МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ
И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 9 ноября 2022 г. N 841
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ
О ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОДСИСТЕМАХ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ И ЭЛЕКТРОСВЯЗИ И ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ ЕДИНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В соответствии с абзацем вторым пункта 4 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 2, ст. 180), приказываю:
1. Утвердить:
Положение о функциональной подсистеме информационно-технологической инфраструктуры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
Положение о функциональной подсистеме электросвязи и почтовой связи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12 декабря 2011 г. N 342 "Об утверждении Положений о функциональных подсистемах информационно-технологической инфраструктуры и электросвязи и почтовой связи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 февраля 2012 г., регистрационный N 23319).
Министр
М.И.ШАДАЕВ
Приложение N 1
к приказу Министерства
цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 09.11.2022 N 841
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет организацию, состав сил и средств, а также порядок деятельности функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Функциональная подсистема информационно-технологической инфраструктуры РСЧС).
2. Функциональная подсистема информационно-технологической инфраструктуры РСЧС является частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).
3. Функциональная подсистема информационно-технологической инфраструктуры РСЧС объединяет координационные органы, органы управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство), Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) и подведомственных Министерству организаций, осуществляющих деятельность в области связи и информационных технологий (далее - организации), и действует на федеральном уровне.
4. Функциональная подсистема информационно-технологической инфраструктуры РСЧС действует в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации с учетом федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработанного в соответствии с пунктом 2.3 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 14, ст. 2028) и пунктом 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 2, ст. 180) (далее - Положение о РСЧС).
5. В режиме повседневной деятельности действуют Служба ответственных дежурных Министерства и Ситуационный центр Министерства, являющийся структурным подразделением Федерального государственного бюджетного учреждения "Связист" (далее - Ситуационный центр Министерства).
6. В режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации действуют Служба ответственных дежурных Министерства, Ситуационный центр Министерства, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства, Роскомнадзора и организаций.
7. Финансовое обеспечение деятельности Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС и мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и организаций в соответствии с пунктом 34 Положения о РСЧС.
II. Цель, задачи и функции Функциональной подсистемы
информационно-технологической инфраструктуры РСЧС
8. Целью Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС является обеспечение информационного обмена сведениями о целостности и устойчивости функционирования сети связи общего пользования и сети почтовой связи, в том числе при возникновении аварийных (нештатных) и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
9. Задачами Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС являются:
обеспечение органов управления РСЧС оперативной информацией о технологических нарушениях, авариях, нештатных, чрезвычайных ситуациях или иных событиях, оказывающих воздействие на функционирование сетей связи;
обеспечение оперативного информационного обмена сведениями о функционировании сети связи общего пользования и сети почтовой связи между федеральными органами исполнительной власти, организациями и операторами связи в режиме повседневной деятельности, в режиме повышенной готовности или при возникновении аварийных (нештатных) и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
информационная поддержка проведения мероприятий по восстановлению работоспособности сети связи общего пользования и сети почтовой связи в режиме повышенной готовности или при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
10. К функциям Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС относятся:
сбор и обработка информации о функционировании сетей связи, в том числе в режиме повышенной готовности и при возникновении чрезвычайных ситуаций;
обмен информацией о функционировании сетей связи, в том числе в режиме повышенной готовности и при возникновении чрезвычайных ситуаций;
сбор и обработка информации о технологических нарушениях, авариях, нештатных, чрезвычайных ситуациях или иных событиях, которые влияют или могут повлиять на функционирование сетей связи, или угрозе их возникновения;
прогнозирование возникновения или развития ситуаций, оказывающих влияние на функционирование сети связи общего пользования;
обеспечение координации деятельности операторов связи при введении автоматического межсетевого роуминга для обеспечения непрерывности оказания услуг подвижной радиотелефонной связи;
мониторинг и анализ информации о проведении мероприятий по восстановлению работоспособности сети связи общего пользования при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
систематизация и верификация данных о функционировании сетей связи из различных источников.
III. Организация управления Функциональной подсистемой
информационно-технологической инфраструктуры РСЧС
11. Для управления Функциональной подсистемой информационно-технологической инфраструктуры РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
12. Координационным органом является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства (далее - Комиссия). Комиссия создается в соответствии с Положением о РСЧС.
