Приказ Минвостокразвития России от 26.11.2021 N 221 "Об утверждении Плана адаптации к изменениям климата Арктической зоны Российской Федерации"

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ
ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И АРКТИКИ

ПРИКАЗ
от 26 ноября 2021 г. N 221

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА
АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с абзацем первым пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 3183-р "Об утверждении национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года" в целях реализации мероприятия по разработке и утверждению отраслевого плана адаптации к изменениям климата Арктической зоны Российской Федерации, а также в целях формирования системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата Арктической зоны Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить прилагаемый План адаптации к изменениям климата Арктической зоны Российской Федерации.

2. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти Российской Федерации, ответственным за реализацию мероприятий национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года, руководствоваться Планом адаптации к изменениям климата Арктической зоны Российской Федерации при формировании региональных планов адаптации к изменениям климата.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Г.Г. Гусейнова.

Врио Министра
Г.Г.ГУСЕЙНОВ

Приложение N 1
к приказу Минвостокразвития России
от 26 ноября 2021 г. N 221

ПЛАН
АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Наименование субъекта адаптации:

Природно-техногенные комплексы Арктической зоны Российской Федерации.

2. Общее описание характерных климатических рисков (ретроспективных и прогнозных):

Значительная часть мировых климатологов объясняет глобальное потепление климата преимущественно естественными причинами. Они обусловлены положительной ветвью естественных циклических колебаний, укладывающейся в вековой цикл колебания климата (ориентировочно 70 - 100 лет).

В течение последних 80 лет наблюдается статистически значимый (на 5% уровне значимости) рост среднегодовой температуры в Арктической зоне Российской Федерации. Помимо роста температуры происходит значительный рост атмосферных осадков, особенно в зимний период. Криолитозона России подвергается воздействию достаточно сильных климатических изменений.

При этом, около 65% территории Российской Федерации находится в области многолетней криолитозоны, характеристики который в основном определяются температурой.

В результате, повышение температур грунтов, как основной климатический риск в Арктической зоне Российской Федерации, приведет к снижению несущей способности оснований зданий и инженерных сооружений и развитию опасных физико-геологических процессов в Арктике.

Кроме того, потепление климата Арктической зоны Российской Федерации оказывает влияние на уровень инфекционной заболеваемости населения. Причины этого явления разнообразны: смещение границ леса к северу, что вызывает расширение ареала возбудителей и переносчиков инфекционных заболеваний, передающихся с укусом клеща; увеличение случаев заболеваний морских млекопитающих, птиц, рыб и моллюсков, и дальнейшего заражения людей. Другая причина возможного ареала инфекционных заболеваний - это изменение путей миграции птиц.

Аналогично, следствием климатических изменений становится ограничение доступа к традиционной пище коренного населения и животного мира.

3. Результаты воздействия данных климатических факторов на Арктическую зону Российской Федерации:

В настоящее время около 40% зданий и инженерных сооружений в области многолетней криолитозоны имеют деформации. Деградация мерзлоты, по некоторым подсчетам, оказывается причиной 23% отказов технических систем и 29% потерь добычи углеводородов". Ученые из МГУ, РАН и Гидроспецгеологии посчитали и спрогнозировали вероятный ущерб от деградации мерзлоты, к 2050 году - в среднем 5 триллионов рублей.

Основными негативными результатами климатических изменений в Арктике являются:

- снижение несущей способности мерзлых оснований и повреждения инфраструктуры;

- активизация опасных процессов - термокарста, термоэрозии, наводнений и других;

- сокращение популяций (северный олень, белый медведь и др.) и трансформация биосферы;

- ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки и рост заболеваемости людей.

В свою очередь, к возможностям вследствие изменения климата в Арктической зоне Российской Федерации возможно отнести:

- улучшение ледовой обстановки и транспорта по Северному морскому пути и рекам в акватории Северного морского пути;

- интенсификация добычи некоторых водных биоресурсов;

- улучшение структуры и интенсификации сельского и лесного хозяйства;

- сокращение затрат на энергоресурсы.

