Приказ Минюста России от 25.08.2025 N 209 "Об утверждении Порядка проведения культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2025 N 83359)

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 25 августа 2025 г. N 209

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПОДОЗРЕВАЕМЫМИ И ОБВИНЯЕМЫМИ,
СОДЕРЖАЩИМИСЯ ПОД СТРАЖЕЙ

В соответствии с частью четвертой статьи 31 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", подпунктом 9 пункта 2 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.01.2023 N 10, приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок проведения культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей.

Министр
К.А.ЧУЙЧЕНКО

Утвержден
приказом Министерства юстиции
Российской Федерации
от 25.08.2025 N 209

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПОДОЗРЕВАЕМЫМИ И ОБВИНЯЕМЫМИ,
СОДЕРЖАЩИМИСЯ ПОД СТРАЖЕЙ

I. Общие положения

1. Культурно-воспитательная работа проводится с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, созданных на территориях исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее - несовершеннолетние, учреждение соответственно).

2. Культурно-воспитательная работа проводится работниками отдела (группы) по воспитательной работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (далее - отдел по воспитательной работе), психологической лаборатории, других подразделений учреждения.

3. Культурно-воспитательная работа проводится с учетом возрастных, физических и психологических особенностей несовершеннолетних.

4. Основными направлениями культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними является нравственное, правовое, патриотическое, социально-культурное, физическое, эстетическое и духовное воспитание, способствующее устойчивому и гармоничному развитию личности несовершеннолетнего, а также их полезной занятости.

II. Организация культурно-воспитательной работы
с несовершеннолетними

5. Культурно-воспитательная работа с несовершеннолетними проводится со дня их прибытия в учреждение и размещения в карантинном отделении.

6. В течение 3 рабочих дней со дня прибытия несовершеннолетнего в учреждение приказом начальника учреждения для осуществления с ним индивидуальной культурно-воспитательной работы закрепляются работники отделов по воспитательной работе, режима, оперативной службы, психологической лаборатории (психолог) и других подразделений учреждения.

Администрацией учреждения изучаются материалы личного дела несовершеннолетнего, с ним проводится ознакомительная беседа, в ходе которой выясняются его отношение к преступлению, в совершении которого он подозревается или обвиняется, наличие социальных связей, уровень физического и интеллектуального развития, педагогической запущенности и другие сведения, имеющие значение для адаптации несовершеннолетнего к условиям содержания в учреждении и для исправления.

7. Не позднее 5 рабочих дней со дня прибытия несовершеннолетнего в учреждение администрация учреждения направляет в органы государственной власти по месту жительства несовершеннолетнего, а также в образовательную организацию, в которой несовершеннолетний учился до заключения под стражу, запросы о представлении в отношении его информационных материалов.

8. Культурно-воспитательная работа проводится в учреждении в соответствии с ежеквартальными планами, которые разрабатываются отделом по воспитательной работе с учетом предложений структурных подразделений учреждения и утверждаются начальником учреждения либо лицом его замещающим.

9. В ежеквартальном плане устанавливаются сроки реализации мероприятий и определяются работники учреждения, ответственные за их выполнение. Ознакомление работников учреждения с утвержденным планом осуществляется под подпись не позднее, чем за пять рабочих дней до дня начала плановых мероприятий.

10. Вопросы организации и проведения культурно-воспитательной работы ежеквартально рассматриваются на оперативных совещаниях у начальника учреждения и 1 раз в полугодие - у начальника территориального органа ФСИН России.

11. Работниками отдела по воспитательной работе ведутся журнал учета проведения групповых культурно-воспитательных мероприятий с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку) и дневник индивидуальной культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми (далее - дневник ИКВР; рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку).

12. Контроль за ведением дневника ИКВР осуществляется ежеквартально заместителем начальника учреждения, отвечающим за координацию деятельности отдела по воспитательной работе и контроль за ней.

III. Проведение культурно-воспитательной работы
с несовершеннолетними

13. Культурно-воспитательная работа осуществляется в индивидуальной и групповой формах.

14. Культурно-воспитательная работа в индивидуальной форме ведется с учетом возрастных, физических и психологических особенностей несовершеннолетнего и его поведения.