13. Постоянно действующими органами управления являются структурные подразделения (работники) Министерства, Роскомнадзора, уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
14. Органами повседневного управления являются Служба ответственных дежурных Министерства, Ситуационный центр Министерства.
15. Служба ответственных дежурных Министерства осуществляет информационное взаимодействие с МЧС России в рамках своих полномочий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
16. Ситуационный центр Министерства в рамках своих полномочий осуществляет консолидацию сведений и своевременное информирование МЧС России и Службы ответственных дежурных Министерства о состоянии сети связи общего пользования и почтовой связи в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
17. Служба ответственных дежурных Министерства и Ситуационный центр Министерства при выполнении своих функций в рамках Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС взаимодействуют с Комиссией.
18. На федеральном уровне реагирования действуют Служба ответственных дежурных Министерства, Ситуационный центр Министерства.
IV. Состав сил и средств Функциональной подсистемы
информационно-технологической инфраструктуры РСЧС
19. В состав сил Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС входят Служба ответственных дежурных Министерства, Ситуационный центр Министерства в части обеспечения информационного обмена, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства, Роскомнадзора и организаций.
20. К средствам Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС относятся информационные системы Ситуационного центра Министерства и информационные ресурсы Министерства, необходимые для осуществления (обеспечения) мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
V. Режимы работы Функциональной подсистемы
информационно-технологической инфраструктуры РСЧС
21. Режимы работы Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС устанавливаются в соответствии с Положением о РСЧС.
22. Органы управления и силы Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС действуют в следующих режимах:
а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
23. Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС осуществляются в соответствии с Положением о РСЧС.
24. Мероприятия Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС, проводимые в режиме повседневной деятельности:
сбор и обработка информации о функционировании сетей связи на территории Российской Федерации;
обмен информацией о функционировании сетей связи на территории Российской Федерации;
прогнозирование источников чрезвычайных ситуаций, способных повлиять на функционирование сетей связи;
систематизация и верификация данных о функционировании сетей связи из различных источников.
25. Мероприятия Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС, проводимые в режиме повышенной готовности:
сбор и обработка информации о функционировании сетей связи на территории, где объявлен режим повышенной готовности;
обмен информацией о функционировании сетей связи на территории, где объявлен режим повышенной готовности;
прогнозирование источников чрезвычайных ситуаций, способных повлиять на функционирование сетей связи на территории, где объявлен режим повышенной готовности;
оперативная систематизация и верификация данных о функционировании сетей связи из различных источников.
26. Мероприятия Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС, проводимые в режиме чрезвычайной ситуации:
сбор и обработка информации о функционировании сетей связи на территории, где объявлен режим чрезвычайной ситуации;
обмен информацией о функционировании сетей связи на территории, где объявлен режим чрезвычайной ситуации;
прогнозирование влияния источников чрезвычайных ситуаций на функционирование сетей связи;
обеспечение координации деятельности операторов связи при введении автоматического межсетевого роуминга для обеспечения непрерывности оказания услуг подвижной радиотелефонной связи;
оперативная систематизация и верификация данных о функционировании сетей связи из различных источников.
VI. Информационное взаимодействие функциональных
подсистем в рамках единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
27. Информационное взаимодействие Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС в рамках РСЧС осуществляется на основе двусторонних соглашений об информационном обмене и регламентов информационного обмена для организации информационного взаимодействия в соответствии с Положением о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 августа 2009 г. N 496 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 октября 2009 г., регистрационный N 15039), с изменениями, внесенными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 декабря 2019 г. N 784 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 марта 2020 г., регистрационный N 57907), и в соответствии с:
пунктом 5 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2022, N 45, ст. 7668);
Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 13, ст. 1545; 2022, N 26, ст. 4476);
Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305; 2021, N 44, ст. 7409).
28. Информационное обеспечение Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС состоит во взаимном обмене данными (их подготовке, хранении, сборе, обработке, анализе и передаче информации) со взаимодействующими органами управления.
29. Сбор и обмен информацией осуществляются через органы повседневного управления Функциональной подсистемой информационно-технологической инфраструктуры РСЧС.
30. Сроки и формы представления информации устанавливаются в соответствии с принятыми соглашениями и регламентами информационного обмена для организации информационного взаимодействия.