4. Перечень приоритетных адаптационных мероприятий

N п/п
Наименование мероприятия
Сроки реализации (годы)
Вид документа и ожидаемый результат
Потребность в ресурсах (млн рублей)
Исполнитель
2021
2022
2023
2024
2025
I.
Общие организационные мероприятия
1.
Формирование межведомственной рабочей группы по вопросам адаптации к климатическим изменениям в Арктической зоне Российской Федерации
Ведомственный акт Минвостокразвития России.
потребность отсутствует
Минвостокразвития России, АНО "ИАЦ ГКА", заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и региональные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации Арктической зоны Российской Федерации, научные организации и учреждения
Создана межведомственная рабочая группа.
II.
Научно-методические и информационные мероприятия
2.
Подготовка рекомендаций в план научно-исследовательской и проектной работы научно-образовательного центра мирового уровня "Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования", осуществляющего исследования и разработки в интересах развития Арктики
Доклад в Правительство Российской Федерации.
потребность отсутствует
Минвостокразвития России, АО "КРДВиА", ФАНУ "Востокгосплан", АНО "ИАЦ ГКА"
Ежегодное предоставление задания на проведение научно-исследовательской и проектной работы.
3.
Подготовка доклада о состоянии нормативной и провоприменительной практике в Арктической зоне Российской Федерации с учетом необходимости нормативного обеспечения мероприятий по адаптации к изменению климата
Доклад в Правительство Российской Федерации.
потребность отсутствует
Минвостокразвития России, АО "КРДВиА", ФАНУ "Востокгосплан", АНО "ИАЦ ГКА"
Подготовлен доклад, включающий в том числе предложения по изменению нормативно-правовых актов.
4.
Подготовка ежегодного доклада о тенденциях изменения климата в Арктической зоне Российской Федерации и соответствующего влияния на осуществляемые в Арктической зоне процессы (включающего анализ и прогноз, оценку рисков, расчет прогнозируемого ущерба и рекомендуемые механизмы адаптации)
Доклад в Правительство Российской Федерации.
потребность отсутствует
Минвостокразвития России, ФАНУ "Востокгосплан", заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
Подготовлен доклад, включающий в том числе предложения по адаптационным мероприятиям.
5.
Подготовка доклада о проблемах адаптации к изменению климата и состоянию экологической среды в акватории Большого Северного морского пути
Доклад в Правительство Российской Федерации.
потребность отсутствует
Минвостокразвития России, АНО "ИАЦ ГКА", Госкорпорация "Росатом", ФАНУ "Востокгосплан"
Подготовлен доклад, включающий в том числе предложения по адаптационным мероприятиям.
6.
Подготовка доклада о проблемах адаптации населения, проживающего в Арктической зоне Российской Федерации, к изменениям климата в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
Доклад в Правительство Российской Федерации.
потребность отсутствует
Минвостокразвития России, АО "КРДВиА", ФАНУ "Востокгосплан"
Подготовлен доклад, включающий в том числе предложения по адаптационным мероприятиям.
III.
Мероприятии, направленные на устойчивое функционирование инфраструктуры в условиях климатических изменений
7.
Разработка "дорожной карты" внедрения инженерно-технических решений, обеспечивающих устойчивое функционирование инфраструктуры в условиях климатических изменений
Протокол заседания Государственной комиссии по вопросам развития Арктики
потребность отсутствует
Минвостокразвития России, АО "КРДВиА", ФАНУ "Востокгосплан", АНО "ИАЦ ГКА"
IV.
Мероприятия, направленные на устранение рисков причинения вреда здоровью, обусловленных изменениями климата, изучение и оценку воздействия таких изменений на источники возникновения и пути распространения, зависимых от них инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний
8.
Разработка методологии оценки влияния климатических изменений на здоровье граждан
Методика.
В рамках текущего финансирования Минздрава России
Минздрав России, Минвостокразвития России
Формирование методической базы прогнозирования и планирования мер по устранению негативного воздействия климатических факторов на здоровье населения
9.
Укрепление инфекционной службы с учетом прогнозов развития эпидемиологической ситуации
В соответствии с целевыми показателями федеральных и региональных программ развития здравоохранения
За счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных на соответствующие цели
Минздрав России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья
10.
Разработка и реализация коммуникационной кампании по таргетированному информированию граждан о влиянии климатических факторов риска на здоровье
Коммуникационная компания.
За счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных на соответствующие цели
Минздрав России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья
Увеличена доля лиц, информированных о факторах риска для здоровья и профилактики заболеваний
11.
Мониторинг состояния микрофлоры природной среды, возбудителей особо опасных инфекций, эпидемиологического состояния инфекционных болезней для прогнозов рисков и разработки мер минимизации негативных последствий
Информационные материалы, размещенные на сайте Роспотребнадзора Действующая система мониторинга
потребность отсутствует
Роспотребнадзор