15. Мероприятия по групповой форме культурно-воспитательной работы, в том числе лекции, беседы, конкурсы, викторины, турниры, диспуты, спортивные мероприятия, занятия в кружках по интересам, организуются с учетом соблюдения требований раздельного размещения подозреваемых и обвиняемых в камерах, предусмотренных статьей 33 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

16. При содержании несовершеннолетних в камерах карантинного отделения работниками учреждения, закрепленными за ними, проводятся мероприятия, направленные на предварительное изучение возрастных, физических и психологических особенностей несовершеннолетних, определяется их образовательный уровень.

17. По результатам изучения особенностей несовершеннолетнего работниками отдела по воспитательной работе составляется его социально-психологическая характеристика, разрабатывается комплексный план индивидуальной культурно-воспитательной работы с ним на два месяца. В дальнейшем такие планы составляются каждые два месяца с учетом результатов проведенных групповых и индивидуальных культурно-воспитательных мероприятий.

18. Работники учреждения, закрепленные за несовершеннолетним для проведения индивидуальной культурно-воспитательной работы с ним, по мере осуществления мероприятий вносят в дневник ИКВР информацию о проделанной работе и достигнутых результатах с выводами и рекомендациями по ее дальнейшему выполнению.

19. При направлении несовершеннолетнего в исправительное учреждение или его освобождении из учреждения дневник ИКВР, а также информационные материалы, полученные из образовательной организации и от органов государственной власти по месту жительства несовершеннолетнего, приобщаются к его личному делу.

Приложение N 1
к Порядку проведения
культурно-воспитательной
работы с несовершеннолетними
подозреваемыми и обвиняемыми,
содержащимися под стражей

Рекомендуемый образец

ЖУРНАЛ
учета проведения групповых культурно-воспитательных
мероприятий с несовершеннолетними подозреваемыми
и обвиняемыми

1. Учет культурно-воспитательных мероприятий, проводимых с несовершеннолетними

N п/п
Дата проведения
Наименование мероприятия
Кто проводил мероприятие (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, специальное звание (при наличии)
Число участников
Примечание

2. Контроль за ведением журнала, осуществляемый руководством учреждения

N п/п
Дата проверки
Результат проверки (замечания по ведению журнала)
Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, специальное звание (при наличии) проверяющего
Примечание

Приложение N 2
к Порядку проведения
культурно-воспитательной
работы с несовершеннолетними
подозреваемыми и обвиняемыми,
содержащимися под стражей

Рекомендуемый образец

                                  ДНЕВНИК
              индивидуальной культурно-воспитательной работы
              с несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым

Фамилия ___________________________________________________________________
Имя _______________________________________________________________________
Отчество (при наличии) ____________________________________________________

Подозреваемый,   обвиняемый   (осужденный)   в   совершении   преступления,
предусмотренного статьей (статьями) _________ Уголовного кодекса Российской
Федерации

Дата  поступления  в  следственный  изолятор  (помещение, функционирующее в
режиме  следственного  изолятора,  созданного на территории исправительного
учреждения уголовно-исполнительной системы) _______________________________

Приказом начальника _______________________________________________________
                        (наименование учреждения, дата и номер приказа)
за несовершеннолетним _____________________________________________________
                             (фамилия, имя, отчество (при наличии)
закреплены сотрудники:
1. ________________________________________________________________________
                    (фамилия, имя отчество (при наличии)
___________________________________________________________________________
               (должность, специальное звание (при наличии)
2. ________________________________________________________________________
                    (фамилия, имя отчество (при наличии)
___________________________________________________________________________
               (должность, специальное звание (при наличии)
3. ________________________________________________________________________
                    (фамилия, имя отчество (при наличии)
___________________________________________________________________________
               (должность, специальное звание (при наличии)
4. ________________________________________________________________________
                    (фамилия, имя отчество (при наличии)
___________________________________________________________________________
               (должность, специальное звание (при наличии)

                I. Общие социально-демографические сведения
                           о несовершеннолетнем
          (данные в разделе заносятся сотрудником воспитательной
                  службы учреждения по результатам беседы
                с несовершеннолетним, изучения его личного
                          дела и иных материалов)

