Приказ Минздрава России от 09.03.2021 N 172 (ред. от 18.02.2022) "Об утверждении Положения о Департаменте медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Министерства здравоохранения Российской Федерации"

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 9 марта 2021 г. N 172

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
В ЗДРАВООХРАНЕНИИ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с подпунктом 10.2 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526; 2020, N 52, ст. 8827), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Министерства здравоохранения Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1029 "Об утверждении Положения о Департаменте образования и кадровой политики в здравоохранении Министерства здравоохранения Российской Федерации".

Министр
М.А.МУРАШКО

Утверждено
приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 9 марта 2021 г. N 172

ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
В ЗДРАВООХРАНЕНИИ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее соответственно - Департамент, Министерство) является структурным подразделением Министерства и обеспечивает деятельность Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения по вопросам кадрового обеспечения здравоохранения, медицинского и фармацевтического образования, допуска медицинских работников и фармацевтических работников к осуществлению профессиональной деятельности, регулирования труда медицинских работников и фармацевтических работников, добровольчества (волонтерства) в сфере здравоохранения.

2. Координацию и контроль деятельности Департамента осуществляет заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации в соответствии с утвержденным в установленном порядке распределением обязанностей между руководством Министерства.

3. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями, распоряжениями и поручениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве, приказами Министерства, а также настоящим Положением.

4. Департамент осуществляет свою деятельность как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Министерства, подведомственными Министерству организациями, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (далее - федеральная служба), Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, деятельность которого координирует Министерство (далее - государственный внебюджетный фонд), со структурными подразделениями других федеральных органов исполнительной власти и государственных органов субъектов Российской Федерации, общественными объединениями и организациями в установленном порядке.

5. В Департаменте для выполнения возложенных на него задач создаются структурные подразделения - отделы. Департамент вносит предложения об изменении структуры и штатного расписания Министерства в части, касающейся Департамента, и представляет их в установленном порядке.

II. Задачи Департамента

6. Основными задачами Департамента являются:

6.1. Обеспечение реализации функций Министерства по выработке основных направлений государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности Министерства по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;

6.2. Обеспечение реализации функций Министерства по координации и контролю деятельности находящейся в его ведении федеральной службы и координации деятельности государственного внебюджетного фонда;

6.3. Разработка стратегии единой кадровой политики в системе здравоохранения;

6.4. Координация основной уставной деятельности подведомственных Министерству образовательных организаций и образовательной деятельности научных организаций;

6.5. Организация работы по непрерывному образованию медицинских работников и фармацевтических работников;

6.6. Информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности Министерства по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;

6.7. Обеспечение реализации Министерством подпрограммы "Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения";

6.8. Нормативно-правовое регулирование допуска физических лиц к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности.

III. Функции Департамента

7. В соответствии с возложенными основными задачами Департамент выполняет следующие основные функции:

7.1. Вырабатывает предложения по реализации кадровой политики в сфере здравоохранения по организации среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации и нормативно-правовому регулированию в пределах своих полномочий;

7.2. Координирует деятельность подведомственных Министерству образовательных организаций среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования, а также по оказанию государственных услуг в федеральных государственных учреждениях, подведомственных Министерству, по реализации образовательных программ среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования;

7.3. Обеспечивает своевременное исполнение поручений Министра здравоохранения Российской Федерации (далее - Министр) и его заместителей;

7.4. Участвует в подготовке или подготавливает проекты программных документов Правительства Российской Федерации, готовит предложения по федеральным целевым и ведомственным программам по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;

7.5. Участвует в организации законопроектной работы, в том числе подготовке предложений в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, подготовке ведомственного плана законопроектной деятельности и плана подготовки проектов нормативных правовых актов на очередной календарный год, а также осуществляет контроль за их исполнением, участвует в подготовке предложений по формированию позиции Президента Российской Федерации Правительства Российской Федерации по проектам федеральных законов (федеральным законам), рассматриваемым палатами Федерального Собрания Российской Федерации;

