МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 июня 2022 г. N 383н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"СПЕЦИАЛИСТ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ И АНАЛИЗУ
РЫНКА АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ"
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по исследованию и анализу рынка автомобилестроения".
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 октября 2014 г. N 707н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по исследованию и анализу рынка автомобилестроения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 ноября 2014 г., регистрационный N 34639);
пункт 158 Изменений, вносимых в некоторые профессиональные стандарты, утвержденные приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. N 727н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2017 г., регистрационный N 45230).
3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует до 1 марта 2029 г.
Министр
А.О.КОТЯКОВ
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 30 июня 2022 г. N 383н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СПЕЦИАЛИСТ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ И АНАЛИЗУ
РЫНКА АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ
218
|
|
Регистрационный номер
|
I. Общие сведения
Исследование рынка автотранспортных средств и их компонентов
|
31.012
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
Код
|
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Разработка и реализация комплекса мер и подходов для увеличения объема продаж автотранспортных средств и их компонентов
|
Группа занятий:
1221
|
Руководители служб по сбыту и маркетингу
|
2413
|
Финансовые аналитики
|
(код ОКЗ <1>)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
45.11
|
Торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности
|
45.19
|
Торговля прочими автотранспортными средствами
|
45.31
|
Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями
|
73.20.1
|
Исследование конъюнктуры рынка
|
(код ОКВЭД <2>)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный
стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Мониторинг товарных рынков автотранспортных средств и их компонентов
|
6
|
Выполнение маркетинговых исследований автотранспортных средств и компонентов
|
A/01.6
|
6
|
Систематизация данных маркетинговой информационной системы организации автомобилестроения
|
A/02.6
|
6
|
|||
B
|
Прогнозирование развития товарных рынков автотранспортных средств и их компонентов
|
6
|
Разработка программы маркетингового исследования товарных рынков автотранспортных средств и их компонентов
|
B/01.6
|
6
|
Разработка аналитико-прогностических моделей товарных рынков автотранспортных средств и их компонентов
|
B/02.6
|
6
|
|||
C
|
Разработка и реализация маркетинговой стратегии организации в автомобилестроении
|
7
|
Разработка маркетинговой стратегии организации в автомобилестроении
|
C/01.7
|
7
|
Реализация и управление бизнес-процессами маркетинговой стратегии организации в автомобилестроении
|
C/02.7
|
7
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Мониторинг товарных рынков автотранспортных средств и их компонентов
|
Код
|
A
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Специалист по маркетингу
Специалист по рекламе
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - бакалавриат
или
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее одного года в торговле при наличии среднего профессионального образования
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в области мониторинга товарных рынков автотранспортных средств
|
Дополнительные характеристики
Наименование классификатора
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2413
|
Финансовые аналитики
|
ЕКС <3>
|
-
|
Специалист по маркетингу
|
-
|
Агент рекламный
|
|
ОКПДТР <4>
|
24068
|
Менеджер (в подразделениях (службах) по маркетингу и сбыту продукции)
|
26585
|
Специалист по маркетингу
|
|
ОКСО <5>
|
5.38.02.04
|
Коммерция (по отраслям)
|
5.38.03.02
|
Менеджмент
|
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
|
Выполнение маркетинговых исследований автотранспортных средств и компонентов
|
Код
|
A/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Сбор и систематизация маркетинговой информации о рынке автотранспортных средств и их компонентов
|
Выявление конкурентных преимуществ выпускаемых автотранспортных средств и их компонентов
|
|
Необходимые умения
|
Определять факторы, влияющие на уровень продаж организации и емкость рынка
|
Находить данные из различных источников и выполнять их верификацию
|
|
Применять статистические и маркетинговые методы сбора, обработки, анализа маркетинговой информации и прогнозирования в автомобилестроении
|
|
Анализировать эффективность каналов сбора маркетинговой информации в автомобилестроении
|
|
Определять конкурентное окружение продукта на рынке автомобилестроения
|
|
Отслеживать изменения в социально-экономической ситуации потенциальных потребителей продукции
|
|
Осуществлять мониторинг нормативных правовых актов в области автомобилестроения
|
|
Сопровождать базы данных маркетинговой информации в автомобилестроении
|
|
Использовать информационные системы для сбора, обработки, анализа маркетинговой информации и прогнозирования
|
|
Выполнять требования к обеспечению сохранности и конфиденциальности информации
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации в области работы с конфиденциальной информацией
|
Основы маркетинга и делопроизводства
|
|
Основы микро- и макроэкономики
|