5. Обязательные приложения к Плану адаптации

Приложение N 2.

Результаты оценки климатических рисков по отрасли экономики в соответствии с рекомендуемой формой, предусмотренной приложением N 7 к Методическим рекомендациям по оценке климатических рисков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 13 мая 2021 г. N 267.

Приложение N 3.

Результаты ранжирования адаптационных мероприятий в соответствии с рекомендуемой формой, предусмотренной приложением N 2 к Методическим рекомендациям по ранжированию адаптационных мероприятий по степени их приоритетности, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 13 мая 2021 г. N 267.

Приложение N 2

РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ КЛИМАТИЧЕСКИХ РИСКОВ

1.
Наименование отрасли экономики
Здания и инженерные сооружения всех отраслей
2.
Пороговые значения для объектов, уязвимых к климатическим факторам (с указанием этих объектов в разрезе ОКВЭД2, 5 знаков)
От 10 до 20% изменения несущей способности оснований в зависимости от класса зданий или инженерных сооружений
(указываются количественные значения гидрометеорологических и иных характеристик, превышение которых с высокой степенью вероятности (более 90%) приведет к потере работоспособности (прекращение нормального функционирования) либо ликвидации объекта воздействия)
3.
Минимальное и максимальное значение периода повторяемости пороговых значений в местах размещения отраслевых объектов, уязвимых к климатическим факторам
Повторяемости нет, нарастание риска по мере повышения температуры
(например, 1 раз в 10 лет)
4.
Описание прогнозируемого изменения повторяемости порогового значения (при наличии)
Нет
5.
Оценка возможного ущерба в результате превышения пороговых значений
У1 + У2 + У3 - (С + Р)
6 421 627,54 млн. руб. в АЗРФ
- балансовая стоимость оборудования и инфраструктуры, одновременно уязвимых к воздействию климатических факторов
У1
6 421 627,54 млн. руб. в АЗРФ
- суммарные затраты, связанные с заменой оборудования и инфраструктуры (кроме их стоимости), работоспособность которых может быть одновременно утрачена в результате воздействия климатических факторов
У2
Неизвестно, сопоставимые со стоимостью
- неполученный доход и дополнительные траты во время приостановления производственной деятельности (исходя из времени необходимого для замены вышедших из строя оборудования и инфраструктуры)
У3
Неизвестно
- страховое возмещение по договору имущественного и иного страхования при наступлении климатических рисков (при страховании этих рисков)
С
Неизвестно
- размер имеющихся резервов
Р Неизвестно
6.
Показатель уязвимости хозяйственной и иной деятельности
(У1 + У2 + У3) / (С + Р)
Крайне большой
7.
Контакты лица, ответственного за заполнение формы (ФИО, телефон, электронная почта) и дата заполнения
Брушков А.В.
+7(925)131-0020,
brouchkov@geol.msu.ru
09.09.2021