31. Информационное взаимодействие с иностранными государствами осуществляется в соответствии с международными договорами.
Приложение N 2
к приказу Министерства
цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 09.11.2022 N 841
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ И ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ
ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет организацию, состав сил и средств, а также порядок деятельности функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Функциональная подсистема электросвязи и почтовой связи РСЧС).
2. Функциональная подсистема электросвязи и почтовой связи РСЧС является частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).
3. Функциональная подсистема электросвязи и почтовой связи РСЧС объединяет координационные органы, органы управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство), Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор), подведомственных Министерству организаций (далее - организации) и операторов связи.
4. Для решения задач Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС могут привлекаться структурные подразделения Министерства, управления Роскомнадзора в соответствии с их компетенцией.
5. Функциональная подсистема электросвязи и почтовой связи РСЧС действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
6. Функциональная подсистема электросвязи и почтовой связи РСЧС действует в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации с учетом федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и планирующих документов Министерства, Роскомнадзора, организаций и операторов связи.
7. В режиме повседневной деятельности действуют Служба ответственных дежурных Министерства, Ситуационный центр Министерства, являющийся структурным подразделением Федерального государственного бюджетного учреждения "Связист" (далее - Ситуационный центр Министерства), Ситуационный центр Роскомнадзора, центры управления сетями связи операторов связи и дежурно-диспетчерские службы организаций.
8. В режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации действуют Служба ответственных дежурных Министерства, Ситуационный центр Министерства, Ситуационный центр Роскомнадзора, центры управления сетями связи операторов связи, дежурно-диспетчерские службы организаций, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства, Роскомнадзора, организаций и операторов связи.
9. Финансовое обеспечение деятельности Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС и мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и организаций в соответствии с пунктом 34 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 2, ст. 180) (далее - Положение о РСЧС).
II. Цели, задачи и функции Функциональной подсистемы
электросвязи и почтовой связи РСЧС
10. Целями Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС являются:
оказание услуг связи населению и органам управления РСЧС в зоне чрезвычайной ситуации и пунктах временного размещения;
готовность сетей связи для передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций;
своевременное проведение аварийно-восстановительных работ на сетях и объектах связи.
11. Задачи Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС решаются координационными органами и органами управления Министерства, Роскомнадзора на федеральном уровне, организациями и операторами связи в соответствии с их компетенциями и территориальным расположением на межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
12. Задачами Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС являются:
обеспечение устойчивого функционирования сети связи общего пользования и сети почтовой связи;
обеспечение органов управления Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС прогнозной информацией о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, создающих реальную угрозу целостности и устойчивости функционирования сетей связи;
обеспечение услугами связи органов управления РСЧС и населения в условиях чрезвычайной ситуации;
координация деятельности сил и средств Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС, направленная на поддержание ее в готовности для перевода в режим повышенной готовности и осуществление деятельности в условиях чрезвычайной ситуации;
организация и выполнение мероприятий по переводу органов управления, сил и средств Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи в режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации.
13. К функциям Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС относятся:
анализ состояния окружающей среды, влияющей на функционирование сетей связи на основании донесений о состоянии оперативной обстановки по чрезвычайным ситуациям, пожарам и другим бедствиям на территории Российской Федерации, представляемым МЧС России и другими источниками информации;
прогнозирование возможных рисков воздействия на единую сеть электросвязи Российской Федерации и сеть почтовой связи с учетом основных факторов чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к нарушениям ее целостности и устойчивости функционирования;
принятие решения о привлечении сил и средств Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС для предупреждения возникновения, развития или ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация и проведение аварийно-восстановительных работ на объектах и сооружениях связи сети связи общего пользования и сети почтовой связи в районе чрезвычайной ситуации;
организация взаимодействия и обмен информацией с другими федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
планирование и проведение тренировок для определения готовности сетей связи к ликвидации чрезвычайных ситуаций.
III. Организация управления Функциональной подсистемы
электросвязи и почтовой связи РСЧС
14. На каждом уровне Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
15. Управление Функциональной подсистемой электросвязи и почтовой связи РСЧС осуществляется с использованием сети связи общего пользования.
16. Координационными органами являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - Комиссии) Министерства, Роскомнадзора, организаций и операторов связи.