|
Основы устройства и конструкции транспортного средства
|
|
Основы информационных технологий и математической статистики
|
|
Экономическая география
|
|
Методы сегментирования рынка
|
|
Методика позиционирования продукции организации на рынке
|
|
Модельный ряд выпускаемой продукции
|
|
Статистические и маркетинговые методы сбора, обработки, анализа данных и прогнозирования
|
|
Конкуренты в сегменте рынка
|
|
Технический иностранный язык в области автомобилестроения
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Систематизация данных маркетинговой информационной системы организации автомобилестроения
|
Код
|
A/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Формирование баз данных маркетинговой информационной системы организации автомобилестроения
|
Ведение баз данных маркетинговой информационной системы организации автомобилестроения со структурированием и формированием методик систематизации данных
|
|
Разработка предложений по повышению конкурентоспособности продукции и сервисов организации автомобилестроения и увеличению объема продаж
|
|
Необходимые умения
|
Обеспечивать сохранность и конфиденциальность информации
|
Проводить мониторинг маркетинговой информационной системы в соответствии с установленным графиком
|
|
Выявлять и анализировать перечень моделей, имеющих наибольший потребительский спрос, в каждом продуктовом сегменте
|
|
Определять модели - аналоги продукта конкурентов
|
|
Документировать информацию о результатах мониторинга рынка автомобилестроения
|
|
Использовать информационные системы для сбора, обработки, анализа маркетинговой информации и прогнозирования
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации в сфере работы с конфиденциальной информацией
|
Основы математической статистики и информационных технологий
|
|
Основы устройства и конструкции автотранспортных средств
|
|
Статистические и маркетинговые методы сбора, обработки, анализа данных и прогнозирования
|
|
Методы сегментирования рынка
|
|
Методы ценового анализа
|
|
Методика позиционирования продукции организации на рынке
|
|
Конкуренция в сегменте рынка автомобилестроения
|
|
Основы защиты информации от несанкционированного использования
|
|
Основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности
|
|
Технический иностранный язык в области автомобилестроения
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Прогнозирование развития товарных рынков автотранспортных средств и их компонентов
|
Код
|
B
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Ведущий специалист по маркетингу
Ведущий специалист по рекламе
Менеджер по продукту/бренду
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - бакалавриат
или
Высшее образование - магистратура
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее двух лет в области мониторинга товарных рынков автотранспортных средств и их компонентов при наличии высшего образования - бакалавриат
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в области мониторинга товарных рынков автотранспортных средств и их компонентов
|
Дополнительные характеристики
Наименование классификатора
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2413
|
Финансовые аналитики
|
ЕКС
|
-
|
Менеджер
|
-
|
Менеджер по рекламе
|
|
ОКПДТР
|
24068
|
Менеджер (в подразделениях (службах) по маркетингу и сбыту продукции)
|
26585
|
Специалист по маркетингу
|
|
ОКСО
|
5.38.03.02
|
Менеджмент
|
5.38.04.02
|
Менеджмент
|
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
|
Разработка программы маркетингового исследования товарных рынков автотранспортных средств и их компонентов
|
Код
|
B/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Определение основных этапов и технологии проведения маркетингового исследования товарных рынков автотранспортных средств и их компонентов
|
Формирование перечней информации по направлениям маркетингового исследования товарных рынков автотранспортных средств и их компонентов
|
|
Разработка предложений, способствующих росту показателей продаж на товарных рынках автотранспортных средств и их компонентов
|
|
Необходимые умения
|
Обеспечивать сохранность и конфиденциальность информации
|
Отслеживать изменения в социально-экономической ситуации потенциальных потребителей продукции
|
|
Осуществлять мониторинг нормативных правовых актов в области автомобилестроения
|
|
Анализировать и прогнозировать изменение факторов, влияющих на уровень продаж и емкость рынка
|
|
Применять статистические и маркетинговые методы сбора, обработки, анализа маркетинговой информации и прогнозирования в автомобилестроении
|
|
Использовать информационные системы для сбора, обработки, анализа маркетинговой информации и прогнозирования
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации в области работы с конфиденциальной информацией
|
Основы математической статистики и финансово-экономического анализа
|
|
Основы макро- и микроэкономики
|
|
Основы стратегического маркетинга
|
|
Методы расчета емкости рынка
|
|
Методы ценового анализа
|
|
Технический иностранный язык в области автомобилестроения
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
|
Разработка аналитико-прогностических моделей товарных рынков автотранспортных средств и их компонентов
|
Код
|
B/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Систематизация результатов ретроспективного анализа товарных рынков автотранспортных средств и их компонентов
|
Прогнозирование развития и продвижения товарных рынков автотранспортных средств и их компонентов
|
|
