Приказ Росгидромета от 18.07.2023 N 376 "Об утверждении Положения об Управлении мониторинга загрязнения окружающей среды, полярных и морских работ Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ
И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ПРИКАЗ
от 18 июля 2023 г. N 376

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ УПРАВЛЕНИИ МОНИТОРИНГА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ,
ПОЛЯРНЫХ И МОРСКИХ РАБОТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В соответствии с Положением о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 372, и структурой центрального аппарата Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденной приказом Росгидромета от 11 мая 2023 г. N 278 "Об утверждении структуры и штатного расписания центрального аппарата Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", приказываю:

Утвердить прилагаемое Положение об Управлении мониторинга загрязнения окружающей среды, полярных и морских работ Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Руководитель Росгидромета
И.А.ШУМАКОВ

Утверждено
приказом Росгидромета
от 18.07.2023 N 376

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УПРАВЛЕНИИ МОНИТОРИНГА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ,
ПОЛЯРНЫХ И МОРСКИХ РАБОТ (УМЗА)

I. Общие положения

1. В состав УМЗА входят следующие отделы:

отдел мониторинга химического загрязнения окружающей среды;

отдел мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды;

отдел организации исследований в Мировом океане, Арктике и Антарктике;

отдел информационной продукции и фонда данных.

2. При осуществлении деятельности УМЗА руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Положением о Росгидромете, приказами и распоряжениями Росгидромета, решениями (постановлениями) коллегии Росгидромета, решениями и указаниями руководителя Росгидромета, также настоящим Положением.

3. Основными задачами УМЗА являются:

3.1. Обеспечение в сфере ведения УМЗА реализации государственной политики в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния загрязнения окружающей среды, взаимодействие по этим вопросам с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, оказание необходимой помощи и содействия подведомственным учреждениям Росгидромета в реализации указанной политики.

3.2. Участие в подготовке предложений к проектам федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Министерство) по вопросам, относящимся к сфере ведения УМЗА.

3.3. Организация и обеспечение выполнения работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

3.4. Организация работ, координация и контроль деятельности подведомственных Росгидромету учреждений по обеспечению органов государственной власти, Вооруженных Сил Российской Федерации, а также населения информацией (в том числе экстренной) о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении.

3.5. Организация формирования и функционирования государственной наблюдательной сети, аналитических лабораторий, стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения.

3.6. Обеспечение подготовки предложений проектов нормативных правовых актов Министерства, определяющих порядок проведения наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, а также получения соответствующей информационной продукции в сфере ведения УМЗА.

3.7. Обеспечение формирования тематик научно-исследовательских работ в сфере ведения УМЗА.

3.8. Участие в подготовке ежегодного Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Росгидромета и оценке достижения запланированных результатов.

3.9. Экспертиза материалов Росгидромета, предназначенных для открытой публикации в рамках задач и функций, возложенных на отделы УМЗА.

3.10. Информирование пользователей (потребителей) о составе представляемых сведений о состоянии окружающей среды, ее загрязнения в части компетенции УМЗА, о формах доведения данной информации и об организациях, осуществляющих информационное обеспечение пользователей (потребителей).

3.11. Прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан по вопросам, относящимся к задачам и функциям отделов УМЗА, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок.

3.12. Обеспечение выполнения в установленном порядке обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации в части задач и функций, возложенных на отделы УМЗА, в том числе в рамках международного научно-технического сотрудничества в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды.

3.13. Подготовка предложений к проектам ежегодных планов работ и прогнозных показателей деятельности Росгидромета.

3.14. Участие в подготовке соглашений с субъектами Российской Федерации о совместном решении задач в установленной сфере деятельности.

3.15. Подготовка проектов локальных нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов (ОРД), руководящих документов по вопросам, относящимся к сфере ведения УМЗА Росгидромета.

3.16. Участие в подготовке экспертных заключений на поступившие материалы по лицензированию деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в рамках своего направления деятельности;

3.17. Методическое руководство деятельностью подведомственных Росгидромету учреждений.

3.18. Подготовка организационно-методических указаний и разъяснений территориальным органам и подведомственным учреждениям Росгидромета по выполнению указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность учреждений Росгидромета.

3.19. Организация мониторинга химического и радиоактивного (радиационной обстановки) загрязнения окружающей среды.

3.20. Организация выполнения работ и исследований в Арктике, Антарктике и Мировом океане.

3.21. Организация ведения Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, а также других информационных ресурсов в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.