17. Комиссии Министерства, Роскомнадзора, организаций и операторов связи создаются в соответствии с Положением о РСЧС.
18. Решение о создании Комиссии операторы связи принимают самостоятельно.
19. Постоянно действующими органами управления являются структурные подразделения (работники) Министерства, Роскомнадзора, организаций и операторов связи, уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
20. Органами повседневного управления являются служба ответственных дежурных Министерства, Ситуационный центр Министерства, Ситуационный центр Роскомнадзора, центры управления сетями связи операторов связи, дежурно-диспетчерские службы организаций.
21. Описание системы управления Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС:
21.1. В повседневной деятельности осуществляется информационный обмен в рамках Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС в соответствии со сроками и формами представления информации, установленными принятыми соглашениями и регламентами информационного обмена для организации информационного взаимодействия.
21.2. При чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера органы управления Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС в рамках своих полномочий обеспечивают предоставление приоритетным пользователям линий связи, каналов связи, средств связи, включая пользовательское оборудование (оконечное оборудование), маршрутов почтовой связи в соответствии с Положением о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи при угрозе возникновения и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 921 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 22, ст. 3668).
22. Права и обязанности органов управления, входящих в состав Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС, создаваемой Министерством, определяются правовыми актами о данных органах управления.
23. Органы управления, осуществляющие взаимодействие с Функциональной подсистемой электросвязи и почтовой связи РСЧС на федеральном уровне:
Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
Главное управление "Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России" (НЦУКС);
комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти.
24. Органы управления, осуществляющие взаимодействие с Функциональной подсистемой электросвязи и почтовой связи РСЧС на региональном уровне:
комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
25. Органы управления, осуществляющие взаимодействие с Функциональной подсистемой электросвязи и почтовой связи РСЧС на муниципальном уровне:
муниципальные органы исполнительной власти;
общественные объединения и организации, выполняющие задачи в рамках РСЧС.
26. На федеральном уровне реагирования действуют Служба ответственных дежурных Министерства, Ситуационный центр Министерства.
27. На межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях реагирования действуют Служба ответственных дежурных Министерства, Ситуационный центр Министерства, Ситуационный центр Роскомнадзора, центры управления сетями связи операторов связи, дежурно-диспетчерские службы организаций.
IV. Состав сил и средств Функциональной подсистемы
электросвязи и почтовой связи РСЧС
28. В состав сил Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС входят Служба ответственных дежурных Министерства, Ситуационный центр Министерства, Ситуационный центр Роскомнадзора, центры управления сетями связи операторов связи, дежурно-диспетчерские службы организаций, аварийно-восстановительные (аварийно-профилактические) команды (бригады, расчеты) операторов связи, Комиссии Министерства, Роскомнадзора, организаций и операторов связи.
29. Количество и численность аварийно-восстановительных (аварийно-профилактических) команд (бригад, расчетов) определяют создающие их операторы связи, исходя из возложенных на них задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сети связи общего пользования и сети почтовой связи.
30. К средствам Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС относятся резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства, Роскомнадзора, организаций и операторов связи.
31. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом или организацией.
32. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут использоваться запасы материальных ценностей в составе мобилизационного резерва, находящиеся на ответственном хранении у операторов связи.
V. Режимы функционирования Функциональной подсистемы
электросвязи и почтовой связи РСЧС
33. Режимы функционирования Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС устанавливаются в соответствии с Положением о РСЧС.
34. Органы управления и силы Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС действуют в следующих режимах:
а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации на линиях и сооружениях связи сети связи общего пользования и объектах сети почтовой связи, прилегающей к ним территории;
б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
35. Режимы повышенной готовности или чрезвычайной ситуации могут устанавливаться для соответствующих органов управления и сил Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС решением Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации или операторов связи, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации.