Разработка предложений по увеличению объема продаж автотранспортных средств и их компонентов
|
|
Разработка аналитико-прогностических моделей развития и продвижения товарных рынков автотранспортных средств и их компонентов
|
|
Необходимые умения
|
Обеспечивать сохранность и конфиденциальность информации
|
Определять цели, задачи, целевую аудиторию, методы маркетингового исследования и репрезентативную выборку
|
|
Разрабатывать план-график, порядок и процедуры проведения маркетингового исследования
|
|
Разрабатывать инструментарий для проведения маркетингового исследования
|
|
Определять ресурсы для проведения маркетингового исследования
|
|
Организовывать проведение маркетингового исследования
|
|
Применять статистические и маркетинговые методы сбора, обработки, анализа данных и прогнозирования
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации в области работы с конфиденциальной информацией
|
Основы математической статистики и финансово-экономического анализа
|
|
Основы макро- и микроэкономики
|
|
Основы стратегического маркетинга
|
|
Методы расчета емкости рынка
|
|
Методы ценового анализа
|
|
Технический иностранный язык в области автомобилестроения
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Разработка и реализация маркетинговой стратегии организации в автомобилестроении
|
Код
|
C
|
Уровень квалификации
|
7
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Директор по маркетингу и рекламе
Заместитель директора по маркетингу
Заместитель директора по рекламе
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - магистратура
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее пяти лет в области мониторинга товарных рынков автотранспортных средств
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в области мониторинга товарных рынков автотранспортных средств
|
Дополнительные характеристики
Наименование классификатора
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
1221
|
Руководители служб по сбыту и маркетингу
|
ЕКС
|
-
|
Заместитель директора по коммерческим вопросам
|
-
|
Начальник отдела маркетинга
|
|
ОКПДТР
|
22047
|
Заведующий отделом (по маркетингу и сбыту продукции)
|
24698
|
Начальник отдела (по маркетингу и сбыту продукции)
|
|
ОКСО
|
5.38.04.02
|
Менеджмент
|
3.3.1. Трудовая функция
Наименование
|
Разработка маркетинговой стратегии организации в автомобилестроении
|
Код
|
C/01.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка концепции маркетинговой стратегии организации автомобилестроения
|
Разработка технического задания на создание маркетинговой стратегии организации в автомобилестроении
|
|
Информационно-аналитическое обеспечение формирования маркетинговой стратегии организации
|
|
Формирование разделов маркетинговой стратегии организации в автомобилестроении в соответствии с техническим заданием
|
|
Необходимые умения
|
Осуществлять планирование с учетом требований стандартов
|
Разрабатывать локальные нормативные акты по осуществлению планирования
|
|
Определять цели стратегии, производить анализ ресурсных возможностей, путей и способов их достижения
|
|
Анализировать последовательность, продолжительность работ и потребности в ресурсах
|
|
Необходимые знания
|
Основы менеджмента
|
Основы управления брендом
|
|
Основы стратегического маркетинга
|
|
Основы макро- и микроэкономики
|
|
Основы управления рисками
|
|
Управление проектами
|
|
Управление качеством
|
|
Методика бюджетирования
|
|
Методы планирования бизнес-процессов
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.3.2. Трудовая функция
Наименование
|
Реализация и управление бизнес-процессами маркетинговой стратегии организации в автомобилестроении
|
Код
|
C/02.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Создание маркетинговой информационной системы организации автомобилестроения для поддержки принятия управленческих решений по обеспечению конкурентоспособности организации на рынках
|
Формирование профессионально-квалификационной структуры персонала для реализации маркетинговой и рекламной деятельности организации автомобилестроения
|
|
Контроль реализации маркетинговой стратегии организации автомобилестроения
|
|
Подготовка предложений по оптимизации бизнес-процессов маркетинговой стратегии организации автомобилестроения
|
|
Необходимые умения
|
Разрабатывать модели бизнес-процесса организации автомобилестроения
|
Внедрять модели бизнес-процесса
|
|
Анализировать и выбирать показатели бизнес-процессов, требующие улучшения
|
|
Совершенствовать бизнес-процессы
|
|
Необходимые знания
|
Методы и средства управления бизнес-процессами
|
Процессный подход к управлению организацией
|
|
Система ключевых показателей результативности процессов
|
|
Теория управления бизнес-процессами
|
|
Менеджмент организации
|
|
Управление проектами
|
|
Другие характеристики
|
-
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, город Москва
|
|
Генеральный директор
|
Платыгин Дмитрий Николаевич
|
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1
|
Ассоциация "Объединение автопроизводителей России", город Москва
|
2
|
ОАО "КАМАЗ", город Набережные Челны, Республика Татарстан
|
3
|
Совет по профессиональным квалификациям в автомобилестроении, город Москва
|
4
|
Союз "Автопром Северо-Запад", город Санкт-Петербург
|
5
|
ФГАОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" имени В.И. Ульянова (Ленина)", город Санкт-Петербург
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<4> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
<5> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области