3.22. Участие в подготовке отзывов, ходатайств, заявлений, справочных и иных материалов в органы судебной власти Российской Федерации в сфере ведения УМЗА по компетенции структурного подразделения.

II. Отдел мониторинга химического загрязнения
окружающей среды

4. Задачи отдела мониторинга химического загрязнения окружающей среды:

4.1. организация государственного мониторинга атмосферного воздуха в части химического загрязнения;

4.2. организация государственного мониторинга водных объектов в части загрязнения поверхностных вод;

4.3. организация государственного мониторинга земель в части химического загрязнения почв;

4.4. организация государственного мониторинга континентального шельфа, исключительной экономической зоны и территориального моря Российской Федерации в части химического загрязнения морской среды;

4.5. организация мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;

4.6. организация обеспечения органов государственной власти, Вооруженных сил Российской Федерации, а также населения информацией о фактическом и прогнозируемом химическом загрязнении окружающей среды;

4.7. организация обеспечения выпуска экстренной информации о фактическом и прогнозируемом химическом загрязнении окружающей среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде;

4.8. организация информирования потребителей о составе предоставляемых сведений о химическом загрязнении окружающей среды, о формах доведения данной информации и об организациях, осуществляющих предоставление этой информации;

4.9. организация осуществления государственного учета поверхностных вод и ведения государственного водного кадастра в части поверхностных водных объектов по разделу качества поверхностных вод;

4.10. организация в пределах своих полномочий выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния в Европе, Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря, Конвенции о защите Черного моря от загрязнения, Лондонской конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов, Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, Рамочной Конвенции по защите морской среды Каспийского моря, Программе мониторинга и оценки состояния окружающей среды Арктики в рамках Арктического совета, Программе мониторинга кислотных выпадений в Восточной Азии (EANET), Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий, Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях;

4.11. участие в осуществлении государственной политики по вопросам организации, проведения и совершенствования работ в области мониторинга химического загрязнения окружающей среды, включая организацию разработки и внедрения унифицированных методик и технических средств наблюдений и пробоотборного оборудования, анализа, обработки информации и ведения банков (баз) данных;

4.12. организация работ по комплексному фоновому мониторингу окружающей среды в биосферных заповедниках;

4.13. организация работ по реализации Стратегии Глобальной Службы Атмосферы ВМО;

4.14. организация наблюдений, оценки и прогноза химического загрязнения окружающей среды в рамках соответствующей подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);

4.15. организация работ по выполнению мероприятий, предусмотренных в документах стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования (государственные программы Российской Федерации, национальные проекты и т.д.), связанных с вопросами мониторинга химического загрязнения окружающей среды.

5. Функции отдела мониторинга химического загрязнения окружающей среды:

5.1. осуществляет взаимодействие со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и Вооруженных Сил Российской Федерации по вопросам мониторинга химического загрязнения окружающей среды, международных обязательств в указанной области, осуществляет подготовку совместных приказов, соглашений и планов;

5.2. организует и координирует деятельность подведомственных учреждений Росгидромета в области мониторинга химического загрязнения окружающей среды;

5.3. организует разработку планов и схем обеспечения органов государственного управления информацией о химическом загрязнении окружающей среды;

5.4. определяет совместно с другими подразделениями и подведомственными учреждениями Росгидромета направления приоритетных научно-исследовательских работ по вопросам, связанным с мониторингом химического загрязнения окружающей среды, организует и контролирует выполнение планов НИТР;

5.5. участвует совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке, согласовании и организации выполнения документов стратегического планирования (государственных программ, федеральных целевых программ и др.), разрабатываемых на федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации, мероприятий Национального проекта "Экология", по вопросам компетенции отдела;

5.6. участвует в организации ведения Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении в части информации о химическом загрязнении окружающей среды;

5.7. участвует в планировании, организации и согласовании с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти экспедиционных исследований в Арктике, Антарктике и Мировом океане по вопросам мониторинга химического загрязнения окружающей среды;

5.8. организует работу учреждений и организаций Росгидромета в части проведения наблюдений, оценки и прогноза химического загрязнения окружающей среды, осуществляет мероприятия, направленные на совершенствование этих работ;

5.9. обеспечивает организационно-техническое и методическое сопровождение работ по наблюдению за уровнями химического загрязнения окружающей среды на импактном и фоновом уровнях, трансграничному переносу загрязняющих веществ, оперативному выявлению и расследованию фактов экстремально высокого (включая аварийного) химического загрязнения окружающей среды, в том числе при возникновении опасных эколого-токсикологических ситуаций;

