлений об отмене документа, удостоверяющего соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств"
Росстандарт
8
Выписка из реестра аккредитованных лиц
Росаккредитация
9
Сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности
Росстат
10
Сведения о кодах по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) и взаимосвязанных с ним общероссийских классификаторов: ОКАТО, ОКТМО, ОКФС, ОКОПФ, ОКОГУ, установленных организациям и индивидуальным предпринимателям
Росстат
11
Выписка из реестра лицензий на деятельность, связанную с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения (для работ по предупредительному спуску снежных лавин)
Ростехнадзор
12
Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц
ФНС России
13
Форма расчета по страховым взносам
ФНС России
14
Сведения о транспортных средствах и лицах, на которых эти транспортные средства зарегистрированы
МВД России
15
Выписка из государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц
ФНС России
16
Выписка из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства
ФНС России
17
Сведения из федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении"
Рособрнадзор
18
Выписка из реестра лицензий на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну
ФСБ России
19
Сведения о проверках по федеральному государственному контролю (надзору) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы
Росгидромет
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области