7.6. Разрабатывает, участвует в разработке и подготавливает для внесения в Правительство Российской Федерации совместно с другими заинтересованными структурными подразделениями Министерства проекты нормативных правовых актов и иных документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, а также организует разработку нормативных правовых актов Министерства по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;

7.7. Участвует в разработке актов ненормативного характера по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства;

7.8. Участвует совместно со структурными подразделениями Министерства в подготовке заключений, отзывов, поправок на проекты федеральных законов, а также заключений на проекты иных нормативных правовых актов, поступающих на рассмотрение в Министерство, и участвует в сопровождении их дальнейшего прохождения в пределах своей компетенции;

7.9. Обобщает практику применения законодательства и проводит анализ реализации государственной политики по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;

7.10. Готовит предложения Министру и его заместителям, касающиеся их участия в мероприятиях, проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными объединениями и иными структурами гражданского общества;

7.11. Организует совещания, семинары и иные мероприятия по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;

7.12. Готовит справочные и иные материалы по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения, в целях обеспечения участия должностных лиц Министерства в работе комиссий, совещаниях, семинарах и иных мероприятиях;

7.13. Осуществляет своевременное рассмотрение обращений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, депутатов Государственной Думы, сенаторов Российской Федерации, членов комитетов и комиссий Государственной Думы и Совета Федерации, граждан и организаций в установленный срок по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;

7.14. Дает структурным подразделениям Министерства разъяснения по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения, а также запрашивает у них необходимую информацию и документы;

7.15. Готовит совместно с Финансово-экономическим департаментом Министерства соответствующие предложения в целях реализации функций Министерства как главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него функций;

7.16. Готовит совместно с Финансово-экономическим департаментом Министерства соответствующие предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральной службы, по проекту федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении этого бюджета;

7.17. По вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения, готовит проекты поручений федеральной службе, государственному внебюджетному фонду и контролирует их исполнение;

7.18. Организует проведение аккредитации специалистов, в том числе формирование аккредитационных комиссий;

7.19. В установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;

7.20. Участвует в работе по совершенствованию системы оказания медицинской помощи в подведомственных Министерству образовательных организациях;

7.21. Готовит предложения по созданию и осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью координационных советов, рабочих групп и иных совещательных и координационных органов Министерства по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;

7.22. Организует совместно с профильными структурными подразделениями Министерства ведение персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг;

7.23. Координирует разработку и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и высшего образования (уровень специалитет, уровень подготовки кадров высшей квалификации);

7.24. Координирует работу по разработке и внедрению профессиональных стандартов в сфере здравоохранения по компетенции Министерства;

7.25. В пределах компетенции Департамента организует мероприятия по обеспечению Министерством полномочий учредителя в отношении подведомственных образовательных и научных организаций;

7.26. В пределах компетенции Департамента участвует в профилактике коррупционных и иных правонарушений;

7.27. В соответствии с утвержденным графиком участвует в организации приема граждан;

7.28. Реализует подпрограмму "Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения";

7.29. Организует работу по совершенствованию трудового законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья в части трудовых отношений, оплаты труда, охраны труда и профессиональных стандартов;

7.30. Осуществляет подготовку информационно-аналитических материалов в сфере, определенной в пункте 1 настоящего Положения, в сфере трудовых отношений и оплаты труда в здравоохранении, охраны труда и профессиональных стандартов;

7.31. Подготавливает предложения по установлению предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда подведомственных федеральных учреждений, а также по перечню должностей, относимых к административно-управленческому и вспомогательному персоналу этих учреждений;

7.32. Осуществляет разработку профессиональных квалификационных групп медицинских работников и фармацевтических работников;

7.33. Осуществляет разработку примерных положений об оплате труда работников подведомственных Министерству бюджетных и автономных учреждений по видам экономической деятельности и положений об оплате труда работников подведомственных казенных учреждений по видам экономической деятельности;