5.10. организует работы по анализу и обобщению информации о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях, по разработке оперативных прогнозов изменения уровней загрязнения;

5.11. организует обеспечение государственных органов и заинтересованных организаций систематической и оперативной информацией об уровнях (в т.ч. экстремально высоких) загрязнения окружающей среды, а также оперативными прогнозами и предупреждениями о возможных изменениях уровней загрязнения окружающей среды, в т.ч. в периоды НМУ;

5.12. организует работы по ведению государственного учета поверхностных вод и ведения государственного водного кадастра в части поверхностных водных объектов по разделу качества поверхностных вод;

5.13. координирует подготовку материалов о химическом загрязнении окружающей среды и составе сети наблюдений за химическим загрязнением для ежегодников, обзоров и соответствующих разделов, включаемых в государственные доклады других министерств и ведомств;

5.14. организует и координирует разработку, совершенствование и внедрение на государственной сети нормативно-технических и методических документов по осуществлению мониторинга химического загрязнения окружающей среды;

5.15. организует работы по комплексной оценке состояния окружающей среды в районах уникальных природных объектов;

5.16. ведет учет состава государственной наблюдательной сети за химическим загрязнением окружающей среды, а также территориальных и локальных систем наблюдений за химическим загрязнением окружающей среды;

5.17. участвует в работах по стандартизации и обеспечению единства измерений в части измерений уровней химического загрязнения окружающей среды, осуществляет контроль качества и достоверности получаемой информации (включая организацию проведения сравнительных анализов и интеркалибрации);

5.18. обеспечивает разработку и обобщение предложений по техническому оснащению и функционированию государственной наблюдательной сети за химическим загрязнением окружающей среды;

5.19. участвует в формировании государственных заданий федеральным государственным бюджетным учреждениям в части химического загрязнения окружающей среды и осуществлении контроля за их выполнением;

5.20. участвует в подготовке экспертных заключений на поступившие материалы по лицензированию деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в рамках своего направления деятельности;

5.21. участвует в осуществлении проверок деятельности УГМС и НИУ по вопросам мониторинга химического загрязнения окружающей среды;

5.22. участвует в разработке предложений по совершенствованию организации труда в подразделениях Росгидромета, занимающихся вопросами мониторинга химического загрязнения окружающей среды;

5.23. участвует в подготовке экспертных заключений на поступившие материалы по лицензированию деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в рамках своего направления деятельности.

III. Отдел мониторинга радиоактивного загрязнения
окружающей среды

6. Задачи отдела мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды:

6.1. организация государственного мониторинга радиационной обстановки, предусматривающего:

- государственный мониторинг атмосферного воздуха в части радиоактивного загрязнения;

- государственный мониторинг водных объектов в части радиоактивного загрязнения поверхностных вод;

- государственный мониторинг земель в части радиоактивного загрязнения почв;

- государственный мониторинг континентального шельфа, исключительной экономической зоны и территориального моря Российской Федерации в части радиоактивного загрязнения морской среды;

6.2. организация обеспечения органов государственной власти, Вооруженных сил Российской Федерации, а также населения информацией о фактическом и прогнозируемом радиоактивном загрязнении окружающей среды;

6.3. организация обеспечения выпуска экстренной информации о фактическом и прогнозируемом радиоактивном загрязнении окружающей среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде;

6.4. организация информирования потребителей о составе предоставляемых сведений о радиоактивном загрязнении окружающей среды, о формах доведения данной информации и об организациях, осуществляющих предоставление этой информации;

6.5. организация в пределах своих полномочий выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии, Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, Межправительственному соглашению стран Североевропейского и Балтийского регионов об обмене данными радиационного мониторинга, Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении;

6.6. участие в осуществлении государственной политики по вопросам организации, проведения и совершенствования работ в области радиационного мониторинга, включая организацию разработки и внедрения унифицированных методик и технических средств наблюдений и пробоотборного оборудования, анализа, обработки информации и ведения банков (баз) данных;

6.7. организация наблюдений, оценки и прогноза радиоактивного загрязнения окружающей среды в рамках соответствующей подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);

6.8. организация работ по выполнению мероприятий документов стратегического планирования (государственных программ РФ, федеральных целевых программ и др.), связанных с вопросами мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды.