Приложение N 3

РЕЗУЛЬТАТЫ РАНЖИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1. Наименование субъекта адаптации
природно-техногенные комплексы Арктической зоны Российской Федерации
2. Распределение значимости подходов, учитываемых при ранжировании
Фактор
Компоненты фактора
Обозначение
Вес фактора
1
2
3
4
1. Эффект для снижения уровня риска
1.1. Сокращение площади подверженности территории с опасным уровнем климатического риска
Фактор 1.1
5
1.2. Снижение уровня риска для территории, подверженной опасному уровню климатического риска
Фактор 1.2
5
2. Эффект для снижения уязвимости объектов воздействия
2.1. Снижение показателя уязвимости
Фактор 2.1
30
2.2. Увеличение пороговых значений
Фактор 2.2
30
2.3. Использование страховых инструментов
Фактор 2.3
10
2.4. Обеспечение резервов (финансовые, материальные или другие)
Фактор 2.4
10
3. Эффект от использования предложений по использованию благоприятных возможностей изменений климата
Фактор 3
10
100%
3. Ранжирование адаптационных мероприятий
Метод соотнесения адаптационных мероприятий с факторами
Научно-исследовательская работа: "Анализ состояния вечной мерзлоты, тенденции ее изменения и социально-экономические последствия для регионов Арктики. Теоретическое обоснование основных параметров архитектуры и разработка принципов построения системы государственного мониторинга вечной мерзлоты в целях охраны и рационального использования криогенных ресурсов Арктики и устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации".
Наименование адаптационного мероприятия
Фактор 1.1
Фактор 1.2
Фактор 2.1
Фактор 2.2
Фактор 2.3
Фактор 2.4
Фактор 3
Максимальное значение веса для фактора (справочно, раздел 2)
Значение учета фактора адаптационным мероприятием
Сумма
Ранг
(Ранг присваивается по значению суммы каждого мероприятия в общей выборке)
Подготовка рекомендаций в план научно-исследовательской и проектной работы научно-образовательного центра мирового уровня "Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования", осуществляющего исследования и разработки в интересах развития Арктики
0
0
10
10
0
0
0
20
1
Подготовка доклада о состоянии нормативной базы и правоприменительной практике в Арктической зоне Российской Федерации с учетом необходимости нормативного обеспечения мероприятий по адаптации к изменению климата
0
0
5
0
5
5
0
15
2
Подготовка ежегодного доклада о тенденциях изменения климата в Арктической зоне Российской Федерации и соответствующего влияния на осуществляемые в Арктической зоне процессы
0
5
5
0
0
5
0
15
3
Подготовка доклада о проблемах адаптации к изменению климата и состоянию экологической среды в акватории Большого Северного морского пути
0
3
5
2
0
0
0
10
4
Подготовка доклада о проблемах адаптации населения, постоянно или временно проживающих в Арктической зоне Российской Федерации, к изменениям климата в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
0
0
5
0
0
5
0
10
5
Разработка "дорожной карты" внедрения инженерно-технических решений, обеспечивающих устойчивое функционирование инфраструктуры в условиях климатических изменений
0
0
5
0
0
5
0
10
6
Разработка методологии оценки влияния климатических изменений на здоровье граждан
0
0
0
0
0
5
0
5
7
Укрепление инфекционной службы с учетом прогнозов развития эпидемиологической ситуации
0
0
5
0
0
0
0
5
8
Разработка и реализация коммуникационной кампании по таргетированному информированию граждан о влиянии климатических факторов риска на здоровье
0
0
5
0
0
0
0
5
9
Мониторинг состояния микрофлоры природной среды, возбудителей особо опасных инфекций, эпидемиологического состояния инфекционных болезней для прогнозов рисков и разработки мер минимизации негативных последствий
0
0
5
0
0
0
0
5
10
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области