7.34. Подготавливает предложения по предельному уровню соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера);

7.35. Осуществляет проведение мониторинга уровней заработной платы в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;

7.36. Участвует совместно с Финансово-экономическим департаментом в разработке Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений по разделу "Особенности формирования систем оплаты работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения;

7.37. Обеспечивает разработку типовых норм труда в сфере здравоохранения;

7.38. Осуществляет разработку номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников;

7.39. Проводит анализ информационных, статистических и других материалов по вопросам кадрового обеспечения отрасли;

7.40. Участвует в разработке структуры и ведении федерального регистра медицинских работников;

7.41. Принимает участие в осуществлении мониторинга кадрового состава системы здравоохранения;

7.42. Принимает участие в разработке прогноза развития кадров в здравоохранении, предложений по совершенствованию системы управления кадровым потенциалом отрасли;

7.43. Вносит предложения по организации подготовки и переподготовки руководителей и кадровых служб органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинских организаций;

7.44. Разрабатывает нормативные правовые акты, регламентирующие допуск специалистов к медицинской и фармацевтической деятельности;

7.45. Осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности кадровых служб органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, медицинских организаций, образовательных и научных учреждений по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;

7.46. Принимает участие в осуществлении взаимодействия с профессиональными некоммерческими организациями, создаваемыми медицинскими работниками и фармацевтическими работниками, по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

7.47. Разрабатывает номенклатуры специальностей специалистов, имеющих высшее и среднее профессиональное медицинское и фармацевтическое образование;

7.48. Разрабатывает квалификационные требования к специалистам в сфере здравоохранения;

7.49. Разрабатывает порядок и сроки прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории;

7.49.1. Подготавливает в пределах своей компетенции предложения в порядок возложения руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи на фельдшера, акушерку отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, разрабатываемый Департаментом организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела;

7.50. Организует проведение Всероссийского конкурса врачей и Всероссийского конкурса "Лучший специалист со средним медицинским и фармацевтическим образованием";

7.51. Координирует внедрение и развитие системы наставничества молодых специалистов в сфере здравоохранения, а также волонтерского движения;

7.51.1. Обеспечивает взаимодействие Министерства с Федеральным центром поддержки добровольчества и наставничества в сфере охраны здоровья по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;

7.52. Организует разработку и утверждение примерных дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

7.53. Разрабатывает и утверждает примерные программы ординатуры;

7.54. Участвует в определении общего объема контрольных цифр приема на соответствующий год и его распределении по образовательным организациям, реализующим программы области образования "Здравоохранение и медицинские науки" по специальностям высшего медицинского и среднего медицинского образования;

7.55. Осуществляет детализацию установленной Правительством Российской Федерации квоты целевого приема по программам высшего образования, в разрезе образовательных организаций и заказчиков целевого обучения;

7.56. Формирует государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя, в части реализации образовательных услуг (выполнения работ);

7.57. Формирует значения объемов государственных услуг для образовательных и научных организаций в соответствии с методикой формирования государственного задания на оказание образовательных услуг в сфере высшего и среднего профессионального образования на очередной финансовый год и плановый период;

7.58. Формирует нормативные затраты на оказание государственной услуги на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в государственном задании, на основе базовых нормативов затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат, с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственным учреждением в соответствующих сферах деятельности;

7.59. Осуществляет подготовку предложений по установлению особенностей регулирования труда медицинских работников, в том числе:

режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому;

особенностей работы медицинских работников по совместительству;

продолжительности дополнительных отпусков отдельным категориям медицинских работников (за исключением ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков медицинским работникам (статья 350 Трудового кодекса Российской Федерации);

7.60. Осуществляет контроль за реализацией программ "Земский доктор/Земский фельдшер", включая подготовку проектов нормативных правовых актов, мониторинг реализации программ;

7.61. Подготовка предложений по установлению мер социальной поддержки для медицинских работников организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