7. Функции отдела мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды:

7.1. осуществляет взаимодействие со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и Вооруженных Сил Российской Федерации по вопросам мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды, международных обязательств в указанной области, осуществляет подготовку совместных приказов, соглашений и планов;

7.2. организует и координирует деятельность организаций и учреждений Росгидромета в области мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды;

7.3. организует разработку планов и схем обеспечения органов государственного управления информацией о радиоактивном загрязнении окружающей среды;

7.4. определяет совместно с другими подразделениями и подведомственными учреждениями Росгидромета направления приоритетных научно-исследовательских работ по вопросам, связанным с мониторингом радиоактивного загрязнения окружающей среды, организует и контролирует выполнение планов НИТР;

7.5. участвует совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке, согласовании и организации выполнения документов стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне и уровне субъекта РФ, по вопросам компетенции отдела;

7.6. участвует в организации ведения Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении в части информации о радиоактивном загрязнении окружающей среды;

7.7. участвует в планировании, организации и согласовании с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти экспедиционных исследований в Арктике, Антарктике и Мировом океане по вопросам мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды;

7.8. организует работу учреждений Росгидромета в части проведения наблюдений, оценки и прогноза радиоактивного загрязнения окружающей среды, осуществляет мероприятия, направленные на совершенствование этих работ;

7.9. обеспечивает организационно-техническое и методическое сопровождение работ по наблюдению за уровнями радиоактивного загрязнения окружающей среды (на импактном и фоновом уровнях), трансграничному переносу загрязняющих веществ, оперативному выявлению и анализу фактов экстремально высокого и высокого радиоактивного загрязнения окружающей среды;

7.10. организует работы по анализу и обобщению информации о радиоактивном загрязнении окружающей среды, обеспечению государственных органов управления и хозяйственных организаций систематической и оперативной информацией об уровнях радиоактивного загрязнения окружающей среды и прогнозах его изменения;

7.11. организует работы по осуществлению радиационного мониторинга окружающей среды в районах, загрязненных в результате радиационных аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7.12. готовит предложения по организации на государственной сети работ по радиационному мониторингу и дополнительному обследованию территорий в районах расположения ядерно- и радиационно опасных объектов;

7.13. готовит предложения по проведению тренировок в системе Росгидромета по действиям в случае ядерной аварии, разрабатывает необходимые документы и принимает непосредственное участие в организации и проведении соответствующих мероприятий, участвует в подготовке и проведении тренировок и учений по ликвидации последствий радиационных аварий на АЭС, проводимых другими министерствами и ведомствами;

7.14. координирует подготовку материалов о радиоактивном загрязнении окружающей среды и составе сети наблюдений за радиоактивным загрязнением для ежегодников, обзоров и соответствующих разделов, включаемых в государственные доклады других министерств и ведомств;

7.15. организует и координирует разработку, совершенствование и внедрение на государственной сети нормативно-технических и методических документов по осуществлению мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды;

7.16. ведет учет состава государственной наблюдательной сети за радиоактивным загрязнением окружающей среды, а также территориальных и локальных систем наблюдений за радиоактивным загрязнением окружающей среды;

7.17. обеспечивает организационно-методическую поддержку функционирования пунктов наблюдения радиационного мониторинга в сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) гражданской обороны Российской Федерации;

7.18. участвует в работах по стандартизации и обеспечению единства измерений в части измерений уровней радиоактивного загрязнения окружающей среды, осуществляет контроль качества и достоверности получаемой информации (включая организацию проведения сравнительных анализов и интеркалибрации);

7.19. обеспечивает разработку и обобщение предложений по техническому оснащению и функционированию государственной наблюдательной сети за радиоактивным загрязнением окружающей среды;

7.20. участвует в формировании государственных заданий федеральным государственным бюджетным учреждениям в части радиоактивного загрязнения окружающей среды и осуществлении контроля за их выполнением;

7.21. участвует в осуществлении проверок деятельности УГМС и НИУ по вопросам мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды;

7.22. участвует в разработке предложений по совершенствованию организации труда в подразделениях Росгидромета, занимающихся вопросами мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды;

7.23. участвует в подготовке экспертных заключений на поступившие материалы по лицензированию деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в рамках своего направления деятельности.

