МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 января 2016 г. N 39н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ПРОХОЖДЕНИЯ РАБОТНИКАМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТРАНСПОРТНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ЕЖЕГОДНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА,
ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 12.3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 9 ФЕВРАЛЯ 2007 Г. N 16-ФЗ "О ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ",
ВКЛЮЧАЮЩЕГО В СЕБЯ ХИМИКО-ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
НАЛИЧИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ,
ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ МЕТАБОЛИТОВ, И ФОРМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ВЫДАВАЕМОГО ПО ЕГО РЕЗУЛЬТАТАМ
В соответствии с частью 2 статьи 12.3 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634; 2010, N 27, ст. 3415; 2011, N 7, ст. 901; N 30, ст. 4569, 4590; 2013, N 30, ст. 4041, ст. 4058; 2014, N 6, ст. 566; 2015, N 27, ст. 3959; N 29, ст. 4356) приказываю:
Утвердить:
Порядок прохождения работниками подразделений транспортной безопасности ежегодного медицинского осмотра, предусмотренного статьей 12.3 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, согласно приложению N 1;
форму заключения, выдаваемого по результатам прохождения работниками транспортной безопасности ежегодного медицинского осмотра, предусмотренного статьей 12.3 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, согласно приложению N 2.
Министр
В.И.СКВОРЦОВА
Приложение N 1
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 29 января 2016 г. N 39н
ПОРЯДОК
ПРОХОЖДЕНИЯ РАБОТНИКАМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТРАНСПОРТНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ЕЖЕГОДНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА,
ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 12.3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 9 ФЕВРАЛЯ 2007 Г. N 16-ФЗ "О ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ",
ВКЛЮЧАЮЩЕГО В СЕБЯ ХИМИКО-ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
НАЛИЧИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ,
ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ МЕТАБОЛИТОВ
1. Настоящий Порядок устанавливает правила прохождения работниками подразделений транспортной безопасности <1> (далее - работники) ежегодного медицинского осмотра, предусмотренного статьей 12.3 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (далее - медицинский осмотр).
--------------------------------
<1> Пункт 7.1 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2013, N 30, ст. 4058; 2014, N 6, ст. 566; 2018, N 1, ст. 26).
2. Медицинский осмотр проводится в целях раннего выявления у работников немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
3. Медицинский осмотр проводится один раз в год.
4. Организация проведения медицинского осмотра осуществляется работодателем.
--------------------------------
<1> Сноска исключена. - Приказ Минздрава России от 22.06.2018 N 374н.
5. Проведение медицинского осмотра осуществляется за счет средств работодателя <1>.
--------------------------------
<1> С учетом положений статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 49, ст. 7031; 2013, N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6986).
6. Медицинские осмотры проводятся в медицинских организациях и иных организациях независимо от их организационно-правовой формы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по "психиатрии-наркологии" и "лабораторной диагностике" или "клинической лабораторной диагностике" (далее - медицинская организация).
7. Медицинский осмотр проводится врачом-психиатром-наркологом на основании поименных списков работников, подлежащих медицинскому осмотру (далее - поименные списки).
8. Поименные списки составляются и утверждаются работодателем и не позднее, чем за один месяц до начала календарного года направляются в медицинскую организацию, с которой работодателем заключен договор на проведение медицинских осмотров.
9. В поименных списках указываются:
фамилия, имя, отчество (при наличии), профессия (должность) работника;
наименование вида работы;
наименование структурного подразделения работодателя (при наличии).
10. Медицинская организация после получения от работодателя поименного списка работников составляет календарный план проведения медицинских осмотров с указанием дат и мест их проведения (далее - календарный план).
11. Календарный план согласовывается медицинской организацией с работодателем, утверждается руководителем (уполномоченным должностным лицом) медицинской организации и доводится до сведения медицинских работников, участвующих в проведении данных медицинских осмотров.
12. В случае невозможности прохождения работником медицинского осмотра в сроки, установленные календарным планом, иные сроки его прохождения согласовываются работодателем и руководителем (уполномоченным должностным лицом) медицинской организации.