7.61.1. Осуществляет в пределах своей компетенции разработку и участие в разработке нормативных правовых актов, а также подготовку информационно-аналитических материалов по вопросам предоставления дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников при исполнении ими трудовых обязанностей в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19);

7.62. Подготовка представлений в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по установлению тождеств профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования;

7.63. Осуществляет иные функции в соответствии с решениями Министра и его заместителей;

7.64. Осуществляет совместно с заинтересованными структурными подразделениями Министерства предварительное рассмотрение документов и предложений, представленных в Министерство федеральной службой, государственным внебюджетным фондом, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;

7.65. Совместно с другими заинтересованными структурными подразделениями Министерства подготавливает и представляет Министру предложения о создании, реорганизации, ликвидации и приватизации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении Министерства, федеральной службы;

7.66. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

7.67. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по организации и ведению делопроизводства, комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Департамента;

7.68. Осуществляет закупки товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках компетенции Департамента;

7.69. Представляет Министру предложения по вопросам, связанным с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;

7.70. Готовит в установленном порядке предложения по вопросам утверждения структуры и штатного расписания Министерства, сметы расходов на его содержание;

7.71. Готовит предложения по вопросу утверждения служебного распорядка, административного, должностного регламентов Министерства;

7.72. Принимает участие в мобилизационной подготовке Министерства.

IV. Руководство Департамента

8. Директор Департамента назначается на должность и освобождается от должности Министром. Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Министром.

9. Директор Департамента:

9.1. Осуществляет непосредственное руководство Департаментом и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и функций, а также состояние исполнительской дисциплины;

9.2. Представляет предложения Министру и его заместителям по вопросам, относящимся к ведению Департамента;

9.3. Представляет для утверждения Министру проект положения о Департаменте;

9.4. Вносит на рассмотрение Министру предложения о структуре и штатной численности Департамента, служебном распорядке, административных и должностных регламентах;

9.5. Участвует в совещаниях у Министра и его заместителей;

9.6. По поручению Министра и его заместителей участвует или направляет государственных гражданских служащих Департамента для участия в межведомственных рабочих группах, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;

9.7. По поручению Министра и его заместителей участвует в заседаниях коллегиальных органов, в составе которых присутствует Министерство;

9.8. Рассматривает поступившие в Министерство проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к ведению Департамента, визирует указанные проекты и экспертные заключения на них;

9.9. Визирует и подписывает проекты служебных документов;

9.10. Распределяет обязанности между своими заместителями, контролирует их исполнение;

9.11. Утверждает положения об отделах Департамента;

9.12. Представляет Министру предложения о назначении на должность и об освобождении от должности, о графике отпусков государственных гражданских служащих Департамента, о повышении квалификации, поощрении государственных гражданских служащих, об установлении надбавок отдельным категориям государственных гражданских служащих Департамента и наложении на них взысканий;

9.13. Представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим своих должностных обязанностей за аттестационный период с приложением необходимых документов в случае проведения аттестации;

9.14. Требует от гражданского служащего объяснений в письменной форме, в том числе для решения вопроса о применении дисциплинарного взыскания;

9.15. Участвует в работе по профессиональной подготовке сотрудников Министерства, их переподготовке, повышению квалификации и стажировке;

9.16. Дает поручения государственным гражданским служащим Департамента;

9.17. Осуществляет иные функции в соответствии с решениями Министра.

10. Заместители директора Департамента обеспечивают организацию работы по выполнению функций Департамента в соответствии с утвержденным директором Департамента распределением обязанностей между ним и его заместителями и их должностными регламентами.

Заместители директора Департамента подписывают документы (письма и служебные записки) в пределах своей компетенции по поручению директора Департамента.

В случае временного отсутствия директора Департамента один из заместителей исполняет его обязанности по решению Министра.

11. Должностные обязанности государственных гражданских служащих Департамента содержатся в служебном распорядке, регламенте Министерства и должностном регламенте, служебном контракте.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области