IV. Отдел организации исследований в Мировом океане,
Арктике и Антарктике

8. Задачи отдела организации исследований в Мировом океане, Арктике и Антарктике:

8.1. организация гидрометеорологического обеспечения морской деятельности органов государственного управления, деятельности отраслей экономики, Вооруженных Сил Российской Федерации и населения;

8.2. реализация задач Морской доктрины Российской Федерации, Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2030 года, Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике до 2030 года, Стратегии российского присутствия на архипелаге Шпицберген до 2030 года;

8.3. организация обеспечения выпуска экстренной информации об опасных морских природных явлениях, фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды в акваториях океанов и морей, которые могут угрожать жизни и здоровью мореплавателей, населения прибрежных районов и наносить ущерб объектам морской хозяйственной деятельности и окружающей среде;

8.4. организация и обеспечение деятельности функциональной подсистемы предупреждения о цунами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ФП РСЧС-ЦУНАМИ);

8.5. организация информирования участников морской деятельности о составе предоставляемых сведений о состоянии морской среды, о формах доведения данной информации и об организациях, осуществляющих морское гидрометеорологическое обеспечение;

8.6. организация исследования гидрометеорологических и гелиофизических процессов в Мировом океане, Арктике и Антарктике;

8.7. организация научных исследований в Антарктике, в том числе географических, гидрологических, геологических и геохимических исследований, осуществление мониторинга окружающей среды Антарктики, а также обеспечение деятельности российских антарктических станций и сезонных полевых баз Российской антарктической экспедиции;

8.8. обеспечение организации и контроль деятельности Российской антарктической экспедиции;

8.9. организация и контроль выполнения планов НИТР, направленных на совершенствование морских гидрометеорологических наблюдений, изучение гидрометеорологических процессов в Арктике, Антарктике, морях России и Мировом океане, разработку и совершенствование методов и технологий анализа и прогноза гидрометеорологических параметров морской среды, приборов и технических средств морских гидрометеорологических наблюдений;

8.10. организация, координация, планирование и контроль реализации заданий федеральных целевых программ, связанных с изучением и оценкой обстановки в Мировом океане, Арктике и Антарктике, других программ по вопросам компетенции отдела;

8.11. организация и контроль осуществления экспедиционных исследований гидрометеорологических процессов в Арктике, Антарктике, морях России и Мировом океане;

8.12. организация и контроль деятельности системы экспедиционных морских гидрометеорологических наблюдений в районах Мирового океана и морей России, в Арктике и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также наблюдений на акваториях морей и в устьях рек с использованием судов добровольных наблюдений, научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета, дрейфующих и ныряющих буев, научных станций на дрейфующих льдах, других стационарных и подвижных наблюдательных платформ наземного и космического базирования;

8.13. организация работ по созданию, хранению и использованию морских гидрометеорологических информационных ресурсов;

8.14. организация работ по развитию, обеспечению исправного технического состояния, безопасности плавания и эффективности использования научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета;

8.15. организация работ по выполнению обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации, в том числе по Конвенции Всемирной метеорологической организации, по Договору об Антарктике и Протоколу по охране окружающей среды к этому договору, Рамочной Конвенции по защите морской среды Каспийского моря, Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море; по осуществлению мероприятий в рамках международных организаций и программ, в том числе по программам МОК ЮНЕСКО, и технических комиссий ВМО ИНФКОМ и СЕРКОМ в части морских наблюдений инфраструктуры и обслуживания, программам Глобальной системы наблюдений за океаном, Глобальной системы наблюдений за уровнем моря, Международной программы арктических буев, других международных программ и мероприятий по вопросам компетенции отдела;

8.16. организация работы по выдаче российским гражданам и российским юридическим лицам разрешений на осуществление деятельности в Антарктике;

8.17. организация работы по назначению наблюдателей, на которых возлагаются функции по проведению национальной инспекции в Антарктике;

8.18. организация работ по обеспечению деятельности Российского научного центра на архипелаге Шпицберген, постоянно действующей Российской научной арктической экспедиции на архипелаге Шпицберген.

9. Функции отдела организации исследований в Мировом океане, Арктике и Антарктике:

9.1. осуществляет взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по вопросам гидрометеорологического обеспечения населения, мореплавания, рыболовства и Вооруженных Сил Российской Федерации в океанах и морях, выполнения морских гидрометеорологических наблюдений, экспедиционных работ и исследований, международных обязательств в указанной области, подготовки совместных приказов, соглашений и планов;

9.2. организует, координирует и контролирует деятельность подведомственных Росгидромету учреждений и организаций в области оперативного гидрометеорологического обеспечения морской деятельности, в том числе с применением средств и ресурсов единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане;

9.3. организует разработку планов и схем гидрометеорологического обеспечения морских отраслей экономики и Военно-морского флота Российской Федерации;

9.4. участвует в экспертизе гидрометеорологического обоснования схем размещения народно-хозяйственных объектов, проектов строительства и реконструкции морских инженерных объектов, работе по лицензированию деятельности в части морского гидрометеорологического обеспечения и морских наблюдений;