13. Перед проведением медицинского осмотра работодатель вручает работнику направление, оформленное в соответствии с пунктами 14 и 15 настоящего Порядка.
14. Направление составляется на основании утвержденного работодателем поименного списка и содержит:
наименование работодателя;
наименование медицинской организации, адрес ее места нахождения и код по основному государственному регистрационному номеру (далее - ОГРН);
фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, профессия (должность) работника.
15. Направление подписывается работодателем с указанием его должности, фамилии, инициалов.
Направление выдается работнику под роспись.
Работодатель обязан организовать учет выданных направлений.
16. Для прохождения медицинского осмотра работник представляет в медицинскую организацию направление и документ, удостоверяющий личность.
17. На работника, проходящего медицинский осмотр, в медицинской организации оформляется медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (далее - медицинская карта) <1>.
--------------------------------
<1> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2015 г., регистрационный N 36160).
18. Медицинский осмотр проводится в четыре этапа:
I этап - профилактическая информационно-разъяснительная беседа с работником по вопросам немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, сбор анамнестических сведений и сведений о принимаемых по назначению врача наркотических и психотропных лекарственных препаратах, а также медицинский осмотр, проводимый врачом-психиатром-наркологом и включающий исследование кожных покровов, поверхностных лимфатических узлов, видимых слизистых оболочек, перкуссию и пальпацию участков тела (органов), внешний осмотр суставов и поверхностно расположенных кровеносных сосудов, аускультацию органов дыхания, сердца и магистральных сосудов, измерение артериального давления, частоты дыхания и пульса, исследование вестибулярных функций;
II этап - предварительные химико-токсикологические исследования (далее - предварительные ХТИ), направленные на получение объективных результатов выявления в образцах биологических жидкостей человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;
III этап - подтверждающие химико-токсикологические исследования (далее - подтверждающие ХТИ), направленные на идентификацию в образцах биологических жидкостей человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;
IV этап - разъяснение работнику результатов проведенного медицинского осмотра.
19. Химико-токсикологические исследования образца биологического объекта в обязательном порядке проводятся на следующие химические вещества, включая их производные, метаболиты и аналоги: опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катиноны, кокаин и метадон.
20. Биологическим объектом для предварительных ХТИ и подтверждающих ХТИ является моча.
21. Отбор, транспортировка и хранение биологического объекта для проведения предварительных ХТИ и подтверждающих ХТИ осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г. N 40 "Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2006 г., регистрационный N 7544) (далее - приказ Минздравсоцразвития России от 27 января 2006 г. N 40).
22. Предварительные ХТИ проводятся иммунохимическими методами, исключающими визуальную оценку результатов предварительных ХТИ, не позднее 2 часов с момента отбора пробы биологического объекта.
23. Результаты предварительных ХТИ заносятся в журнал регистрации отбора биологических объектов <1>.
--------------------------------
<1> Учетная форма N 450/у-06, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2006 г. N 40 (далее - Учетная форма N 450/у-06).
24. При получении отрицательных результатов предварительных ХТИ медицинский осмотр считается завершенным.
25. В случае выявления в организме работника в ходе предварительных ХТИ наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов врач-психиатр-нарколог в день получения медицинской организацией результатов предварительных ХТИ в письменном виде сообщает работодателю о выявлении медицинских противопоказаний к допуску к работам, предусмотренных пунктом 48 приложения N 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848) (далее - приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н).
26. В случае выявления при проведении предварительных ХТИ в биологических объектах наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов эти объекты направляются в химико-токсикологическую лабораторию медицинской организации для проведения подтверждающего ХТИ.
27. Подтверждающие ХТИ проводятся в химико-токсикологической лаборатории медицинской организации методами газовой и (или) жидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектированием с помощью технических средств, обеспечивающих регистрацию и обработку результатов исследования путем сравнения полученного результата с данными электронных библиотек масс-спектров в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2006 г. N 40.