36. Мероприятия Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС, проводимые в режиме повседневной деятельности:
сбор, обработка и обмен информацией в области защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
изучение состояния окружающей среды, влияющей на функционирование объектов, сооружений связи и сетей связи, прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций;
представление в МЧС России научно-аналитической и прогнозной информации об источниках чрезвычайных ситуаций в целях прогнозирования возникновения и развития возможных чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным регламентом;
разработка и реализация целевых и научно-технических программ в области повышения устойчивости функционирования сети связи общего пользования и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
обеспечение устойчивого функционирования сети связи общего пользования, сети почтовой связи и системы централизованного оповещения;
мониторинг обстановки в сети связи общего пользования и сети почтовой связи и анализ поступившей информации;
подготовка работников к действиям в чрезвычайных ситуациях;
организация и контроль эксплуатационно-технического обслуживания средств связи и оповещения;
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
создание, размещение, хранение и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации работников, материальных ценностей в безопасные районы, их размещению;
ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;
проведение тренировок с операторами связи и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации взаимодействия при проведении аварийно-восстановительных работ и оказании услуг связи в зоне чрезвычайной ситуации и пунктах временного размещения;
обеспечение информационного взаимодействия с МЧС России.
37. Мероприятия Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС, проводимые в режиме повышенной готовности:
сбор, обработка и представление информации о состоянии сетей связи и оказании услуг связи на территории возможного возникновения чрезвычайной ситуации;
введение круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС на стационарных пунктах управления;
усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и воздействия на функционирование сетей связи;
представление в МЧС России информации о состоянии сетей связи и объектов связи в зоне возможного возникновения чрезвычайной ситуации;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования объектов и сооружений связи в чрезвычайных ситуациях;
усиление дежурно-диспетчерских служб (или иных структурных подразделений, выполняющих функции оперативного управления);
приведение, при необходимости, сил и средств Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации;
формирование, при необходимости, оперативных групп (специальных групп) для выяснения обстановки в сетях связи непосредственно в районах возможных чрезвычайных ситуаций и выработки соответствующих предложений;
защита работников для обеспечения устойчивой работы сети связи общего пользования и сети почтовой связи;
уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
восполнение, при необходимости, резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение, при необходимости, эвакуационных мероприятий.
38. Мероприятия Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС в режиме чрезвычайной ситуации:
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
оповещение работников о возникших чрезвычайных ситуациях;
предоставление приоритетным пользователям линий связи, каналов связи, средств связи, включая пользовательское оборудование (оконечное оборудование), маршрутов почтовой связи в соответствии с Положением о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи при угрозе возникновения и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 921;
проведение мероприятий по обеспечению устойчивой работы сети связи общего пользования и сети почтовой связи;
проведение аварийно-восстановительных работ на объектах и сооружениях связи сети связи общего пользования и сети почтовой связи в зоне чрезвычайной ситуации;
анализ состояния сетей связи и средств связи в зоне чрезвычайной ситуации;
организация защиты работающих смен операторов связи в районах чрезвычайных ситуаций;
обеспечение устойчивой работы каналов связи и технических средств вещания, используемых в системах централизованного оповещения населения;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
поддержание непрерывного взаимодействия с заинтересованными органами и организациями по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению работников в чрезвычайных ситуациях;
предоставление в МЧС России информации о состоянии сетей связи и объектов связи в зоне чрезвычайной ситуации и пунктах временного размещения.
39. При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2277; 2016, N 27, ст. 4153), для органов управления и сил Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи, - режим чрезвычайной ситуации.
VI. Информационное взаимодействие функциональных
подсистем в рамках единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
40. Информационное взаимодействие Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС в рамках РСЧС осуществляется на основе двусторонних соглашений об информационном обмене и регламентов информационного обмена для организации информационного взаимодействия в соответствии с Положением о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 августа 2009 г. N 496 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 октября 2009 г., регистрационный N 15039), с изменениями, внесенными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 декабря 2019 г. N 784 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 марта 2020 г., регистрационный N 57907), и в соответствии с:
пунктом 5 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334;
Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30;
Правилами взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и передачи операторами связи сигналов оповещения и (или) экстренной информации о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 2322 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 1, ст. 175).
Информационное обеспечение Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС состоит во взаимном обмене данными (их подготовке, хранении, сборе, обработке, анализе и передаче информации) со взаимодействующими органами управления.
41. Сбор и обмен информацией осуществляются через органы повседневного управления Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС.
42. Сроки и формы представления информации устанавливаются в соответствии с принятыми соглашениями и регламентами информационного обмена для организации информационного взаимодействия.
43. Информационное взаимодействие с иностранными государствами осуществляется в соответствии с международными договорами.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области