9.5. организует, координирует и контролирует работу Высокоширотной арктической экспедиции и дрейфующих станций "Северный полюс";

9.6. организует, координирует и контролирует работу подведомственных учреждений Росгидромета по оперативному предупреждению администраций и органов управления приморских районов Дальнего Востока о морских волнах цунами, осуществляет координацию деятельности по совершенствованию системы предупреждений о цунами среди подведомственных учреждений Росгидромета, других федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук;

9.7. участвует в согласовании условий гидрометеорологического обеспечения плавания судов, проектно-изыскательских работ и эксплуатации инженерных сооружений на морском шельфе;

9.8. организует, координирует и контролирует выполнение работ, направленных на развитие и совершенствование системы предупреждения о цунами;

9.9. организует НИТР по созданию методов и технологий морских гидрометеорологических прогнозов, исследованиям Арктики, Антарктики, гидрометеорологического режима Мирового океана и морей России, развитию и совершенствованию системы обеспечения пользователей информацией о ледовой, метеорологической, океанографической обстановке, осуществляет постоянный контроль за их выполнением, соответствием конечных результатов запланированным и внедрением этих результатов в практику;

9.10. организует и контролирует осуществление работ по научно-методическому обеспечению подготовки морской гидрометеорологической аналитической и прогностической информации;

9.11. организует подготовку руководящих и методических документов, направленных на совершенствование системы наблюдений за морскими параметрами и явлениями, обработки и подготовки гидрометеорологической продукции для обеспечения гидрометеорологической безопасности морской деятельности;

9.12. осуществляет координацию и контроль деятельности организаций Росгидромета по научно-методическому руководству морской наблюдательной сетью Росгидромета, включая сеть наблюдений за цунами, анализ и оценку результатов проведенных научно-методических инспекций;

9.13. координирует работы по подготовке издания Водного кадастра по подразделу "Данные о режиме и качестве вод морей и морских устьев рек", календарных навигационных пособий по приливам и приливным течениям;

9.14. обеспечивает развитие прикладных научных исследований, направленных на обеспечение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на морях России, в том числе связанных с разливами нефти;

9.15. обеспечивает на базе новых достижений науки и техники совершенствование и функционирование системы ледового и гидрометеорологического обеспечения навигации и транзитных международных морских перевозок в акватории Северного морского пути;

9.16. организует, координирует и контролирует работу подведомственных учреждений Росгидромета по эксплуатации и развитию единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане в целях комплексного информационного обеспечения морской деятельности;

9.17. участвует в работах по ведению Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении в части сбора, учета, хранения и обмена материалами гидрометеорологических наблюдений по Мировому океану, Арктике и Антарктике;

9.18. участвует в подготовке технических требований по созданию космических систем гидрометеорологического и океанографического назначения, самолетов визуальной и инструментальной ледовой разведки, систем автоматизированной обработки информации и связи в части эффективного использования этих средств для гидрометеорологического обеспечения в Арктике, Мировом океане и Антарктике;

9.19. организует и контролирует деятельность подведомственных учреждений Росгидромета по вопросам предоставления на конкурсной основе информационной продукции по участкам континентального шельфа;

9.20. осуществляет планирование, координацию и согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти экспедиционных исследований в Арктике, Антарктике и Мировом океане;

9.21. готовит заключения и рекомендации по проведению морских научных экспедиций иностранными государствами в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

9.22. организует работу по выдаче российским гражданам и российским юридическим лицам разрешений на осуществление деятельности в Антарктике;

9.23. организует работу по назначению наблюдателей, на которых возлагаются функции по проведению национальной инспекции в Антарктике;

9.24. осуществляет взаимодействие с государственным оператором деятельности в Антарктике, обеспечивает со стороны организацию научных исследований Росгидромета в Антарктике, в том числе географических, гидрологических, геологических и геохимических исследований, мониторинг окружающей среды Антарктики, а также обеспечение деятельности российских антарктических станций и сезонных полевых баз Российской антарктической экспедиции;

9.25. организует подготовку и согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проектов, планов, программ, руководящих и нормативных документов по деятельности Российской антарктической экспедиции, обеспечение контроля их реализации;

9.26. организует работу по сбору полученных в результате осуществления деятельности в Антарктике данных и результатов научных исследований, в том числе переданных на безвозмездной основе операторами, осуществляющими деятельность в Антарктике;

9.27. организует работу по соблюдению Правил обеспечения безопасности деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике и правил обеспечения безопасности объектов, используемых для осуществления такой деятельности;