28. Срок для получения врачом-психиатром-наркологом, проводящим медицинский осмотр, результатов подтверждающих ХТИ не должен превышать 10 календарных дней.
29. По результатам подтверждающих ХТИ оформляется справка о результатах химико-токсикологического исследования <1>, заполненная в соответствии с инструкцией по заполнению учетной формы N 454/у-06 "Справка о результатах химико-токсикологических исследований", утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2006 г. N 40.
--------------------------------
<1> Учетная форма N 454/у-06.
30. При получении результатов подтверждающих ХТИ медицинский осмотр считается завершенным.
31. Положительные результаты подтверждающих ХТИ являются медицинскими противопоказаниями к допуску к работам, предусмотренными пунктом 48 приложения N 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н, а также медицинскими рекомендациями для прохождения работником внеочередного медицинского осмотра <1>.
--------------------------------
<1> Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации.
32. По завершении медицинского осмотра врач-психиатр-нарколог оформляет заключение по форме, утверждаемой приложением N 2 к настоящему приказу (далее - заключение).
33. Заключение оформляется в двух экземплярах, один из которых незамедлительно после завершения проведения медицинского осмотра выдается работнику на руки, а второй - приобщается к медицинской карте.
34. При отказе работника от прохождения медицинского осмотра <1> или от прохождения химико-токсикологических исследований заключение не оформляется.
--------------------------------
<1> Статья 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165).
35. По желанию работника в медицинской организации, проводившей медицинский осмотр, ему выдается копия справки о результатах предварительных ХТИ и (или) подтверждающих ХТИ.
36. Выданные заключения регистрируются в журнале регистрации выданных заключений с отражением в нем следующих сведений:
дата выдачи заключения;
номер заключения;
фамилия, имя, отчество (при наличии) работника;
дата рождения работника;
результаты медицинского осмотра, в том числе проведенных химико-токсилогических исследований.
37. По итогам проведения медицинского осмотра в течение пяти рабочих дней составляется заключительный акт, который утверждается руководителем медицинской организации, заверяется печатью медицинской организации, на оттиске которой идентифицируется полное наименование медицинской организации, и направляется работодателю.
38. В заключительном акте указываются:
наименование медицинской организации, адрес ее места нахождения и код по ОГРН;
дата составления заключительного акта;
наименование работодателя;
численность работников, подлежащих медицинскому осмотру;
численность работников, прошедших медицинский осмотр;
процент охвата работников медицинским осмотром;
численность работников, не завершивших медицинский осмотр;
список работников, не завершивших медицинский осмотр;
численность работников, не прошедших медицинский осмотр;
список работников, не прошедших медицинский осмотр;
численность работников, в отношении которых имеются медицинские рекомендации для прохождения внеочередного медицинского осмотра;
список работников, в отношении которых имеются медицинские рекомендации для прохождения внеочередного медицинского осмотра;
рекомендации работодателю по реализации комплекса оздоровительных, профилактических и других мероприятий.
39. Второй экземпляр заключительного акта хранится в медицинской организации в течение 5 лет.
Приложение N 2
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 29 января 2016 г. N 39н
Форма
______________________________________ (наименование медицинской организации) Заключение, выдаваемое по результатам прохождения работниками транспортной безопасности ежегодного медицинского осмотра, предусмотренного статьей 12.3 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов _________________ (дата выдачи) ___________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество (при наличии) работника) ___________________________________________________________________________ (дата рождения работника: число, месяц, год) ___________________________________________________________________________ (пол) ___________________________________________________________________________ (профессия, должность работника) ___________________________________________________________________________ (наименование работодателя) ___________________________________________________________________________ (наименование вида работы, осуществляемой работником) Наркотические средства, психотропные вещества и их метаболиты по результатам ежегодного медицинского осмотра не выявлены (выявлены). Руководитель медицинской организации М.П. ______________/_________________ (подпись) (расшифровка)
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области