1. Фамилия, имя, отчество (при наличии) ___________________________________
2. Дата и место рождения __________________________________________________
3. Адрес места жительства _________________________________________________
4. Образование ____________________________________________________________
5. Имеющаяся профессия ____________________________________________________
6. Проживал:
    - в семье с отцом и с матерью; в приемной семье;
    - без отца с __ лет; без матери с __ лет;
    - с отчимом с __ лет; с мачехой с __ лет;
    - у других родственников (законных представителей) с __ лет;
    -  в  организации  для  детей-сирот  и  детей, оставшихся без попечения
родителей _________________________________________________________________
                    (адрес и полное наименование организации)
7. Чем занимался до избрания меры пресечения в виде заключения под стражу:
    - учился в __ классе _________________________________________________;
                         (полное наименование образовательной организации)
    -  не  учился  и  не  работал;  жил  на  иждивении  родителей (законных
представителей);
    - учился без отрыва от работы (где и по какой специальности);
    -     находился     в     социально-реабилитационных     центрах    для
несовершеннолетних,  социальных  приютах,  центрах помощи детям, оставшимся
без  попечения  родителей,  специальных учебно-воспитательных учреждениях и
других специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в
социальной помощи и (или) реабилитации ___________________________________;
                                   (адрес и полное наименование учреждения)
    - работал ____________________________________________________________;
                         (полное наименование организации)
    - зарабатывал в месяц ________________________________________________;
    - на что тратил деньги _______________________________________________.
8. Сведения о близких родственниках (законных представителях):
Степень родства
Фамилия, имя, отчество (при наличии)
Место жительства, адрес
Род занятий
9.  Сведения о родственниках (друзьях), отбывающих (отбывавших) наказание в
местах лишения свободы ____________________________________________________
___________________________________________________________________________
10.   Взаимоотношения   между   родителями   (законными   представителями):
спокойные;    доброжелательные;    безразличные;   напряженные;   конфликты
(скандалы, драки) изредка, часто; иное: ___________________________________
11. Отношение к несовершеннолетнему в семье: часто меняющееся; агрессивное;
любят и заботятся; относятся равнодушно; другое ___________________________
___________________________________________________________________________
12.   Как  воспитывали  в  семье:  строго  с  применением  мер  физического
воздействия;  строго,  но  без мер физического воздействия; мягко; никак не
воспитывали; иное _________________________________________________________
13. Как поощряли в семье: словесно; подарками; деньгами; по-другому _______
14.  Отношение  несовершеннолетнего  к родителям (законным представителям):
доброжелательное; враждебное; безразличное; агрессивное;
иное ______________________________________________________________________
15.    Материальное    положение    семьи:   хорошее;   удовлетворительное;
неудовлетворительное.
16. Жилищные условия несовершеннолетнего __________________________________
17.   Отношение   несовершеннолетнего  к  учебе,  к  труду:  положительное,
отрицательное, безразличное, иное _________________________________________
18.  Свободное  время  преимущественно  проводил:  в  семье;  на  улице;  в
одиночестве; с друзьями, иное _____________________________________________
19. Отношение к курению: не курил, курил регулярно (изредка) с ___ лет
20.   Отношение   к   наркотикам:   не   употреблял,  пробовал,  употреблял
систематически   (иногда)   наркотические   средства,  химические  и  (или)
психотропные вещества (какие?) ____________________________________________
21.   Отношение   к   алкоголю:   не   употреблял,   пробовал,   употреблял
систематически (иногда) (нужное подчеркнуть)
22.  Разрешали  ли  родители  (законные представители) курить и употреблять
спиртное: да нет (нужное подчеркнуть).
23. Часто ли употребляли алкогольные напитки в семье
(нужное подчеркнуть):
    мать (мачеха): каждый день; иногда; никогда;
    отец (отчим): каждый день; иногда; никогда;
    брат (сестра): каждый день; иногда; никогда;
    бабушка (дедушка): каждый день; иногда; никогда.
24. Имеющиеся татуировки (описать): _______________________________________
___________________________________________________________________________
25.  Что  нравится  несовершеннолетнему:  читать книги, заниматься спортом,
слушать  музыку,  танцевать,  гулять  с  друзьями,  путешествовать;  шумные
компании, азартные игры, компьютерные игры, иное __________________________
26.  Привлекался  ли  ранее к уголовной ответственности (судимость, статья,
срок и вид наказания) _____________________________________________________
___________________________________________________________________________
27.    В    совершении    какого    преступления   подозревают   (обвиняют)
несовершеннолетнего _______________________________________________________
28.    Роль   в   совершенном   преступлении:   исполнитель,   организатор,
подстрекатель, пособник.
29.  Обстоятельства,  цели  и  мотивы  совершенного  преступления  (краткое
описание) _________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
30.   Что   толкнуло  на  совершение  преступления:  ненависть  или  вражда
(политическая,  идеологическая,  расовая,  национальная, религиозная либо в
отношении   какой-либо   социальной  группы);  алкогольное  (наркотическое)
опьянение;  материальные  трудности; месть; зависть; ссора с родителями; от
нечего делать; иное _______________________________________________________
31.  Кого считает виноватым в содеянном: виноват только я сам; виноваты мои
друзья;  виноваты мои родители; виновато окружающее общество; виноваты все;
никто не виноват; иное ____________________________________________________
32.    Отношение    несовершеннолетнего    к   совершенному   преступлению:
раскаивается;  безразличен;  гордится тем, что сделал; ничуть не жалеет; не
знает; иное _______________________________________________________________
33.  О  чем думал несовершеннолетний, когда совершал преступление: не думал
об    ответственности,   надеялся   избежать   ответственности,   относился
безразлично; иное _________________________________________________________
34. Отношение несовершеннолетнего к криминальной субкультуре ______________
___________________________________________________________________________
35. Поведение несовершеннолетнего до заключения под стражу:
    - самовольно совершал уход из дома (учреждения), бродяжничал, занимался
попрошайничеством;
    -   систематически   допускал   неисполнение   устава   образовательной
организации и правил ее внутреннего распорядка;
    -  задерживался  полицией  в  состоянии  алкогольного  (наркотического)
опьянения, по другому поводу ______________________________________________
    -   состоял   в   неформальной   молодежной   группе   антиобщественной
направленности,  в  том  числе  в  информационно-телекоммуникационной  сети
"Интернет" ________________________________________________________________
    -     отмечалось     антиобщественное     поведение,    систематическое
психологическое  и  (или)  физическое  агрессивное  поведение  в  отношении
другого   лица  или  лиц,  осуществляемое  в  том  числе  с  использованием
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ________________________
    - совершал административные правонарушения ____________________________
    -  совершал  общественно  опасные деяния, но не привлекался к уголовной
ответственности  в  связи  с  недостижением  возраста, с которого наступает
уголовная   ответственность,   или   вследствие  отставания  в  психическом
развитии, не связанного с психическим расстройством _______________________
    - совершал  акты членовредительства и попытки суицида, по какой причине
___________________________________________________________________________
    -  состоял  на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав,  в подразделении по делам несовершеннолетних органов внутренних дел с
___ лет (причина) _________________________________________________________
36.  Как  несовершеннолетний  воспринимает  изоляцию от общества: переносит
тяжело; безразлично; считает свое положение терпимым.
37. Взаимоотношения несовершеннолетнего с родственниками в настоящее время:
поддерживает  переписку, встречался во время свиданий, получает передачи/не
поддерживает переписку, не получает передачи, не имеет родственников.
38. Дополнительная информация:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