9.28. организует работу по выполнению обязательств Российской Федерации по Договору об Антарктике и Протоколу по охране окружающей среды к этому Договору, подготовку материалов и участие в консультативных совещаниях по Договору об Антарктике, Комитете по охране окружающей среды в рамках консультативных совещаний по Договору об Антарктике, Научном комитете по антарктическим исследованиям;

9.29. организует работы по развитию, обеспечению исправного технического состояния, безопасности плавания и эффективности использования научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета и осуществляет контроль в этой сфере деятельности организаций - судовладельцев Росгидромета;

9.30. организует работу по выполнению поручений Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, Правительственной комиссии по обеспечению российского присутствия на архипелаге Шпицберген, подготовке материалов к заседаниям;

9.31. организует работу Проблемного научного совета Росгидромета "Исследования гидрометеорологических процессов в Мировом океане, морях и морских устьях рек России, в том числе опасных и экстремальных явлений. Модели и технологии морских прогнозов и расчетов";

9.32. организует и координирует работу подведомственных учреждений Росгидромета в рамках международных проектов и программ, связанных с морским гидрометобеспечением, изучением Арктики, Антарктики и морских акваторий, наблюдениями в океанах и морях, в том числе, в деятельности международных организаций и конвенций, правительственных и межведомственных программ и соглашений;

9.33. организует работу по выполнению обязательств Росгидромета в рамках Координационного комитета по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения Каспийского моря (КАСПКОМ);

9.34. осуществляет взаимодействие с межведомственными комиссиями Российской Федерации по вопросам деятельности Росгидромета в Мировом океане, Арктике и Антарктике, с Межведомственной национальной океанографической комиссией Российской Федерации;

9.35. участвует в подготовке экспертных заключений на поступившие материалы по лицензированию деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в рамках своего направления деятельности;

9.36. организует работу по обеспечению деятельности Российского научного центра на архипелаге Шпицберген, постоянно действующей Российской научной арктической экспедиции на архипелаге Шпицберген;

9.37. организует работу Наблюдательного совета по координации деятельности Российского научного центра на архипелаге Шпицберген.

V. Отдел информационной продукции и фонда данных

10. Задачи отдела информационной продукции и фонда данных:

10.1. организация работ по формированию, ведению и развитию информационных ресурсов в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и их сопряжение с другими национальными и международными информационными ресурсами и системами;

10.2. организация работ по разработке, ведению системы и использованию различных видов кодов, применяемых в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в рамках национальных и международных программ;

10.3. организация формирования, ведения и развития Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, включая Российский государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды;

10.4. организация формирования, ведения и развития государственного учета поверхностных вод и ведения государственного водного кадастра в части поверхностных водных объектов (в установленной для Росгидромета сфере деятельности);

10.5. организация формирования, ведения и развития в системе Росгидромета государственных информационных интернет-ресурсов;

10.6. организация формирования, ведения и развития в НИУ Росгидромета международных баз и банков данных в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

10.7. организация и координация работ по технической реализации концепции построения систем обработки и распространения режимной гидрометеорологической информации, разработки и внедрения автоматизированных систем сбора, обработки и распространения режимной информации;

10.8. организация и координация работ в рамках Программы Всемирной службы погоды и Программы по техническому сотрудничеству ВМО;

10.9. организация выставочной работы в Росгидромете;

10.10. организация работ по разработке ведомственных программ цифровой трансформации, обеспечению их реализации, согласованию и внесению изменений и дополнений в программу;

10.11. организация работ по созданию, развитию и обеспечению функционирования информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

11. Функции отдела информационной продукции и фонда данных:

11.1. разрабатывает предложения по единой технической политике развития государственных информационных ресурсов в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и обеспечивает контроль реализации этой политики в Росгидромете;

11.2. разрабатывает ведомственную программу цифровой трансформации, координирует и контролирует реализацию ведомственной программы цифровой трансформации;

11.3. участвует в планировании и обосновании проектов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию мероприятий цифровой трансформации центрального аппарата Росгидромета, территориальных органов и его подведомственных организаций;

11.4. готовит предложения о закупке технических средств и технологий для обеспечения развития работ в области государственных информационных ресурсов;

11.5. разрабатывает порядок централизованного учета документов Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, государственного водного реестра, других государственных информационных ресурсов в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды;