                       II. Социально-психологическая
                    характеристика несовершеннолетнего

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Выводы:

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Рекомендации:

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

                           III. КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН
              индивидуальной культурно-воспитательной работы
              с несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым
N п/п
Мероприятие
Сроки проведения и ответственный исполнитель
Дата выполнения
            IV. Индивидуальная культурно-воспитательная работа
                 с несовершеннолетним. Записи сотрудников

___________________________________________________________________________
                      (содержание проведенной работы)

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Выводы:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Рекомендации:

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________   ___________________
  (должность, фамилия, имя, отчество (при наличии)        (дата, подпись)

___________________________________________________________________________
                      (содержание проведенной работы)

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Выводы:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Рекомендации: _____________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________   ___________________
  (должность, фамилия, имя, отчество (при наличии)        (дата, подпись)

                   V. Записи иных сотрудников учреждения

___________________________________________________________________________
                      (содержание проведенной работы)

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Выводы:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Рекомендации:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________   ___________________
  (должность, фамилия, имя, отчество (при наличии)        (дата, подпись)

___________________________________________________________________________
                      (содержание проведенной работы)

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Выводы:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Рекомендации:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________   ___________________
  (должность, фамилия, имя, отчество (при наличии)        (дата, подпись)

             VI. Поощрения, примененные к несовершеннолетнему
N п/п
Вид поощрения
За что объявлено поощрение
Дата,
N приказа
             VII. Взыскания, примененные к несовершеннолетнему
N п/п
Вид взыскания
За что наложено взыскание
Дата,
N приказа (постановления)
          VIII. Контроль, осуществляемый руководством учреждения
N п/п
Дата проверки
Результат проверки (замечания по ведению дневника)
Фамилия, имя, отчество (при наличии, должность, специальное звание (при наличии) проверяющего
Примечание
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области