11.6. разрабатывает проекты и уточняет нормативные правовые акты Росгидромета по формированию, ведению и управлению государственными информационными ресурсами в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, включая комплектование, учет, систематизацию документов Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, государственного водного реестра, других государственных информационных ресурсов в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, обеспечению их сохранности и совместимости форматов представления данных на электронных носителях и их интеграция с другими национальными и международными информационными ресурсами и системами, по защите государственных информационных ресурсов, являющихся объектами интеллектуальной собственности Росгидромета, и их вовлечению в хозяйственный оборот;

11.7. осуществляет контроль формирования и ведения в Росгидромете государственных информационных ресурсов, в том числе интернет-ресурсов, в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды;

11.8. организует подготовку и проведение совещаний, семинаров, учебных мероприятий с участием представителей УГМС, НИУ и других организаций по вопросам формирования, ведения и управления государственными информационными ресурсами;

11.9. разрабатывает порядок централизованного учета документов Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, государственного водного реестра, других государственных информационных ресурсов в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды;

11.10. организует работу по участию Росгидромета в многостороннем и двустороннем сотрудничестве в рамках Программы Всемирной службы погоды ВМО, в том числе Комиссий ВМО по основным системам и по приборам и методам наблюдений и их рабочих групп, а также в рамках Программы ВМО по техническому сотрудничеству, включая Программу добровольного сотрудничества;

11.12. организует работу по вопросам разработки, ведения системы и использования различных видов кодов, применяемых в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в рамках национальных и международных программ;

11.13. организует работу выставочной комиссии Росгидромета;

11.14. участвует в подготовке экспертных заключений на поступившие материалы по лицензированию деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в рамках своего направления деятельности.

VI. Персональная ответственность за обеспечение организации
работ по соответствующим направлениям деятельности
в рамках УМЗА.

12. Общую организацию работы УМЗА, координацию работы заместителя начальника управления - начальника отдела мониторинга химического загрязнения окружающей среды и начальника отдела мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды осуществляет начальник УМЗА, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на УМЗА задач в области мониторинга загрязнения окружающей среды.

Начальник УМЗА подчиняется непосредственно заместителю руководителя Росгидромета, осуществляющему координацию деятельности отделов мониторинга химического и радиоактивного загрязнения окружающей среды, а по вопросам выполнения возложенных специализированных задач и функций подчиняется одному из заместителей руководителя Росгидромета в соответствии с распределением обязанностей между руководителем Росгидромета и его заместителями.

13. Руководство работой по вопросам мониторинга химического загрязнения окружающей среды осуществляет заместитель начальника управления - начальник отдела химического загрязнения окружающей среды УМЗА, который в пределах своей компетенции руководит специалистами, выполняющими эти работы в соответствии с должностными регламентами. Заместитель начальника управления - начальник отдела химического загрязнения окружающей среды УМЗА непосредственно подчиняется начальнику УМЗА.

14. Руководство работой по вопросам мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды осуществляет начальник отдела радиоактивного загрязнения окружающей среды УМЗА, который в пределах своей компетенции руководит специалистами, выполняющими эти работы в соответствии с должностными регламентами. Начальник отдела радиоактивного загрязнения окружающей среды УМЗА непосредственно подчиняется начальнику УМЗА.

15. Заместитель начальника управления - начальник отдела организации исследований в Мировом океане, Арктике и Антарктике УМЗА осуществляет руководство работой по вопросам выполнения исследований в Арктике, Антарктике и Мировом океане в пределах своей компетенции руководит специалистами, выполняющими эти работы в соответствии с должностными регламентами, и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на УМЗА задач по данным направлениям деятельности.

Заместитель начальника управления - начальник отдела организации исследований в Мировом океане, Арктике и Антарктике УМЗА подчиняется заместителю руководителю Росгидромета, ответственному за организацию работ в Арктике, Антарктике, а по вопросам выполнения возложенных специализированных задач и функций подчиняется одному из заместителей руководителя Росгидромета в соответствии с распределением обязанностей между руководителем Росгидромета и его заместителями.

16. Начальник отдела информационной продукции и фонда данных УМЗА осуществляет руководство работой по ведению Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, а также других информационных ресурсов в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, в пределах своей компетенции руководит специалистами, выполняющими эти работы в соответствии с должностными регламентами, и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на УМЗА задач по данным направлениям деятельности.

Начальник отдела информационной продукции и фонда данных УМЗА подчиняется заместителю руководителю Росгидромета, ответственному за организацию работы по цифровой трансформации, а по вопросам выполнения возложенных специализированных задач и функций подчиняется одному из заместителей руководителя Росгидромета в соответствии с распределением обязанностей между руководителем Росгидромета и его заместителями.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области